Пулса де-нура: как проклинают евреи. Каббалистическое проклятие "Пульса денура"

Десять избранных раввинов встречаются в полночь в синагоге. Они разжигают черные свечи, трубят в шофар и читают определенные отрывки из книги "Зоар".

Если тот, против кого оно направлено, действительно заслуживает наказания за содеянное и представляет собой серьезную опасность для еврейского народа, этот человек скончается в течение года. Если раввины ошиблись, проклятие обернется против них самих.

Вот, что известно про каббалистическое проклятие "пульса денура". Существует ли оно на самом деле, и если да, то насколько действенно, идут споры.

Что такое "пульса денура"?

Само название "пульса денура" переводится со смеси латыни и арамейского как "удар огнем", "огненные розги". Раввин Элиягу Эссас говорит о «духовном огненном шнуре (ремне, кнуте), на который нанизаны огненные кольца». По сути, речь идет о наказании человека на духовном уровне, что, как следствие, отражается на его состоянии в мире физическом.

"Пульса денура" считается самым мощным проклятием и может быть направлено только против евреев – в отрывках из "Зоар" упоминаются "соблюдающие заповеди", а вносить изменения в текст проклятия крайне нежелательно.

Считается, что "пульса денура" - это крайнее средство, эдакое каббалистическое ядерное оружие, когда остальные варианты исчерпаны, поэтому его применяют крайне редко. Необходимо поставить в известность человека, что против него совершился обряд "пульса денура". Так ему дается возможность раскаяться и исправить ошибку.

Раввин-каббалист Йосеф Даян отмечает, что речь идет о молитве, призывающей Верховного судью вынести вердикт по делу конкретного человека. Если судья вызван понапрасну, и человек не виновен в том, что ему инкриминируют, вызвавший его как лжесвидетель получит то же наказание, которого пожелал тому, кого хотел осудить.

В каких еврейских текстах фигурирует?

Фраза "пульса денура", то есть "огненные розги", фигурирует в Талмуде в нескольких местах в качестве наказания для ангелов и высших сущностей, но при этому нигде не упоминается как церемония, направленная против людей или ритуал, приводящий к смерти.

* Трактат Йома стр 77а – удары "пульса денура", такое наказание получил ангел Гавриель,
* Трактат Хагига 15а – наказание Метатрона,
* Трактат Бава Меция 85б – наказание пророка Элиягу уже после того, как он оказался на небесах, за то, что он пытался смертным раскрыть некий небесный секрет,
* Трактат Бава Меция 47а, в котором рав Рава говорит раву Хуна: "Если бы тут был этот Леви, что спрашивал, я бы его побил ударами огня". Другими словами: "Я бы ему за такие дурацкие вопросы врезал, так чтобы искры из глаз посыпались", то есть исключительно образное выражение.

В книге "Зоар" несколько раз упоминается "пульса денура" как "огненные розги" в качестве наказания для грешников.

Как отмечает Нехама Полонски, если упоминание об обряде "пульса денура" и есть в еврейских текстах, то ни к мейнстриму иудаизма, ни к мейнстриму каббалы они не принадлежат.

Против кого применялась?

Церемония "пульса денура" с разной степенью успешности, возможно, проводилась против ряда выдающихся представителей еврейского народа.

– Элиэзер Бен-Иегуда, "отец современного иврита". Основанная им газета "ха-Цви" своими публикациями вызвала гнев ультраортодоксальной общины, и против лингвиста будто бы провели каббалистическую церемонию проклятия.
- Лев Троцкий – утверждается, что раввин Хафец-Хаим проклял его за то, что тот принес огромные несчастья еврейскому народу и старался отдалить евреев от религии. Впрочем, это сомнительно, потому что Хафец-Хаим скончался в 1933 году, а Троцкого убили в Мексике в 1940 году.
- Гершон Агрон, мэр Иерусалима. В 1959 году против него была проведена "пульса денура" из-за открытия бассейна на том месте, где ранее могли быть еврейские могилы. Спустя две недели он скончался.
- Эяль Рагонис, архитектор, спроектировавший и построивший комплекс "Гиват-Андромеда" в Яффо. Харедим посчитали, что строительство проводится частично на месте древнего еврейского кладбища. Бывший офицер спецназа Генштаба, 37-летний Рагонис вскоре перенес тяжелый сердечный приступ, от которого скончался.
- Ихцак Рабин, премьер-министр Израиля. Через месяц после проклятия был убит.
- Ариэль Шарон, премьер-министр Израиля. Через полгода впал в кому, а через восемь лет скончался. Известный публицист Авигдор Эскин утверждает, что лично принимал участие в обряде "пульса денура", направленного против Ариэля Шарона. Проклятие зачитали десять религиозных евреев на кладбище Рош-Пины. Его слова подтверждает известный каббалист Йосеф Даян, также присутствовавший на обеих церемониях.
- Эхуд Ольмерт, премьер-министр Израиля. В июле 2006 года группа правых активистов прочитала каббалистическое проклятие против Ольмерта на кладбище на горе Герцль. В январе 2014 года Ольмерт жив.
- Эхуд Нецер, археолог. Свою жизнь посвятил поиску могилы царя Ирода. Когда нашел, представители ультраортодоксальной общины предупредили его о том, что не стоит вскрывать ее, иначе он будет проклят ими. Нецер не послушал, и в октябре 2010 года, разговаривая с коллегами на вершине Иродиона, облокотился о деревянный парапет. Неожиданно перила оторвались, так как разрушились крепящие болты. Вместе с ними упал вниз и разбился насмерть и сам археолог.
- Нафтали Беннет, министр экономики в апреле 2013 года получил анонимное письмо, в котором сообщалось, что против него и его близких провели "пульса денура" за вред, причиненный им религиозной общине. "Тебя ожидают дни, полные горечи. С этого дня тебя твоя жизнь разрушена". В январе 2014 года Беннет жив.

Существуют и другие примеры проведения каббалистического обряда против тех или иных людей, но случаи, когда "пульса денура" срабатывала против проводящих их, мало известны.

Отношение властей к "пульса денура"

30 августа 2005 года юридический советник правительства Мени Мазуз принял решение не заводить уголовное дело на тех, кто провел церемонию "пульса денура" против Ариэля Шарона.

Мазуз отметил, что они обращались к высшим силам, а не к людям, и молитва-пожелание смерти человеку, хотя и не должна быть частью общественной нормы, но все же не является подстрекательством к убийству и укладывается в рамки свободы выражения.

Различные точки зрения на "пульса денура "

Григорий Котляр, первый русскоязычный реформистский раввин в Израиле:
Церемония "пульса денура" в ее нынешнем виде не упоминается ни в одном древнем или средневековом еврейском тексте. Более того, проклятия, особенно именем Бога неоднократно запрещаются Торой. В сущности, именно об этом говорит третья из Десяти заповедей – "Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо не оставит Господь без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно.".

Само выражение "пульса денура" в переводе с арамейского означает "огненный удар", причем слово пульс заимствовано из латыни, что свидетельствует об относительно позднем его происхождении. Оно встречается в книге Зохар, но в качестве наказания свыше, а не церемонии, проводимой по инициативе человека.

Судя по приводимым описаниям, современная "пульса денура" представляет собой вариацию древнего обряда отлучения от общины (херем). Налицо тот же антураж: десять евреев (миньян), погашение свеч, трубление в шофар. Да только херем, объявленный харедим в отношении светских евреев, никого не пугает, вот ему и придали новый смысл для непосвященных, чтобы страшно было. Так что скорее всего подлинный адресат "пульсы денура" не ангелы небесные, а суеверная и падкая на сенсации израильская публика и пресса.

М.Т.: Я верю в то, что "пульса денура" могли прочитать против Ариэля Шарона, и это проклятие привело к коме. С его действием мне пришлось столкнуться лично. Известный археолог Эхуд Нецер, нашедший могилу царя Ирода, был другом нашей семьи. Помню, как он сидел у нас на кухне и высмеивал раввинов, которые "приговорили" его к проклятию за вскрытие могилы еврея Ирода, а буквально через неделю Нецер сорвался с вершины Иродиона и разбил голову о камни.

Пинхас Полонский, исследователь иудаизма:
"Пульса денура" – это не древний каббалистический обряд, а некий новодел, попытка усилить "херем" – отлучение от ультраортодоксальной общины. Когда в какой-то момент "херема" перестали бояться, придумали "пульса денуру".

Если бы современные каббалисты могли так жонглировать миром, как им предписывают, то не было бы Катастрофы, они бы вовремя изменили ход истории. Но каббалисты – не волшебники.

С другой стороны, есть некое равновесие в мире, назовем его справедливостью. Решение Шарона об "одностороннем размежевании" сломало тысячи судеб, его проклинали - не каббалисты, а обычные люди - и это ударило по нему бумерангом. Проклятие и благословение имеют силу в жизни. А в "пульса денура" верят те, кто ничего не понимают в каббале.

И добавлю от себя лично - с этим проклятием все как со всеми видами колдовства и молитв: если сработало значит оно реально - верьте. Если не сработало значит или а) такова воля Бога. б) делали неверно.

Его атрибутов (справедливость, истина, гармония) или Его эманаций, духовных сущностей (ангелы , духи , души). Свет рассеянный - праведнику (псалом 97), Народ, идущий во тьме, увидел великий свет (Исайя 9). Отсюда следуют метафизические понятия «тьма» - «невидимое, пугающее или непонятное для человека проявление Бога» (ведь тьмой (окажется) День (суда) Единого, а не светом! - Амос 5) и «огонь » - «невыносимое, сверхчеловечески сильное или болезненное присутствие Бога» (ибо Единый, Бог твой - огонь пожирающий он, Бог ревностный - Втор. 4:24; а выглядело достоинство Единого как огонь пожирающий - Исх. 24:17).

В риторике мудрецов этот оборот используется также и в отношении людей, для описания духовного гнева или порицания: «был бы здесь Леви - побил бы он тебя огненными розгами!», говорит р. Хуна своему коллеге (Бава Мециа 47а). Здесь Пульсей де-нура - не ритуал, а выражение.

Евреи-ультраортодоксы были разгневаны публикациями в газете, основанной "отцом современного иврита " Элиэзером Бен-Йехудой , за что прокляли лингвиста.

37-летний архитектор Эяль Рагонис, бывший спецназовец, скончался от сердечного приступа через две недели после проведения против него "пульса де-нура". Обряд был проведен, так как Рагонис спроектировал и построил элитный комплекс на месте, где предположительно могло находиться древнее еврейское кладбище.

В 2010 году археолог Эхуд Нецер, нашедший могилу царя Ирода , был предупрежден раввинами, чтобы не вскрывал древнюю могилу, или будет проклят. Вскоре после вскрытия могилы, Нецер стоя на вершине холма Иродион и общаясь с коллегами, оперся о деревянный парапет. Вылетели крепления, перила отвалились, и Нецер разбился, упав с высоты.

В своих интервью раввин Йосеф Даян, а также публицист и общественный деятель Авигдор Эскин указывают на своё участие в проклятии «пульса де-нура» в отношении премьер-министров Израиля Ицхака Рабина и Ариэля Шарона в и 2005 годах соответственно. Сам Эскин отрицает участие в обряде против Шарона, но подтверждает, что именно он организовал «пульса де-нура» в отношении Рабина. Рабин через месяц после проклятия был убит, а Шарон меньше чем через полгода впал в кому и не выходя из неё умер в 2014 году .

Напишите отзыв о статье "Пульса де-нура"

Примечания

Источники

  • Танах (Тора , Пророки , Писания)
  • Вавилонский Талмуд
  • Дов Шварц, Моше Блой. Пульса де-нура . Кульмус (прил. к Мишпаха ), май 2005.
К:Википедия:Изолированные статьи (тип: не указан)

Отрывок, характеризующий Пульса де-нура

В числе господ свиты Ростов заметил и Болконского, лениво и распущенно сидящего на лошади. Ростову вспомнилась его вчерашняя ссора с ним и представился вопрос, следует – или не следует вызывать его. «Разумеется, не следует, – подумал теперь Ростов… – И стоит ли думать и говорить про это в такую минуту, как теперь? В минуту такого чувства любви, восторга и самоотвержения, что значат все наши ссоры и обиды!? Я всех люблю, всем прощаю теперь», думал Ростов.
Когда государь объехал почти все полки, войска стали проходить мимо его церемониальным маршем, и Ростов на вновь купленном у Денисова Бедуине проехал в замке своего эскадрона, т. е. один и совершенно на виду перед государем.
Не доезжая государя, Ростов, отличный ездок, два раза всадил шпоры своему Бедуину и довел его счастливо до того бешеного аллюра рыси, которою хаживал разгоряченный Бедуин. Подогнув пенящуюся морду к груди, отделив хвост и как будто летя на воздухе и не касаясь до земли, грациозно и высоко вскидывая и переменяя ноги, Бедуин, тоже чувствовавший на себе взгляд государя, прошел превосходно.
Сам Ростов, завалив назад ноги и подобрав живот и чувствуя себя одним куском с лошадью, с нахмуренным, но блаженным лицом, чортом, как говорил Денисов, проехал мимо государя.
– Молодцы павлоградцы! – проговорил государь.
«Боже мой! Как бы я счастлив был, если бы он велел мне сейчас броситься в огонь», подумал Ростов.
Когда смотр кончился, офицеры, вновь пришедшие и Кутузовские, стали сходиться группами и начали разговоры о наградах, об австрийцах и их мундирах, об их фронте, о Бонапарте и о том, как ему плохо придется теперь, особенно когда подойдет еще корпус Эссена, и Пруссия примет нашу сторону.
Но более всего во всех кружках говорили о государе Александре, передавали каждое его слово, движение и восторгались им.
Все только одного желали: под предводительством государя скорее итти против неприятеля. Под командою самого государя нельзя было не победить кого бы то ни было, так думали после смотра Ростов и большинство офицеров.
Все после смотра были уверены в победе больше, чем бы могли быть после двух выигранных сражений.

На другой день после смотра Борис, одевшись в лучший мундир и напутствуемый пожеланиями успеха от своего товарища Берга, поехал в Ольмюц к Болконскому, желая воспользоваться его лаской и устроить себе наилучшее положение, в особенности положение адъютанта при важном лице, казавшееся ему особенно заманчивым в армии. «Хорошо Ростову, которому отец присылает по 10 ти тысяч, рассуждать о том, как он никому не хочет кланяться и ни к кому не пойдет в лакеи; но мне, ничего не имеющему, кроме своей головы, надо сделать свою карьеру и не упускать случаев, а пользоваться ими».
В Ольмюце он не застал в этот день князя Андрея. Но вид Ольмюца, где стояла главная квартира, дипломатический корпус и жили оба императора с своими свитами – придворных, приближенных, только больше усилил его желание принадлежать к этому верховному миру.
Он никого не знал, и, несмотря на его щегольской гвардейский мундир, все эти высшие люди, сновавшие по улицам, в щегольских экипажах, плюмажах, лентах и орденах, придворные и военные, казалось, стояли так неизмеримо выше его, гвардейского офицерика, что не только не хотели, но и не могли признать его существование. В помещении главнокомандующего Кутузова, где он спросил Болконского, все эти адъютанты и даже денщики смотрели на него так, как будто желали внушить ему, что таких, как он, офицеров очень много сюда шляется и что они все уже очень надоели. Несмотря на это, или скорее вследствие этого, на другой день, 15 числа, он после обеда опять поехал в Ольмюц и, войдя в дом, занимаемый Кутузовым, спросил Болконского. Князь Андрей был дома, и Бориса провели в большую залу, в которой, вероятно, прежде танцовали, а теперь стояли пять кроватей, разнородная мебель: стол, стулья и клавикорды. Один адъютант, ближе к двери, в персидском халате, сидел за столом и писал. Другой, красный, толстый Несвицкий, лежал на постели, подложив руки под голову, и смеялся с присевшим к нему офицером. Третий играл на клавикордах венский вальс, четвертый лежал на этих клавикордах и подпевал ему. Болконского не было. Никто из этих господ, заметив Бориса, не изменил своего положения. Тот, который писал, и к которому обратился Борис, досадливо обернулся и сказал ему, что Болконский дежурный, и чтобы он шел налево в дверь, в приемную, коли ему нужно видеть его. Борис поблагодарил и пошел в приемную. В приемной было человек десять офицеров и генералов.
В то время, как взошел Борис, князь Андрей, презрительно прищурившись (с тем особенным видом учтивой усталости, которая ясно говорит, что, коли бы не моя обязанность, я бы минуты с вами не стал разговаривать), выслушивал старого русского генерала в орденах, который почти на цыпочках, на вытяжке, с солдатским подобострастным выражением багрового лица что то докладывал князю Андрею.
– Очень хорошо, извольте подождать, – сказал он генералу тем французским выговором по русски, которым он говорил, когда хотел говорить презрительно, и, заметив Бориса, не обращаясь более к генералу (который с мольбою бегал за ним, прося еще что то выслушать), князь Андрей с веселой улыбкой, кивая ему, обратился к Борису.
Борис в эту минуту уже ясно понял то, что он предвидел прежде, именно то, что в армии, кроме той субординации и дисциплины, которая была написана в уставе, и которую знали в полку, и он знал, была другая, более существенная субординация, та, которая заставляла этого затянутого с багровым лицом генерала почтительно дожидаться, в то время как капитан князь Андрей для своего удовольствия находил более удобным разговаривать с прапорщиком Друбецким. Больше чем когда нибудь Борис решился служить впредь не по той писанной в уставе, а по этой неписанной субординации. Он теперь чувствовал, что только вследствие того, что он был рекомендован князю Андрею, он уже стал сразу выше генерала, который в других случаях, во фронте, мог уничтожить его, гвардейского прапорщика. Князь Андрей подошел к нему и взял за руку.
– Очень жаль, что вчера вы не застали меня. Я целый день провозился с немцами. Ездили с Вейротером поверять диспозицию. Как немцы возьмутся за аккуратность – конца нет!
Борис улыбнулся, как будто он понимал то, о чем, как об общеизвестном, намекал князь Андрей. Но он в первый раз слышал и фамилию Вейротера и даже слово диспозиция.
– Ну что, мой милый, всё в адъютанты хотите? Я об вас подумал за это время.
– Да, я думал, – невольно отчего то краснея, сказал Борис, – просить главнокомандующего; к нему было письмо обо мне от князя Курагина; я хотел просить только потому, – прибавил он, как бы извиняясь, что, боюсь, гвардия не будет в деле.
– Хорошо! хорошо! мы обо всем переговорим, – сказал князь Андрей, – только дайте доложить про этого господина, и я принадлежу вам.
В то время как князь Андрей ходил докладывать про багрового генерала, генерал этот, видимо, не разделявший понятий Бориса о выгодах неписанной субординации, так уперся глазами в дерзкого прапорщика, помешавшего ему договорить с адъютантом, что Борису стало неловко. Он отвернулся и с нетерпением ожидал, когда возвратится князь Андрей из кабинета главнокомандующего.
– Вот что, мой милый, я думал о вас, – сказал князь Андрей, когда они прошли в большую залу с клавикордами. – К главнокомандующему вам ходить нечего, – говорил князь Андрей, – он наговорит вам кучу любезностей, скажет, чтобы приходили к нему обедать («это было бы еще не так плохо для службы по той субординации», подумал Борис), но из этого дальше ничего не выйдет; нас, адъютантов и ординарцев, скоро будет батальон. Но вот что мы сделаем: у меня есть хороший приятель, генерал адъютант и прекрасный человек, князь Долгоруков; и хотя вы этого можете не знать, но дело в том, что теперь Кутузов с его штабом и мы все ровно ничего не значим: всё теперь сосредоточивается у государя; так вот мы пойдемте ка к Долгорукову, мне и надо сходить к нему, я уж ему говорил про вас; так мы и посмотрим; не найдет ли он возможным пристроить вас при себе, или где нибудь там, поближе.к солнцу.
Князь Андрей всегда особенно оживлялся, когда ему приходилось руководить молодого человека и помогать ему в светском успехе. Под предлогом этой помощи другому, которую он по гордости никогда не принял бы для себя, он находился вблизи той среды, которая давала успех и которая притягивала его к себе. Он весьма охотно взялся за Бориса и пошел с ним к князю Долгорукову.

В иудаизме присутствие Бога трактуется как наличие благословенного, спасительного света или же пожирающего огня, в зависимости от разных ситуаций. Отсюда и понятие иудейского проклятия пульса де-нура, которое переводится как «удар огня». Такое проклятие понимается как нематериальное - на уровне духовной сущности - наказание грешника.

В Талмуде и каббалистической литературе наказание провинившихся ангелов изображается буквально как порка огненными розгами, что является метафорическим описанием божественной кары для понимания ее сущности простыми людьми. Именно с этим процессом и связывается пульса де-нура.

На кого может снизойти пожирающий божественный огонь

В каббалистической практике есть особый обряд, с помощью которого на голову грешника осуждающий его человек может обрушить гнев Бога. Он и будет выражаться в нестерпимом для человека, буквально пожирающем изнутри духовном огне. Наслать такое проклятие может только абсолютно безгрешный, чистосердечный и берущий на себя всю ответственность за это деяние иудей.

Гнев Бога падет на голову несправедливо обвинившего, если проклятый окажется невиновным. По этой причине у иудеев не принято «разбрасываться» проклятием пульса де-нура «направо и налево». В соответствии с базисными религиозными представлениями такое проклятие - не что иное, как апелляция к Божьему суду. Если Бог сочтет проклинаемого виновным, тот понесет наказание. В противном случае оно падет на голову клеветника.

Как именно происходит обряд проклятия пульса де-нура, является тайной, не доступной для широкой публики. Пульса де-нура может пасть только на иудея. Иноверцы - или гойи - априори не могут быть подвергнуты такому наказанию. По понятиям правоверных иудеев, иноверцы вообще не идут по пути постижения высшей божественности сущности и мудрости, поэтому горний свет для них непостижим.

В этом заключается особенность самого наказания. Иудей на пути своего духовного роста все больше приближается к Богу, постепенно поднимаясь, ступенька за ступенькой, на все большую духовную высоту. Постепенно ему открывается все больше информации о колоссальной бесконечной мудрости Бога. Если человеку откроется сразу слишком много, он этого просто не выдержит. Огонь испепелит душу и чувства.

По иудейским законам, проклятие пульса де-нура может относиться только к людям, которые духовно поднимаются, растут. Оно не имеет отрицательной природы, но представляется как «данное человеку сверх меры его понимания и возможностей». Естественно, такое превышение полномочий приводит к ужасным последствиям.

Самые известные проклятые

Есть предположения, что Лев Троцкий был проклят раввином Хафецем Хаимом. Сомнения вызывает тот факт, что сам проклявший умер раньше Троцкого, тогда как пульса де-нура должно подействовать в течение года после произнесения. Но совершенно точно от него пострадал Эяль Рагонис.

Этот 37-летний мужчина был обычным архитектором, который проектировал и контролировал строительство роскошного элитного комплекса. Рагонис разгневал иудеев за то, что возвел это мирское здание на святой земле, на месте старейшего иудейского кладбища, а это попрание законов и великий грех. Архитектор умер от сердечного приступа через 2 недели после наложения пульса де-нура.

Один из выcтупающих на митинге в Горловке раccказал, что против Игоря Коломойcкого провели обряд "пульcа де нура" , поэтому его дни cочтены. Данный обряд проводили и против бывшего премьер-миниcтра гоcударcтва Израиль Ариэля Шарона , поcле чего, он впал в кому и лет через воcемь cкончалcя. Как объяcняет раввин Моше Зеэв Пизем , обряд "пульcа де нура" являетcя каббалиcтичеcким, переводитcя название c арамейcких cлов "удар огня". "Этот обряд отделяет душу человека от тела, он очень опаcен и для тех, кто его проводит, так как еcли они не правы, то умирают в cильных мучениях", - говорит раввин.

Лев Вершинин , политолог и иcторик, кандидат иcторичеcких наук:

Попроcили разъяcнить, что это такое и чего от этого можно ждать. Типа, раз еврей, то должен разбиратьcя. Это не cовcем так: еврей-то я еврей, причём, по маме, то еcть, по канонам иудаизма, наcтоящий, но к религии никакого отношения не имею, к выcокой каббале, тем паче, и вообще, в миcтику не очень верю. C другой cтороны, по натуре я любопытен, интереcовалcя, кое-что для cебя выяcнил и попытаюcь объяcнить. На уровне гомеричеcки cмешном для любого cпециалиcта, но зато проще некуда. А кому интереcны cложноcти, Гугль в помощь... На cамом деле, преcловутая "избранноcть" евреев заключаетcя в том, что в cвоё время, как cчитаетcя, Бог взял их на работу в качеcтве "cвидетелей cвоего cущеcтвования". При этом хотят они или нет, Его не волновало, отказ иcключалcя по определению, а взамен не полагалоcь ничего очень уж вкуcного: никакого Рая (такого понятия в иудаизме нет), никакой защиты от врагов, но только маленький куcочек земли для поcеления.

Как бы то ни было, cоглаcно иудаизму, евреи - этакая cебе корпорация жрецов, отличающихcя от "гоев" (то еcть, вcех оcтальных) только тем, что у каждого в душе еcть дополнительное "окошко", нечто типа канала cвязи c Богом, который cлышит только обращения от евреев и только евреям, еcли хочет, cообщает cвою волю. В этом вcя разница, и никакой другой нет. Так вот, "пульcа де нура" - это оcобый обряд, cовершаемый в cлучае, когда неcколько авторитетных, знающих методику мудрецов, придя к выводу, что деятельноcть того или иного еврея угрожает вcем евреям в целом, проcят Бога вмешатьcя и разобратьcя. И Бог, как cчитаетcя, отзываетcя, а разобравшиcь, наказывает виновного: еcли тот очень-очень виноват, убивает через неcколько лет, перед тем поиздевавшиcь, еcли проcто очень виноват, убивает, не издеваяcь, в течение года, а еcли виноват, но не очень, карает неприятноcтями в жизни.

Ещё cледует отметить, что обряд этот, - поcкольку удар Божий наноcитcя именно через упомянутое "окошко", - дейcтвует только в отношении евреев (какого-нибудь Гитлера бомбить пульcа де нура беccмыcленно), а еcли по итогам Божьего раccледования выяcняетcя, что обвиняемого оклеветали, гнев Cвыше оборачиваетcя против обвинителей, - и поcкольку риcк cерьёзен, такие обращения на cамый верх cлучаютcя не очень чаcто.

Теперь о конкретике. Как правило, проводящие такой обряд не оcобо cвоё делание афишируют, но некоторые cведения имеютcя. Так, доcтоверно извеcтно, что объектами обряда были: Элиэзер Бен-Иегуда , "отец-оcнователь" иврита, раccердил ультраортодокcов, но выжил и даже пережил проклинавших (они были cтаренькие и умерли вcкоре поcле того, а он жил ещё долго); Лев Троцкий , проклятый извеcтным раввином Хафец-Хаимом в 1925-м "за навлечение на евреев гнева иных народов"; дальнейшая cудьба Льва Давидовича от краха карьеры до тыца в темечко, думаю, извеcтна вcем; Герцон Агрон , мэр Иеруcалима, попал под раздачу в 1959-м поcле приказа cнеcти могилы каких-то праведников и cкончалcя ровно через две недели; Ихцак Рабин , премьер-миниcтр Израиля, подпиcал cоглашение о cоздании ПНА, не cкрывал, что готов к дальнейшим широким уcтупкам, и через меcяц поcле проклятия погиб от руки правого экcтремиcта, возможно, вcлепую разыгранного cпецcлужбами; Ариэль Шарон , ещё один премьер-миниcтр Израиля, жеcтоко разогнав демонcтрации протеcта, вывел еврейcкие поcеления из cектора Газа, получил cвою пульcа де нура, а вcкоре (как и cказано в заметке) впал в кому и умер, воcемь лет прожив раcтением; Эхуд Ольмерт , опять-таки премьер-миниcтр Израиля, продолжил политику уcтупок; в июле 2006 года группа каббалиcтов обратилаcь к Богу, но Ольмерт жив и поныне, однако долго болел раком (вылечилcя) и фактичеcки ушёл из политики, потеряв вcякое влияние; и наконец, cамое cвежее и cамое cтранное: извеcтнейший израильcкий археолог Эхуд Нецер , найдя могилу царя Ирода, вcкрыл её вопреки угрозе проклятия неcкольких ультраортодокcальных раввинов; иcполнили ли они cвою угрозу, неизвеcтно (cообщений не было), но в октябре 2010 года, гуляя, учёный облокотилcя о парапет на cмотровой площадке над крутым обрывом, а из перил вдруг выcкочили болты, перила оторвалиcь и вмеcте c ними в пропаcть полетел cам археолог, еcтеcтвенно, разбившиcь вдребезги.

Разумеетcя, вcё это, cкорее вcего, cугубые cлучайноcти. И ещё могу добавить, что пульcа де нура на гауляйтера Беню, - c той же формулировкой, что и когда-то на Троцкого, - в cамом деле, проделана. Это проверено и это точно. А что будет дальше, cудить не беруcь.

И nechaman .

Пульса де-нура , правильней во множественном числе Пульсей де-нура : арам. "удары огня". Слово "пульса", как и русское "пульс" (удары сердца), заимствовано из латыни.

Образное выражение в талмудической литературе, означающее "болезненное наказание на уровне нефизического, сущностного мира".

Космологическое происхождение понятия "Пульсей де-нура"

Метафизика иудаизма последовательно использует понятие "свет" для описания явного присутствия Бога, Его атрибутов (справедливость, истина, гармония) или Его эманаций, духовных сущностей (ангелы, духи, души). Свет рассеянный - праведнику (псалом 97), Народ, идущий во тьме, увидел великий свет (Йешаъя /Исайя/ 9). Отсюда следует метафизические понятия "тьма" - "невидимое, пугающее или непонятное для человека проявление Бога" ("ведь тьмой (окажется) День (суда) Единого, а не светом!" - Амос 5) и "огонь" - "невыносимое, сверхчеловечески сильное или болезненное присутствие Бога" ("ибо Единый, Бог твой - огонь пожирающий он, Бог ревностный" - Дварим /Второзаконие/ 4,24; "а выглядело достоинство Единого как огонь пожирающий" - Шмот /Исход/ 24,17).

Мидраш (поэтическое толкование основ иудаизма, ок. 4 в. н.э.) использует понятие "огонь, пожирающий (всякий другой) огонь" (эш охла эш ) для описания абсолютного, невыносимого для всего материального, очищения духовной сущности : "Пришёл Моше к реке, состоящей из огня, пожирающего огонь, в которую окунаются ангелы, прежде чем предстать перед Всевышним, Благословен Он" (Псикта Раббати 20). В том же мидраше (духовный) свет Творца защищает Моше от (духовного) огня ангелов. Таким образом, соотношение метафор сохраняется: свет защищает, огонь поражает .

Ранняя каббалистическая литература - сборники Хэйхалот (2 в. н.э. и далее) также используют "огонь, пожирающий (всякий другой) огонь" как метафору для уровня духовности, невыносимого для материи и недостатков смертного тела: Ханох /Енох/, прежде чем стать ангелом-секретарём (метатроном ) Творца, видит несметное воинство духовного мира, состоящее из огня, пожирающего огонь.

Средневековая литургия (пийютим) называет самого Творца "огнём, пожирающим огонь".

Пульсей де-нура в талмудической литературе

Следуя традиции антропоморфизма ("говорит Тора на языке людей" - Брахот 31б), мудрецы Талмуда часто описывают Творца Вселенной как царя, а его духовные создания - ангелов - как министров и царедворцев. Подобно царедворцам того времени, ангелы часто приговариваются к "телесным" наказаниям, которые описываются как порка "огненными розгами" - пульсей де-нура . Разумеется, традиция понимает такое описание иносказательно, как попытка передать человеческим языком непередаваемое.

В рассказах мудрецов такому наказанию подвергаются уже упоминавшийся метатрон Ханох, архангел Гавриэль /Гавриил/ и даже пророк Элиягу /Илья/.

Также в риторике мудрецов этот оборот используется и в отношении людей, для описания духовного гнева или порицания: "был бы здесь Леви - побил бы он тебя огненными розгами!", говорит р. Хуна своему коллеге (Бава Мециа 47а). Здесь Пульсей де-нура - не ритуал, а выражение.

Пульсей де-нура в средневековой каббале

Устоявшееся выражение "огненные розги" продолжает применяться к людям и в средние века. Один из крупнейших каббалистов Прованса, РаАБАД (р. Авраам бен Давид; современный термин "каббала" изобретён его сыном, р. Ицхаком Слепым) - говорит о своём оппоненте РАМБАМе (р. Моше бен Маймоне /Маймониде/): "если бы (мудрецы древности) были живы, они высекли бы его огненными розгами".

С развитием "практической каббалы" появляются упоминания и описания мистических молитвенных обрядов, призванных обрушить на провинившегося человека гнев небесного суда; эти обряды также получают название "огненных розог" - Пульсей де-нура . В соответствии с базисными монотеистическими представлениями, этот обряд не "управляет" Божьим гневом, а представляет собой как бы апелляцию в суд Божественной справедливости. Информация о способе проведения такого обряда не разглашается, и каббалист, если он решает провести его, делает это по собственному разумению и под свою ответственность. Традиция подчёркивает, что человек, призывающий на другого гнев суда, попадает и сам под его пристальное внимание, и, если "жертва" невиновна, наказание падает на призвавшего.

Источник обрядов можно искать в рассказах об одном из первых каббалистов, р. Шимъоне бар-Йохай (2 в. н.э.): выйдя из пещеры, где скрывался от римлян, р. Шимъон отыскал доносчика, который предал его римлянам, и обратил его взглядом в груду костей . Талмуд, где сообщается об этом (Шаббат 34а), не называет действие р. Шимъона "огненными розгами".

Пульсей де-нура в наши дни

В современном мире, когда каббала зачастую подвергается профанации, многие обороты речи потеряли свой исконный смысл. Сейчас можно найти людей, считающих, что Пульсей де-нура - заклинание, наподобие гарри-поттеровской "Авада Кедавры"; людей, утверждающих, что занимаются каббалой, и не верящих в Единого Абсолютного Творца Всего. Такие люди не имеют отношения к древней традиции, говорящей о наличии справедливого суда для всего живущего, и их "пульса де-нура" - всего лишь фикция; и, тем не менее, им необходимо помнить, что на свете есть "глаз всевидящий, ухо всеслышащее, и книга, где записываются все твои дела" (Авот 2,1).

Можно цитировать эту статью с указанием авторства "Эли Бар-Яалом, центр "Маген"".