Состояние илона маска. Илон Маск взял ипотеку на $61 млн

Отец Эррол Маск [d]

За выдающиеся заслуги перед наукой 9 мая 2018 года Илон Рив Маск удостоен членства Лондонского королевского общества .

Биография

Ранние годы

Родился 28 июня 1971 года и вырос в Претории (ЮАР) в семье инженера Эррола Маска и его жены, модели Мэй Маск (урожденной Халдеман). Родители дали ему имя прадеда Джона Илона Халдемана, который родился в 1872 году . Халдеманы - предки его по материнской линии - из швейцарских немцев. Они иммигрировали из Европы в Нью-Йорк во время Войны за независимость США , откуда впоследствии разъехались по Среднему Западу. В 1948 году дед Маска Джошуа Норман Халдеман женился на канадке, учительнице танцев Уиннифред Жозефин Флетчер (Уин). В этот же год у четы родились дочери-близнецы Кэй и Мэй, мать Маска. Дед Маска был заядлым авиатором , путешествовал со всей семьёй на собственном одномоторном самолёте по Северной Америке. В 1950 году жажда приключений заставляет семью покинуть Канаду и перебраться в Южную Африку, где Мэй в 15 лет поступает в школу моделей и начинает выходить на подиум, фотографировалась для журналов и даже становится финалисткой конкурса «Мисс Южная Африка».

Мэй и её будущий муж Эррол Маск, отец Илона, выросли вместе в одном районе . Эррол работал инженером строителем, а Мэй была практикующим диетологом .

У Илона есть младший брат Кимбал и младшая сестра Тоска .

Мальчик рос замкнутым, любил чтение и, имея фотографическую память и прочитав два комплекта энциклопедий , стал всезнайкой, что не прибавило ему популярности. В школе Илон подвергался насилию со стороны сверстников ; после одного из избиений ему пришлось восстанавливать сломанный нос . Родители развелись, мать уехала с детьми в Дурбан , но через пару лет Илон решил жить с отцом, к которому впоследствии перебрался и Кимбал. Эррол - тяжёлый, требовательный человек, и жить с ним было нелегко, но мальчики многому научились у отца. Они приходили к отцу на работу класть кирпичную кладку, устанавливать сантехнику, подгонять оконные рамы и прокладывать электропроводку .

В возрасте десяти лет Илон получил в подарок свой первый компьютер Commodore VIC-20 и научился на нём программировать . В двенадцатилетнем возрасте он продал за 500 долларов свою первую программу - видеоигру в стиле Space Invaders под названием Blastar , в которой игрок обстреливал ряды инопланетян из лазерной пушки .

Маск вкладывал средства в акции фармацевтической компании, за которой следил через газеты. На вырученные от продажи акций несколько тысяч долларов он вопреки протестам родителей уезжает в Канаду . До поступления в университет он жил у родственников в городе Кингстон , провинция Онтарио . Получил степень бакалавра в Пенсильванском университете . Затем поступил в Стэнфордский университет , но обучение в Стэнфорде не закончил .

Личная жизнь

Первая жена, Жюстин Уилсон, училась с ним в одном университете в Канаде. Они поженились в 2000 году, и у них родилось пятеро детей .

В сентябре 2008 года Илон и Жюстин объявили о разрыве отношений, поскольку Маск стал встречаться с британской актрисой Талулой Райли . Они поженились в 2010 году . В 2012 году Маск и Райли развелись, однако поженились снова в 2013 году. В марте 2016 года они подали заявление на развод , который состоялся в октябре того же года .

Илон Маск признался, что испытывает проблемы со сном и употребляет снотворное «Эмбиен» (золпидем) . По информации газеты «The New York Times » некоторые члены совета директоров компании Tesla выразили свою обеспокоенность по этому поводу .

Увлечения

Политика

В декабре 2016 года вошел в состав Президентского форума по стратегии и политике при президенте США Дональде Трампе - группы из 16 американских предпринимателей, задача которой состоит в том, чтобы консультировать 45-го президента США по вопросам, связанным с экономическим ростом, созданием новых рабочих мест и повышением производительности труда , но в 2017 году отказался от дальнейшего участия в форуме в знак протеста против решения Трампа о выходе США из Парижского соглашения .

Карьера

В 1996/1997 году Маск со своим братом основал компанию Zip2, которая специализировалась на программном обеспечении для новостных компаний. В 1999 году Zip2 была приобретена Compaq за 307 млн долларов . Маск получил 7 % от суммы продажи (22 млн долл.) .

X.com и PayPal

В марте 1999 года Маск стал одним из основателей X.com. В 2000 году X.com произвела слияние с компанией Confinity, одно из отделений которой имело название PayPal. Обе системы (X.com и PayPal) занимались обеспечением персональных электронных денежных переводов посредством электронной почты, и целью сделки было слияние обеих платёжных систем , однако на самом деле этого не произошло. Маск решительно выступал за бренд X.com вместо PayPal, что вызвало внутрикорпоративные разногласия, закончившиеся в конце концов отставкой Маска по решению Совета директоров. Однако стратегическое решение Илона о слиянии двух компаний, наряду с активным продвижением электронной системы оплаты на Интернет-аукционах (в первую очередь, eBay), привело в 2001 году к быстрому росту предприятия, которое было окончательно переименовано в PayPal. Столь внушительные успехи позволили компании произвести размещение акций на бирже в феврале 2002 года (и при этом стать первой из дотком -компаний, вышедших на биржу после террористических актов 11 сентября 2001 года). В октябре 2002 года PayPal была куплена eBay за 1,5 млрд долларов США. На момент продажи Маску принадлежали 11,7 % акций компании , что позволило ему выручить 180 млн долларов .

SpaceX

В мае 2002 года Маск основал свою третью компанию - SpaceX . Она является частным разработчиком серии ракет-носителей и коммерческим оператором космических систем.

Илон Маск поставил перед собой цель - в 10 раз уменьшить затраты на космические полёты . Для этого он основал SpaceX, вложив в неё 100 миллионов долларов, полученных от продажи своих предыдущих компаний .

В январе 2016 на инвестиционном форуме в Гонконге Маск сообщил о том, что его компания надеется осуществить полёт на Марс в 2020-2025 годах .

В сентябре 2017 года Илон Маск выложил в своем Instagram видео, рассказывающее о новой идее использования ракет SpaceX. Заключается она в том, чтобы использовать ракеты и космические корабли для полетов в любую точку Земли вместо самолетов .

Tesla

Маск на заводе «Tesla Motors»

OpenAI

Некоммерческая исследовательская компания из Сан-Франциско , занимающаяся искусственным интеллектом . Цель компании - развивать открытый , дружественный ИИ . Одним из основателей является Илон Маск.

20 февраля 2018 года Илон Маск вышел из совета директоров OpenAI из-за возможного конфликта интересов.

Neuralink

The Boring Company

Строительная компания, занимающаяся инфраструктурой и прокладкой тоннелей, основана Илоном Маском в 2016 году .

Метрополитен для автомобилей: по которому можно будет в будущем перемещаться со скоростью до 240 км/час. Маск полагает, что оно будет гораздо дешевле, быстрее и комфортнее традиционного метро и должно помочь в борьбе с городскими пробками. Пробный тоннель в 1,83 км в округе Лос-Анджелес открыт 19 декабря г.

Филантропия

Илон стал председателем правления благотворительного фонда Musk Foundation . В январе 2015 года фонд пожертвовал 10 млн долларов для на исследования контроля над искусственным интеллектом .

В июле 2018 года предприниматель предложил свою помощь в операции по спасению детей из затопленной пещеры Тхам Луанг . На помощь спасателям были отправлены четыре инженера из компаний Tesla, SpaceX и The Boring Company . Разработанная специально для этой операции мини-субмарина была доставлена в Таиланд , однако тайские спасатели отказались её задействовать . Спелеолог Верн Ансворт, сыгравший одну из ключевых ролей в операции по спасению, раскритиковал предложение Маска - по его словам, субмарина с жестким каркасом «не смогла бы проплыть даже первые 50 метров от начала пещеры» .

Критика и скандальные происшествия

Спасательная операция в пещере Тхамлуангнангнон

Большой общественный резонанс вызвали попытка Илона Маска принять участие в спасательной операции, проводившейся в пещере Тхамлуангнангнон и последовавшие за этим события. Американский предприниматель сообщил, что вместе со спелеологами обсуждает варианты спасения людей . 10 июля 2018 года, после того как были спасены 8 детей, он привёз к месту спасательных работ созданную им мини-субмарину, с использованием элементов ракеты-носителя Falcon 9 , которая должна была помочь детям, неподготовленным к погружению. Однако спасатели посчитали, что использовать её нецелесообразно . Спелеолог Верн Ансворт, сыгравший одну из ключевых ролей в операции по спасению, раскритиковал это предложение, назвав его рекламным трюком. По его словам, у этого плана не было никаких шансов на успех: субмарина с жёстким каркасом не прошла бы даже первые 50 метров , попутно он грубо высказался в адрес Маска. В ответ Илон опубликовал твит , в котором обозвал британского дайвера педофилом . Довольно быстро Маск стёр данный твит, однако он уже успел вызвать волну негативной реакции и многочисленные статьи в различных СМИ, ситуация вызвала краткосрочное падение стоимости акций компании Tesla . Через несколько дней Илон извинился перед Ансвортом .

Подкаст Джо Рогана

В сентябре 2018 года Маск посетил шоу американского комика Джо Рогана . Во время беседы предприниматель покурил смесь из марихуаны и табака, предварительно спросив Рогана, легально ли это. Илон сказал, что редко курит марихуану, объяснив это тем, что наркотик не оказывает на него воздействия.

Обвинения в нарушении закона о ценных бумагах

Осенью 2018 года ряд трейдеров и акционеров Tesla подали в суд на Маска и обвинили главу компании в нарушении закона о ценных бумагах. Расследованием по данному административному делу занялась Федеральная комиссия по ценным бумагам США (SEC). В иске утверждалось, что Маск намеренно выдавал ложную информацию в Twitter -аккаунте, чтобы повлиять на цену акций Tesla. В своем личном аккаунте глава компании заявил о решении сделать Tesla частной фирмой и о том, что уже нашел финансы для выкупа акций. В сообщениях он также указал на то, что планирует выкупить ценные бумаги из расчёта 420 $ за акцию, то есть выше их рыночной стоимости.

Из-за критики со стороны пользователей социальной сети и акционеров Маск решил оставить Tesla публичной компанией . В сентябре 2018 года Министерство юстиции США параллельно с административным делом завело уголовное дело в отношении компании Tesla . По иску SEC Маску грозит запрет на занятие руководящих должностей в публичных компаниях .

В ответ на обвинения Илон Маск заявил следующее :

29 сентября 2018 года Маск и SEC урегулировали в досудебном порядке эти обвинения. Согласно договоренности, Маск останется руководителем компании Tesla, однако не сможет занимать пост председателя совета директоров три года. Кроме того, он должен выплатить штраф в размере 20 миллионов долларов. Такой же штраф наложен на компанию Tesla .

Награды

Кино

В 2010 году Маск появился в фильме «Железный человек 2 » в роли самого себя (по сюжету Илон - приятель Тони Старка). В 2013 году он также сыграл себя в эпизоде фильма «Мачете убивает ». Маск виден среди зрителей, пришедших на презентацию искусственного интеллекта в научно-фантастическом фильме «Превосходство » (2014, на отметке 00:07:39-41), и его имя есть в титрах .

В 9 эпизоде 9 сезона сериала «Теория Большого взрыва » играет камео .

Также в конце 6 серии 1 сезона сериала «Детство Шелдона » Маск сидит за столом и читает конспект юного Шелдона .

В 2016 году Маск появился в сериале Марс (2016) в роли самого себя .

См. также

В родственных проектах

Примечания

Комментарии

Источники

  1. https://www.biography.com/people/elon-musk-20837159
  2. Shanklin, Emily . Elon Musk (англ.) , SpaceX (27 March 2017). Дата обращения 20 июля 2017.
  3. Совет директоров Tesla возглавила менеджер из Австралии. Её взяли на замену отстраненному Илону Маску , Meduza (8 ноября 2018). Дата обращения 8 ноября 2018.
  4. Алекперов, Михельсон и Тимченко вошли в рейтинг самых удачливых миллиардеров в 2018 году (рус.) . Forbes . Forbes.ru. Дата обращения 23 декабря 2018.
  5. Илон Маск стал членом Лондонского королевского общества по развитию знаний о природе , ТАСС (9 мая 2018). Дата обращения 27 октября 2018.
  6. Elon Musk (англ.)
  7. , с. 26.
  8. , с. 31.
  9. , с. 33.
  10. «Elon Musk:Fortune favours the brave» , The Economist, Jul 4th 2015
  11. , с. 36.
  12. Sean O"Kane. Play the PC game Elon Musk wrote as a pre-teen (неопр.) . The Verge (9 июня 2015). Дата обращения 3 июня 2017.
  13. Антон Осипов. Персона - Илон Маск, гендиректор компаний Tesla Motors и SpaceX (неопр.) . Ведомости (15 мая 2013). Дата обращения 5 февраля 2015.
  14. "Elon Musk: Triumph of His Will" (неопр.) .
  15. St Trinians star Talulah Riley marries internet millionaire in fairytale Highland wedding (неопр.) . Дата обращения 15 мая 2013. Архивировано 21 мая 2013 года.
  16. Илон Маск подал на развод со своей британской супругой , РБК (22 марта 2016). Дата обращения 23 марта 2016.
  17. Elon Musk and Talulah Riley reach divorce settlement , tv3.ie, 21 октября 2016 г.
  18. Илон Маск рассказал об усталости и проблемах со здоровьем , РБК (2018-17-08). Дата обращения 9 июня 2018.
  19. Elon Musk Details ‘Excruciating’ Personal Toll of Tesla Turmoil (англ.) , The New York Times (2018-17-08). Дата обращения 9 июля 2018.
  20. Leslie Wayne. (неопр.) . The New York Times (5 февраля 2006). Дата обращения 5 февраля 2015.
  21. Tesla CEO Took Private Jet to Washington D.C. = Alexander Haislip (неопр.) . PE Hub Network (10 февраля 2010). Дата обращения 5 февраля 2015.
  22. Danielle Muoio. 7 cars Elon Musk has owned - and we"re not talking about Teslas (неопр.) . Tech Insider (15 января 2016). Дата обращения 5 февраля 2015.
  23. Tesla founder Elon Musk buys James Bond"s Lotus Esprit submarine car author = Stuart Dredge (неопр.) . The Guardian (18 октября 2013). Дата обращения 5 февраля 2015.
  24. Forbes ZERO GRAVITY - The Ultimate Experience (неопр.) .
  25. Elon Musk, Uber CEO to join Trump’s ‘strategic and policy forum’ . Forum will meet to give Trump input on economy (англ.) . MarketWatch.Com . MarketWatch, Inc. (14 December 2017) . Дата обращения 2 февраля 2017. Архивировано 2 февраля 2017 года.
  26. US quits Paris climate pact: Reaction from around the world following the US president"s decision on the Paris accord
  27. Elon Musk anouncing departing presidential councils on Twitter . Дата обращения 1 июня 2017.
  28. Compaq buys Zip2 - CNET News
  29. Annual Report for the fiscal year ended December 31, 2001 (англ.) . sec.gov. Дата обращения 17 марта 2015.
  30. SEC 10-K (неопр.) (PDF). eBay (December 31, 2002).
  31. Дотянуться до звезды: Быть или не быть человеку в Космосе 21.02.2015
  32. Персона: так кто же такой этот Тони Старк? 11 декабря 2014
  33. Space Exploration Technologies Corporation - Press
  34. Илон Маск собрался через девять лет отправить человека на Марс (неопр.) . lenta.ru. Дата обращения 28 мая 2016.
  35. Илон Маск предложил использовать ракеты и космические корабли вместо самолётов (неопр.) . Hi-News.ru.
  36. Elon Musk Is Really Boring
  37. Новое изобретение Маска оказалось дорогим и бессмысленным // Взгляд , 19 декабря 2018
  38. C. N. N. Library. Elon Musk Fast Facts - CNN.com (неопр.) . CNN. Дата обращения 24 августа 2016.
  39. Ученые: искусственный интеллект может быть опасен (рус.) . BBC Русская служба. Дата обращения 28 мая 2016.
  40. Илон Маск направил четырех инженеров на спасение детей из пещеры в Таиланде (неопр.) . РИА Новости.
  41. Тайских мальчиков начали доставать из пещеры. Помощь предложил даже Илон Маск (неопр.) . BBC Русская служба.
  42. "Детская" подлодка Маска не подошла для спасения подростков в Таиланде (неопр.) . РИА Новости.
  43. (неопр.)
  44. Илон Маск предложил способы вызволить школьников из пещеры в Таиланде (неопр.) . Ведомости (07.07.2018). Дата обращения 8 июля 2018.
  45. Елена Жигулева. «Моя вина»: как Илон Маск обозвал дайвера-спасателя и раскаялся (неопр.) . Forbes (20 июля 2018).
  46. Эрнест Василевский. Для чего Илон Маск построил детскую подводную лодку (неопр.) . Hi-News.ru (11 июля 2018). Дата обращения 15 июля 2018.
  47. (неопр.) . NEWSru.com (14 июля 2018). Дата обращения 15 июля 2018.

Приветствую! История успеха Илона Маска напоминает сценарий голливудского фильма. Он участвовал в раскрутке популярной платежной системы PayPal, предложил первый электромобиль для массового потребителя Tesla, основал частную космическую компанию SpaceX и всерьез верит в то, что скоро человечество колонизирует Марс.

Список достижений удивительного человека можно продолжать бесконечно. Его называют новым Стивом Джобсом и современным Леонардо да Винчи. Именно он стал прототипом главного героя фильма «Железный человек». В 2016 году журнал Форбс оценил его состояние в $10,7 млрд.

Встречайте! Сегодняшний герой поста – Элон Маск: биография, достижения, секреты успеха и… разоблачения.

Илон Рив Маск (полное имя миллиардера) – пример фантастического взлета на вершину практически с нуля. Будущий миллиардер и «икона новых технологий» родился в Южно-Африканской Республике.

Мать-канадка трудилась диетологом, британец-отец южноафриканского происхождения – инженером. В школе Илон Маск был изгоем-«ботаником».

Однажды его даже забрали в больницу после того, как подростки столкнули его с лестницы и избивали до потери сознания.

Вместо шумных вечеринок Илон изучал компьютерное программирование. В 12 лет он за $500 продал собственный код для видеоигры под названием Blastar.

После окончания школы в ЮАР 17-летний Элон решил эмигрировать в США. Напрямую сделать это было сложно. Поэтому в 1984 году Маск переезжает к родственникам матери в Канаду, где почти год едва сводит концы с концами, хватаясь за любую работу. Зато в итоге у Элона появляется канадское гражданство.

Через несколько лет он, как и хотел, переезжает в США, выиграв стипендию на учебу в университете Пенсильвании. Там Илон Маск и получил высшее образование: в области физики и в области бизнеса (степень бакалавра).

В молодости его кумирами были Никола Тесла и Томас Эдисон.

Завершив учебу в университете, Илон Маск выбрал три интересные для себя области. Причем, по мелочам он решил не размениваться. Маск сосредоточил внимание на Интернете (тогда он только появился), космосе и альтернативных источниках энергии.

Достижения Илона Маска

Читая биографию Илона Маска, понимаешь, почему его называют современным Леонардо да Винчи. За пару десятков лет он занимался (и добился впечатляющих результатов!) абсолютно разными и, мягко говоря, масштабными проектами.

Программное обеспечение

В 1996 году на пару с братом Кимбалом Маск основал компанию по разработке программного обеспечения для новостных компаний. Проект назвали Zip2. Братья разработали и продали «интернет-гид» таким крупным изданиям как Chicago Tribune и The New York Times.

Всего через три года бренд Compaq выкупил стартап за $308 млн. А Илон Маск стал богаче на $22 млн.
PayPal и X.com

Сразу же после продажи Zip2 Маск стал одним из учредителей компании X.com (финансовые онлайн-услуги). Через год X.com объединился с Confinity (которая управляла системой PayPal). Изначально Маск планировал слить вместе PayPal и X.com. Но слияния так и не произошло.

X.com был преобразован в поддомен PayPal, а затем полностью исчез как бренд. Зато вирусная компания от Маска обеспечила взрывной рост популярной сегодня платежной системы.

Осенью 2002 года PayPal была продана на eBay за $1,5 млрд. Из них целое состояние ($165 млн.) получил Маск (ему принадлежало 11,7% акций компании).

SpaceX

SpaceX стала третьей компанией, основанной Илоном Маском. Space Exploration Technologies «родилась» в 2002 году. Причем, Маск выступил одновременно и генеральным, и техническим директором.

Для тех, кто не в курсе: SpaceX разрабатывает и производит космические ракеты-носители. Первыми «детками» компании стали Falcon 1 и Falcon 9, а первым космическим кораблем – Dragon.

В 2008 году (в самый разгар кризиса, между прочим) новая компания Илона Маска получила крупный контракт на $1,6 млрд. от NASA. Falcon 9 и Dragon должны были заменить собой шаттл, который «списали» в 2011 году. К слову, ракета Falcon 1 стала первым космическим средством на жидком топливе, доставившем спутник на орбиту Земли. Первым, профинансированным из частных источников.

Илон Маск ставит перед собой более чем амбициозную цель: снизить стоимость полетов в космос в 10 раз. В компанию SpaceX сумасшедший бизнесмен вложил $100 млн. личных средств.

Он уверен, что зона человеческого влияния должна обязательно расширяться на соседние планеты. Это позволит снизить угрозу уничтожения человека как биологического вида. Илон Маск всерьез изучает возможность поселения людей на Марсе в течение 10-20 ближайших лет.

Tesla Motors

Маск и Страубел случайно встретились в 2003 году. В ходе встречи Маск узнал о концепте электрического спортивного автомобиля. Он тут же попытался убедить руководство AC Propulsion подумать над форматом коммерческого авто «на электричестве». Но предложение было встречено прохладно…

Тогда Маск вместе с Джей-Би Страубелом, Яном Райтом, Марком Тарпеннингом и Мартином Эберхардом решили создать легендарную (в будущем, конечно) компанию Тесла. Причем, именно Маск обеспечил большую часть финансирования проекта на начальном этапе.

В 2008 году Илон взял на себя обязанности генерального директора и главного дизайнера.

Первый спортивный автомобиль Tesla Roadster разошелся «тиражом» 2500 штук в 31 стране мира. В 2014 году компания Илона Маска выпустила Tesla Model S P85D – самый быстрый электрокар в мире. Авто разгоняется до 100 км/ч всего за 3,2 секунды. Без подзарядки Tesla Model S P85D может проехать 440 км.

В своих интервью Илон Маск часто говорит о том, что в ближайшие 30 лет большая часть автомобилей в США будут ездить на электричестве.

В 2016-м Маск анонсировал новый секретный план. А в марте 2017-го компания Тесла выиграла тендер на создание гигантского хранилища энергии. Илон Маск поспорил, что если не построит в Австралии аккумуляторную станцию за 100 дней, то штат получит ее бесплатно.

Спор с губернатором штата Южная Австралия он в итоге выиграл. Огромный литий-ионный аккумулятор Tesla Powerpack заряжается от возобновляемых источников энергии и поставляет электричество потребителям штата в часы «пиковой» нагрузки.

SolarCity

Начальная концепция SolarCity (крупнейший поставщик солнечных энергосистем в США) опять-таки принадлежит вездесущему Илону Маску. В дальнейшем концепцию «доводили до ума» его двоюродные братья: Питер и Линдон Райв.

Что заставило Илона Маска вложить личные средства в очередной безумный проект? Девиз «Никогда не сдамся». И желание помочь человечеству решить проблему с глобальным потеплением.

Компания SolarCity разрабатывает и выпускает фотоэлектрические установки для установки на крышах жилых домов.

Установки полностью обеспечивают «крышуемые» ими дома электроэнергией. Понятно, что для окружающей среды – это как «бальзам на душу».

Скоро «экологичный» товар нашел своего покупателя. Фотоэлектрические установки от SolarCity обеспечивают электроэнергией компанию British Motors, а также офис и сервера eBay.

Чем еще занимается компания кроме создания солнечных батарей? Например, выпускает «энергосберегающее» программное обеспечение. Программа позволяет использовать электроэнергию в жилых домах более рационально. В итоге уменьшаются нагрузки на сети, а потребители экономят на счетах за электричество.

Ну, и конечно, SolarCity производит сеть зарядных станций для электромобилей Tesla Motors.

Hyperloop

«Гиперпетля» — очередной сумасшедший проект Илона Маска. По его задумке Hyperloop должен стать пятым видом транспорта после авто, поезда, самолета и корабля.

Идею скоростной доставки грузов и пассажиров Илон Маск предложил еще в 2012—2013 годах. Позиционировалась идея как альтернатива проекту скоростной железнодорожной магистрали между Сан-Франциско и Лос-Анжелесом.

«Гиперпетля» задумывалась как надземный трубопровод на опорах. Опорные пилоны из железобетона будут установлены на высоте 30, 15 или 6 метров (зависит от ландшафта местности).

Одиночные капсулы длиной до 30 метров с пассажирами и грузом будут перемещаться внутри трубы со скоростью от 480 до 1200 км/ч. По задумке разработчиков, капсулы должны «отправляться» с интервалом в 30 секунд.

За основу проекта Илон Маск взял принцип работы вакуумного поезда. Разработчики решили отказаться от создания полного вакуума в трубе (слишком дорого и сложно технически). Остановились на форвакууме (разреженный воздух). Капсула будет приводиться в движение электродвигателем, а питаться от солнечной энергии.

Для реализации проекта была создана компания Hyperloop One (до 2016-го года у нее было другое название). Трассы Hyperloop планируют строить между крупными городами в США, Великобритании, Канаде, Мексике и даже Индии.

Стоимость поездки в сверхскоростном поезде «Гиперпетли» составит около $1 за 10-12 км.

Будет ли Hyperloop работать? Скептики уверены, что нет. А оптимисты внимательно следят за свежими фото в Инстаграм Маска, новостями «с полей» и… инвестируют в очередной безумный проект «железного человека».

Мошенник и аферист?

Введите в Google запрос «Илон Маск мошенник» и будете вознаграждены сотней ссылок на громкие разоблачения. Авторы статей утверждают, что все проекты Маска, в лучшем случае, заканчивались ничем.

Кто такой на самом деле Илон Маск? По мнению некоторых – всего-навсего харизматичный аферист с большим размахом и безумными амбициями.

Возьмем, к примеру, создание компании PayPal. По версии разоблачителей, платежная система – вовсе не его изобретение. На самом деле в 1999 году еврей Илон Маск создал онлайн-банкинг X.com, вложив в него личные деньги. Через год произошло слияние X.com с основным конкурентом – Confinity. Маск тут же начал серьезно конфликтовать с СЕО Confinity: Питером Тилем и Максом Левчиным.

Их совместные продукты в виде платежных систем работали через пень колоду. Банки шантажировали штрафами, компании грозило разорение. И только когда совет директоров сместил Илона Маска с должности управляющего, PayPal удалось довести до ума.

По мнению критиков, заслуга Илона Маска лишь в том, что на переговорах с покупателями на eBay он сумел поднять цену компании до $1,5 млрд.

Не так однозначно обстояли дела и с проектом SpaceX. На старте Маск, действительно, вложил в свое детище около $100 млн.

Но «душой» и разработчиком проекта был вовсе не он, а инженер Том Мюллер. Создание ракеты Falcon 1 отставало от графика на несколько лет. Три запуска подряд закончились громким пшиком. Проект оказался на грани банкротства.

И вдруг ни с того, ни с сего SpaceX получает крупный контракт от НАСА. Проект тут же делает сумасшедший скачок вперед. Кто-то утверждает, что компания SpaceX – занавес, за которым «прячутся» военные круги США. Под видом частного проекта они занимаются разработкой тех или иных технологий.

В пух и прах в Сети разносят все, за что принято хвалить Илона Маска: его электромобили, планы по колонизации Марса, проект Hyperloop и…все остальное.

Я не буду комментировать посты формата «Илон Маск – обманщик и аферист». Лучше процитирую ехидную запись в Твиттер «Фальсификатор и мошенник Илон Маск снова запустил Falcon. Ультрасовременный батут Рогозина по-прежнему не готов к эксплуатации».

Секреты успеха от Илона Маска

Журналисты любят приводить цитату Илона Маска о том, что в течение 15 лет он работал по 100 часов в неделю. Как ему удалось не сойти с ума, работая на пределе человеческих возможностей?

Объединяйте дела

Илон Маск предпочитает делать несколько дел одновременно (как Юлий Цезарь). Он считает, что многие операции прекрасно сочетаются между собой. Как сыр и вино.

Разговариваете по телефону? Смахните заодно пыль с рабочего стола или заварите чай. Ищете нужный файл в компьютере? Удаляйте «по пути» ненужные папки и документы. Книги можно читать в дороге или слушать в аудиоформате во время пробежки.

Кстати, сам Илон Маск проверяет почту, когда общается с собственными детьми!

Консультируйтесь у экспертов

«Хвалебные речи» только сбивают с толку. Обращайте основное внимание на критику со стороны экспертов! Критика больно бьет по самолюбию, зато заставляет постоянно развиваться и становиться лучше.

Планирование

День Илона Маска распланирован практически поминутно. Привычный утренний просмотр ленты в Фейсбук он советует заменить составлением подробного плана на день.

Старший помощник Маска вносит в его ежедневник все. Вплоть до «пятиминуток» свободного времени. К сожалению, такой сумасшедший темп не оставляет времени на личную жизнь и другие приятные вещи. Последний роман Илона Маска с актрисой Эмбер Херд завершился из-за постоянной занятости обоих.

Но никто и не требует от Вас работать по 100 часов в неделю. Просто не забывайте использовать приемы тайм-менеджмента. Без них добиться успеха в XXI веке нереально.

Умение рисковать

На пути к успеху Илон Маск не раз рисковал по-крупному. Например, когда любимое детище Tesla было практически обречено, он вложил в «реабилитацию» почти все оставшиеся деньги. Прибыль от выпуска модели Model-S с лихвой окупила эти «безумные» вложения.

Пять рецептов успеха от Илона Маска

  1. Постоянно улучшайте свой продукт или услугу. В первую очередь, инвестируйте в исследования и усовершенствования, а не в рекламу.
  2. Работайте все время, когда нужно работать. «Пожиратели времени» делают успешными и богатыми только их создателей.
  3. Нанимайте только тех сотрудников, которые безумно любят свое дело.
  4. Забудьте о трендах.
  5. Чем Вы моложе, тем больший уровень риска можете себе позволить.

А как Вы относитесь к Илону Маску?

Американский Forbes в последнем рейтинге богатейших людей мира оценил состояние Илона Маска в $12 млрд. С февраля, когда был опубликован рейтинг, до момента подготовки этого материала оценка выросла до $12,5 млрд. Помог успех компании Tesla Motors. Продажи электромобиля Tesla S растут быстрее прогнозов, это уже не игрушка для гиков, в Амстердаме и Осло машины используют как такси. Pазвивается и другой футуристический проект Маска — компания SpaceX, производитель космических ракет и аппаратов, заключила выгодный контракт с НАСА и пытается освоить фантастическую технологию возвращения отработанных ступеней ракеты-носителя на Землю.

Известный технологический журналист Эшли Вэнс стал автором самой полной на сегодня биографии культового бизнесмена «Elon Musk: Tesla, SpaceX and the Quest for Fantastic Future», которая вышла в мае в издательстве HarperCollins. Одновременно издательство «Олимп-Бизнес» выпустило русское издание книги. Forbes публикует отрывки из главы «Электричество», рассказывающей о создании и первых шагах компании Tesla. Хорошо видно, что нынешний успех был бы невозможен без умения Маска преодолевать многочисленные трудности.

В США каждому, кто пытается создать автомобильную компанию, тут же напоминают, что последним успешным начинанием в этой отрасли был Chrysler, основанный в 1925 году. Разработка и производство машин с нуля сопровождаются многочисленными трудностями, однако все неудачи предыдущих попыток были связаны с отсутствием денег и технологий массового производства. Основатели Tesla были прекрасно осведомлены о правилах игры. Тесла построил электромотор сто лет назад, а создание трансмиссии для передачи мощности мотора на колеса выглядело вполне реальной задачей. Слабым местом плана была постройка завода по производству автомобилей и их узлов. Но чем больше партнеры изучали отрасль, тем больше они понимали, что крупные автопроизводители фактически уже не делают автомобили сами. Времена, когда в одни ворота завода Генри Форда в Мичигане завозили материалы, а из других ворот выезжали готовые машины, давно прошли. «BMW не делает ни ветровые стекла, ни обивку, ни зеркала заднего вида, — объясняет Марк Тарпеннинг. — Крупные автомобильные компании сохранили у себя лишь исследования двигателей внутреннего сгорания, продажи, маркетинг и конечную сборку. Мы наивно полагали, что можем приобрести необходимые детали у тех же поставщиков».

«Я в деле»

С самого начала Мартин Эберхард и Марк Тарпеннинг (бизнес-партнеры из Северной Калифорнии основали компанию Tesla в июле 2003 года. — Forbes ) подсознательно рассматривали Маска как основного инвестора. Они оба наблюдали за его выступлением на конференции Марсианского общества в Стэнфорде в 2001-м. Основателям Tesla показалось, что Маск мыслит не так, как все, и сможет воспринять идею электромобиля. Замысел обратиться к Маску за поддержкой Tesla Motors укрепился, когда Том Гейдж из AC Propulsion позвонил Эберхарду и сообщил, что Маск подыскивает объект для инвестиций в сегменте электромобилей. Эберхард и Райт (инженер Иен Райт пришел в компанию третьим, сразу после основателей. — Forbes ) полетели в Лос-Анджелес и в пятницу встретились с Маском. Все выходные Маск дотошно выспрашивал у Тарпеннинга, который уже уехал, детали финансовой модели проекта. «Помню только, что я давал один ответ за другим, снова и снова, — рассказывает Тарпеннинг. — В следующий понедельник мы с Мартином снова полетели на встречу с Маском, и он сказал: «Хорошо, я в деле».

Основатели Tesla обрадовались, что им повезло заполучить отличного инвестора. У Маска были инженерные познания, он готов был воспринять идеи компании и разделял более общую цель — избавление США от нефтяной зависимости. «Бизнес-ангел должен хоть немного верить в проект, и для Маска это не было просто очередной финансовой транзакцией, — говорит Тарпеннинг. — Он хотел изменить энергетический баланс страны». Вложив $6,5 млн, Маск стал основным акционером Tesla и президентом компании. Впоследствии Маск ярко проявил свои бойцовские качества в соперничестве с Эберхардом за контроль над Tesla. «Я совершил ошибку, — рассказывает Эберхард. — Нам нужно было больше инвесторов. Но если бы мне вновь предстояло сделать выбор, я бы взял его деньги. Синица в руках... ну, вы понимаете. Нам нужны были деньги».

Вскоре после встречи Маск позвонил Джей Би Штробелю (создатель компании по разработке литий-ионных батарей, заинтересовавший Маска темой электромобилей. — Forbes ) и попросил познакомиться с командой Tesla. Узнав, что офис Tesla находится в полумиле от его дома, в Менло-Парк, Штробель был одновременно заинтригован и полон скептицизма. Штробель жил электромобилями, и поначалу у него не укладывалось в голове, что паре парней удалось добиться столь многого, а он о них даже не слышал. Тем не менее в мае 2004 года Штробель пришел на встречу и был тут же принят на работу с годовым окладом $95 000. «Я рассказал, что разрабатываю нужный им батарейный блок на деньги Илона прямо за углом, — вспоминает Штробель. — Мы согласились объединить усилия и сформировали нашу группу отщепенцев».

Если бы в тот момент Tesla Motors посетил кто-нибудь из Детройта, он бы лопнул от смеха.

Багаж автомобилестроительного опыта компании состоял из двух парней, обожавших автомобили, и еще одного, создавшего несколько научных проектов на основе технологии, которую автомобильная отрасль считала недостойной внимания. Более того, основатели и не собирались спрашивать совета по созданию автомобильной компании у детройтских гуру. Нет, Tesla решила пойти тем же путем, что и каждый стартап из Кремниевой долины, — нанять группу молодых голодных инженеров и разобраться во всем в процессе работы. И неважно, что в Области залива Сан-Франциско еще ни у кого не получилось создать автомобиль таким образом и что построение сложного объекта физического мира имеет мало общего с разработкой программного приложения. Главное, что понимали в Tesla: литиевые батареи 18650 уже очень хороши и станут еще лучше. Вместе с определенной долей усилий и интеллекта это должно было обеспечить успех…

Спустя еще год доработок инженеры Tesla могли, наконец, отложить в сторону карандаши. Был май 2006 года, штат сотрудников вырос до 100 человек. Команда построила черную версию Roadster, названную EP1, или первый инженерный прототип. «Как говорится, «вот что, оказывается, мы будем выпускать», — рассказывает Тарпеннинг. — Машину можно было почувствовать, и это было восхитительно». Появление EP1 позволило продемонстрировать инвесторам, на что пошли их деньги, и обратиться за дополнительным финансированием к более широкой аудитории. Впечатление, произведенное на венчурные компании, было достаточно сильным, хотя инженерам и приходилось иногда вручную охлаждать автомобиль между тест-драйвами. Инвесторы, наконец, начали понимать долгосрочный потенциал Tesla. Маск дал еще $12 млн, к нему присоединились и другие, включая венчурные компании Draper Fisher Jurvetson, VantagePoint Capital Partners, J. P. Morgan, Compass Technology Partners, а также таких инвесторов, как Ник Притцкер, Ларри Пейдж и Сергей Брин. В сумме было собрано $40 млн.

В июле 2006 года Tesla решила поведать миру о своих планах. Инженеры компании построили красный прототип — EP2. Оба автомобиля были выставлены на мероприятии в Санта-Кларе. Пресса была весьма заинтригована увиденным. Прекрасный двухместный кабриолет Roadster разгонялся до 60 миль в час (100 км/ч) за четыре секунды. «До этого дня, — заявил Маск на мероприятии, — не было ни одного нормального электромобиля».

Мероприятие посетили знаменитости, включая губернатора Калифорнии Арнольда Шварценеггера и бывшего руководителя Disney Майкла Айснера, многие из них прокатились на Roadster. Машины были настолько ломкими, что только Штробель и несколько доверенных инженеров знали, как ими управлять. Чтобы избежать перегрева, автомобили менялись каждые пять минут. Tesla раскрыла, что каждый автомобиль обойдется примерно в $90 000 и сможет проехать на одной зарядке порядка 400 км. Компания объявила, что Roadster согласились купить 30 человек, среди них сооснователи Google Брин и Пейдж, а также другие миллиардеры от технологий. Маск пообещал представить более дешевый автомобиль — четырехместную, четырехдверную версию стоимостью менее $50 000 — примерно через три года.

Приблизительно в то же время Tesla заявила о себе в The New York Times, где была опубликована короткая заметка о компании. В ней Эберхард оптимистично заявлял, что начало поставок Roadster состоится в середине 2007 года, а не в начале 2006 года, как планировалось ранее, и излагал стратегию Tesla, основанную на запуске дорогостоящих штучных автомобилей с дальнейшим переходом к более доступным машинам по мере совершенствования технологии и производственных возможностей.

Маск и Эберхард верили в эту стратегию и неоднократно наблюдали за ее успешностью в сфере электронных устройств. «Мобильные телефоны, холодильники, цветные телевизоры — все эти изделия изначально не предлагались в низкоценовом сегменте для массовой аудитории, — объяснял изданию Эберхард. — Эти продукты были изначально дорогими, предназначались только для покупателей, которые могли их себе позволить». Хотя статья и была признанием успеха Tesla, Маску не понравилось, что о нем не было сказано ни слова. «Мы старались подчеркнуть роль Маска, снова и снова повторяли его имя репортеру, но того не интересовал совет директоров компании, — вспоминает Тарпеннинг. — Илон был взбешен. Он побледнел от гнева».

Можно понять, почему Маск так жаждал, чтобы лучи славы Tesla пролились и на него. Машина породила широкий резонанс в автомобильном мире. Электромобили вызывали буквально религиозный трепет как у сторонников, так и у противников, а появление хорошо выглядящего, быстрого электромобиля никого не оставило равнодушным. Кроме того, Tesla впервые превратила Кремниевую долину в реальную угрозу для Детройта, по крайней мере на уровне концепций.

Через месяц после презентации в Санта-Монике проходило знаменитое шоу экзотических автомобилей Pebble Beach Concours d’Elegance. Tesla стала столь популярной темой для разговора, что организаторы мероприятия просто умоляли привезти на выставку Roadster и отменили для компании все сборы за участие. Десятки посетителей прямо на стенде Tesla выписывали чеки на $100 000 на предзаказ автомобиля. «Это было задолго до краудфандинговой платформы Kickstarter, мы и не думали ни о чем подобном, — рассказывает Тарпеннинг. — Но затем мы стали получать миллионы долларов на таких мероприятиях».

Венчурные фонды, знаменитости и друзья сотрудников Tesla стали покупать места в списке ожидания. Дело зашло так далеко, что отдельные представители элиты Кремниевой долины лично являлись в офис Tesla, чтобы купить машину. Однажды компанию посетили предприниматели Константин Отмер и Брюс Лик, знавшие Маска еще по временам его стажировки в Rocket Science Games. Для почетных гостей Маск и Эберхард провели персональную экскурсию, которая продолжалась более двух часов. «В конце мы сказали: хорошо, берем, — рассказывает Отмер. — В то время Tesla еще не было разрешено продавать автомобили, поэтому мы вступили в их клуб. Членство стоило $100 000 и обещало бесплатную машину».

Штурм, отступление, штурм

Инженеры вспоминают, что в первые годы существования компании Эберхард всегда принимал быстрые, четкие решения. Лишь в редких случаях Tesla «зависала» над проблемой, анализируя ситуацию. Компания придумывала план атаки, и если что-то шло не так, то неудача следовала быстро, после чего Tesla сразу меняла подход и двигалась дальше.

Однако многочисленные изменения, запрошенные Маском, стали задерживать Roadster. Маск хотел больше комфорта и требовал изменить сиденья и двери. Он настоял на кузове из углеволокна, а также потребовал, чтобы двери Roadster открывались нажатием пальца на электронные сенсоры, а не с помощью ручки. Эберхард ворчал, что эти дополнительные функции замедляют разработку, многие инженеры были согласны с ним.

Tesla планировала начать поставки Roadster в ноябре 2007 года, но проблемы с коробкой передач не отступали, настал 2008 год, и компания запустила третью попытку создания трансмиссии с чистого листа.

Не все шло гладко и за рубежом. Для создания завода по производству батарей компания решила отправить команду самых молодых и энергичных инженеров в Таиланд, где Tesla заключила партнерское соглашение с исполненной энтузиазма, но не обладавшей необходимыми возможностями производственной компанией. Инженерам Tesla было обещано, что они будут управлять строительством современного завода. Вместо завода они обнаружили бетонный пол с подпиравшими крышу столбами. Здание находилось в трех часах езды к югу от Бангкока и имело практически полностью открытую конструкцию, как и другие заводы, — из-за неописуемой жары. Другие фабрики производили печки, шины и прочие неприхотливые предметы обихода. Целью производства Tesla были чувствительные батареи и электроника. Как и компоненты ракеты Falcon 1, они были бы просто разрушены соленой влажной атмосферой. Партнер Tesla заплатил еще около $75 000 за возведение гипсокартонных стен, укладку напольного покрытия и создание складских помещений с контролем температуры. Инженерам Tesla пришлось потратить немало времени и терпения на попытки обучить тайских рабочих правильному обращению с электроникой. Развитие технологии батарей, ранее шедшее быстрыми темпами, замедлилось до скорости улитки.

Завод по производству батарей был лишь одним из звеньев глобальной цепочки поставок, на всем протяжении которой множились расходы и задержки. Кузовные панели автомобиля производились во Франции, электромоторы должны были поступать из Тайваня. Tesla планировала закупать батарейные ячейки в Китае и доставлять их в Таиланд для сборки батарейных блоков, которые, во избежание порчи, нужно было сразу везти в порт для доставки в Англию, где им предстояло пройти таможню. Затем, согласно планам Tesla, компания Lotus делала кузов, устанавливала в него батарейные блоки и отправляла автомобили Roadster кораблем в Лос-Анджелес через мыс Горн.

В описанном сценарии Tesla должна была оплачивать производство автомобиля в целом, а возможность рассчитать стоимость отдельных узлов и компонентов появлялась лишь по прошествии шести-девяти месяцев. «Мы просто хотели наладить в Азии быстрое и дешевое производство, чтобы заработать на машине, — рассказывает Форрест Норт, один из командированных в Таиланд инженеров. — По нашим данным, в случае действительно сложных устройств работа здесь обходится дешевле, задержек и проблем меньше».

Новых сотрудников непродуманность плана Tesla приводила в ужас.

Райан Поппл, отслуживший четыре года в армии, а затем учившийся по программе MBA в Гарварде, прибыл в Tesla на должность финансового директора. Его основной задачей была подготовка компании к публичному размещению акций. Наскоро просмотрев бухгалтерские книги компании, Поппл спросил директора по производству и операциям, как именно он собирается производить автомобиль. «Тот ответил: ну, мы решаем, что пора запускать производство, и ждем чуда», — рассказывает Поппл.

Узнав о том, как Эберхард управляет компанией, Маск сильно забеспокоился и решил заручиться поддержкой кризис-менеджера. Одним из инвесторов Tesla была чикагская инвестиционная компания Valor Equity, специализировавшаяся на оптимизации производственных процессов. Изучив технологию батарейных блоков и силового агрегата Tesla, компания решила, что даже если Tesla не удастся продать много машин, крупные автопроизводители захотят приобрести ее интеллектуальную собственность. Для защиты своих инвестиций Valor отправила Тима Уоткинса, своего управляющего директора по операциям, который очень скоро пришел к ужасающим выводам.

Британец Уоткинс, обладатель степеней по промышленной робототехнике и электромеханике, умел эффективно решать проблемы. Например, работая в Швейцарии, Уоткинс нашел способ обойти жесткое трудовое законодательство, ограничивающее максимальное время работы сотрудников, за счет автоматизации штамповочного завода. Благодаря этому завод мог работать круглосуточно, а не по 16 часов в день, как предприятия конкурентов…

В середине 2007 года Уоткинс явился к Маску с докладом. Маск был готов к тому, что цена будет высокой, и был уверен, что себестоимость машины удастся значительно снизить по мере отладки производственных процессов компании и повышения объемов продаж. «И тогда Тим велел мне подготовиться к худшему», — рассказывает Маск. Выходило, что стоимость производства каждого Roadster могла достигать $200 000, в то время как Tesla планировала продавать электромобиль всего за $85 000. «Даже в случае полной загрузки производства каждая машина обойдется в лучшем случае в $170 000, — рассказывает Маск. — Разумеется, несколько тысяч долларов ничего не меняли, потому что треть этих чертовых машин мы все равно не выпустили бы…»

Среди инженеров Tesla крепла мысль о том, что Эберхард как президент достиг предела возможностей. Ветераны компании всегда восхищались инженерными способностями Эберхарда, в которых никто не сомневался. При Эберхарде инженерное искусство в Tesla было возведено в культ. К сожалению, другими областями в компании пренебрегали, и мало кто верил, что Эберхарду удастся провести Tesla от этапа исследований и разработок к коммерческому производству. Завышенная стоимость автомобиля, проблемы с трансмиссией, неэффективные поставщики подкосили компанию. И когда Tesla начала переносить сроки поставки, многие ранее фанатичные клиенты, заплатившие авансом крупные суммы, отвернулись от Tesla и Эберхарда. «Добром такое не могло кончиться, — рассказывает Лайонс (инженер-механик, сотрудник № 12. — Forbes ). — В теории все знают, что основатель необязательно приводит компанию к успеху, но на практике смириться с этим непросто».

Эберхард и Маск годами спорили об отдельных аспектах дизайна автомобиля. Обычно они неплохо ладили. Они оба не терпели дураков и одинаково верили в будущее технологии электрических аккумуляторов и их высокую значимость. Однако расчеты Уоткинса положили конец их добрым отношениям. По мнению Маска, Эберхард допустил значительный просчет в управлении компанией, позволив ценам комплектующих вырасти так сильно. Кроме того, Маск считал, что Эберхард скрыл серьезность ситуации от совета директоров, что равносильно мошенничеству. Маск позвонил Эберхарду, когда тот ехал на выступление перед национальной ассоциацией автомобильных журналистов Motor Press Guild в Лос-Анджелес. В ходе короткого и неприятного разговора Эберхард узнал, что он покидает пост руководителя компании…

Маск за работой

Вскоре сотрудники Tesla смогли познакомиться с классическим Маском, хорошо известным тем, кто работал в SpaceX. Любую проблему, вроде подгонки углеволоконных панелей кузова Roadster, Маск решал в лоб. Он полетел в Англию на своем самолете, чтобы забрать новые обрабатывающие инструменты для кузовных панелей, и лично доставил их на французский завод, чтобы в производственном графике Roadster не было простоев. Дни, когда люди пренебрегали расходами на производство Roadster, ушли безвозвратно. «Илон завелся и заявил, что нужно провести программу интенсивного сокращения издержек, — говорит Поппл. — Он выступил с речью, провозгласив, что мы будем работать по субботам и воскресеньям и спать прямо на рабочем месте, пока работа не будет сделана. Кто-то возразил, что люди и так работают на пределе возможностей и не отказались бы отдохнуть и провести время с семьями. Илон ответил: «У этих сотрудников будет более чем достаточно времени на семью, когда мы обанкротимся». Я подумал: «Ничего себе», но все уяснил. Я человек армейский, знаю, что такое выполнять приказ».

Каждый вторник в семь утра сотрудники должны были обновлять ведомость материалов. Цену каждой детали нужно было знать с точностью до цента и иметь аргументированный план ее снижения. Например, если в конце декабря моторы стоили $6500 за штуку, Маск требовал снизить стоимость к апрелю до $3800. Каждый месяц проводился анализ и обсуждение расходов.

«Если ты отставал от плана, неудача обходилась очень дорого, — рассказывает Поппл. — Все это знали. Люди теряли работу, если не могли решить поставленную задачу. У Илона в голове калькулятор. Если в презентацию проберется необоснованная цифра, он это сразу замечает. Илон не пропускает ни одной детали». С точки зрения Поппла, управленческий стиль Маска был агрессивным, но ему нравилось, что Маск всегда был готов выслушать обоснованное, тщательно взвешенное мнение и поменять свою точку зрения, если для этого найдутся веские доводы. «Некоторые считают Илона жестким, вспыльчивым и деспотичным, — говорит Поппл. — Но времена были непростые, и те, кому были известны операционные проблемы компании, понимали это. Я ценю, что Илон не стремился приукрасить реальность».

Занимаясь маркетингом, Маск ежедневно искал через Google новости о Tesla. Если он находил негативную статью, он требовал «исправить ситуацию», хотя у пиарщиков Tesla почти не было аргументов, чтобы переубедить журналистов. Один из сотрудников пропустил мероприятие, так как присутствовал при рождении своего ребенка. Маск немедленно написал ему: «Это не повод. Я весьма разочарован. Тебе необходимо расставить приоритеты. Мы здесь меняем мир, меняем историю, и ты либо с нами, либо нет».

Маркетологи, делавшие грамматические ошибки в текстах, лишались работы, как и те сотрудники, которые за последнее время не сделали ничего крутого. «Временами Маск бывает довольно грозным, хотя сам не чувствует этого, — рассказывает один из бывших менеджеров Tesla. — Перед совещаниями мы делали ставки, кому достанется на этот раз. Если сказать, что решение было принято в соответствии со стандартной практикой, Маск быстро выкинет тебя с совещания, заявив: «Больше не хочу этого слышать. Мы тут пашем как кони, и недоделанные процедуры нам не нужны».

Он тебя сотрет в порошок, и если удастся выжить, он еще должен решить, можно ли тебе доверять.

Он должен понять, что ты такой же сумасшедший, как и он сам». Этот дух пронизывал всю компанию, и вскоре все поняли, что Маск — само воплощение бизнеса.

Выгореть дотла

Другие ключевые сотрудники с удовольствием решали сложные инженерные задачи на протяжении последних пяти лет, но они выгорели дотла. Райт не верил в успех идеи электромобиля для широких масс. Он покинул Tesla и основал собственную компанию по производству малотоннажных электрических грузовичков. Тарпеннингу не очень нравилось в Tesla без Эберхарда. Не найдя общий язык с Дрори, он тоже решил не тратить еще пять лет жизни на седан.

Лайонс задержался несколько дольше, что уже можно считать чудом. Он возглавлял разработку нескольких ключевых технологий Roadster, включая батарейный блок, мотор, силовую электронику и, конечно же, трансмиссию. Пять лет Лайонс оставался одним из наиболее эффективных сотрудников Tesla, тем, кого постоянно обвиняли в отставании и сдерживании развития всей компании.Он не раз выслушивал резкие тирады Маска, обещавшие разные формы членовредительства то ему, то поставщикам, которые подвели Tesla. Лайонсу приходилось видеть и измученного Маска, отхлебывающего и выплевывающего кофе, потому что тот уже остыл, и тут же требующего от сотрудников работать упорнее, делать больше. Как и многие свидетели подобных выступлений Маска, Лайонс не питал иллюзий в отношении его характера, но с величайшим уважением относился к визионерским и управленческим качествам Маска. «Работая в Tesla, ты чувствовал себя полковником Курцем из «Апокалипсиса сегодня», — говорит Лайонс. — Не бойся применять безумные методы, просто сделай работу. Это все от Илона. Он слушает, задает правильные вопросы, быстр и способен докопаться до сути».

Tesla смогла пережить потерю ключевых сотрудников, стоявших у истоков компании. Сильный бренд позволил Tesla и дальше нанимать лучших, включая сотрудников крупных автомобильных компаний, которые знали, как преодолеть последние трудности, мешавшие Roadster наконец добраться до покупателей.

Но главную проблему Tesla не могли решить ни инженерные достижения, ни удачный маркетинг. К 2008 году у компании стали заканчиваться деньги.

Разработка Roadster обошлась в $140 млн — существенно больше $25 млн, заложенных в бизнес-план 2004 года. В обычных условиях Tesla, вероятно, смогла бы получить дополнительное финансирование. Однако рыночные реалии были далеки от обычных. Крупные американские автопроизводители приближались к банкротству в разгар тяжелейшего финансового кризиса со времен Великой депрессии. Посреди этого хаоса Маску нужно было убедить инвесторов Tesla расстаться еще с десятками миллионов долларов. Инвесторам же нужно было представить своим клиентам доказательства целесообразности этих инвестиций. Как сказал сам Маск: «Вот вы пытаетесь обосновать финансирование разработчика электромобилей, а тем временем отраслевые издания буквально кричат, что этот производитель делает туфту, компания обречена, на дворе рецессия, автомобили никто не покупает». Чтобы вытащить Tesla из этой передряги, Маску потребовалось пожертвовать всем своим состоянием и оказаться на грани нервного срыва.

Западный мир держится на активных, бойких, умных, немного авантюрных людях, создающих свой бизнес. И пусть на одного успешного бизнесмена были сотни неудачников, но именно они становились двигателем и брендом Запада. И одним из них был Элон Маск.

Детство

Биография Элона Маска весьма похожа на аналогичные рассказы о жизни таких же бизнесменов, политиков, известных актеров и ученых. Причем нередко все эти профессии соединялись в одних и тех же людях. Маск не является коренным американцем - он появился на свет в Претории (ЮАР) в начале семидесятых. Город, в котором родился Элон Маск, сформировался как административная столица страны, считавшаяся к тому же научным центром. Там работали его родители - папа (по профессии инженер) и мама - в юности канадская модель, а потом диетолог. В семье, кроме Элона, росли еще двое детей.

В десять лет Элону вручили первый компьютер, что позволило ему активно заниматься новыми технологиями. Уже в двенадцать лет он сумел реализовать свою первую компьютерную игру за 500 долларов. Вырученные средства подросток вложил в фармацевтическую фирму и через некоторое время выручил за акции в несколько раз больше. На эти деньги в 17 лет Маск переезжает в Канаду. Там он познает новую жизнь, в том числе узнает, что такое бедность. Так, он учился существовать на 1 доллар в сутки, к счастью, не получив при этом болезни пищевого тракта.

Формирование мировоззрения

В юношескую пору Маск буквально поглощал философские и религиозной книги. Но самое существенное воздействие на него оказала фантастика, например, книга «Автостопом по галактике». По словам будущего бизнесмена, именно тогда он решил, что надо, прежде всего, уметь задавать нужные вопросы. И когда он устроился в колледж, то уже понял, как повлиять на развитие цивилизации - он будет работать над переселением землян на новые планеты. Предприниматель поставил перед собой задачу - сделать фантастику реальной, чтобы внести вклад в развитие космической отрасли. И начал искать средства.

Первые шаги в бизнесе

В начале девяностых Маск меняет место жительства и останавливается в США, где устраивается в университет Пенсильвании и начинает изучать столь противоположные предметы, как физика и бизнес. Докторскую диссертацию он сочиняет в Стэндфордском университете, но на занятия не ходит. Вместе со своими приятелями, такими же, как он, студентами, Маск создает фирму Zip2. В конце двадцатого века эта кампания была выкуплена Compaq Computer за 307 млн долларов, из них юноша получил 20 млн долларов. На эти деньги он обзавелся самолетом McLaren F1 и переселился в элитное жилье.

От X.com до SolarCity

Бизнесмен не оставался на месте. Элон Маск, биография которого насыщена самыми разными, нередко просто чудесными явлениями, создает в конце двадцатого века новую компанию сразу же после того, как продал предыдущую. Фирма X.com оказалась поначалу успешной, однако, затем появились проблемы. Через пару лет компанию переименовали в PayPal, соединившись с последней.

Обе структуры работали над развитием индивидуальных электронных денежных переводов через систему e-mail, а итогом коммерческой сделки было объединение платежных систем. На практике, однако, так не получилось. Маск твердо стоял за бренд X.com, не переименовывая его в PayPal. Коллеги думали иначе. Это привело к расколу в руководстве кампании.

Развитие событий завершилось уходом Маска по решению совета директоров. Но сама идея Илона об образовании новой компании путем объединения двух фирм вместе с быстрым развитием компьютерной системы онлайн-оплаты способствовала росту имиджа предприятия в рекордные сроки. Фирма была уже бесповоротно преобразована в PayPal. Значительные изменения и рост стоимости дали возможность разместить ценные бумаги на бирже в начале 2002 г. В этом же году компания PayPal была приобретена eBay за 1,5 млрд долларов США. С учетом того, что Маск имел 11,7 % акций фирмы, он получил 175 млн долларов.

Новый бизнес

В 2006 году Маск оформляет SolarCity - фирму, хозяином и техническим работником которой он до сих пор является. Эта организация работает над созданием компактных электростанций для индивидуального применения на кровлях зданий. Но ведущий принцип был в том, чтобы не строить хозяевам домов электростанции самостоятельно, а получать их в лизинг на большой период. Покупатель может сам проанализировать коммерческую пользу от реализации такого проекта, ведь он за очень низкую цену приобретает свою индивидуальную солнечную электростанцию. Их хозяевами обычно становятся рядовые американцы. Бизнес оказался успешным.

Но сам Элон Маск уже шел к другим проектам.

Happy end по-американски

Здесь надо сделать небольшую паузу. Элон Маск, биография которого имеет и бурные успехи, и фиаско, оказался очень удачлив, когда дело касается инновационных замыслов. В последние годы его фирма движется успешнее соперников. В структуре свыше 30 операционных центров в США, очередной клиент приходит через каждые пять минут, а впереди - большая очередь тех, кто желает работать с солнечной энергией. SolarCity уже смонтировала подобное оборудование на более чем несколько десятков тысяч домов и теперь оценивается как одна из наиболее крупных.

Отсюда серьезные сдвиги в судьбе самого Маска. В перечне миллиардеров журнала Forbs в 2016 г. состояние Элона Маска оценивается в 10,7 млрд долларов.

В декабре этого же года он оказался в числе членов Президентского форума по стратегии и политике при президенте США Трампе - небольшого объединения из 16 американских бизнесменов, собранного с целью разработки решений для 45-го президента США по задачам в сфере экономики.

Элон Маск за свою еще не очень продолжительную жизнь получил большое количество наград за то, что сумел изобрести. В 2008 г. он оказался в перечне 75 наиболее значительных людей года по версии журнала Esquire. В 2011 г. бизнесмен принимает премию Хайнлайна за большие достижения в коммерциализации космоса. Тогда же Forbes включил его в список 20 наиболее влиятельных молодых крупных бизнесменов.

Элон Маск был вторым предпринимателем, который образовал три фирмы стоимостью свыше 1 млрд долларов каждая. После этого большое число дельцов хотели воспроизвести такой успех. Однако их ждало фиаско. Похоже, что бизнесмен работал по иным законам. Или он родился под крылом фортуны.

Выход в космос

Элон Маск, биография которого показывает, что в любом случае нельзя останавливаться, создает ракетостроительную фирму в 2002 г. При этом сразу же было объявлено, что основная задача - уменьшение затрат на полеты в космос и освоение Марса. Элон Маск (SpaceX - его детище) определяется как частный автор, производитель ряда ракет-носителей и коммерческий оператор космических структур.

И его снова ждал успех. В этом же году НАСА заключило с компанией договор на сумму 1,6 млрд долларов США на 12 запусков ракеты Falcon 9 и космического корабля Dragon к международной космической станции для смены устаревших носителей.

Такой большой интерес был вызван, по воспоминаниям самого Элона, не только тягой к прибыли, но и идеями крупных фантастов, в частности, романов Айзека Азимова с его идеями повсеместного освоения вселенной. Бизнесмен считал, что расширение владений человечества на нескольких планетах будет хорошей защитой от опасности ликвидации цивилизации.

К настоящему времени SpaceX сделала некоторое число космических ракет и космический корабль Dragon. В 2010 г. он оказался первым кораблем, успешно запущенным, выведенным на орбиту и вернувшимся обратно. Позднее, в 2015 году, он был первым кораблем, присоединенным к МКС.

В 2006 г. фирма Маска сумела занять первое место в конкурсе NASA по получению грантов на космические объекты и заработала на этом 278 млн долларов. Сейчас уже проведено пять успешных полетов.

Tesla

Имя Элона Маска навсегда связано еще с одной фирмой - Tesla Motors. В 2010 г. акции фирмы, которая никогда не демонстрирована нормальных доходов, были предъявлены для открытой продажи. И момент был таким успешным, что в сразу же стоимость на торгах акций поднялась на 41%. Forbes окрестил их самыми прибыльными акциями года.

В 2012 г. Маск высказал уверенность в том, что через полвека все автомобили станут электрическими. Он принялся работать по этой линии, и в 2008 г. Элон Маск Tesla Roadster все-таки создал - это первый электрический автомобиль, отданный в серийное производство.

Бизнес-план

Маска нередко уподобляют Стиву Джобсу. Тот употреблял фразу «поле искажения реальности», убеждая всех, что невозможное возможно. Товарищи Маска по работе утверждают, что он собирает материал так, чтобы технологии развивались в рамках его действительности.

Его компания Tesla Motors нередко была на грани разорения, хотя сам Элон Маск и добился больших результатов в бизнесе. Биография «Тесла»-создателя дает понять, что бизнесмен всеми методами стремился сохранить компанию на плаву. С годами положение улучшалось.

Немного о личном

Личная жизнь Элона Маска не отличается оригинальностью по сравнению с остальными знаменитыми людьми. Первая супруга, Джастин Маск, обучалась с Элоном в одном университете в Канаде. Их брак состоялся в 2000 г., у них пятеро сыновей. Но осенью 2008 г. супруги решили разойтись, т. к. Маск начал встречаться с английской актрисой Талудой Райли. Второй брак состоялся в 2010 г. и оказался неудачным - несколько раз пара разводилась, затем снова сходилась, пока в 2016 г. не рассталась навсегда.

На настоящий момент Илон Маск встречается с американской актрисой Эмбер Херд.

Надо жить по-другому

Elon Musk, биография которого учит нас постоянно выходить из общего ряда, считает, что инновациям препятствует способность людей думать аналогиями. Поэтому они не организовывают свежие идеи, а стараются усовершенствовать существующее. Бизнесмен полагает, что необходимо расширять реальность и организовывать что-то принципиально противоположное.

Вот, кстати, космос как будто является нереальным для бизнеса. Для реализации проектов в этой области надо много денег. Но Маск убежден, что расходы можно резко уменьшить, если обозначить новую задачу полетов. Из-за этого он образовал SpaceX, целью которой считается колонизация планет. Предприниматель отмечает, что когда необходимо переселить людей Земли на иную планету, надо совершить это недорого.

Трудно жить новатором

В этом весь Elon Musk. Одним из успехов фирмы служит решение General Motors развивать Chevy Volt. Это небольшая машина с потенциалом электрической зарядки. На уровне электромобиля он в состоянии проехать 65 км. В период создания 33 тыс. человек захотели купить автомобиль.

Элон Маск, планы которого всегда оптимистичны, стал успешным, реализуя безумные, казалось бы, идеи. Однако он не только стал самодостаточным человеком, прокормил семью, он еще и вошел в историю. Бизнесмен стремится улучшить жизнь и поэтому трудится над проектами, которые в последующие годы дадут возможность развиваться человечеству.

Взгляните на главные эпизоды биографии Илона Маска:

Илон Маск родился 28 июня 1971 года в городе Претория в ЮАР.

«Илон всегда был интровертом. Там где большинство людей пойдет на отличную вечеринку, Илон будет проводить скорее время в библиотеке за прочтением . Для него они и были развлечением. Как-то в возрасте 3-4 лет он задал вопрос: «Где начинается и заканчивается весь мир? «. Подобные вопросы дали мне понять, что он мыслит по-особенному», — в одном из интервью поделился воспоминаниями отец Илона Эррол Маск.


Мать Илона — Майе Маск — канадка по национальности, профессиональный и модель, лицо которой появлялось на упаковках хлопьев Special K и обложке журнала Time.


В 1979 году родители Эррол и Майе Маск развелись. 9-ти летний Илон и его младший брат Кимбал приняли решение остаться с отцом.


В 1983 году в возрасте 12 лет Илон продал компьютерному журналу свою первую написанную игру под названием «Blastar» за 500 долларов. Ту игру сам Маск считал тривиальной.


Школьные годы молодого исследователя были не самыми лучшими. В книге Эшли Вэнс «Илон Маск: Tesla, SpaceX и квест в фантастическое будущее» рассказывается история о том, как Маск был госпитализирован, когда группа задир в школе спустила его с лестницы и избила до потери сознания.


После школьного выпуска Илон вместе со своей матерью Майе, сестрой Тоска и братом Кимбалом переехали в . Следующие 2 года он провел обучаясь в Университете Квинс в городе Кингстон канадской провинции Онтарио.


Однако продолжать свое обучение Илон принялся в , где и получил степени по физике и экономике.


Во время обучения в Пенсильвании Илон со своим другом из университета Адео Ресси (Adeo Ressi) снимали 10-комнатный дом, который, порой, превращали в настоящий ночной клуб. Это был ранний предпринимательский эксперимент для обоих студентов.


После выпуска из университета Илон принял решение продолжить обучение для получение ученой степени PhD (кандидат наук) в , но в конечном итоге бросил эту затею и решил проверить свою удачу в начинающейся интернет-лихорадке. Об учебе в Стенфорде Илон Маск больше никогда не вспомнит.


Илон и его брат Кимбал (на фото ниже) взяли 28 000$ из бюджета своего отца для основания компании Zip2 — веб-стартапа, который предоставлял городские тревел-гиды таким газетам как New York Times и Chicago Tribune .


По словам Маска, пока компания Zip2 вставала на ноги, он буквально жил в офисе и принимал душ в местном отделении молодежной волонтерской организации YMCA . Все эти усилия будут щедро вознаграждены в момент, когда компания Compaq приобретёт Zip2 за $ 341 000 000 .


Фото: Noah Berger | REUTERS

Собственный бюджет Илона Маска после сделки составит 22 миллиона долларов, половину из которых в 1999 году молодой предприниматель потратит на основание очередной компании в области онлайн-банкинга — X.com . Через год проект сольется со стартапом Confinity, который к тому времени основал Питер Тиль. Это объединение создаст новую компанию, которую назовут PayPal .


Илон Маск был назначен на пост CEO новосозданной компании PayPal . Но спустя некоторое время внутри проекта возникнут серьезные ссоры: Илон настаивал на том, чтобы перевести сервера компании с бесплатной операционной системы Unix на продукт, с чем был не согласен главный технический директор PayPal Макс Левчин (на фото).


Фото: Getty | Drew Angerer

В 2000 году Маск взял свой первый за долгое время отпуск. Пока Илон находился , совет директоров PayPal принял решение уволить его и сделал новым CEO Питера Тиля.


«В этом и заключается проблема отпусков» , — в одном из своих интервью позже пошутит Илон.

Однако Маск так и останется одним из крупнейших акционеров PayPal , что принесет ему 165 миллионов долларов из $1,5-миллиардной суммы, которую в 2002 году заплатит за PayPal компания eBay .


Еще до продажи PayPal любитель научной фантастики Маск уже вынашивал идею по отправке мышей или растений на Марс. Он даже пытался приобрести списанные советские ракеты для этих целей. Но продавец из России хотел получить более 8 миллионов долларов за ракету, что заставило Маска задуматься о постройке собственной более дешевой версии.


В 2002 году Илон Маск основывает компанию, известную под названием Space Exploration Technologies или просто SpaceX . Целью Маска станет разработка процессов, которые помогут сделать полёты в космос более доступными.


Фото: Mario Anzuoni | Reuters

Первыми аппаратами SpaceX станут Falcon 1 , названный в честь космического корабля «Тысячелетний сокол» (Millenium Falcon) из фильма «Звездные войны» (Star Wars) ..


..и корабль SpaceX Dragon , названный в честь песни «Puff the Magic Dragon» . Этим названием Илон Маск хотел ответить всем скептикам, которые утверждали, что SpaceX никогда не сможет запустить космический аппарат.


В долгосрочной перспективе целью SpaceX является колонизация Марса. В одном из интервью Маск отметил, что не выведет акции SpaceX на IPO (первичное публичное размещение) до тех пор, пока «колониальный траспортер на Марс» не будет совершать регулярные полёты.


В то же время довольно много задач у Илона Маска остается и на Земле. В 2004 году он совершает первое инвестирование в размере 70 миллионов долларов в Tesla Motors — компанию по производству , которую он соосновал вместе с одним из опытнейших исполнительных менеджеров — Мартином Эберхардом.


Илон Маск принял активную роль в работе над продуктами компании, а также занял пост председателя. Он также помог в разработке первого электрокара — Tesla Roadster , выпуск первой версии которого начался в 2006 году.


Фото: Scott Olson | Getty Images

Так как и этого было недостаточно, в 2006 году Маск реализовал идею SolarCity — компании по производству , продукты которой должны были помочь в борьбе с . Для развития компании Илон Маск привлек своих кузенов Питера и Линдона Райве.


Возвращаясь к делам Tesla , всё шло не совсем так, как того ожидал сам Илон. Под руководством Эберхарда Tesla сжигала больше финансовых ресурсов, чем ей удавалось приносить. В 2007 году по инициативе Маска на одном из заседаний членов правления Эберхард был отстранен от дальнейшей работы.


В 2008 году с приходом глобального финансового кризиса Маску пришлось инвестировать $40 миллионов в Tesla и одолжить еще $40 миллионов для избежания банкротства компании. В этом же году Маск становится СЕО Tesla , что, конечно, не случайно.


В тот год компании SpaceX , Tesla и SolarCity окончательно разорили Маска. Он описывает 2008-й год как худший год своей жизни, так как Tesla по-прежнему продолжала терять деньги, а SpaceX столкнулся с проблемами по запуску ракеты Falcon 1 . К 2009 году Илон выживал лишь за счет личных займов.


Фото: Bobby Yip | REUTERS

Приблизительно в то же время Илон Маск проходит через развод со своей первой женой Джастин Маск — канадской писательницей, которая подарила ему 6 сыновей.


2008 года приносит Илону две хорошие новости: SpaceX получает $1,5 миллиардный контракт с NASA на полёты в космос, а для бизнеса Tesla наконец-то находятся внешние инвесторы.


К 2010 году ситуация вновь серьёзно меняется: в июне того года Tesla оценивается в $226 миллионов на IPO и становится первой публичной со времен Ford в 1956 году. В этот момент Илон продает акции компании на сумму $15 миллионов, чтобы вернуть свое финансовое состояние в привычное русло.


Фото: Brendan McDermid | REUTERS

Экстраординарная карьера Илона Маска стала заметна также и в других кругах. Образ Тони Старка из «Железный человек» был частично основан на реальной жизни Илона. Более того, во второй части фильма Маск сам появляется в кадре.


Все это время личная жизнь Илона была наполнена чередой различных событий. В 2008 году он начинает встречаться с актрисой Талула Райли. В 2010 году они поженятся, а в 2012 уже разведутся. К июлю 2013 года они поженятся вновь, однако в декабре 2014 года Илон Маск снова подаст на развод, хоть и после заберет обратно документы. В марте 2016 года на развод уже подаст Райли.


Фото: Pascal Le Segretain | Getty Images

Дела с работой в тот период будут идти неплохо. К концу 2015 года SpaceX совершит 24 успешных запуска к Международной Космической Станции, совершая множество исследований в процессе. Спустя некоторое время Falcon 9 совершит первое успешное приземление многоразовой орбитальной ракеты на водную платформу.


Идеи по-прежнему не прекращают посещать Илона Маска. Несмотря движение в сторону развития солнечной энергии, электрических транспортных средств и колонизации Марса, Маск принялся за разработку нового проекта под названием Hyperloop — транспортной системы, способной перемещать пассажиров на значительные расстояния со скоростью более 1000 км/ч.


Илон Маск убежден, что в скором будущем человечество может столкнуться с угрозой потери управления над искусственным интеллектом, в связи с чем в конце 2015 года предприниматель представил очередной — OpenAI , целью которого станет наблюдение за развитием .


Фото: jurvetson | Flickr

В начале 2016 года стало известно об очередном невероятном проекте Илона Маска — по производству литий-ионных батарей, площадь которой будет составлять более 300 000 квадратных метров. Ожидается, что Гигафабрика сможет производить больше батарей, чем все аналогичные фабрики по всему миру вместе взятые. Запуск проекта намечен на 2020 год.


В июне 2016 года Илон Маск представил свой , с целью объединить два самых крупных своих энергетических проекта «под одной крышей». Позднее в августе сделка на сумму 2,6 миллиарда долларов была подтверждена окончательно.


В декабре 2016 года Илон Маск основывает очередной бизнес — THE BORING COMPANY — бурильно-строительную компанию, задачами которой станут создание подземной инфраструктуры в оживленных мегаполисах, благодаря которой жители и автомобилисты смогут избегать дорожных пробок, а также помощь в развитии проектов сверхскоростных поездов Hyperloop .