Древние сосуды.

Цивилизация Древнего Египта просуществовала почти три тысячи лет, оставив потомкам величественные памятники и сказочные сокровища. Египет стал колыбелью второй (после шумерской) великой цивилизацией в мировой истории. Она зародилась в долине Нила несколькими веками позднее шумерской цивилизации в Месопотамии, оказавшей несомненное влияние на раннее развитие Древнего Египта.

Дар Нила

Один греческий историк по праву назвал Египет "даром Нила". Люди здесь всегда селились на узких полосках земли по обоим берегам реки, несущей свои воды через сотни километров пустыни к дельте, где, разделившись на множество протоков, она впадает в Средиземное море.

Истоки

Воды Нила ежегодно поднимались и опускались, оставляя в пойме слой плодородного ила и позволяя строить сложные оросительные системы. Это сделало Древний Египет богатейшей житницей, кормившей население страны и производившей огромные излишки продовольствия, на которых зиждилась сложная общественная система и невиданные по размаху строительные проекты. Документальная история Древнего Египта начинается примерно с 3000 г. до н. э., когда царь Верхнего (южного) Египта Менес, или Нармер, объединил страну, покорив Нижний Египет (Дельту). Примечательно, что этот союз остался нерушимым на тысячи лет (если не считать непродолжительных периодов смуты), и Менес стал основателем первой из 33 египетских династий. Последняя династия прервалась в 30 г. до н. э., когда Клеопатра покончила с собой, позволив укусить себя ядовитому аспиду.

Разобраться в истории Древнего Египта легче всего, разделив ее на три основных периода длительной стабильности - Древнее, Среднее и Новое царства, отделенные друг от друга I и II промежуточными периодами, когда традиционный порядок в стране нарушался гражданскими войнами и чужеземными нашествиями. Разные историки называют разные даты начала и конца каждого периода, и большинство датировок до 2000 г. до н. э. весьма приблизительны.

Эпоху двух первых династий (3000-2600 до н. э.) называют Ранним царством, предшествовавшим Древнему царству. Но даже тем далеким временам уже были присущи многие непреходящие черты египетской цивилизации. Уже тогда царь был богоравным существом, хотя всем известный титул "фараон" (дословно "великий дом") вошел в употребление лишь во времена Нового царства. Сосуды древнего Египта. Сложная по структуре египетская религия уделяла огромное внимание загробной жизни, и египтяне изобрели множество способов мумификации своих почивших царей, чтобы обеспечить им достойное существование в потустороннем мире. В этот же период возникли и утвердились касты жрецов и чиновников.

Древнее царство

В эпоху Древнего царства (2600-2150 до н. э.) Египет достиг вершины стабильности и самоизоляции, надменно не замечая окружающего мира. Почти сразу же началось возведение каменных монументов, из которых наиболее известны грандиозные царские усыпальницы - пирамиды. Знаменитая "ступенчатая пирамида" в Саккаре, по соседству с древней столицей Мемфисом, была возведена для царя III династии Джосера по проекту его советника Имхотепа. Этот полулегендарный мудрец и первый зодчий, известный нам по имени, позднее стал египетским богом врачевания. Самая крупная пирамида была построена в Гизе для фараона Хеопса (Хуфу). Пирамиды, точно сориентированные по сторонам света, строились на основе простейших технологий. Их возведение было, по сути, триумфом организации труда в невиданных ранее масштабах.

К концу эпохи Древнего царства ycилилось влияние крупной аристократии, центральная власть ослабела. Во время I промежуточного периода (2150-1950 до н. э.) Египет раскололся на несколько враждующих династий, а пирамиды другие гробницы подверглись разграблению.

Древний Египет. Среднее царство

В эпоху Среднего царства (1950-1785 до н. э.) единство Египта было восстановлено, а его столица перенесена из находящегося чуть выше Дельты Мемфиса в Фивы, что в Верхнем Египте. Расположенная неподалеку Долина царей стала местом погребения многих владык, а в двух районах Фив - Карнаке и Луксоре - один за другим вырастали прекрасные храмы и величественные памятники.

К тому времени религия приобрела весьма высокоразвитые формы, открыв возможность загробной жизни не только для царей, но - при должной подготовке - и для любого египтянина. Вероятно, именно этим объясняется новый обычай класть в захоронения деревянные фигурки воинов, ремесленников или слуг, чтобы они сопровождали господина в загробном мире. Эти фигурки (ушебти) во многом помогли нам представить повседневную жизнь древних египтян.

Поздний период Среднего царства отмечен правлением сильных и удачливых фараонов. Они усмирили аристократию, осуществили крупные ирригационные проекты и распространили владычество Египта на юг, покорив Нубию. Однако с наступлением II промежуточного периода (1785-1570 до н. э.) страна вновь вошла в полосу раздоров и упадка, а вершиной всех бед стал захват Дельты Нила азиатскими кочевниками, гиксосами.

Новое царство

Древний Египет. Новое царство (1570-1075 до н. э.) было последней великой эпохой в истории египетской цивилизации. Она же дала стране ее самых знаменитых представителей. Для Древнего Египта это еще была и эпоха непрерывных конфликтов с Ближним Востоком - поначалу в качестве великой державы, а ближе к концу уже в качестве жертвы. Толчком к этому в немалой мере послужили гиксосы. Египтяне переняли у них новые приемы ведения войны (в частности, боевые колесницы) и, изгнав ненавистных чужаков, оттеснили их до пределов Палестины и Сирии, превратив Египет в великую империю, размеры которой колебались в разное время.

Все эти события придали Новому царству особую атмосферу. К примеру, больше внимания стали уделять возвеличению фараона как земного завоевателя и меньше - его освященному традицией божественному образу. Судя по письменным источникам, политическая жизнь приобрела более сложный характер. К числу самых выдающихся личностей Нового царства относится царица Хатшепсут, которая изображалась со всеми царскими атрибутами, вплоть до привязанной к подбородку фальшивой бороды! Ряд энергичных правителей расширил границы Египетской империи до плодородной излучины Евфрата. Вершины своего могущества и благополучия Египет достиг при фараоне-воине Тутмосе III (1479-1426 до н. э.). А из переписки Аменхотепа III (1390-1353 до н. э.) с его преемником Аменхотепом IV, сохранившейся на глиняных табличках в Амарне, мы узнаем о широких дипломатических связях Древнего Египта с владыками всего Восточного Средиземноморья и Ближнего Востока.

Единый бог - Древнего Египта

Однако правление Аменхотепа IV (1353-1336 до н. э.) вошло в историю небывалой религиозной революцией, которую осуществил сам фараон. Аменхотеп низверг несметную рать египетских богов, не пощадив даже могущественного Амона-Ра, чье имя включалось в имя фараона. Египтянам было велено поклоняться единому богу в образе солнечного диска или Атона. В ознаменование этого фараон сменил свое прежнее имя на Эхнатон и основал в Амарне новую столицу. Древний Египет

Скрытый смысл этих событий остается неясным по сей день, и если одни историки превозносят Эхнатона как первого владыку, учредившего культ единого всесильного бога (монотеизм), то другие осуждают его как нетерпимого фанатика. Сосуды древнего Египта. Супруга фараона Нефертити, по-видимому, активно участвовала в этой революции, которая осуществлялась силами всевластной чиновничьей касты и прославлялась бесчисленными надписями и монументами. Религиозный авторитет Эхнатона был так велик, что об открытом сопротивлении не было и речи, но в обществе тлели угли недовольства.

Возможно, серьезный урон престижу Эхнатона нанесло его пренебрежение делами империи. Пока он занимался вопросами религии, союзники и сателлиты Египта один за другим пали под натиском врагов. Так или иначе, вскоре после смерти фараона его революции пришел конец, а его имя вызывало такую ненависть, что было вычеркнуто из всех тогдашних списков правителей Древнего Египта. Надписи были стерты, а монументы разрушены, чтобы навеки уничтожить память о нем.

Тутанхамон

Все это делалось от имени зятя Эхнатона, фараона-мальчика Тутанхатона. Царский двор вернулся в Фивы, а фараон, убрав из имени приставку "Атон", вошел в историю как Тутанхамон.

Взойдя на трон мальчиком лет десяти и процарствовав лишь несколько лет (1332-1323 до н. э.), Тутанхамон вряд ли стал бы заметной фигурой в египетской истории, если бы не одна случайность. Он был предан земле в Долине царей, где его небольшая гробница оказалась засыпанной слоем щебня, вынутого при строительстве усыпальницы более позднего фараона. В результате все известные могилы фараонов были разграблены, а гробница Тутанхамона осталась почти нетронутой. Спустя три тысячи лет, в 1922 году, она была обнаружена британским археологом Говардом Картером и оказалась доверху набитой сокровищами.

Фараоны-воители древнего Египта

Глубоко увязший в ближневосточных войнах Египет снова стал великой империей при фараонах-воинах Сети I (1290-1279 до н. э.) и Рамзесе II (1279-1213 до н. э.). Рамзес осуществил грандиозные строительные проекты, завершив колонный зал в Карнаке и скальные храмы Абу-Симбела. Его хвастливые надписи и колоссальные изваяния красноречиво говорят о беспредельной мании величия.

Однако войны Рамзеса истощили силы Египта, и вскоре после его смерти начался период долгого заката. Заключительный этап наступил в X веке до н. э., когда отечественные династии начали чередоваться c чужеземными - ливийской, нубийской, а 660-х г.г. - ассирийской. Последним усилием имперской воли Египет покорил Сирию, но лишь затем, чтобы в 605 г. до н.э. потерпеть сокрушительное поражение о Вавилона при Кархемише и лишиться всех ближневосточных владений.

Окончательный упадок древнего Египта

В 525 г. Египет стал частью Персидской империи. Затем страну завоевал Александр Великий (356-323 до н. э.). Его преемником стал один из его военачальников - Птолемей, чья династия правила вплоть до 30 г. до н. э. Птолемеи оставались греками по языку и культуре, и этот период отмечен постепенной эллинизацией Египта.

Конец независимости Египта пришел со смертью Клеопатры, и хотя некоторые египетские культы оказали заметно влияние на религиозное брожение позднеримского мира, старая египетская цивилизация постепенно угасла, и на смену ей пришла греко-римская культура.

У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее – и то не день - а мгновенье.

В самом сердце горного Лаоса, в нескольких десятках километрах от города Пхонсаван, на живописных холмах расположились три участка (сайта) со странными древними артефактами. К слову сказать, что в Лаосе гораздо больше таких мест с каменными кувшинами, но наиболее известны эти.

Загадочные каменные кувшины Лаоса

До сих пор ученые не могут определить возраст этих творений рук человеческих. А может и не человеческих. Огромные сосуды разбросаны по большой территории. Как будто великаны собирались на пикник и изрядно повеселились. Предполагают, что им около 2 000 лет, но точно никто не знает. Как не знают, кто их сотворил и зачем. Еще больше загадочности добавляет то, что поблизости нет той каменной породы, из которой сделаны эти кувшины. А тащить издалека 6-тонные артефакты по горной местности, не слишком радостное занятие.

Путь к сайтам каменных кувшинов

В окрестностях Пхонсавана есть три больших сайта. Добраться до них не просто. Водители тук-туков предложат свои услуги, но заломят поднебесные цены. Альтернативой является мотобайк. Решившись на это, помните, что путь вас ждет неблизкий и достаточно сложный.

Хорошо, если будет сухая погода. От дождя глинистая дорога размокает, и ехать по ней почти невозможно. Пологие спуски сменяются крутыми подъемами. Населенных пунктов почти нет. Небольшие поселочки в три дома. Не удивляйтесь, если вам по пути встретится человек с автоматом или пулеметом за спиной. Здесь это в порядке вещей. У лаосцев, особенно в горных районах, оружие встречается также часто, как у нас барсетки. Но люди на удивление, очень приветливые и дружелюбные.

Дорога петляет по горным склонам. То тут, то там открываются виды на рисовые террасы.

Климатические особенности горных районов Лаоса таковы, что фотографировать получается только то, что находится в прямой видимости. Дальние планы всегда скрыты дымкой, даже в яркий солнечный день. А зелень настолько яркая и насыщенная, что кажется нереальной. Но это настоящие цвета.

Пока добираемся до сайтов, пытаемся увидеть жизнь простых лаосцев. Во время второй индокитайской войны земли Лаоса подвергались ковровым бомбежкам. До сих пор еще встречаются неразорвавшиеся противопехотные мины и снаряды. Поэтому самостоятельно сворачивать с протоптанных дорожек было бы весьма опрометчиво. Но горные лаосцы уже освоили эти территории.

Почему часто идет уточнение «горные лаосцы»? Потому что жители этой страны делятся на жителей долин, горных и высокогорных. Как будто три совершенно разных народа живут в одном государстве. Они даже внешне различаются. На нашем пути к сайтам будут встречаться только представители горного народа.

Их жилища, в основном, состоят из четырех угловых шестов, над которыми соломенная крыша. Пол приподнят над землей. Стены из циновок, которые можно поднимать как римские шторы. У более зажиточных, дома уже из досок. Иногда встречаются крыши крытые шифером и даже оцинкованным металлом.

Но возле каждого дома стоит спутниковая тарелка. Это как неизменный атрибут, даже если дом состоит из одних циновок.

Может быть, открытость лаосцев позволяет строить такие дома, а может такие дома, сформировали открытость лаосцев. Ведь если стены сделаны из циновки, то какой смысл в дверных запорах? Здесь даже заборы выполняют только информационную функцию, да, чтоб скотина не разбредалась.

Долина кувшинов

Долина кувшинов - это собирательное название всех трех сайтов. Хотя расстояния между каждыми из них более десятка километров. В нашем обзоре мы не будем их разделять, а рассмотрим, как одну большую долину.

На плоской вершине холма, в беспорядке разбросаны каменные сосуды. Сейчас уже сложно установить их изначальное положение и размещение. Прошедшие тысячелетия и последняя война внесла свои коррективы. До сих пор здесь видны огромные воронки от разорвавшихся авиабомб. В каждой них установлена небольшая табличка, гласящая, что это произошло в 1973 году. Стоя у края воронки, почти физически ощущаешь рев самолетов, свист летящей бомбы и яркую вспышку взрыва. Чувствуешь, как содрогнулась земля. И кувшины, словно неваляшки, раскатились в разные стороны.

На том же участке, где разбросаны кувшины, есть огромная пещера. Удивительно, как она смогла сохраниться после бомбежек. Прямо перед входом несколько больших воронок. Говорят, что во время войны, в пещере располагался штаб армии. Видимо, у кого-то из военных, был очень сильный ангел-хранитель.

Каменные кувшины

Так исторически сложилось, что эти сосуды назвали кувшинами. Но по форме они больше напоминают большие каменные горшки. Кто их сделал, для какой цели? Никто не знает. Хотя они, действительно, очень похожи на настоящие горшки. Вполне возможно, что у каждого из них была своя крышка.

В наше время, крышку поставили на первый попавшийся горшок, который сохранил вертикальное положение. Вероятно, древние мастера придавали большое значение своим изделиям. На крышке высечены концентрические окружности. При большом воображении в них можно узнать карту Атлантиды. Кто знает, может быть, эти горшки ваяли древние атланты.

Иногда, встречаются другие крышки. Они уже превратились в обломки, но от этого не утратили своей исторической ценности.

Чтобы сделать такую «шишечку» на крышке, необходимо было стесать существенный слой камня по всей поверхности. Но древних мастеров это не останавливало. Крышка - самый простой из элементов на этих сайтах.

Огромные горшки разбросаны по склонам холмов. В длину они достигают трех метров, а диаметр отверстия горловины около семидесяти сантиметров. В наш век технического прогресса, мы практически не задумываемся, как сделана та или иная вещь. А это было бы интересно. Как выдолбить такое узкое отверстие на глубину полтора метра?

К сожалению, и сегодня каменные горшки разрушаются. Виной тому природные явления.

Маленькое семя попадает в горшок и, в благоприятных условиях, прорастает. Спустя время, окрепшие корни дерева разламывают, приютивший их, каменный сосуд. Здесь можно увидеть немало полностью разрушенных кувшинов. Что тем более обидно. Простоять несколько тысячелетий, а потом превратиться в кучу обломков по банальной причине. Хотя, не исключается, что деревья, разламывающие горшки, были посажены сознательно. Для придания большей эффектности зрелища.

Среди большого множества каменных кувшинов, крупные экземпляры встречаются не так часто. Некоторые из них серьезно пострадали во время войны. Но за оставшимися следят, и ухаживают с великой тщательностью. Почти все горшки имеют свои инвентарные номера.

На сайтах встречаются два вида кувшинов. Одни похожи на настоящие горшки, с четко обрисованным горлышком. А другие - неправильной формы. Но у всех толщина стенок выдержана стабильно независимо от конфигурации. Встречаются даже квадратные. Это, каким же надо обладать мастерством, чтобы, работая, втиснутым по пояс в узкий каменный мешок, не ошибиться в толщине обрабатываемых стенок!

Хотелось бы пожелать, чтобы эти древние артефакты Лаоса служили не только коммерческим целям, как экспонаты для праздношатающихся туристов, но и явились ключом к разгадке тайн древних цивилизаций. Возможно, они еще только ждут своих новых исследователей.

Декоративно прикладное искусство в Древнем Египте достигло не менее высокого уровня чем архитектура и скульптура.Это подтверждают многочисленные предметы, найденные в гробницах под толщей песка. Египетские мастера путем длительных поисков и наработки навыков довели до высокого совершенства художественные ремесла: резьбу по дереву и кости, ювелирное дело и различные виды обработки металлов, изготовление стекла и фаянса, тонких прозрачных тканей.
Формирование древнеегипетского искусства начинается в додинастический период(Vтыс.- рубеж IIIтыс. до н.э.).Верования и обряды,связанные с заупокойным культом,определили характер художественных изделий того времени. Период Древнего царства(XXVIII-XXIIIв. до н. э.)- время сложения основных форм египетской культуры и египетского канона , который определил содержание, главные правила построения и расположения сцен, используемых при создании рельефов и росписей, ставших впоследствии традиционными.
Сохранению традиционности в египетском искусстве помогало то, что уже с III тыс. до н. э. Египет был единым государством с однородным этническим составом населения.
Особого мастерства египтяне достигли в обработке камня.Первые экземпляры каменных сосудов относятся к эпохе неолита.Сосуды были лишены декора, их эстетическая ценность заключается в красоте материала и формы. Общее число сосудов,найденных в галерее ступенчатой пирамиды Джоссера, представителя третьей династии фараонов,составило около 35 тысяч.

Каменные сосуды из-под пирамиды Джосера.

Новое царство представлено замечательными алебастровыми сосудами из гробницы Тутанхомона.

Алебастровый кубок из гробницы Тутанхамона.

Глиняная посуда известна в Египте с Vтысячилетия до н.э..Ее формы,декор возникли еще в додинастический период.Вначале горшечники лепили глиняное тесто рукой и украшали сосуды очень примитивным орнаментом,получившимся во время обжига.Это полосы черного цвета или белые узоры по красному фону глины.
Со временем глиняная посуда вытесняется металической.В период Нового царства появляются расписные сосуды луковичной формы с растительным орнаментом.
К выдающимся достижениям художественных ремесел относятся изделия из фаянса. Египтяне изготавливали из фаянса самые разнообразные изделия:полихромные ожирелья, конопы,статуэтки,сосуды для благовоний, разнообразные кубки из синего фаянса с черным декором разнообразной тематики и мотивов.
Самое древнее производство стекла существовало также в Древнем Египте.Древнейший стеклянный предмет:бусы, созданы еще до первой династии.Шедевры египетских стеклодувов: виноградная гроздь и сосуд из синего стекла в форме рыбы из Амарны.

Сосуд в форме рыбы из Ахетатона (Эль-Амарны). Цветное стекло.

Египтяне были знакомы с технологиями обработки меди и бронзы.Значительный успех выпал на долю ювелиров.Ими был освоен новый технический прием -зернь.До нашего времени дошли диадемы в виде венков,ожерелья, пекторали, подвески, перстни. В период Нового царства ювелиры достигли вершины своего мастерства.
Считается, что растительный орнамент появился в искусстве Древнего Египта, хотя самые древние растительные элементы были геометризированы.В дальнейшем абстрактный геометрический узор соединили с условно-реалистическим растительным и анималистическим орнаментом. В орнаменте Египта отразился трансформированный окружающий мир,наделенный религиозными представлениями и символическими значениями.В декоре часто использовался цветок лотоса- атрибут богини Исиды, символ божественной производящей силы природы,возрождающейся жизни, высокой нравственной чистоты,здоровья, в мире мертвых- магическое средство оживления усопших.Этот цветок олицетворяли с солнцем, а его лепестки - с солнечными лучами.
В древнеегипетский орнамент входили изображения алое,растения,символизирующего жизнь в загробном мире, стилизованные водные растения: папирус, тростник, лилия. Из деревьев особо почитались финиковая и кокосовая пальмы, сикомора, акация, тамариск, терновник, персея (дерево Осириса), тутовое дерево - они воплощали жизнеутверждающее начало, идею о вечно плодоносящем Древе жизни. В декоре можно видеть венки из листьев, виноградных лоз, гроздьев фиников, чешуйки древесной коры и др.
Среди анималистических мотивов встречаются сокол, гусь (египтяне представляли рождение солнца из яйца Великого Гоготуна), антилопа, обезьяна, рыба, цапля (священная птица Бену - олицетворение души Осириса, символ возрождения), жук-скарабей (символ бессмертия), змея (кольцо, образуемое змеей, держащей во рту свой хвост, - символ вечно восстанавливающегося мирового порядка) и др. Особо популярным было изображение жука-скарабея, он имел очень сложную и многообразную символику. Скарабей считался священным символом вечно движущейся и созидательной силы солнца, почитался знаком, приносящим счастье, заменял в мумии вынутое сердце.

Изделия из камня, подобные этой вазе слева, изготавливались в самый ранний период Египетской истории и в более позднем уже не встречаются. Причина очевидна – прежние навыки были потеряны. Некоторые из ваз изготовлены из очень ломкого камня типа schist (близкого к кремнию) и – что самое необъяснимое – всё-таки завершены, обработаны и отполированы до состояния, когда край вазы сходит почти на нет до толщины бумажного листа – по сегодняшним меркам это просто экстраординарный подвиг древнего мастера.

Другие изделия, вырезанные из гранита, порфира или базальта, «полностью» пустотелые, и при этом с узким, порой очень длинным горлом, наличие которого делает малопонятной внутреннюю обработку сосуда при условии ручного изготовления (справа).

Нижняя часть этой гранитной вазы обработана с такой точностью, что вся ваза (приблизительно 23 см в диаметре, полая внутри и с узким горлом), будучи поставлена на стеклянную поверхность, принимает после покачивания абсолютно вертикальное положение по осевой линии. При этом площадь соприкосновения со стеклом ее поверхности не больше, чем у куриного яйца. Необходимое условие для столь точной балансировки – полый каменный шар должен иметь идеально ровную, одинаковую толщину стенок (при столь крошечной площади основания – менее 3,8 мм 2 – любая ассиметрия в таком плотном материале как гранит, привела бы к отклонению вазы от вертикальной оси).

Подобные технологические изыски способны привести в изумление сегодня любого производителя. В наши дни выполнить подобное изделие даже в керамическом варианте очень сложно. В граните – практически невозможно.

В Каирском музее выставлено достаточно крупное (60 см в диаметре или больше) оригинальное изделие из аспидного сланца. Оно напоминает большую вазу с цилиндрическим центром 5–7 см в диаметре, с внешним тонким ободом и тремя пластинами, равномерно расположенными по периметру и загнутыми к центру «вазы». Это древний образец удивительного мастерства.

На этих снимках показаны только четыре образца из тех тысяч предметов, найденных внутри и вокруг ступенчатой пирамиды в Саккаре (так называемой пирамиды Джосера), которая, как сегодня считается, является самой древней каменной пирамидой Египта. Она – первая из всех построенных, не имеющая никаких сравнимых аналогов и предшественников. Пирамида и ее окрестности – уникальное место по количеству найденных образцов искусства и бытовой утвари из камня, хотя фрагменты подобных изделий исследователь Египта Уильям Петри находил и в районе плато Гиза.

Многие из находок Саккары имеют на поверхности выцарапанные символы с именами правителей самого раннего периода египетской истории – от преддинастических царей до первых фараонов. Судя по примитивному письму, трудно представить, что эти надписи были сделаны тем же мастеровым-виртуозом, который создал эти изящные образцы. Скорее всего, эти «граффити» были добавлены позже теми людьми, кто так или иначе оказался их последующим владельцем.

На снимках – общий вид восточной стороны Великой пирамиды в Гизе с укрупнением плана. Квадратом выделен участок базальтовой площадки со следами применения распиливающего инструмента.

Обратите внимание, что следы распила на базальте четкие и параллельные. Качество этой работы свидетельствует, что пропилы были сделаны идеально устойчивым лезвием, без каких-либо признаков начального «рыскания» полотна. Невероятно, но, кажется, что распиливание базальта в древнем Египте было не очень трудоемким делом, ибо мастера с легкостью позволили себе оставить лишние, «примерочные» следы на скале, которые при условии ручного распила будут являться избыточной тратой времени и сил. Такие «примерочные» распилы – не единственные здесь, несколько подобных следов от устойчивого и легко режущего инструмента можно найти в радиусе 10 метров от этого места. Наряду с горизонтальными имеются и вертикальные параллельные борозды (см. ниже).

Недалеко от этого места мы можем увидеть также пропилы (см. выше), проходящие по камню, что называется, вскользь, по касательной линии. В большинстве случаев заметно, что эти «запилы» имеют чистые и гладкие, последовательно параллельные борозды, даже в самом начале контакта «пилы» с камнем. Эти следы в камне не демонстрируют никаких признаков неустойчивости или колебания «пилы» , которые могли бы ожидаться при распиле длинным полотном с продольно-возвратным ручным ходом, особенно при начале распила в столь твердом камне как базальт. Есть вариант, что в данном случае была срезана какая-то выступающая часть скалы, выражаясь проще, «бугор», что весьма труднообъяснимо без большой начальной скорости «врезания» лезвия.

Еще одна интересная деталь – использование в древнем Египте такой технологии как сверление. Как писал еще Петри, «высверленные каналы варьируют в пределах от 1/4 дюйма (0,63 см) до 5 дюймов (12,7 см) в диаметре, и биением от 1/30 (0,8 мм) до 1/5 (~5 мм) дюйма. Наименьшее же отверстие, найденное в граните, имеет диаметр 2 дюйма (~5 см)».

Сегодня уже известны высверленные в граните каналы до 18 см в диаметре (см. ниже).

Показанное на снимке гранитное изделие, высверленное трубчатым сверлом, демонстрировалось в 1996 году в Каирском музее без какой-либо сопровождающей информации и комментариев сотрудников музея. На фотографии хорошо видны круговые спиральные бороздки на открытых участках изделия, абсолютно идентичные друг другу. Характерный «вращательный» рисунок этих каналов, кажется, подтверждает наблюдения Петри о методе удаления части гранита путем предварительного высверливания своеобразной «цепочки» из отверстий.

Впрочем, если приглядеться к древним египетским артефактам, то становится понятно, что сверление отверстий в камнях, даже самых твердых пород – не составляло для египтян какой-либо серьезной проблемы. На следующих фотографиях вы видите каналы, сделанные предположительно методом трубчатого сверления.

В большинстве гранитных дверных проемов в храме Долины, расположенном около Сфинкса, хорошо заметны каналы от трубчатого сверла. Синие круги на плане справа показывают расположение отверстий в в храме. При строительстве храма отверстия использовались, видимо, для крепления дверных петель при навешивании дверей.

На следующих снимках можно рассмотреть еще нечто более впечатляющее – канал диаметром порядка 18 см, полученный в граните с помощью трубчатого сверла. Поражает толщина режущей кромки инструмента. Невероятно, чтобы это была медь – при имеющейся толщине торцевой стенки трубчатого сверла и предполагаемом усилии, приходящемся на его рабочую кромку, это должен быть сплав невероятной прочности (на снимке показан один из каналов, открывшийся при расколе гранитного блока в Карнаке).

Из меди и драгоценных металлов выковывали также древние сосуды. Кувшин с приклепанным изогнутым носиком встречался нам уже, только вылепленный из глины, в погребениях герцейской культуры; на палетке Нармера изображен человек, несущий такой же кувшин.

Тип кувшина с припаянным прямым носиком, по-видимому, появляется несколько позднее, но он уже известен в эпоху III династии. У чаш для придания им большей устойчивости иногда делали слегка вогнутое дно, отчего с внутренней стороны получался небольшой умбон.

Изготовление каменных ваз стало теперь носить характер массового производства, но наиболее употребительным материалом были алебастр и базальт, как в амратской культуре и культуре Маади; крапчатые породы камня, предпочитаемые герцейцами, употреблялись реже. При изготовлении сосудов для царей применялись даже горный хрусталь, обсидиан и лазурит. Фактически все формы металлических и керамических сосудов, даже кувшины с носиками, искусно воспроизводились из камня. Редкое явление, характерное, по-видимому, лишь для протодинастического периода, представляют прямоугольные вазы, состоящие из двух или трех углублений, выдолбленных в параллелепипедо-образном куске алебастра, вдоль верхнего края, которого просверлены отверстия для прикрепления крышки.

Этот тип сосуда пользовался широким распространением в Шумере, Эламе и на Крите, и предполагается, что египетский образец из Абусир эль-Мелека был вывезен из Эгейского мира.

Фаянс, употреблявшийся для производства бус и амулетов, используется теперь также для изготовления сосудов, моделей лодок и других предметов.

Керамическая посуда также становится предметом массового производства, но изготовляется она еще без помощи настоящего гончарного круга. Большая часть сосудов представляет собою грубые горшки из глины с примесью соломы красного или желтовато-серого цвета. Многие формы, этой грубой посуды находят своих предвестников среди маадийских типов керамики. Но грубая чаша со срезанным наискось краем, имеет аналогии в Месопотамии. Конечно, состоятельные лица пользовались теперь сосудами из камня и металла. Но даже в царских гробницах мы находим тонкую красную керамику, включающую кубки на поддонах и (в эпоху III династии) круглодонный остро-реберный горшок с узким отверстием, окруженным налепным валиком или очень короткой шейкой, напоминающий древние сосуды из мегалитических гробниц в Испании и на Британских островах.

Почти вся глиняная посуда эпохи древних фараонов не орнаментирована, за исключением нескольких ваз эпохи I династии, покрытых настоящей глазурью, и сосудов, украшенных все в том же стиле герцейской расписной керамики. Можно еще назвать небольшую группу кувшинов с ручкой, украшенных узорами, нанесенными блестящей краской. Конечно, некоторые из них сделаны в Египте, но большинство, очевидно, было либо привезено из Сирии или Палестины, либо изготовлено в Египте сирийскими гончарами, так как по форме и технике производства они находят полные аналогии среди сирийской керамики «II периода ранней бронзы». Встречающиеся в гробницах эпохи I династии кувшины веретенообразной формы, сделанные из крепкой красной глины, так называемая «металлическая» керамика, были, по-видимому, также привезены из Сирии или Палестины в качестве тары для оливкового масла.

То же самое можно сказать и о керамике с орнаментом, нанесенным путем проведения гребенчатым штампом по облицовке древнего сосуда, фрагменты которой были найдены в абидосском могильнике. Наконец, несколько сосудов из розоватой глины с поверхностью, частично покрытой красной ангобой и украшенной нанесенным с помощью лощила решетчатым орнаментом, были, по-видимому, изготовлены в Палестине или Финикии, где такая «лощеная керамика с решетчатым орнаментом» имела широкое распространение во II период ранней бронзы.