Крест со спасом нерукотворным. Изнесение Честнаго Креста

Мощевики, или энколпионы (греч.), пришли на Русь из Византии и предназначались для хранения частиц мощей и других святынь. Самыми распространенными были выполненные в форме креста и украшенные иконами, так как соединяли в себе силу нескольких священных предметов, которые человек мог носить на груди. Крест-мощевик одновременно охранял человека, освящал его и исцелял чудодейственной Божественной силой, подаваемой крестом, иконами и мощами святых.

Художественное решение мощевика со Спасом Нерукотворным и иконами святых чудотворцев на внутренней стороне створки опирается на эти древнейшие традиции Христианской Церкви. Он выполнен в форме креста, составленного из пяти кругов. Круг - символ вечности, Неба и Самого Христа, Который, по слову св. Климента Александрийского, «есть бесконечный круг, в коем все силы сходятся». Число пять - это число пальцев, складывающихся в крестное знамение: три во образ Пресвятой Троицы, два во образ Христа и двух Его природ, Божественной и человеческой. Полученный из кругов равноконечный крест, по определению святых отцов, являет образ Христа и знамение Его победы, а также сочетание во Христе всех четырех концов земли и Неба.

Символика формы мощевика поддерживается традиционным для Православия плетеным орнаментом. Своим сложным узором, составленным из кругов и крестов, он показывает взаимосвязь Божественного и тварного, которые сосуществуют «неслитно и нераздельно» в преображенном Богом мире. Искусство Церкви никогда не показывает мир реальный, борющийся со злом, оно являет жизнь вечную, Царство Славы, запечатленное образом Христа.

Икона Спаса Нерукотворного на лицевой стороне мощевика - величайшая святыня христианского мира (утрачена в 1204 году при разграблении Константинополя крестоносцами). По Преданию, она чудесным образом отпечатлелась на куске холста, которым Господь отер лицо после омовения. Иисус Христос отдал Свое изображение слуге эдесского царя Авгаря, больного проказой. Образ исцелил царя и сделал христианином. Чудо исцеления Нерукотворным Образом было первым, совершенным не Самим Господом, а Его изображением. Оно стало знамением святости изображений Церкви, чудотворности Ее икон.

Чудодейственной силой Господь наделил и людей, уподобившихся Ему в святости. Он даровал им благодать Его именем воскрешать мертвых, просвещать слепых, поднимать с одра безнадежно больных…

Более всех Божиих угодников в России почитается свт. Николай, епископ города Миры († 342). Его икона помещена внутри мощевика в верхнем круге. При жизни святой укрощал штормы, исцелял больных, предсказывал будущее и не раз являлся за сотни километров нуждающимся в его помощи. Одно из первых и самое знаменитое его чудо было совершено на пути в Иерусалим, когда святой воскресил сорвавшегося с мачты матроса (пам. 22 мая и 19 декабря).

Плетеным крестом и кругами, символизирующими вечность и единство во Христе, с Николой Угодником связаны иконы других святых чудотворцев. Внизу - вмч. Пантелеимон, который прославился как врач-бессребреник. Он исцелял больных, помазывая их елеем (маслом) и призывая Христа. Первым чудом святого было воскрешение мальчика, умершего от укуса змеи. Вмч. Пантелеимон за проповедь христианства был обезглавлен в 305 году (пам. 9 августа).

Слева и справа - иконы русских чудотворцев.

В священническом облачении с Евхаристической чашей изображен св. прав. Иоанн Кронштадтский († 1908). Сила молитвы этого святого была так велика, что он мог исцелить больного, находящегося от него за тысячи километров, по телеграмме, а однажды воскресил мертвого на глазах врачебной комиссии (пам. 2 января).

Рядом с ним в схиме предстоит прп. Серафим Вырицкий († 1949). Молитва этого святого обращала ко Христу даже чекистов в годы гонения на Церковь и немецких оккупантов во время Отечественной войны, охраняя от преследования жителей п. Вырица. Им также был воскрешен умерший ребенок и совершено множество других чудесных исцелений (пам. 3 апреля).

«Господи, во свете лица Твоего пойдем и о имене Твоем возрадуемся во веки», - словно бы молятся святые словами из Службы Нерукотворному Образу, написанными рядом с их иконами внутри мощевика. «О Крест Христов, блистательнейшее озарение всего мира! - восклицает другой великий святой прп. Феодор Студит († 826). - Обильная благодать предложена всем; указан источник, из которого проистекает освящение и который никого не лишит обильных благ».

Крест православный. Спас Нерукотворный. Николай Чудотворец.

Большой серебряный крест. В центральной части находится Нерукотворный образ Христа, который заменяет фигуру распятия. Но оборотной стороне образ Святого Николая Чудотворца. Крест изображен в стилистике, отсылающей к древним поклонным крестам. Крест в данной композиции означает Иисуса Христа, воплощенного и распятого за людские грехи, а круг — Бога сущего на Небесах, безначального и бесконечного.Отсюда и пошло название для всей коллекции «Поклонная».


______________________________________________________________

Главная особенность этого креста - в центральной части находится Нерукотворный образ Христа, который заменяет фигуру распятия.

_____________________________________________________

Православная традиция рассматривает Нерукотворный образ Спасителя как одно из доказательств истинности воплощения второго лица Троицы в человеческом образе. В более узком смысле такое изображение Спасителя - есть важнейшее свидетельство в пользу иконопочитания. Спас Нерукотворный расположен между двумя предстоящими — Богородицей и Иоанном Предтечей. Такой прием в православной ставрографии известен с ХIV века.

В верхней части креста находится изображение Серафима. Серафим— в православной христианской традиции самый высший ангельский чин, наиболее приближенный к Богу.

«Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!»

В нижней части креста расположен Ангел Хранитель в полном вооружении (с крестом и мечом в руках). Согласно православной традиции, каждому человеку при крешении даруется Господом Ангел Хранитель. В течении всей жизни Ангел хранитель помогает православному христианину на его трудном пути к святости, защищая от зла и козней нечистого. Главные атрибуты Ангела Хранителя — Крест, которым он осеняет человека, и меч для побития бесов. Есть надпись на церковно-слявянском языке

На оборотной стороне креста: текст тропаря Кресту на церковно-славянком языке:

В нижней части креста слова стихиры Кресту:

_______________________________________________________________________________

Наши гарантии:

  1. 100% следование канонам Православной церкви, мы хорошо разбираемся в вопросах современной ставрографии и иконографии.
  2. Собственное производство гарантирует высокое качество изделий. Нашли брак, без вопросов обменяем изделие.
  3. 100% серебро 925пробы, что подтверждается на каждом изделии клеймом Пробирной палаты РФ.

Купить в один клик

Наши преимущества:

  1. Лёгкий возврат изделия. Если Вам не подошло наше изделие, то в течении 7 дней Вы можете его вернуть нам.
  2. Мы работаем так же и по индивидуальному заказу, т.к. наши мастера и художники могут выполнить любую задачу.
  3. Быстрая доставка. Мы сотрудничаем, практически со всеми курьерскими службами. Мы знаем как быстро и оперативно доставить Ваш заказ.
  4. Регулярые акции и скидки. Мы дружелюбная команда и любим наших клиентов, для них регулярно устраиваем различные акции и скидочные программы. Следите за нами в социальных сетях и в блоге на сайте.
  5. Мы строго следим за качеством наших изделий. Качество золочения (чернения) и качество отделки поверхности изделия всегда очень высокое.

Покупая у нас Вы получаете:

  1. Уникальное изделие, будь то православный крест, нательная иконка или чётки. В любом случае каждое изделие уникально, мы не делаем огромные тиражи, а работаем над каждым изделием индивидуально.
  2. Ручную обработку металла и полудрагоценного камня. Только вручную можно добиться качественной отделки, чернения или золочения.
  3. Адекватную цену. Мы регулярно мониторим изменение цен на сырьё, стараемся уменьшать издержки производства, используем современное оборудование и всё это делается для того, чтобы цена за изделие была максимально низкой.
  4. Быстрое и качественное обслуживание. Наши менеджеры, как и мастера, очень любят свое дело, поэтому делают его с удовольствием. Это значит, что покупателя всегда встечают с радушием и окружают заботой.

Купить в один клик

Крест-мощевик "Спас в Силах"

Крест с изображением Господа Иисуса Христа на престоле, окруженного Небесными Силами, является творческой репликой древнего креста-мощевика XIV века, хранящегося в музее Троице-Сергиевой лавры. Образ, изображенный на кресте, - редкое пластическое переложение главной иконы русского высокого иконостаса «Спас в силах». Икону «Спас в силах» специалисты называют настоящим богословским трактатом, раскрывающим тему грядущего Страшного Суда.
Крест-мощевик квадрифолийной формы с килевидными окончаниями балок. Лицевая сторона: Спас в Силах, в оглавии — Спас Нерукотворный. Оборотная сторона: процветший Крест Господень, молитва Кресту. Раскрытый вид: верхняя створка — Святая Троица и тропарь праздника; нижняя створка — Богоматерь Знамение и хвалебная песнь Богородице на церковно-славянском языке.

В традиции Православия - изображать Спасителя именно как Воскресшего Крестоносителя, призывающего в Свои объятия все концы мира. Его руки имеют горизонтальное положение, открытые ладони пробиты гвоздями, голова наклонена вправо, вокруг головы крестчатый нимб. Крест стоит на горе камней, символизирующей Голгофу, в основании которой различается череп. Это голова Адама. По преданию, тело Адама было погребено Симом, сыном Ноя, на месте, где впоследствии возникла гора Голгофа. Рядом с крестом трость с губкой и копье. Когда Христос умирал на кресте, он попросил пить, и римский воин взял губку на трости, пропитанную уксусом, и смочил Ему губы. Копьем же один из воинов пробил ребра Христа, чтобы убедиться в Его смерти. Умерший человек не кровоточит, из раны же Спасителя полилась кровь и вода. С тех пор копие, и губка являются священными предметами и используются в литургии. По бокам слова «IC» (Иисус) «ХС» (Христос), сверху - «Царь Славы». Слово «НИКА» на кресте означает победу Христа над смертью.

Описание:

Самим наименованием образа "Спас в силах" выражена богословская концепция - явление Иисуса Христа в силе и славе в конце времен, во исполнение Божественного Промысла о мире: "Дабы все земное и небесное соединить под главой Христа".

В основе образа - тексты видения пророка Иезекииля (Иез. 1. 4-6, 10, 13-16, 18, 22-28). Явление Божьей славы передается в виде символических фигур - геометрических и изоморфных, они обозначают различные силы небесные, земные и небесные уровни.

Правой рукою Христос благословляет, левой придерживает раскрытую Книгу. Символика Книги в христианской культуре глубока и обширна - это и Книга Жизни с именами спасённых (Исх. 32.32; Откр. 3.5), и Книга Откровения, написанная внутри и извне, запечатанная семью печатями, открыть и прочесть которую не может никто, кроме Агнца (Откр. 5.1-7), это также и Книга Завета (Втор. 30.10) и Благая Весть. Наконец, Книга - символ Самого Господа Иисуса Христа, Который есть Слово Божье, пришедшее в мир. С ранних времен в христианском искусстве существовал аллегорический образ Христа в виде Книги, лежащей на престоле, на которую сходит голубь. Эта иконография получила название «Этимасия», в русском варианте — «Престол уготованный» (изображения в церкви Успения в Никее VII в. и в Успенском соборе Владимира ХV в.).

Техника исполнения - Миниатюрный рельеф, литье, позолота, чернение. Ручная работа.

Средний вес - 7г

Материал - Серебро (925). Позолота (999).

Размеры - 2,8х1,8х0,4

Крест с иконами Спаса Нерукотворного, Божией Матери и святителя Николая Чудотворца повторяет одну из самых распространенных форм нательных крестов Московской Руси. Это небольшого размера изделие со слегка сужающимися перекладинами, закругленными углами и большим ликом Христа в центре — изображением Спасителя, каким Он Сам чудесно отпечатлел Себя на убрусе (полотенце).

Образ Спаса Нерукотворного — величайшая святыня христианского мира. Он хранился сначала в Эдессе, а с 944 года в Константинополе и почитался как самый сильный защитный символ христианства (утрачен 1204 году). Списки Нерукотворного Образа были известны на Руси с XI века. Его помещали над входами в крепости и храмы, на латах, шлемах, боевых стягах и, конечно, отливали в бронзе как охранные образки. До XVIII века Образ Спаса Нерукотворного встречается на большинстве нательных крестов.

С двух сторон образу Христа поклоняются серафимы, держащие в руках особые ангельские опахала — рипиды. Их образы, иконографически связанные с композицией «Поклонение Кресту», подчеркивают крестную символику изображения. Серафимы и херувимы — высшие ангелы, ближе всех Небесных Сил предстоящие Божественному Престолу. Но даже они не смеют взирать на Бога и прикасаться к Нему.

Превыше всех ангелов в Царствии Небесном — Пресвятая Богородица. Ей дано особое право испрашивать у Своего Божественного Сына милости для людей. Поэтому с древности на иконах Божию Матерь изображают в позе моления. Самый ранний из таких образов «Оранта» встречается уже в катакомбах первых христиан. На нем Богородица стоит, воздев руки к Небу. На кресте образ Оранты расположен непосредственно под иконой Христа как символ Ее молитвы за носящего крест человека. Икона Оранты имеет второе название: «Нерушимая Стена», потому что Божия Матерь несокрушимо стоит на пути злых сил, защищая от них людей.

На всем пространстве оборота креста изображена икона Николы Зарайского. Зарайский образ был принесен из Корсуни на Русь в город Красный в 1224 году по повелению самого Николая Чудотворца. Свое название икона получила после трагической гибели княжеской семьи. После убийства в Орде зарайского князя Федора его жена, княгиня Евпраксия бросилась с башни вместе с сыном и «заразилась» (разбилась). С тех пор город Красный стал называться Зарайском, такое же наименование получил и образ Николая Чудотворца.

Святитель Николай (втор. пол. III в.) — самый великий и чтимый святой в России. Он был епископом в городе Миры римской провинции Ликия в Малой Азии и прославился великими чудесами и делами милосердия, которые продолжает творить и за гробом. Св. Николая молят о заступничестве нуждающиеся, терпящие бедствие, невинно осужденные. Он помогает всем обращающимся к нему с верой и молитвой: учащимся, путешествующим, морякам и торговцам, исцеляет болящих, умиротворяет враждующих, находит пропавших и даже воскрешает умерших (пам. 22 мая и 19 декабря).

Миниатюрные серебряные иконы Спаса Нерукотворного, Божией Матери и святителя Николая Чудотворца обрамлены чистым золотом, которое подчеркивает смысловую и художественную ценность образов.

В древности золото и серебро часто соединяли в одном изделии. В христианской культуре золото символизировало Бога, нетварный свет Его славы и Небесный Иерусалим, серебро — Пречистую Богородицу, благодать святых и земную Церковь. Соединенные вместе, эти металлы являли союз Бога и святых, Неба и земли, Христа и Церкви.

Крест выпускается в двух видах: из позолоченного серебра (арт. 101.054) и в серебре с золотом в технике биметаллического литья (арт. 301.201). Биметаллический метод, позволяет отливать изделие одновременно из двух металлов. Соединенные таким образом металлы нерасторжимы, при этом золото окружает серебро и как бы несет его. Известно всего несколько подобных произведений, последнее из которых отлито в России в конце XIX века. Не так давно уникальная технология была возрождена мастерами компании «Акимов».

Новая технология, использованная в каноническом православном изделии, не разрушает, а развивает символические идеи Православия. С ее помощью создается зримый образ учения Церкви о Боге Вседержителе, несущем мирозданье в Своей деснице.