Каин первый убийца. Авель и Каин: история одного преступления

Всё на свете когда-то происходит в первый раз. Библейская Книга Бытия в четвёртой главе рассказывает о том, как впервые в истории человечества свершилось величайшее злодеяние. Авель и Каин? история первого убийства. В ту пору недавно созданный мир был ещё юн, но уже отнюдь не невинен. Человеческую природу повредил первородный грех, и рождённый по образу и подобию Творца человек перечеркнул в себе его подобие.

Каин и Авель? история, которая с тех пор повторится бессчётное количество раз, в самых разнообразных вариантах. Длинной чередой потянутся нескончаемые вереницы убийц и их жертв. Если же вдуматься, то жертвами можно назвать и тех, кто пал от преступной руки, и тех, кто пошёл на это злодеяние. Последние, как правило, жертвы своих мрачных душевных страстей. Кипящие в них жадность, злоба, зависть и прочие порождения сатаны? вот истинные виновники преступлений.

Изгнанные из рая

Но вернёмся к страницам Библии, на которых перед нами предстаёт история о Каине и Авеле. После того как Адам и Ева были изгнаны из рая, они оказались в мире, который был очень похож на тот, где живем мы все. Сходство заключалось в том, что, как и мы, его обитатели сделались смертны, подвержены болезням и старости и впервые узнали, что такое страдания. Кроме того, в этом мире не было ничего дармового, всё нужно было заработать тяжёлым трудом. Вскоре у них родились сыновья? Каин и Авель.

История, рассказанная в Библии, начинается с того, что каждый из них избрал своё поприще в жизни. Старший? Каин — стал земледельцем, а его младший брат Авель? пастухом. У братьев не было сомнений в вопросах веры, так как бытие Божие представлялось для них очевидной реальностью, и когда подошло время жертвоприношения, то каждый из них приступил к нему с искренним желанием угодить Всевышнему. Оба возложили на жертвенник плоды своих трудов: Каин — начатки урожая, а Авель -первородного агнца из своего стада.

Авель и Каин: история отверженной жертвы

Нам не дано постигнуть те мотивы, по которым Господь предпочёл жертву Авеля жертве, принесённой его старшим братом, но произошло именно так. Каин же вместо того, чтобы смиренно склониться перед волей Божьей, исполнился завистью и чувством уязвлённой гордыни. Он даже помрачнел лицом и переменился внешне. В Священном Писании говорится, что Господь пытался его вразумить и отвратить злые помыслы. Он буквально предупреждает его, что человека, не делающего добро, подстерегает грех, но даже в этом случае он должен найти в себе силы удержаться от него.

Авель и Каин? история ответственности человека за свои поступки. Каждого из нас в какие-то моменты жизни подстерегают искушения, но одно дело — желать чего-то, и совсем другое? дать волю своим желаниям. Каин позволил зародившемуся в душе его греху полностью овладеть собой. Выбрав момент, когда, по его мнению, не было свидетелей, он убил Авеля.

Любое убийство? грех, но пролить кровь родного брата — грешно вдвойне. Видимо, чувство злобы настолько помутило рассудок Каина, что ему и в голову не пришло, что нет на свете такого места, где можно скрыться от очей всевидящего Бога. Не было в тот страшный момент рядом людей, но Дух Божий незримо присутствовал.

Последний шанс покаяться

Преступление свершилось, но всемилостивый Господь и тут не лишает несчастного Каина последней надежды на прощение. Своим вопросом: «Где Авель, брат твой?» ? он даёт ему возможность признаться в содеянном и принести покаяние. Но грех уже всецело овладел убийцей. Отвечая, что не знает, где его брат, он лжёт самому Богу, тем самым окончательно порывая с ним. Авель и Каин? история двух братьев, родных по крови, но столь различных по своему душевному устроению. Единоутробные братья, ставшие символами праведности и греха. Эта сюжетная линия найдёт в мире бесконечное продолжение.

Наказание? суровое и неизбежное

В наказание Господь проклинает Каина и обрекает его на вечные скитания по земле и на вечную отверженность. Он даже метит убийцу особой метой, которая именуется каиновой печатью, для того чтобы каждый встречный знал, кто перед ним, и не посмел отнять у него его презренную жизнь. Глубокий философский смысл несёт в себе библейская история о Каине и Авеле. Кто кого убил? вульгарное упрощение проблемы, заложенной в этом отрывке Священного Писания. В данном случае важны побудительные причины, толкнувшие на преступление, сознание ответственности за свои поступки и долг противления греху, а также неизбежность расплаты за содеянное.

Авель - второй сын Адама и Евы, брат Каина, который из зависти убил его. Авель был пастух, Каин - земледелец; и таким образом в первом семействе уже явились два главных рода жизни евреев (Быт. 4, 1-8). Авель был первым «мучеником» за веру (Матф. 23,25; Евр. 11, 4) и всей своей историей предъизображает, во-первых, праведников, часто гонимых нечестивыми, и во-вторых Иисуса Христа, невинной жертвы, закланной в искупление грехов. Что касается прообразования Авелем гонимых праведников, то в этом отношении история его говорит сама за себя в виду того, что он потерпел от Каина, своего нечестивого братоубийцы. Уже писатель книги Премудрости (10, 3) называет Каина неправедным, который, "отступив от премудрости, в гневе своем погиб от братоубийственной ярости"; а затем Сам Иисус Христос называет Авеля праведным, и он отнесен к числу пророков и святых, кровь которых падает на иудеев (Матф. 23, 32-35). Ап. Павел, к Евр. 11, 4, говорит, что силой веры, с какою Авель совершал свое жертвоприношение, он получил от Бога свидетельство, что он праведен, потому что Бог принял его приношение. Ап. Иоанн (1 Иoaн. З, 10-12) указывает, в качестве отличительных признаков сынов Божиих и сынов диавола, праведность и братскую любовь, и указывает на Каина, "который был от лукавого, и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны". Таким образом, Авель изображается в Святом Писании как первое олицетворение добра, в противоположность Каину, который, как представитель зла, ненавидит его, и делает его жертвой своей жестокой зависти. Эта мысль проходит и у древних отцов церкви. Так, эти два брата, по объяснению св. Амвросия, изображают собой два противоположных класса людей: из них один класс все относит к себе, а другой класс все относит к Богу, и подчиняется Его управлению. Оба эти класса одного и того же рода, но противоположные духа. Авель есть образ добрых, Каин - образ злых. Затем оба эти брата изображают собою два народа, - иудеев и язычников. Каин изображает народ иудейский, народ братоубийственный; Авель - язычников, сделавшихся христианами, которые преданы Богу, занимаются небесными делами и удаляются земных. Те же самые истины излагает и бл. Августин. Время, в течение которого нарождающиеся люди уступают место умирающих, есть история двух градов: Каин, рожденный первым из двух предков человечества, принадлежит к граду человеческому, а Авель, родившийся вторым, принадлежит к граду Божию («О граде Божием 15, 1»). Град Божий, временно существующий здесь на земле, предъизображен в своем действительном составе Каином и Авелем и обнимает в себе две группы людей, - земных и небесных (там же 15, 1). С того времени, как Авель, первый праведник, был убит своим братом, церковь совершает свое странствование среди гонений мира сего, находя себе утешение от Бога (18, 51, 2). Град небесный начался с самого Авеля, как и град темный с Каина. Этот град небесный, следовательно, весьма древний, он уповает на небо, и называется Иерусалимом и Сионом. Говоря об убийстве Авеля Каином, св. Иоанн Златоуст (на кн. Быт. Беседа 19, 6) замечает, что христиане не должны бояться здесь превратностей и зол, но скорее должны остерегаться, чтобы не делать зла другим. Кто в самом деле несчастнее: убийца, или его жертва? Ясно, что убийца. Авеля всегда прославляют, как первого исповедника истины, а его убийца вел жалкую жизнь, был проклят Богом, и его считали человеком омерзительным. А какое различие еще в будущей жизни? Авель будет царствовать во веки с патриархами, пророками, апостолами и всеми святыми, и с самим Иисусом Христом; а Каин вечно будет терпеть муки адские. И те, кто будут подражать ему, подвергнутся таким же мучениям; а добрые, верные подражатели Авеля будут причастниками его блаженства. Затем Авель был и несомненным прообразом Иисуса Христа в трех различных отношениях: а) как пастырь овец, б) как человек, приносивший праведную жертву, и в) как потерпевший насильственную смерть. Как пастух стада, Авель поистине был прообразом Иисуса Христа, истинного и доброго Пастыря, Который добре пасет Свое стадо. Затем, жертва Авеля была первою из жертв, принесенною чистыми руками; в этом отношении он, как и все последующие жертвоприношения, предъизображал жертвоприношение Единороднаго Сына Божия на кресте и в евхаристии. Чтобы изобразить страдания нашего Искупителя, Авель принес в жертву агнца, прообраз того Агнца, о котором провозвещал пророк Исаия и на которого прямо указал Иоанн Предтеча, как на Агнца, вземлющего на Себя грехи мира. Еще яснее Авель предъизображал Иисуса Христа своей насильственной смертью. Будучи убит из ненависти своим братом Каином, он прямо предъизображал Иисуса Христа, павшего жертвой ненависти иудеев. Но смерть Иисуса Христа, походя на смерть Авеля, имела неизмеримо большее значение перед Богом. Кровь Авеля вопияла о мщении к небу (Быт. 4, 10); и таким образом, в силу своей веры, этот праведник еще говорил и после своей смерти (Евр. 11, 4). Но пролитая кровь Иисуса Христа, Ходатая нового завета, вопияла еще громче, чем кровь Авеля (Евр. 12, 24). Та вопияла о мщении, а кровь Спасителя вопияла о милости и прощении. Отцы церкви вообще подробно развивали эту сторону в истории Авеля, как прообраза Иисуса Христа. Некоторые из них прославляют Авеля, как первого из мучеников. «Будем подражать, братия мои возлюбленные, писал св. Киприан, праведному Авелю (Epist. 16, De exhortatione Martyrii), начавшему мученичество, поелику первый был убит за правду». «Авель, говорит он в другом месте, принесший Богу жертву, потом и сам был принесен в жертву Господу, так что, давая первый пример мученичества, он первый славою своей крови возвестил о страданиях Спасителя». Затем он же, еще в другом месте, говорит, что патриархи, пророки и праведники, которые были прообразами Христа, все были также и образцами терпения. Таков Авель, первый мученик и первый гонимый праведник, который не противодействовал своему кровожадному брату, но спокойно предоставил себя убить, как жертву смиренную и кроткую. Объединяя все эти прообразовательные черты в истории Авеля, св. Кирилл александрийский (М. П. Гр. 69, 40-44) вообще признавал в Каине и Авеле тайну Христа, от Которого мы получили спасение. Каин изображает собою Израиля, первородного от Бога; Авель, бывши пастухом, был прообразом Еммануила, главы стада; как праведник, он предизображал невинного Христа, Который, в качестве Первосвященника, принес жертву высшую жертвоприношений ветхозаветных. Израиль из ревности убил Христа, и кровь Иисуса возопила о мщении против богоубийственных иудеев. Та же мысль развивается и у других отцов церкви, как напр., у св. Иоанна Златоуста, Амвросия и др.

Авель правед. вспом. церковью в неделю свв. праотец. В некоторых древних греческих месяцесл., кроме того, память его полагается 1 и 20 марта (см. Сер. М.).

Слово Авель, как составная часть, входит во многие библейские названия (Авель-Мехола - место рождения пр. Елисея - З Ц. 19, 16; Авель-Мицраим, где происходило оплакивание Иакова- Быт. 50, 11; Авель-Ситтим, где израильтяне имели стан перед переходом чрез Иордан - Числ. 25, 1; I. Нав. 2, 1 и проч.).

* Александр Иванович Пономарев,
магистр богословия, профессор
Киевской духовной академии.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 1, стр. 128. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1900 г.

КАИН И АВЕЛЬ, в Библии, два брата, сыновья Адама и Евы. Согласно Книге Бытия, Каин был первым в истории убийцей, а Авель – первой жертвой убийства. Еврейское имя Каин обнаруживает сходство с глаголом «кана» (производить на свет), употребленным Евой, сказавшей: «произвела я человека» (Быт 4:1), а также со словами «каин» (кузнец) и «кана» (ревнивый). Имя Авель (по-еврейски Хевель) возможно восходит к еврейскому слову «хевель» (дыхание).

Рассказ о Каине и Авеле приводится в 4 главе Книги Бытия и больше нигде в еврейской Библии не упоминается. Авель был скотоводом, Каин – земледельцем. Каин принес в дар Богу от плодов земли, Авель же принес в жертву первородных животных своего стада. Каин, рассердившись, что Бог отдал предпочтение жертве Авеля, убил своего брата. Когда Бог спросил его: «где Авель, брат твой?» – он ответил: «разве я сторож брату моему?» (Быт 4:9). Бог наказывает Каина проклятием: «ты будешь изгнанником и скитальцем на земле» (Быт 4:12), но при этом метит его «Каиновой печатью», чтобы никто его не убил. Каин уходит в «землю Нод» (страну скитания), к востоку от Эдема .

Через всю Библию проходит мотив предпочтения, отдаваемого Богом младшим братьям, например Иакову , Иосифу или Давиду ; Авель – первый в этом ряду. Некоторые исследователи видят в библейском рассказе отражение конфликта между двумя укладами жизни, скотоводческим и земледельческим. Однако более существенно, что дары, принесенные Каином и Авелем, – это первые жертвоприношения, о которых упоминается в Библии. Поэтому высказывалось предположение, что в этом предании отразилась вера в то, что Богу более угодны приношения животных, а не растений.

Особенно важно, что в этом рассказе получает дальнейшее развитие тема моральной ответственности, впервые прозвучавшая в предшествующем рассказе об Адаме и Еве . Когда Каин начинает завидовать брату, Бог говорит ему: «Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт 4:7). Это первое появление слова «грех» («хет») в Библии. Грех Каина особенно поражает воображение, потому что это не просто убийство, но братоубийство.

Согласно раввинской традиции, Каин раскаялся в своем грехе и впоследствии был нечаянно убит своим потомком, слепым Ламехом. Если Каин в Новом Завете упоминается как образец злодейства (1 Ин 3:12), то Авель – как первый праведник, претерпевший насильственную смерть (Мф 23:35), и как пример веры (Евр 11:4). В христианской экзегетической традиции Авель – это typos (прообраз) Христа . С другой стороны, существуют свидетельства, что некоторые гностики поклонялись Каину как противнику израильского Бога-Творца, почитание которого они отвергали.

В Библии говорится, что Каин женился, имел потомство и построил первый город (Быт 4:17-24). По-видимому, женой Каина стала одна из его сестер (Быт 5:4). Потомки Каина по мужской линии не пережили потопа, однако «кенеи», племя кузнецов и металлургов, упоминающихся как современники Авраама (Быт 15:19), Моисея (Суд 1:16), Деворы (Суд 4:11) и Саула (1 Цар 15:6), возможно, вели свое происхождение от Каина. В англосаксонском эпосе Беовульф чудовище Грендель – потомок Каина.

После изгнания из рая у Адама и Евы стали рождаться дети: сыновья и дочери.

Первого сына они назвали Каином, а второго Авелем. Каин занимался земледелием, а Авель занимался разведением домашнего скота.

Однажды они приносили жертву Богу в знак любви, покорности и благодарения. Каин - плоды земные, а Авель - лучшее животное из своего стада. Авель был нрава доброго и кроткого, он приносил жертву от чистого сердца, с любовью и верой в обещанного Спасителя, с молитвой о помиловании и надеждой на милость Божью; и Бог принял жертву Авеля, - дым от нее вознесся к небу.

Каин же был нрава злого и жестокого. Он приносил жертву только по обычаю, без любви и страха Божьего. Господь не принял его жертвы, - дым от нее стелился по земле.

Сделал Господь это в наставление о том, что жертва Богу должна соединяться с внутренней жертвой доброго сердца и добродетельной жизнью.

Увидев, что жертва его не принята, Каин разгневался на брата и стал завидовать ему. Лицо его помрачнело. Господь, видя озлобление Каина, обращается к нему, как к родному, но стоящему на краю пропасти сыну, предостерегая от уже замышленного братоубийства.

Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица, а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит. Он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.

Быт. 4 - 11 Этими словами Господь показывает, что всякий человек, даже с такими задатками, как у Каина, может стать праведником.

Но не внял Каин Божьему увещеванию и, зазвав Авеля в поле, убил его. Тогда Господь обратился к Каину, желая, чтобы он покаялся, и спросил его: “Где брат твой Авель?” Но диавол окончательно овладел сердцем Каина, и тот дерзко ответил: "Не знаю; разве я сторож брату моему?". Это отрицание вины уже не давало надежды на исправление.

Тогда Бог сказал ему: "Что ты сделал? Кровь брата твоего вопиет ко Мне от земли. За это ты будешь проклят, и земля не будет плодоносить тебе, и будешь ты скитаться по земле".

Тяжкое наказание сломило упорство Каина. Он стал просить, чтобы кто-нибудь, встретившись с ним, убил его. Но это желание, вызванное отчаянием, было преступно и потому не могло быть исполнено. Как наказанный убийца, Каин должен был служить предостерегающим примером для других. Поникшее, искаженное злодейством лицо его служило знаком, чтобы никто не убил его, ни дикий зверь, ни человек.

Велико было его преступление и оскорбление, нанесенное чистоте и святости любви. Но, несмотря на это, нашлись люди, которые решились последовать за Каином в изгнание.

Это повествование открывает перед нами два пути: путь с Богом и путь без Бога, путь добра и любви и путь зла, гордости и произвола. Один приводит к вечной жизни - другой к смерти…

Жизнь человека есть дар Божий, поэтому человек не имеет права ни сам себя лишать жизни, ни отнимать ее у других. Отнятие жизни у ближнего называется убийством и является одним из самых тяжких грехов.

…А Адаму и Еве Бог дал другого сына. Безмерна была их радость. В надежде, что он не будет таким, как Каин, а заменит Авеля, его назвали Сиф, что значит “основание” - основание новому человечеству, мирному, благочестивому, в котором не будет братоубийства и злобы, которое веками будет шаг за шагом возвращаться на дорогу праведных, ведущую человека через преодоление греха к Богу.

в Библии, два брата, сыновья Адама и Евы. Согласно Книге Бытия, Каин был первым в истории убийцей, а Авель - первой жертвой убийства. Еврейское имя Каин обнаруживает сходство с глаголом "кана" (производить на свет), употребленным Евой, сказавшей: "произвела я человека" (Быт 4:1), а также со словами "каин" (кузнец) и "кана" (ревнивый). Имя Авель (по-еврейски Хевель) возможно восходит к еврейскому слову "хевель" (дыхание). Рассказ о Каине и Авеле приводится в 4 главе Книги Бытия и больше нигде в еврейской Библии не упоминается. Авель был скотоводом, Каин - земледельцем. Каин принес в дар Богу от плодов земли, Авель же принес в жертву первородных животных своего стада. Каин, рассердившись, что Бог отдал предпочтение жертве Авеля, убил своего брата. Когда Бог спросил его: "где Авель, брат твой?" - он ответил: "разве я сторож брату моему?" (Быт 4:9). Бог наказывает Каина проклятием: "ты будешь изгнанником и скитальцем на земле" (Быт 4:12), но при этом метит его "Каиновой печатью", чтобы никто его не убил. Каин уходит в "землю Нод" (страну скитания), к востоку от Эдема. Через всю Библию проходит мотив предпочтения, отдаваемого Богом младшим братьям, например Иакову, Иосифу или Давиду; Авель - первый в этом ряду. Некоторые исследователи видят в библейском рассказе отражение конфликта между двумя укладами жизни, скотоводческим и земледельческим. Однако более существенно, что дары, принесенные Каином и Авелем, - это первые жертвоприношения, о которых упоминается в Библии. Поэтому высказывалось предположение, что в этом предании отразилась вера в то, что Богу более угодны приношения животных, а не растений. Особенно важно, что в этом рассказе получает дальнейшее развитие тема моральной ответственности, впервые прозвучавшая в предшествующем рассказе об Адаме и Еве. Когда Каин начинает завидовать брату, Бог говорит ему: "Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним" (Быт 4:7). Это первое появление слова "грех" ("хет") в Библии. Грех Каина особенно поражает воображение, потому что это не просто убийство, но братоубийство. Согласно раввинской традиции, Каин раскаялся в своем грехе и впоследствии был нечаянно убит своим потомком, слепым Ламехом. Если Каин в Новом Завете упоминается как образец злодейства (1 Ин 3:12), то Авель - как первый праведник, претерпевший насильственную смерть (Мф 23:35), и как пример веры (Евр 11:4). В христианской экзегетической традиции Авель - это typos (прообраз) Христа. С другой стороны, существуют свидетельства, что некоторые гностики поклонялись Каину как противнику израильского Бога-Творца, почитание которого они отвергали. В Библии говорится, что Каин женился, имел потомство и построил первый город (Быт 4:17-24). По-видимому, женой Каина стала одна из его сестер (Быт 5:4). Потомки Каина по мужской линии не пережили потопа, однако "кенеи", племя кузнецов и металлургов, упоминающихся как современники Авраама (Быт 15:19), Моисея (Суд 1:16), Деворы (Суд 4:11) и Саула (1 Цар 15:6), возможно, вели свое происхождение от Каина. В англосаксонском эпосе Беовульф чудовище Грендель - потомок Каина.