Сталин закончил духовную семинарию. Без иллюзий

В России духовные школы вплоть до начала XIX в. были стержнем народного образования. Духовные училища, семинарии и академии готовили преимущественно церковно- и священнослужителей.

Первоначально выпускникам духовных школ из-за принадлежности к духовному сословию было сложно поступить в светские учебные заведения и на государственную службу, но после 1863 г. ситуация изменилась. Выпускникам семинарий был открыт доступ в университеты, а детям духовных лиц – в светские средние школы. Часть выпускников семинарий свое образование применяли по прямому назначению, часть приносили пользу России на других поприщах, становились учеными, врачами, поэтами, военными и государственными деятелями. Вспомним самых известных семинаристов, не пошедших по церковному пути.

Михаил Сперанский

Михаил Сперанский

Известный реформатор Михаил Михайлович Сперанский (1772–1839) был сыном бедного приходского священника. Родителями он был отдан на обучение во Владимирскую семинарию, где с первого года учебы проявил яркие способности, за что по тогдашнему обычаю получил фамилию Сперанский, русским эквивалентом этого латинского слова является фамилия Надеждин. После Владимирской семинарии он был направлен для дальнейшей учебы в Александро-Невскую семинарию Санкт-Петербурга – так тогда называлась духовная академия в северной столице. По словам В.О. Ключевского, «Сперанский был лучшим, даровитым представителем старого, духовно-академического образования».

По окончании обучения карьера Сперанского резко пошла вверх, причем это происходило без «искательства и угодливости». Вскоре благодаря своим способностям он приблизился к императору Александру I, и по его поручению разработал проект общей политической реформы, которая охватывала весь строй политических и гражданских отношений. И хотя в жизни Сперанского был период кратковременной опалы, в российскую историю Михаил Михайлович, имевший лишь духовное образование, вошел как великий реформатор, основатель российской юридической науки и теоретического правоведения. Пушкин наделил его возвышенным эпитетом «гений блага».

К Николаю Гавриловичу Чернышевскому (1828–1889), сыну священника и выпускнику Саратовской духовной семинарии, как нельзя более подходит определение Достоевского: «Контингент атеистов всё-таки дает духовенство». Но революционные взгляды Николая Гавриловича сформировались не в семинарии, а во время учебы в Петербургском университете. Чернышевский был идейным вдохновителем революционного общества «Земля и воля».

Арестованный за антиправительственную деятельность, он более 20 лет провел в ссылке. В своем самом известном романе «Что делать?» Чернышевский вывел новый тип«особенного человека», которого наделил чертами революционной святости. Аскетизм главного героя Рахметова, который не пил вина, не касался женщины и ел черный хлеб, был скопирован со святых подвижников, с житиями которых автор был хорошо знаком. Ложная идея романа – построение Царства Божия на земле – заразила многих доверчивых молодых людей. Роман был воспринят как «богослужебная книга». Чернышевский стал духовным вождем революционного поколения «шестидесятников» и родоначальником народничества.

Некрасов называл Чернышевского пророком, и Чернышевский, пророчащий революцию, оказался не просто ее пророком, но и соавтором. Ленин, «перепаханный» романом, к 1917 г. уже точно знал, что делать.

Николай Добролюбов

Николай Добролюбов

Известный литературный критик, публицист и революционный демократ Николай Александрович Добролюбов (1836-1861) родился в семье нижегородского священника. Учился в духовном училище и Нижегородской семинарии, по окончании которой был направлен на обучение в Санкт-Петербургскую духовную академию, но вместо этого поступил в Главный педагогический институт. В юности Николай, как это видно из его Дневника, был набожным человеком, внимательно следил за своим внутренним миром, заботился о своей душе. Позже что-то в нем переменилось, душу он стал называть «душонкой» – «пропадай моя душонка», а в своих произведениях призывал читателя «взяться за топор», т.е. заняться революционным переустройством общества.

Тяга к писательству у Добролюбова возникла достаточно рано – уже в 13 лет он начал писать стихи, в семинарии его сочинения на философские темы достигали 100 страниц в объеме, а в зрелом возрасте эта тяга вылилась в огромное количество статей и рецензий. Литературным критиком он стал после неудачных беллетристических опытов.

Работы Добролюбова, несмотря на жанр, в котором он писал – литературная критика и рецензии – всегда содержали высказывания на общественно-политические темы. По своим взглядам он был «материалистом фейербаховского направления и последовательным революционером-разночинцем». Его близким другом и соратником по деятельности в журнале «Современник» был Чернышевский.

Умер Добролюбов в 25 лет с сознанием того, что не ничего успел сделать.

Иосиф Сталин

Сталин в молодости

Иосиф Виссарионович Джугашвили (1879–1953) – семинарист №1 в этом списке. С отличием закончил Горийское духовное училище, во время учебы нес послушание на клиросе. По окончании училища был направлен в Тифлисскую духовную семинарию, но увлекшись революционными идеями, учебу не завершил, его отчислили на последнем курсе.

После исключения из семинарии Сталин целиком посвятил себя революционной деятельности, а затем и внутрипартийной борьбе, результатом которой стала его безграничная власть над ⅙ частью мира. При Сталине в 1937–1939 гг. на Церковь обрушился очередной колоссальный удар, крупнейшая Поместная Церковь оказалась на грани исчезновения. Лишь Великая Отечественная война положила перемену в отношении Сталина к Церкви. В 1943 г. он принял трех иерархов РПЦ, с которыми обсудил вопросы восстановления церковной жизни.

Во время встречи Сталин задал митрополитам вопрос о причинах нехватки священнических кадров. На что митрополит Сергий (Старгородский) ответил: «Кадров у нас нет по разным причинам. Одна из них: мы готовим священника, а он становится маршалом Советского Союза ». О том, что Иосиф не принял священный сан, сокрушалась только его мать. Своего сына она хотела видеть священником.

Анастас Иванович Микоян (1895–1978) – единственный в этом списке неправославный семинарист. Микоян принадлежал к Армянской апостольской церкви. Но у монофизита Микояна с номинально православным Сталиным нашлась общая тема – революционная деятельность. Микоян учился в Тифлисской армяно-григорианской семинарии Нерсесян, которую закончил уже будучи членом РСДРП(б). Как пишет сам Микоян, в существовании Бога он разуверился во втором классе семинарии, а за споры с учителем Закона Божиего одноклассники стали звать его уже не Анастас, а Анаствац, что по-армянски значит «безбожник». Однако это не помешало ему продолжить обучение в Армянской духовной академии. В дальнейшем карьера Микояна схожа с карьерой Сталина. Анастас занимал высокие и ответственные посты.

Микоян был политическим приспособленцем, умеющим мимикрировать под любые обстоятельства. Про него даже ходила эпиграмма: «От Ильича до Ильича без инфаркта и паралича». Скончался Микоян в возрасте 82-х лет. Сегодня человек, жующий колбасу «Микоян», вряд ли вспомнит, в честь кого назван этот комбинат, производящий мясную продукцию.

Александр Василевский


Прославленный советский полководец Александр Михайлович Василевский (1895–1977) родился в селе Новая Гольчиха Кинешемского уезда Костромской губернии в семье регента церковного хора, впоследствии его отец принял священный сан. Александр окончил духовное училище в Кинешме и духовную семинарию в Костроме. Священником Василевский быть не хотел, он мечтал стать агрономом или землемером. Но обрабатывать землю Василевскому не довелось, ему пришлось ее защищать – началась Первая мировая война.

Родину Александр Михайлович защищал и во время Первой, и во время Второй мировой войны. Он руководил разработкой многих ключевых военных операций советских войск. Василевский был одним из главных организаторов обороны Москвы, он спланировал и подготовил контрнаступление под Сталинградом, осуществлял координацию фронтов в боях под Курском, во время освобождения Донбасса, на территории Крыма, в битвах на Правобережье Украины, Белоруссии и Прибалтике. Под командованием Василевского всего за 24 дня в августе 1945 г. советские и монгольские войска разгромили в Манчжурии Квантунскую армию Японии.

Проявлял ли интерес к христианской вере сын священника Александр Василевский хотя бы после 1943 г., когда Церкви была дарована относительная свобода, никаких свидетельств не имеется.

Андрей Власов

Советский военачальник Андрей Андреевич Власов (1901–1942) вошел в историю как генерал-предатель. Он родился в селе Ломакино Нижегородской губернии. По ходатайству отца, занимавшего должность церковного старосты, был принят в духовное училище, по окончании которого поступил в Нижегородскую семинарию. Когда в 1917 г. Власов увидел, что штык революции нацелен на Церковь, то немедленно бросил семинарию и пошел учиться на агронома. В 1919 г. после призыва в Красную Армию началось его восхождение по служебной лестнице. Власов обладал всеми качествами карьериста.

Но известность пришла к нему не с той стороны, с какой он хотел. В апреле 1942 г. генерал попал в немецкий плен.

Власов согласился сотрудничать с фашистами и возглавил т.н. «Комитет освобождения народов России» и «Русскую освободительную армию», составленные из пленных советских военнослужащих. Он написал открытое письмо «Почему я стал на путь борьбы с большевизмом» и совершал агитпоездки по еще оккупированным территориям, в которых призывал поддержать «освободительное движение».

В 1945 г. генерал-изменник был взят в плен, доставлен в Москву, где после суда был повешен.
Есть мнение, что Власов во время своего нахождения в Германии исповедовался и причащался. Но это всего лишь легенда.

Вконтакте


Иосиф Сталин - генеральный секретарь ВКП(б) - КПСС (1922-1953)

И.В. Сталин родился 9 декабря (по григорианскому календарю 21 декабря) 1879 г. Родители по-разному представляли себе судьбу сына. В 1888г. мать записала его в местное духовное училище. Но вскоре Виссарион забрал его оттуда, так как хотел, чтобы сын стал тоже сапожником. Но все-таки вскоре мать его опять вернула в училище. В 1890 г. умер отец. Мать работала прачкой в богатых семьях. Эта женщина прожила долгую жизнь. Она увидела, как ее сын стал руководителем гигантской страны. Сама она вела скромную, простую жизнь в Грузии. По просьбе сына она на короткое время переселилась в Кремль, но вскоре вернулась обратно домой. Там она и умерла в 1937 году.
В духовном училище Джугашвили считался одним из лучших учеников. Он выделялся природным умом и хорошей памятью. В июне 1894 года, по окончании училища был отмечен как лучший ученик, и по советам учителей в сентябре 1894 года поступил в Тифлисскую православную духовную семинарию. В эти годы он был слушателем семинарии, получавший стипендию. Семинаристы жили по жесткому расписанию, инспектора поддерживали жесткую дисциплину. Учась в семинарии, молодой Джугашвили анализировал свои ранние жизненные впечатления. Он попал в такое общество, в котором молодой человек, думавший самостоятельно и отличавшийся упрямством, должен был бороться за себя. Еще не достигнув 16 лет он начал печатать свои стихи в местной газете. О последних годах обучения Сталина в семинарии известно очень мало. В семинарии он много читал, регулярно посещал библиотеку. Постоянно получал предупреждения за чтение запрещенной литературы. Упрямый по характеру он часто спорил с товарищами по общественным и научным проблемам.
Первое знакомство с марксизмом относится к 1897 году. По настоянию своих знакомых Саши Цулукидзе и Ладо Кецховели он начинает внимательно знакомиться с социалистической и марксистской литературой. Крутым поворотом на пути революционного становления молодого Джугашвили явился август 1898 года. Тогда он стал членом социал-демократической организации под названием «Месаме Даси». Позднее с этого момента отсчитывался партийный стаж Сталина. Организация, название которой в переводе означает «третья группа», была образована в 1892 году, и, поскольку у нее не было националистических целей, царские власти проявили к ней терпимость и позволили ей действовать легально. В конце 1898 года Джугашвили регулярно принимает участие в сходках читательского социалистического кружка «Месаме Даси». В то время он еще только учился писать практические работы. Весной 1899 года все чаще молодой Джугашвили вступал в конфликты с дирекцией семинарии. После того как он получил сразу несколько замечаний по поводу неявки на экзамен и нарушения режима, его исключили из семинарии. Потом он остался без работы и на короткое время вернулся домой в Гори. В конце года 28 декабря он получил работу и служебную квартиру в Тифлисской физической обсерватории. Имея работу для прикрытия, он посвятил себя нелегальной деятельности. Участвовал в организации революционных выступлений.
В 1900 году в Тифлис прибыл В.К. Курнатовский – представитель редакции «Искры», которую редактировал Ленин, и познакомился с руководителем демонстрации. Это был первый контакт Джугашвили с революционными силами за пределами Закавказья.

Весной 1901 года тифлисские социал-демократы готовились к празднованию 1 мая. Охрана арестовала многих революционеров. Добрались и до Джугашвили. Сделали обыск в его квартире. Пришлось ему перейти на нелегальное положение. В течение 16 лет он жил под различными фамилиями, скрываясь от полиции. Джугашвили стал профессиональным революционером, солдатом подпольной организации, боровшейся за власть. Джугашвили среди революционеров был известен под кличками – Коба, Иванович, Василий. Он с самого начала относился к типу социал-демократов организаторов – людей практики. В нем не чувствовалась одухотворенная решительность интеллигента, хотя с 1901 года он регулярно работал в партийной печати. Его образованность напоминала образованность самоучки. Его произведения не несли следов работы над литературой, выходившей за рамки прочитанного в семинарии. Как в то время, так и позднее, он скорее писал для сравнительно необразованных людей. Во всех его работах и выступлениях до конца жизни чувствовалась склонность к диалектике. Он с большим удовольствием использовал форму вопросов и ответов. Ход его мысли был прост и прямолинеен. Эти особенности стиля можно объяснить как внутренним движением его души, так и влиянием обучения в духовной семинарии. Для его статей не было характерно теоретизирование, поэтому они, несомненно, были общедоступны и понятны. В условиях начала XX века эта особенность имела первостепенное значение для революционера пропагандиста.
В ноябре 1901 года Джугашвили становится членом тифлисского комитета РСДРП. Но многие товарищи были недовольны его грубостью и манерой поведения. Именно тогда он взял себе псевдоним – Коба из романа Александра Казбеш «Отцеубийца». В романе Коба неподкупен, крепок духом, неустрашим. В 1902-1903 гг. Коба шесть раз подвергался арестам, сочинял прокламации, отсидел год в тюрьме. Шесть раз он был сослан в Сибирь и столько же раз ему удавалось бежать.
На II съезде РСДРП наметился раскол партии на меньшевиков и большевиков. Большевистские принципы построения партии полностью соответствовали характеру Кобы. Он относился к тому типу профессиональных революционеров, для которых ленинское понимание построения партии имело решающее значение. Однако в годы подполья стало явным расхождение взглядов Ленина и Кобы. По мнению Ленина, партия должна быть авангардом масс. Коба же определенным образом абсолютизировал организацию. Он склонялся к тому, что закрытая организация испытанных борцов стоит больше, чем стихийные движения масс.
Меньшевик Арсенидзе в воспоминаниях о Кобе этого периода характеризовал у него полное отсутствие человеческих мотивов революционера. Отсюда и вытекало его отношение к людям как к вещам, а к вещам он подходил исключительно на основе чистой целесообразности. Не чувствовался в нем характерный для революционера внутренний огонь, не было видно душевной теплоты. Выражался он грубо, а в речи чувствовалась сила и настойчивость. В этот период своей деятельности Коба пишет листовки, брошюры, принимает участие в заседании конференции 1905 года, где впервые встретился с Лениным.
О своих впечатлениях он позднее писал: «Я надеялся увидеть горного орла нашей партии, великого человека, великого не только политически, но и физически… Каково же было мое разочарование, когда я увидел самого обыкновенного человека, ниже среднего роста, ничем не отличающегося от обыкновенных смертных».
Коба, будучи типичным представителем российских комитетчиков, обходился, в отличие от Ленина, без непосредственных связей с международным рабочим движением. Его опыт формировался в условиях царского самодержавия. Это воспитывало в нем сочувствие к кадрам, работавшим внутри страны, вызывало симпатию к образу мышления практических организаторов, и порождало недоверие к эмигрантам.
На съезде партии в Стокгольме обсуждался вопрос о боевых отрядах партии. Была принята резолюция с осуждением террористических акций (грабеж банков, почтовых вагонов, перевозящих деньги), которые в тот период все меньше носили политический характер. Но Кобы продолжал руководить этими акциями террора. Его даже хотели судить партийным судом за нарушение этой резолюции.
О Сталине говорят, что теория не была его сильной стороной. Когда он познакомился с марксизмом, то его привлекла ориентированность на политическую практику. Марксизм был для Сталина единым учением, которое дает веру в ликвидацию социального неравенства и указывает практике путь, ведущий к этому.
В 1909-1910 годах он опубликовал ряд статей «Партийный кризис и его задачи», «Письма с Кавказа», «Наши цели», «Наказ петербургских рабочих своему рабочему депутату». В эти годы он активно работает в VI (Пражской) Всероссийской конференции РСДРП, побывал в Москве, в Кракове, в Вене. В Вене он познакомился с Троцким, Н.И. Бухариным.
В 1914 году он написал статью «марксизм и национальный вопрос». Ленин с одобрением оценил эту работу. Интересы классовой борьбы требовали объединения пролетариата каждой нации в централизованную партию. И 10 лет спустя именно по этому вопросу между Лениным и Сталиным вспыхнул самый значительный политический конфликт.
У Сталина почти не было друзей. Он всю свою жизнь подчинил требованиям нелегальной борьбы. Когда он находился в ссылке, жил подчеркнуто замкнуто, ни с кем особо не общаясь. Что касается замкнутости, то она была в природе его души, к тому же умение молчать помогало ему в нелегальной работе. В более поздние годы как сотрудники, так и враги Сталина могли убедиться в непредсказуемости его поведения. Сталин никогда никому не доверял своих затаенных мыслей. Он обладал выдающейся способностью молчать, в то время, когда все слишком много говорили. В своих ссылках он мало общался с товарищами по партии. Свердлов, живший с ним в ссылке, писал о нем как о большом индивидуалисте. «В условиях тюрьмы человек перед вами обнажается, проявляется во всех своих мелочах. С товарищем Сталиным мы теперь на разных квартирах, редко и видимся».
Джугашвили был неизменно горд, замыкался в себе со своими мыслями и планами. По отношению к Свердлову вел себя заносчиво и отклонил предложенное тем примирение.

Массы все больше поворачивались к большевикам, стремившимся с весны 1917 года к переходу от буржуазно-демократической революции к революции пролетарской. К моменту выхода из подполья в большевистской партии насчитывалось 24 тысячи членов.
Сталин и Каменев, приехавшие из ссылки, возглавили газету «Правда». Статья «О войне» вызвала всеобщее недоумение в партийных кругах. Умеренный тон статья вызвал негодование среди петроградских рабочих. Они потребовали исключение Сталина и Каменева из партии.
В другой своей статье «Об условиях победы русской революции» Сталин не дает никаких рекомендаций относительно политики в отношении временного правительства. Об общей слабости политической оценки обстановки Сталиным хорошо свидетельствует тот факт, что редактируемая им «Правда» не опубликовала серию писем Ленина под названием «Письма издалека», за исключением первого письма, отредактированного и значительно сокращенного работниками «Правды». В этот период Сталин не мог дать четкой последовательной программы действий. Возвращение Ленина на родину изменило соотношение сил в партии. Апрельские тезисы Ленина отвечали сокровенным мечтам масс. Сталин быстро, без колебаний, присоединился к новой линии. Это видно по его статьям и выступлениям после VII (Апрельской) Всероссийской конференции РСДРП(б). Сталин, несмотря на свои заблуждения в прошлом, стремления к соглашательству, сравнительно небольшую известность в широких кругах партии, на Апрельской конференции, был избран в состав ЦК. В ходе конференции он выступил с докладом по национальному вопросу. Его роль в течение 1917 года ни в коем случае не была второстепенной. В вопросах тактики он допускал колебания. Но как типичный организатор он несколько раз в течение лета испытывал трудности.
В июле, в период обостренной политической обстановки, когда партия почти готова была выдвинуть лозунг вооруженного выступления, его опять охватили сомнения. Сначала он выступил за восстание, затем изменил свою точку зрения, а позже уже отрицал, что вообще когда-то думал о вооруженном выступлении.
В период подготовки Октябрьского вооруженного восстания во взглядах Сталина можно проследить характерную двойственность Его каждодневные политические маневры, тактические шаги преследовали цель добиться равновесия и примирения взглядов в ходе дискуссий. Он хотел этого достичь любой ценой, даже тогда, когда наступило время неотложных, решительных действий. В подобном духе в качестве одного из редакторов центрального партийного органа газеты «Рабочий путь» он подвергал цензуре статьи Ленина, которые считал недопустимо острыми по тону, даже воспрепятствовал публикации некоторых писем. Сталин редко выступал перед широкой публикой. Сильный грузинский акцент и неторопливые, медлительные жесты делали из него плохого оратора. Однако в качестве «газетного оратора» он был действительно эффективен. Своими постоянными вопросами и ответами оказывал воздействие на читателя. Но в те дни автор на жгучие вопросы тех дней давал относительно прохладные ответы.
Точно не известно, где провел судьбоносный день 25 октября Сталин, который в то время проживал на квартире своего будущего тестя Сергея Аллилуева. Его имя не упоминается среди руководителей восстания.

Шестьдесят лет назад умер И. В. Сталин - человек, споры о котором не затихают и вряд ли утихнут в обозримом будущем. Человек, которого одни считают величайшим гением, другие - величайшим преступником. Среди православных христиан тоже нет единства мнений - кто-то воспринимает его как царя Ирода, кто-то - как «богоданного императора». В церковной среде бытует множество мифов о Сталине, кое-кто даже пытается объявить его святым. Как же на самом деле относился Сталин к Православию и можно ли вообще считать его верующим? Об этом мы беседуем с кандидатом исторических наук, старшим научным сотрудником Института российской истории, автором фундаментальной монографии «Сталин. Власть. Религия» Игорем Александровичем Курляндским.

Игорь Александрович, Вы лично сталкивались с мифологемами на тему Сталина - как позитивными, так и негативными?

Да, неоднократно. Например, есть миф о «православном» Сталине - что он втайне от «товарищей по партии» исповедовал православную веру и вел подлинно духовную жизнь. А есть и негативный миф - что человеком он был глупым и недалеким, малообразованным. Конечно же, и тот, и другой миф не имеют никакого отношения к реальности.

Но ведь те, кто убежден в святости Сталина, ссылаются на факты: что он встречался с митрополитом гор Ливанских Илией, что его благословила Матронушка, что он посылал в храмы записки с перечислением грехов, что по его приказу был облёт Москвы с иконой Казанской Божией Матери на борту.

Постойте, какие же это факты? Для историка факты - это то, что подтверждено заслуживающими доверия источниками, то есть архивными документами, многочисленными воспоминаниями современников. Если задаться целью найти источник всех этих околоцерковных рассказов о «православном Сталине», то вы не найдете ничего - кроме разве что сомнительных брошюрок, авторы которых не приводят никаких доказательств своим фантазиям. В отличие от документальных свидетельств участия Сталина в репрессиях, в том числе и в гонениях на Русскую Православную Церковь.

Как историк, много лет занимающийся изучением жизни и деяний Сталина, могу подтвердить, что никакой встречи Сталина с митрополитом гор Ливанских Илией (Карамом) не было, равно мифами и выдумками являются сказания о посещении Сталиным блаженной Матроны, о посланных им в московские храмы записках с перечислениями грехов. Не было никакого облета Москвы с иконой Казанской Божией матерью на борту. Это ложь, распространяемая или по невежеству, или с злонамеренной целью поддержать в общественном сознании легенду о «православном Сталине». А для нее нет никаких оснований.

Надо помнить, что советское государство, хоть и изменило в 1943 году формат своих отношений с Церковью, все равно оставалось по своей идеологии атеистическим. А пресловутый «поворот» был обусловлен не духовными и романтическими, а сугубо прагматическими мотивами, о чем уже есть обстоятельные исследования современных историков - О. Ю. Васильевой, М. В. Шкаровского, Вашего покорного слуги и других. Реальные документы и факты не позволяют говорить о том, что Сталиным в повороте политики к «новому курсу» в государственно-церковных отношениях в 1943 году двигали духовные причины, обусловленные его семинарским прошлым, симпатией к религии и Православию и др.

Когда и в какой политической, идеологической ситуации началось участие Сталина в вопросах, связанных с отношением советской власти к Церкви?

Сталин начал принимать участие в решении вопросов, связанных с отношением советской власти к Церкви, с 1922 года, когда он, как генеральный секретарь ЦК РКП (б), безукоризненно проводил ленинско-троцкистский план по разгрому и ограблению Русской Православной Церкви под предлогом помощи голодающим.

Потом в 1923 году он сыграл большую роль в смягчении прежней антицерковной линии, выработке более осторожной политики в вопросе закрытия церквей, лично редактировал циркуляр ЦК по этому вопросу. Да и патриарх Тихон был выпущен на свободу не без его участия. Диктовалось все это конъюнктурными причинами борьбы с Троцким и, так сказать, общей логикой развертывания в стране НЭПа как политики, предполагающей частичную либерализацию общественных отношений.

Но тот же Сталин сыграл руководящую и направляющую роль в свертывании в 1927-1930 годов так называемого «религиозного НЭПа», в организации нового масштабного наступления на религию и Церковь, перехода к политике массовых репрессий и гонений. Об этом подробно, на документах и фактах, я пишу в своей книге «Сталин. Власть. Религия». В 1937-1938 годах Сталин руководил массовым истреблением православного епископата, религиозных лидеров других конфессий, священноцерковнослужителей и мирян.

Правда ли, что в 30-е годы существовал план официальной ликвидации Церкви, была намечена дата закрытия последнего храма?

Нет, такого конкретного плана в 30-е годы не существовало. Он был просто не нужен, потому что программа большевистской партии и сама доктрина марксизма не оставляли в будущем «счастливом обществе» места для религии, для Церкви, для религиозного сознания. Партия большевиков была главной и единственной легальной политической силой в советском обществе 1930-х годов, а марксизм - идеологическим фундаментом этого государства. Следовательно, тактические повороты в отношении религии могли быть в советской реальности самыми разными, - от гонений и ужесточения до «оттепели» и «нового курса». У армии партийных работников при любых вариантах было твердое представление, что религия - это отжившая идеология, пережиток «проклятого прошлого», от которого рано или поздно советские люди избавятся.

Сталин в юности учился в духовной семинарии. Повлияло ли это на его отношение к Церкви?

Согласно многочисленным источникам, в старших классах семинарии Иосиф Джугашвили потерял интерес к духовной учебе, из «отличника» и «хорошиста» он превратился в «троечника», а духовные уроки шли мимо его ушей. В Тифлисской семинарии были прекрасные педагоги и сильная программа, но у него уже сменились интересы. Потеряв желание учиться и решив не делать никакой духовной карьеры, Джугашвили ушел из семинарии до окончания курса. Ушел в революционную деятельность, оставшись духовно непросвещенным человеком, несмотря на все прежнее духовное образование.

Учеба в семинарии уж точно не повлияла на то, что в военные годы он смягчил государственную политику в отношении к Церкви. Более того, я полагаю, что своих духовных учителей он впоследствии ненавидел. Малоизвестный факт, - ректор первых лет учебы Сталина в семинарии митрополит Серафим (Мещеряков) был расстрелян в 1933 году по постановлению одной из «троек», созданных по решению того же Сталина («тройки» при местных органах ГПУ создавались с 1930 года в рамках кампании по коллективизации).

Кстати, из советских руководителей не только у Сталина было за плечами семинарское образование. Например, это А. И. Микоян, Н. И. Подвойский, А.К. Воронский, Миха Цхакая и другие. Учеба в семинарии никак не смягчила их отношение к Церкви.

В чем причины таких жизненных поворотов? В семинариях что-то не так было, или причины чисто внешние?

На этот вопрос пытаются ответить и я, и известный исследователь духовного образования той эпохи, доктор исторических наук Т.Г. Леонтьева. Ответ - и в семинариях не все было, как надо, и внешние причины тоже сказывались. В семинариях отрицательно влияли зубрежка, формализм, казарменный дух обучения, в национальных окраинах добавлялись и русификаторские тенденции. С другой стороны, революционное движение всячески стремилось дискредитировать религию и Церковь, и порождаемые им настроения проникали в семинарскую среду. Сказывалось антицерковное влияние окружающей среды в целом, - несмотря на строгие семинарские порядки, воспитанники находили выходы в окружающий мир.

В своей книге «Сталин. Власть. Религия» я пытаюсь ответить на этот вопрос. Мой вывод, - таким убежденным атеистом и материалистом, как некоторые выдающиеся вожди российского коммунизма, вроде Ленина, Троцкого и Бухарина, Сталин не стал. Тому свидетельства, - и его пометки на произведениях ряда русских и зарубежных классиков, изученные моим учителем, одним из крупнейших исследователей сталинской темы Б. С. Илизаровым (в них присутствуют следы размышлений на тему Бога и бессмертия, невозможные для человека, радикально их отрицающего). Характерны, например, в этой связи замечания Сталина на полях сочинения Франса, «Воскресения» Л.Н. Толстого, «Братьев Карамазовых» Ф.М. Достоевского и других известных произведений. Так, например, Сталин исчеркал диалог Анатоля Франса «О Боге», - и в одном месте написал свой вывод о причине непостижения людьми Бога: «Следов не знают, не видят. Его для них нет», оставляя таким образом «лазейку» для бытия Божиего. Нельзя не отметить и факты пародирования Сталиным некоторых религиозных черт в тщательно выстраиваемом им культе своей собственной персоны, а также в культе Ленина, в коммунистической символике. Для последовательного атеиста такие действия представляются невозможными.

Я убежден, что по своему отношению к религии Сталин был агностиком, то есть человеком, не веровавшим ни в существование Бога, ни в его отсутствие. Это обстоятельство (а не выдуманное сталинское «православие», как многие считают) и облегчило ему маневрирование в отношении религии и Церкви в годы войны. Для него этот атеистический момент не являлся вопросом принципа.

Выражал ли он где-то в своих речах, в своих текстах отношение к вере, Богу, Русской Православной Церкви?

Да, выражал неоднократно и в 1920-е годы, и это его отношение было последовательно отрицательным. Приведу на эту тему пару цитат. Так, в своей беседе с американской рабочей делегацией в 1927 году он объявил, что дело ликвидации религиозного духовенства будет доведено до конца, а в беседе с рабселькорами 1928 года сказал, что «наша страна признала, что религия не нужна», призвал издевательски высмеивать духовенство и объявил: «конечно, мы за то, чтобы превратить все церкви в клубы».. Надо иметь в виду, что эти тексты были рассчитаны на публичные выступления перед партийной и рабоче-крестьянской аудиториями. У Сталина нет отдельных речей или статей, полностью посвященных религиозным проблемам, но фрагменты на эту тематику у него есть, и в своей книге «Сталин. Власть. Религия» я их анализирую.

До сих пор идут споры о масштабе репрессий по отношению к верующим людям и духовенству. Одни говорят, что в 37-38 годах было расстреляно более 100 тыс. человек (именно за веру), другие опровергают эти цифры. А есть ли достоверная статистика?

Такой достоверной статистики нет. Вернее, цифра 100 тысяч человек была озвучена в начале 90-х годов, в докладе А.Н. Яковлева, председателя созданной еще в конце 80-х правительственная комиссии по реабилитации репрессированных граждан. В число этих 100 тысяч включались не только священноцерковнослужители, но и алтарники, просфорницы, свечницы, церковные старосты. Сюда же включались и обновленческие священники, и любые сектанты, и верующие других конфессий - словом, все те, кто каким-то образом ассоциировался с религиозной верой.

Не очень понятно при этом, какими именно документами пользовалась эта правительственная комиссия и каким образом можно проверить ее выкладки. Опять же, возникает вопрос: кого считать в этой связи верующими людьми (в виде объектов такого подсчета)? Наверное, надо вести речь об активных мирянах, осужденных именно с формулировками, предполагающими их активное участие в жизни той или иной конфессии. Сколько было таких? Кто и как возьмется их посчитать при нынешних условиях закрытости для исследователей большинства архивно-следственных дел эпохи репрессий? Известно, что священноцерковнослужители и активные миряне репрессировались в ходе массовых операций в категории «антисоветские элементы» наряду с «кулаками» и «уголовниками». Но ведь и среди «кулаков» тоже были активные члены церковных общин. А в «национальных операциях» репрессировались представители духовенства и верующих самых разных конфессий. Отдельный вопрос: кого из этих верующих считать пострадавшими именно за веру, а кого - просто попавшими в мясорубку сталинских репрессий. Чтобы ответить, нужно изучать следственные протоколы в каждом конкретном деле.

Поэтому корректнее было бы сказать так: в 1937-38 годах по представителям всех конфессий был нанесен чудовищный удар. А установить более или менее точное число пострадавших - дело будущего.

Были ли гонения на Церковь и верующих конца 30-х годов как-то мотивированы идейно, имели ли они четкую цель, были ли спланированы? Если да, то ставилась ли специальная задача искоренения религиозной веры?

Были. Их идейная мотивация вытекала из сразу двух сталинских теорий, реанимированных им на февральско-мартовском пленуме ЦК ВКП (б) 1937 года: обострения классовой борьбы по мере продвижения социализма - и едином фронте врагов социализма, объединяющем все враждебные силы, от «троцкистов» до «церковников». Четкая цель была - максимально вытеснить все лишние элементы из идейно однородного общества. В частности, не дать им воспользоваться правом, дарованным новой Конституцией 1936 года, чтобы получить представительство в центральных и местных органах власти на выборах 1937-1938 годов. Все репрессии были спланированы и контролировались в центре, что не исключало и эксцессов местных исполнителей на местах. Когда Сталин посчитал, что эта цель в значительной мере достигнута, он свернул «большой террор» (при этом ликвидировав и часть непосредственных исполнителей).

Насколько неожиданным был для народа и власти поворот Сталина в отношениях с Церковью в 1943 году?

Он не был неожиданным ни для народа, ни для власти, потому что уже с 1941 года, в связи с войной, к нему велась активная подготовка, - была свернута антирелигиозная пропаганда в стране, власть стала контактировать с церковными структурами.

Являлся ли этот поворот Сталина результатом внутренней борьбы, какого-то пересмотра ценностей?

Нет каких-либо источников, позволяющих считать так. Если анализировать разные факты деятельности Сталина и до, и после войны, - можно с уверенностью утверждать, что никакого «пересмотра ценностей» у него было. Просто он решил, что в этот исторический период такая политика для государства более выгодна. Не надо романтизировать Сталина, искать в нем выдуманную духовную основу. В основе поворота - прагматические соображения.

То есть - отношения с союзниками и политика немцев на оккупированных территориях?

Сыграли свою роль оба этих фактора. Но второй сказывался больше. Немцы на оккупированных территориях особо не благоприятствовали религии, но и часто не препятствовали. Здесь важно вспомнить и Псковскую православную духовную миссию, организованную с согласия руководства оккупантов, и деятельность митрополита Сергия (Воскресенского), других священников, обвиненных потом в коллаборационизме, и открытие множества храмов на оккупированных территориях, закрытых прежде в 1920-30-е годы советской властью. Сталин испугался этого идущего в оккупации на самом деле снизу возрождения церковной и религиозной жизни, - вот и мотив перехватывания инициативы по контролю за этим процессом играл, мне представляется, в этой связи значительную роль. Борьба за влияние на верующих советских граждан была важным в этой связи обстоятельством.

Играло свою роль и поднимание темы необходимости более мягкой политики по отношению к Церкви и верующих со стороны союзников (англичан), хотя это и не было главным фактором.

То, что с первых же часов войны Церковь заняла четкую антигитлеровскую позицию, повлияло ли на поворот 1943 года? Или непосредственной связи тут не было?

Безусловно, с этим была непосредственная связь. Сталинский режим стремился выжить и удержаться в этой войне, - поэтому народ надо было объединять всеми возможными способами для противостояния агрессору. Патриотическая позиция Церкви прямо обусловила дальнейший поворот власти в сторону значительного смягчения прежней антирелигиозной политики.

Обращение к народу в 1941 году «братья и сестры» было искренним или Сталин сознательно использовал внутрицерковный оборот с целью добиться расположения людей? Почему до сих пор так много споров вокруг этого обращения?

Сталин сознательно использовал внутрицерковный оборот с целью добиться расположения людей. Он употребил в своем обращении не только этот оборот, поскольку стремился «охватить» своей речью как можно большее число людей.

Какие реальные послабления были сделаны Церкви после встречи 1943 года? Не слова, а факты?

Разрешение Поместного Собора, восстановление Патриаршества и избрание Патриарха, восстановление церковной иерархии, открытие многих тысяч храмов и приходов, открытие некоторых монастырей, восстановление, пусть в очень ограниченных размерах, духовного образования, большее благоприятствование в вопросах аренды земли и свечного производства.

Нет, нельзя. Антицерковные гонения возобновились вскоре войны. Главным было в такой политике - запереть церковную жизнь только в пределах церковной ограды, исключить для Церкви любую благотворительность, просвещение, миссионерство, не давать ей никакой обратной связи с обществом, опутать религиозную жизнь многочисленными ограничениями. То есть держание религии и Церкви в таком своеобразном «гетто». Это сознательно делалось Сталиным и руководством страны, снова арестовывались и бросались в лагеря тысячи активных священников и мирян.

Начался этот антирелигиозный откат в 1948 году. Его причина в том, что Сталин разочаровался в эффективности использования Русской Православной Церкви в международных делах, после крушения его амбициозного плана созвать в Москве Вселенский Собор и сделать Москву своего рода «православным Ватиканом». Об этом неосуществленном плане Сталина существует прекрасное исследование замечательного историка Ольги Васильевой. Вселенский Собор должен был провозгласить объединение всех православных церквей под началом Патриарха всея Руси в Москве. Таким образом, Сталин считал, что кремлевское руководство, используя церковные каналы, получит в мире уникальные рычаги для трансляции советского (имперского) влияния, то есть в большей мере сможет использовать церковные структуры во внешней политике. Однако план этот был сорван в связи с тем, что ряд восточных церквей отказался прислать в Москву своих представителей. И пришлось объявить несостоявшийся «Вселенский собор» «совещанием».

С августа 1948 года был введен запрет на открытие новых церквей и молитвенных домов любых конфессий на всей территории СССР (он действовал до смерти Сталина) - при том, что открытые ранее храмы все чаще стали закрываться (статистику я тоже привожу в книге), усилился полицейский контроль над епископами и священноцерковнослужителями, запрещались крестные ходы и любые службы вне церковных зданий, правительство инспирировало и поддерживало процесс деградации духовно-учебных заведений и морального оскудения священноцерковнослужителей, насыщало духовную среду чекистскими сексотами и провокаторами, раздуло провокационное «Саратовское дело», занималось новыми репрессиями, цензурировало проповеди - так, известный святитель Лука (Войно-Ясенецкий) был лишен права проповедовать...

Как у Сталина складывались отношения с Церковью в последние годы его жизни?

Они у него вообще никак не складывались. Последний раз он принял Патриарха в апреле 1945 году, и с тех пор ни один религиозной деятель (любой конфессии) у Сталина на приеме не был. Патриарх Алексий пытался добиться приема у Сталина через обращения к Карпову (председателя Совета по делам РПЦ), - в связи с антирелигиозным «откатом» 1948-1949 годов. Карпов сообщил Сталину об этих просьбах (такие документы есть), но в приеме Патриарху Алексию тот отказал.

В чем же причина появления апокрифов насчет Сталина и Церкви? Все высосано из пальца, или были какие-то факты, вокруг которых затем складывались легенды? Ведь, к примеру, митрополит Гор Ливанских Илия действительно приезжал в СССР. Что об этом известно?

Причина - в потребности определенной части общества в сильной диктаторской власти, в крепкой руке, когда великий вождь будет решать за них все важные вопросы. Это своего рода состояние вечного инфантилизма. Ну а для полноты восприятия такого вождя нужно, чтобы этот вождь опирался на традиционные духовные основы, или нужна хотя бы иллюзия, что он на них опирается. Поэтому выдумывается легенда о «православном Сталине» и изобретаются под нее соответствующие апокрифы. В такого рода литературе можно встретить утверждения, что Сталин «богоданный вождь» или что он «святой православной император», зиждитель и вождь великой православной Империи, которая всегда жива и «никогда не умирает» и тому подобные совершенно мифологические вещи.

Подобные апокрифы о «православном Сталине» именно высосаны из пальца и никакой фактической основы не имеют. Да, митрополит Илия (Карам) приезжал в СССР после войны, но никакой встречи со Сталиным у них не было, выдумкой является и история о переданном Илии (Карамом) Сталину в 1943 году известии о видении ему Богородицы с требованием разрешить Церковь для победы над врагом, чему якобы Сталин внял. Это не подтверждено никакими источниками.

Даже среди священников сейчас встречаются сталинисты. Как к этому относиться?

Священники-сталинисты, безусловно, есть. К этому надо относиться как к социальному и духовному злу. Обращать к ним какие-либо аргументы бессмысленно, они не способны их услышать, раз уж создатель и вождь бесчеловечной тоталитарной системы Сталин для них является объектом почитания. Можно только молиться о том, чтобы Господь их вразумил. А вот мирян-сталинистов надо просвещать, рассказывать им о реальных делах Сталина, стараясь освобождать их из плена пропагандистских выдумок и просталинской мифологии.

1.3. Духовная семинария и первые шаги в революцию

В сентябре 1894 года, после сдачи приёмных экзаменов, Иосиф Джугашвили был зачислен в православную духовную семинарию в Тифлисе, которая была тогда одним из лучших учебных заведений Закавказья.
Здание семинарии располагалось в центре Тифлиса, неподалёку от Эриванской площади. На балконе здания висели на железной штанге колокола. В большом дворе около здания росли акации, около которых были скамейки, у стены были сложены большие поленницы дров. Между стеной и дровами было довольно широкое укрытое место с углом, в этом углу часто сидели Иосиф и его товарищи, дискутируя по разным вопросам. Иосиф часто здесь один читал книги.
В глубине двора помещалась начальная школа для детей, которые жили у себя дома и в которой воспитанники 5-го и 6-го классов семинарии давали им пробные уроки.
Напротив входа в здание семинарии была больница, а при входе в него на первом этаже – помещения для инспектора, надзирателей и канцелярии. В подвале располагались гардероб и столовая с кухней. Посреди второго этажа была церковь семинарии. Вокруг неё с окнами на улицу – классы, учительская и квартира ректора с секретной дверью, через которую ректор мог незаметно войти в церковь и наблюдать за поведением учеников. Библиотека и спальные комнаты были на третьем этаже.
В семинарии господствовал иезуитский режим, вызвавший у Иосифа протест и революционные настроения. Он начал тайно посещать нелегальный социал-демократический кружок.
Под влиянием русских марксистов, проживавших в Закавказье И. Джугашвили включился в революционное движение. В нелегальном кружке изучал труды К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, Г. В. Плеханова.
В августе 1898 года он и формально вступает в Тифлисскую организацию Российской социал-демократической рабочей партии, став членом группы «Месаме-даси» – первой социал-демократической организации в Грузии. В 1893 – 1898 годах эта руппа сыграла положительную роль в распространении марксизма, несмотря на свою политическую неоднородность: её большинство стояло на позициях «легального марксизма», склоняясь к буржуазному национализму. Сталин, Кецховели, Цулукидзе представляли то революционное марксистское меньшинство «Месаме-даси», которое стало зародышем революционной социал-демократии в Грузии. И. Джугашвили вёл пропаганду марксистских идей среди рабочих Тбилисских ж.-д. мастерских.
Сам И.В. Сталин позже так вспоминает об этом периоде в беседе с немецким писателем Эмилем Людвигом:
«Людвиг. Разрешите задать Вам несколько вопросов из Вашей биографии. Когда я был у Масарика, то он мне заявил, что осознал себя социалистом уже с 6-летнего возраста. Что и когда сделало Вас социалистом?
Сталин. Я не могу утверждать, что у меня уже с 6 лет была тяга к социализму. И даже не с 10 или с 12 лет. В революционное движение я вступил с 15-летнего возраста, когда я связался с подпольными группами русских марксистов, проживавших тогда в Закавказье. Эти группы имели на меня большое влияние и привили мне вкус к подпольной марксистской литературе.
Людвиг. Что Вас толкнуло на оппозиционность? Быть может, плохое обращение со стороны родителей?
Сталин. Нет. Мои родители были необразованные люди, но обращались они со мной совсем не плохо. Другое дело православная духовная семинария, где я учился тогда. Из протеста против издевательского режима и иезуитских методов, которые имелись в семинарии, я готов был стать и действительно стал революционером, сторонником марксизма, как действительно революционного учения.
Людвиг. Но разве Вы не признаёте положительных качеств иезуитов?
Сталин. Да, у них есть систематичность, настойчивость в работе для осуществления дурных целей. Но основной их метод - это слежка, шпионаж, залезание в душу, издевательство, - что может быть в этом положительного? Например, слежка в пансионате: в 9 часов звонок к чаю, уходим в столовую, а когда возвращаемся к себе в комнаты, оказывается, что уже за это время обыскали и перепотрошили все наши вещевые ящики... Что может быть в этом положительного?» (И. Сталин. Беседа с немецким писателем Эмилем Людвигом 13 декабря 1931 г. Соч., т. 13, СС. 115-114).
Одной из первых книг, прочитанных им в 1894 году, был «Капитал» Карла Маркса. Этот труд основоположника марксизма заложил в юном Сталине основы понимания сущности отношений между трудом и капиталом и капиталистического воспроизводства и в дальнейшем использовался им при разработке базы социалистического производства в годы первых пятилеток в СССР.
Увлекаясь изучением марксистской и чтением художественной литературы, Сталин, в период учёбы в Тифлисской семинарии, написал несколько стихотворений, очень понравившихся Илье Чавчавадзе, который опубликовал их в редактируемой им газете на первой странице, на видном месте. В июне–декабре 1895 года на страницах газеты «Иверия» за подписью И. Дж-швили, а затем - Сосело, было напечатано пять стихотворений Иосифа, из которых одно посвящено писателю Рафаэлу Эристави, другое называется - «Луне», а остальные не озаглавлены. Шестое стихотворение, «Старец Ниника», было напечатано в газете “Квали” в июле 1896 года. Эти стихи Чавчавадзе помещал на видном месте первой странице.
Так что уже с юных лет Иосиф Джугашвили стал знаменитым, внеся и свои творения в сокровищницу грузинской культуры.
В 1901 году грузинский общественный деятель М. Келенджеридзе составил пособие по теории словесности, в котором поместил среди лучших образцов грузинской классической литературы стихотворение за подписью Сосело. В 1907 году он же составил и издал “Грузинскую хрестоматию или сборник лучших образцов грузинской словесности” (т. I), в которой на 43-й странице поместил стихотворение Джугашвили, посвященное Р. Эристави.
Обычно человек, пишущий стихи, выдаёт то сокровенное, что находится в его душе. Например, в стихотворении, посвящённом Рафаэлу Эристави, дух патриотизма совершенно отчётливо звучит в каждой строфе. А «Утро» юного Иосифа завершают такие строчки:
«Цвети, о Грузия моя!
Пусть мир царит в родном краю!
А вы учебою, друзья,
Прославьте Родину свою!»

Великим патриотом своей Родины (Грузии, России, СССР) он был до конца своей жизни.

Из книги: Савельев И.В., Харчиков А.А. Космический Корабль ИС – 130. Книга 1. Взлёт. Часть первая. ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ. 1.3. Духовная семинария и первые шаги в революцию

Рецензии

Спасибо, Игвас. Я прежде читал, что Сталин учился в семинарии очень хорошо. И по свидетельству одноклассников, даже в курилке разговаривал не о девках, а о Боге. Его взгляды менялись под влиянием революционеров постепенно, стали появляться выговоры за дисциплинарные проступки - смех в церкви, опоздания с каникул, но учился по-прежнему на отлично. А причиной отчисления стала неявка на выпускной экзамен. Это меня очень удивило.

Сейчас очень много клеветы на него. У него были ошибки, так зачем ещё выдумывать? И тем не менее, трудно найти политическую фигуру, более популярную в нашем народе, чем он.

В семинарии

Говорили, что безусловные успехи Coco в учении усилили существовавшую в школе напряженность в отношениях между детьми из богатых и бедных семей. Переходя из класса в класс как лучший ученик, он окончил школу в 1894 г. в возрасте 14 лет и получил диплом с отличием, который редко выдавался учащимся из бедных семей.

Такер Р. С. 81

В 1894 году Иосиф покинул Гори и поступил в Тифлисскую духовную семинарию. Большинство из почти шестисот студентов этого учебного заведения рассматривали учебу в нем не как подготовку к духовной карьере, а как ступень светского университетского образования. Дело было в том, что русский царь не позволил открыть в Тифлисе университет, опасаясь его превращения в очаг националистической крамолы. В это время проводились мероприятия по всеобщей русификации, и в качестве языка преподавания в семинарии был введен русский язык вместо ранее использовавшегося грузинского. Эта мера в сочетании с жесткой дисциплиной, царившей в семинарии и делавшей жизнь в ней похожей скорее на казарму, чем на духовное учебное заведение, стала причиной неоднократных конфликтов между студентами и начальством.

Ноймайр А. С. 333

Мы чувствовали себя как арестанты, которые должны провести здесь без вины молодые годы...

Иремашвили И. С. 120

Тифлисская православная семинария являлась тогда рассадником всякого рода освободительных идей среди молодежи, как народническо-националистических, так и марксистско-интернационалистических; она была полна различными тайными кружками.

Иосиф Виссарионович Сталин: Краткая биография. С. 7

…Уже в первые семинарские годы [Иосиф] заметно изменился. Он производил впечатление скорее замкнутого и погруженного в себя человека, быстро научился непроницаемой завесой скрывать свои мысли и чувства от окружающих - качество, позднее ставшее определяющим элементом его тактики.

Ноймайр А. С. 335

Воспоминания Иремашвили несравненно живее и ближе к правде. Он рисует Иосифа долговязым, жилистым, веснушчатым мальчиком, исключительно по настойчивости, замкнутости и властолюбию умевшим добиваться поставленной цели, шло ли дело о командовании над товарищами, о метании камней или о карабкании по скалам. Coco отличался горячей любовью к природе, но не чувствовал привязанности к ее живым существам. Сострадание к людям или животным было ему чуждо: «Я никогда не видел его плачущим». «Для радостей или горестей товарищей Coco знал только саркастическую усмешку». Все это, может быть, слегка отшлифовалось в памяти, как камень в потоке, но это не выдумано.

Троцкий Л. С. 223

Иремашвили писал, что в то время Иосиф был худым и жилистым, с орлиным носом, узким лицом с оспинами, темными глазами, живыми и беспокойными. Он был маленького роста, но сильный и лучше всех умел драться. Но Иосиф был «не похож на других», и его не любили за его манеры. Как и многие способные люди, переживающие свою бедность, низкое происхождение или физические недостатки, он был агрессивным. Ему приходилось таким образом утверждать себя. Он был «хорошим другом до тех пор, пока ты подчинялся его властолюбивой воле».

Грей Я. С. 22

В момент поступления в семинарию Иосифу было всего 14 лет, по своему телосложению он был скорее слабым и тщедушным, но, тем не менее, очень скоро не только одноклассники, но и преподаватели обратили внимание на отличавшее его высокое чувство собственного достоинства, необычное в столь юном возрасте. Возможно, дело было в матери, которая, будучи сама неграмотной, добилась того, что ее сын стал студентом семинарии, и тем самым обеспечила для него лучшее будущее. Ее несокрушимая вера в единственного и несомненно умного сына вселила в него убежденность, возможно, даже с оттенком веры в предопределенность, в том, что он, как «делегат» матери, должен совершить в свой жизни нечто значительное.

Ноймайр А. С. 333

Около шестисот учеников, практически все время (за исключением примерно одного часа в послеобеденное время) находившихся взаперти в строении казарменного типа, которое некоторые называли «каменным мешком», вели строго регламентированную жизнь: в 7.00 - подъем, утренняя молитва, чай, классные занятия до 14.00, в 15.00 - обед, в 17.00 - перекличка, вечерняя молитва, чай в 20.00, затем самостоятельные занятия, в 22.00 - отбой.

Такер Р. С. 85

Стоило монахам потушить лампы и удалиться, как Иосиф доставал свечку и при ее слабом свете читал, нередко проводя за книгой бессонные ночи. Последствия сказались: он стал выглядеть больным. Иной раз приятели отбирали у ненасытного чтеца книгу и тушили свечу.

Яковлев Н. Н. С. 25

…Когда ему было 15-16 лет, Coco придумал пополнять свое образование путем... чтения книг в букинистических магазинах, подолгу простаивая у прилавка погруженным в чтение якобы «рассматриваемой» книги.

Когда же эта уловка была обнаружена и ему чуть было не запретили доступ в книжные магазины, молодой Джугашвили придумал другую штуку: он стал брать книги в магазине, для чтения напрокат, платя по 10 коп. за сутки. Но он не читал эти книги, а уговорил нескольких друзей коллективно переписывать их. Переписывали сразу два человека - каждый по странице, сидя по обе стороны раскрытой на столе книги. Этот прием настолько убыстрял переписывание, что довольно толстую книгу ценой в 3 рубля друзья успевали переписать за три дня, и она, следовательно, обходилась им всего в 30 коп. (на троих), т.е. вдесятеро дешевле. Рукописи тщательно переплетались и таким путем в сравнительно короткое время у Coco составилась довольно приличная библиотека. Когда его исключили из семинарии и он стал работать в обсерватории, то эта «библиотека» хранилась у него в комнате. Позднее, когда Иосиф Джугашвили перешел на нелегальное положение (1901 г.) библиотечку рассовали по друзьям, но пользоваться ею продолжали вместе.

О составе книг этой библиотеки мы имеем приблизительное представление из воспоминаний Ладо Кецховели и других грузинских революционеров (Стуруа, Джибладзе). Там были книги Маркса, Энгельса, Гете, Шиллера, Аристотеля, Шекспира, Дарвина, Гейне, Адама Смита, Туган-Барановского, Струве, Плеханова, Белинского, Чернышевского, Писарева, Тургенева, Добролюбова, Салтыкова-Щедрина и грузинских писателей - Бараташвили, Чавчавадзе, Казбеги, Нинощвили, Иоселиани, Акакия Церетели и др.

Похлебкин В. С. 73–74

автора

В семинарии 1 Молодая гвардия. 1939. № 12. С. 23; Официальный указатель железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений: Летнее расписание 1894 г. СПб.,

Из книги Кто стоял за спиной Сталина? автора Островский Александр Владимирович

Последний год в семинарии В мае 1898 г. Сеид Девдориани закончил семинарию и поступил в Юрьевский университет{1}. Руководство ученическим кружком, который он возглавлял, перешло к Сосо Джугашвили. «Через несколько месяцев, - вспоминал С. Девдориани, - в Юрьеве я получил

Из книги Кто стоял за спиной Сталина? автора Островский Александр Владимирович

Последний год в семинарии 1 ГФ ИМЛ. Ф. 8. Оп. 2. Ч. 1. Д. 12. Л. 181

Из книги Ближний круг Сталина. Соратники вождя автора Медведев Рой Александрович

Большевик из духовной семинарии Анастас Микоян родился в Армении в селе Санаин в семье бедного сельского плотника. По окончании начальной школы отец отдал способного мальчика учиться в армянскую духовную семинарию в Тифлисе. Это было одно из лучших учебных заведений в

Из книги Дело всей жизни автора Василевский Александр Михайлович

ЮНЫЕ ГОДЫ Первые шаги. - Кинешемские будни. - «Хлебная комиссия». - Кострома и костромичи. - В стенах семинарии. - Накануне войны Моя биография вплоть до Великого Октября не содержит в себе ничего особенного. Я выходец из духовного сословия. Но таких людей в России

Из книги История русской церкви (Синодальный период) автора Цыпин Владислав

ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ ПРОГРАММА по Истории Русской Церкви для учащихся 4 класса Московской Духовной семинарии (Сектор заочного обучения) 1 билет – 1. РПЦ в канун петровских реформ.Общая характеристика синодальной эпохи. Обзор источникови литературы по синодальному периоду

Из книги Сталин в жизни автора Гусляров Евгений

В семинарии Говорили, что безусловные успехи Coco в учении усилили существовавшую в школе напряженность в отношениях между детьми из богатых и бедных семей. Переходя из класса в класс как лучший ученик, он окончил школу в 1894 г. в возрасте 14 лет и получил диплом с отличием,