Одна из главных христианских ценностей. Нравственные ценности в православии

Введение

Христиа́нство (от греч. Χριστός - «пома́занник», «месси́я») - авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Христианство - крупнейшая мировая религия по численности приверженцев, которых около 2,1 млрд. и по географической распространенности - почти в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община. Христиане верят, что Иисус из Назарета это Мессия, Сын Божий, ставший человеком, и Спаситель человечества.

Христианство возникло в I веке в Палестине, находившейся на тот момент под властью Римской империи, первоначально в среде евреев, но уже в первые десятилетия своего существования получило распространение и в других провинциях и среди других этнических групп.

Целью данной работы является изучить основы и ценности христианского вероучения.

Для достижения данной цели ставлю следующие задачи:

Рассмотреть жизнь и личность основоположника христианской традиции Иисуса Христа;

Изучить историю появления и развития христианского учения в мире;

Определить основы и ценности христианского вероучения.

При написании данной работы использовались такие литературные источники, как: Амброджо Д. У истоков христианства, Сергий О. (Лепин). Христианство, также Свенцицкая И. С. Первые христиане и Римская империя и другие.

Иисус Христос

Служители культа говорят, что Евангелия написали два апостола Иисуса Христа Матфей и Иоанн) и два ученика двух других апостолов: Петра - Марк и Павла - Лука. Евангелия рассказывают, что во времена, когда Иудеей правил царь Ирод. Женщина по имени Мария в городе Вифлееме родила мальчика, которого она и её муж назвали Иисусом. Когда Иисус вырос, он стал проповедовать новое религиозное учение, главными идеями которого были следующие. Во-первых, надо верить, что он Иисус является Христом (греческое слово Христос означает то же, что и еврейское Мессия). И, во-вторых, надо верить, что он Иисус - сын Божий. Наряду с этими двумя, наиболее часто повторяющимися в его проповедях идеями он пропагандировал и многие другие: о своём будущем втором пришествии, о воскрешении мёртвых тел при конце света, о существовании ангелов, бесов и др. В его проповеди значительное место занимали нравственные идеи: о необходимости любить ближних, помогать попавшим в беду и т.д. Свои поучения он сопровождал чудесами, которые доказывали его божественное происхождение. В частности он совершил следующие чудеса: исцелил словом или прикосновением великое множество больных, трижды воскрешал мертвых, превратил один раз воду в вино, ходил по воде как по сухому месту, пятью хлебными лепешками и двумя небольшими рыбами накормил пять тысяч человек и др. Особенно важную роль в Евангелиях играет рассказ о последних днях жизни Иисуса Христа. Этот рассказ начинается эпизодом въезда его в Иерусалим. Его встречало множество народу, ибо Иисус прославился своими многочисленными чудесами.. Люди постилали на дороге, по которой ехал Иисус Христос свои одежды и пальмовые ветви и кричали ему Осанна!. Слово осанна в буквальном переводе с еврейского означает спасение (пожелание спасения Иисусу), но по смыслу это приветствие типа Слава).

Одним из важных событий в жизни Иисуса Христа после его въезда в Иерусалим было изгнание торговцев из Иерусалимского храма. Ситуация изгнания торгующих из храма стала символом удаления непорядочных людей из всех святых и благородных дел. Иисус въехал в Иерусалим в первый день недели (так в Евангелиях называется воскресенье), а в пятый день недели (т.е. в четверг) состоялся прощальный пасхальный ужин (праздновалась иудейская пасха) Иисуса Христа с апостолами. Впоследствии христианские служители культа этот ужин назвали тайной вечерей. Во время тайной вечери ученики Христа ели хлеб и пили вино, которые он им подал.

После пасхального ужина Иисус Христос и его ученики (за исключением одного из них, Иуды Искариота, который покинул ужин раньше) пришли сначала на гору Елеонскую, а затем в Гефсиманский сад. Там в саду в ночь с четверга на пятницу римские солдаты при помощи Иуды Искариота арестовали Иисуса Христа. Арестованного отвели в дом первосвященника. Церковный суд обвинил его в богохульстве, и в посягательстве на царский престол (это посягательство видели в том, что он называл себя царём иудейским). Иисуса Христа приговорили к смерти. В пятницу римские солдаты, которые по законам того времени исполняли смертные приговоры церковного суда, распяли его на кресте, и он умер. Рано утром в первый день недели Иисус Христос воскрес, а через некоторое время вознёсся на небо. Расположенная в Библии вслед за Евангелиями книга Деяния апостолов уточняет, что вознесение на небо произошло на 40-й день после его воскресения. Таково основное содержание евангельских повествований об Иисусе Христе.

История христианства

В I в.н.э. на территории Римской империи существовало много национальных религий. К концу V в. эти религии или отступили на второй план (как, например, иудаизм), или сошли с исторической сцены (древнегреческая религия). Христианство же, напротив, из небольшого религиозного движения превратилось в главную, наиболее многочисленную религию в империи. По мнению историков, победа христианства над другими религиями объясняется следующими его особенностями.

Во-первых, его монотеизмом. Все остальные религии в империи, кроме христианства и иудаизма, были политеистическими. В условиях империи монотеизм выглядел более привлекательно.

Во-вторых, его гуманистическим нравственным содержанием. Конечно, определённые гуманные нравственные идеи были и в других религиях того времени. Но в христианстве они были выражены более полно и более ярко, поскольку основными авторами этой религии (по мнению историков) были трудящиеся; а для тружеников труд и быт без взаимоуважения и взаимопомощи были просто невозможны.

В-третьих, картина загробной жизни в христианстве выглядела для низов общества более привлекательно, чем в любой другой религии. Христианство обещало небесную награду в первую очередь и главным образом всем страдающим в этой жизни, всем униженным и оскорблённым.

В-четвёртых, только христианство отказалось от национальных перегородок, пообещав спасение всем, независимо от национальной принадлежности.

В-пятых, обряды в существовавших тогда религиях были сложными и дорогостоящими, а христианство упростило и удешевило обряды.

Христианская религия прошла два больших этапа и находится сейчас на третьем этапе своей истории. Христианство первого этапа (I-V вв.) историки называют античным христианством, второго этапа (VI-XV вв.) - средневековым христианством, третьего этапа (XVI в. - по настоящее время) - буржуазным христианством. В буржуазном христианстве выделяется особая часть этапа, которую называют современным христианством (вторая половина ХХ века).

Вероучение официального античного христианства сложилось к концу V века. Оно опиралось на Библию и решения Вселенских соборов и было изложено в трудах видных богословов IV и V веков (их, как и знаменитых богословов последующего времени, называют отцами церкви). Вероучение официального античного христианства было воспринято полностью или частично всеми возникшими впоследствии христианскими конфессиями, но каждая из конфессий дополнила вероучение античных христиан какими-либо своими специфическими религиозными учениями. Эти специфические дополнения главным образом и отличают одну конфессию от другой.

Главным автором Библии является Бог. Ему помогали люди: около 40 человек. Бог создавал Библию через людей: он внушал им, что именно надо писать. Библия - книга боговдохновенная. Её называют также Священным Писанием и Словом Божиим. Все книги Библии делятся на две части. Книги первой части, вместе взятые называются Ветхим Заветом, второй части - Новым Заветом. В Новый Завет античные христиане включили 27 книг. Одни конфессии в современном христианстве включают в Ветхий Завет 39 книг (например, лютеранство), другие - 47 (например, католицизм), третьи -50 (например, православие) Поэтому и полное количество книг в Библии в разных конфессиях разное: 66, 74 и 77.

Гонения, испытанные христианством в первые века его существования, наложили глубокий отпечаток на его мировоззрение и дух. Лица, претерпевшие за свою веру тюремное заключение и пытки (исповедники) или принявшие казнь (мученики), стали почитаться в христианстве как святые. Вообще идеал мученика становится в христианской этике центральным.

Сегодня основными направлениями христианства являются католицизм, протестантизм и православие.

Основы и ценности христианства

Согласно вероучению официального античного христианства, в мире существуют три группы сверхъестественных существ: Троица, ангелы и бесы. Главная идея учения о Троице состоит в утверждении, что один Бог существует сразу же в трёх лицах (ипостасях) как Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой. Все лица Троицы могут явиться людям и в телах физических, материальных. Так, на католических и православных иконах (а католики и православные унаследовали учение о Троице от античных христиан) Троица изображается следующим образом: первое лицо в образе человека, второе лицо - тоже в образе человека, а третье лицо - в образе голубя. Все лица Троицы обладают всеми совершенными качествами: вечностью, всемогуществом, вездесущностью, всеведением, всеблагостью и другими. Бог-Отец сотворил мир при участии двух других лиц Троицы, а формы этого участия являются тайной для человеческого разума. Христианское богословие считает учение о Троице одним из самых непостижимых для человеческого разума.

В античном христианстве верующие должны были почитать пророков. Пророками назывались люди, которым Бог дал задание и возможности возвещать людям истину. А истина, которую они возвещали, имела две основные части: истина о правильной религии и истина о правильной жизни. В истине о правильной религии особо важным элементом был рассказ о том, что ждёт людей в будущем. Христиане, как и иудеи, почитали всех пророков, упоминаемых в Танахе (Ветхом Завете), но в дополнение к ним они почитали и пророков Нового Завета: Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова. Почитание пророков, как и в иудаизме, выражалось у них в форме уважительного разговора о пророках в проповедях и в быту. Но никакого особого ритуального почитания Ильи и Моисея у античных христиан, в отличие от иудеев, не было. Античные христиане дополнили почитание пророков почитанием апостолов и евангелистов (авторов Евангелий). Причём два евангелиста (Матфей и Иоанн) были одновременно и апостолами. Иоанн, к тому же, по взглядам античных христиан, считался одновременно и пророком.

Главной идеей учения о загробной жизни в христианстве является идея о существовании рая и ада. Рай - это место блаженства, ад - место мучений. Слово рай взято из персидского языка. В первом, буквальном значении оно означало богатство, счастье. Слово ад взято из греческого языка (по-гречески оно звучит как адэс) и в первом, буквальном значении означало невидимое. Этим словом древние греки назвали царство мёртвых. Поскольку, по их представлениям, это царство находилось под землёй, постольку слово адэс во втором значении стало означать подземное царство. Античные христиане считали, что рай находится на небе (отсюда синонимом рая стало выражение царство небесное), а ад - во внутренностях земли. Современные христианские служители культа добавляют к этому, что и рай, и ад находятся в особом сверхъестественном пространстве: они недоступны людям при земной жизни.

В литературе обычно пишут, что, по христианскому учению, Бог праведников направляет в рай, а грешников - в ад. Строго говоря, по христианскому учению, из-за первородного греха Адама и Евы грешниками являются все люди (за исключением Марии, матери Иисуса Христа). Поэтому, по представлениям христиан, праведники - это не противоположность грешникам, а их особая часть. Поскольку праведники отличаются друг от друга по степени праведности, а закоренелые грешники отличаются друг от друга по глубине греховности, то и участь всех праведников (в степени и формах блаженства) и всех грешников (в степени и формах мучений) не одинаковы.

По канонам христианства загробная жизнь имеет два этапа. Первый: от смерти тела до второго пришествия Иисуса Христа. Второй этап начнётся со вторым пришествием Иисуса Христа, а конца он не имеет. На первом этапе в раю и аду находятся только души людей, на втором души соединятся с воскресшими телами. Ад на обоих этапах находится на одном и том же месте, а рай на втором этапе переместится с неба на землю.

Человек, согласно христианскому учению, сотворен как носитель "образа и подобия" Бога. Однако грехопадение, совершенное первыми людьми, разрушило богоподобие человека, наложив на него пятно первородного греха. Христос, приняв крестные муки и смерть, "искупил" людей, пострадав за весь род людской. Поэтому христианство подчеркивает очистительную роль страдания, любого ограничения человеком своих желаний и страстей: принимая свой крест", человек может побеждать зло в себе самом и в окружающем мире. Тем самым человек не просто исполняет Божьи заповеди, но и сам преображается и совершает восхождение к Богу, становится к нему ближе. В этом и есть предназначение христианина, его оправдание жертвенной смерти Христа.

С этим взглядом на человека связано характерное только для христианства понятие таинства - особого культового действия, призванного реально ввести божественное в жизнь человека. Это прежде всего - крещение, причастие, исповедь (покаяние), брак, соборование.

Основные идеи и ценности Христианства:

) Спиритуалистическое единобожие, углублённое учением о троичности Лиц в едином существе Божества. Это учение дало и даёт повод к глубочайшим философским и религиозным спекуляциям, обнаруживая глубину своего содержания в течение веков всё с новых и новых сторон;

) понятие о Боге как абсолютно совершённом Духе, не только абсолютном Разуме и Всемогуществе, но и абсолютной Благости и Любви (Бог есть любовь);

) учение об абсолютной ценности человеческой личности как бессмертного, духовного существа, созданного Богом по Своему образу и подобию, и учение о равенстве всех людей в их отношениях к Богу: все равно возлюблены Им, как дети Отцом Небесным, все предназначены к вечному блаженному бытию в соединении с Богом, всем подаются средства к достижению этого предназначения - свободная воля и божественная благодать;

) учение об идеальном назначении человека, заключающемся в бесконечном, всестороннем, духовном усовершенствовании ("..будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный");

) учение о полном господстве духовного начала над материей: Бог - безусловный Владыка материи, как её Творец: человеку Им вручено господство над материальным миром, чтобы через материальное тело и в материальном мире осуществить своё идеальное назначение; таким образом христианство, дуалистическое в метафизике (так как оно принимает две инородные субстанции - дух и материю), монистично как религия, ибо ставит материю в безусловную зависимость от духа, как творение и среду деятельности духа. Поэтому оно

) одинаково далеко как от материализма метафизического и морального, так и от ненавистничества по отношению к материи и материальному миру как таковым. Зло не в материи и не от материи, а от извращённой свободной воли духовных существ (ангелов и человека), от которых оно перешло на материю («проклята земля в делах твоих», - говорит Бог Адаму; при творении же всё было «добро зело»). Этот трезвый и вместе высокоидеальный взгляд христианства на материю получил наилучшее выражение в учении о воскресении плоти и о блаженстве воскресшей плоти праведников вместе с их душами в просветлённом, вечном, материальном мире и во втором кардинальном догмате христианства - в учении о Богочеловеке, о воистину воплотившемся и вочеловечившемся для спасения людей от греха, проклятия и смерти Предвечном Сыне Божием, отождествляемом христианской церковью с её Основателем, Иисусом Христом. Таким образом, христианство при всей безупречной своей идеалистичности есть религия гармонии материи и духа; оно не клянёт и не отрицает ни одной из сфер деятельности человека, но облагораживает их все, внушая помнить, что все они - только средства к достижению человеком духовного богоподобного совершенства.

) существенная метафизичность её содержания, делающая её неуязвимой для научно-философской критики и

) для католических церквей Востока и Запада - учение о непогрешимости церкви в вопросах догмата в силу действующего в ней во все времена Духа Святого - учение, в правильном понимании охраняющее её, в частности, от критики исторической и историко-философской.

Эти черты, пронесённые христианством сквозь два тысячелетия, несмотря на бездну недоразумений, увлечений, нападок, подчас неудачных оборон, несмотря на всю ту бездну зла, которая делалась и делается якобы во имя христианства, ведут к тому, что если христианское учение всегда можно было принимать и не принимать, веровать в него или не веровать, то опровергнуть его нельзя и никогда возможно не будет. К указанным чертам привлекательности христианской религии необходимо присоединить ещё одну и отнюдь не последнюю: несравненную Личность её Основателя. Отречься от Христа, может быть, ещё много труднее, чем отречься от христианства.

Античной христианство было колыбелью главной мировой религии нашего времени. В дальнейшем своем развитии христианство разделилось на множество конфессий, но каждая из них опирается на наследство, полученное от античного христианства.

Заключение

Дальнейшие события показали, что содержание новой духовности (а она была реализована не только в проповеди, но и в самой жизни Иисуса и его ближайших учеников) имеет значение, выходящая далеко за пределы маленькой Иудеи. В это время Римскую империю охватывает постепенно нарастающий духовный (смысловой) кризис: в гигантских просторах люди чувствуют себя духовно потерянными, они становятся лишь винтиками огромной бюрократической машины, без которой невозможно управлять империей. Традиционные языческие боги выражали чувство душевной сопричастности в жизни космоса, продолжение которого воспринималась жизнь античного города-государства (полиса). Но вот Рим фактически перестал быть полисом, разросся до размеров империи, и это чувство исчезло вместе с прежним укладом политической и экономической жизни. Старые боги потеряли свой смысл для человека. Человек остался наедине с собой и жаждал новой смысловой опоры, связанной уже лично с ним, искал Бога, обращённого к каждому, а не ко всем вместе.

Христианство сумело дать эту смысловую опору. Более того, оно сделало возможным духовную общность людей, принадлежащих самым разным расам и национальностям, ибо Бог стоит над внешними различиями и распрями этого мира, и для него нет различий, всё и во всём Христос. Духовный универсализм позволил христианству стать мировой религией, заложив основы понимания само ценности человека без относительно к его расе, национальности, сословию, классовой принадлежности.

Христианская вера изменило само устройство души европейского человека. Изменилось глубинное мироощущение людей: открыв в себе личность и свободу, встали перед такими вопросами бытия, до которых не доходила ни античная мысль, ни античное чувство. Прежде всего, этот духовный переворот был связан с нравственностью.

Список использованной литературы

христианское вероучение духовный

1.Амброджо Д. У истоков христианства (от зарождения до Юстиниана): Пер. с итал. / Под общ. редакцией проф. И.С. Свенцицкой. - М., 1979.

2.Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. - СПб., 1907 1918. Т. 1-4; То же (репринт). М., 1994.

.Поснов М.Э. История христианской церкви (до разделения Церквей - 1054 г.)

.Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. - М., 1987; М., 1988; М., 1989

.Свенцицкая И.С. Первые христиане и Римская империя. - М., 2003.

.Сергий О. (Лепин). Христианство // Религия: Энциклопедия / Сост. и общ. ред. А.А. Грицанов, Г. В. Синило. - Мн.: Книжный Дом, 2007

.Фрэзер Джеймс Джордж. Фольклор в ветхом завете.

Представляю вашему вниманию свой доклад на тему " Христианские ценности в образовании: преимущества и проблемы" , который был прочитан на круглом столе в Брестском Государственном техническом университете 30 мая 2012 года. Если кто заинтересован этой тематикой - читайте!

1. Что является основными христианскими ценностями?

Эксперты компании «Башкирова и партнеры», проведя опрос 1500 граждан, определили, что вера в Бога, любовь к ближнему и семья для большинства россиян - основные христианские ценности . Но очень часто второстепенные ценности занимают доминирующее положение в умах людей, что неизменно ведет к искажению всей сущности христианства, превращая его в нечто аморфное, а порой уродливое и неприятное. На самом деле в христианстве самой большой ценностью являются не вера в Бога, а библейский или Триединый Бог. Перенос акцента из библейского Бога на веру, пусть даже и христианскую, искажает суть христианства и часто приводит к безнравственности и растлению общества.

Западная демократия изначально базировалась на христианских ценностях любви к ближнему, не противлении злому и, что особенно важно, свободе совести. Но в конечном счете акцент на этом привел Запад к легализации однополых браков, пропаганде гомосексуализма, свободе выражения греховных форм жизни и т.д.


Христианство - это не демократия, а теократия, т.е. ориентация на Бога и Его волю. Именно от Бога, по глубокому убеждению христиан, от подчинения Его воле исходят истинные нравственность, культура и процветание общества.

Итак, самая главная ценность в христианстве - это Триединый Бог. Это убеждение у христиан сформировано не каким-то ученым, просветителем или богословом, а Самим Иисусом Христом. Вот что Он отвечает законнику: «Первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь!» .

Второй ценностью является Библия или Слово Божье . Для христиан - это непререкаемый авторитет. Другими словами, все свои действия христианин должен проверять на основании письменного сообщения инспирированного самим Богом через Духа Святого. Все христианские авторы в первую очередь ссылаются на то, что говорит Ветхий и Новый Заветы, а уже потом на отцов церкви и других авторов.

И третьей ценностью для христиан является Церковь . Это не храм или Дом молитвы, а сообщество или собрание верующих в Иисуса Христа людей. Библия сравнивает Церковь с телом, главой которого является Иисус Христос, а верующих - разными членами его . Более того, Церковь, согласно писаниям апостола Павла, является столпом и утверждением истины .

А Христос называет Своих учеников в Нагорной проповеди светом и солью этого мира, что тоже соотносится и к Церкви .

2. Ограничения для христианских ценностей в образовании

Самым первым ограничением для христианских ценностей в образовании является Закон РБ «О свободе совести и религиозных организациях». Статья 9 гласит:

« Национальная система образования в Республике Беларусь носит светский характер и не преследует цели формирования того или иного отношения к религии». Правда, далее говорится: «Учреждения образования в вопросах воспитательной деятельности на основании письменных заявлений родителей или лиц, их заменяющих (самих совершеннолетних обучающихся), во внеучебное время могут взаимодействовать с зарегистрированными религиозными организациями с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. Порядок, условия, содержание и формы такого взаимодействия определяются Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь» .

Закон был принят в 2002-ом году. Прошло 10 лет, другими словами, за это время ребенок поступил в школу и закончил ее, но так и не дошли к нему через образование христианские ценности, потому что препятствия созданы серьезные. И только православная церковь смогла заключить соответствующий договор и только в некоторых школах проводит во внеучебное время встречи с учениками.

Вторым ограничением для христианских ценностей в учебных заведениях является различное мировоззрение руководителей, преподавателей и родителей. По инерции многие люди в РБ все еще являются продуктом атеистического мировоззрения и они вообще не заинтересованы в преподавании христианских ценностей.

И если большинство людей согласятся, что нужно прививать детям хорошие нравы, учить их прилежности, послушанию, но учить их тому что есть Бог и нашей ответственности перед Ним, они считают неправильным.

Здесь же нужно сказать, что не все согласны с тем, чтобы представлять учащимся библейского Бога. Появляется все больше людей, которые хотят утверждать мусульманское мировоззрение о Боге или даже языческое. Таким образом, из образования выпадает самая основная ценность христианства - Бог.

И это не удивительно. Даже в США, где на денежной банкноте еще в 1864 году была утверждена надпись « In God We Trust », что переводится как «Мы доверяем Богу» или же «Наша уверенность в Боге», идет постоянная борьба против молитв и преподавания религии в учебных заведениях.

Кстати, надпись на американских деньгах появилась в результате того, что в национальном гимне его автор Фрэнсис Скотт Ки написал: «…And this be our motto: "In God is our trust"», т.е.: «…И это будет нашим девизом: «В Боге наше упование». «1 ноября 2011 года Члены Палаты представителей США поддержали резолюцию, подтверждающую статус национального девиза Соединенных Штатов In God We Trust» .

Тем не менее, Верховный суд США по настоянию госпожи Мадлен Мюррей О’Хэйер с атеистическим мировоззрением в 1963 году запретил практику молитв в государственных школах. И такое решение приняли судьи, которые были практикующими христианами, кроме одного . Это результат того, что свобода совести в США была поставлена выше Бога.

Только теперь американцы до конца узнали, кто эта женщина, которая так рьяно сражалась против отмены молитв в школах, и к чему довело ее безбожие. В настоящее время ее сын Билл Мюррей (ради которого она сражалась против молитв в школе) отказался от атеизма, стал христианином и одной из своих задач жизни считает возвращение молитвы в школы США .

Так что борьба против преподавания самых главных христианских ценностей была и будет очень жестокой, и в нашем постатеистическом государстве люди все еще настроены негативно в отношении молитв и другой христианской практики даже на факультативном уровне в школах.

Еще одно ограничение в образовательных учреждениях христианским ценностям находится на уровне христианских конфессий. Существует несогласованность между ними, взаимная критика и непринятие некоторых аспектов учения, что непременно приводит к конфликтам.

В России стали преподавать предмет «Основы православной культуры». Безусловно, что предмет с таким названием автоматически отсекает представителей других христианских конфессий. Вместо сторонников предмета, они превращаются в его противников, что непременно скажется на российском обществе. Разумно было бы найти компромиссное название и общую программу, которую бы поддержали основные христианские конфессии.

С другой стороны, можно было бы создать специальную подборку статей, в которых на доступном для детей языке дать описание существующих в Беларуси религиозных общин и организаций, и важно, чтобы они сами дали информацию о своей вере и жизни.

3. Преимущества христианских ценностей в светском образовании

Современное общество страдает от вакуума авторитетов. Дети не видят авторитета в своих родителях и преподавателях. Простые люди не уважают своих непосредственных и даже высших начальников. Не секрет, что существуют преступные авторитеты, которые силой и обманом берут власть в свои руки и терроризируют общество.

Когда нет у народа высшего авторитета, тогда нет авторитета и на семейном уровне. А если нет авторитета, кто может задать тон, сказать, что верно, а что нет, что плохо, а что хорошо? Вопрос не решается на уровне таких авторитетов, как Владимир Маяковский, который отвечает мальчикам, что такое хорошо и что такое плохо. Сегодня школьники задают вопросы поглубже, они хотят знать, почему это плохо и кто сказал, что это плохо. Сам В. В. Маяковский не может быть теперь авторитетом фактически никому, так как на самом деле вел аморальный образ жизни и закончил жизнь самоубийством .

Самой большой ценностью или самым высшим авторитетом для христиан является библейский Бог . Авторитет и репутация Бога выше нашей критики. Благо ребенку с самих ранних лет знать, что есть высочайший и абсолютный авторитет, который установил правила и определил, что такое хорошо и что такое плохо. Более того, ребенок будет знать, что все его поступки и дела открыты перед Богом и он ему будет давать отчет за свою жизнь. Но самое главное в отношениях ребенка и Бога заключено в том, что даже если ребенок обделен любовью и вниманием в своей семье, он всегда может рассчитывать на любовь, заботу и понимание Небесного Отца.

И так как мы имеем дело с Триединым Богом, который явил себя через Иисуса Христа, то следует ребенку дать развернутое учение о Нем из Писания.

Второе, ребенок узнает, что есть безупречная книга , как писал русский литературный критик В. Г. Белинский: «Есть книга, в которой все сказано, все решено, после которой ни в чем нет сомнения, книга бессмертная, святая, книга вечной истины, вечной жизни - Евангелие. Весь прогресс человечества, все успехи в науках, в философии заключаются только в большом проникновении в таинственную глубину этой божественной книги» .

Благо человеку, если он знает книгу, которая является авторитетом для всей нации и страны, которая безошибочно определяет, что такое хорошо и что такое плохо. Именно от Бога и из Его Слова, т.е. Библии, исходят нравственность, порядок, устройство и процветание семьи и общества. Если человек подчиняется написанному в Священном Писании, значит он сеет добрые семена себе и своей семье на будущее, чтобы получить добрый урожай.

Дети изучают в школе и в институте много различных книг и человеческих произведений. Почему бы их не познакомить с Книгой всех книг. Уроки этики или нравственности должны включать в себя непревзойденное учение Христа.

Наконец, третье, в своих устремлениях к Богу отдельный человек не одинок. Узнав о Боге и о Его Слове, каждый, особенно подросток, жаждет увидеть реальных людей, которые всерьез, на самом деле веруют в Бога и следуют Его заповедям. На земле всегда существовало и существует сообщество людей, которое называется церковью. Она отвечает на вызовы времени, стараясь утверждать библейские доктрины в обществе. Церковь несет ответственность за то, чтобы быть распространителем евангельского учения. Хорошо, если учащиеся получат непредвзятую информацию о церкви и будут знать, куда можно обратиться для углубления своих духовных познаний. Но все-таки здесь самое главное, чтобы ребенок в церкви встретил целостных людей, которые живут так, как учат.

К сожалению, вместо того чтобы дать ребенку объективную информацию о существующих церквах, его часто запугивают евангельскими церквами. А надо было бы в умах детей создавать позитивный образ церкви, чтобы они с радостью, без страха шли туда. Насколько в советские годы церковь клеймилась в учебных заведениях, так в наше время она должна там приобрести положительный имидж.

Заключение

Итак, какую информацию дать ребенку и молодому человеку изначально в учебных заведениях? Искренне сожалею, что в школах и ВУЗах преподается однобокое, если не откровенно атеистическое, то проатеистическое мировоззрение, прописанное в учебниках по биологии и истории. Было бы справедливо давать ребенку изначально объективную картину нашего мира, т.е. показать ему во что вообще верят люди. И если по статистике в мире христианство является самой многочисленной религией, так почему бы христианское мировоззрение в Республике Беларусь, которая устами Президента заявила, что она строит государство на основе христианских ценностей , не формировать у детей уже в школах и в ВУЗах.

Считаю, что материал об основных христианских ценностях нужно включить в учебники по истории, литературе и биологии и не надеяться, что этот вакуум заполнят внеурочные занятия.

Важно, чтобы были разработаны учебники, включающиеся в себя учение креационизма, т.е. взгляд ученых-христиан на начало жизни на земле и вообще вселенной. Первые главы Библии говорят о том, что Бог есть Творец всего сущего, в том числе и семьи.

Хорошо дать ребенку информацию не только о языческих богах в историческом плане, но познакомить его в какого Бога верят христиане, особенно обратить внимание на образ Иисуса Христа, который, по словам В. Белинского, является идеалом человеческого совершенства .

Ну и безусловно, надо чтобы дети знакомились с нравственным учением Библии, потому что без этого они не способны понимать ни классиков, ни вообще культуру нашей страны. В свое время А. Пушкин писал: « Я думаю, что мы никогда не дадим народу ничего лучше Писания… Его вкус становится понятным, когда начинаешь читать Писание, потому что в нем находишь всю человеческую жизнь. Религия создала искусство и литературу; все, что было великого в самой глубокой древности, все находится в зависимости от этого религиозного чувства, присущего человеку так же, как и идея красоты вместе с идеей добра… Поэзия Библии особенно доступна для чистого воображения. Мои дети будут читать вместе со мною Библию в подлиннике…» .

Если мы соглашаемся с классиком, тогда почему в учебных программах сама книга книг широко не представлена?

Наконец, необходимо непредвзято и откровенно рассказать ребенку о существовании церкви, при чем не одной какой-то конфессии, а всего спектра направлений в христианстве. Один человек, родом из Беларуси, недавно рассказал, что искал Бога, но в связи с тем, что официальная пропаганда упреждала против сект, боялся перешагнуть порог какой-либо церкви, чтобы не попасть в секту. Только попав по рабочей визе в Канаду и познакомившись с верующими соседями, пошел в евангельскую церковь и нашел там себе братьев и сестер.

Хорошо, если новые учебники будут разработаны с участием представителей всех официально признанных конфессий, чтобы избежать ошибок и не давать детям однобокую, тенденциозную и непроверенную информацию.

1 http://uucyc.ru/statistics/item/128

2 Евангелие от Марка, глава 12, стихи 29-30.

3 1 Коринфянам, глава 12, стихи 14- 27; Послание Ефесянам, глава 5 стих 23.

4 Первое Послание к Тимофею, глава 3, стих 15.

5 Евангелие от Матфея, глава 15, стихи 13-14.

6 Закон РБ «О свободе совести и религиозных организациях», Статья 9.

7 http://ru.wikipedia.org/wiki/In_God_We_Trust

Доклад Протоиерея Николая Доненко прочитанный на XII Международный научно-образовательных Знаменских чтениях.

Христианские ценности в современном мире

Когда мы слышим о ценностях, в том числе и христианских, мы должны понимать, что все ценное может быть легко заменено на равноценное, в том числе и глубоко антихристианское, чуждое национальной жизни. Только подлинное живое отношение ко Христу выстраивает истинные пропорции между земным и небесным, приходящим и вечным, человеком и Богом: «Иисус Христос неизменен: Он Тот же вчера, сегодня и вовеки» (Евр., 1, 7). Восточно-христианская цивилизация, в которой мы родились и сформировались и вне которой мы не можем быть самими собой, по сути своей христоцентрична. Всё подлинное в ней исходит от Христа и возвращается ко Христу, преображая национальную жизнь и историю.

Перед лицом торжествующей беспринципности, непрестанно расцерковляющимся бытием, чувством ошибочности этого мира православные христиане призваны к наиболее полному воплощению евангельских заповедей.

История человеческих заблуждений безмерно велика, и результат этих заблуждений очевиден. Но как бы ни были велики наши заблуждения, они несоизмеримы с Премудростью Божией, Его человеколюбивым Промыслом, который никогда не оставляет человека как на пике его восхождения, так и в бездне духовного падения.

Когда тьма становится почти непроницаемой, а действия человека бессмысленными и хаотичными, явные и тайные предрассудки и суеверия оплетают человеческое существо, – безальтернативно наступают великие потрясения, какими изобиловал русский ХХ век. События, как правило, наступают внезапно, неся с собой непредсказуемость. Новые обстоятельства рождают новые смыслы: прежние победы, совершённые в других условиях, становятся историей. На место «бунтующего» человека, о чем говорил А.Камю, «играющего», как его определял И.Хайзинг, и наконец разумного, пришел человек заблудившийся, который, в отличие от блудного сына, не помнит ни отцовского дома, ни самого отца. Он уже не способен размышлять, бунтовать или играть, и то же время удивительным образом сохраняет сердечную расположенность к непреодолимому заблуждению, поражающему ум и волю. Такой человек становится теплохладным, и главным мотивом его жизни становится комфорт, ради которого он без сожаления готов отказаться от Истины.

Подобный человек предает забвению национальные святыни, устои и традиции, более того, способен сознательно и активно их отрицать. В результате духовные связи разрываются, становится невозможной ориентация в историческом пространстве. Сосредоточенный на сумрачной пульсации своего существа, он не может определить своего истинного местонахождения и подлинного смысла жизни. Предоставленный самому себе, заблудившийся человек обречен на бессмысленные движения до тех пор, пока в его жизненную ситуацию не вмешается кто-то извне, обладающий духовными ориентирами и способный указать ему путь к Богу.

Очевидно, каждое поколение должно быть евангелизировано и воцерковлено. Это возможно сделать, только учитывая специфику времени, характер вызовов и соблазнов. Как правило, недоразумения прошлого мы видим отчетливо, без особых усилий. Но искушения своего времени различаем с трудом и не сразу.

Последние десятилетия мы переживаем огромное количество разнообразных кризисов – культурные, политические, экономические и прочие. Но самый страшный из всех возможных – это кризис нашей идентичности… Мы усомнились в своем первородстве, в своем историческом предназначении, в уместности своего нахождения в мире богатых и успешных. Языческий культ успеха, навязываемый нашим умам, неокрепшим сердцам, предлагает другую систему ценностей, не совместимую с христианским образом жизни.

Великий русский философ В.Соловьев говорил о том, что важно не столько, то что думает человек о себе и историческом предназначении своего народа, сколько то, что задумал о нем Всемогущий Господь.

Современный человек нуждается в конкретном соприкосновении с православной Традицией, с живыми и убедительными примерами христианской святости.

Сакральной точкой славянского мира, несомненно, является Херсонес – место, где античность и византийская цивилизация встретились с Киевской Русью, где, по преданию, равноапостольный князь Владимир принял крещение и, крестив свой народ, оплодотворил его Вечностью. В течение тысячи лет русские святые молитвой и подвигом вплетали в национальную душу небесные нити истинной веры, тем самым помогая нам стать субъектами не только земной истории. В течение долгих веков лучшие сыновья нашего народа, святые князья, преподобные, философы, писатели, верные чада Русской Православной Церкви, вплоть до великого сонма новомучеников ХХ века, преодолевая внешние сумерки, отстаивали русский мир. Всей своей жизнью и даже смертью люди разных этапов русской истории подтверждали духовный и цивилизационный выбор, сделанный однажды князем Владимиром. На каждом историческом повороте небесными и земными скрепами они удерживали русскую реальность как духовный выбор и историческую принадлежность. И это было не чем иным, как подтверждением своего первородства, особым служением Христу и Его Церкви на всех уровнях национального и культурного бытия.

Опыт нашего времени указывает на то, что мало победить в великой и кровопролитной войне. Надо еще осознать эту победу и главное – удержать ее результаты, сделать окончательно своей. Мы видим, как солнечную Победу 1945 года, дарованную Богом нашему народу, пытаются оболгать, унизить или вообще отменить как небывшую. Достаточно прислушаться к истеричным заявлениям, доносящимся из близкого зарубежья. Если лучшие из лучших сыновей нашего народа всей жизнью и даже смертью подтверждали духовный и цивилизационный выбор князя Владимира в течение тысячелетия, то майдановские горе-реформаторы решили изменить историческую парадигму в пользу новых европейских ценностей, тем самым предложив новый сценарий, отличный от нашего опыта восточно-христианской цивилизации. Кем был князь Владимир и что есть его великое наследие, нам хорошо известно. Но выбор реформаторов с Майдана, их духовные и культурные предпочтения для нас принципиально неприемлемы. Надо отметить, что новые европейские ценности, такие как ювенальная юстиция, однополые браки, эвтаназия и прочие, находятся в непримиримом противоречии с ценностями старой христианской Европы и великой культурой, философией и наукой. И если бы киевские оппоненты великого князя искали бы диалога со старой христианской Европой и ее ныне здравствующими носителями, это было бы еще понятно, но в том-то и ужас – киевская элита, впадая в историко-культурный нигилизм, увлекает свой народ в духовную бездну. Разрыв с русским миром, восточно-христианской цивилизацией есть не что иное, как отказ от своего первородства и великого наследия, от своего призвания и миссии.

Ложь и подмена, манипуляция человеческим сознанием стали нормой, угрожающей национальной и духовной безопасности великой цивилизации. Трагический опыт ушедшего столетия, во многом уникального, показал, что главным богатством нашего Отечества являются не материальные ценности, деньги или товары, даже не огромные территории с армией и оружием, а люди. И в первую очередь такие, кто был способен оставаться человеком даже в нечеловеческих условиях. Но если люди начинают деградировать, их души и сердца уклоняются от Бога, становясь холодными и неспособными к жертвенному подвигу и состраданию, то никакое общественное устройство с «правами человека» не сделает государство крепким, не сможет вернуть ему былого величия.

Мы знаем, что героем является не тот, кто, ощутив дух времени, может сделать убедительные заявления или продемонстрировать выразительные жесты, но тот, у кого внутри есть недвижимый центр, не подчиненный сиюминутным целесообразностям. И если этот центр, обратившись к небу, соприкасается с Божественной благодатью, которая освящает будущее души и тела, человек становится причастным к Вечности. В конечном счете внимания заслуживает не то, чем обладает человек, – имущество, интеллект или физические данные, но то, насколько он может, проигнорировав запреты и препятствия, всей своей жизнью соприкоснуться со Христом. В конечном итоге, важно не иметь много, а быть многим, что возможно только в лоне Православной Церкви.

Только действие не нуждается в алиби! И мы видим, как поступок святого князя Владимира отозвался в сердцах последующих поколений и продолжает жить в нашей истории. Некогда Петр Первый «прорубил окно» в Европу, что в значительной степени повлияло на исторический облик нашего Отечества, вызвало к жизни новый тип человека с европейскими идеями и предпочтениями – новые обстоятельства рождают новые смыслы. Но мы помним о Херсонесе – другом окне, прорубленном на заре нашей истории, благодаря которому мы соприкоснулись с византийским миром и стали его наследниками. Мы должны прибегнуть к анамнесису – историко-культурному механизму припоминания своего прошлого, которое нас соединяет не только с европейской культурой, но в первую очередь с византийской, а через нее с классическим греко-римским миром. Другими словами, у нас есть связь с классическим греко-римским миром, и европейское посредничество, представляемое в течение долгого времени как единственно возможное, имеет свою законную альтернативу. Во всех случаях с опытом европейского изложения античности мы уже знакомы, но посмотреть глазами святоотеческой традиции на классический мир нам еще предстоит. Без сомнения, такой угол зрения расширит наше сознание, поможет нам обрести новые смыслы и ощутить иное качество бытия, без чего мы не сможем в полной мере пережить свою сопричастность высшим началам и восстановить историческую преемственность.

Постоянно приходится сталкиваться с таким понятием, как христианские ценности. Сколько было сломано копий на эту тему, но внятного ответа на вопрос, что такое христианские ценности, лично мне услышать пока не удалось. Потому, опираясь на различные квалифицированные мнения, попытаемся определить, что же это такое и какие ценности могут называться христианскими.

Начнем, пожалуй, с определения ценностей как таковых.

«Ценности — социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т п Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном и идеалом для всех людей. Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям. Каждое общество само вправе устанавливать, что является ценностью, а что нет».
Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. — 3-е изд.- М.: Академический проект, 2001.

Поскольку ценности как таковые служат эталоном и идеалом для всех людей, то, соответственно, христианские ценности должны служить эталоном и идеалом для всех людей, исповедующих христианскую религию.

Посмотрим, что говорят на эту тему непосредственно христианские современные авторитеты.

«Верующие убеждены, что ценности люди получают от Бога. Бог дает людям нравственный закон — знание о правильной жизни, о том, как избежать зла, страха и болезней и даже смерти, не причинять вред другим, жить в любви, гармонии и согласии с людьми и окружающим миром».
Андрей Кураев. Основы Православной Культуры, учебник для четвертого класса.

«Если вернуться к иерархии христианских ценностей, то становится понятно, что на первом месте для христианина должны стоять таинства Святой Церкви. Под Таинствами Церкви мы понимаем богоустановленные формы церковной жизни, в рамках которых таинственным образом христианин с помощью Божией вступает в непосредственное богообщение и приобщается божественной благодати. Можно сказать, что передача из поколения в поколение опыта богообщения происходит через преемство прежде всего церковных таинств и основ духовной жизни. При этом необходимо знать, что этот опыт должен согласовываться и проверяться Священным Писанием».
Об Иерархии христианских ценностей, игумен Петр (Мещеринов), директор Школы молодежного служения при Даниловом монастыре г.Москвы. (Выдержки из доклада на конференции «Современная молодежь в Церкви: проблемы и пути их решения».)

«Итак, самая главная ценность в христианстве — это Триединый Бог. Это убеждение у христиан сформировано не каким-то ученым, просветителем или богословом, а Самим Иисусом Христом. Второй ценностью является Библия или Слово Божье . Для христиан — это непререкаемый авторитет. Другими словами, все свои действия христианин должен проверять на основании письменного сообщения инспирированного самим Богом через Духа Святого. И третьей ценностью для христиан является Церковь . Это не храм или Дом молитвы, а сообщество или собрание верующих в Иисуса Христа людей».
Василий Трубчик — благовестник, ответственный редактор издательства «Крынiца жыцця» Союза ЕХБ в РБ.

«Христианство исходит из понимания ценности как абсолютного блага, имеющего значимость в любом отношении и для любого субъекта. Высшим благом, являющимся источником и всех остальных ценностей, для христианина является Богооткровенная истина о Пресвятой Троице как абсолютно совершенном Духе. В системе христианских ценностей отводится важнейшее место также учению об уникальности человеческой личности как бессмертного, духовного существа, созданного Богом по Своему образу и подобию. Христианское учение открывает высокий смысл и цель жизни человека — блаженство в Царстве Небесном. Учение о спасении также занимает важнейшее место в системе христианских ценностей. На этом пути Слово Божие призывает к всестороннему, духовному совершенствованию . Ценность евангельских заповедей , определяется тем, что они даны нам Господом, как духовные законы, исполнение которых вводит нас в жизнь вечную. Наконец, надо сказать о важной составляющей системы христианских ценностей — соборном духовном опыте Церкви, который запечатлен в богослужебных текстах, творениях святых отцов и житиях святых».
Иеромонах Иов (Гумеров).

Обобщая вышеприведенные мнения, можно прийти к однозначному выводу, что христианские ценности даны Богом и наболее значимые ценности для христиан это собственно Триединый Бог, Священное Писание и христианская Церковь с ее таинствами.

Не сильно вдаваясь в догматические тонкости, но, все же, принимая во внимание то, что каждая из христианских конфессий (католическая, православная и множество протестантских) считают лишь свою Церковь истинной, лишь свою интерпретацию Писаний истинной и, соответственно, лишь свое понимание Триединого Бога истинным, а также то, что каждая из христианских конфессий считает другие христианские конфессии еретиками и заблуждающими, которым невозможно спастись, попытаемся рассмотреть вопрос немного шире, на примере одной из конфессий уже давно разделившегося царства христианской Церкви.

То есть для христианина единство власти и общества возможно только в случае, если и власть и общество совместимы с христианством, причем с правильным христианством. В противном случае христианин не обязан исполнять требования властей и ни о какой соборности не может идти речи.

5. Самоограничение и жертвенность есть отказ от эгоизма, потребительского отношения к ближним и окружающему миру, способность жертвовать личным ради блага ближнего и Родины.

Ну, вроде бы самая настоящая христианская ценность — и сами пастыри это подтверждают:

Подлинно милостивый христианин изливает милосердие на всех окружающих, не различая, кто «достоин», а кто «недостоин» внимания. Вместе с тем, следует проявлять рассудительность при оказании помощи. Например, у одного православного неверующие знакомые попросили денег, и он дал, не спрашивая. А потом сильно сокрушался, узнав, на что пошли эти деньги: супруги их брали на совершение аборта. Если человек просит денег на то, чтобы совершить грех, то в данном случае милосердием с нашей стороны будет отказать и хотя бы этим постараться уберечь его от греха.

То есть жертвенность жертвенностью, но, только с рассудительностью, в том смысле, что надо все-таки смотреть, кому и зачем жертвовать личным ради блага ближнего и Родины.

Разве можно жертвовать личным ради блага еретика? Вот и апостол Павел говорит:

«Еретика , после первого и второго вразумления, отвращайся , зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» (Тит. 3: 10-11) Но относительно еретиков св. Церковь не допускает даже и таких исключений, какие бывают в отношении к самоубийцам: раз еретик или богохульник умер не примирившимся с Церковью, умер в отлучении от нее  — Церковь не может допустить и молитвы о нем. Ересь есть духовное самоубийство, а о мертвом члене, отсеченном от целого тела Церкви, бесполезно и заботиться, бесполезно и молиться».
Архиепископ Никон (РОЖДЕСТВЕНСКИЙ) .

Вот вам и ответ, стоит ли жертовать личным ради блага еретика. Что же можно тогда сказать о иноверцах, у которых шансов примириться с Церковью еще меньше...
То есть самоограничение и жертвенность для христианина нормальное явление только в отношении своих ближних, которые составляют тело их правильной Церкви. Все остальные — еретики, иноверцы и безбожники — находятся вне христианских ценностей.

6. Еще одна вечная ценность — патриотизм, вера в Россию, привязанность к родному краю, его культуре, готовность трудиться ради своей Родины.

Патриотизм сам по себе изначально противоречит христианским ценностям, ибо, как уже упоминалось выше:

28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе . (Галатам 3)
Кроме того, читаем послание апостола Павла к Римлянам, глава 13:
1 Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены.
2 Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение.
3 Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее,
4 ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро.

Именно поэтому церковь всегда уживается с любой властью и, даже, не смотря на гонения, история показывает, что церковь уживалсь с различными диктатурами и молилась за эти власти .

Получается, что патриотизм никак не входит в круг христианских ценностей и противоречит им. А исключения лишь только подтверждают правило.

7. Ценность блага человека — это основной приоритет социального развития и соблюдения прав человека, его благосостояние и достоинство, духовное и материальное благополучие.

Материальные блага не могут сделать человека счастливым. Господь Иисус Христос предупреждает: «Берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 12. 15). Погоня за богатством пагубно отражается на духовном состоянии человека и способна привести к полной деградации личности. Апостол Павел указывает, что «желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу. Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям. Ты же, человек Божий, убегай сего» (1 Тим. 6. 9-11). В беседе с юношей Господь сказал: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19. 21). Затем Христос разъяснил эти слова ученикам: «Трудно богатому войти в Царство Небесное… удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19. 23-24). Евангелист Марк уточняет, что в Царство Божие трудно войти именно тем, кто уповает не на Бога, а на материальные блага, — «надеющимся на богатство» (Мк. 10. 24). Лишь «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется, пребывает вовек » (Пс. 124. 1).

Любое стремление человека к благам, за исключением духовных, правда в узконфессиональном понимании, не является христианской ценностью и даже осуждается церковью.

8. Восьмым в списке названы семейные ценности — в первую очередь любовь и верность, забота о детях и стариках.

72-е правило 6-го Всел. Соб. говорит:

Недостоин мужу Православному с женою еретическою соединяться браком, ни православной жене сочетаваться с мужем еретиком. Если же будет обнаружено что-либо подобное, сделанное кем-либо: брак почитать не твердым и беззаконное сожительство расторгать. Ибо но подобает смешивать несмешиваемое, ни соединять с овцою волка, и с частью Христовою жребий грешников. Если же кто постановленное нами преступит: да будет отлучен».

Впрочем было одно исключение, когда христианам позволялось вступать в брак с инославными: когда последние давали обещание перейти в православную веру. Об этом говорит 14-е правило 4-го Всел. Собора:

«Не позволено соединяться браком с еретиком, разве только в таком случае, когда лицо, сочетавающееся с православным лицом, обещает перейти в православную веру ». (См. также правило 31 Лаодикийского Собора).

«...Церковь и сегодня не освящает венчанием браки, заключенные между православными и нехристианами ...»

Получается, что и семейные ценности рассматриваются христианством только в узкоконфессиональном контексте, а браки с инославными и иноверцами осуждаются. Такие браки лишаются именно тех настоящих христианских ценностей, которые признает церковь, а именно — приобщение к церкви с ее таинствами.

Странным образом все 8 вечных ценностей, которые были составленны Русской Православной Церковью, никак не вписываются в наболее значимые ценности для христиан , которые есть Триединый Бог, Священное Писание и христианская Церковь с ее таинствами.

И сколько бы ни было исписано страниц, сколько бы споров по этому поводу ни проводили, все упирается в догматы церкви, которая вполне однозначно говорит:

Дружба с богоборцами, предателями и иноверцами, еретиками и прочими великими грешникам, — приводит православного к одной с ними участи и ведет к одному их наказанию, и святой Иоанн говорит: «ибо приветствующий его участвует в злых делах его» и не велит таковых приветствовать и принимать к себе .
Акафист Преблагословенней Богородице о прибавление ума, Икос 11 .

Потому любые рассуждения на тему христианских ценностей должны восприниматься только в рамках узкоконфессиональных догматов и никак не могут быть теми общечеловеческими ценностями, которые прописаны во

Введение


Христиа?нство (от греч. ??????? - «пома?занник», «месси?я») - авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Христианство - крупнейшая мировая религия по численности приверженцев, которых около 2,1 млрд. и по географической распространенности - почти в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община. Христиане верят, что Иисус из Назарета это Мессия, Сын Божий, ставший человеком, и Спаситель человечества.

Христианство возникло в I веке в Палестине, находившейся на тот момент под властью Римской империи, первоначально в среде евреев, но уже в первые десятилетия своего существования получило распространение и в других провинциях и среди других этнических групп.

Целью данной работы является изучить основы и ценности христианского вероучения.

Для достижения данной цели ставлю следующие задачи:

Рассмотреть жизнь и личность основоположника христианской традиции Иисуса Христа;

Изучить историю появления и развития христианского учения в мире;

Определить основы и ценности христианского вероучения.

При написании данной работы использовались такие литературные источники, как: Амброджо Д. У истоков христианства, Сергий О. (Лепин). Христианство, также Свенцицкая И. С. Первые христиане и Римская империя и другие.


Иисус Христос


Служители культа говорят, что Евангелия написали два апостола Иисуса Христа Матфей и Иоанн) и два ученика двух других апостолов: Петра - Марк и Павла - Лука. Евангелия рассказывают, что во времена, когда Иудеей правил царь Ирод. Женщина по имени Мария в городе Вифлееме родила мальчика, которого она и её муж назвали Иисусом. Когда Иисус вырос, он стал проповедовать новое религиозное учение, главными идеями которого были следующие. Во-первых, надо верить, что он Иисус является Христом (греческое слово Христос означает то же, что и еврейское Мессия). И, во-вторых, надо верить, что он Иисус - сын Божий. Наряду с этими двумя, наиболее часто повторяющимися в его проповедях идеями он пропагандировал и многие другие: о своём будущем втором пришествии, о воскрешении мёртвых тел при конце света, о существовании ангелов, бесов и др. В его проповеди значительное место занимали нравственные идеи: о необходимости любить ближних, помогать попавшим в беду и т.д. Свои поучения он сопровождал чудесами, которые доказывали его божественное происхождение. В частности он совершил следующие чудеса: исцелил словом или прикосновением великое множество больных, трижды воскрешал мертвых, превратил один раз воду в вино, ходил по воде как по сухому месту, пятью хлебными лепешками и двумя небольшими рыбами накормил пять тысяч человек и др. Особенно важную роль в Евангелиях играет рассказ о последних днях жизни Иисуса Христа. Этот рассказ начинается эпизодом въезда его в Иерусалим. Его встречало множество народу, ибо Иисус прославился своими многочисленными чудесами.. Люди постилали на дороге, по которой ехал Иисус Христос свои одежды и пальмовые ветви и кричали ему Осанна!. Слово осанна в буквальном переводе с еврейского означает спасение (пожелание спасения Иисусу), но по смыслу это приветствие типа Слава).

Одним из важных событий в жизни Иисуса Христа после его въезда в Иерусалим было изгнание торговцев из Иерусалимского храма. Ситуация изгнания торгующих из храма стала символом удаления непорядочных людей из всех святых и благородных дел. Иисус въехал в Иерусалим в первый день недели (так в Евангелиях называется воскресенье), а в пятый день недели (т.е. в четверг) состоялся прощальный пасхальный ужин (праздновалась иудейская пасха) Иисуса Христа с апостолами. Впоследствии христианские служители культа этот ужин назвали тайной вечерей. Во время тайной вечери ученики Христа ели хлеб и пили вино, которые он им подал.

После пасхального ужина Иисус Христос и его ученики (за исключением одного из них, Иуды Искариота, который покинул ужин раньше) пришли сначала на гору Елеонскую, а затем в Гефсиманский сад. Там в саду в ночь с четверга на пятницу римские солдаты при помощи Иуды Искариота арестовали Иисуса Христа. Арестованного отвели в дом первосвященника. Церковный суд обвинил его в богохульстве, и в посягательстве на царский престол (это посягательство видели в том, что он называл себя царём иудейским). Иисуса Христа приговорили к смерти. В пятницу римские солдаты, которые по законам того времени исполняли смертные приговоры церковного суда, распяли его на кресте, и он умер. Рано утром в первый день недели Иисус Христос воскрес, а через некоторое время вознёсся на небо. Расположенная в Библии вслед за Евангелиями книга Деяния апостолов уточняет, что вознесение на небо произошло на 40-й день после его воскресения. Таково основное содержание евангельских повествований об Иисусе Христе.


История христианства


В I в.н.э. на территории Римской империи существовало много национальных религий. К концу V в. эти религии или отступили на второй план (как, например, иудаизм), или сошли с исторической сцены (древнегреческая религия). Христианство же, напротив, из небольшого религиозного движения превратилось в главную, наиболее многочисленную религию в империи. По мнению историков, победа христианства над другими религиями объясняется следующими его особенностями.

Во-первых, его монотеизмом. Все остальные религии в империи, кроме христианства и иудаизма, были политеистическими. В условиях империи монотеизм выглядел более привлекательно.

Во-вторых, его гуманистическим нравственным содержанием. Конечно, определённые гуманные нравственные идеи были и в других религиях того времени. Но в христианстве они были выражены более полно и более ярко, поскольку основными авторами этой религии (по мнению историков) были трудящиеся; а для тружеников труд и быт без взаимоуважения и взаимопомощи были просто невозможны.

В-третьих, картина загробной жизни в христианстве выглядела для низов общества более привлекательно, чем в любой другой религии. Христианство обещало небесную награду в первую очередь и главным образом всем страдающим в этой жизни, всем униженным и оскорблённым.

В-четвёртых, только христианство отказалось от национальных перегородок, пообещав спасение всем, независимо от национальной принадлежности.

В-пятых, обряды в существовавших тогда религиях были сложными и дорогостоящими, а христианство упростило и удешевило обряды.

В-шестых, только христианство критиковало рабство тем, что признавало раба, равным перед Богом со всеми другими людьми. В целом христианство лучше других религий приспособилось к новым историческим условиям.

Христианская религия прошла два больших этапа и находится сейчас на третьем этапе своей истории. Христианство первого этапа (I-V вв.) историки называют античным христианством, второго этапа (VI-XV вв.) - средневековым христианством, третьего этапа (XVI в. - по настоящее время) - буржуазным христианством. В буржуазном христианстве выделяется особая часть этапа, которую называют современным христианством (вторая половина ХХ века).

Вероучение официального античного христианства сложилось к концу V века. Оно опиралось на Библию и решения Вселенских соборов и было изложено в трудах видных богословов IV и V веков (их, как и знаменитых богословов последующего времени, называют отцами церкви). Вероучение официального античного христианства было воспринято полностью или частично всеми возникшими впоследствии христианскими конфессиями, но каждая из конфессий дополнила вероучение античных христиан какими-либо своими специфическими религиозными учениями. Эти специфические дополнения главным образом и отличают одну конфессию от другой.

Главным автором Библии является Бог. Ему помогали люди: около 40 человек. Бог создавал Библию через людей: он внушал им, что именно надо писать. Библия - книга боговдохновенная. Её называют также Священным Писанием и Словом Божиим. Все книги Библии делятся на две части. Книги первой части, вместе взятые называются Ветхим Заветом, второй части - Новым Заветом. В Новый Завет античные христиане включили 27 книг. Одни конфессии в современном христианстве включают в Ветхий Завет 39 книг (например, лютеранство), другие - 47 (например, католицизм), третьи -50 (например, православие) Поэтому и полное количество книг в Библии в разных конфессиях разное: 66, 74 и 77.

Гонения, испытанные христианством в первые века его существования, наложили глубокий отпечаток на его мировоззрение и дух. Лица, претерпевшие за свою веру тюремное заключение и пытки (исповедники) или принявшие казнь (мученики), стали почитаться в христианстве как святые. Вообще идеал мученика становится в христианской этике центральным.

Сегодня основными направлениями христианства являются католицизм, протестантизм и православие.


Основы и ценности христианства


Согласно вероучению официального античного христианства, в мире существуют три группы сверхъестественных существ: Троица, ангелы и бесы. Главная идея учения о Троице состоит в утверждении, что один Бог существует сразу же в трёх лицах (ипостасях) как Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой. Все лица Троицы могут явиться людям и в телах физических, материальных. Так, на католических и православных иконах (а католики и православные унаследовали учение о Троице от античных христиан) Троица изображается следующим образом: первое лицо в образе человека, второе лицо - тоже в образе человека, а третье лицо - в образе голубя. Все лица Троицы обладают всеми совершенными качествами: вечностью, всемогуществом, вездесущностью, всеведением, всеблагостью и другими. Бог-Отец сотворил мир при участии двух других лиц Троицы, а формы этого участия являются тайной для человеческого разума. Христианское богословие считает учение о Троице одним из самых непостижимых для человеческого разума.

В античном христианстве верующие должны были почитать пророков. Пророками назывались люди, которым Бог дал задание и возможности возвещать людям истину. А истина, которую они возвещали, имела две основные части: истина о правильной религии и истина о правильной жизни. В истине о правильной религии особо важным элементом был рассказ о том, что ждёт людей в будущем. Христиане, как и иудеи, почитали всех пророков, упоминаемых в Танахе (Ветхом Завете), но в дополнение к ним они почитали и пророков Нового Завета: Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова. Почитание пророков, как и в иудаизме, выражалось у них в форме уважительного разговора о пророках в проповедях и в быту. Но никакого особого ритуального почитания Ильи и Моисея у античных христиан, в отличие от иудеев, не было. Античные христиане дополнили почитание пророков почитанием апостолов и евангелистов (авторов Евангелий). Причём два евангелиста (Матфей и Иоанн) были одновременно и апостолами. Иоанн, к тому же, по взглядам античных христиан, считался одновременно и пророком.

Главной идеей учения о загробной жизни в христианстве является идея о существовании рая и ада. Рай - это место блаженства, ад - место мучений. Слово рай взято из персидского языка. В первом, буквальном значении оно означало богатство, счастье. Слово ад взято из греческого языка (по-гречески оно звучит как адэс) и в первом, буквальном значении означало невидимое. Этим словом древние греки назвали царство мёртвых. Поскольку, по их представлениям, это царство находилось под землёй, постольку слово адэс во втором значении стало означать подземное царство. Античные христиане считали, что рай находится на небе (отсюда синонимом рая стало выражение царство небесное), а ад - во внутренностях земли. Современные христианские служители культа добавляют к этому, что и рай, и ад находятся в особом сверхъестественном пространстве: они недоступны людям при земной жизни.

В литературе обычно пишут, что, по христианскому учению, Бог праведников направляет в рай, а грешников - в ад. Строго говоря, по христианскому учению, из-за первородного греха Адама и Евы грешниками являются все люди (за исключением Марии, матери Иисуса Христа). Поэтому, по представлениям христиан, праведники - это не противоположность грешникам, а их особая часть. Поскольку праведники отличаются друг от друга по степени праведности, а закоренелые грешники отличаются друг от друга по глубине греховности, то и участь всех праведников (в степени и формах блаженства) и всех грешников (в степени и формах мучений) не одинаковы.

По канонам христианства загробная жизнь имеет два этапа. Первый: от смерти тела до второго пришествия Иисуса Христа. Второй этап начнётся со вторым пришествием Иисуса Христа, а конца он не имеет. На первом этапе в раю и аду находятся только души людей, на втором души соединятся с воскресшими телами. Ад на обоих этапах находится на одном и том же месте, а рай на втором этапе переместится с неба на землю.

Человек, согласно христианскому учению, сотворен как носитель "образа и подобия" Бога. Однако грехопадение, совершенное первыми людьми, разрушило богоподобие человека, наложив на него пятно первородного греха. Христос, приняв крестные муки и смерть, "искупил" людей, пострадав за весь род людской. Поэтому христианство подчеркивает очистительную роль страдания, любого ограничения человеком своих желаний и страстей: принимая свой крест", человек может побеждать зло в себе самом и в окружающем мире. Тем самым человек не просто исполняет Божьи заповеди, но и сам преображается и совершает восхождение к Богу, становится к нему ближе. В этом и есть предназначение христианина, его оправдание жертвенной смерти Христа.

С этим взглядом на человека связано характерное только для христианства понятие таинства - особого культового действия, призванного реально ввести божественное в жизнь человека. Это прежде всего - крещение, причастие, исповедь (покаяние), брак, соборование.

Основные идеи и ценности Христианства:

) Спиритуалистическое единобожие, углублённое учением о троичности Лиц в едином существе Божества. Это учение дало и даёт повод к глубочайшим философским и религиозным спекуляциям, обнаруживая глубину своего содержания в течение веков всё с новых и новых сторон;

) понятие о Боге как абсолютно совершённом Духе, не только абсолютном Разуме и Всемогуществе, но и абсолютной Благости и Любви (Бог есть любовь);

) учение об абсолютной ценности человеческой личности как бессмертного, духовного существа, созданного Богом по Своему образу и подобию, и учение о равенстве всех людей в их отношениях к Богу: все равно возлюблены Им, как дети Отцом Небесным, все предназначены к вечному блаженному бытию в соединении с Богом, всем подаются средства к достижению этого предназначения - свободная воля и божественная благодать;

) учение об идеальном назначении человека, заключающемся в бесконечном, всестороннем, духовном усовершенствовании ("..будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный");

) учение о полном господстве духовного начала над материей: Бог - безусловный Владыка материи, как её Творец: человеку Им вручено господство над материальным миром, чтобы через материальное тело и в материальном мире осуществить своё идеальное назначение; таким образом христианство, дуалистическое в метафизике (так как оно принимает две инородные субстанции - дух и материю), монистично как религия, ибо ставит материю в безусловную зависимость от духа, как творение и среду деятельности духа. Поэтому оно

) одинаково далеко как от материализма метафизического и морального, так и от ненавистничества по отношению к материи и материальному миру как таковым. Зло не в материи и не от материи, а от извращённой свободной воли духовных существ (ангелов и человека), от которых оно перешло на материю («проклята земля в делах твоих», - говорит Бог Адаму; при творении же всё было «добро зело»). Этот трезвый и вместе высокоидеальный взгляд христианства на материю получил наилучшее выражение в учении о воскресении плоти и о блаженстве воскресшей плоти праведников вместе с их душами в просветлённом, вечном, материальном мире и во втором кардинальном догмате христианства - в учении о Богочеловеке, о воистину воплотившемся и вочеловечившемся для спасения людей от греха, проклятия и смерти Предвечном Сыне Божием, отождествляемом христианской церковью с её Основателем, Иисусом Христом. Таким образом, христианство при всей безупречной своей идеалистичности есть религия гармонии материи и духа; оно не клянёт и не отрицает ни одной из сфер деятельности человека, но облагораживает их все, внушая помнить, что все они - только средства к достижению человеком духовного богоподобного совершенства.

Кроме этих черт, несокрушимости христианской религии способствуют:

) существенная метафизичность её содержания, делающая её неуязвимой для научно-философской критики и

) для католических церквей Востока и Запада - учение о непогрешимости церкви в вопросах догмата в силу действующего в ней во все времена Духа Святого - учение, в правильном понимании охраняющее её, в частности, от критики исторической и историко-философской.

Эти черты, пронесённые христианством сквозь два тысячелетия, несмотря на бездну недоразумений, увлечений, нападок, подчас неудачных оборон, несмотря на всю ту бездну зла, которая делалась и делается якобы во имя христианства, ведут к тому, что если христианское учение всегда можно было принимать и не принимать, веровать в него или не веровать, то опровергнуть его нельзя и никогда возможно не будет. К указанным чертам привлекательности христианской религии необходимо присоединить ещё одну и отнюдь не последнюю: несравненную Личность её Основателя. Отречься от Христа, может быть, ещё много труднее, чем отречься от христианства.

Античной христианство было колыбелью главной мировой религии нашего времени. В дальнейшем своем развитии христианство разделилось на множество конфессий, но каждая из них опирается на наследство, полученное от античного христианства.


Заключение


Дальнейшие события показали, что содержание новой духовности (а она была реализована не только в проповеди, но и в самой жизни Иисуса и его ближайших учеников) имеет значение, выходящая далеко за пределы маленькой Иудеи. В это время Римскую империю охватывает постепенно нарастающий духовный (смысловой) кризис: в гигантских просторах люди чувствуют себя духовно потерянными, они становятся лишь винтиками огромной бюрократической машины, без которой невозможно управлять империей. Традиционные языческие боги выражали чувство душевной сопричастности в жизни космоса, продолжение которого воспринималась жизнь античного города-государства (полиса). Но вот Рим фактически перестал быть полисом, разросся до размеров империи, и это чувство исчезло вместе с прежним укладом политической и экономической жизни. Старые боги потеряли свой смысл для человека. Человек остался наедине с собой и жаждал новой смысловой опоры, связанной уже лично с ним, искал Бога, обращённого к каждому, а не ко всем вместе.

Христианство сумело дать эту смысловую опору. Более того, оно сделало возможным духовную общность людей, принадлежащих самым разным расам и национальностям, ибо Бог стоит над внешними различиями и распрями этого мира, и для него нет различий, всё и во всём Христос. Духовный универсализм позволил христианству стать мировой религией, заложив основы понимания само ценности человека без относительно к его расе, национальности, сословию, классовой принадлежности.

Христианская вера изменило само устройство души европейского человека. Изменилось глубинное мироощущение людей: открыв в себе личность и свободу, встали перед такими вопросами бытия, до которых не доходила ни античная мысль, ни античное чувство. Прежде всего, этот духовный переворот был связан с нравственностью.


Список использованной литературы

христианское вероучение духовный

1.Амброджо Д. У истоков христианства (от зарождения до Юстиниана): Пер. с итал. / Под общ. редакцией проф. И.С. Свенцицкой. - М., 1979.

2.Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. - СПб., 1907 1918. Т. 1-4; То же (репринт). М., 1994.

.Поснов М.Э. История христианской церкви (до разделения Церквей - 1054 г.)

.Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. - М., 1987; М., 1988; М., 1989

.Свенцицкая И.С. Первые христиане и Римская империя. - М., 2003.

.Сергий О. (Лепин). Христианство // Религия: Энциклопедия / Сост. и общ. ред. А.А. Грицанов, Г. В. Синило. - Мн.: Книжный Дом, 2007

.Фрэзер Джеймс Джордж. Фольклор в ветхом завете.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.