Словарь внешняя политика ссср 1953 1964.

Стала поворотным моментом внешней политики СССР. Это выразилось в признании мирного сосуществования двух различных систем, ослаблением тоталитарного контроля развития социалистических стран, установлением более широких экономических контактов со странами третьего мира.

Визит правительственной и партийной верхушки в Китай, способствовал расширению экономического сотрудничества. В 1955 году произошло примирение между Югославией и СССР. Смягчению напряженности в холодной войне между Западом и Востоком способствовало подписание между Австрией и странами - победителями во Второй мировой войне договора о ненападении и нейтралитете.

СССР в 1955 году вывел с территории Австрии свои войска, находившиеся там с 1945 года, и Австрия обязалась сохранять нейтралитет. Также в Женеве в 1955 году состоялась встреча политических лидеров США, Великобритании, Франции и СССР. Результатом этой встречи не стало никаких политических соглашений, но в сентябре 1955 года состоялся визит канцлера ФРГ Аденауэра в Советский Союз и между двумя странами были установлены дипломатические отношения.

Страны вновь образованного социалистического лагеря в Восточной Европе заключили в 1955 году Варшавский договор, который носил статус оборонительного в первую очередь. В его состав, помимо СССР, вошли ГДР, Польша, Чехословакия, Румыния, Болгария и Венгрия. Основной концепцией этого договора являлось сотрудничество на основе мира и взаимопонимания не только между собой, но и с государствами имеющими ной социальный строй. Для обеспечения безопасности стран входящих в Варшавский договор создавались объединенные вооруженные силы, имеющие также общее руководство.
Для контроля внешнеполитической ситуации страны Варшавского договора образовали Политический консультативный комитет.

Не смотря на то, что , объявивший на 20 съезде о культе личности Сталина, высказал мнение, что любая страна сама вправе выбирать собственный путь построения социализма и это должно положительно сказаться на международных отношениях и понизить градус холодной войны, реальность была несколько иной. В 1956 году вспыхнуло восстание в Венгрии, которое было подавлено при помощи вооруженных сил СССР и стран Варшавского договора. С 1956 года начали резко ухудшаться советско-китайские отношения из-за политики дестанализации, которую активно проводило советское руководство. Китай в этом поддерживала Албания.

В отношениях с развитыми капиталистическими странами Запада Советский Союз выступал за принципы мирного сосуществования и экономического соперничества двух систем. В этом отношении очень знаменателен визит руководителя СССР Н.С.Хрущева в США, который состоялся по приглашению президента Д.Эйзенхауера в 1959 году. Обе страны стремились к мировому лидерству по производству атомного оружия и у СССР были реальные шансы в этом плане. Ведь уже с 1953 года Советский Союз имел водородную бомбу, а в 1957 году провел успешные испытания межконтинентальной ракеты и вывел на космическую орбиту спутник, который мог доставить эту ракету практически в любую точку земного шара.

Начало 60-х годов - это сложный период во взаимоотношения СССР со странами Запада и США. 1 мая 1960 года над территорией СССР был сбит американский разведывательный самолет, что привело к росту напряженности. Возведение в августе этого же года Берлинской стены разделившей Берлин на две части, значительно усугубило этот конфликт. Решение советского руководство осенью 1962 года разместить на Кубе советские ракеты, привело к Карибскому кризису, и весь мир замер в ожидании страшной катастрофы - Третьей Мировой войны. Но усилиями руководителей США и СССР конфликт был разрешен мирным путем, хотя напряженность и взаимное недоверие сохранилось.

Началом конца можно считать соглашение, подписанное в в 1963 году о запрете испытаний ядерного оружия в космосе, атмосфере и под водой. К этому соглашению присоединились более ста государств. Довольно успешная внешняя политика 1953-1964 это немалая заслуга министра иностранных дел , который оставался на своем посту более 28 лет и пользовался большим уважением и заслуженным авторитетом руководителей иностранных государств.

Внешняя политика СССР в 1945-1964 гг.

Внешняя политика СССР в 1945-1953 гг.

Победа в Великой Отечественной войне, решающая роль во Второй мировой войне существенно укрепили авторитет СССР, его влияние на международной арене. СССР стал одним из создателей Организации Объединенных Наций, постоянным членом Совета Безопасности.
Столкновение внешнеполитических интересов СССР, с одной стороны, и его партнеров по антигитлеровской коалиции (США, Великобритания) - с другой, было практически неизбежным. Советское руководство стремилось с максимальной выгодой использовать победу для создания собственной сферы влияния в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, которые были освобождены Красной Армией (Польша, Румыния, Югославия, Чехословакия, Болгария, Албания и др.)
США и Великобритания публично расценивали данные действия как угрозу своим национальным интересам, попытку навязывания этим странам коммунистической модели. В 1946 г. в американском городе Фултоне выступил бывший премьер-министр Великобритании У. Черчилль с речью, содержавшей призыв к сдерживанию советской экспансии объединенными усилиями англосаксонского мира («доктрина сдерживания»).
В 1947 г. президент США Г. Трумэн предложил образовать военно-политический союз западных стран, создать на границах СССР сеть военных баз, развернуть программу экономической помощи европейским странам, пострадавшим от фашистской Германии («доктрина Трумэна).
Реакция СССР была вполне предсказуема. Разрыв отношений между прежними союзниками стал реальностью уже в 1947 г. Наступила эпоха «холодной войны». В 1946-1949 гг. при непосредственном участии СССР в Албании, Болгарии, Югославии, Чехословакии, Венгрии, Польше, Румынии, Китае к власти пришли коммунистические правительства. Советское руководство не скрывало своего намерения направлять внутреннюю и внешнюю политику этих стран.
Отказ югославского лидера И. Броз Тито подчиниться планам СССР об объединении в балканскую федерацию Югославии и Болгарии привел к разрыву советско-югославских отношений. Более того, в компартиях Венгрии, Чехословакии, Болгарии и др. прошли кампании по разоблачению «югославских шпионов». Отказ от советской модели для руководства стран социалистического лагеря был попросту невозможен. СССР заставил их отказаться от финансовой помощи, которую предложили США в соответствии с планом Маршалла, и в 1949 г. добился создания Совета Экономической Взаимопомощи, координировавшего экономические отношения внутри социалистического блока. В рамках СЭВа СССР на протяжении всех последующих лет оказывал весьма существенную экономическую помощь странам-союзникам.
В этом же году была оформлена Организация Североатлантического договора (НАТО), а СССР заявил об успешном испытании ядерного оружия. Опасаясь глобального конфликта, СССР и США мерялись силами в локальных столкновениях. Наиболее острым было их соперничество в Корее (1950-1953), завершившееся расколом этой страны, и в Германии, где в мае 1949 г. была провозглашена ФРГ, созданная на основе английской, американской и французской зон оккупации, а в октябре - ГДР, вошедшая в сферу советского влияния.
«Холодная война» в 1947-1953 гг. не раз приводила мир к порогу настоящей («горячей») войны. Обе стороны проявляли упорство, отказывались от серьезных компромиссов, разрабатывали военно-мобилизационные планы на случай глобального конфликта, включавшие возможность нанесения первыми ядерного удара по противнику. XX съезд КПСС (1956) одобрил новую внешнеполитическую доктрину СССР.



Внешняя политика СССР в 1953-1964 гг.

После смерти Сталина серьезные изменения произошли в области внешней политики. Стали меняться сами ее основы. Выявились и разные точки зрения среди высших руководителей страны.

Берия считал, что следует взять курс на мирное сосуществование с Западом. Он был согласен на объединение Германии при условии, что она станет нейтральным демократическим государством. Предлагал восстановить отношение с Югославией.

Маленков исходил из того, что после войны международная ситуация сложилась в пользу СССР и его союзников. Он понимал, что при случае ядерной войны погибнет вся мировая цивилизация. Поэтому он был сторонником проведения мирного сосуществования. К этим же взглядам со времен пришел и Хрущев.

В отличие от них, Молотов отрицал идею мирного сосуществования, полагая, что оно выгодно Западу. Он предлагал сохранить жесткое противостояние двух систем.

Все они, однако, были едины в том, что мирное будущее советского народа зависит от развития отношений с Западом.

Смерть Сталина совпала с приходом к власти нового президента США. В 1953 г. Эйзенхауэр обратился с призывом к советскому руководству изменить саму атмосферу международных отношений, перейти от взаимного недоверия к сотрудничеству. В качестве конкретных шагов он предложил добиваться установления мира в Корее, Индокитае, ограничения производства ядерного оружия.

Советское руководство откликнулось на эти предложения. Летом 1953 г. было подписано перемирие в Корее. Грузия и Армения объявили, что не имеют территориальных претензий к Турции. В 1954 г. было достигнуто соглашение о прекращении войны в Индокитае.

В 1955 г. страны-победительницы подписали Государственный договор с Австрией, по которому СССР вывел с ее территории свои войска. В том же году СССР объявил о прекращении состоянии войны с Германией, а в 1956 г. – с Японией.

После того как СССР удалось во второй половине 50-ых гг. добиться превосходства в создании ракетных средств доставки ядерного оружия, характер отношений с Западом заметно ужесточился. В 1956 г. угроза советской ядерной атаки сорвала агрессию западных стран против Египта, их вмешательство в венгерские события.

Самым опасным для судеб мира стал карибский кризис 1962 г., когда в ответ на размещение американских ядерных ракет в Турции, СССР доставил ракетно-ядерное оружие средней дальности на Кубу. Мир оказался на пороге ядерной войны. Ее удалось избежать лишь в самый последний момент благодаря компромиссу с президентом США Д. Кеннеди. СССР согласился вывезти ядерное оружие и ракеты с Кубы, а США обязались не нападать на «остров Свободы» и вывезти свои ракеты с баз Турции.

С преодолением Карибского кризиса началась полоса относительной разрядки в отношениях Восток-Запад. В ее основе лежало взаимное доверие между лидерами двух стран.

Но после гибели Кеннеди (ноябрь 1963 г.) и отставки Хрущева этот процесс на какое-то время оказался прерванным.

Ситуация в странах социализма стала быстро меняться после провозглашенного на XX съезде КПСС отказа от сталинизма и объявленного многообразия форм перехода различных стран к социализму.

Осенью 1956 г. Произошла смена руководства в Польше, где еще вслед за этим начались массовые забастовки рабочих. Вслед за этим население Венгрии подвергла резкой критике руководство правящей Венгерской партии трудящихся. На территорию Венгрии были введены советские войска, подавившие выступление населения против властей.

События в Венгрии и в Польше подтолкнули Хрущева не только к ужесточению своей политики в отношении социалистических стран, но и к ограничению критики сталинизма внутри самого СССР.

50-е – 60-е гг. прошли под знаком крушения колониальных империй Англии и Франции. Освободившиеся страны стремились проводить независимую внешнюю и внутреннюю политику. Было образовано Движение неприсоединения, объединившие страны «третьего мира».

Советское государство рассматривало освободившиеся страны как своих союзников в «борьбе с империализмом». В первую очередь стали укрепляться связи со странами-лидерами Движения неприсоединения: Индией, Индонезией, Египтом, Югославией. СССР оказывал странам огромную военную и экономическую помощь.

Важным итогом развития внешней политики страны в эти годы стало изменение самих ее основ. Вместо прежнего курса на жесткое противостояние с Западом теперь в основу внешней политики был положен принцип мирного сосуществования государств с различным общественным строем.

Это позволило начать процесс разрядки в отношениях между Востоком и Западом.

Начался кризис мировой социалистической системы, проявившийся с началом формирования второго центра мирового социализма и международного коммунистического движения в лице Китая.

Опасность прямого военного столкновения СССР и США привела к их региональному противостоянию в самых разных точках планеты.

Таким образом, важнейшим итогом развития отношения между двумя общественными системами в эти годы стало начало перехода от жесткой конфронтации к мирному сосуществованию.

Внешняя политика представляла собой сочетание продолжающейся холодной войны с попытками найти компромисс и обеспечить мирное сосуществование. Советское руководство понимало, что другого пути, когда обе стороны обладают ядерным оружием, - нет.

В то же время на международные отношения оказывало крайне негативное влияние продолжающееся идеологическое противостояние.

Ядерное оружие диктовало свои условия во внешней политике. Учитывая изменение в международной обстановке после Второй М.в. и реальную угрозу от ядерного оружия, Председатель Совета министров СССР Маленков, а позже Хрущёв считали, что в ядерный век ирное сосуществование государств является единственно возможной основой межгосударственных отношений. Это определило направленность внешней политики СССР в постсталинский период. Вся внешняя политика после смерти Сталина претерпела изменения.

Смерть Сталина совпала с приходом к власти в США Президента Эйзенхауэра. Президент США обратился к Хрущёву с предложением изменить систему международных отношений и перейти от недоверия к сотрудничеству. Советское руководство откликнулось на эти предложения.

Хрущёв берёт курс на либерализацию во внешней политике. Он выступил с целым рядом миролюбивых инициатив:

1953 – соглашение о прекращении огня в Корее. СССР отказался от территориальных претензий к Турции

1954-55 – нормализация отношений с Югославией

1955 - подписание мирного договора с Австрией

1955 – внесение советской делегацией проекта договора о коллективной безопасности в Европе на совещании глав правительств СССР, США, Англии и Франции

Май 1955 – организация Варшавского договора

1955 – одностороннее сокращение Советской армии с 5,8 млн. чел. до 2,5 млн. чел до 1960

1956 – подавление народного восстания в Венгрии

Февраль 1956 – 20-й съезд КПСС. Закрепление тезисов о мирном сосуществовании как форме классовой борьбы и возможности предотвращения войны в современную эпоху

1959 – встреча Хрущёва с президентом США Эйзенхауэром

1960 – выступление Хрущёва на Генеральной Ассамблее ООН по проблеме всеобщего разоружения

1960 – объявление СССР моратория на ядерные испытания

С 1960 – ухудшение отношений с Китаем и Албанией

1961 – Берлинский вопрос: обострение отношений и возведение разделительной Берлинской стены

1962 – Карибский кризис, ядерное противостояние США и СССР

1963 – заключение Договора между СССР, США и Англией о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, в космосе и под водой.

Идея неизбежности глобального военного столкновения двух систем ушла в прошлое. Проблема борьбы за мир и ослабление международной напряжённости стали одной из центральных концепций во внешней политики.

Противоречия во внешней политике:

Современная эпоха определялась как время перехода к социалистической революции

Ставилась задача по оказанию военно-технической поддержки странам Третьего мира, которые становились ареной борьбы двух держав

Карибский кризис 1962 года

СССР во 2-й пол. 50-х гг. добивается превосходства в ядерном оружии. США становится уязвимой для советских ядерных ракет и СССР ужесточают свою внешнюю политику с Западом. Меняется характер отношений.

Ядерные ракеты СССР – это был сдерживающий фактор по отношению к агрессии Европы в сторону Египта (1956), берлинского кризиса (1961) и вмешательства в венгерские события.

Самым опасным был Карибский кризис. США разместило ядерные ракеты в Турции, а в ответ на это СССР размещает свои ракеты на Кубе. Мир оказался на пороге ядерной войны. Этот вопрос разрешился компромиссом. ССР вывозят ракеты с Кубы, а США – из Турции и не нападают на Кубу.

Т.О. опасность прямого столкновения СССР и США привела к тому, что началось противостояние двух держав в самых разных регионах планеты, в т.ч. и в странах Третьего мира.

Опыт берлинского, карибского, ближневосточных кризисов показал, что главным гарантом мира на Земле в ядерную эпоху является ядерный паритет сторон

Т.О., важный итог развития отношений между двумя системами в эти годы стало начало перехода от жёсткого противостояния к мирному сосуществованию.

Из-за просчётов появился кризис в социалистическом лагере (Китай, Польша, Венгрия). Беспорядки в Венгрии и Польше подтолкнули Хр. к ужесточению своей политики в отношении социалистических стран и ограничению критики сталинизма внутри СССР.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме В 32. Внешняя политика СССР в 1953 – 1964 гг. (достижения и просчёты):

  1. В 26. Международное положение и внешняя политика СССР в послевоенные годы (1945-1953)
  2. 43. Внешняя политика СССР в послевоенный период (1945-1953 г.). Начало холодной войны.
  3. В 37. Международное положение, достижения и просчёты внешнеполитической деятельности СССР (2-я половина 60-х – первая половина 80-х гг.)

Основные даты и события; 1955 г. - создание Организации Вар­шавского Договора; 1956 г. - ввод советских войск в Венгрию; 1961 г. - Берлинский кризис; 1962 г. - Карибский кризис.

Исторические деятели: Н. С. Хрущев; В. М. Молотов;

А. А. Громыко.

Основные термины и понятия: мирное сосуществование; Берлин­ский кризис; Карибский кризис.

Работа с картой: показать Венгрию, Кубу, Берлин, Китай, стра­ны социализма, США, Египет.

План ответа: 1) политика мирного сосуществования; 2) отно­щения с Западом, проблемы разоружения, Берлинский и Ка­рибский кризисы; 3) СССР и страны социализма, образование Организации Варщавского Договора, венгерские события 1956 г., раскол в.мировом коммунистическом движении; 4) от­ношения СССР со странами «третьего мира,>; 5) итоги внеш­ней политики СССР в 1953-1964 годах.

Материал к ответу: После смерти Сталина серьезные измене­ния произошли и в области внешней политики. Стали ме­няться сами ее основы. Среди высших руководителей стра­ны выявились разные точки зрения на политику СССР. Берия считал, что следует взять курс на мирное сосущество­вание с Западом. Он поддерживал идею объединения Герма­нии при условии, что она станет нейтральным демократиче­ским государством; предлагал восстановить отношения с Югославией; считал неэффективным СЭВ и предлагал его реформировать. Маленков исходил из того, что после войны международная ситуация сложилась в пользу СССР и его со­юзников. Понимая, что в случае возникновения ядерной вой­ны погибнет вся мировая цивилизация, он также был сторон­ником политики мирного сосуществования. К этим же взглядам со временем пришел и Хрущев. В отличие от них, Молотов от­рицал идею мирного сосуществования, полагая, что оно вы­годно Западу. Он предлагал сохранить жесткое противостояние двух систем. Все политики, однако, были едины в том, что от развития отношений с Западом зависит мирное будущее совет­ского народа.

Смерть Сталина совпала с приходом к власти нового прези­дента США. 16 апреля 1953 г. Д. Эйзенхауэр обратился к со­ветскому руководству с призывом изменить атмосферу меж­дународных отношений, перейти от взаимного недоверия к сотрудничеству. В качестве конкретных шагов в этом на­правлении он предложил добиваться установления Ml{pa в Ко­рее, Индокитае, ограничения производства ядерного оружия. Советское руководство откликнулось на эти предложения. Летом 1953 г. было подписано перемирие в Корее. Грузия

и Армения объявили, что не имеют территориальных пре­тензий к Турции. В 1954 г. было достигнуто соглашение о пре­кращении войны в Индокитае. Тогда же СССР, Чехословакия и Польша предложили созвать Общеевропейское совещание по коллективной безопасности в Европе. В 1955 г. страны-побе­дительницы подписали Государственный договор с Австрией, по которому СССР вывел с ее территории свои войска. В том же году СССР объявил о прекращении состояния войны с Гер­манией, а в 1956 г. - с Японией. Часть высших советских руко­водителей даже предлагала заключить с США договор о друж­бе и сотрудничестве. Однако это не нашло поддержки у Хрущева. Он считал, что гарантией мира является не ядерный паритет с США, а «полное прекращение производства и уничтоже­ние ядерного оружия».

После того как СССР во второй половине 50-х гг. удалось добиться превосходства в создании ракетных средств доставки ядерного оружия (впервые территория США стала уязвимой для атаки), характер отношений с Западом заметно ужесто­чился. В 1956 г. угроза советской ядерной атаки сорвала агрес­сию западных стран против Египта, их вмешательство в вен­герские события. Этот же аргумент имел решающее значение в дни Берлинского кризиса 1961 г., когда была возведена сте­на, разделившая западные и восточный сектора германской столицы (американские танки, двинувшиеся в сторону совет­ских войск, в последний момент развернулись обратно). Са­мым опасным для судеб мира стал Карибский кризис 1962 г., когда, в ответ на размещение американских ядерных ракет в Турции, СССР доставил ракетно-ядерное оружие средней дальности на Кубу. Мир оказался на пороге ядерной войны. Ее удалось избежать лишь в самый последний момент благо­даря компромиссу с президентом США Д. Кеннеди. СССР со­гласился вывезти ядерное оружие и ракеты с Кубы, а США обя­зались не нападать на «остров Свободы» и вывезти свои ракеты с баз Турции. С преодолением Карибского кризиса началась полоса относительной разрядки в отношениях Восток - Запад. В ее основе лежало наметившееся взаимное доверие между ли­дерами двух стран. Но после убийства Кеннеди (ноябрь 1963 г.) и отставки Хрущева (октябрь 1964 г.) этот процесс на какое-то время оказался прерванным.

Скрепленный силой «социалистический лагерь» с самого начала был неоднороден. Тем не менее после смерти Сталина он не только сохранился, но и стал внешне еще более проч­ным - в мае 1955 г. была создана военная Органи; зация Вар­шавского Договора. Ее задача состояла не просто в обороне от

внешнего врага, но и в возможном подавлении внугренних «бес­порядков» в самих странах-участницах. Ситуация в странах со­циализма стала быстро меняться после провозглашенного на хх съезде КП СС отказа от сталинизма и объявленного мно­гообразия форм перехода различных стран к социализму. Эти выводы были всерьез восприняты сразу в нескольких странах, где начались процессы демократизации. Осенью 1956 г. про­изошла смена руководства в Польше, где еще летом начались массовые демонстрации и забастовки рабочих. Вслед за этим в Венгрии было подвергнуто резкой критике руководство пра­вящей Венгерской партии трудящихся. На территорию Венг­рии были введены советские войска, подавившие выступление населения против властей. События в Венгрии и Польше под­толкнули Хрущева не только к ужесточению политики в отно­шении социалистических стран, но и к ограничению критики сталинизма внутри СССР.

После хх съезда КПСС стал постепенно формироваться второй центр мирового коммунистического движения в лице Китая. К нему примыкали албанские и корейские руководи­тели, а также часть лидеров коммунистического движения в странах Азии. Они болезненно реагировали на критику Ста­лина и сталинизма, а также разрядку в отнощениях между СССР и США. Оценивая политику разрядки, Мао Цзэдун го­ворил, что «советский ревизионизм и американский империа­лизм, действуя в преступном сговоре, натворили так много гнусных и подлых дел, что революционные народы всего мира не пощадят их». Открыто начали высказываться и территориаль­ные претензии к СССР. Попытки Хрущева добиться осуждения позиции китайского руководства коммунистическими и рабочи­ми партиями мира привели к открытому расколу мирового ком­мунистического движения. Это стало еще одним признаком наметившегося кризиса мировой системы социализма.

50-е - начало 60-х гг. прошли под знаком крушения коло­ниальных империй Англии и Франции. Освободившиеся стра­ны стремились про водить независимую внутреннюю и внешнюю политику, не примыкая ни к НАТО, ни к Варшавскому Догово­ру. Однако им приходилось испытывать значительное давление с обеих сторон. для сохранения самостоятельности бьцю об­разовано Движение неприсоединения, объединившее страны «третьего мира». Советское руководство рассматривало освобо­дившиеся страны как своих союзников в «борьбе с империализ­мом». В первую очередь стали укрепляться связи со странами­лидерами Движения неприсоединения: Индией, Индонезией, Египтом, Югославией. Состоялись визиты в Москву премьера

Индии Д. Неру, президента Индонезии Сукарно, президента Египта Г. А. Насера, югославского лидера И. Б. Тито. СССР оказывал развивающимся странам огромную военную и эконо­мическую помощь. В Индии строился металлургический ком­бинат в Бхилаи. В Египте началось строительство крупнейшей в Африке Асуанской гэс. Осуществлялись широкомасштабные поставки советского оружия в страны Азии, Африки, Латин­ской Америки. При военно-политической поддержке СССР Египет национализировал Суэцкий канал, а Индонезия осво­бодила от голландцев остров Тимор. Советская экономическая помощь развивающимся странам была колоссальной. В Егип­те она составляла до 50%, а в Индии - 15% расходов на эко­номическое развитие. Тесное сотрудничество СССР и стран «третьего мира,> не могло не беспокоить США и их союзников. Они также приступили к борьбе за развивающиеся страны, поддерживая на Ближнем Востоке борьбу Израиля против Египта, а в Южной Азии - Пакистана против Индии.

Таким образом, важным итогом развития внешней поли­тики страны в эти годы стало изменение самих ее основ. Вместо прежнего курса на жесткое противостояние, «балан­сирование на грани войны"> С Западом теперь в основу внешней политики был положен принцип мирного сосуще­ствования государств с различным общественным строем. ЭТО позволило начать процесс разрядки в отношениях меж­ду Востоком и Западом. Начался кризис МИРОJ30Й социалис­тической системы. В эти же годы не раз возникала опас­ность прямого военного столкновения СССР и США. Опыт Берлинского, Карибского, Ближневосточного кризисов убе­дительно показал, что главным гарантом мира на Земле в ядерную эпоху является ядерный паритет сторон.

137. Политическое развитие СССР в середине 1960-х ­середине 1980-х годов

Основные даты и события: 1964-1982 гг. - Л. И. Брежнев во гла­ве КПСС и СССР; 1977 г. - принятие новой Конституции СССР.

Исторические деятели: Л. И. Брежнев;. Ю. В. Андропов;

Д. Ф. Устинов.

Основные термины и понятия: движение диссидентов; развитой социализм; обострение идеологической борьбы.

План ответа: 1) причины отстранения от власти Н. С. Хрущева, Л. И. Брежнев; 2) усиление позиций партийно-государствен­ной номенклатуры; 3) усиление роли армии и органов госу­дарственной безопасности; 4) Конституция СССР 1977 г.; 5) политическое развитие СССР в 1983-1984 годах.

Материал к ответу: После отставки Хрущева новым лидером страны стал Л. И. Брежнев, работавший раньше председателем Президиума Верховного Совета СССР, а затем вторым секре­тарем цк 18-летнее правление Брежнева стало «золотым ве­ком,) для партийно-государственной номенклатуры, превра­тившейся при Хрущеве в самостоятельный субъект политики. Партийный аппарат устал от многочисленных реоргаffизаций и потому с радостью поддержал главный лозунг Брежнева ­«обеспечить стабильность кадров». На деле это означало не только консервацию политических структур, но и пожизнен­ность занятия номенклатурных постов. Пышным цветом рас­цвела коррупция среди государственных чиновников. Вскоре «стабильность» кадров привела к тому, что средний возраст выс­ших руководителей страны перешагнул 70-летний рубеж. Нача­лось их физическое «вымирание,) - В период между ХХУI и ХХУII съездами КПСС (то есть за пять лет) умерли три Ге­неральных секретаря ЦК (а всего 9 членов и кандидатов в чле­ны Политбюро ЦК из 22).

Наметилась и молчаливая «реабилитация,) Сталина. Офи­циально никто не отменял решений ХХ и ХХII съездов КПСС, но упоминания о них теперь никогда не связывались с осуждением Сталина и сталинизма.

Новый статус партийного аппарата нужно было закрепить официально. На очередном, ХХIII съезде КПСС (1966) были отменены изменения в уставе, внесенные Хрущевым для ос­лабления позиций партийного аппарата. Главным среди них было ограничение срока пребывания на партийной должности. На XXIV съезде (1971) было принято решение о расширении круга учреждений и организаций, где партийные комитеты обладали правом контроля за деятельностью администрации. Парткомы министерств и ведомств получали право вмешивать­ся в вопросы государственного управления. Расширены бьши привилегии номенклатуры, позволявшие даже при средней зарплате иметь первоклассное жилье, медицинское обслужи­вание, дачи. В условиях постоянной нехватки продовольствия и товаров легкой промьшшенности особое значение имело право ответственных работников на спецснабжение. Резко воз­росла численность партийно-государственного аппарата. Если

в 1965т. при возрождении отраслевых министерств их число составило 29, то к середине 80-х гг. - уже 160. В системе уп­равления было задействовано 18 млн. человек - каждый седь­мой работник страны.

С середины 60-х гг. государственное руководство поставило задачу достичь военно-стратегического паритета (равенства) с США. Началось не только расширенное производство ядер­ного и ракетного оружия, обычных видов вооружений, но и разработка новейших систем оружия. В этих условиях еще более возросли роль и влияние армейского командования и ру­ководства военным производством. Апогеем этого курса стало назначение в 1976 г. министром обороны Д. Ф. Устинова, воз­главлявшего на протяжении всех послевоенных лет вначале различные отрасли военного производства, а с начала 60-х гг. ­всю оборонную промышленность страны. Впервые в истории страны военное командование превратилось из простого испол­нителя решений политического руководства в участника разра­ботки и принятия самих этих решений. Резулылаты появились довольно скоро. СССР стал ежегодно выпускать танков и БТР почти в 5 раз больше, чем США (и имел к середине 80-х гг. 64 тыс. танков, в то время как страны НАТО - 22 тыс.), атом­ных подводных лодок - в 3 раза, бомбардировщиков стратеги­ческого назначения - в 2 раза, орудий и минометов - в 7 раз больше. Советским автоматом Калашникова оказались воору­жены армии 130 стран мира. Доля военных расходов в ВНП СССР в отдельные годы достигала 30%. Заметно выросла и роль КГБ не только в обеспечении контроля над обществом, но и в принятии важнейших политических решений. Не слу­чайно преемником Брежнева на посту лидера партии и государ­ства стал бывший председатель КГБ Ю. В. Андропов.

Брежнев и его окружение прекрасно понимали, что ни о ка­ком «построении коммунизма к 1980 г.» не может быть и речи. Поэтому вначале перестали называть обещанную Хрущевым дату, а затем заговорили о коммунизме как длительной пер­спективе. Новая концепция пришла на смену программе «по­строения коммунизма» уже в 1967 г., когда Брежнев объявил о наличии в стране «развитого социалистического общества». Этот вывод имел под собой реальный факт завершения строи­тельства экономических основ индустриального общества в СССР. Однако авторы новой концепции говорили об одно­родности построенного в стране общества, окончательном ре­шении национального вопроса", отсутствии реальных противо­речий. Это должно было означать, что внутренних источников конфликтов и потрясений в обществе больще быть не может.

Закрепление этой теоретической конструкции произошло в новой конституции страны.

7 октября 1977 г. была принята четвертая по счету за 60 лет Конституция СССР. В ее преамбуле говорилось о том, что в стране построено развитое социалистическое общество, да­вались основные его черты в экономике, политике, духовной жизни. Впервые отмечалось, что социальную базу общества составляют не только рабочий класс и крестьянство, но и ин­теллигенция. Был сделан вывод о советском народе как но­вой общности людей. Статья 6 официально закрепляла руко­водящее положение КП СС в жизни общества. Были подчеркнугы и доминирующие позиции центра в отношени­ях с республиками. В числе социальных и экономических прав советских граждан конституция обозначила и ряд новых: на труд, бесплатное образование, медицинскую помощь, от­дых, пенсионное обеспечение, жилище. В отличие от ситуа­ции 1936 г., сразу после принятия конституции, Верховный Совет принял и соответствующие законы, обеспечивавшие реализацию этих положений. Были значительно расширены пра­ва общеСТВGННЫХ организаций: профсоюзы и комсомол получи­ли право предлагать законопроекты на обсуждение Верховно­го Совета, выдвигать кандидатов в высшие и местные органы власти. Конституция 1977 г. носила демократический харак­тер. Он усиливался и тем, что впервые в Основной закон стра­ны были включены важнейшие международные обязательства СССР - основные положения Хельсинкского акта о принци­пах межгосударственных отношений. Однако разрыв между словом и делом, сохранение жесткого партийного диктата во всех сферах жизни общества неизбежно вели к тому; что мно­гие права, записанные в конституции, в итоге так и остались

лишь на бумаге.. .

Главным итогом политического развития СССР в эти го­ды стала консервация политического режима и усиление гос­подства партийного аппарата, руководства армии и КГБ в жизни общества.

Пересмотр внешнеполитического курса в СССР начался после смерти Сталина. В 50-х гг. Маленков начал говорить о "разрядке" напряженности в международных отношениях. Рассмотрим далее отличительные черты внешней политики СССР в 1953-1964 гг.

Мирные договоры

Внешняя политика СССР в 1953-1964 годах была ориентирована в первую очередь на установление мирного взаимовыгодного взаимодействия с зарубежными странами. По инициативе советского руководства было подписано множество соглашений. Так, в 1953-м, 27 июля, был заключен договор о перемирии в Корее. В качестве основного средства ослабления напряженности на мировой арене руководство страны видело расширение сфер сотрудничества с другими государствами. В 1955-м, 25 января, Президиумом ВС был принят Указ, прекращающий состояние войны с Германией. В сентябре того же года глава правительства ФРГ прибыл в Москву. В ходе визита были установлены дипломатические отношения с Западной Германией. В 1955-м, в середине мая, был подписан договор с Австрией. В соответствии с ним также было прекращено состояние войны. Документом устанавливался и гарантировался нейтралитет.

В 1956 г. СССР вернул арендуемую территорию Финляндии - Порккала-Удд, где находилась военно-морская база Союза. В середине июня Карело-Финскую союзную республику преобразовали в автономную. В том же 1956-м, 19 октября, Япония и СССР приняли декларацию о восстановлении дипотношений и прекращении военного состояния. К концу 50-х Советский Союз был связан торговыми контрактами более чем с 70 государствами.

Внешняя политика СССР 1953-1964 (кратко)

Ключевые направления были определены на XX съезде партии. Хрущев объявил на заседании об отсутствии неизбежности следующей мировой войны, указав на возможности разных путей перехода к социалистической системе и мирного соседства стран с различным политическим строем. В документах съезда особо подчеркивалась верность Советского Союза принципам независимости и суверенитета во взаимодействии с зарубежными странами. При этом Хрущев утверждал, что сосуществование государств в мире выступает как специфический тип классовой борьбы. Она исключает только военные методы и не распространяется на идеологию. В 1957 МИД возглавил крупный дипломат Громыко. Внешнеполитическое ведомство находилось под его руководством до 1985-го. Громыко внес большой вклад в развитие переговорного процесса по вопросу установления контроля над гонкой вооружений.

Изменения в военной доктрине

В 1956-м проявилась определенная противоречивость внешней политики СССР 1953-1964 гг. Ряд зарубежных стран сформировал блоки, деятельность которых была направлена, кроме прочего, на сдерживание влияния государств социалистического лагеря и становления национально-освободительного движения колониальных народов.

Внешняя политика в СССР в 1953-1964 гг. показала, таким образом, решимость руководства сохранить в государствах Юго-Восточной и Центральной Европы модель социализма.