Дают ли врачи клятву Гиппократа? Что скрывает клятва Гиппократа.

Гиппократ , живший в Элладе две с половиной тысячи лет тому назад, в дошедших до нашего времени сочинениях привел клятву, отметив, что «...медицина поистине есть самое благородное из всех искусств. Но по невежеству тех, которые занимаются ею, и тех, которые с легкомысленной снисходительностью судят их, она далеко теперь ниже всех искусств». Им написаны статьи О враче , О благоприличном поведении . По мнению Гиппократа, врач – единственная профессия, которая должна начинаться с присяги обществу, поскольку человек, избравший себе эту профессию, учившийся много лет, чтобы помогать человеку, страдающей личности, естественно, должен давать обещание быть достойным избранного дела.

Гиппократ считал, что врачебная клятва имеет особое значение. Будучи одним из основателей медицины, Гиппократ просил врачей присягнуть:

«Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием , Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: почитать научившего меня наравне с моими родителями, делиться с ним своим достатком и в случае надобности помогать ему в нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям его учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому. Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимому у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно также не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду проводить свою жизнь и своё искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошёл, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Чтобы при лечении – а также и без лечения – я ни увидел и ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.»

Упоминаемый здесь бог Аполлон – покровитель врачей в Древней Греции и Риме (и бог музыки, поэзии, прорицаний и основания городов). Асклепий, сын Аполлона, считался особым богом – покровителем врачей. Гигиея (Гигиена) – богиня здоровья, Панакея (Панацея) – богиня-целительница всех болезней – дочери Асклепия.

Если отбросить непременных изначальных свидетелей царствующих мифов того времени, эта клятва и поныне современна. Она появилась, когда еще не были известны десять заповедей Моисея, не было Нагорной проповеди Христа, но уровень нравственности Гиппократа ничуть не уступает уровню нравственности сегодняшних праведников.

Клятва, предложенная Гиппократом, в основе своей сохранилась до наших дней. С небольшими изменениями она и сегодня произносится вступающим на это поприще. В 1948 Генеральная Ассамблея Международной медицинской ассоциации приняла декларацию (называемую Женевской), которая, по существу, есть не что иное, как современная редакция клятвы Гиппократа.

В 1949 Генеральная Ассамблея приняла Международный кодекс медицинской этики, включающий в себя и Женевскую декларацию.

Тем не менее, во многих странах есть и свои «Клятвы Гиппократа». В России до революции врачи принимали так называемое Факультетское обещание , текст которого прилагался к свидетельству обne окончании медфака.

В наше время «присягу врача Советского Союза», утвержденную в 1971, сменила «Клятва российского врача», а в 1999 Госдумой был принят новый текст Клятвы врача , которую медики дают в торжественной обстановке при получении диплома. И отличие от текста Гиппократа и его последующих вариантов – в запрете на эвтаназию.

С течением времени меняется форма и язык присяги, но основа медицинской этики следует главным положениям клятвы Гиппократа.

Юлий Крелин

ДОКУМЕНТЫ

Факультетское обещание

(дореволюционная Россия). Принимая с глубокой признательностью даруемые мне наукой права врача и постигая всю важность обязанностей, возлагаемых на меня сим званием, я даю обещание в течение всей своей жизни не помрачать чести сословия, в которое ныне вступаю: Помогая страждущим, обещаю свято хранить вверяемые мне семейный тайны и не употреблять во зло оказанного доверия: Обещаю быть справедливым к своим сотоварищам-врачам и не оскорблять их личности, однако же, если бы этого потребовала польза больного, говорить правду без лицемерия. В важных случаях обещаю прибегать к советам врачей, более меня сведущих и опытных; когда же сам буду призван на совещание, обязуюсь по совести отдавать справедливость их заслугам и стараниям».

Женевская декларация

(1949). Я торжественно клянусь посвятить свою жизнь служению человечеству. Я воздам моим учителям должное уважение и благодарность; я достойно и добросовестно буду исполнять свои профессиональные обязанности; здоровье моего пациента будет основной моей заботой; я буду уважать доверенные мне тайны; я всеми средствами, которые в моей власти, буду поддерживать честь и благородные традиции профессии врача; к своим коллегам я буду относиться как к братьям; я не позволю, чтобы религиозные, национальные, расовые, политические или социальные мотивы помешали мне исполнить свой долг по отношению к пациенту; я буду придерживаться глубочайшего уважения к человеческой жизни, начиная с момента зачатия; даже под угрозой я не буду использовать свои знания против законов человечности. Я обещаю это торжественно, добровольно и чистосердечно».

Клятва российского врача.

Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь:

Честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека;

Быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну, внимательно и заботливо относиться к больному, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

Проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии;

Хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту;

Доброжелательно относиться к коллегам, обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы больного, и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете;

Постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, беречь и развивать благородные традиции медицины.

Виталий, никто не умоляет достоинств учителей! Я с огромным уважением отношусь к учителям и педагогам, как и люди в моем окружении. К вашему сведению, учителя тоже жалуются на низкую зарплату;) А вы полагаете, что на конференции медицинские мы ездим за чей-то другой счет? Да, конечно, есть те, для кого предоставляется оплата этих поездок (при условии что этот врач занимается научной деятельностью а порой и с наравне с лечебной), но большинство. подавляющее большинство самостоятельно обеспечивает себе не только проезд до места конгрессов и конференций, где можно получить последние новости из мира официальной, а не интернет-блог-медицины, но и вынужден оплачивать самостоятельно проживание/питание и даже (!) участие в этих самых мероприятиях. А чтобы врач мог совершенствовать навыки свои в специальности, он должен (а если повезет и вдруг руководство клиники - частной или государственной - не важно, работала и там и там и никому ничего за их счет не надо) сам оплатить свою учебу. Более того, вам, не сведущему в этой системе, расскажу: каждые 5 лет каждый врач обязан повышать свою квалификацию, подтверждать ее путем прохождения платного обучения. Как правило, гос.учреждения это обучение ставят в план и действительно именно это 5-летнее подтвержление обеспечивают финансово, а в частных организациях врач самостоятельно должен оплатить учебу. И при этом, если врач не получил очередной сертификат, он автоматически не имеет права практики. И мне непонятно, почему врач, получив образование, пройдя мягко говоря, трудную длинную (а это не менее 7-ми лет обучения), а потом пытаясь найти работу (поверьте, нам тоже кушать хочется и да, далеко не везде молодым врачам открыта дорога), после многих лет непростого, а порой и адского труда (есть конечно менее эпичное определение), получает зарплату, равную и даже меньше, чем дворник из нашего подъезда или контроллер в автобусе, труд которого тоже нелегок, но и не требует особой специализации и высшего образования. Это касаемо учебы и страстей с зарплатами. Вы хотите, чтобы врачи были не хамами и не грубыми, но при этом сами позволяете хамить в их адрес;) Есть и среди наших сообществ гадкие люди - не спорю, сама сталкивалась, но не надо говорить "ВСЕ", потому что слава Богу большинство - достойные врача и профессионалы своего дела, любящие людей и свою профессию! Мы шли в университеты в том возрасте, когда ты веришь в светлое будущее, когда ты растешь на рассказах Булгакова и представляешь себя достойным врачом...а потом..встречаешься сначала с преградами на пути к образованию, потом к работе, зарабатыванию опыта (не везде дают получить опыт, увы), а потом с быдлом, что хочет топтать ноги и при этом чтобы его обхолили, вылечили и т.д. Я знала куда шла и с детства мечтала об этой професии, и сейчас в другой себя не представляю, но это не значит, что я должна слиться со стеной, землей и позволить об себя вытирать ноги!

Клятва Гиппократа, как предполагают ученые, была создана в устном виде потомками великого древнего врача Асклепия. Гиппократ в III веке до нашей эры первым объединил принципы врачебной и записал полный этой клятвы, которым впоследствии пользовались многие медики.

Клятва Гиппократа разделяется на девять частей, каждая из которых описывает определенное обязательство. Часть из этих правил расходится с современными представлениями о врачебном деле, часть не принимается во внимание, и лишь несколько продолжают если не официально, то негласно служить основополагающими принципами во врачебной практике. Это принцип милосердия – врач обязуется оказывать помощь больному в любой ситуации, принцип конфиденциальности, известный также как врачебная тайна, принцип непричинения вреда и принцип заботы о больном – его интересы ставятся на первое место.

Остальные правила из клятвы Гиппократа призывают уважать и почитать , коллег и учеников, не выполнять ни под каким предлогом аборты и не практиковать эвтаназию, совершенствоваться в профессиональном и личном планах, отказаться от связей с пациентами и их родственниками. Существовал еще один принцип, который позже был удален: запрет на раба без хозяина.

Древние врачи клялись Аполлоном, Асклепием, Панакеей (божество, отвечающее за исцеление), Гигией (богиня ).

Современная клятва врача

Современные врачи больше не приносят клятву Гиппократа в ее первоначальном виде, так как многие ее пункты уже активно нарушаются: во многих странах разрешены аборты, а эвтаназию тоже практикуют в некоторых государствах. Поэтому существуют исправленные и дополненные варианты клятвы врачей. В России ее текст зафиксирован законом.

У современной клятвы российских врачей есть несколько принципов, заимствованных из клятвы Гиппократа: это соблюдение врачебной тайны, отказ от , призыв к помощи в любых , доброжелательное отношение к коллегам, учителям и ученикам, обещание совершенствовать свои знания и умения. В ней не говорится о запрете на аборты и личные связи с пациентами, зато указано о необходимости за помощью к коллегам в трудных ситуациях и не отказывать в помощи. Также она призывает отказаться от расовых, экономических, этнических и других предрассудков и относиться ко всем пациентам одинаково.

Видео по теме

Многие пациенты в разговоре с врачами частенько используют фразу "но вы же давали клятву...". Но что это за клятва, и какую силу она имеет, почти никто не знает.

Большинство людей подразумевают в первую очередь клятву Гиппократа - древнегреческого врачевателя, "отца медицины". Вот как выглядит российский текст этой клятвы:

Но ни один наш с вами современник никогда не давал этой клятвы. Тем не менее она легла в основу «Присяги врача Советского Союза», а затем и «Клятвы врача России». Последний, впрочем, также не имеет никакой юридической силы, а скорее является неким морально-этическим кодексом, которого должен придерживаться каждый врач. Вот его текст:


Реальность такова, что даже этой формальной клятвы многие студенты после 6 лет обучения не дают. К слову, ваш покорный слуга получал диплом врача со своими однокурсниками не с клятвой в устах под град аплодисментов, а в душном коридоре, стоя в длинной очереди у деканата.

Поэтому, уважаемые читатели, долг и обязанности врача перед вами диктуются не мифической клятвой Гиппократа, а нормативно-правовыми документами, и безусловно, моральным обликом конкретного врача! Берегите своё здоровье и лечитесь только у достойных врачей!

Гиппократ (Hippocrates) - великий древнегреческий врач, естествоиспытатель, философ, реформатор античной медицины. Текст клятвы Гиппократа доступен на нашем сайте. Клятва Гиппократа, в России была заменена на клятву Российского врача. Первоначальный вариант был написан Гиппократом в V в. до н.э. на ионийском диалекте древнегреческого языка. С тех пор текст клятвы многократно переводился на новые языки. Клятва Гиппократа - самый ранний и наиболее впечатляющий документ медицинской этики. Ниже мы приводим текст Клятвы Гиппократа в переводе с древнегреческого языка В.И.Рудневым. Хотя Гиппократ был из рода древних эллинов, а не ветхозаветных иудеев, тем не менее, можно говорить о профетизме текста «Клятвы», его просветительском характере. Текст данной клятвы, сжато формулирующей моральные нормы поведения врача, приписывают «отцу медицины» - Гиппократу, который по преданию относился к асклепиадам. Это связано с тем, что в традиционном тексте клятвы Гиппократа упоминаются боги древнегреческого пантеона, что идёт вразрез с иудаизмом, по которому Бог один. Как видим, текст «Клятвы Гиппократа» делает акценты на обязанности молодого врача перед своими учителями, коллегами и учениками, гарантии не нанесения вреда. ГИППОКРАТА КЛЯТВА – врачебная клятва, выражающая основополагающие морально-этические принципы поведения врача (юридически ни чем не закреплена). В России "Присяга врача Советского Союза", утвержденная в 1971 г., в середине 90-х сменилась на "Клятву российского врача", а в 1999-м Госдумой был принят и президентом Б.Н. Ельциным подписан новый текст "Клятвы врача", которую новоиспеченные медики дают в торжественной обстановке при получении диплома.

«Клятва Гиппократа» на самом деле совсем не принадлежит Гиппократу . После того, как Гиппократ умер в 377 г до н.э., этой клятвы еще не было. Существовали «Наставления» Гиппократа, также потомкам достались различные варианты текстов «клятв».

Гиппократ (460 г. до н.э. – 377 г. до н.э., по другим данным – 356 г. до н.э., около Ларисы, Фессалия) – древнегреческий врач, реформатор античной медицины. Придерживался в основном материалистических взглядов. Заложил основы клинического наблюдения и учения про прогнозирование последствий заболевания. Гиппократ был известным хирургом своего времени. Его считают родоначальником медицинской географии. Гиппократ сформулировал моральные нормы поведения врача, которые положены в основу текста врачебной клятвы – «клятвы Гиппократа».

О трудах Гиппократа

На самом деле большая часть трудов Гиппократа представляет собой сборник достижений разных авторов, а выделить из них настоящего Гиппократа практически невозможно. Из 72 приписываемых Гиппократу трудов, Гален признал настоящими только 11, Галлер – 18, а Ковнер – только 8. По всей видимости остальные работы принадлежат его сыновьям (врачам Фессалу и Дракону) и зятю (Полибу).

История клятвы Гиппократа

«Клятва Гиппократа», или Врачебная заповедь, опубликована в 1848 г. в Женеве, опускает большие куски исходного текста.

Текст клятвы Гиппокраа (на русском)

«Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.

Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Что бы при лечении – а также и без лечения – я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.»

Как видим, текст «Клятвы Гиппократа» делает акценты на обязанности молодого врача перед своими учителями, коллегами и учениками, гарантии не нанесения вреда пациенту, на негативном отношении к эвтаназии, аборту, на отказе врачей от интимных связей с пациентами, на врачебной тайне.

Анализ полного текста «Клятвы Гиппократа»

В 2002 г. С Василевский провел логический анализ текста «Клятвы Гиппократа», которая существовала еще при Гиппократе. За единицу обработки информации он принял слово. Слов в «Клятве Гиппократа» оказалось всего 251.

1. Слов, посвященным отношениям «ученик – учитель» и «ученики одного учителя» - 69.

2. Слов, посвященных лечению больных – 34.

3. Слов, посвященных соблюдению врачебной тайны – 33.

4. Слов, которые относятся к «счастью» и «славе» врача «правильного», и проклятий на голову отступающего от клятвы врача – 31.

5. Слов, посвященных моральному виду врача – 30.

7. Слов, посвященным неучастии в абортах и эвтаназии – 25.

Анализируя таким образом текст «Клятвы Гиппократа», можно сделать вывод о профессиональных ценностях врача по Гиппократу.

«Клятва Гиппократа»: от античности до современности

В Древней Греции, жителем которой был и сам Гиппократ, основная масса врачей безбедно жила за счет гонораров, которые получала от пациентов. Хотя врачам не была далекой благотворительность.

В своих «Наставлениях» Гиппократ советует своему ученику дифференцировано подходить к разным пациентам. «И я советую, чтобы ты не слишком негуманно вел себя, чтобы обращал внимание и на наличие денег у больного, а иногда лечил бы и даром, считая благодарную память выше минутной славы».

Главным принципом этики Гиппократа всегда считали принцип «non nocere» - не навреди. Но придерживался ли ее сам Гиппократ? В отрывке с Врачебной заповеди, опубликованной в Женеве в 1848 г., читаем: «Мое самое первое задание – восстановить и сберечь здоровье всех моих пациентов». Однако в первой версии «Клятвы Гиппократа» было продолжение этой фразы: «однако не всех, но только способных заплатить за свое выздоровление».

В практике самого Гиппократа были два случая, когда он нарушил клятву. В 380 г. до н.э. у него начал лечение от отравления Акрахерсит. Оказывая больному неотложную помощь, Гиппократ поинтересовался у родственников, способны ли они заплатить за выздоровление больного. После отрицательного ответа, Гиппократ предложил «дать бедняге яда, чтобы тот долго не мучился», на что родственники согласились. За 2 года до своей смерти Гиппократ начал лечить Цезаря Светонского, который страдал от высокого давления крови. Когда выяснилось, что Цезарь не в состоянии заплатить весь курс лечения травами, Гиппократ передал его родственникам, не только не оказав медицинской помощи, но и сообщив им неверный диагноз – ничего страшного, больной просто страдает от мигрени. Обманутые родственники не обратились к другому врачу, и вскоре воин умер в возрасте 54 лет.

А еще Гиппократ терпеть не мог конкуренции и считал, что чем меньше будет врачей, тем более высокими будут заработки. В «Клятве Гиппократа» читаем: «наставления, устные уроки и все другое в обучении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанными обязанностями и клятвой медицинского закона, но никому другому».

В некоторых древних версиях клятвы Гиппократа упоминается, что врач должен бесплатно помогать коллегам и их семьям, и обязан не оказывать помощи бедным людям, чтобы все не потянулись к бесплатной медицине и не сломали врачебный бизнес.

Что пациенты знают о врачах? Обыватели видят только человека в белом халате, который сидит в кабинете, и, не прилагая физических усилий, проводит осмотр, назначает лечение и даёт рекомендации. Государство обеспечивает врача заработной платой, и со стороны может показаться, что уровень её вполне соответствует затраченным усилиям.

Мало кто учитывает, что дабы овладеть наукой врачевания, приходится провести шесть лет на кафедрах медицинского института и в разъездах по клиническим больницам, и ещё пару лет необходимо посвятить интернатуре. Освоить азы профессии непросто, стать по-настоящему хорошим врачом — гораздо сложнее. На это уходят годы и даже десятилетия, и многие отказываются от этого в самом начале пути — игра не стоит свеч.

Работа врачом, да и вообще медиком в поликлинике, больнице, на селе — не сахар, особенно в России и особенно в глубинке. Врачи по долгу службы постоянно общаются с больными людьми, а это, как ни крути, огромная эмоциональная нагрузка, которая с годами ведёт к неизбежной профессиональной деформации. При этом зарплата врачей не соответствует предъявляемым требованиям, и зачастую трудиться приходится на голом энтузиазме.

Никто из пациентов не видит покрытых толстым слоем грязи «бомжей» в приёмном отделении, с которых врассыпную разбегаются блохи. Никто не видит тяжёлых пациентов, помочь которым нет никакой возможности, никто не сталкивался с больными гепатитом или ВИЧ, а ведь и им врач обязан оказать квалифицированную помощь, несмотря на риск инфицирования. Никто не расписывался в получении заработной платы, которой хватает разве что на оплату коммунальных услуг и скромный рацион.

Если же люди в белых халатах пытаются обратить на себя внимание властей и донести до сведения пациентов положение дел в отрасли, из небытия материализуется призрак клятвы Гиппократа, и на стол падает туз козырной масти — врач давал присягу, а потому обязан тянуть лямку, чего бы ему это ни стоило. Согласитесь, с этим доводом хотя бы раз в жизни сталкивался каждый, но лишь единицы читали сам текст этой клятвы. А надо было прочитать, ведь в ней нет ни слова о «тяготах и лишениях врачебной профессии». Не верите? Напрасно.

Клятва Гиппократа

На языке оригинала — на ионийском диалекте древнегреческого языка:

«Ὄμνυμι Ἀπόλλωνα ἰητρὸν, καὶ Ἀσκληπιὸν, καὶ Ὑγείαν, καὶ Πανάκειαν, καὶ θεοὺς πάντας τε καὶ πάσας, ἵστορας ποιεύμενος, ἐπιτελέα ποιήσειν κατὰ δύναμιν καὶ κρίσιν ἐμὴν ὅρκον τόνδε καὶ ξυγγραφὴν τήνδε. Ἡγήσασθαι μὲν τὸν διδάξαντά με τὴν τέχνην ταύτην ἴσα γενέτῃσιν ἐμοῖσι, καὶ βίου κοινώσασθαι, καὶ χρεῶν χρηίζοντι μετάδοσιν ποιήσασθαι, καὶ γένος τὸ ἐξ ωὐτέου ἀδελφοῖς ἴσον ἐπικρινέειν ἄῤῥεσι, καὶ διδάξειν τὴν τέχνην ταύτην, ἢν χρηίζωσι μανθάνειν, ἄνευ μισθοῦ καὶ ξυγγραφῆς, παραγγελίης τε καὶ ἀκροήσιος καὶ τῆς λοιπῆς ἁπάσης μαθήσιος μετάδοσιν ποιήσασθαι υἱοῖσί τε ἐμοῖσι, καὶ τοῖσι τοῦ ἐμὲ διδάξαντος, καὶ μαθηταῖσι συγγεγραμμένοισί τε καὶ ὡρκισμένοις νόμῳ ἰητρικῷ, ἄλλῳ δὲ οὐδενί. Διαιτήμασί τε χρήσομαι ἐπ" ὠφελείῃ καμνόντων κατὰ δύναμιν καὶ κρίσιν ἐμὴν, ἐπὶ δηλήσει δὲ καὶ ἀδικίῃ εἴρξειν. Οὐ δώσω δὲ οὐδὲ φάρμακον οὐδενὶ αἰτηθεὶς θανάσιμον, οὐδὲ ὑφηγήσομαι ξυμβουλίην τοιήνδε. Ὁμοίως δὲ οὐδὲ γυναικὶ πεσσὸν φθόριον δώσω. Ἁγνῶς δὲ καὶ ὁσίως διατηρήσω βίον τὸν ἐμὸν καὶ τέχνην τὴν ἐμήν. Οὐ τεμέω δὲ οὐδὲ μὴν λιθιῶντας, ἐκχωρήσω δὲ ἐργάτῃσιν ἀνδράσι πρήξιος τῆσδε. Ἐς οἰκίας δὲ ὁκόσας ἂν ἐσίω, ἐσελεύσομαι ἐπ" ὠφελείῃ καμνόντων, ἐκτὸς ἐὼν πάσης ἀδικίης ἑκουσίης καὶ φθορίης, τῆς τε ἄλλης καὶ ἀφροδισίων ἔργων ἐπί τε γυναικείων σωμάτων καὶ ἀνδρῴων, ἐλευθέρων τε καὶ δούλων. Ἃ δ" ἂν ἐν θεραπείῃ ἢ ἴδω, ἢ ἀκούσω, ἢ καὶ ἄνευ θεραπηίης κατὰ βίον ἀνθρώπων, ἃ μὴ χρή ποτε ἐκλαλέεσθαι ἔξω, σιγήσομαι, ἄῤῥητα ἡγεύμενος εἶναι τὰ τοιαῦτα. Ὅρκον μὲν οὖν μοι τόνδε ἐπιτελέα ποιέοντι, καὶ μὴ ξυγχέοντι, εἴη ἐπαύρασθαι καὶ βίου καὶ τέχνης δοξαζομένῳ παρὰ πᾶσιν ἀνθρώποις ἐς τὸν αἰεὶ χρόνον. παραβαίνοντι δὲ καὶ ἐπιορκοῦντι, τἀναντία τουτέων. »

На латыни

«Per Apollinem medicum et Aesculapium, Hygiamque et Panaceam juro, deos deasque omnes testes citans, mepte viribus et judicio meo hos jusjurandum et hanc stipulationem plene praestaturum.
Illum nempe parentum meorum loco habiturum spondeo, qui me artem istam docuit, eique alimenta impertirurum, et quibuscunque opus habuerit, suppeditaturum.
Victus etiam rationem pro virili et ingenio meo aegris salutarem praescripturum a pemiciosa vero et improba eosdem prohibiturum. Nullius praeterea precibus adductus, mortiferum medicamentum cuique propinabo, neque huius rei consilium dabo. Caste et sancte colam et artem meam.
Quaecumque vero in vita hominum sive medicinam factitans, sive non, vel videro, vel audivero, quae in vulgus efferre non decet, ea reticebo non secus atque arcana fidei meae commissa.
Quod si igitur hocce jusjurandum fideliter servem, neque violem, contingat et prospero successu tarn in vita, quam in arte mea fruar et gloriam immortalem gentium consequar. Sine autem id transgrediar et pejerem contraria hisce mihi eveniam.
»

В переводе на современный русский язык:

«Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и всё остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.
Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.
Что бы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому
»

Анализ клятвы Гиппократа

Давайте внимательно изучим материальную часть. Ионийский диалект древнегреческого языка, как впрочем и латынь, оставим философам и ознакомимся с русской адаптацией текста, который условно можно разбить на три части. В первой говорится об учениках и их учителях. Человек, освоивший науку врачевания, обязуется почитать своего учителя «наравне с родителями », « делиться с ним своим достатком » и « помогать ему в нуждах его ». Далее идёт речь о детях учителя, которых следует «считать своими братьями ». Их лекарь обязуется обучать «безвозмездно и без всякого договора ». А вот о том, чтобы лечить безвозмездно пациентов, в этом разделе нет ни слова.

Но, возможно, мы ещё не добрались до этих строк? Идём дальше. В части клятвы, посвящённой заботе о пациентах, врач обязуется «направлять режим больных к их выгоде сообразно » со своими силами и возможностями (!) и не причинять пациентам никакого вреда. Овладевший искусством врачевания клянётся не давать пациентам средств, которые могут привести к смерти, включая эвтаназию, и не прерывать беременность. Интересный пункт, который нарушили уже сотни тысяч врачей, но к нашей дискуссии он не имеет прямого отношения.

Врач клянётся, что в дом он войдёт исключительно «для пользы больного, будучи далёк от всякого намеренного, неправедного и пагубного ». В заключительной части клятвы мы добираемся до неразглашения врачебной тайны. Также в клятве прямо говорится, что соблюдение заповедей Гиппократа обещает человеку, овладевшему искусством врачевания, «счастье в жизни» и «славу у всех людей на вечные времена».

По горячим следам вывод напрашивается один. Врач обязан следовать своему долгу, но в клятве ничего не упоминается о том, что делать он это должен безвозмездно, забыв об отдыхе, семье и детях. Нет, исполнять свой долг полагается «сообразно с моими силами и моим разумением », а о том, что следует считаться с мнением больного, нет ни единого слова. Более того, в одной из латинских редакций клятвы Гиппократа появилась строка, что «врач обязуется не оказывать медицинскую помощь бесплатно ». Совсем неожиданный поворот событий, верно? Наконец, честное выполнение своего долга должно гарантировать доктору и его близким счастливое и безбедное существование и всеобщее уважение.

Новая редакция — клятва российского врача

«Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь:
  • честно исполнять свой врачебный долг,
  • посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека;
  • быть всегда готовым:
    • оказать медицинскую помощь,
    • хранить врачебную тайну,
    • внимательно и заботливо относиться к пациенту,
    • действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
  • проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии;
  • хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту;
  • доброжелательно относиться к коллегам, обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы пациента, и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете;
  • постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, беречь и развивать благородные традиции медицины.»

Но, возможно, мы неправильно трактуем само понятие «клятва Гиппократа»? Известно, что эта клятва стала своего рода «именем нарицательным», собирательным понятием, которое обозначает врачебную клятву во многих странах мира. В российских медицинских вузах после шестого курса будущие врачи торжественно произносят не клятву Гиппократа, а клятву российского врача. Давайте обратимся и к этому первоисточнику.

В клятве российского врача, как и в клятве Гиппократа, немало места отводится отношениям между врачами как коллегами, учителями и учениками. Завтрашние доктора клянутся прилагать все усилия для помощи пациентам, сохранился пункт о запрете на эвтаназию, зато убрали раздел, посвящённый абортам . И вновь ни слова о материальной составляющей в отношениях между врачами и их пациентами.

«Привилегированное положение»

Если одна из сторон в качестве аргумента приводит клятву Гиппократа, она автоматически должна признавать абсолютное право врача пользоваться привилегированным положением в обществе. Под привилегированным положением в XXI веке, наверное, следует подразумевать полное освобождение от налогов и коммунальных платежей, бесплатные авиа- и железнодорожные билеты плюс предоставление бесплатного жилья, причём не только врачу, но и его детям. Но, согласитесь, это просто смешно.

Врачи наравне со всеми платят налоги , откладывают деньги на жильё и ездят в отпуск исключительно за свой счёт. Добираются до работы на платном общественном транспорте и думают об образовании детей... кстати, о детях. Что там сказано в конституции о бесплатном образовании? А теперь попробуйте на практике проверить главный закон хотя бы на уровне детского сада. Как же быть врачу, который оказывает медицинскую помощь бесплатно? Забыть об образовании для своего ребёнка? Или ему вообще не следует заводить детей?

В итоге доктор оказывается на улице с односторонним движением, на которой он «всем должен». Он должен лечить бомжей, наркоманов и алкоголиков, которые своими руками загоняют себя в могилу. Должен рисковать своим здоровьем, не спать ночами, работать в новогодние праздники и выходные дни. Но врач не вправе ничего потребовать взамен. Как же, он ведь давал клятву Гиппократа! Но к улицам с односторонним движением нам не привыкать. Двойные стандарты присутствуют везде и всюду, почему бы им не прижиться и в медицине? И они прижились. К сожалению.

Яблоко раздора

На самом деле, в роли яблока раздора выступает, как это часто бывает, материальная составляющая отношений между врачами и пациентами. Врачи, как и все нормальные люди, хотят получать достойное вознаграждение за свой нелёгкий труд. Пациенты платить за здоровье не желают, ссылаясь при этом на главный закон страны, который именуется конституцией и обещает всем бесплатную медицинскую помощь, обеспечить которую материально должны федеральные и муниципальные власти. Государство же изо всех сил старается переложить финансовые вопросы на плечи самих медицинских учреждений и лишь декларирует своё участие. Замкнутый круг, и страдают от этого все участники процесса.

Подобный «тройственный союз» и лежит в основе всех проблем. Так, где правят двусторонние товарно-денежные отношения, всё предельно ясно — продавец определяет стоимость услуги, покупатель соглашается с ценником или ищет другого продавца или вовсе отказывается от идеи приобрести товар. Но «посредник» в лице государства искажает всю картину, в результате чего та приобретает поистине уродливые очертания.

Убрать этого посредника очень непросто. По крайней мере, на постсоветском пространстве. Виной тому воспитанное в поколениях представление о том, что врач «обязан» лечить пациента бесплатно. А нищенское положение медиков и крайне низкий уровень материально-технической базы лечебных учреждений у нас принято объяснять тем, что в профессию люди идут «по призванию», а, следовательно, заранее соглашаются с бесправным и бедственным положением. Между тем, истинной причиной этого бедственного положения является элементарная человеческая жадность, которую так удобно прятать за «клятвой Гиппократа». А вещи следует называть своими именами, даже если кому-то это и не по душе.

Подводим итоги

Разговор о медицине никогда не бывает простым и нередко ведётся на повышенных тонах. Врачи и их пациенты давно находятся по разные стороны баррикад, и о былом уважении к людям в белых халатах не может быть и речи. Ирония в том, что сегодня медики делают для своих пациентов гораздо больше, чем, скажем, сто или даже пятьдесят лет назад, а отношение к ним в нашем обществе стало в десятки раз хуже.

Если бы клятва Гиппократа и сегодня была легитимна, ни один пациент не посмел бы даже переступить порог кабинета врача, не позаботившись о вознаграждении за труд. И ни один врач не стал бы выслушивать чужие проблемы, зная, что единственной благодарностью за его работу будет всеобщее порицание и шквал критических стрел. Но, к счастью для пациентов, об истинном смысле клятвы Гиппократа все благополучно забыли...

© никогда и никому не отказывать во врачебной помощи и оказывать ее нуждающемуся с одинаковым старанием и терпением независимо от его благосостояния, национальности, вероисповедания и убеждений;

  • никогда не обращать мои знания и умения во вред здоровью человека, даже врага;
  • в какой бы дом я ни вошел, я войду туда только для пользы больного, будучи далек от всего неправедного, пагубного и несправедливого;
  • направлять лечение больных к их выгоде сообразно с моими силами и возможностями;
  • не давать никому просимого у меня смертельного средства и не показывать пути для осуществления подобного замысла;
  • умолчать о том, чтобы я ни увидел и ни услышал касательно здоровья и жизни людей, что не следует разглашать, считая это тайной;
  • почитать научившего меня врачебному искусству наравне с родителями, помогать ему в его делах и нуждах;
  • постоянно изучать врачебную науку и способствовать всеми силами ее процветанию, передавая свои знания, умения и опыт врачевания ученикам;
  • в необходимых случаях прибегать к советам коллег, более меня опытных и сведущих, отдавая должное их заслугам и стараниям;
  • быть справедливым к своим сотоварищам-врачам и не оскорблять их личности, но говорить им правду прямо и без лицеприятия, если того требует польза больного.
  • Мне, нерушимо выполняющему эту клятву, да будет дано счастье в жизни и в работе. Нарушившему клятву да будет обратное этому и заслуженная кара. »