Пояс богини дианы его значение. Портрет дамы, Диана

deus "бог") в римской мифологии - богиня растительного и животного мира, охоты, женственности и плодородия, родовспомогательница, олицетворение Луны ; соответствует греческим Артемиде и Селене .

Позднее Диану также стали отождествлять с Гекатой . Диану ещё называли Тривией - богиней трёх дорог (её изображения помещались на перекрёстках), это имя толковалось как знак тройной власти: на небе, на земле и под землёй. Также Диану отождествляли с карфагенской небесной богиней Целестой . В римских провинциях под именем Дианы почитали местных духов - «хозяек леса».

С храмом Дианы на Авентине связано предание о необыкновенной корове, владельцу которой было предсказано, что тот, кто принесёт её в жертву Диане в этом храме, получит власть над Италией . Царь Сервий Туллий, узнав об этом, хитростью завладел коровой, принёс её в жертву и прикрепил рога к стене храма.

Викка

Сегодня есть ветвь Викки, названная Дианической (англ. Dianic Wicca ), которая характеризуется чрезвычайным фокусом на женском аспекте Божества . Имя Дианы также используется как третье божественное имя в викканском энергетическом пении - «Изида Астарта Диана Геката Деметра Кали Инсанна».

Стрегерия

В Италии «старая религия» Стрегерия включает в себя богиню Диану, как Королеву ведьм; ведьмы - мудрые женщины, целительницы. Там говорится, что Диана создала мир из себя, имея в себе семена всех созданий, которые были и будут. Так же было сказано, что вне себя она разделила свет и тьму, оставив для себя тьму и создав своего брата Аполлона, свет. Диана была любима и правила вместе со своим братом Аполлоном, богом солнца .

В языке

Как румынское слово для обозначения фей , Zânǎ , так и леонское слово для «водной нимфы» ксана , вероятно, происходят от имени Дианы.

В искусстве

См. также

Напишите отзыв о статье "Диана (богиня)"

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ссылки

  • Диана (мифологич.) // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М . : Советская энциклопедия, 1969-1978.

Примечания

Отрывок, характеризующий Диана (богиня)

Лицо ее вдруг разгорелось, выражая отчаянную и веселую решимость. Она привстала, приглашая взглядом Пьера, сидевшего против нее, прислушаться, и обратилась к матери:
– Мама! – прозвучал по всему столу ее детски грудной голос.
– Что тебе? – спросила графиня испуганно, но, по лицу дочери увидев, что это была шалость, строго замахала ей рукой, делая угрожающий и отрицательный жест головой.
Разговор притих.
– Мама! какое пирожное будет? – еще решительнее, не срываясь, прозвучал голосок Наташи.
Графиня хотела хмуриться, но не могла. Марья Дмитриевна погрозила толстым пальцем.
– Казак, – проговорила она с угрозой.
Большинство гостей смотрели на старших, не зная, как следует принять эту выходку.
– Вот я тебя! – сказала графиня.
– Мама! что пирожное будет? – закричала Наташа уже смело и капризно весело, вперед уверенная, что выходка ее будет принята хорошо.
Соня и толстый Петя прятались от смеха.
– Вот и спросила, – прошептала Наташа маленькому брату и Пьеру, на которого она опять взглянула.
– Мороженое, только тебе не дадут, – сказала Марья Дмитриевна.
Наташа видела, что бояться нечего, и потому не побоялась и Марьи Дмитриевны.
– Марья Дмитриевна? какое мороженое! Я сливочное не люблю.
– Морковное.
– Нет, какое? Марья Дмитриевна, какое? – почти кричала она. – Я хочу знать!
Марья Дмитриевна и графиня засмеялись, и за ними все гости. Все смеялись не ответу Марьи Дмитриевны, но непостижимой смелости и ловкости этой девочки, умевшей и смевшей так обращаться с Марьей Дмитриевной.
Наташа отстала только тогда, когда ей сказали, что будет ананасное. Перед мороженым подали шампанское. Опять заиграла музыка, граф поцеловался с графинюшкою, и гости, вставая, поздравляли графиню, через стол чокались с графом, детьми и друг с другом. Опять забегали официанты, загремели стулья, и в том же порядке, но с более красными лицами, гости вернулись в гостиную и кабинет графа.

Раздвинули бостонные столы, составили партии, и гости графа разместились в двух гостиных, диванной и библиотеке.
Граф, распустив карты веером, с трудом удерживался от привычки послеобеденного сна и всему смеялся. Молодежь, подстрекаемая графиней, собралась около клавикорд и арфы. Жюли первая, по просьбе всех, сыграла на арфе пьеску с вариациями и вместе с другими девицами стала просить Наташу и Николая, известных своею музыкальностью, спеть что нибудь. Наташа, к которой обратились как к большой, была, видимо, этим очень горда, но вместе с тем и робела.
– Что будем петь? – спросила она.
– «Ключ», – отвечал Николай.
– Ну, давайте скорее. Борис, идите сюда, – сказала Наташа. – А где же Соня?
Она оглянулась и, увидав, что ее друга нет в комнате, побежала за ней.
Вбежав в Сонину комнату и не найдя там свою подругу, Наташа пробежала в детскую – и там не было Сони. Наташа поняла, что Соня была в коридоре на сундуке. Сундук в коридоре был место печалей женского молодого поколения дома Ростовых. Действительно, Соня в своем воздушном розовом платьице, приминая его, лежала ничком на грязной полосатой няниной перине, на сундуке и, закрыв лицо пальчиками, навзрыд плакала, подрагивая своими оголенными плечиками. Лицо Наташи, оживленное, целый день именинное, вдруг изменилось: глаза ее остановились, потом содрогнулась ее широкая шея, углы губ опустились.
– Соня! что ты?… Что, что с тобой? У у у!…
И Наташа, распустив свой большой рот и сделавшись совершенно дурною, заревела, как ребенок, не зная причины и только оттого, что Соня плакала. Соня хотела поднять голову, хотела отвечать, но не могла и еще больше спряталась. Наташа плакала, присев на синей перине и обнимая друга. Собравшись с силами, Соня приподнялась, начала утирать слезы и рассказывать.
– Николенька едет через неделю, его… бумага… вышла… он сам мне сказал… Да я бы всё не плакала… (она показала бумажку, которую держала в руке: то были стихи, написанные Николаем) я бы всё не плакала, но ты не можешь… никто не может понять… какая у него душа.
И она опять принялась плакать о том, что душа его была так хороша.
– Тебе хорошо… я не завидую… я тебя люблю, и Бориса тоже, – говорила она, собравшись немного с силами, – он милый… для вас нет препятствий. А Николай мне cousin… надобно… сам митрополит… и то нельзя. И потом, ежели маменьке… (Соня графиню и считала и называла матерью), она скажет, что я порчу карьеру Николая, у меня нет сердца, что я неблагодарная, а право… вот ей Богу… (она перекрестилась) я так люблю и ее, и всех вас, только Вера одна… За что? Что я ей сделала? Я так благодарна вам, что рада бы всем пожертвовать, да мне нечем…

Мифы о богах до сих пор не внесли ясность в то, что же происходило в действительности на Олимпе. Кто управлял Древней Грецией и Древним Римом? Какие у народа того времени были правители, и кто отвечал за красоту, плодородие, охоту, войну и т. д.?

Точно также до сих пор не известно, кем была богиня Диана. Она имеет огромное символическое значение для культуры Рима. В других культурах получила другое имя, но все же осталась узнаваема, благодаря определенным чертам как во внешности, так и в характере.

Кто такая?

Известно, что греческая богиня Диана имела другое имя, часто в этой культуре её именовали как Артемида или Селена. Так же иногда отождествляли этого персонажа с Гекатой. В Риме же эта богиня отвечала за растения и животных, имела отношение к охоте, также была олицетворением женственности, плодородия. По некоторым данным имела отношение к Луне.

Отождествления

В Греции Диану называли Артемидой или Селеной. Было также сравнение её с Гекатой. Последняя была замечена в связи с Дикой охотой. Чуть позже стали называть Диану и Тривией. Последняя была богиней трех дорог. Именно поэтому часто её изображали на распутье. Тривия была символом тройной власти: под землей, на земле и небе.

Часто Диану сравнивали и с итальянским фольклором. Предполагали, что существующий культ ведьм почитал эту богиню и взывал к ней.

Рабское почитание

Богиня Диана была известна и рабам. Изначально в Риме Диану не признавали и считали её появление «иностранным веянием». Поэтому среди элиты она не была известна. За то рабы её боготворили, так как знали, что в храме Дианы они обладают неприкосновенностью.

Этот храм появился после того, как Сервий Туллий стал царем, благодаря богине. Он был рожден в рабстве, а став правителем, посвятил её храм на холме Авентин. Каждый день рождения этого святого места считался праздником рабов.

Сервий Туллий почитал Диану потому, что как то раз услышал предание, что тот, кто словит необыкновенную корову и принесет её в жертву богини, получит власть в Италии. Будущий царь узнал об этом и хитростью совершил обряд. Позже прикрепил рога коровы к стене храма.

Внешний вид

Богиня Диана в мифологии, независимо от культуры, имела практически одинаковый внешний вид. Её изображали статной и грациозной. На ней была надета короткая туника, а волосы были подобраны сзади.

Атрибутами всегда были одни и те же предметы. Обычно они были связаны с охотой: лук, колчан, дротики. Кроме того, часто рядом с ней замечали собак. Так как её часто называли богиней Луны, то ее иногда отображали с полумесяцем на голове.

Также часто её называли богиней целомудрия, а поэтому не редко можно встретить у неё щит, который защищал её от стрел Амура. Тем самым Диана доказывала свою персонификацию целомудрия. Позже в культуре отображали богиню, наказывающую Купидона.

Охотница

То, что Диана богиня охоты, является самым распространенным мнением. Это связано со многими фактами. Часто её отображали с охотничьими собаками, которые преследуют животное. Чаще всего жертвой служил олень. Хотя это животное не случайно. В легенде есть объяснение его появления.

Как-то раз, молодой охотник Актеон гулял по лесу и наткнулся на грот. Он увидел, как Диана купается со своими спутницами. Из-за того, что он без зазора совести смотрел на божественную наготу, поэтому был превращен в оленя, которого съели свои же собаки.

Кроме того, богиня Диана была примечена в группе с нимфами и сатирами. Иногда художники изображали, как она возвращается с охоты, неся добычу. После этого она отдыхает, а вокруг неё много оружия и убитой дичи.

Диану связывали и с мифами о Дикой охоте. Это явление впервые было описано у скандинавов. Дикой охотой они называли группу призрачных всадников, которые неслись по небу со сворой собак. В Средние века люди считали, что в эту группу входят ведьмы, над которыми правит Геката, которую часто отождествляли именно с Дианой.

Лунный характер

Изначально многие считали, что богиня Луны - Диана. Лишь со временем на неё были перенесены черты Артемиды, которые и обозначили её как охотницу. Кроме того, считается, что её характер меняется в зависимости от фаз луны: Диана, Яна, Янус.

Кстати, существовала теория, предложенная Публием Фигулом, что Апполон - это олицетворения Януса, а его сестра Диана - Яна, получила букву «д» в имени для благозвучия. Поэтому Янус часто уподобляется небу, солнцу и луне.

Отсюда можно провести и параллель, которая ведет со «старой религии» Италии Страгерии. Поверья гласили о богине Диане, как Королеве ведьм. Но ведьмы в этом случае имели лишь положительный контекст. Они были мудрыми женщинами и целительницами. В то же время, речь шла о том, что Диана создала мир из себя. Ей пришлось разделиться на свет и тьму. Для себя она оставила тьму, а вот создав своего брата Аполлона, подарила ему свет. Поэтому Диану часто считают луной, так как это темный символ, а Аполлон остается светлым богом Солнца.

Кстати, богиня Диана встречается и в виртуальном мире - в игре League of Legends. Там она является богиней Луны. Что еще раз доказывает её причастность к этому «титулу».

Искусство

Богиня Диана была очень известна всему миру, а поэтому не раз упоминалась в произведениях искусства. Так в 1-2 веке до нашей эры появилась необычная мраморная статуя, посвященная этому персонажу мифологии. Она называется Диана Версальская. Также иногда её именуют как Диана-охотница. Эта скульптура является воспроизводящей творение одного из раннеэллинистических скульпторов.

Вообще скульптура отображает Артемиду, которая пытается из колчана достать стрелу, а левой рукой удерживает, либо гладит олененка. Сейчас эту статую можно найти в Лувре. Туда она попала в 1798 году.

Так же в культуре сохранились две картины Тициана: «Диана и Актеон», а также «Диана и Каллисто». Первая отображает знаменитую мифологическую историю, которая рассказывает о купаниях Дианы и об охотнике Актеоне, который застал обнаженную богиню, и был наказан.

Вторая картина рассказывает о Каллисто, которая является очень многогранным персонажем. Она была спутницей Дианы и обещала сохранить девственность, но обманом была оплодотворена, чем вызвала гнев Артемиды (Дианы).

Портрет как аллегория.

В образе Дианы-охотницы. XVI-XVII век

Ранние европейские художники рисуют портрет своих современников, как аллегории.
Часто художники ставили лица своих заказчиков на образах христианских святых.
Такие портреты стали называть донорскими. Много лет аллегорические портреты
оставались популярными, поскольку они позволяли в пластических формах изобразить
линии и краски живого лица и одновременно показать идейно-художественную
интерпретация образа.


Lady as Diana

Диана, в римской мифологии богиня природы и охоты, считалась олицетворением луны, как
ее брат Аполлон в период позднеримской античности отождествлялся с солнцем. Диане еще
сопутствовал эпитет "богиня трех дорог", толковавшийся как знак тройной власти Дианы:
на небе, на земле и под землей. Богиня также слыла покровительницей плененных Римом
латинян, плебеев и рабов.

Jan Mytens (Dutch artist, 1614-1670)
Lady as Diana

Годовщина основания храма Дианы на Авентине, одном из семи римских холмов, считалась
их праздником, что обеспечило богине популярность среди низших классов. С этим храмом
связано предание о необыкновенной корове: было предсказано, что тот, кто принесет ее
в жертву богине в святилище на холме Авентине, обеспечит своему городу власть над всей
Италией.
Когда царь Сервий Туллий узнал о предсказании, он хитростью завладел коровой, принес
животное в жертву Диане и украсил храм его рогами.

1550 Meister der Schule von Fontainebleau
Diana the Huntress.

Эта юная Диана несет лук и колчан и путешествует со своей собакой.
Несколько кусков ткани для одежды ей оказалось вполне достаточно.

Диана отождествлялась с греческими Артемидой и богиней мрака и чародейств Гекатой.
С Дианой связан миф о несчастном охотнике Актеоне. Юношу, увидевшего купающуюся
прекрасную богиню, Диана-Артемида в гневе превратила в оленя, которого растерзали
собственные псы.

1590 Ambroise Dubois (Flemish-born French artist, 1542-43-1614-15)

Габриэль д"Эстре в образе Дианы Охотницы со своими верными охотничьими собаками,
Syrius и Фокиона. У неё есть всё для охоты - собаки, лук, колчан, охотничий рог
и полумесяц на голове в волосах олицетворяет Луну. А вдалеке на лугу пасутся олени.

Художники часто изображают Диану в классическом френче и сандалиях. Обычно на
картинах присутствуют охотничий рог, лук и колчан со стрелами. Многие картины
отмечены присутствием собак и дружественных ей оленей. Диана обычно изображается
красивой и молодой. Часто на картинах показано украшение для волос в виде полумесяца.

1630 Claude Deruet (French artist, 1588-1660)
Marie de Rohan.

Герцогиня де Шеврез как Диана Охотница. У нее собаки, лук и колчан, охотничий рог,
полумесяц в волосах.

1635 Claude Deruet (French artist, 1588-1660) or Charles Beaubrun (Charles Bobrun)
(French artist, 1604-1692)

Портрет дамы, в образе Диана. У нее колчан за спиной и волосы украшены полумесяцом.

Юная барышня - Диана с охотничьим копьем в руках и в довольно непрактичной обуви.
Разрез на платье тоже вроде тоже не нужен для удачной охоты.

1640s Christina, Queen of Sweden Alexandra Maria Vasa (1626-1689)

Диана с охотничьим копьем.

1640 Willem van Honthorst (Dutch artist, 1594-1666)

Генриетта фон Нассау в образе Дианы с ее верными охотничьими собаками, Syrius
и Фокиона. В руках у неё лук, колчан со стрелами, а вот в волосах - перья.

1635 Unknown artist

A Young Lady As Diana The Huntress

1640s Ferdinand Bol (Dutch artist, 1616-1680)

Портрет женщины - Диана. У нее лук и колчан.

1640-50s Attributed to Giovanni Domenico Cerrini (Italian artist, 1609-1681)

Кристина, королева Швеции Александра Мария Васа (1626-1689) в образе Дианы.
Такая решительная женщина с собакой и копьем в руке. А вот полумесяц художник
повесил на небо, над её головой.

1650 Charles Beaubrun (Charles Bobrun) (French artist, 1604-1692)

Портрет дамы, Диана. У нее есть собака и лук.

А вот эта дама с крошечной собачкой, может быть тоже охотничьей, а за спиной колчан.

1654 Justus van Egmont (Dutch painter, 1601-1674)

Мари-Анн Манчини - Диана Охотница. У нее тоже перья в волосах, а в руке лук
со стрелой. Пострелять видать она вышла просто в сад.

1661 Abrham Wuchters Christina

Королева Швеции Александры Марии Васа (1626-1689)
Как и Диана держит в руке стрелу.

1666 Giovanni Maria Morandi (Italian painter, 1622-1717)

Клаудия Фелиситас Австрия в образе Дианы. У неё в волосах серп, в руках несет
охотничье копье, и за ней следует собака.

1667 Claude Lefèbvre (French painter, 1633-1675)

Louise de La Vallière в образе Дианы. Обладательница лука и колчана со стрелами,
а также верных охотничьих собак, Syrius и Фокиона.

1674 Jacob Huysmans (Flemish artist, c 1633-1696) Portrait of a Lady as Diana.

У нее и собаки, и лук, и колчан, и охотничье копье. В волосах - перья.


1670s-90s Giovanni Battista Gaulli (Baciccio) (Italian artist, 1639-1709)

Диана Охотница со своими охотничьими собаками, Syrius и Фокиона.
Ее лук и колчан лежат на земле.

1680s Jacob Huysmans (Flemish artist, c 1633-1696)

Элизабет Корнваллис (d.1708), миссис Эдвард Аллен, Диана Охотница со своими
верными охотничьими собаками, Syrius и Фокиона. У нее есть охотничье копье,
украшение из кожи животного, перья в волосах.

1688 Francois de Troy Lady Mary Herbert (1659-1744-1745)

Виконтесса Монтегю, ранее достопочтенная леди Ричард Молинье, а позже Леди
Максвелл, в образе Дианы. У неё серп в ее волосы, собака, и костюм украшен
кожей животного.

Тип и атрибуты богини Артемиды. - Диана-охотница. - Кара Актеона. - Нимфы Артемиды. - Богиня Артемида и нимфа Каллисто. - Тип Артемиды Эфесской. - Амазонки.

Тип и атрибуты Артемиды

Сестра бога Аполлона - богиня Артемида по-древнегречески, или Диана по-латыни, - явилась одновременно на свет с братом. Аполлона и Артемиду соединяла самая тесная дружба, и древние греки в своих мифах придают им одни и те же качества и достоинства. Даже черты лица у Аполлона и Артемиды похожи, только у Артемиды они женственнее и округленнее.

Артемида (Диана) - богиня охоты. Отличительные признаки Артемиды - колчан, золотой лук и факел. Артемиде посвящены олень и собака.

На большей части античных статуй волосы Артемиды (Дианы) связаны в один узел на затылке, на манер дорических причесок. На архаических древнегреческих статуях богиня Артемида является одетой в длинные одежды. В эпоху высшего развития эллинского искусства Артемида изображается покрытая короткой дорической рубахой.

Чаще всего на картинах Артемида (Диана) представлена в сопровождении своих нимф, рыскающая по лесам в поисках быстроногих ланей, или же на колеснице, везомая сернами и оленями.

Сохранилось много монет с изображением головы богини Артемиды и ее атрибутов.

В одном древнегреческом гимне, воспевающем Артемиду (Диану), говорится о том, что Артемида еще ребенком просила отца своего Зевса дозволить ей остаться вечной девственницей, дать ей колчан и стрелы и легкую короткую одежду, не мешающую ей носиться по лесам и горам. Артемида также просила дать ей шестьдесят юных нимф, ее всегдашних спутниц на охоте, и двадцать других, которые заботились бы об обуви и собаках Артемиды.

Она не желает владеть городами, Артемиде совершенно достаточно и одного, потому что она редко будет оставаться в городах, предпочитая горы и леса. Но как только в городах будут призывать Артемиду (Диану) женщины, ожидающие ребенка, Артемида тотчас же поспешит им на помощь, потому что богини Мойры () обязали Артемиду помогать этим женщинам за то, что все богини старались помочь ее матери Латоне, когда на Латону обрушился гнев Геры (Юноны).

Диана-охотница

У богини Артемиды (Дианы), подобно богу Аполлону, много имен: ее зовут Диана-охотница , когда она является, по словам римского поэта Катулла, «повелительницей лесов, гор и рек».

Лучшей статуей Дианы-охотницы считается та, которая находится в Лувре; она известна под названием «Диана с ланью», это дополнение к знаменитой статуе Аполлона Бельведерского. Существует много повторений этой статуи, но лучшая из них - луврская.

Современные скульпторы также часто изображали Диану-охотницу, но иногда, вопреки греческим традициям, представляли ее обнаженной, - например, знаменитый Гудон. Жан Гужон придал своей Диане прическу XVI века и черты лица знаменитой фаворитки Дианы де Пуатье.

Диану называют Дианой Аркадской , когда она купается и резвится вместе со своими нимфами в реках и источниках, ей посвященных, и Дианой Луциной , или Илифией, когда она помогает при рождении детей.

В древнем искусстве богиню Диану никогда не изображали обнаженной, потому что, согласно античным мифам, когда богиня Диана купалась, простой смертный не мог смотреть на нее безнаказанно; миф об Актеоне подтверждает это.

Кара Актеона

В одной из тенистых и прохладных долин, посвященной богине Артемиде (Диане), протекал ручей между берегами, покрытыми роскошною растительностью; уставшая от охоты и томительного зноя богиня любила купаться в прозрачной воде этого ручья.

Однажды охотник Актеон, по воле злого рока, подошел к этому месту именно в то время, когда Артемида (Диана) и ее нимфы весело резвились и плескались в воде. Увидав, что на них смотрит смертный, нимфы, испуская крики ужаса, поспешили к богине, стараясь скрыть Артемиду от нескромных взоров, но напрасно: Артемида была целою головою выше своих спутниц.

Разгневанная богиня брызнула водою на голову несчастного охотника и сказала: «Иди теперь и, если можешь, похвались тем, что видел купающуюся Диану». Тотчас же на голове Актеона выросли ветвистые рога, уши и шея удлинились, а руки превратились в тонкие ноги, все тело покрылось волосами. Объятый ужасом, бежит Актеон и падает в изнеможении на берегу реки. Актеон видит в ней отражение оленя, в которого он превратился, хочет бежать дальше, но его собственные собаки кидаются на него и разрывают его на клочки.

В искусстве Актеон никогда не изображался под видом оленя, а только с небольшими рогами, указывавшими, что превращение в оленя началось. Много живописцев пользовалось этим мифологическим сюжетом для своих картин: так, например, восьмидесятилетний Тициан написал для Филиппа Второго свою знаменитую картину «Диана и Актеон».

Филиппо Лори, Пеленбург, Альбано написали несколько картин на ту же тему. Французский художник Лезюэр написал очень известную по репродукциям картину «Диана, застигнутая Актеоном в воде». Он взял тот момент, когда испуганные нимфы стараются укрыть Диану, Актеон стоит на берегу ручья, как бы пораженный видом такой красоты.

Купанье Дианы и ее нимф послужило сюжетом для многих художественных произведений древнего и нового искусства. Рубенс написал несколько картин, Пеленбург как бы избрал своею специальностью эту тему, а Доменикино написал очень известную картину, которая теперь находится на вилле Боргезе в Риме.

Нимфы Артемиды

Богиня Артемида и нимфа Каллисто

Нимфы, спутницы богини Артемиды (Дианы), все обречены оставаться девственницами, и Артемида строго следит за их нравственностью. Заметив однажды, что нимфа Каллисто не сдержала своего обета, Артемида безжалостно ее изгоняет.

Прекрасная картина Тициана изображает тот момент, когда нимфы стараются скрыть подругу от разгневанных взоров богини.

Многие художники эпохи Возрождения, в том числе Рубенс, Альбано, Лезюэр трактовали тот же мифологический сюжет.

Ревнивая Гера (Юнона), подозревая, что Каллисто пользовалась благосклонностью Зевса (Юпитера), превратила Каллисто в медведицу, надеясь на то, что она не уйдет от стрел охотников, но Зевс, жалея Каллисто, обратил ее в созвездие, известное под названием Большой Медведицы.

Тип Артемиды Эфесской

Культ богини, известной под названием Артемиды Эфесской, - азиатского происхождения. Богиня Артемида Эфесская не имеет ничего общего с сестрою Аполлона.

Согласно мифологии, воинственные амазонки воздвигнули величественный храм в городе Эфесе в Малой Азии. Храм Артемиды в Эфесе считался одним из семи чудес света. Амазонки учредили там культ этой богини, олицетворяющей плодородие земли.

В храме Артемиды Эфесской находилась статуя богини, напоминающая своим видом мумию, бычьи головы, которыми Артемида Эфесская вся покрыта, являются символами земледелия. В эфесе богине Артемиде была посвящена пчела.

Амазонки

Амазонки, построившие храм Артемиды Эфесской, играли большую роль в греческих мифах.

Амазонки были племенем очень воинственных женщин, они обязывались отбывать военную службу и давали обет оставаться в продолжение известного времени девственницами. Когда же этот срок оканчивался, амазонки выходили замуж для того, чтобы иметь детей. Они же занимали все общественные должности, исполняли все общественные обязанности.

Мужья амазонок проводили свою жизнь дома, исполняя хозяйственные обязанности и нянча детей.

Древнегреческие скульпторы, желая увековечить амазонок и сохранить о них намять в потомстве, устроили род конкурса с присуждением награды за лучшую статую амазонки. Высшую награду получила статуя Поликлета, а вторую - Фидий.

На статуях амазонки изображаются большею частью с голыми руками и ногами, в короткой одежде, обнажающей одну сторону груди.

Иногда, впрочем, амазонок изображали в фригийских колпаках и в панталонах; в таком виде встречаются изображения амазонок на саркофагах героев и на некоторых расписных античных вазах.

Картина «Битва амазонок» Рубенса, находящаяся в Мюнхенской пинакотеке, считается одним из лучших произведений этого великого фламандского мастера.

Амазонки фигурируют во всех героических и национальных мифах греков. В последний раз о них упоминается в Троянской войне.

Геракл - первый герой, который победил амазонок. Сохранилась расписная ваза, где изображена битва амазонок с греками и победитель амазонок Геракл в сопровождении богини Афины, Аполлона и Артемиды, покровительницы амазонок.

ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с латинского и древнегреческого; все права сохранены.

Подробности Категория: Шедевры древнего и средневекового изобразительного искусства и архитектуры Опубликовано 15.04.2016 18:50 Просмотров: 2202

Две эти античные статуи создал древнегреческий скульптор IV в. до н.э. Леохар.

Конечно, авторство Леохара предположительное, но некоторые доказательства этому всё-таки есть: при раскопках в Афинах был найден пьедестал бронзовой статуи Александра Македонского, изображающего его на охоте, на этом пьедестале было указано имя скульптора Леохара (около 325 г. до н.э.). Известно, что Леохар был придворным скульптором Александра Македонского. Статуи Аполлона и Дианы созданы в то время, когда творил Леохар.

Диана-охотница (Диана Версальская)

Данная мраморная статуя, относящаяся к I или II вв. до н.э., воспроизводит скульптуру IV в., предположительно Леохара.
В древнегреческой мифологии Диана – девственная и всегда юная богиня охоты, плодородия, женского целомудрия, покровительница всего живого на Земле, а позднее – богиня Луны.
В Древнем Риме эту богиню называли Артемидой. Лань и медведица – культовые животные Дианы (Артемиды).
Диана одета в короткий хитон (подобие рубашки) и гиматий (прямоугольный кусок ткани поверх хитона). Правой рукой она собирается вытащить стрелу из колчана, а левая её рука лежит на голове бегущего рядом оленёнка. Вероятно, справа она видит добычу, т.к. её голова повёрнута именно в эту сторону. Этот разворот фигуры не в фас и не в профиль был смелым решением скульптора. Диана как бы выходит широким шагом из глубины пространства прямо на зрителя, но в то же время и мимо него.
Существуют многочисленные копии и повторения этого образа.
Диана-охотница – одно из лучших скульптурных произведений античности. Второе название скульптуры (Диана Версальская) связано с тем, что Людовик XIV перенёс скульптуру в новопостроенный Версальский дворец. С 1798 г. и до настоящего времени скульптура находится в Лувре.

Из древнегреческой мифологии

Аполлон и Диана (Артемида) в древнегреческой мифологии считаются детьми верховного бога Зевса и титаниды (доолимпийской богини) Лето. Аполлон и Диана были близнецами. Они выросли на острове Делос, т.к. Лето пришлось укрываться от ревности и ненависти жены Зевса Геры.
Аполлон был одним из самых важных античных богов – богом музыки, поэзии, пророчества и целительства. А в более поздних мифах его называют богом Солнца.
В «Илиаде» Гомера Аполлон поддерживает троянцев Малой Азии в войне против греков, но в классическую эпоху становится одним из греческих богов. Обычно его изображают в виде прекрасного безбородого юноши. Оружие Аполлона – лук.
У его сестры Дианы-охотницы, покровительницы охотников и богини диких мест и зверей, лук также используется в качестве оружия. Она охотится в диких местах в сопровождении нимф (юных женщин). Однажды охотник Актеон подсмотрел её купание в лесном ручье, она в наказание превратила его в оленя, а собственные псы Актеона растерзали оленя.
Диана могла быть и суровой, мстительной. Миф повествует, что однажды смертная женщина Ниоба хвасталась тем, что у неё много детей, больше, чем у богини Лето (матери Аполлона и Дианы). Тогда Диана вместе со своим братом Аполлоном погубила семерых сыновей и семерых дочерей Ниобы.

Аполлон Бельведерский

Эта статуя – римская мраморная копия бронзового оригинала работы древнегреческого скульптора Леохара. Бронзовая статуя Леохара не сохранилась.
Высота статуи 2,24 м. Мраморная статуя была найдена между 1484 и 1492 годами на вилле римского императора Нерона, последнего из династии Юлиев-Клавдиев, в Антии близ Рима. В 1506 г., в правление Папы Римского Юлия II, статуя Аполлона была установлена в саду Бельведер в Ватикане. Отсюда её название.

Бельведерский дворец

В Бельведерском дворце расположен Музей Пия-Климента. В его четырехугольных нишах находятся всемирно известные статуи: Аполлон Бельведерский, Лаокоон и его сыновья, Гермес Бельведерский и Персей Кановы.
В бронзовом оригинале опоры для правой руки Аполлона не было. А в мраморной копии опора присутствовала в виде ствола дерева. Но статуя была найдена с отбитыми руками. В 1550-х годах итальянский скульптор Дж. Монторсоли (ученик Микеланджело) дополнил обе руки.
Древнегреческий бог Аполлон изображён в образе молодого прекрасного юноши, стреляющего из лука.
Ещё в XVI в. скульптура была признана совершенным творением. Образцом мужской красоты и гармонии Аполлона считали и в России.
Все тело юноши находится в движении. В протянутой левой руке у него был лук, а за спиной висел колчан для стрел. В опущенной правой руке он держал украшенную лентами лавровую ветвь. Её остатки сохранились в копии на пне (добавка копииста). Высокая стройная фигура подчёркнута мантией. Облик Аполлона выражает спокойную силу, внутреннюю и внешнюю гармонию. Пышная причёска по образцу того времени делает его лицо одновременно мягким и строго выразительным.