Подробная исповедь. Что делать, когда грешу, наступая на те же грабли каждый раз

Отвечает Денис Подорожный:

Здравствуйте,

Извините, что сразу не ответил на Ваш вопрос. Слишком был загружен, так что многие письма посетителей сайта оставались долго безответными. Сейчас же, сидя в аэропорту, пользуюсь окном во времени, и отвечаю на них. На ваше, хочу ответить достаточно развернуто, чтобы мой ответ мог послужить многим, оказавшимся в подобной ситуации.

Есть хорошее выражение: «Проигрывает тот, кто сдается», а в Писании сказано: «…семь раз упадет праведник, и встанет…»(Пр.24:16). Думаю, что сила праведности открывается не в том, что человек живет безошибочной жизнью, а в том, что всегда стремится к святости, и даже, если и упал, то делает все, чтобы подняться.

Апостол Павел писал: «Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе. Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет» (Фил.3:13-15).

Если он себя не считал достигшим, то, даже самый благочестивый верующий, должен быть способен увидеть в своей жизни еще не достигнутые высоты, и начать стремиться к ним.

Совершенство, говоря словами Павла, открывается не в безошибочности, а в неотступном стремлении двигаться вперед к познанию Бога, не отчаиваясь, не сдаваясь и не допуская усыпляющей самоудовлетворенности.

Хуже было бы с вами, если бы вы, делая неправильные вещи, не стыдились своего поведения. Наличие стыда и понимание своей неправоты перед Богом, это уже хороший знак, но на этом останавливаться ни в коем случае не надо.

И я, и большинство уверовавших во Христа, когда пришли к Господу, не сразу прорвались во всех сферах своей жизни. Порой приходится каяться и каяться за повторение собственных глупостей или слабостей. Способность же победить сферы, в которых мы особенно слабы, иногда приходит легко, по Божьей благодати, а иногда – посредством того, что, когда кажется, уже ничего не изменится, однажды, становится так противно от сделанных ошибок, что, наконец, появляется сила им противостоять.

Есть битвы, которые нам не даются легко и цена, которую мы платим за то, чтобы в них победить, делает победу особенно ценной.

Так что же делать, чтобы не наступать «на те же грабли»? Дам вам, и всем у кого подобная ситуация несколько советов:

1) Признайте свою слабость в этой сфере. Вы самостоятельно не можете победить ваш грех.

Некоторые христиане думают, что если они будут говорить: «Я – сильный!», то они станут сильны. Истина в том, что, говорить о силе неплохо, но важно не забывать, что сильны-то мы ВО ХРИСТЕ, и без Него мы не можем делать ничего (Иоанн.15:5). Даже когда, мы читаем апостола Павла и стараемся применить его слова к своей жизни, нам надо правильно расставлять акценты: «Все могу в УКРЕПЛЯЮЩЕМ меня ИИСУСЕ ХРИСТЕ» (Фил.4:13).

Если я такой сильный, то зачем меня укреплять? Воистину, победа над грехом начинается тогда только, когда мы признаем свою слабость. «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные…»(Лук.5:31), сказал Иисус. Именно с признания собственной слабости, греховности и не способности самим разобраться с проблемой и грехом, у нас появляется смиренная готовность искать помощи у Бога, молиться, и, в случае необходимости, быть готовыми обратиться за советам к церковным служителям.

2) Назовите вещи своими именами. Грех – это не просто слабость или черта характера, - это беззаконие!

Когда мы маскируем наши грехи красивыми словами, подобно: «небольшая проблемка», «слабость характера», «дурная привычка» и т.д., то у нас не возникает ни желания, ни готовности, осмыслено и сокрушенно каяться в них. Получить прощение грехов, называя их «ошибками» или «проблемами» невозможно.

Увидьте в своей неправоте беззаконие, которое противно Богу. У нас появляется сила победить грех, если в наших глазах «проблемка» будет распознана, как настоящее беззаконие.

Поверьте, гораздо легче бороться с врагами (читай – грехами), которых мы ненавидим. Возненавидьте свой грех!

3) Исповедуйте свой грех и покайтесь

Понимать свою неправоту перед Богом – это половина дела. Вокруг нас живет множество людей, прекрасно понимающих, что делают зло, но при этом, на йоту не пытающихся изменить положение вещей. Молчание - золото только тогда, когда время молчать. Согрешивший царь Давид, признавался: «Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего, ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху» (Пс.31:3,4)

Господь дал нам уста, как ворота для нашего внутреннего человека, они показывают, чем мы уже наполнены, и влияют на то, что войдет в наше сердце. Открыв уста для признания себя грешником, мы открываем сердце для Божьего оправдания и освящения.

Именно поэтому, Давид, увидев, пагубность затворничества в своем грехе, признается: «Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: `исповедаю Господу преступления мои, и Ты снял с меня вину греха моего» (Пс.31:5)

Не мучайтесь в грехах и ошибках, откройте свое сердце Богу, исповедовав их пред Ним, и Он «будучи верен и праведен, простит … грехи … и очистит … от всякой неправды» (1 Иоанн. 1:9)

4) Обратитесь за помощью к служителю церкви.

Все грехи одинаково мерзки для Бога, но их серьезность, уровень влияния на нашу или чужую жизнь, порождаемые последствия делают их различными. Если, в случайно совершенном небольшом проступке, нам достаточно покаяться пред Богом и извиниться перед обиженным человеком, и мы знаем, что больше никогда так делать не будем, то в сферах серьезных беззаконий, или глубокой зависимости, или тупиковости ситуации, в одиночку нам преодолеть себя очень трудно.

Существует множество сфер, где, человек ищущий выхода, нуждается в исповедании греха не только перед Богом, но и перед Его представителем – Божьим слугой. Много раз я убеждался, что поддержка извне, готовность служителя выслушать человека, своевременный совет, молитва или ободрение, давали больший результат, чем многомесячные одиночные битвы человека с самим собой и своими проблемами.

«Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного», мудро подметил взаимосвязь неисповеданного греха и болезни, апостол Иаков (Иак.5:16), рекомендовав нам не носить все в себе.

По данному вопросу, дам лишь совет, чтобы вы не торопились исповедовать свои грехи людям, неутвержденным, полным неверия, сплетникам или же тем, кто сам запутался в своей жизни, иначе, «если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф.15:14).

5) Устраните из своей жизни все вещи, которые подталкивают или провоцируют данный грех.

Поверьте, не совсем разумно пытаться победить зависимость от алкоголя и продолжать ходить на пьяные вечеринки, поддерживая отношения с пьющими дружками, или же стараться победить похоть, но при этом, одним глазом посматривать грязные фильмы по кабельному телевидению и «ненароком» анонимно флиртовать в сайтах Интернет знакомств, сладострастно рассматривая фотографии девушек.

Псалмопевец сказал по этому поводу так: «Не положу пред очами моими вещи непотребной; дело преступное я ненавижу: не прилепится оно ко мне. Сердце развращенное будет удалено от меня; злого я не буду знать. Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю» (Пс.100:3-5). Апостол Павел подтверждает сказанное подобным образом: «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор.15:33).

Грехи людей, порой напоминают некоторые убийственные болезнетворные бактерии: и те, и другие для своего стремительного развития нуждаются в благотворной среде обитания. Так устраните эту среду!

6) Молитесь и наполняйтесь словом Божьим.

Вряд ли у кого получалось изгнать тьму из пространства, и при этом, не заполнив его светом. Тьма уходит ровно в той мере, в которой приходит свет, и наша жизнь тому не исключение.

Наполняйте свое сердце Словом Божьим, пребывайте в молитве, и вы станете обнаруживать, что слабость и податливость ко греху, начнет сменяться силой и твердостью духа. В псалтыре указан совершенный рецепт пути к святой жизни: «В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою» (Пс. 118:11).

7) Наконец, не сдавайтесь, если вдруг вы споткнулись.

Как-то Эдвин Луис Коул, с которым Господь дал мне в свое время возможность, быть знакомым, сказал: «Чемпионы, это не те, кто никогда не проигрывали, а те, кто никогда не сдаются». Он был прав! Нет ни одного фигуриста, который никогда не падал, чемпионы фигурного катания на своих тренировках падали бесчисленное количество раз. Чем же они отличаются от тех, которые в выходные, раз в год, идут на каток, чтобы попробовать себя на коньках? Да тем, что, в отличие от простых любителей, не утруждающих себя тренировками, профессиональные фигуристы идут и идут вперед к высоким целям, НЕ БОЯСЬ, что споткнутся.

Лучше не падать и приложить следует к этому все старания, но если же, по какой-то причине, вы все же споткнулись, то самое худшее, что можно сделать, это посчитать свое падшее состояние собственной судьбой. Не делайте так!

Я скажу вам, что и в моей жизни был период, когда я падал и падал. Это не был один день или неделя. Всё то время стало для меня не только вехой испытаний для меня, но и для моих самых близких людей, которые готовы были мне сострадать, когда я падал, и радоваться, когда я поднимался.

Падая, каждый раз мне приходилось прилагать усилия, чтобы подняться, и я не могу сказать, что всегда это было легко. Тот период моей жизни помог мне сформироваться как человеку…

После этого были и другие, не менее серьезные испытания: мне приходилось учиться пользоваться ложкой, рисовать, самому застегивать свою одежду, но именно в этих

трудностях и поражениях, приходили те навыки, которые так сильно приходились мне позже, во взрослой жизни…

Улыбнулись? Верно, ведь это не только моя история, а каждого человека. Все, что мы достигаем лежит через путь временных поражений (конечно же, не умышленных), но не они делают нас победителями, а постоянное стремление встать и идти дальше.

Мне очень нравится мысль апостола Павла, сказавшего как-то: «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его» (Рим.14:4). Слышите? Бог СИЛЕН восставить его.

Так что не теряйте ни веры, ни надежды, ни любви к Господу, поднимайтесь и идите вперед, и только таким образом, вы сможете в один день написать мне свидетельство о том, КАК вы смогли победить проблемы своей жизни.

Всех вам благ! И победы!

Спрашивает Давид
Отвечает Александра Ланц, 10.06.2013


Вопрос : "Простит ли меня Бог, если я раскаивался, но вновь совершил грех.
Я очень хочу побороть свой грех, но часто не могу сдержаться и совершаю его и после этого каюсь перед Богом, и это повторяется, но в этот раз я решил окончательно с ним побороться, но простит ли меня Бог в этот раз? Ведь я обещал ему больше не грешить, но не сдержал свое обещание".

Доброго вам времени суток, Давид!

У меня есть для вас три комплекта плохих и хороших новостей.

ПЕРВЫЙ КОМПЛЕКТ.

Плохие новости такие : "возмездие за грех - смерть" ()
Хорошие новости такие : Христос умер вместо вас за все ваши грехи (), т.е. умер вместо вас. Значит, вы все-таки прощённый человек и ходите в прощении Бога, даже когда грешите.

ВТОРОЙ КОМПЛЕКТ

Плохие новости такие : побороть свой грех вы никогда не сможете, какие бы страшные обещания вы ни давали Богу.
Хорошие новости такие : Христос может и желает Сам побороть ваш грех в вас.

ТРЕТИЙ КОМПЛЕКТ

Плохие новости такие: если вы не знаете Христа лично, Его победа не может быть вашей, т.е. вы так и будете ходить по кругу: грех - угрызения совести - извинения - временное воздержание - срыв - грех -...
Хорошие новости такие : у вас есть возможность узнать Христа лично, а значит, есть возможность разорвать порочный круг. Для этого вам надо начать читать Библию ежедневно с первой страницы до последней, главу за главой, книгу за книгой. Перед началом чтения вы должны просить Бога сопровождать вас и помогать вам понимать то, что вы читаете и просить Его помочь вам узнать Его и понять Его. Сразу скажу, что это занятие не из лёгких, но если вы настроены на победу, то победа будет вашей, потому что Бог на вашей стороне и Он желает сделать вас свободным от греха человеком.

С любовью во Христе Иисусе, Освободителе нашем,

Читайте еще по теме "Освящение":

Отче! я согрешил против неба и пред Тобою и уже недостоин называться сыном Твоим; прими меня в число наемников Твоих.
(Лк. 15: 18–19)

Возлюбленные верующие!

Как и Евангелие минувшего воскресенья, имеет ту же важную цель – подготовить нас душой и телом к подвигу святого и Великого поста. Если Евангелие минувшего воскресенья говорило о грехе гордыни и чрезвычайной важности смирения, то сегодняшнее говорит о мерзком грехе блуда и спасительной силе покаяния.

Велика мудрость святых отцов! Сначала они показали нам грех гордыни, от которого гибнет душа, а затем грех блуда, от которого гибнет тело человеческое. Первый грех, совершенный Адамом, поселяется в сердце человека и умерщвляет душу, а второй овладевает его умом и умерщвляет тело. Оба они, встретившись, полностью губят род человеческий, становясь для него залогом вечной геенны огненной.

Итак, как душа сроднена с телом, так и гордыня – родня блуду. В большинстве случаев грех блуда шествует вслед за гордыней. Святые отцы в один голос говорят: «Возносящийся деланием добродетелей впадет в блуд» (Иоанн Лествичник, преподобный. Слово 4. О послушании. Гл. 27). Итак, чтобы подготовиться и душой и телом к поприщу поста, сегодня мы будем говорить о грехе блуда и силе покаяния. И прежде всего последуем за Святым Евангелием.

Человек, имеющий двух сыновей, – наша совесть. Тело уподоблено младшему сыну, поскольку более преклонно ко греху. Старший же сын – душа

Человек, имеющий двух сыновей, – это наша . Тело уподобляется здесь младшему сыну, поскольку оно слабее и более преклонно ко греху. Старший же сын – душа, как более стойкая в добродетели и более послушная Богу.

Тело, оказавшись во власти страстей, часто испрашивает у совести свою долю имущества, чтобы расточить его затем в удовольствиях. Оно просит себе, таким образом, свободы, денег, хорошей одежды, кушаний, вина, окаянных развлечений и т.д. Избавившись однажды от узды совести, опьянев от свободы, молодости, всяких похотений, оно отдаляется в страну блуда, чуждую Бога, забывая о своем старшем брате и господине – совести.

Там оно растрачивает все свои естественные дары: здоровье, молодость, имущество, прекрасные годы, свободу. Там оно впадает в суровый голод, то есть лютые телесные болезни, нищету, лишения и, наконец, отчаяние. Там оно становится всецелым рабом сатаны, который ставит его сторожить свиней, то есть все скотские грехи, и заставляет и других вовлекать в такое тяжкое падение, как это. Ведь один плотский грех, единожды совершенный, влечет за собой и другие, еще более лютые.

О, какое ужасное падение, братия! Грех блуда тем труднее исцелить, чем больше он повторяется, и он тем ужаснее, что владеет всеми людьми. Поистине нет сегодня греха более мерзкого для людей и Бога и более распространенного во всем мире, чем блудный грех. В теле юноши и старика, в доме бедного и зажиточного, в шалаше сторожа и дворце богача – всюду присутствует темный дух блуда.

Особенно в нашем столетии блуд орудует с ужасающей яростью и силой. Он разбивает сосуды самые честные, прельщает умы самые похвальные, издевается над телами самыми юными, пятнает ланиты девства самые чистые, обманывает матерей самых молодых, исполняет бесчестия самых пожилых. Этот диавольский дух не жалеет ни невинных младенцев, ни иссохшие груди, ни бездетных родителей. Он окаменяет сердца матерей, делает убийцами супругов, бесстыжими молодых и сынами геенны всех, кого порабощает.

И откуда столько злости у диавола на бедный род человеческий? Может, сатана, зная, что у него уже остается мало дней, изо всех сил рвется соблазнить людей всякими плотскими грехами, которыми легче искусить любого человека? Только так объясняется то, почему в наше время грех этот так распространен. Едва ли есть юноша, который не согрешил бы до брака. Редко находится женщина, которая не лишилась бы плода чрева по собственной воле. Почти не найти супруга, который хранил бы ложе свое нескверным, или молодоженов, которым не грозили бы размолвка и развод по причине всё того же безобразного греха.

Блуд стал социальной язвой всего человечества. Его можно встретить везде

Таким образом, блуд стал социальной язвой всего человечества – каким-то раком, от которого, кажется, нет никакого врачевства. Дух блуда рычит, как дикий лев, и рыскает повсюду, чтобы прельстить как можно бо льших. Его можно встретить везде: он весело разгуливает по всем дорогам, торчит на каждом перекрестке, отдыхает во всех кабаках, развлекается на вечеринках, прельщает взоры молодых, сидит безвылазно в домах женатых, не отходит от домов вдовиц, смеется на улицах, дает себе волю на торжищах, суля нечто великое; он подбивает человека на пьянство, дурные шутки, греховные встречи, многоспание. Дух блуда стучится в ворота каждого смертного, распахивает двери многих домов и окна многих сердец, умягчает помыслы самые твердые, ставит на первый план естество, представляет грех самым малым.

Да где только не ходит он в поисках душ человеческих! В каком селе не встретишь его, в каком городе он не царит, по какой дороге не разгуливает сегодня блуд без всякого стеснения, так что если мы крепко не боремся с самими собой, то он входит незваный внутрь? Иногда он блуждает и по самым пустынным местам, задавая тяжкую брань даже избраннейшим пустынникам и святым.

Святые отцы велят нам бежать от этого тяжкого греха, а не сражаться с ним лицом к лицу, ведь мы не сильнее Давида и не мудрее Соломона, которые были побеждены блудным грехом.

Редкий человек не одержим этим нечистым духом. И совершенно счастлив тот, кто, будучи борим блудом, выходит сильным и непобежденным, как Иосиф Прекрасный. Блажен, кто не согрешает взором, намного блаженней, кто может хранить и помысл, и трижды блажен, кто никогда не падает через посредство пяти чувств.

Грех этот рождается в человеке почти незаметно. Сначала входит через глаза и уши, затем начинает овладевать мышлением…

Грех этот рождается в человеке почти незаметно. Сначала входит через глаза и уши, затем начинает овладевать мышлением, воображением, разумом, волей, а когда проникает в сердце, то грех уже готов, крепость разрушена, душа покорена. Он рождается, таким образом, от необузданности чувств. Возрастает от многоспания и беспорядочного вкушения пищи. Достигает зрелости и начинает порабощать человека от пьянства, греховных развлечений, самоуверенности; от всё большего отдаления от храма, молитвы, чистой исповеди, поста, христианской жизни. И наоборот, блуд побеждается молитвой, ослабляется постом, очищается частой исповедью, исцеляется смирением, отгоняется хранением чувств, воздержанием и памятованием о смерти.

Разрушительное действие этого греха легко понять по его последствиям, столь ужасным, встречающимся на каждом шагу. Самое обычное последствие – это, несомненно, страдание: болезнь тела, ослабление ума, помрачение и даже смерть совести. А самое тяжелое и последнее последствие – полное забвение Бога и отчаяние.

Воздержный человек хорошо развит телесно и здоров, лицо у него светлое, глаза чистые, слово сладкое, а блудник всегда болезнен, лицо у него бледное, глаза красные и неспокойные, слово жестокое или соблазнительное; тело зачастую дрожит, спит он плохо, во сне видит много видений.

Блудник очень боится смерти, и ему даже хотелось бы, чтобы Бога не существовало

Воздержный человек мирен, спокоен во всех неприятностях, мыслит глубоко, любит пост, храм, молитву, исповедь и с великой радостью принимает Святые Тайны. А оскверненный, наоборот, всегда беспокоен на вид, готов к ссоре, мысли его рассеянны, ум утомлен и смятен, чувства нечисты. Поста он совершенно избегает, говоря, что от него ослабевают; в церковь не ходит, потому что не находит для этого времени; не молится, потому что стыдится людей; не исповедуется, потому что стыдится священника; не бросает греха, ведь, говорит он, ему уже нет спасения. Блудник очень боится смерти, и ему даже хотелось бы, чтобы Бога не существовало, ни смерти, ни Суда, чтобы грехи его не открылись.

В семье воздержного христианина царит мир, дети веселы и здоровы, жена покорна и милосердна, во всем благочиние, а дом валяющегося в этом грехе всегда сотрясается ссорами, сквернословием, оргиями и пьянством, неизлечимыми болезнями, разводами и судами. Жена его не радуется детям, колыбель пуста, двор безжизнен, всё перевернуто вверх дном.

Как мучительна и достойна слез судьба человека блудного и снедаемого червем отчаяния! Возлюбленные верующие, но последуем дальше за нитью Евангелия.

Блудный человек в какое-то время, насытившись грехов, оставленный детьми, женой, друзьями, людьми, собственной совестью и отдалившийся от благодати Божией, во многих случаях приходит в чувство. Так, вспоминая о невинном своем детстве, о любви матери, растившей его с таким трудом, и о милости Божией, он приходит в себя, как евангельский блудный сын, и его охватывает тоска по отчему дому.

Всё более обличаемый совестью, подстегиваемый болезнями и напуганный приближающимся часом смерти, он поднимается из своего падения, печально смотрит вдаль, начинает слезить, жалеет о том, что сделал, ему становится отвратительной эта чужбина, и затем он начинает горько плакать. Он поворачивается, таким образом, к душе своей, к совести, к Отцу своему, вопия: «Душе моя, душе моя, востани, что спиши?» (из Великого канона), или как блудный сын: «Отче! я согрешил против неба и пред Тобою и уже недостоин называться сыном Твоим; прими меня в число наемников Твоих (Лк. 15: 18–19). Я осквернил землю грехами своими, растратил годы свои, здоровье бесценное, молодость, имущество; я не послушал Тебя, убежал из дома Твоего, лишил себя радости нахождения в храме Твоем, осквернил тело свое, ложе, дом свой; умертвил плод тела моего, бил жену, ввел в соблазн столько людей грехами своими! А теперь я не могу больше терпеть, я голоден, одежды мои новые изорвались, денег больше нет, болезни одолевают, никто меня не принимает, никто не лечит, никто меня больше не знает!.. Прими меня к Себе, Боже мой! Я согрешил на небо и пред Тобою, но сделай меня последним батраком Твоим!..»

О, как редкостно и драгоценно покаяние блудника! А Благий Бог, будучи всегда милостив, выходит на дорогу навстречу ему

О, как редкостно и драгоценно покаяние блудника!

А Благий Бог, будучи всегда милостив, выходит на дорогу навстречу ему, ждет его, лобзает, выслушивает его исповедание, прощает ошибки и затем одевает в новые одежды покаяния, дает перстень на руку, вводит в дом Свой и здесь, в великом веселии, закалывает для него откормленного теленка.

Возвращение блудника совершается только через великое сокрушение сердца, через чистое исповедание, исполнение епитимии, данной священником. Только так он бывает одет в драгоценную одежду надежды спасения, получает золотой перстень, то есть знак прощения грехов и нового обручения со Христом. Затем он ведется в Святую Церковь, где о его возвращении радуются ангелы, и здесь питается Пречистыми Тайнами Иисус Христовыми и возвращается в первую честь.

Возлюбленные верующие!

Велик грех блуда, но больше него милость Божия! Это верно, что весь мир кажется домом беззакония, но Бог еще терпит. Грех этот тем труднее теперь простить, что он совершается открыто, безо всякого стыда и смущения. Но у Бога еще есть терпение. Он еще выходит нам навстречу, ищет нас, стучится в дверь сердца нашего перстом Своего милосердия; если мы не отвечаем Ему, Он встречает нас болезнями, искушениями, нищетой – может, мы хоть так пробудимся к покаянию. Мы медлим, но у Него еще есть терпение!

После того как Адам согрешил, Бог не оставил его совершенно. Адам восхотел, согласился, вкусил, пал, не исповедался чисто, а переложил вину на Еву; так он был изгнан далече, в страну грехов. И там, вдали, бедный Адам, уязвляемый тернием и волчцами, вспомнил об Отце своем и стал непрестанно взывать: «Господи, я уже недостоин быть господином в саду Едемском, но прими меня как непотребнейшего раба Твоего… Я воззрел, восхотел, вкусил, согрешил, но прими меня обратно… Из глубины воззвах к Тебе, Господи! Господи, услыши глас мой… Изведи из темницы душу мою » (Пс. 129: 1; 141: 8).

Так плакал Адам много лет со всеми потомками своими. Милостивый Бог услышал его, вышел на дорогу навстречу ему. И там, где Бог встретился с человеком – Христос с Адамом, – воздвигнут был Крест к небу, Крест милосердия Божия.

Итак, и нам Бог выходит навстречу, призывает к покаянию, ждет нас целую жизнь, только бы мы пришли. И если мы слышим глас Его, каемся в грехах наших и обращаемся к жизни новой, покаянной, тогда Иисус Христос встречает нас с радостью великой – ведь мы были мертвы и ожили, были потеряны и нашлись (см.: Лк. 15: 24).

А если мы не слушаем Бога и не каемся, тогда Он на пороге пустой церкви или на пути, где ожидает нас, с отеческой жалостью плачется устами пророка, говоря: «Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня. Вол знает ясли господина своего, а Израиль не знает Меня» (ср.: Ис. 1: 2–3), и еще: «Человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им» (Пс. 48: 21).

Одним из наилучших путей отказа от всякого земного сластолюбия и возвращения ко Христу является путь поста. Потому что распущенность тела преодолевается подвигом поста, распущенность ума обуздывается смиренномудрием, осквернение сердца пожигается пламенем чистой молитвы и глубиною смирения.

Вот, Великий пост ожидает нас – добрый путь, путь святой, царский путь покаяния, встречи с Богом, потому и читалось это Евангелие перед постом. Отвергнем же мерзкий грех блуда во всех его видах. А вместе с ним отвергнем и все грехи.

Матери да жалеют плод чрева своего, ведь им придется дать тяжкий ответ за грех детоубийства. Родители да берегут честь дома своего, чтобы радоваться долголетию и счастью детей своих. Дети да слушают родителей, чтобы не унаследовать судьбу евангельского блудного сына. Юные, так же как и старые, девы и вдовицы, нищие и живущие в достатке, бегите все от язвы плотских удовольствий, чтобы в жизни сей иметь многое здоровье, счастье и мир в душе, а на том свете – вечный покой.

Родители да жалеют детей своих, да учат их только полезному, да не отпускают в мир с малых лет, без всякого надзора, чтобы не поглотил их водоворот плотских грехов и не погибли они вдали от Бога. Водите их чаще в храм, на исповедь; делайте их верными чадами Церкви и общества, а не слугами диавола. Будем любить дом Отца нашего, дом, в котором мы родились духовно. Возвратимся же к себе домой!

Каждый день Великого поста – это ступень. В начале поста мы уподобляемся Адаму, изгнанному из рая, и блудному сыну…

Это возвращение может совершиться за час, за день, но Церковь установила нам семь недель поста и покаяния. Каждый день Великого поста – это ступень, ведущая нас всё выше и соединяющая со Христом. В начале поста мы уподобляемся Адаму, изгнанному из рая, и блудному сыну, а по мере приближения к Святой Пасхе мы – как чада, возвратившиеся в отчий дом, уподобляясь таким образом Адаму искупленному и сыну, обретенному отцом своим. А Вербное воскресенье – это день, когда мы входим с Господом в Иерусалим с радостью великой и вечеряем с Ним от тельца упитанного, то есть принимаем . Ведь только кто разрывает связь с грехом, исповедуется и постится, только таковой достоин войти со Христом в Новый Иерусалим и вкусить от Его вечери.

Вот истинный смысл нынешнего Евангелия.

Итак, в качестве вывода, возлюбленные верующие, отбросим гордость души и услаждение тела нашего. Будем жить жизнью новой, чистой, мирной, благочестивой. Мы храмы Духа Святого, не будем же делаться капищами блуда (см.: 1 Кор. 6: 19). Есть много родителей бездетных, семей разоренных, колыбелей пустых, детей без матери и матерей без радости! Есть много людей, валяющихся во всяком блуде. Мы же не будем такими. Мы расточили молодость свою в удовольствиях. Хватит! Вставайте, пойдем ко Христу!

Мы придем к Нему через пост, умилостивим Его молитвами, исповедью, поклонами, слезами. Упадем к Нему в ноги и скажем: «Отче! я согрешил против неба и пред Тобою», – а Он, как Благий Отец, примет нас, разорвет рукописание грехов наших, утрет слезы наши, исцелит болезни наши, укрепит надежду нашу, оденет в одежду белую и наденет золотой перстень на руку нашу в знак примирения, войдет с нами в Церковь Свою, напитает Телом Своим и будет радоваться неизреченно вместе со всем небом и землей, потому что мы мертвы были и ожили, потеряны были и нашлись. Аминь.

Страница 1 из 3

Что делать, если вы согрешили? Как после этого шагать перед людьми и Господом? Можно ли вообще не грешить?

Эти или подобные вопросы стоят перед каждым христианином, и решают они их по-разному. Одни христиане, выбирая цитаты из Библии, говорят: «Мы спасены! Вопрос грехов решен Иисусом на Кресте». Другие фиксируются на своих промахах и унывают. Они не видят, что стоящую перед ними цель - духовное возрастание, никто не отменял.

Конечно, лучше всего - не грешить! Однако христиане временами, спотыкаясь, совершают разнообразные грехи, в том числе и серьезные.

Реакция на них у всех нас – разная.

Одни христиане обвиняют других людей в своих погрешностях, другие частично признают свою вину. Встречаются христиане, которые обвиняют исключительно себя в сделанных ими грехах. Как правило, они вскоре попадают под обвинения сатаны и начинают считать себя никчемными людьми. Это приносит им ущерб, как материальный, так и духовный. Дело в том, что Бог и совесть обвиняют человека для того, чтобы он покаялся в грехах и обратился от своих злых дел! Другими словами вам важно увидеть свою ошибку и очистить свое сердце от нее, а далее поступать достойно. Да, возможно, у вас не все сразу будет получаться из-за борьбы плоти с духом. Однако вам важно поддерживать свое сердце в чистоте и сохранять верный курс, исполняя Слово Божье, насколько вы на сегодняшний день можете. Это - главное, поскольку в этом случае вы духовно возрастаете. Цель же сатаны - обвинять христианина, чтобы он в стыде и самосожалениях духовно лежал, прекратив свой духовный рост. Поэтому враг обвиняет вас и после того, как вы покаялись в своих грехах. После этого Бог доволен, а вы - нет! Вам важно увидеть разницу и смотреть на Господа.

Да, некоторые христиане жестко реагируют на сделанные вами грехи. Они даже могут списать вас, считая пропащим! Однако Господь многомилостив. «И приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин.6:37). Вы не должны смешивать последствия от сделанного вами греха и возможность духовного возрастания. Никогда не забывайте, что постоянно идет обновление вашего внутреннего человека и ваша ответственность – каждый день делать в нем качественные, хорошие записи, угодные Богу. «Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2 Кор. 4:16). Бог доволен, когда вы, исправив ошибки, наполняете свое сердце записями, которые укрепляют вашего нового человека!

Итак, и после совершения вами новых грехов жизнь продолжается, и Господь ждет от вас дальнейших верных шагов. Здесь вам важно, во-первых, не забывать, что все люди совершают ошибки, а во-вторых, понимать, какие результаты оставляет сделанный грех.

Грех производит:

I. Последствия внешнего характера.

А) нанесение материального ущерба людям или себе.

Б) нанесение ущерба репутации себе или людям.

В) ухудшение отношений с людьми.

II. Последствия внутреннего характера.

А) появление дефектной (греховной) записи в собственном духовном сердце, а также и у противоположной стороны, если она хоть в чем-то неправа.

Б) изменение отношения к людям. В вашем сердце могут появиться ошибочные взгляды или мировоззрение, не соответствующее Писанию, что обычно приводит к новым ошибкам и грехам.

В) Ваши свежеиспеченные грехи, как и те, в которых вы не раскаялись, позволяют сатане более активно нападать на вас. Он посылает для атаки на вас легионы бесов, как только вы вступаете на его территорию (греховную)!

В ряде ситуаций часто трудно разделить, что на вас оказывает большее влияние, так как вы охвачены бурными отрицательными эмоциями. Поэтому вам важно после падения успокоиться и проанализировать ситуацию, спрашивая себя: «Что я могу после всего этого сделать?». В этот период отложите принятие серьезных решений, если это возможно.

Плохо то, что ошибочное понимание каких-то мест в Писании приводит христианина либо к осуждению других верующих, которые поступают «не так», либо к протестным поступкам греховного характера. Многие христиане в пылу эмоций говорят совсем не те слова и совершают непродуманные поступки. Эти факты очень часто встречаются среди христиан. Причем немало из них и после совершения подобных грехов считают себя нередко правыми. Они не понимают, что их слова и деяния уже запомнились в собственном сердце. На суде Христовом все будет видно. Ведь если христианин считает себя правым, то он и не приходит к Господу для очистки собственного сердца.

Ухудшение отношений с конкретными людьми ведет христианина к отказу от сотрудничества или общения с ними, а иногда и эти люди отказываются с ним общаться. Подобная позиция обычно ведет либо этих людей к новым грехам, либо приносит ущерб обеим сторонам.

Также если вы согрешили, то этот грех оседает в вашем духовном сердце! Обратите внимание на появление греховных записей в сердце! Ведь их наличие у христианина либо прямо ведет его к новым протестным греховным действиям, либо является той платформой, которую рано или поздно использует сатана. Причем, если данный новый грех из собственного сердца христианину не удастся удалить при жизни в теле, то ему придется отвечать за него на суде Христовом (2 Кор.5:10). Многие христиане не придают этому значения, так как неправильно понимают прощение Бога. В частности, некоторые полагают, что «грехов для них, как в старом Завете нет, поскольку Иисус взял на себя их грехи». Они не понимают, что прощение работает при обращении к Богу при первом покаянии или когда они раскаиваются перед Ним в новых конкретных грехах. Только после этого Господь удаляет факты грехов из их сердца!

«Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Иоан.1:9).

Но часто этого не происходит, так как многие христиане считают себя при конфликтах правыми и свой вновь сделанный конкретный грех Богу не приносят. Они не видят, что во всяком конфликте есть какая-то часть их вины! Какая им польза, что другая сторона (их обидчик) также будет отвечать? Поэтому и написано: «Каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня (1 Кор.3:13-15).

Другими словами Бог обещает, что христианин спасется, но только после очищения в огне внутреннего человека от оставшихся конкретных грехов!

Итак, встает вопрос: «Каким образом избежать еще при жизни от последствий сделанного греха?».

Ответ: «В устранении указанных последствий греха!».

— это порой не столько преступление, не столько исполнение злого намерения, сколько ошибка... И порой во многом это так и есть. Мы не хотим грешить, мы устали грешить, нам надоело грешить, мы имеем твердое намерение не повторять прежних своих прегрешений. Но вот подбираются определенным образом обстоятельства, складывается ситуация, для нас искусительная, и мы падаем...

Отчего? Тут, наверное, всегда можно говорить о целом комплексе причин. И о греховных навыках, легко приобретаемых, но трудно изживаемых. И о слабоволии, отсутствии решимости «даже до крови». И о маловерии, лишающем нас помощи Божией тогда, когда она нам всего необходимей. И об испорченности нашей природы, общей для людей удобопреклонности ко греху.

Но есть еще одна причина, отстоящая от прочих несколько особняком и более всего «ответственная» за как ошибку. Она такая сама собой разумеющаяся, такая заурядная, что о ней даже как-то неудобно говорить... И не говорить тоже нельзя: слишком часто мы все спотыкаемся не на чем-то, а именно на этом. Причина эта — отсутствие необходимейшей привычки: сначала думать и только потом делать . Могу определенно и с полным убеждением сказать: если бы мы всегда прежде , а уже после пускались бы в то или иное предприятие, то львиная доля прегрешений наших не совершалась бы.

Это, конечно, касается в первую очередь «грехов поневоле».

На днях говорили мы с одним человеком, и он мне рассказал о таком драматичном эпизоде:

— Пошли,— говорит, мы на реку зимой,— а под подругой моей лед треснул, и она стала проваливаться. А я думаю: надо бежать к ней, но вдруг мы вместе с ней под лед уйдем? Слава Богу, прежде чем мне пришлось что-то сделать, она сама выбралась уже. А если бы нет, что тогда? И как вообще в таком случае быть, как преодолеть себя?

— Как себя преодолеть,— отвечаю,— вопрос, безусловно, важный, но мне кажется, тут прежде нужно задать другой вопрос: а чего ради вы вообще отправились по льду гулять, что за нужда была в этом?..

Сколько трагических, нелепых и вместе с тем страшных «случайностей» происходит именно из-за этого — отсутствия привычки спрашивать себя: что я делаю, зачем, к чему это может привести? Один прыгнул в воду с крутого берега и воткнулся головой в каменистое дно, другой — с парашютом в далеко не юном возрасте и сломал спину, третий мчался по городу на машине наперегонки с таким же упрямцем, как он сам, и сбил человека, четвертый выпил, невзирая на открывшуюся язву, и угодил в больницу. И каждый потом раскаивался: «Для чего, для чего я это сделал!.. Если бы я только прежде подумал!»

И во вполне бытовых и менее трагических ситуациях бывает похоже. Видишь, например, что раздражен, буквально не в себе твой друг / сослуживец / начальник, но идешь к нему с каким-то разговором, который прогнозируемо приведет к взрыву. Только ты не прогнозируешь — тебе лень этим заниматься. А в итоге — ссора, скандал, потому как и ты не смог промолчать: слово за слово, и такого друг другу наговорили, что точно лучше было с самого начала молчать. И опять каешься и сокрушаешься: «Если бы...»

Или нестерпимо хочется высказаться на тему — скользкую, сложную, неоднозначную. И высказался, и поскользнулся, и в сложности запутался, и осудил, и невольно обманул, оклеветал кого-то. И вновь остается лишь одно: идти на исповедь.

Но и об «обычных», «вольных» можно сказать практически все то же самое. «Вольных» — это когда хорошо понимаешь, что собираешься совершить не какое-то нейтральное в принципе деяние, могущее обернуться грехом, а собственно грех как таковой.

Уже практически склонилось к нему твое сердце, ты уже совсем решился на него... Вот тут бы и остановиться хоть на мгновение и задуматься: «Сколько раз уже так бывало? Грешил, попирал свою совесть ради какого-то сиюминутного, кратковременного удовольствия, какой-то в высшей степени сомнительной радости. А как потом мучился! Как тошно было на душе, сколько времени переживал, выходил из этого тягостного состояния, пытался вернуться к себе самому, искал примирения с Господом и людьми! Стоило ли оно того?..»

Какое полезное, какое жизненно важное правило: не делать, не подумав! И при том рациональное: мы ведь огромное количество времени и сил очень часто тратим на исправление сделанного по недомыслию и неосмотрительности.

И вместе с тем оказывается, что нет, кажется, ничего сложнее, чем придерживаться этого правила. Не то, чтобы в этом было что-то невозможное. Просто не хочется... Очень не хочется! Тем более — а вдруг пронесет, вдруг и так все хорошо будет?

Хотелось бы, чтобы так! Но только опыт неумолим: не подумал — обязательно согрешил. Это настолько верно, что не подумать — уже само по себе есть грех. И, пожалуй, есть только один способ его избежать, справиться с ним: приобрести соответствующий навык. Такой простой, такой заурядный, что опять-таки и говорить об этом неудобно, неловко. Но нужно, нужно все же: так он редок в наши дни, словно... Словно и думать мы вовсе разучились.