Отношения основанные на страсти. Что такое страсти

Священник Иоанн Павлов

52. Что такое страсти

Часто в творениях святых отцов встречается выражение «страсти». Там, например, говорится, что мы должны бороться со страстями и достигать бесстрастия. Что же следует нам разуметь под словом «страсти»? В этом вопросе непременно нужно разобраться, иначе мы не сможем правильно понимать святоотеческие творения, а без их понимания не сможем и проводить правильную христианскую жизнь.

Итак, что такое страсти? Страсти - это извращение естественных сил, способностей и стремлений человеческой природы. Бог дал человеку многие силы и способности. Эти силы даны ему, чтобы он использовал их во благо. Но увы, любые, даже самые высокие Божии дары можно извратить, и тогда они вместо добра приносят зло и вместо пользы - вред и разрушение. Старец Паисий Святогорец говорит, что если человек не будет к себе внимательным и не употребит свои силы и способности во благо, то к нему приходит диавол, который эти способности извращает и начинает их использовать для своих целей. Вот тогда наши природные свойства и становятся страстями.

Приведем примеры. Человек имеет от природы способность и необходимость питаться, принимать извне пищу для поддержания жизни. В этом нет ничего плохого и предосудительного. Плохое и предосудительное начинается тогда, когда человеком овладевает болезненное пристрастие к еде, когда он становится ее рабом, когда начинает жить для того, чтобы есть. Вот тогда еда из безгрешной потребности становится страстью чревоугодия.

Другой пример: в человеке есть способность к плотской любви и размножению. И в его организме имеются все силы, для этого необходимые. Если их использовать в законном браке и по назначению, то никакого греха в этом нет. Но увы, часто люди извращают Богом установленный порядок и начинают их использовать для блуда, прелюбодеяния, извращений, излишеств и тому подобного. И в этом случае природные силы оборачиваются самыми скверными страстями и пороками.

Чревоугодие и блуд, о которых мы сказали, - это страсти, относящиеся к телесной составляющей человеческой природы. Однако у человека есть еще и душа, и у нее также имеются свои силы и способности. При их извращении они тоже становятся страстями.

Например, в душу человека вложено стремление к совершенству, к высоким состояниям, к большим возможностям. В своем правильном и чистом виде это стремление является законным. Однако очень часто диавол извращает его, и тогда оно становится самой опасной и гибельной страстью - гордостью, самомнением, высокоумием. Известный духовник схиигумен Савва писал одному из своих духовных чад: «Нет ничего удивительного в том, что диавол с легкостью повергает человека в гордость. Ведь душа наша создана по образу и по подобию Божию чистой, светлой, благоухающей добродетелями. И по природе своей душа стремится ко всему хорошему, благородному, возвышенному. Ей хочется всегда быть в ряду первых. Хочется как можно скорее достичь совершенства, блаженства! Ну, скажи, друг мой, разве не похвальны эти порывы души? Разумеется, похвальны! Но… бедная неопытная душа не успеет опомниться, как с первых же шагов попадает в коварные сети лукавого. И чем более она будет стремиться к первенству, к совершенству… тем более и более будет запутываться в сетях вражиих по своей неопытности…»

Так работает враг нашего спасения, сбивая и запутывая человека и незаметно насаждая в него семена гибельных страстей. А ведь гордость, братия и сестры, наносит человеческой душе страшное повреждение, она поражает смертоносным ядом самые глубокие и таинственные источники ее жизни. Гордость поистине является «глубинами сатанинскими».

Приведем еще примеры страстей. Человеку свойственно стремление к тому, чтобы иметь доброе имя, пользоваться любовью и признанием. Уродливым извращением этого стремления является страсть тщеславия. Человек, больной тщеславием, подменяет свое реальное состояние мнением о нем других людей. Он старается всеми способами заслужить одобрение и похвалу от окружающего его общества. И ради этого он бывает готов даже и на вещи неприглядные, на безрассудство, на грех.

Пойдем далее. В душу человека вложена некоторая энергия, некоторая особая сила, позволяющая ему твердо держаться нужной линии поведения, преодолевать препятствия, отталкивать все злое, неправильное, нехорошее, доводить начатое до конца, отстаивать правильную позицию и тому подобное. Эта энергия есть как бы внутренняя сила характера, и дана она в качестве оружия и защиты - чтобы мы могли обороняться от воюющего против нас зла. Направлять эту силу следует на невидимых врагов, на препятствия в добродетели, на все злое, греховное, скверное. Но мы с подачи диавола часто извращаем эту силу, направляем ее не туда, куда нужно, и тогда она становится страстью гневливости и раздражительности. Гневливый человек направляет природную энергию души не на зло, не на препятствия в добродетели, а на людей, на своего ближнего. Такое ее использование равносильно, как если бы какой-нибудь солдат в бою начал стрелять не по врагу, а по своим товарищам.

Приведем еще пример. Человеку от природы свойственно стремление к благосостоянию, к обеспеченности различными благами. На земле средством достижения благосостояния является материальное богатство. И если человек не остережется, но будет чрезмерно к этому богатству привязываться, то безгрешное природное стремление становится болезнью и извращением. Имена этой болезни всем известны: жадность, скупость, сребролюбие.

Итак, мы видим, что страсти есть не что иное, как извращение стремлений, способностей и сил человеческой природы. Сами эти силы и способности при правильном их использовании не являются грехом. Грехом они становятся от злоупотреблений. «Не пища зло, а чревоугодие, - говорит преподобный Максим Исповедник, - не деторождение, а блуд, не деньги, но сребролюбие, не слава, а тщеславие».

Каждая страсть является болезнью, и потому она приносит человеку вред. Приносимый страстями вред может быть малым, а может быть и великим. Иногда он бывает смертельным. Вред от страстей происходит по той причине, что, как и всякая болезнь, страсти разрушают порядок и устройство созданной Богом человеческой природы, нарушают ее правильное состояние. «Так как страсти не естественны человеческой душе, - говорит святитель Феофан Затворник, - а входят в нее вследствие грехолюбия нашего, то по причине сей неестественности они будут томить и мучить душу. Это все то же, как кто примет яд. Яд сей жжет и терзает тело, потому что противен устройству его; или как если бы кто змею посадил в себя, и она, живою оставаясь, грызла его внутренности. Так и страсти, как змея и яд, внутрь души принятый, будут грызть и терзать ее».

Терзание страстей не оставляет человека, даже когда умирает его тело. Наоборот, при переходе души в вечность оно становится несравненно страшнее, чем было на земле. По словам Аввы Дорофея, «находясь в теле сем, душа получает облегчение от страстей своих и некоторое утешение: человек ест, пьет, спит, беседует, ходит с любезными друзьями своими. Когда же выйдет из тела, душа его остается одна со страстями своими и потому всегда мучится ими; исполненная ими, она опаляется их мятежом и терзается ими».

Одним из опаснейших свойств страстей является то, что они овладевают человеком и превращают его в раба. Подтверждений этому можно видеть в жизни сколько угодно. Сплошь и рядом люди бывают не в состоянии справиться со своими страстями. Всем известно, например, что пьяница является рабом бутылки, и от ее власти он своими силами освободиться не может. Еще более несчастными рабами являются наркоманы или, например, люди, пристрастные к игре. Иногда приходится ужасаться, как какой-нибудь взрослый, солидный человек, отец семейства, будучи одержим игровой страстью, проигрывает на каких-нибудь совершенно безмозглых автоматах не только все свои сбережения, но и машину, и дачу, и квартиру. Совершая это, он прекрасно знает, что подставляет под удар собственную жену, детей и пускает под откос свою жизнь, однако ничего поделать с собой не может, потому что страсть владеет им.

Следует сказать и еще об одном чрезвычайно опасном свойстве страстей - они умеют хорошо прятаться и принимать вид добрых дел и качеств. Приведенные примеры алкогольной, наркотической и игровой зависимости - это внешние, грубые и для всех очевидные проявления страстей. Однако существуют гораздо более тонкие случаи, когда распознать в себе ту или иную страсть бывает очень непросто. «Страсти живут тайно в людях, проводящих рассеянную, невнимательную жизнь, - говорит святитель Игнатий Брянчанинов, - по большей части они удовлетворяются ими, по большей части оправдываются, - часто признаются за чистейшие, возвышеннейшие добродетели».

Или еще пример: человек часто ездит в паломнические поездки по святым местам. Многие его за это хвалят и считают благочестивым. Однако далеко не всегда причиной частого паломничества является благочестие. Бывает, что человек паломничает, просто желая сменить обстановку, отдохнуть от своих домашних, послушать церковные новости и слухи. А иногда бывает, что он ездит в эти поездки из того же тщеславия - чтобы люди думали и говорили о нем хорошо.

Приведем еще пример. Часто такие страсти, как гнев, злоба, неприязнь к людям, изливаются под предлогом заботы о соблюдении порядка, законности, каких-то правил и тому подобного. Внешне, с точки зрения закона и человеческих правил, мы как будто правы: радеем, чтобы все было как положено, исправляем беспорядок, восстанавливаем справедливость. Однако по Божию суду оказываемся виновными, потому что главной действующей силой при этом являются именно наши страсти: гнев, раздражение или неприязнь. Например, такая ситуация. Какой-нибудь человек нарушил установленный в храме порядок: не так поставил свечку, или поет вместе с хором, или женщина пришла без платка. И вот мы спешим к этому человеку с обличением. Нам кажется, что мы поступаем правильно: заботимся о соблюдении порядка в Божием храме. Однако на самом деле почти всегда через такие обличения находят себе выход не что иное, как наши страсти. Ведь святые вели себя в подобных ситуациях совершенно по-другому. К преподобному Пимену Великому однажды пришли некоторые старцы и спросили: «Если мы увидим брата дремлющим в церкви, то велишь ли разбудить его, чтобы он не дремал на бдении?» Он же сказал им: «Что касается меня, то я, если увижу брата дремлющим, положу голову его на колени мои и успокою его». Так поступают люди, в сердце которых вместо страстей пребывает любовь Божия.

И еще пример: нередко наши страсти выходят наружу под предлогом такого важного и доброго дела, как воспитание детей. Бывает, что мы гневаемся на детей, кричим на них или даже бьем. Нам, может быть, кажется, что этим мы их воспитываем, но на самом деле очень часто в таких случаях мы просто срываем на них свою гневливость, раздражительность и плохое настроение. И именно эти страсти, а вовсе не забота о воспитании, являются действующей причиной такого нашего поведения.

Святые отцы учат, что через страсти над человеком приобретает власть диавол. И наша цель заключается в том, чтобы, пока живем на земле, от его власти освободиться. Чтобы от нее освободиться, нужно очистить себя от страстей, достичь так называемого состояния бесстрастия. В наше духовно беспризорное время люди обычно неправильно понимают, что такое бесстрастие. Для современного человека это слово ассоциируется с какой-то холодной отрешенностью и ледяным безразличием. Такое представление, конечно, не имеет ничего общего с тем, что понимали под бесстрастием святые отцы. Бесстрастие для них есть, во-первых, отсутствие страстей, а во-вторых, наличие противоположных этим страстям добродетелей. То есть бесстрастный - это тот, кто не имеет в себе гордости, жадности, зависти, злобы, блуда, чревоугодия и тому подобного, а имеет смирение, щедрость, великодушие, любовь, чистоту. Отсюда видно, что человек, достигший христианского бесстрастия, не находится в состоянии ледяного безразличия, но, напротив, бывает полон любви, участия, сострадания.

Итак, все христиане призваны к тому, чтобы бороться со своими страстями. И для того, чтобы начать эту борьбу, им нужно сначала свои страсти распознать. Из всего сказанного мы видели, насколько тонкими и незаметными могут быть в человеке действия страстей. Поэтому для того, чтобы распознать страсти, от нас требуется внимательная христианская жизнь - мы должны не спать, но духовно бодрствовать. По словам святителя Игнатия, «только истинный христианин, постоянно внимающий себе, поучающийся в Законе Господнем день и ночь, старающийся исполнять Евангельские заповеди со всею тщательностью, может увидеть свои страсти».

Постараемся же быть внимательными в духовной жизни, братия и сестры! Будем смотреть в глубину своего сердца, будем наблюдать, что там происходит, какие причины побуждают нас к той или иной деятельности. Ибо только в этом случае мы сможем увидеть тайные болезни нашей души, а увидев, сотворить с ними брань и победить. Аминь.

Порой случается так, что человеку кажется, что он, наконец, отыскал свою настоящую, большую любовь, а затем она скоро погибает трагической смертью. В таком случае, скорее всего это была не любовь, а страсть и желание. Когда мужчина и женщина получают от общения друг с другом сильнейшие эмоции, они частенько путают эти два совершенно разных понятия. В данной статье мы расскажем, как определить - страсть или любовь вы испытываете.

Понять различие между любовью и страстью очень легко, если представить эти чувства в виде огня. Страсть напоминает пламя горящей сосны, которая богата смолой. Она горит искристым, жарким огнем, однако продолжается это не длительное количество времени. А теперь представьте горение дуба. Огонь медленно жжет, по стволу стойкое пламя расходится в течение многих часов. Дуб не способен произвести столько же начального пламени и тепла, подобно сосне, однако каждый раз дуб побеждает, когда дело доходит до долговечности.

Настоящая любовь - это духовное чувство. Она гораздо глубже, нежели страсть. Это связь, которая устанавливается между партнерами на основе восхищения, уважения, поддержки, эмоциональной наполненности и привязанности. Любовь - это когда заботишься о своей второй половинке больше, чем о себе. Зачастую влюбленную пару объединяют одинаковые цели на жизнь, они сотрудничают между собой ради их достижения. Часто настоящая любовь предполагает самопожертвование. С течением времени любовь не уменьшается, в отличие от страсти, а наоборот - становится все глубже и сильнее.


Чтобы было понятней, предлагаем рассмотреть основные различия между страстью и любовью. Опираясь на эти различия, вы сумеете определить для себя, что вы испытываете - мимолетную страсть или настоящую любовь.


. Когда источником отношений является одна лишь страсть, один из партнеров позиционирует себя в отношениях исходя из эгоцентризма.

Основной целью человека является овладение объектом собственного увлечения, животное желание. Влюбленный же человек стремится доставить удовольствие партнеру, он готов идти на компромисс и меняться ради своей второй половинки.

. Также главным различием между любовью и страстью является срок отношений. Страсть всегда мимолетна. Она имеет место быть до тех пор, когда кто-либо из пары не потеряет интерес к другому. Любовь же движет человеком долгие годы. Если вы со временем потеряли к нравившемуся ранее вам человеку интерес, это было только увлечение.


. Страсть и любовь отличаются на эмоциональном уровне. Страсть - бушующая, сильная, затмевающая. Любовь, в свою очередь, осмысленна и спокойна.


. Влюбленный человек норовит узнать свою вторую половинку, понять, чем он или она живет. Основным отличием любви от страсти является интерес к личности. Любящий человек отдает себе отчет в том, что у избранника или избранницы есть свои некоторые недостатки, но он их готов принять.


. Человек, который по-настоящему любит, очень терпелив. Он готов довольно долго ожидать свое счастье. Он живет надеждами на будущее и делает все для того, чтобы все вышло наилучшим образом. Человек же, которым овладела страсть, живет одним днем, даже тогда, когда он понимает, что те или иные действия могут вылезти боком в будущем.


. Любовь позволяет радоваться одной лишь улыбке, простому общению, разговору по телефону. Страсть, в свою очередь, требует удовлетворения животных инстинктов. Более того, страсть распространяется одновременно на нескольких человек, тогда как любить можно единственную или единственного.


Теперь вы знаете, как можно отличить страсть от любви. Будьте счастливы!

Страсть в жизни - это далеко не всегда крики, стоны и сломанная кровать. И рождается она не среди лепестков роз, а в обычной квартире где-нибудь далеко от метро, в панельной серой многоэтажке. Или в машине по дороге на работу. Или когда он просто наклоняется и тихо говорит тебе на ухо: "Я тебя хочу". И в этот момент в голове у тебя зажигаются сотни ярких лампочек, и острой приятной болью начинает ныть низ живота...

Какие они, "спусковые крючки" страсти? Что нас заводит?

И главное - куда?

Игорь:

"Для меня страсть - это такая мозаика, которая состоит из кучи пазлов, мелких деталей. Ну, к примеру, меня заводит тембр голоса, движения рук, улыбка, взгляд, интеллект, запах, который ты бессознательно улавливаешь. Я не люблю резких запахов, и понятно, что мы сейчас говорим не о парфюме. Вот, кстати, если очень много духов, то от этого меня просто воротит. Особенно, если аромат приторный. Голос нравится спокойный, плавный, не резкий, не писклявый, не такой громкий, как у меня. Голос, в котором чувствуется уверенность и спокойствие. Уверенность в вещах, о которых девушка говорит. А еще я не люблю резкие движения рук - когда человек жестикулирует, будто траву косит. А вот плавные жесты, немного смущенные, очень заводят…"


Лена:

"Страсть - это мужчина, от которого меня трясет и при прикосновении к которому отнимается дар речи. Кровь в голову и все дела. Если при этом он будет в джинсах и тонком свитере на голое тело и случайно так меня касаться - это вообще капец. Но это может быть только с любимым мужчиной. С чужим не прокатит. С чужими никаких страстей".

Юля:

"Меня сводит с ума его запах. Я могу кричать, что он меня бесит, что я так больше не могу, меня все достало и легендарное "ты испортил мне жизнь", могу даже врезать куда-нибудь в районе плеча, но когда я подхожу совсем близко... Кончики пальцев горят, я дотрагиваюсь до его спины, руки сами обволакивают тело, а щека прижимается к лопаткам".

Света:

"Длинные вьющиеся волосы у мужчины, которые раскидываются по плечам. Вот когда дотрагиваешься кончиками пальцев, а они такие мягкие, шелковистые… И еще борода. Очень мне нравятся небритые, заросшие мужчины".


Таня:

"Страсть - это когда не можешь остановиться. А если и можешь, то не хочешь. Когда вокруг будут взрываться бомбы, а ты их не слышишь, тебе начхать на них, лишь бы вы не останавливались. Страсть - это когда не успеваешь снять обувь и не думаешь, красива ли ты в этот момент. Безумно заводит, например, переписка с намеком. Эдакая словесно-интеллектуальная игра, когда вы оба понимаете, о чем идет речь, но все иносказательно, прозрачно, неуловимо. И речь даже не конкретно о сексе, а просто о его возможности, намеке, например. Интеллектуальная перестрелка с умным мужчиной, наделенным умом, кругозором и образным мышлением - что может быть эротичнее?

Если же говорить о более приземленных вещах - меня заводит полная открытость в сексе, когда человек четко дает понять, что ему нравится, чего он хочет. И когда я даю понять, чего хочу, и вижу, что партнер открыт моим желаниям. А еще жутко возбуждает, когда мужчина не сдерживается, не мычит, стиснув зубы (особенно во время оргазма), а выражает хотя бы междометиями свои ощущения. Чтобы мне не приходилось думать в процессе "а нравится ему так или нет?".


Алена:

"Я испытываю страсть, когда вижу перед собой того, о ком могу сказать: это настоящий мужчина! С которым как за каменной стеной, который притягивает тем, что заботится о тебе! Страсть - это когда этот мужчина позволяет тебе раскрываться каждый день, как бутон цветка. К такому мужчине влечет, тянет, и рядом с таким мужчиной хочется быть принцессой. Вообще я не ассоциирую страсть с сиюминутным влечением к человеку, ради которого ты готов на все. Для меня страсть - это нечто стабильное".

Костя:

"Что меня заводит? Когда меня хотят, и никаких соплей в постели!"


Егор:

"Меня заводит, когда я возбуждаю партнершу, когда я чувствую ее страсть. Ее прикосновения ко мне, ее стоны. А если она достаточно раскрепощена, чтобы говорить что-то типа "я хочу, чтобы ты....", то тогда вообще просто прекрасно".

Оксана:

"Страсть для меня - это когда заводишься уже только от одного вида любимого, от ощущения его запаха. Да блин - уже только от того, как он ведет машину, потому что его руки на руле точь-в-точь повторяют движения по твоему телу. Тебя мгновенно отбрасывает в те моменты, когда вы вместе в постели, - и огни светофоров и витрин ночного города становятся иллюминацией в твоей голове в момент оргазма. Или вот ты что-то готовишь на кухне, а он подходит сзади, обнимает, целует в шею, и щетина колется... Это же всегда разряд 220! Еще очень заводит, когда он ходит по квартире с голым торсом после душа - такой красивый и такой весь мой. Прямо хочется трогать и трогать, целовать и целовать...".

А что страсть для вас? Что вас заводит с пол-оборота вас?

Почему именно женская страсть наиболее опасна для нас самих?

Причина №1. Механизм возникновения женской страсти устроен гораздо сложнее, чем у мужчин

По мнению американских психологов Аллана и Барбары Пиз, мужчина должен сделать 52 вещи, чтобы разбудить настоящую женскую страсть.

От них требуется: ласкать, хвалить, баловать, быть отзывчивым, благоухать, массажировать, ремонтировать, быть проникновенным, петь серенады, говорить комплименты, быть опорой, кормильцем, утешать, дразнить, шутить, умиротворять, стимулировать, поглаживать, похлопывать, обнимать, игнорировать, нянчить, возбуждать, мирить, защищать, звонить, уметь предвидеть, сглаживать, прижимать, прощать, сочувствовать, развлекать, очаровывать, подносить вещи, делать одолжение, вызывать восхищение, присутствовать, доверять, оборонять, одевать, оборонять, хвастаться, относиться благоговейно, делиться откровенным, развращать, заключать в объятия, умирать за, мечтать о, не замечать полноты, вознаграждать, притягиваться, увлекаться, превращать в идола, молиться на.

Далеко не каждый мужчина может справиться с таким внушительным списком обязанностей, который еще раз подтверждает, что женщины любят ушами. Поэтому, вместо настоящей женской страсти они часто получают фикцию и, что парадоксально, требуют взамен от женщин лишь одного: предстать перед ними обнаженной!

Что делать? Попробуйте представить себя на месте мужчины, который узнав о том, что от него на самом деле требуется, чтобы разбудить настоящую женскую страсть, – он просто испугается! Сократите этот список хотя бы вдвойне и не требуйте того, без чего прекрасно можете обойтись, например, идеализации, серенад, одолжений, сочувствия и так далее. Уступите!

Причина №2. Женская страсть безгранична, мы полностью растворяемся в ней, не думая о последствиях

Мужчина может завести любовницу, поддавшись соблазну, новым ощущениям и желанию обладать. Но утолив свою страсть, многие возвращаются в семью. Мужчина может предвидеть последствия страсти и, пресытившись ею, вовремя сказать себе «стоп»!

Когда женщина заводят интригу на стороне, она и мысли не допускает о том, что ее роман рано или поздно закончиться. Страсть затмевает здравый смысл, в котором нет места мыслям о последствиях. Женские эмоции берут верх над разумом. И когда наступает момент расставаний, многие женщины не осмеливаются возобновить отношения в семье. Испытывая чувство стыда, они предпочитают оставаться одинокими, надевая прочную маску «жертвы» обмана.

Что делать? Если вы завели роман на стороне, помните, что он не всегда может быть долговечным. Готовность к непредсказуемым финальным последствиям в виде разочарований, не позволит коварной срасти диктовать свои правила! Будьте осторожны!

Причина №3. Женщина страдает, не получая настоящей страсти

Создав для себя идеальный образ страстной любви и поверив в то, что она недостижима, женщина непроизвольно обрекает себя на страдания. Она плывет по течению, страстно желая былых ощущений, но боясь остаться непонятой, не стремится менять привычный уклад в интимной жизни.

Что делать? Возьмите инициативу в свои руки! Не придумывайте для себя препятствий, если вы хотите утопать в страсти с любимым человеком. Мужчинам нравятся непредсказуемые поступки, новые образы и неожиданные идеи в интимной жизни. Если даже ваш избранник привык вести передовую партию в любви, он с удовольствием предоставит вам на несколько незабываемых часов, свое место ведущего в поисках неведомых страстных ощущений. Действуйте!

Причина №4. Женщины грезят об идеальной страсти, которая чаще всего недостижима

Многие из нас получают удовольствие, читая любовные романы, в которых до боли страстно описываются отношения между влюбленными. Опасность, непредвиденный накал страстей - ощущения, которых многим женщинам не хватает в реальной жизни. Мы грезим о страсти, которую нам предлагают испытать авторы подобных романов, хотя чаще всего она недостижима.

Что делать? Накал страстей в любовных романах - это обычная фантазия одаренного человека, который пытается разнообразить ваш досуг, не призывая к переменам в реальной жизни. Ведь далеко не каждый автор любовной драмы клонирует свое произведения в собственной жизни. Каждая из нас может создать собственные страстные отношения, которые будут неповторимы и далеки от навязанных образцов. Фантазируйте!

Причина №5. Женщина становиться невыносимой, когда угасает страсть в отношениях

Мужчины удивляются резким изменениям в женском настроении, пытаясь найти причины во внешних факторах, которые служат лишь поводом для очередной ссоры. Они дарят подарки, интересуются нашими потребностями, призывают на помощь отвлекающие факторы в виде друзей.

Мы же хотим абсолютно иного - страстного поцелуя, внезапных ласк и неожиданных признаний в любви. Мы жаждем испытать настоящую страсть, которая вырывается в скандалах, упреках и спорах.

Что делать? Трудно признаться мужчине, что вы давно не испытывали прилива страстных ощущений, поэтому скандалите с ним по первой незначительной причине. Не стоит испытывать чувство стыда за страсть, которая так же естественна в жизни здорового человека, как радость, смех, боль или слезы. Ведь она таит в себе опасность, лишь когда ей до боли не хватает свежего воздуха, чтобы заново наполнить ваше тело кислородом счастья.

С церковнославянского языка слово страсть переводится как страдание (отсюда, например, слово страстотерпец, то есть терпящий страдания, мучения ). И действительно, ничто так не мучает людей — ни болезни, ни что другое, — как собственные страсти, укоренившиеся грехи. Сначала они служат удовлетворению греховных потребностей, а потом люди сами начинают служить им: всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин 8, 34).

Конечно, в каждой страсти есть момент греховного удовольствия для человека, но тем не менее страсти мучают, терзают и порабощают грешника.

Самый яркий пример страстной зависимости — это алкоголизм, наркомания и табакокурение. Алкоголь, наркотики не только становятся частью души человека, но и входят в обмен его веществ, становятся частью биохимических процессов в его организме, он физически плохо чувствует себя, когда в его крови отсутствуют эти вещества. То есть это зависимость духовно-телесная. И лечить ее нужно двояко — и душу, и тело. Но в основе лежит грех, страсть. У алкоголика, наркомана разваливается семья, его выгоняют с работы, он теряет друзей, но все это он приносит в жертву страсти. Человек, зависимый от алкоголя и наркотиков, готов на любое преступление, чтобы удовлетворить свою страсть. Недаром большинство убийств совершаются под воздействием алкогольно-наркотических веществ. Вот как силен демон пьянства!

Другие страсти могут не меньше порабощать душу. Но в данном случае это еще усиливается телесной зависимостью.

Грех наносит вред в первую очередь самому согрешившему. А в случае со страстями вред от греха усиливается многократно, ибо он становится постоянным , приобретает характер хронической болезни.

Как говорит преподобный Иоанн Лествичник: «Страстью называют уже самый порок, от долгого времени вгнездившийся в душе и через навык сделавшийся как бы природным ее свойством, так что душа уже произвольно и сама собой к нему стремится». То есть страсть — это уже нечто большее, чем грех, это — греховная зависимость, рабство определенному виду порока .

Большинство святых отцов говорят о восьми страстях: 1) чревообъядение (чревоугодие); 2) любодеяние; 3) сребролюбие; 4) гнев; 5) печаль; 6) уныние; 7) тщеславие; 8) гордость.

Некоторые богословы, говоря о страстях, объединяют печаль и уныние.

Иногда восемь страстей называют смертными грехами . Такое название страсти имеют потому, что могут (если полностью завладеют человеком) нарушить духовную жизнь, лишить спасения и привести к вечной смерти. Согласно святым отцам, за каждой страстью стоит определенный бес, зависимость от которого и делает человека пленником определенного порока.

Святой Иоанн Кассиан Римлянин пишет, что первые шесть страстей происходят как бы одна из другой; «излишество предыдущей дает начало последующей».

Например, от излишнего чревоугодия происходит блудная страсть; от блуда — сребролюбие; от сребролюбия — гнев; от гнева — печаль; от печали — уныние. И лечится каждая из них изгнанием предыдущей. Например, чтобы победить блудную страсть, нужно связать чревоугодие; чтобы победить печаль, нужно справиться с гневом и т.д.

Особо стоят тщеславие и гордость. Но и они взаимосвязаны. Тщеславие дает начало гордости, и бороться с гордостью нужно победив тщеславие. Самое страшное, что страсти не исчезают со смертью тела. Тело, как инструмент, которым человек чаще всего совершает грех, умирает, исчезает, и невозможность удовлетворить свои страсти — вот что будет мучить и жечь человека после смерти .

Святые отцы говорят, что там страсти будут мучить человека гораздо сильнее, чем на земле, без сна и отдыха, палить как огнем. И не только телесные страсти будут мучить людей, не находя удовлетворения, такие, как блуд или пьянство. Но и душевные: гордость, тщеславие, гнев, — ведь там тоже не будет возможности их удовлетворить. И главное, бороться со страстями человек тоже не сможет, это возможно только на земле, ведь земная жизнь и дается для покаяния и исправления. Чему и кому человек служил в земной жизни, с тем он будет и в вечности. Если служит своим страстям и диаволу, с ними и останется. Например, для наркомана ад — это бесконечная, никогда не прекращающаяся «ломка», для алкоголика — вечное похмелье и т.д. Но если человек служил Богу, был с Ним и на земле, он может надеяться, что и там будет с Ним.

Как врачуются страсти? Бороться со страстями гораздо труднее, чем с обычными грехами. Хроническую, запущенную болезнь победить сложнее.

Первое, что нужно сделать одержимому страстью, — это осознать, что он тяжело болен, зависим. Не он властвует над своими пороками и дурными привычками, а они над ним. Зависимый от страсти должен сам осознать, что нуждается в лечении духовном. Второе, что нужно сделать, — это, как говорит святитель Феофан Затворник, возненавидеть страсть, принять твердое решение бороться с ней. Третье — борьбу нужно начинать с молитвы к Богу. Без Его помощи, без постоянного участия в Таинствах исповеди и причастия, только своими силами со страстью не совладаешь. И четвертое , что нужно помнить: всякая страсть лечится насаждением в душе противоположных ей добродетелей. Например, чревоугодие побеждается воздержанием, постом; страсть сребролюбия — воспитанием в себе милосердия к бедным, нуждающимся, умеренным образом жизни. Гнев лечится уклонением от раздражения, терпением, воспитанием в душе кротости, любви, прощения. И так каждой страсти противостоят противоположные ей добродетели.