Чередующаяся безударная гласная. Чередование гласных в корне слова

Правописание корней с чередующимися гласными

Для того чтобы запомнить правила выбора букв в корнях с чередующимися гласными, нужно разделить эти корни на две группы: первая группа объединяет корни с чередующимися гласными И и Е, вторую группу составляют корни с чередующимися гласными А и О.

I. В корнях БИР/БЕР, ДИР/ДЕР, МИР/МЕР, ПИР/ПЕР, ТИР/ТЕР, БЛЕСТ/БЛИСТ, ЖЕГ/ЖИГ и других буква И пишется только в том случае, если после корня следует суффикс -А-. Например: БЛЕСТЕТЬ – БЛИСТАТЬ, УМЕРЕТЬ – УМИРАТЬ, ВЫТЕРЕТЬ – ВЫТИРАТЬ. Исключением из правила являются слова СОЧЕТАТЬ И СОЧЕТАНИЕ.

II. Написание корней с чередующимися гласными А и О может зависеть от места ударения в слове, от значения слова и от тех букв, которые следуют за чередующейся гласной.

1. От места ударения в слове зависит написание корней ГОР/ГАР, КЛОН/КЛАН, ТВОР/ТВАР, ПЛОВ/ПЛАВ, ЗOР/ЗАР. Под ударением в этих корнях пишется то, что слышится, там ошибку допустить невозможно, а вот гласные, пишущиеся в безударном положении следует выучить наизусть: ГОР, КЛОН, ТВОР, ПЛАВ, ЗАР. Исключения: ВЫГАРКИ, ИЗГАРЬ, ПРИГАРЬ, ПЛОВЕЦ, ПЛОВЧИХА.

2. От значения слова зависит выбор буквы в корнях МАК/МОК и РАВН/РОВН. Слово со значением «погружать в жидкость пишется с буквой А (МАКАТЬ КИСТЬ В КРАСКУ), если же его значение «постепенно пропитываться», то следует писать О (ОБУВЬ ПРОМОКАЕТ). Слово, имеющее значение «гладкий, горизонтальный, прямой», пишется с буквой О (РАЗРОВНЯТЬ ЗЕМЛЮ НА КЛУМБЕ), а слово со значением «одинаковый» следует писать с буквой А (РАВНЕНИЕ ПО РОСТУ, УРАВНОВЕШЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК). Исключения: РАВНИНА, РОВЕСНИК, ПОРОВНУ, УРОВЕНЬ.

3. От следующих после чередующихся гласных букв зависит написание корней ЛАГ/ЛОЖ, РАСТ/РАЩ/РОС, КАС/КОСН, СКАК/СКОЧ. Рассмотрите примеры: ПРЕДЛАГАТЬ – ПРЕДЛОЖИТЬ, РАСТЕНИЕ – ВЫРАЩИВАТЬ – ПОДРОСЛИ, КАСАТЬСЯ – КОСНУТЬСЯ, СКАКАТЬ – ВСКОЧИТЬ. Исключения: ОТРАСЛЬ, РОСТОК, РОСТОВЩИК, РОСТОВ, РОСТИСЛАВ и СКАЧОК, СКАЧУ.

Упражнение

1. Небольшой дворянский домик на московский манер, в котором проживала Авдотья Никитишна Кукшина, находился в одной из нововыг_ ревших улиц города. (И. Тургенев. Отцы и дети.)

2. Постой, я был с тобой откровенен, как-то невольно я тебе все сразу выл_ жил, но если что-нибудь до него дойдет, я прямо так и скажу, что ты соврал. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)

3. Эрнест грохнул на стойку пустую кружку, выхватил из холодильника бутылку, откупорил ее и накл_ нил над кружкой. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)

4. Все мое вн_ мание было обращено на верстовые столбы, которые я замечал издалека, и на облака, прежде рассыпанные по небосклону, которые, приняв зловещие, черные тени, теперь соб_ рались в одну большую, мрачную тучу. (Лев Толстой. Отрочество.)

5. Среди бела дня … убили не кого иного, как главнокомандующего германской армией на Украине, фельдмаршала Эйхгорна, неприк_ сновенного и гордого генерала… (Михаил Булгаков. Белая гвардия.)

6. Пусть совесть … терзает на смертном одре старых р_ стовщиков! (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

7. Я почтительно кланяюсь и, оп_ раясь на саблю, говорю: «Я счастлив, великий государь, что мог пролить кровь за свое отечество, и желал бы ум_ реть за него; но ежели ты так милостив, что позволяешь мне просить тебя, прошу об одном – позволь мне уничтожить врага моего, иностранца St.-Jerome"a». (Лев Толстой. Отрочество.)

8. Мне невольно хочется пробежать скорее пустыню отрочества и достигнуть той счастливой поры, когда снова истинно нежное, благородное чувство дружбы ярким светом оз_ рило конец этого возр_ ста и положило начало новой, исполненной прелести и поэзии, поре юности. (Лев Толстой. Отрочество.)

9. Учитель развернул тетрадь и, бережно обм_ кнув перо, красивым почерком написал Володе пять в графе успехов и поведения. (Лев Толстой. Отрочество.)

10. Схватив левой рукой правую, на которой было кольцо, с изумлением осматривалась она, пытая взглядом море и зеленые зар_ сли; но никто не шевелился, никто не притаился в кустах, и в синем, далеко оз_ ренном море не было никакого знака, и румянец покрыл Ассоль, а голоса сердца сказали вещее "да". (Александр Грин. Алые паруса.)

11. С одной стороны дороги – необозримое озимое поле, кое-где перерезанное неглубокими овражками, бл_ стит мокрой землею и зеленью и расст_ лается тенистым ковром до самого горизонта; с другой стороны - осиновая роща, поросшая ореховым и черемушным подседом, как бы в избытке счастия стоит, не шелохнется и медленно роняет с своих обмытых ветвей светлые капли дождя на сухие прошлогодние листья. (Лев Толстой. Отрочество.)

12. Мертвея, Лонгрен накл_ нился и увидел восьмимесячное существо, сосредоточенно взиравшее на его длинную бороду, затем сел, потупился и стал крутить ус. (Александр Грин. Алые паруса.)

13. От всех этих разговоров копился в душе какой-то осадок, непонятно какой. И он не раств_ рялся со временем, а, наоборот, все копился и копился. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)

14. Левин вошел на приступки, разбежался сверху сколько мог и пустился вниз, удерживая в непривычном движении р_ вновесие руками. (Лев Толстой. Анна Каренина.)

15. Я ночевал в чулане, и никто не приходил ко мне; только на другой день, то есть в воскресенье, меня перевели в маленькую комнатку, подле классной, и опять зап_ рли. (Лев Толстой. Отрочество.)

16. Она была улыбка, оз_ рявшая все вокруг. (Лев Толстой. Анна Каренина.)

17. Все катавшиеся, казалось, совершенно р_ внодушно обгоняли, догоняли ее, даже говорили с ней и совершенно независимо от нее веселились, пользуясь отличным льдом и хорошею погодой. (Лев Толстой, Анна Каренина.)

18. И здесь р_ стет зеленая трава для овец твоих, и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей". (Н. М. Карамзин. Бедная Лиза.)

19. Найдя ключи на указанном месте, я хотел уже отп_ рать ящик, как меня остановило желание узнать, какую вещь отп_ рал крошечный ключик, висевший на той же связке. (Лев Толстой. Отрочество.)

20. В противоположном углу г_ рела лампадка перед большим темным образом Николая-чудотворца.(И. Тургенев. Отцы и дети.)

21. …Тот камердинер, который забыл подать Наполеону 24-го числа непром_ каемые сапоги, был спасителем России. (Лев Толстой. Война и мир.)

22. С рассветом две новые батареи, устроенные в ночи, на р_ внине, занимаемой принцем Экмюльским, откроют огонь по двум противостоящим батареям неприятельским. (Лев Толстой. Война и мир.)

23. Толпа опять разр_ внялась, и дьячок вывел Петю, бледного и не дышащего, к царь-пушке. (Лев Толстой. Война и мир.)

24. Пьер замечал, как после каждого попавшего ядра, после каждой потери все более и более разг_ ралось общее оживление. (Лев Толстой. Война и мир.)

25. Чуть не съехавшая на крыло Мария завизжала от страха, но самолет быстро выр_ внялся. (В. Пелевин. Чапаев и пустота.)

26. И если уж кто нюхает табак, с какой предупредительностью он угощает им и с каким радушием предл_ гает его направо и налево! (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)

27. Тогда расступился тесный кружок торговок; но когда молодой человек из него выск_ чил, старуха закричала ему вслед …(Э. Т. А. Гофман. Золотой горшок: сказка из новых времен.)

28. Возле нашего дома находился ров … и мы … бывало, взапуски стараемся через него переск_ чить. (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

29. Такое же решение приняла и ваша сестра: она намерена уйти в монастырь, благодать к_ снулась нас одновременно. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)

30. И довольно долго все эти люди молча смотрели на далекое разг_ равшееся пламя нового пожара. (Лев Толстой. Война и мир.)

31. Лиза возвратилась в хижину свою совсем не в таком распол_ жении, в каком из нее вышла. (Н. М. Карамзин. Бедная Лиза.)

32. Да и можно ли ждать совершенства в столь нежном возр_ сте? (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

33. Из зар_ сли поднялся корабль; он всплыл и остановился по самой середине з_ ри. (Александр Грин. Алые паруса.)

34. Два часа по нему стреляли, попасть не могли. Два часа он мертвым притв_ рялся. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)

35. Он не допускал даже возможности ср_ внения между женой и Фенечкой, но он пожалел о том, что она вздумала его отыскивать. (И. Тургенев. Отцы и дети.)

36. Блеск их деяний, что озаряет и нас, нал_ гает на нас обязанность воздавать им такую же честь… (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан или Каменный гость.)

37. З_ ря уже занималась, когда он окончил свою работу, – то было письмо к Ирине. (И. Тургенев. Отцы и дети.)

38. Долго я смотрел на Машу, которая, лежа на сундуке, ут_ рала слезы своей косынкой, и, всячески стараясь изменять свой взгляд на Василья, я хотел найти ту точку зрения, с которой он мог казаться ей столь привлекательным. (Лев Толстой. Отрочество.)

39. …Я-то прекрасно понимаю, что этот мир, который мы видим, не мог же выр_ сти, как гриб, за одну ночь. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)

40. Итак, как сказано, студент Ансельм впал … в мечтательную апатию, делавшую его нечувствительным ко всяким внешним прик_ сновениям обыкновенной жизни. (Э. Т. А. Гофман. Золотой горшок: сказка из новых времен.)

41. Шпигельберг, в продолжение всего разговора сидевший в углу, … стремительно вск_ кивает… (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

42. Большой покинутый деревянный город необходимо должен был сг_ реть. (Лев Толстой. Война и мир.)

43. Ее доверие к старой Лизе р_ сло с каждым днем… (Э. Т. А. Гофман. Золотой горшок: сказка из новых времен.)

44. Сев за стол, я придвинул к себе стопку бумаг, обм_ кнул перо в чернильницу и крупными буквами вывел в верхней части листа: «Осторожно, двери закрываются! Следующая станция "Динамо"!» (В. Пелевин. Омон Ра.)

45. Вот тут бы ты посмотрел на него, как он с двумя пистолетами в руках подск_ кал к карете! (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

46. …У меня на этот счет честолюбие завоевателя, который всегда летит от победы к победе и не в силах пол_ жить предел своим вожделениям. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)

47. А то ли еще будет, когда великолепные р_ стки достигнут полной зрелости! (Фридрих Шиллер. Разбойники.)

48. Черные лайковые перчатки к_ сались вытертого шевиота, и глаза у толкаемого были совершенно стеклянными. (Михаил Булгаков. Белая гвардия.)

49. Сейчас ск_ чи туда и скажи, что я с него голову сниму, чтобы через неделю всё было. (Лев Толстой. Война и мир.)

50. Он все это видел, все учитывал, и стоило скрюченному Артуру хоть на шаг укл_ ниться от направления, как рот Рэдрика сам собой раскрывался и хриплый предостерегающий оклик сам собой вылетал из глотки. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)

Упражнение подготовили И. Каменев, Р. Лозовский и Б. А. Панов («Лига Школ»).

I. ПОВТОРЕНИЕ.

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

II. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

На этапе объяснения нового материала также используется мультимедийная система.

На экране – таблица с чередующимися гласными в корне слова, с рисунками, помогающими лучше воспринять материал.

ГЛАСНЫЕ В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ

Встречаются однокоренные слова, в корне которых пишутся разные гласные. Это и есть корни с чередованием. Нужно хорошо запомнить, что «написание букв на месте безударных гласных в этих корнях не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции». При написании гласной в этих корнях мы будем пользоваться особыми правилами. Эти правила можно объединить в 4 группы.

1-я группа

Безударный корень всегда пишется одинаково (а ударный – по-разному: так, как слышится):

Обратите внимание: правило распространяется только на слова, которые являются однокоренными, имеющими одно значение. Посмотрите на рисунок:

Зар я. В небе разгор аются зар ницы. На берегу гор ит костер. Ивы наклон ились над озар енной пламенем водой. Рыбак смотрит на поплав ок.

2-я группа

Написание гласной в корне зависит от того, какие за ним идут согласные:

раст

растение

выращены

Внимание! Не путайте корень -рос- с приставкой рас- !

3-я группа

Написание гласного зависит от того, стоит ли после корня суффикс -а-:

Внимание! У девушки кос-а – здесь после корня не суффикс -а-, а окончание;

кроме того, корни с чередованием кос-/-кас- имеют значение «дотрагиваться».

Исключения:

ра внина (это ро вное, а не ра вное чему-то место, но пишется -а- ).

Равняйсь! (Команда в строю – встать ровно ),

уровень (отметка, ра вная какому-то значению),

поровну (на ра вные доли).

-мак- – -мок-

-скак- – -скоч-

Исключение: ска чок.

Можно запомнить эти корни и по-другому: -скак- – с -а-, -скоч- – с -о-; тогда исключений будет два: скачок, скачу.

(На парте у каждого ученика есть такая таблица-подсказка.)

III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Задание 1. Объясните написание чередующихся гласных в корне. Порядок действий следующий:

1) В слове поставьте ударение;

2) выделите корень;

3) обоснуйте выбор гласной, пользуясь сведениями из таблицы;

4) подчеркните гласную в корне.

Задание 2. Вставьте пропущенные буквы. Объясните свой выбор, обращаясь к таблице и следуя порядку действий предыдущего задания.

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ

Вариант I (для слабых учеников): неосложненное списывание

Задание 3. Спишите. Выделите корни с чередованием гласных. Обозначьте условия выбора орфограмм. Отметьте слова-исключения.

Вырастить кукурузу, собираться на охоту, молодая поросль. отраслевая промышленность, нарастающая скорость, обложной дождь, продираться сквозь заросли, замирать от восхищения, вырастить блистательную смену, предположение отпадает, возложить к подножию памятника выращенные цветы, несчастье коснулось и его, подошел к зарослям камышей, начинает подгорать пирог, ростовщик Ростислав живет в Ростове, сложение и вычитание, положить выручку в несгораемый шкаф, жук расположился на блестящем листе кувшинки, изложить требования, бесплатное приложение, неправильное сращение кости, растительный покров, слабый росточек.

Вариант II: осложненное списывание

Задание 4. Спишите. Выделите корни с чередованием гласных. Отметьте условия выбора орфограмм.

Распол_житься на отдых, соб_раться у друзей, разг_релся спор, заст_лить постель, прил_гаемые усилия, бл_стать в обществе, уб_рать комнату, уп_раться ногами, к_снуться вопроса, написать изл_жение, заг_релась бумага, обж_гать пальцы, отвратительный р_стовщик, выт_реть посуду, раст_рать ушиб, сг_реть от стыда, выр_щенный р_сток, прот_реть окна, обг_ревшая свечка.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Задание 5. Спишите, объясните графически орфограмму.

Ира очень аккуратная. Каждое утро она уб_рает квартиру, отд_рает всю грязь, ст_рает пыль, зап_рает шкафы, заст_лает постели, а потом заж_гает лампу и любуется, как все бл_стит. Она не сч_тается с тем, что просто ум_рает от усталости.

Но иногда она обижается на своего брата-лентяя, убегает и говорит: «Пусть он хоть раз здесь уб_рет, грязь отд_рет! Неужели трудно ему зап_реть шкаф, заст_лить постель, прот_реть стол, чтобы все сияло и бл_стело? Не ум_р бы, если бы поработал».

КОНТРОЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Задание 6. Проверьте свое умение распознавать орфограммы. Заполните таблицу данными словами.

Насл_ждение, предл_гать, неув_дающий, обм_кнуть, заг_рать, к_рнавал, _кварель, распол_гать, уд_вление, б_гровый, р_сток, ст_дион, просл_влять, _ромат, зам_реть, р_стительный, ф_нтан, оз_рение, возр_ст, кр_вать.

Задание 7. Вставьте пропущенные буквы. Объясните, от чего зависит выбор гласной в словах с чередованием в корне. Выберите нужное объяснение, поставив знак «+» в таблице.

Выбор гласной в словах с чередованием в корне зависит

от согласной в корне

от наличия/отсутствия ударения

от суффикса -а- после корня

от лексического значения

Заг_р
Р_внина
Прод_раться
Ср_внять
Р_стительность
Непром_каемый
З_ря
Обм_кнуть
Прик_сновение
Зап_реть
Заг_релый
Бл_стеть
Отр_сль
Подл_жить
Выр_щенный
Р_сток
К_сание

Публикация статьи произведена при поддержке интернет магазина Lamoda.ru. Воспользовавшись предложением интернет магазина Lamoda.ru, Вы сможете по выгодной цене и не покидая кресла за Вашим компьютером купить брендовую одежду, обувь и аксессуары. Богатый ассортимент магазина включает в себя обувь Богнер , Boss, Baldinini, Lamania, Fendi и многих других известных брендов. Удобный рубрикатор сайта Lamoda.ru поможет быстро найти одежду и обувь нужного типа, размера и производителя.

IV. ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ

Вариант I

1. В каком слове пишется буква а ?

а) Заг_реть;

б) обг_ревший;

в) приг_реть;

г) выг_рки.

2. В каком слове пишется буква о ?

а) З_рница;

б) з_ревать;

г) з_рево.

3. о ?

а) Накл_ниться;

б) кл_няться;

в) покл_няться;

г) скл_нение.

4. В каких словах пишется буква а ?

а) Пл_вчиха;

б) попл_вок;

в) пл_вец;

г) пл_вуны;

д) жук-пл_вунец.

5. В каких словах пишется буква о ?

а) Вым_кнуть под дождем;

б) вым_кать в воде;

в) пром_кательная бумага;

г) вым_кать все чернила;

д) м_кать вареник в сметану.

6. В каких словах пишется буква а ?

а) Подр_внять;

б) р_внение;

в) р_внять (дорожки);

г) р_вномерный;

д) р_вновесие.

7. В каких словах пишется буква а ?

а) Оз_рять;

б) пл_вучий;

в) покл_ниться;

г) приг_реть;

д) подр_внять.

8. В каком ряду буква о пишется во всех словах?

а) Оз_рение, з_ря, местопол_жение, скл_нить;

б) соприк_сновение, сотв_рить, накл_нение, предл_жить:

в) безотл_гательный, пл_вление, натв_рить, укл_няться;

г) пог_рячиться, р_сток, раств_рение, выг_рки;

д) зар_сли, предл_гаемый, обг_реть, приск_кать.

9. В каких предложениях буква а пишется во всех словах на месте пропуска?

а) Заг_релый пастух на з_ре гнал корову Зорьку.

б) Р_внина, оз_ренная лучами солнца, предстала перед нами во всем величии.

в) Молодой олень, сделав огромный ск_чок, быстро уск_кал в чащу.

г) Провода не должны были соприк_саться, но от ветра они к_снулись друг друга.

10. В каких словах пишется буква е ?

а) Поч_тать книгу;

б) подн_маться;

в) бл_стать;

г) подст_лить;

Вариант II (для старшеклассников)

1. В каких словах пишется буква а ?

а) Подр_стковый;

б) р_сток;

в) Р_стислав;

г) выр_стить;

д) нар_щение.

2. В каких словах пишется буква о ?

а) ск_кать;

б) выск_чка;

в) ск_чок;

д) подск_чить.

3. В каких словах пишется буква а ?

а) Предл_гать;

б) пол_жение;

в) прил_гательное;

г) предл_жение;

4. В каких словах пишется буква о ?

а) Прик_сновение;

в) к_сательная;

г) к_сание;

д) к_саться.

5. В каком слове пишется буква е ?

а) Соб_раться (в экспедицию);

б) ст_ральный порошок;

в) душеразд_рающий (крик);

г) ум_ротв_рение;

д) прот_реть (глаза).

6. В каком слове пишется буква е ?

а) Бл_стательный (дебют);

б) п_рующие (студенты);

в) зап_раться на ключ;

г) расст_лающийся туман;

д) бракосоч_тание.

7. В каких словах пишется буква о ?

а) Водор_сли;

б) выр_щенный;

в) к_снуться;

г) подск_чить;

д) распол_гаться.

8. В каких словах пишется буква и ?

а) Прод_рется (сквозь заросли);

б) выб_рите корень;

в) заж_гательная (речь);

г) (устойчивое) словосоч_тание;

д) прим_ряющий костюм.

9. В каком ряду буква а пишется во всех словах?

а) Оз_рять, пор_сль, выр_внять, м_кать;

б) к_сательная, попл_вок, обм_кнуть, отр_сль;

в) изл_гать, зар_стать, ур_внение, прекл_няться;

г) к_сание, г_рючие (материалы), распол_гать, пор_вняться;

д) покл_ниться, уг_релый, з_рница, утв_рь.

10. В каком ряду буква и пишется во всех словах?

а) Оп_раться, заст_лать, ум_рать, подб_рет;

б) перест_лить, зап_реть, сж_гать, зам_реть;

в) бл_снуть, отп_реть, зап_рать, оп_реться;

г) раст_рать, выб_рать, бл_стать, соб_раться;

д) заж_гать, расст_латься, разд_рать, выч_т.

11. В каком предложении допущена орфографическая ошибка?

а) Первое время Муму была очень слаба, тщедушна и собой некрасива, но понемногу справилась и выровнялась.

б) Подскочив от испуга, заяц перескочил яму и обскакал бегущих собак.

в) Он долго выбирал поплавок и блисну.

г) Заря запылала пожаром и охватила полнеба.

д) Обломов взял перо, обмакнул в чернильницу, но чернил не было.

Т.В. РЕБЯЗИНА,
М.В. МИХЕЕВА,
школа № 171,
г. Москва

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) р..скошный, прис..гать, гр..за

2) покл...ниться, з..ря, р..стовщик

3) арб..траж, спец...алист, л..гушка

4) заск..чить, оз..рённый, приг..реть

5) с..реневый, вл..жение, р..сти

Формулировка задания прошлого года:

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

дел..гат

м..ридиан

сер..ал

р..гламент

подж..гать

Правильный ответ: поджигать.

Задание 9 (бывшее задание 8) в 2019 году изменилось: для его выполнения нужно определить правописание 15-ти слов и выбрать те строки, в которых все три слова пишутся в соответствии с правилом, указанным в задании.

Обращаем внимание на то, что в формулировке задания может быть предложено одно из трёх правил:

Правописание корней с проверяемой безударной гласной;

Правописание корней с чередующейся гласной;

Словарные слова с непроверяемыми безударными гласными в корне, правописание которых следует запомнить.

В ответ выписываем не слова, а номера строк.

Важная особенность задания 2019 года - ответов может быть больше двух (от 2х до 4х). Так реализуется принцип неопределённой множественности ответов. По мнению составителей экзаменационных вариантов, этот принцип исключает использование при выполнении задания метода угадывания и помогает более точно определить уровень знаний выпускника.

Если в ответ записаны не все номера или выписан хотя бы один лишний, задание оценивается 0 баллов. За верное выполнение задания дается 1 балл.

Что нужно знать для правильного выполнения задания:

1. правописание корней с проверяемой безударной гласной;

2. правописание корней с чередующейся гласной;

3. словарные слова с непроверяемыми безударными гласными в корне, правописание которых следует запомнить.

1.Проверяемые безударные гласные буквы в корне слова

В безударном положении в корне слова пишется та же гласная буква, что и под ударением в однокоренных словах или формах этого слова. Примеры: сериал - многосерийный; выстиранный - стирка; смиренный - смирный; зачарованный - чары; честолюбивый - честь.

Проверка безударной гласной буквы в корне возможна только путём подбора формы одного и того же слова. Для этого надо:

у имён существительных изменить число: весна - весны, паруса - парус;

у имён прилагательных заменить полную форму краткой: нагой - (он) наг, босой - (он) бос;

у глаголов:

изменить число: (я) брожу - (мы) бродим;

изменить время: показал - покажет;

изменить род (у глаголов прошедшего времени): отвела - отвёл.

При подборе однокоренных слов следует различать слова, близкие по звучанию, но различные по значению и написанию. Правильный подбор проверочного слова к ним зависит от смысла исходного слова:

старожил нашего города (старый житель) - он сторожил склад (сторож);

умалять значение (делать малым) - умолять о пощаде (он молит о пощаде);

прославлять героя (слава) - благословить на подвиг (сказать благое слово);

раздражать поведением (кто-то дразнит) - задрожать от холода (дрожь);

покарать врага (кара) - покорить природу (покорный) - укорять за лень (укор);

разредить морковь (редкий) - разрядить ружье (разряд);

посветить свечой (свет) - посвятить стихотворение (святость);

пристежной воротник (пристёгивать) - пристяжная лошадь (стягивать);

флаг развевается (веять) -ребенок развивается (развитие);

навевать печаль (навеять) - навивать локоны (навить);

утешать ласково (утешить) - утихать постепенно (утихнуть);

примерять пальто (примерка) - примирить врагов (мир);

скрепя сердце (скрепка) - скрипеть стулом (скрип);

увидать издали (увидит) - увядать без влаги (увянуть).

Примечание:

Нельзя проверять гласную в корне глагола одного вида подбором проверочного слова - глагола противоположного вида

(неправильно: опоздать - опаздывать, раскроить - раскраивать;

правильно: опоздать - поздно, раскроить - кройка).

2.Чередующиеся гласные в корне слова

3.Непроверяемые безударные гласные в корне слова

Список наиболее часто встречающихся в тестах слов с непроверяемыми безударными гласными в корне, правописание которых следует запомнить:

А: авангард, авантюра, адвокат, альманах, аннотация, аномалия, антагонизм, апартаменты, аплодисменты, апелляция.

Б: багаж, бойкот.

В: вакансия, ватрушка, ветеринар, винегрет.

Г: габариты, гарнизон, горизонт.

Д: дезертир, декларация, дефицит, дилетант, директива, досконально.

И: игнорировать, иждивенец, интеллигентный.

К: кавычки, каламбур, каморка, карнавал, катастрофа, коварный, колдовать, комбинезон, компетентный, компоновать, компромисс, конфорка, корифей.

Имеются корни, в которых написание букв на месте безударных гласных не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции. К ним относятся следующие корни с чередующимися гласными.

1. Корни с буквами а и о .

гар – гор. буква о , хотя под ударением – а , напр.: гореть, нагореть, угореть, выгорать, загорелый, погорелец, горючий ; но: гарь, загар, нагар, угар . Исключения (гар без ударения): выгарки, изгарь, пригарь, гаревой (наряду с вариантом гаревый ).

зар – зор. На месте безударного гласного пишется а : заря, зарница, заревой, озарить, озаряться, озарение, зарянка (птица), заряница ; под ударением – а и о , ср.: зарево, лучезарный, светозарный и зори (мн. ч. слова заря ), зорька, зоренька, зорюшка, зоря (военный сигнал, обычно в выражении бить или играть зорю ).

кас – кос. В этом корне пишется а , если после корня следует а ; в остальных случаях пишется о : ср. касаться, касание, прикасаться, касательство, касательно , но коснуться, прикоснуться, соприкосновение, неприкосновенный (под ударением гласный корня не встречается).

клан – клон. На месте безударного гласного пишется о , напр.: поклониться, наклонить, преклонить, склониться, отклоняться, преклоняться, преклонение, склонение ; под ударением – о и а : ср. поклон, наклон, наклонится, склонный, непреклонный и кланяться, раскланяться, откланяться .

крап – кроп. Без ударения пишется буква о в словах со значением ‘покрывать каплями, брызгами’: кропить, кропление (от кропить ), окропить, окроплённый, окроплять ; буква а – в словах со значением ‘покрывать мелкими пятнышками, точками’: краплёный, крапление (от крапать в значении ‘покрывать крапинами, наносить крап’), вкрапление . Под ударением – только а: крапать, крапина, крапинка, вкрапить, вкрапленный, крап .

лаг – лог – лож. На месте безударного гласного перед г пишется а , перед ж о , напр.: излагать, облагать, предполагать, прилагать, разлагать, безотлагательный, отлагательство, влагалище, прилагательное, слагаемое, стихослагатель , но: заложить, изложить, отложить, положить, предложить, приложить, изложение, положение, предложение, стихосложение, обложной, отложной . Под ударением всегда о : налог, залог, подломг, подложный, положит, положенный . В слове полог , где корень -лог- в современном языке уже не выделяется, без ударения перед г пишется о .

мак – мок – моч. На месте безударного гласного пишется перед к буква а в словах со значением ‘окунать, погружать в жидкость’: макать, макнуть, обмакнуть ; буква о – в словах со значением ‘становиться мокрым’: намокать, отмокать, обмокать, промокать (под дождём ), в словах, производных от мокрый (напр., мокроватый, мокрота, мокрота, мокрица ) (под ударением – в словах мокрый, мокнуть, намокнуть, промокнуть и т. п.), и в словах со значением ‘осушать чемн. впитывающим влагу’: промокать, промокнуть, промокательный, промокашка . Перед ч – всегда буква о , напр.: мочить, намочи, промочу, вымоченный (ср. под ударением: мочит, смоченный ) о глаголах на -ивать типа смачивать, вымачивать .

пай – пой (в глаголе паять и однокоренных словах). Без ударения пишется а : паять, запаять, распаяться, паяльник и т. п. Под ударением – а и о : ср. запаянный, запайка, спайка, спайный и припой, напой .

плав – плов. Без ударения пишется а : плавучий, плавник, поплавок, плавун (трава; жук; водяной опоссум), плавунец (жук), плавунчик (птица), сплавлять, сплавной, на плаву, наплавной ; но: пловец и пловчиха с буквой о . Под ударением – только а : плавать, лесосплав .

В слове плывун (грунт) пишется буква ы , как и в других словах, производных от глагола плыть – плыву: наплывать, подплывать, расплываться и т. п.

равн – ровн. Буква а пишется в словах, связанных по значению с прилагательным равный ‘одинаковый’, напр.: равнять (кого-что-н. с кемчем?н.), равняться (чему-н. или с кем-чем-н.), приравнять, поравняться, сравнить (ся ), сравнение, сравняться (в чем-н.), сравнять (счёт), подравнять, выравнять (напр., строчки – ‘сделать равными по длине’), уравнять, уравнение, уравниловка, равноправный, равносильный, равноценный, равновесие, равноденствие, наравне, равно .

Буква о пишется в словах, связанных по значению с прилагательным ровный ‘гладкий, прямой, без неровностей’, напр.: ровнять (грядку, поверхность дороги), заровнять, разровнять, подровнять, выровнять (сделать ровным, гладким, прямым).

Однако в словах поровну, ровесник , связанных по значению с равный , пишется буква о ; в слове равнина , связанном по значению с ровный , – буква а . В словах с неясной соотнесенностью пишутся: буква а – в глаголе равняться (в шеренге, при построении) и производных от него словах равнение, подравняться, выровняться (в строю); буква о – в сочетании не ровён час , в слове уровень .

разн – розн. В многочисленных сложных словах с первой частью разно- (разнородный, разносторонний, разноголосица и т. п.) без ударения пишется буква а , в слове порознь – буква о . Под ударением – а (разный, разница, разниться ) и о (рознь, розниться, разрозненный ).

рос(т) – рас(т) – ращ. На месте безударного гласного пишется:

а) перед с (без последующего т ) – буква о : росла, росли, вырос, выросший, заросль, поросль, водоросль, недоросль ; исключение – отрасль и производные от него (отраслевой, межотраслевой, многоотраслевой );

б) перед ст – буква а , напр.: расти, расту, растить, подрасти, вырасти, вырастить, вырасту, вырастать, прорастить, произрастать, нарастать, возрасти, возрастать, возраст, растение, растительность, дикорастущий ; исключения: росток, ростовой, ростовщик, вырост, выростной, выросток, заросток, прорость, подростковый (наряду с вариантом подростковый );

в) перед щ всегда а , напр.: ращу, выращу, выращенный, приращать, наращение, сращение .

Под ударением перед с (с последующим т и без него) – только о , напр.: рост, нарост, отросток, подросток, переросток; рос, зарос, подросший, рослый, дикоросы .

скак – скок – скач – скоч. Если корень оканчивается на к , то а , напр.: скакать, прискакать, ускакать, скакнуть, скакалка, скакун, на скаку, скаковой , хотя под ударением – о , напр.: скок, наскок, отскок, поскок, соскок .

Если корень оканчивается на ч , то пишутся: буква а в формах глагола скакать и производных от него глаголов (напр.: скачу, скачи, обскачу, обскачи, поскачу, поскачи ), а также в слове скачок (проверкой служат формы тех же глаголов – напр., скачет, поскачем , и производные скачка, вскачь ); буква о – в приставочных глаголах на скочить (напр.: вскочить, вскочу, вскочи, выскочить, выскочу, выскочи, соскочить, подскочить ) и в слове выскочка (проверка – формами тех же глаголов, кроме выскочить: вскочит, соскочат и т. п.).

Ср.: проскачу (сто вёрст), проскачи (формы глагола проскакать, проскачет) и проскочу, проскочи (формы глагола проскочить, проскочит ); подскачу, подскачи (формы глагола подскакать, подскачет ‘приблизиться вскачь’) и подскочу, подскочи (формы глагола подскочить, подскочит ‘быстрым движением приблизиться к кому-чему-н. или резко подняться’).

твор – твар. В словах творить, творение, творец, сотворённый, вытворять и др. без ударения пишется буква о ; под ударением – не только о (творческий, творчество ), но и а (тварь, тварный ). В слове утварь , где корень -твар- в современном языке уже не выделяется, без ударения пишется а .

2. Корни с буквами и и е .

блес(к, т) – блещ – блист. На месте безударного гласного пишутся буквы и и е : и – перед ст при последующем ударном а , напр.: блистать, блистает, блистающий, блистание, блистательный, заблистать; е – в остальных случаях, напр.: блестеть, блестит, блестящий, блестя, блеснуть, заблестеть, проблеснуть, блесна, отблеск, проблеск, блещу, блещи, блеща . Под ударением – е и ё : блеск, блещет, блещущий; поблёскивать, отблёскивать, проблёскивать, блёстки .

вис – вес. На месте безударного гласного пишется буква и в глаголе висеть (висит, вися ) и производных от него (повисеть, отвисеться и т. п.), а также в приставочных глаголах с общей частью -висать : повисать, нависать, свисать и т. п. (ср. под ударением: виснуть, повиснуть, зависнуть ); буква е – в словах вывесить, вывеска, подвесной, навесной, на весу (ср. под ударением: повесить, подвесить, свесить ).

лип – леп. В словах прилипать, налипать и т. п. в безударном положении пишется буква и (ср. под ударением: липкий, прилипнуть ), а в словах лепить, прилепить, налепить и т. п. – буква е (ср. под ударением: лепит, прилепит, лепка ).

сид – се(д). На месте безударного гласного пишутся: буква и – перед мягким согласным д – в глаголе сидеть (сидят, сиди ) и производных от него (просидеть, засидеться, сиделка, посиделки и т. п.); буква е – перед твердым д : седок, седло (в последнем в формах мн. ч. – ё : сёдла ), седлать, седалище, седалищный, восседать, заседать, наседать, приседать, заседатель, председатель , а также – перед мягким д – в производных от слова седло (седельный, седельник, чересседельник, седельце ). Под ударением – и и е , напр.: сидя, отсидка, усидчивый; сесть, присесть, села, домосед, непоседа, наседка, присед ; в формах глагола сесть и приставочных – также а (на письме я ): сяду, сядь, присядут .

В глаголах с общей частью -нимать (например, занимать, донимать, обнимать, отнимать, поднимать, снимать, понимать, унимать ), которым соответствуют глаголы совершенного вида на -нять (занять, принять, поднять, понять, унять и т. п.), пишется после н на месте безударного гласного буква и ; то же в глаголе вынимать (сов. вид вынуть ). В некоторых глаголах этой группы безударный гласный корня может быть проверен ударным и в формах типа отнимет, поднимет, снимет (это формы глаголов на -нять ), редко – в производных словах: снимок, в обнимку .

Буква и на месте безударного гласного пишется также в корне глаголов заклинать и проклинать. В соответствующих глаголах совершенного вида и других однокоренных словах пишется (как в безударном положении, так и под ударением) буква я : проклясть, проклянёт, клясть, клял, заклятие, проклятие и т. п.

В ряде корней глаголов имеется безударный беглый гласный, который передается на письме (после мягких согласных и шипящих) буквой и и (в части этих корней) буквой е . Буква и пишется (обычно в глаголах несовершенного вида), если сразу после корня стоит под ударением гласный а ; в остальных случаях (при отсутствии ударного а после корня) на месте беглого гласного пишется буква е .

Ниже в перечне глаголов для каждого корня сначала приводятся глаголы с беглым гласным, передаваемым буквой и , затем – формы и слова с буквой е (если такие формы и слова имеются), наконец – формы и слова, где беглый гласный корня отсутствует.

Перечень (по алфавиту корней, приставочные глаголы приводятся выборочно):

выби рать, заби рать, разби рать, поби раться – бе ру, бе ри, выбе ри, забе ру – брать, выбрать, забрать ;

взи мать – возьму ;

переви рать, зави раться – врать, переврать, завраться, вру, перевру, заврётся ;

зади рать, разди рать, приди раться, уди рать – де ру, де ри, заде ру, разде ру, уде ру – драть, разодрать, придраться, удрать ;

выжи гать, прожи гать, обжи гать, отжи гать, разжи гать – выже г (прош. время), выже чь – жгу, выжгу, прожгу ;

ожи дать, пережи дать, поджи дать – ждать, переждать, подождать, жду, пережду, подожду ;

зажи мать, прижи мать – жму, сожму, прижму ;

нажи нать, пожи нать – жну, нажну, пожну ;

пожи рать, обжи раться – жрать, пожрать, обожраться, жру, пожру, обожрётся ;

запи наться – запнуться, запнусь ;

взи рать, надзи рать, ози раться, прези рать – созе рцать – зреть (‘смотреть, видеть’, устар.), прозреть, узреть, зрю, прозрю, узрю, зрение, презрение ;

подми нать, сми нать, разми нать – мну, подомну, сомну, разомну ;

зами рать, поми рать, уми рать – заме реть, поме реть, уме реть, заме р, уме р, заме рший – мрут, замру, помру, умру; пинать – пнуть, пну ;

запи рать, отпи рать, упи раться – запе реть, запе р, взапе рти, отпе реть, упе реться, пе рила – запру, отопру, упрётся ;

поми нать, вспоми нать, запоми нать, припоми нать – помнить, вспомнить, запомнить, вспомню, запомню ;

попи рать – попрать, попрут ;

препи раться – прения, распря ;

прости рать (протягивать (руки); распространять), прости раться – просте реть, просте реться – простру, прострётся (устарелые формы);

распи нать – распну ;

сози дать – создать ;

высти лать, засти лать, рассти лать – сте лить, высте лить, засте лить, посте лить, рассте лить – стлать, выстлать, застлать, постлать, разостлать ;

нати рать, расти рать, зати рать – те реть, нате реть, расте реть, зате реть – тру, натру, разотру, трение ;

начи нать, зачи нать – начну, зачну ;

вычи тать, счи тать (вести счет), пересчи тать, просчи тать, рассчи тать – выче т, выче сть, выче л – вычту, сочту (сосчитаю), начту, перечту (пересчитаю);

почи тать (относиться с почтением), предпочи тать – поче сть – чтить, почтить, чту, почту, предпочту, почтенный, почтение, почтительный, предпочтение ;

Пишется буква е в словах сочетать, сочетание , которые не являются однокоренными ни с одной из приведенных групп слов с корнем -чит- .

Так же, с буквой и в корне, пишутся отглагольные производные слова, в которых сохраняется после корня с беглым гласным ударный гласный а , например: ожидание, умирание, воспоминание, созидание, растирание, вычитание, избиратель, пожиратель, надзиратель, зачинатель, почитатель, выжигальщик, зажигалка, зажигательный, завиральный, поминальный .

Буква и в корне пишется в глаголах вычитать и высчитать с ударной приставкой вы- , где гласный, передаваемый буквой а , оказывается безударным. Буква и пишется также в существительных, производных от глаголов на -ать , где ударный а не сохраняется: обжиг, отжиг, розжиг, выжимка, выдирка, побирушка, затируха. В слове неразбериха (ср. не разберёшь ) пишется буква е .

Не следует проверять гласную в корнях глаголов на -ать с беглым и – задирать, обжигать, выжимать, обжираться, умирать, упираться, простираться, расстилать, натирать, пересчитать, предпочитать, прочитать и т. п., а также производных от них существительных типа обжиг, выжимка словами тех же корней с ударным е или о (на письме – е , ё или о ) – такими, как например: обжечь, умерший, расстелет, постель, перечесть ‘пересчитать’, предпочесть, прочесть, гвоздодёр, обжёг (глагол), ожог (сущ.), жом, обжора, мёрли, упёрлась, простёрлась, натёр, тёрка, пересчёт, просчёт, почёт, предпочёл, прочёл, перечёл (перечитал), начётчик.

В словах, однокоренныхс поминать, вспоминать, помнить – в глаголах помянуть, вспомянуть, упомянуть, пишется в безударном положении буква я (то же под ударением: помянет, вспомянет, упомянуты и т. п.).

Основной частью в слове является корень. Он объединяет общим значением все родственные слова, определяя смысловую связь между ними. Такие слова мы называем однокоренными, подразумевая одинаковость в них данной морфемы.

Однако при внимательном рассмотрении оказывается, что выглядит и звучит она далеко не всегда одинаково. Корни с чередованием и согласных представляют собой разновидности одной и той же языковой единицы, хотя иногда с первого взгляда об этом сложно даже догадаться – настолько они могут оказаться непохожими внешне или разойтись по значению в процессе развития языка.

Правописание корней с чередованием гласных нетрудно освоить, если разобраться в некоторых нюансах. Неясными в корнях могут быть как гласные, так и согласные, но большинство правил связано именно с первыми, поскольку вариантов их правильного выбора гораздо больше.

Важно! Перед началом проверки гласных в корне слова необходимо определить, к какой разновидности они относятся, и в зависимости от этого выбирать правило для проверки.

Гласные, требующие проверки, можно разделить на 4 типа:

  • Проверяемые. Для их верного написания подбирается проверочное слово, где они ясно слышны под ударением (гора́ – го́рка).
  • Непроверяемые. Здесь поможет либо заучивание, либо орфографический словарь. Иногда подспорьем служит знание этимологии слова, но справочная литература в данном случае надежнее (палиса́дник).
  • Выбираемые. Их правописание определяется правилами, как, например, при выборе между и – ы после (искать – подыскать – поискать).
  • Чередующиеся. Именно чередование гласных в корне слова рассматриваются в данной статье.

Чередующиеся гласные в корне слова по способу их проверки подразделяются на четыре группы. Критерием выбора могут служить:

  • последующие согласные;
  • наличие суффикса -а- ;
  • ударность/безударность;
  • оттенки значения.

Корни с чередованием, проверяемым с помощью конечных согласных

К случаям чередования гласных в корне слова относятся -раст-(-ращ-)//-рос-, где перед сочетанием ст или перед щ следует писать а, а если на конце одна лишь с, без последующей т, то перед ней может оказаться только о (разрастаться – выращенный – поросль).

Из этого правила существует пять исключений. К ним относятся два имени собственных – название города Ростов и имя Ростислав, а также нарицательные – ростовщик и росток. В них вместо полагающейся по правилу а пишется о. Есть и противоположный вариант, где вместо требуемого нормами о следует писать а – отрасль.

В данную группу корней часто включают и -лаг-//-лож-, однако о нем будет сказано отдельно.

Слова с чередующимися гласными, зависящими от наличия суффикса -а-

Присутствие данного суффикса в слове определяет выбор:

  • гласной и

изберет – избирает

раздерешь – обдирать

выжег – разжигаю

презреть – надзирать

замерший – отмирание

подпереть – препираться

подстели – застилает

обтереть – растирать

вычтет – вычитание

блестит – блистающий;

  • гласной а

Кос-//-кас- (прикоснуться – касательная);

  • сочетания -им-, -ин- на месте а(я) и, в некоторых случаях, форм с нулевым звуком

сжать – нажми – прижимать

поднять – нанимать

клятва – заклинатель

начало – начни – зачинатель

помятый – мнут – разминать

Чередующаяся гласная корня -лаг-//-лож- может быть определена с помощью обоих указанных выше правил. С одной стороны, она привязана к последующей согласной, но с другой стороны, за формой -лаг- всегда следует суффикс -а-.

Чередование гласных в корне слова в зависимости от ударения

Важно! Гласные в сильной позиции, то есть под ударением, в проверке не нуждаются. Регламентировать написание есть необходимость там, где на слух букву не определить.

Таким образом, в следующих случаях чередующиеся гласные в корне слова выбираются по принципу: «Если непонятно, что писать, пишется о». При этом совершенно не играет роли, какой звук слышен на этом месте в ударном положении.

Гор-//-гар- (загоре́лый)

Клон-//-клан- (склони́ться)

Коп-//-кап- (вы́копать)

Молч-//-малч- (промолча́ть)

Морг-//-марг- (проморга́ть)

Позд-//-пазд- (опозда́ние)

Порх-//-парх- (вы́порхнуть)

Стой-//-стай- (состоя́ться)

Твор-//-твар- (творе́ние)

Толк-//-талк- (столкну́ть)

Тороп-//-торап- (заторопи́ться).

Существует также один пример, в котором действует обратный закон: в сомнительных случаях (без ударения) пишется а:

Зар-//-зор- (заря́).

Исключением из правила написания таких слов с чередующимися гласными в корнях являются несколько диалектных и специальных вариантов: вы́гар (вы́гарь), и́згарь, вы́гарки, при́гарь – имеют в безударном положении а, зорева́ть – о, в отличие от остальных родственных слов.

Правописание корней с чередованием по оттенкам основного смысла

Выбор некоторых чередующихся гласных в корне слова связан с оттенком общего значения. Приведенная ниже таблица поможет верно написать слова с чередующимися гласными, относящиеся к данной разновидности.

Варианты корня Значение Примеры
-мак- Погружение в жидкость.

Способность пропускать жидкость, пропитываться ею.

обмакнуть печенье в чай

промокать под ливнем

-плав- Способность держаться на плаву.

Направленное движение в потоке или с потоком.

Совмещение обеих предыдущих функций.

плавучий остров

подплывать к берегу

состязания пловцов

-скак- Многократность или длительность действия.

Однократность.

поскакать на лошади

вскочить с муравейника

Искл.: скачок

-равн- Связано по смыслу с понятием равенства (одинаковости).

Восходит к понятию «ровный» (прямой, гладкий).

квадратное уравнение

разровнять песок

Иногда к исключениям из этого правила относят слово «равнина» и команду «Равняйсь!», однако, если вдуматься, они вполне соответствуют нормам. Равнина не является ровной поверхностью – это обширное пространство, на котором могут быть овраги, ухабы и другие неровности, но она равна по высоте уровню моря. А армейская команда призывает не просто построиться ровно – она обозначает требование встать всем одинаково.

Полезное видео

Подведем итоги

Знание правил – основное условие грамотного письма, но не менее важно умение ограничить область их применения. В данном случае – отличить корни с чередованием гласных от омонимичных, то есть выглядящих так же, но имеющих другое лексическое значение. Например, в ставящей в тупик иностранцев фразе «За морской косой косил Косой своей косой и старой косой» большинство слов имеет морфему -кос-, однако ни одно из них по смыслу не связано с прикосновением. Так что в данном случае для их проверки требуется всего лишь подобрать ударные варианты.