Виктор Черномырдин: краткая биография. Черномырдин возвращается к регулированию цен

Государственный университет – Высшая школа экономики
Эссе
Реформы Гайдара и Черномырдина.

Выполнил: студент 1 курса

Фак-та ГиМУ 194 группы

Духарев Александр
Москва 2007г.

Я выбрал тему реформы Гайдара и Черномырдина, так как считаю эту тему интересной для меня, а также хорошим дополнением к изучаемому мной материалу на занятиях. Реформы Гайдара и Черномырдина были очень важны для нашей страны, в трудное для нее время. В своей работе мне бы хотелось рассмотреть программы, цели и задачи реформ- то что хотели сделать, и результаты которые получились вследствии этих реформ. Для начала мне бы хотелось рассмотреть положение страны до реформ и причины для создания нового направления развития как экономики страны так и всего государства. К концу 1991 года Россия находилась в предверии экономического и социального коллапса. Спад производства стремительно ускорялся, так например если в 1990 году выпуск промышленной продукции уменьшился примерно на 1%, то в 1991- на 8 %. Дефицит союзного бюджета в 1991 превысил 20% ВВП. Как следствие, быстро росла инфляция, принявшая не только скрытый, но и открытый характер. К концу 1991 года она увеличилась до 25% внеделю. Потребительский рынок был полностью развален, наблюдался тотальный дефицит продуктов питания. Даже в москве порой стали наблюдаться перебои с хлебом. Золотовалютные резервы государства были почти полностью исчерпаны. Платежи по обслуживанию долга достигли астрономической для советской экономики суммы 16.7 млрд. долларов, просроченная задолжность - до 6 млрд. долларов. По данным социологических опросов, 80% россиян к концу 1991 года ожидали почти непреодолимых материальных трудностей и перебоев в снабжении продуктами, теплом, электроэнергией и транспортом. Брать на себя ответственность за решение этих сложных проблем, обеспечивать продвижение реформ, а главное, экономическое выживание страны многие видные экономисты и политики отказывались. В этих условиях вице-премьером по экономике нового российского правительства был назначен малоизвестный для широкой общественности экономист Е.Т. Гайдар. Острота экономической ситуации и фактический паралич госаппарата побудили его выбрать радикальный путь «шоковой терапии», успешно опробованный на опыте некоторых восточноевропейских стран и распропагандированный рядом западных экономистов. Ельцинско-гайдаровские реформы, проводимые с начала 1992 г., впервые стали реальными рыночными реформами на практике. Взятому курсу на радикальные экономические реформы противоречила вся предыдущая история безуспешных попыток введения каких-либо элементов рынка, учета реального спроса в рамках "реального социализма", системы централизованного планирования.

Главная задача, поставленная перед правительством Гайдара, заключалась в сломе старой командной системы, создании основ рыночной экономики и реальном вхождении страны в рынок до неизбежной отставки правительства. Команда Гайдара вначале была дружной и однородной, состояла из единомышленников. Это была команда, которая сразу же предупредила общественность, что проводимые ими реформы будут трудными и болезненными, поэтому их надо проводить решительно и быстро. Регионы принимали запретительные меры по вывозу продукции со своих территорий, возникли таможни. Люди повсеместно стали использовать бартер. В этих условиях надо было либо вводить карточную систему, систему жесткого уравнительного государственного распределения продукции в натуральном виде, либо идти на радикальную экономическую реформу, связанную в первую очередь с либерализацией финансовой и денежной системы. Президент и его команда избрали путь радикальных экономических реформ, конечно, можно было пойти более умеренным путем, но был избран более твердый и жесткий курс, предложенный Е. Гайдаром. Реформа Гайдара исходила из того, что вначале произойдет либерализация цен, а уже затем начнется приватизация. Однако по просьбе Украины либерализацию цен отложили на 1,5 месяца и провели лишь 2 января 1992 г. По расчетам нового правительства Е. Гайдара, рост розничных цен ожидался в 2-3 раза. На деле же они увеличились в течение первого квартала 1992 г. более чем в 6 раз, а по сравнению с началом 1991 г. - в 13-15 раз. Общество ощутило сильный шоковый удар. Но без него нельзя было, и говорить о рынке.
Наиболее сильно пострадали от такого положения дел работники бюджетных организаций. Начался сильный отток научных и педагогических кадров в коммерческие и иные структуры (в том числе и за границу). Изменение структуры питания, отсутствие у малообеспеченных слоев населения возможности получить квалифицированную медицинскую помощь привели к абсолютному сокращению населения. Старые цены сохранялись, в частности, по 15 наименованиям потребительских благ, начиная с хлеба и кончая платой за жилье и коммунальные услуги. Однако после резкого взлета цен динамика их роста замедлилась, и в апреле 1992 г. розничные цены выросли всего лишь на 22%, кредитная и денежная эмиссии были взяты под контроль, бюджетный дефицит значительно сократился. Стала улучшаться ситуация на рынке, прежде всего за счет старых запасов. Тем не менее, предложение товарной массы было слабым, спад производства усилился. По существу, директора государственных предприятий реформу не поддержали; вместо наращивания производства и предложения на этой основе товаров на рынке они стали залезать во взаимные долги, устанавливать монопольные цены, пытаясь сохранить уровень занятости и заработной платы. Первый проект гайдаровской программы экономических реформ был опубликован
еще в ноябре 1991 г., в нем говорилось, что основная цель трансформации заключается в достижении финансовой стабилизации и установлении рыночной экономики. Затем эта программа дорабатывалась в сотрудничестве с экспертами МВФ и независимыми западными учеными-монетаристами. Более продвинутая версия программы опубликована в известном Меморандуме об экономической политике Российской Федерации. В июле 1992 г. был опубликован окончательный текст программы экономических реформ, рассчитанный теперь на среднесрочную перспективу. Оба документа имели целью определить пути перехода к рыночной экономике и включения ее в мировое хозяйство, в сообщество цивилизованных стран. По существу, речь шла о реальной трансформации не только экономики, но и всей общественной системы. Главные пункты гайдаровской программы экономических реформ заключались в:


  • дерегулирование экономики, снятие административного контроля над ценами и хозяйственными связями (включая внешнеэкономическую деятельность), развитие торговли взамен прежнего командно-бюрократического распределения товаров и услуг;

  • стабилизация финансов и денежной системы, укрепление рубля;

  • приватизация, развитие предпринимательства, создание институциональных предпосылок эффективного рыночного хозяйства и экономического роста;

  • активная социальная политика в целях приспособления трудоспособного населения к новым условиям, защита наиболее уязвимых слоев населения;

  • структурная перестройка экономики, ее демилитаризация, приспособление к структуре реального спроса, повышение конкурентоспособности, интеграция в мировое хозяйство;

  • создание конкурентной рыночной среды для повышения эффективности и качества, увеличения разнообразия продукции, снижения издержек и цен.
Логика авторов правительственной программы экономических реформ исходила из комплексного подхода к реформированию сверх централизованной командной экономики. Так, дерегулирование экономики и либерализация цен, по их мысли, открывают дорогу предпринимательству, развитию торговли, формированию механизмов рыночного самоуправления. Стабилизация финансов и денежной системы усиливает экономические стимулы, дает в руки государства эффективные рычаги воздействия на поведение субъектов хозяйствования, делает объективной необходимостью структурную перестройку, позволяет отделить банкротов.

Следующий шаг в рамках этого замысла - приватизация. Она необходима для того, чтобы привести в действие рыночный механизм, активизировать хозяйственные и трудовые мотивации, сформировать полноценных рыночных агентов и класс собственников - социальную базу подлинной демократии. Структурная перестройка экономики жизненно необходима для преодоления доставшихся в наследство от "реального социализма" грубейших деформаций в структуре производства в сторону сверх милитаризации и чрезмерного производства средств производства. Уже в январе 1992 г. Р. Хасбулатов обвинил только что созданное молодое правительство России в некомпетентности. Затем под его руководством была составлена альтернативная "антикризисная программа" в расчете на поддержку директорского корпуса. Суть этой программы заключалась в смягчении шока, торможении начавшихся рыночных реформ, усилении государственного контроля над экономикой, т. е. в частичном возврате к командной экономике. Р. Хасбулатов открыто признал тогда, что он возглавляет в некотором смысле оппозицию ходу экономической реформы в стране. Выступая в апреле 1992 г. на VI Съезде народных депутатов России, Р. Хасбулатов заявил, что проводимые правительством реформы лишь внешне выглядят радикально, а на деле, будучи оторванными от реальной действительности, они не дают нужного эффекта. Стало ясно, что спикер парламента уже тогда начал добиваться смены кабинета. Место премьера после Е. Гайдара занял В. Черномырдин. Он не отступил от принятой ранее стратегии реформ и начал важный процесс укрепления политической консолидации, прежде всего исполнительной и президентской властей. Во всем мире были опасения полного прекращения экономических реформ в России. К этому побуждали его заявления о готовности бороться с инфляцией "немонетарными методами", о недопущении впредь "шоковой терапии" и выделении низкопроцентного кредита топливно-энергетическому комплексу в размере 200 млрд. руб. Он даже подписал постановление о прямом контроле над ценами на ряд товаров, которое через две недели отменил. Однако и 1993, и 1994, и последующие годы показали, что Черномырдин не отошел от эволюционистской практики умеренно реформаторского курса второй половины 1992 г. и, по существу, ввел страну в состояние застоя реформ, не отступая назад. В 1997 г. с приходом в правительство молодых реформаторов реформы стали проводиться более последовательно и активно. Но в марте 1998 г. правительство Черномырдина ушло в отставку из-за неспособности к радикальным реформам, а в августе случился дефолт из-за слабости и непоследовательности самих реформаторов. После же апрельского референдума о доверии Президенту позиции правительства укрепились, и оно ожесточило свою кредитно-финансовую политику, темпы инфляции стали снижаться. Но этот антиинфляционный курс вновь подвергся критике оппозиции после парламентских выборов в декабре 1993 г., и правительство опять смягчило свою экономическую политику, уступив требованиям директоров крупных государственных предприятий, прежде всего ВПК и агропромышленного комплекса. Проект бюджета на 1994 г. вызвал бурю в Государственной Думе. Последняя требовала увеличения кредитов и субсидий производству, социальной защиты населения. Правительство вновь отступило, запустив печатный станок. Цены и бюджетный дефицит опять поползли вверх. Подобное маятниковое движение, свидетельствующее о непоследовательности и нерешительности курса, продолжалось вплоть до 1997 г. Более того, из-за высокой инфляции падение производства в 1994 г. оказалось более глубоким, чем в 1993 г. Так же как и правительство Е. Гайдара, правительство В. Черномырдина приняло ряд программ экономических реформ. В 1993 г. оно разработало и приняло программу "Развитие реформ и стабилизация российской экономики" на 1993-1995 гг. Летом 1994 г. появилась новая программа. В ней содержался тезис об уже начавшейся стабилизации российской экономики. Провозглашались цели возобновления экономического роста, снижение уровня инфляции до 3-5% в месяц к концу 1995 г., сокращение бюджетного дефицита до 5-6% ВНП и т. д. Конечно, эти цели в указанные сроки достигнуты не были. Лишь в 1997-1998 гг. ситуация стала улучшаться. В 1998 г. появилась новая правительственная программа, казалось, с более реалистичными целями.

По мнению разработчиков этих программ, для их реализации необходимо было продолжать умеренноограничительную финансово-кредитную политику. На словах все правильно. Однако на деле в 1993-1997 гг. экономическая политика правительства Черномырдина не отличалась последовательностью и не принесла ожидаемых результатов. Не оправдались и другие программные цели правительства Черномырдина. Разработанные программы намечали прекращение спада производства уже в 1993 г. При этом локомотивом экономического оживления признавалась инвестиционная сфера, где темпы роста капиталовложений в 1993 и 1994 гг. ожидались на уровне 10% ежегодно. На деле же они все время снижались. Не оправдались прогнозы и в отношении уровней инфляции и размеров бюджетного дефицита.

Более того, правительство Черномырдина вместо того, чтобы всячески содействовать рыночным преобразованиям в стране, приняло ряд антирыночных мер. Так, оно ужесточило правила экспорта и импорта ряда товаров, нарушив требования свободной торговли, приняло антилиберальные документы по регулированию рынка ценных бумаг. Несмотря на проведенную либерализацию цен и дерегулирование деятельности предприятий (еще при Гайдаре), ряд важных отраслей народного хозяйства сохраняют прежний статус, не переходят на рыночные рельсы, что явно не соответствует программам и интересам рыночной трансформации. Так, справедливо считается, что самой богатой и прибыльной сферой экономической деятельности в России является топливно-энергетический комплекс. Но именно эта "золотая жила" не либерализована и не разукрупнена до сих пор.Вопросы дальнейшего развития экономических реформ в стране, перехода экономики на рельсы, ведущие к зрелому и цивилизованному рынку, как мне кажется являются предметом острейшей внутриполитической борьбы и в наши дни. Оппозиционное большинство Государственной Думы, возглавляемое фракцией КПРФ, стремится заблокировать реальные рыночные преобразования и повернуть развитие вспять. Для этого вынашиваются законы о национализации уже приватизированной собственности и возврате к планированию. Я считаю что такая политика не может дать положительный результат и принятие подобных законов будет означать для нашей страны шагом назад. Во всех других странах такие вопросы даже не ставят на рассмотрение. Силы оппозиции реальным рыночным реформам сегодня, однако, не столь сильны и сплоченны, как раньше. Как мы знаем КПРФ испытывает раскол во внутренних рядах и острую критику со стороны еще более консервативных политических течений. В общем, можно утверждать о том, что благодаря реформам Гайдара и Черномырдина, наша страна сделала огромные шаг вперед к рыночной экономике и демократии. Но увы, не все получилось так, как задумывалось. Во-первых , не были обеспечены политическая стабильность и политическая воля к практической реализации основных положений программы экономических реформ.
Наоборот, разразилось великое противостояние между исполнительной и законодательной ветвями власти. В обществе возникло такое политическое и социальное явление, как хасбулатовщина: стремление перехватить исполнительную власть, вернуть страну частично в прошлое за счет восстановления прежних административных структур; дешевый популизм в сочетании с блокированием ряда
важных реформаторских политических направлений (приватизация, антиинфляционная политика, в частности путем сокращения бюджетного дефицита); линия на выделение кредитов и субсидий неприбыльным предприятиям и отраслям (а это в то время не менее 20% всей промышленности; теперь на такие предприятия приходится до 50% промышленной продукции). Противостояние властей в значительной степени подорвало потенциал экономических реформ. Во-вторых , не удалось достичь макроэкономической стабилизации. В-третьих , цена экономических реформ оказалась непомерно велика: произошло значительное снижение жизненного уровня населения, усилился спад производства,
резко возросла инфляция (1992-1993 гг.), активно разрушался научно-технический потенциал страны, ухудшалась структура производства, падала его эффективность и т. д. В результате всего этого зрело и укреплялось сопротивление радикальным экономическим реформам, возникла почва для объединения и консолидации сил оппозиции. В-четвертых , стремясь вывести государство из сферы административного вмешательства в экономику, чтобы дать ей свободу и импульс к саморазвитию, радикальные демократы допустили неуправляемость в хозяйстве, не сумели направить реформу в последовательное русло системных преобразований. Они переходили от проинфляционной к антиинфляционной политике, латали дыры, в самой их среде зрели противоречия, которые потом оказались для них роковыми. Переход на экономические рычаги управления не дал эффекта и в стимулировании предпринимательства. Жесткая налоговая политика серьезно ослабила стимулы к развитию предпринимательства. Не проводилась также и эффективная промышленная политика в интересах борьбы со спадом и стимулирования прогрессивных структурных сдвигов в производстве, в результате чего образовалась опасная тенденция к вывозу российского капитала за границу и сдерживанию иностранных инвестиций в хозяйство страны. В-пятых , молодые реформаторы совершали элементарные ошибки. Например, вовремя не напечатали деньги перед либерализацией цен, допустили кризис неплатежей и т. д. Кризис неплатежей впоследствии нарастал как снежный ком и в настоящее время превратился едва ли не в главный порок российской экономики. В-шестых , правительство не достигло успеха в борьбе с преступностью в стране, допустив разгул коррупции, создание целых кланов мафиозных групп, организованной преступности. Это породило резкое недовольство в обществе. В-седьмых , было недооценено развитие малого и среднего бизнеса. Его появлению на свет сопутствовали неоправданные бюрократические, налоговые и иные ограничения. Ну и наконец, слабая поддержка правительства мешала проведению как реформ Черномырдина, так и Гайдара. К примеру: из-за слабости политической поддержки, правительство Гайдара смогло проводить свой курс лишь несколько месяцев.

Как мне кажется, главным результатом проведения реформ, стал выход страны из экономического коллапса и стабилизация экономики. Существует много мнений о правильности, или не правильности действий как Гайдара, так и Черномырдина, но лично я считаю что их действия и реформы были вынужденными, эффективными и правильными.

и, вспоминают как яркого политика, обеспечившего переход от менеджмента "красных директоров" к новой системе управления в экономике, прекрасного организатора, верного друга, настоящего русского мужика, чьи емкие и сочные высказывания удивительно точно отражали непростую и неоднозначную ситуацию в политике и экономике России 90-х годов.

Черномырдин с декабря 1992 по март 1998 года возглавлял правительство, в 2001-2009 годах был российским послом на Украине. После возвращения в Москву занимал пост спецпредставителя президента РФ по вопросам экономического сотрудничества с государствами - участниками СНГ.

В окружении политика рассказали, что в последнее время Виктор Степанович сильно болел - он очень переживал смерть жены , которая скончалась в марте этого года после продолжительной болезни. Супруги прожили почти полвека, воспитали двоих сыновей, которые подарили им четырех внуков. Политик будет будет похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве, рядом с могилой своей супруги Валентины Федоровны.

О значении Черномырдина как выдающегося государственного деятеля свидетельствует и решение президента Дмитрия Медведева создать госкомиссию по организации похорон политика во главе с руководителем кремлевской администрации Сергеем Нарышкиным. Траурная церемония будет транслироваться в прямом эфире. Похороны пройдут 5 ноября.

Тонкий человек и патриот

Соболезнования родным и близким Черномырдина выразили президент РФ Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин, президент Украины Виктор Янукович и премьер-министр Николай Азаров.

"Виктор Степанович был не просто главой правительства в течение нескольких лет, Виктор Степанович, безусловно, являлся крупным политическим деятелем нашей страны и настоящим патриотом России. За внешней красотой, за шутками, за игрой в свои собственные афоризмы, за игрой, в которую он сам включился с присущим ему юмором и легкостью, на самом деле скрывался тонкий, умный, порядочный человек ", - сказал Путин, добавив, что Черномырдин много сделал для становления России, для развития ее экономики, социальной сферы, для укрепления ее внешнеполитических позиций.

Украинские политики называют Черномырдина другом своей страны, но помнят и ценят его на всем постсоветском пространстве.

Как порядочного, принципиального человека и верного друга охарактеризовал Черномырдина экс-президент Молдавии Петр Лучинский.

"Я знал Виктора Степановича очень давно - еще с советских времен, у нас были общие друзья. В сложное перестроечное время, когда распался Союз и когда вокруг себя мы увидели столько изменившихся людей, Виктор Степанович сохранил человеческие качества , находясь на самых высоких должностях в России. Я мог в любое время, будучи президентом Молдавии, обратиться к нему, и он оперативно откликался, решал проблемы, связанные с молдавско-российскими отношениями", - рассказал Лучинский.

Экс-президент Грузии Эдуард Шеварднадзе сказал, что Черномырдин - "прекрасный организатор и замечательный человек , у которого были хорошие отношения со многими представителями Грузии".

Последний исполин 90-х

Вдова первого президента РФ Бориса Ельцина Наина назвала смерть Виктора Черномырдина уходом последнего политического исполина эпохи 90-х.

"Взвалило время это тяжелое такой груз на плечи троих человек - и Бориса Николаевича (Ельцина), и Егора Тимуровича (Гайдара), и Виктора Степановича (Черномырдина). И вот они так друг за другом и ушли. Понимаете", - сказала она.

"Потому что они настолько болели за страну и за людей и настолько пропускали всю эту боль через сердце, они даже чем-то похожи, вот три человека. Вот мне кажется, последний исполин ушел. Правда", - сказала Наина Ельцина.

О покойниках - ни хорошо, ни плохо. О покойниках - честно.

Миллиарды от смерти не спасают, - постигая эту банальную истину на судьбах своих подельников, олигархи перестают верить и в то, что мертвые сраму не имут, а потому силятся отработать технологию переделки грабителей, подлецов, предателей в героев, подвижников, благодетелей, спасителей России. Опробовали технологию отбеливания на Ельцине, теперь модернизируют её на Черномырдине, перекодируя память народа беломраморными памятниками, бронзой мемориальных досок, многотомьем елейных книг, многосерийностью фильмов, названиями улиц, площадей, ледоколов. Были «Ленин» и «Россия», через год пойдёт льды ломить «Виктор Черномырдин». На подхвате сотни ваятелей с виршами, мольбертами, теле-, кинокамерами, готовые за хорошие деньги хоть чёрту присобачить ослепляющей белизны крылышки и сияющий нимб над головой. Хотите посмотреть, как это делается, сыщите фильм Сергея Брилёва «ЧВС», выставленный на экран Первым телеканалом, убедитесь, как просто, оказывается, из преступника, нанёсшего стране урон страшнее гитлеровского нашествия, слепить образ спасителя России. Получается, что и чёрного кобеля можно отмыть до сияющего бела.

Сегодня не осталось ни одного серьезного экономиста, кто бы не признал очевидного: заложенные Ельциным-Гайдаром-Черномырдиным-Чубайсом перемены в экономике России - это не перестройка, не реформирование, не либерализация, это даже не разграбление страны - это уничтожение государства. Вот предельно категоричный вывод аудиторов Счетной палаты: «Приватизационная практика не соответствовала декларируемой идеологии (формирование «эффективного » собственника, повышение эффективности деятельности предприятий и создание социально ориентированной рыночной экономики, привлечение иностранных инвестиций и т.п.)… Приватизационные мероприятия не увязывались с задачами повышения эффективности и наращивания объемов продукции» («Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993 - 2003 годы», М., 2004). Уже в первые годы приватизации валовой внутренний продукт страны сократился на 28 процентов - такого падения национального производства Россия не знала ни в годы Первой мировой войны (1914 - 1917), когда производство сократилось на 25 процентов, ни в годы Гражданской войны (на 23 процента), ни в годы Великой Отечественной войны (на 21 процент). Напомню ошеломляющие цифры Комиссии Государственной Думы, расследовавшей итоги приватизации: суммарные потери от разрушения экономики страны за один только, один! 1996-ой год, в два с половиной раза превысили потери в Великой Отечественной войне!

Черномырдин, Чубайс, Гайдар, возглавившие разработанную в Гарварде и Чикаго грандиозную операцию под кодовым названием «приватизация России», способствовали «установлению контроля со стороны иностранных лиц над стратегически важными и экономически значимыми предприятиями оборонного комплекса и сопряженными с ними предприятиями научно-технической сферы, машиностроения , металлургии, химической промышленности» (там же). Делалось это под видом наживы, если что, то лучше пойти под суд по статье«грабеж», нежели - «измена Родине». На самом же деле сумасшедшее, фантастическое обогащение за счет растаскивания по воровским карманам общенародной, государственной собственности не было конечной целью организаторов приватизации. Под удар в первую очередь попали оборонные предприятия, заводы, институты, обеспечивавшие безопасность страны, укреплявшие мощь государства. И как кто ни Черномырдин - глава Правительства - сыграл здесь первую скрипку.

Маскировка удалась, до сих пор большинство народа считает, что приватизация проводилась для обогащения, а резкое снижение объемов производства, сразу на 45 - 55 процентов, остановка предприятий, ликвидация целых отраслей, представляются как побочные явления. Ничего себе побочные явления!, если по данным Госкомстата Российской Федерации, в 2001-м году по объемам добычи угля мы скатились к 1957-му году, по выпуску вагонов - к … 1910-му году, по производству металлорежущих станков - к 1931-му, кузнечно-прессовых машин - к 1933-му, грузовых автомобилей - к 1937-му, по выпуску тракторов - к 1931-му, зерноуборочных комбайнов - к 1933-му, производству телевизоров - к 1958-му, пиломатериалов - к 1930-му, кирпича строительного - к 1953-му, тканей всех видов - к 1910-му, шерстяных тканей - к … 1880-му, обуви - к 1900-му, цельномолочной продукции - к 1963-му, животного масла - к 1956-му году. Если в 1989-ом году мы производили 55,7 миллиона тонн молока, то в 2001 году - 32,9, что на уровне 1958-го года. Поголовье крупного рогатого скота с 58,8 миллиона голов в 1989-м году сократилось до 27,1, повторяя … 1885-ый год. Двенадцать лет назад у нас было 40 миллионов свиней, сейчас - 15,5 (уровень 1936-го года). Еще заметнее убыль овец и коз: с 61,3 миллиона голов (1989 г.) до 15,2 (1750 г.!)…Таковы реальные «успехи и достижения» ныне прославляемого «ЧВС».

Основной задачей приватизации, проводимой Правительством В. С. Черномырдина, являлась ликвидация всего лучшего и самого перспективного, крепящего Россию, приумножающего ее мощь. Вот почему сразу же под нож приватизации пошли стратегически важные для страны, ключевые для оборонной промышленности Смоленский авиационный завод, Рыбинский моторостроительный завод, Рыбинское КБ моторостроения, Самарское госпредприятие «Старт», Уфимское моторостроительное производственное объединение, Уралмашзавод, ЛНПО «Пролетарский завод», производственное объединение «Знамя Октября», ЦНИИ «Румб», Балтийский завод, НТК «Союз», машиностроительное КБ «Гранит», Московский вертолетный завод им. М. Л. Миля, Иркутское авиационное производственное объединение, Нижегородское госпредприятие «Гидромаш», Московский машиностроительный завод «Знамя», Таганрогское авиационно-производственное предприятие, Московское НПО «Взлет», Тульский оружейный завод, Тульский патронный завод, НПО «Сатурн» им. А. М. Люльки, Воронежский завод «Электроприбор», Тульский ЦНИИ систем управления, Красногорский завод им. С. А. Зверева, Вятско-Полянский машиностроительный завод «Молот» и масса других предприятий оборонной промышленности. Спускались за копейки и вовсе не подлежащие приватизации «гражданские» предприятия, внесенные в перечень стратегически важных, такие как «Концерн «Кузбассразрезуголь», угольная компания «Южный Кузбасс»…

Аудиторы Счетной палаты констатируют: «Федеральными органами исполнительной власти не было создано действенной системы по недопущению перехода под контроль иностранных лиц объектов федеральной собственности, имеющих стратегическое значение. Не контролировался процесс скупки иностранными лицами пакетов акций стратегически и экономически значимых для России предприятий через подставных лиц и на вторичном фондовом рынке». Иностранцы получили блокирующие пакеты акций в ОАО «АНТК им. Туполева», Саратовском ОАО «Сигнал», в ЗАО «Евромиль». Малоизвестная американская компания «Nic and Si Corporation» через подставную фирму «Столица» приобрела пакеты акций 19 авиационных предприятий оборонно-промышленного комплекса! И это тоже «плоды деятельности» Черномырдина.

В нарушение законодательства пакеты акций продавались иностранцам через посредников. Победитель инвестиционного конкурса по продаже 40 процентов уставного капитала ОАО «Тюменская нефтяная компания», ЗАО «Новый холдинг» представлял интересы иностранных юридических лиц. В Правительстве знали об этом, никто не воспротивился. Государственный комитет по антимонопольной политике ни разу не отклонил ходатайства иностранных или подконтрольных им юридических лиц на покупку контрольного пакета стратегически важных для России предприятий. Акции АООТ «Глюкозо-паточный комбинат «Ефремовский» куплены фирмой АОЗТ «Дикарт», являющейся дочерней компанией американской фирмы «Каргилл». 35% акций ПО «Новомосковскбытхим», выпускавшего до 80% синтетических моющих средств в России, с согласия Государственного комитета по антимонопольной политике приобретены компанией «Проктер энд Гембл Истерн Юроп», являющейся основным конкурентом российского производителя на внутреннем рынке. После того, как американцы приобрели контрольный пакет акций курского АО «Кристалл», здесь сразу же был прекращен выпуск комплектующих изделий для систем наведения ракетного комплекса «Игла» и других специзделий для армии, уничтожена уникальная технологическая база.

Совсем немыслимым представляется то, что суперстратегическим, фундаментальным для жизнедеятельности страны Российским акционерным обществом «Единые энергетические системы России», больше чем на треть (34,45% акций) завладели иностранные лица!

В 90-ые годы, когда во главе Правительства стоял В. С. Черномырдин, крупнейшие иностранные производители вооружения, по данным Счетной палаты, вели беспрецедентную работу по закреплению за собой исключительных прав на изобретения российских авторов. Формула изобретения передавалась в патентные ведомства иностранных государств, минуя российское патентное ведомство. В США запатентованы российские разработки в области электронной, лазерной, волоконно-оптической техники, технологий переработки нефти и газа, органической химии, медицинской и экологической техники. По экспертным оценкам, в 1992 - 2000 годах только в США зарегистрировано более тысячи патентов на технологии военного и двойного назначения, авторами которых являются российские изобретатели, а обладателями патентов и, следовательно, исключительных прав стали иностранные юридические и физические лица. В это же время зарубежные фирмы непосредственно в России активизировали патентование на свое имя доступных им и не имеющих правообладателя научно-технических разработок российского оборонного комплекса, особенно в авиационной и ракетно-космической отраслях промышленности.

Фильм Сергея Брилёва «ЧВС» честнее было бы назвать на итальянский манер «Крёстный отец», ведь автор фильма чествует человека, действительно являющегося крёстным отцом отечественных олигархов, разграбивших страну, доведших народ до нищеты и массового вымирания. Вспомните, из каких преисподен явились России миллиардеры, олигархи, крупнейшие владельцы собственности. Начало всему положила крупнейшая афера Правительства России во главе с В. С. Черномырдиным. Тогда консорциум коммерческих банков из «Инкомбанка», «Онэксимбанка», банка «Империал», «Столичного банка сбережений», банка «Менатеп», акционерного коммерческого банка «Международная финансовая компания» выдал Правительству Российской Федерации кредит в 650 миллионов долларов, получив в залог гигантские куски народного богатства: «ЮКОС», «Норильский никель», «Сибнефть», «Лукойл»… Все пристойно на первый взгляд: консорциум получил от государства в доверительное управление предприятия, государство получило от консорциума кредит, обещав через год погасить кредит и вернуть себе предприятия. На самом деле это был преступный сговор Правительства В. С. Черномырдина с банкирами. Перед тем, как банки дали государству кредит в 650 миллионов долларов, Министерство финансов разместило в этих банках практически те же самые деньги, более 600 миллионов долларов так называемых «свободных валютных средств федерального бюджета». Не было необходимости государству занимать у кого-либо деньги! Как заключили аудиторы Счетной палаты: «Банки фактически «кредитовали» государство государственными же деньгами. Минфин России предварительно размещал на счетах банков - участников консорциума средства в сумме, практически равной кредиту, а затем эти деньги передавались Правительству Российской Федерации в качестве кредита под залог акций наиболее привлекательных предприятий».

Возглавляемое В.С. Черномырдиным Правительство изначально не собиралось выкупать обратно самые драгоценные куски отечественной экономической системы, в бюджет нового года не было заложено ни копейки возвратных денег. В результате «банки, «кредитовавшие» государство, стали собственниками находившихся у них в залоге пакетов акций государственных предприятий».

С преступной руки Черномырдина у нас творится небывалое в мировой практике, когда природная рента достается владельцам и менеджерам добывающих компаний. Они присваивают до 85 процентов прибыли, хотя в основных нефтедобывающих странах всё наоборот: доля государства в доходах от продажи нефти составляет минимум 60 процентов, доходит и до 90 процентов. Результат для страны трагичен. Если Советский Союз при добыче 600 миллионов тонн нефти, продавал за границу максимум 134 миллиона тонн, и полученных нефтедолларов хватало не только для нужд гигантского Советского Союза, мы кормили и вооружали на эти деньги полмира, то теперь, при добыче 453 миллионов тонн нефти, мы продаем почти в два раза больше - 240 миллионов тонн, и страна в позорной убивающей народ нищете.

В. С. Черномырдин и возглавляемое им Правительство цинично и нагло разоряли Россию. В 1993-м году закрытое акционерное общество «Роспан Интернэшнл» получило право на разработку двух мощнейших уренгойских месторождений с общим запасом газовых пластов, оцениваемых в 42-46 миллиардов долларов. Это не просто газ, это один из самых чистых и высококачественных газовых конденсатов в мире. Один из учредителей «Роспана» - Газпром вдруг продает по номиналу свою гигантскую долю - 51 процент акций, никому неизвестным «Ланка-промкомплект» и «Сти-сигма». Что это значит? Уставный капитал «Роспана» - восемь тысяч рублей. 51 процент - всего-навсего 4 258 рублей. 4 258 рублей за компанию, владеющую запасами газового конденсата на сорок с лишним миллиардов долларов! Газпром - компания с государственным контрольным пакетом акций. Государственная компания даром отваливает в частные руки кусок природных богатств как минимум в сорок миллиардов долларов. Так разбазаривал В. С. Черномырдин национальное богатство.

Ещё одна афёра В. С. Черномырдина, на этот раз со взаиморасчетами, в результате которой Министерство обороны России не получило от промышленно-финансовой корпорации «Единые энергетические системы Украины» строительных материалов на 327 миллионов долларов. Участники этой афёры глава «Газпрома» Вяхирев, его заместитель Шеремет, заместитель министра финансов Вавилов, руководитель Государственной налоговой службы Артюхов, представитель «Национального резервного банка» Кудимова… Венчает подписи под документом роспись премьер-министра Черномырдина.

Сергей Брилёв в фильме «ЧВС» воспел «комиссию Гор - Черномырдин», как шедевр международного сотрудничества во укрепление и развитие России. На самом деле за сотрудничество с Гором Черномырдина, как предателя национальных интересов, судить надо было уже за одно то, что комиссия Гор - Черномырдин переориентировала систему «Интерспутник» с наших спутников «Горизонт», «Галс», «Экспресс», на спутники LMI-1 американской фирмы Локхед-Мартин...

Да какую область деятельности В. С. Черномырдина ни возьми, как бы она ни была важна для жизнедеятельности, обороноспособности России - та же картина предательства, разорения, выжженной земли. «Русский дизель », к примеру.

На протяжении почти полутора веков «Русский дизель», основанный в Петербурге в 1862-м году, оставался символом мощи России, флагманом индустрии, звездой мирового дизелестроения. В 1901-м году здесь созданы первые отечественные дизели и далее победа за победой. Дизели для надводных боевых кораблей и торговых судов, дизели-генераторы, главные двигатели сторожевых и десантных кораблей Военно-Морского флота, скоростных пограничных судов, кораблей Академии наук СССР, дизель-генераторы для метро Москвы и Ленинграда, для установок противовоздушной обороны, в системах противоракетной обороны, дизель-генераторы для всех энергоблоков атомных станций страны... Тавро «Русский дизель» стало маркой мирового лидера и позиций своих гигант уступать не собирался. Около города Всеволожска в 1991-м году вступила в строй первая очередь нового подразделения «Русского дизеля» - Ленинградский дизельный завод. Около полутора миллиардов долларов вложено в его строительство. С выходом на полную мощность «Русский дизель» становился недосягаемым для конкурентов в производстве среднеоборотных дизелей. Было отчего прийти в восторг приехавшему на завод главе Правительства России Виктору Черномырдину, только с того дня государственное финансирование достройки предприятия как отрезало.

По требованию Международного валютного фонда «Русский дизель» исключили из списка особо важных оборонных предприятий и перевели его в перечень предприятий, подлежащих приватизации по отдельным проектам. «Отдельный проект» по приватизации «Русского дизеля» выполнялся иностранной фирмой - финансовым конкурсным консультантом «Купер энд Лейбрандс». Управлять «Русским дизелем» Правительство сначала поставило Другова, бывшего комсомольского работника, физкультурника по образованию, работавшего в частных финансовых структурах, затем - геолога Гуляева, связанного с норвежской фирмой «Севотин». Это они устроили «Русскому дизелю» «последний день Помпеи». Станки с «мясом» срывали с фундаментов, продавали по цене металлолома. Буквально за копейки спустили корейцам редчайший станок фирмы «Wallenberg» по обработке коленчатых валов, - таких станков в мире только три. Туда же, за границу, и опять за бесценок уплыли уникальные центры для обработки корпусов. Испытательные стенды, только что смонтированные на Ленинградском дизельном заводе, демонтировать не стали - их просто взорвали. Уж очень кому-то мешал «Русский дизель» и с ним безжалостно расправились. Под вывеской «Русский дизель» остался один метизный заводик, принадлежащий водочнику Сабадашу. Там, где делали лучшие в мире, редкостные, надежные, мощные дизели, дизель-генераторы, в только что отстроенных финнами цехах, оснащенных по последнему слову техники, теперь разливают водку. Ни забастовки, ни обращения многотысячного коллектива к Черномырдину с мольбами спасти мощнейшее оборонное предприятие результатов не дали…

Жаль, рано умер В. С. Черномырдин, ушёл от российского суда. Зато в официальном документе Конгресса США - материалах комиссии во главе с республиканским спикером Конгресса Деннисом Хэстердом и членом палаты представителей от Калифорнии Кристофером Коксом - в вину Белому дому ставится игнорирование и замалчивание свидетельств о «неблаговидных поступках и провалах деятелей вроде Виктора Черномырдина и Анатолия Чубайса, которые персонифицировали политику американской Администрации по отношению к России». В докладе говорится, что еще в 1995-м году ЦРУ направило в Белый дом секретный материал, где сообщались факты коррумпированности Черномырдина, который за время пребывания в должности перевел на личные счета миллиарды долларов. Следствием «альянса воров в Правительстве с мафией» Конгресс США считает бегство российских капиталов за границу, достигших за последние десять лет «превышающей все пределы воображения суммы в 500 миллиардов долларов».
20 сентября 2000 года Конгресс США опубликовал доклад о коррупции в России.

Республиканец Кристофер Кокс сравнил работу над документом с процедурой вскрытия трупа, - тот же тяжелый гнилостный запах. С американской стороны главными виновниками расцвета коррупции признаны вице-президент Администрации Клинтона Альберт Гор, заместитель Госсекретаря Строуб Тэлбот и министр финансов Лоуренс Саммерс, с российской стороны - Анатолий Чубайс и Виктор Черномырдин, они же - крупнейшие коррупционеры…
Умирают миллиардеры, но и после смерти ворюг их преступные миллиарды продолжают преданно служить своим хозяевам, скупая для их отбеливания и прославления журналистов, писателей, ваятелей, - лакейски угодных выдавать бесчестие за честь, предательство за доблесть, грабёж за бескорыстие, кривизну за прямоту, ложь за правду.

С приходом к руководству российским правительством В. Черномырдина в декабре 1992 г. появились опасения полного прекращения экономических реформ в России. Они были связаны с его заявлениями о готовности бороться с инфляцией «немонетарными методами», о недопущении впредь «шоковой терапии» и выделении низкопроцентного кредита топливно-энергетическому комплексу в размере 200 млрд руб. Было даже подписано постановление о прямом контроле над ценами на ряд товаров, которое, однако, через две недели было отменено. Тем не менее 1993-й, 1994-й и последующие годы показали, что Черномырдин не отошел от эволюционистской практики умеренно реформаторского курса второй половины 1992 г. и, по существу, не отступая назад, ввел страну в состояние застоя реформ. С приходом в 1997 г. в правительство молодых реформаторов реформы стали проводиться более последовательно и активно. Но в марте 1998 г. правительство Черномырдина ушло в отставку из-за неспособности к радикальным реформам, а в августе случился дефолт из-за слабости и непоследовательности самих реформаторов.

В первые месяцы пребывания у власти (по крайней мере до апреля 1993 г.) правительство В. Черномырдина вновь вернулось к проинфляционной кредитно-финансовой политике. Несмотря на падение производства, денежно-кредитная эмиссия продолжалась. После апрельского референдума о доверии президенту позиции правительства укрепились, оно ужесточило кредитно-финансовую политику, и темпы инфляции стали снижаться. Но после парламентских выборов в декабре 1993 г. этот антиинфляционный курс вновь подвергся критике оппозиции, и правительство опять смягчило свою экономическую политику, уступив требованиям директоров крупных государственных предприятий, прежде всего ВПК и агропромышленного комплекса.

В октябре 1993 г. в Москве произошел антиправительственный мятеж, направленный против трансформационных и системных реформ. Оппозиция использовала давно сформировавшийся раскол в обществе, чтобы добиться реванша. В случае победы оппозиции возникла бы угроза установления недемократического режима, приостановления приватизации и других реформ. Однако в любом случае

октябрьский путч 1993 г. был актом гражданской войны, вооруженного противостояния с человеческими жертвами. Противостоящие стороны шли в нем до конца, при этом президент Б. Ельцин опирался на поддержку сторонников апрельского референдума 1993 г. и как Верховный главнокомандующий - на армию, а Р. Хасбулатов, А. Руцкой и весь оппозиционный Верховный Совет РФ - на левую оппозицию в стране, на КПРФ, имевшую большинство членов в Совете. Обе противоборствующие стороны нарушали Конституцию и стремились реализовать свои политические интересы: Ельцин - сохранить власть, Хасбулатов - перехватить эту власть. Но в итоге правительственные силы остановили мятеж и насилие, не допустили гражданской войны и восстановления диктаторского режима, к которому шла оппозиция, вновь открыли путь к дальнейшим демократическим и экономическим реформам.

Проект бюджета на 1994 г. вызвал бурю в Государственной Думе, которая требовала увеличения кредитов и субсидий производству, социальной защиты населения. Правительство вновь отступило, запустив печатный станок, цены и бюджетный дефицит опять поползли вверх. Подобное маятниковое движение, свидетельствующее о непоследовательности и нерешительности проводимого курса, продолжалось вплоть до 1997 г. Более того, из-за высокой инфляции падение производства в 1994 г. оказалось более глубоким, чем в 1993 г.

Так же как и правительство Е. Гайдара, правительство В. Черномырдина приняло ряд программ экономических реформ. В 1993 г. оно разработало и приняло программу «Развитие реформ и стабилизация российской экономики» на 1993- 1995 гг. Летом 1994 г.

Появилась новая программа. В ней содержался тезис об уже начавшейся стабилизации российской экономики. Провозглашались такие цели, как возобновление экономического роста, снижение к концу 1995 г. уровня инфляции до 3-5% в месяц, сокращение бюджетного дефицита до 5-6% ВНП и т.д. Конечно, в указанные сроки эти цели достигнуты не были. Ситуация стала улучшаться лишь в 1997 г. В 1998 г. появилась новая правительственная программа с более реалистичными целями.

По мнению разработчиков этих программ, для их реализации необходимо было продолжать умеренно-ограничительную финансово-кредитную политику, которая опиралась бы на сокращение дотаций

12.4. Программы правительства В. Черномырдина

и льгот, военных расходов; налоговую реформу; переключение расходов государства с поддержки старых и бесперспективных производств на стимулирование роста частного сектора.

На словах все правильно. Однако на деле в 1993-1997 гг. экономическая политика правительства Черномырдина не отличалась последовательностью и не принесла ожидаемых результатов. Прежде всего не была достигнута макроэкономическая стабилизация, что стало особенно очевидно, когда произошел известный крах на валютной бирже 11 октября 1994 г.

В этот день Министерство финансов продало Центральному банку около 450 млн долл. по курсу около 4000 руб. за доллар, вьручив тем самым около 2 трлн руб. Все это говорило о том, что правительство было даже заинтересовано в дестабилизации валютного и финансового рынков. Во всяком случае, оно явно стимулировало финансовый крах многих коммерческих банков с целью финансирования бюджетного дефицита и погашения своей задолженности предприятиям. Это нанесло серьезный ущерб не только коммерческим банкам, но и значительной части населения страны.

Не оправдались и другие программные цели правительства Черномырдина. Разработанные программы намечали прекращение спада производства уже в 1993 г. При этом локомотивом экономического оживления признавалась инвестиционная сфера, где ежегодные темпы роста капиталовложений в 1993 и 1994 гг. ожидались на уровне 10%. На деле же капвложения все время снижались. Не оправдались прогнозы и в отношении уровней инфляции и размеров бюджетного дефицита.

Более того, правительство Черномырдина вместо того, чтобы всячески содействовать рыночным преобразованиям в стране, приняло ряд антирыночных мер. Так, были ужесточены правила экспорта и импорта ряда товаров и тем самым нарушены требования свободной торговли, приняты антилиберальные документы по регулированию рынка ценных бумаг.

Несмотря на проведенную еще при Гайдаре либерализацию цен и дерегулирование деятельности предприятий, ряд важных отраслей народного хозяйства сохранил прежний статус, не перешел на рыночные рельсы, что явно не соответствовало программам и интересам рыночной трансформации. Так, справедливо считается, что самой

Глава 12. Экономические реформы и развитие производства в России

богатой и прибыльной сферой экономической деятельности в России является топливно-энергетический комплекс. Но именно в этой «золотой жиле» не была проведена либерализация и разукрупнение. Более того, эта курица, несущая золотые яйца, получала огромные субсидии и льготы со стороны государства и находилась под его прямым бюрократическим управлением. Бизнес не отделен от государства, что недопустимо для зрелой рыночной экономики.

И тем не менее, несмотря на все эти негативные явления, нерешительность и противоречивость экономической политики правительства В. Черномырдина, Россия сохранила потенциал для перехода к новому этапу экономических реформ, призванному реализовать на практике те программные требования по дальнейшему развитию реформ, которые само же правительство неоднократно выдвигало и постоянно не выполняло.

Виктор Черномырдин - один из самых известных российских политических деятелей прошлого. Его имя известно всем, кто застал перестройку. Более того, многие россияне помнят его как весьма одаренного политика, способного одной простой фразой создать непревзойденный афоризм.

Поэтому давайте обернемся назад и вспомним, кем же был Виктор Черномырдин для нас. Каков был его жизненный путь? И какой вклад он внес в развитие современной России?

Виктор Черномырдин: биография ранних лет

Будущий политик родился в небольшом поселке Черный Отрог, что находится в Оренбургской области. Произошло это 9 апреля 1938 года в семье простых рабочих. Помимо него, у Степана Макаревича и Марфы Петровны было еще четверо детей.

Первую специальность Виктор Черномырдин получил в Орском техническом училище. Сразу после окончания учебы, в 1957 году, устроился работать на Орский нефтеперерабатывающий завод. Здесь он числился простым слесарем, обслуживающим машинные компрессоры и насосы.

В 1966 году получил высшее образование в Куйбышевском политехническом институте. Диплом инженера-технолога позволил Виктору Черномырдину заполучить должность заместителя заведующего в городском комитете КПСС.

Второе высшее образование будущий политик получил в 1972 году, окончив Всесоюзный заочный политехнический институт. На этот раз Черномырдин освоил специальность инженера-экономиста.

С 1973 по 1978 год Виктор Черномырдин возглавлял Оренбургский газодобывающий завод.

Политическая карьера

В 1984 году Виктор Черномырдин стал депутатом Верховного совета страны. Уже через год его избрали министром газовой промышленности Советского Союза. В 1992 году вступил на должность заместителя Председателя правительства. А вскоре его повышают до председателя Совета министров РФ.

В декабре 1995 года его партия «Наш дом - Россия» выигрывает выборы. Но сам Виктор Черномырдин отказался от депутатских полномочий и остался на должности председателя правительства РФ.

В период с 2001 по 2009 год находится на должности особо уполномоченного посла на Украине. В июне 2009 года Дмитрий Медведев назначает Виктора Черномырдина советником президента России.

Однако 3 ноября 2010 года великий политик умирает в палате столичной больницы. Диагноз - инфаркт миокарда.

Самый большой подвиг

В июне 1995 года террористы захватили центральную больницу в Буденновске, что в Ставропольском крае. В заложниках оказалось более 2 тыс. ни в чем не повинных людей. Роль главного переговорщика на себя взял Виктор Черномырдин.

Благодаря его дипломатическим навыкам получилось освободить большую часть захваченных людей. И хотя боевики в конечном счете смогли убежать, количество жертв было сведено к минимуму. Этот подвиг Виктора Черномырдина навсегда останется в сердцах спасенных им людей.