Политическое поведение на примере страны. Политическое поведение и участие

301.73kb.

  • Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения , 442.15kb.
  • Рекомендации к изучению дисциплины и выполнению , 513.35kb.
  • Методические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ Для , 359.71kb.
  • Методические рекомендации по изучению дисциплины «Менеджмент» , 874.05kb.
  • Методические рекомендации к выполнению контрольной работы для студентов 1 курса аиси , 299.55kb.
  • Методические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов , 391.34kb.
  • Тема3.13. Многообразие форм политического поведения. Политическая социализация и культура. Итоговое обобщение.

    Сущность политической культуры. Гражданская политическая культура. Многообразие форм политического поведения.

    ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ, ПОВЕДЕНИЕ, КУЛЬТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

    Политическое сознание это особый вид общественного сознания. Общественное со­знание - это духовное отражение общественного бытия людей. Само общественное бытие многообразно, поэтому и об­щественное сознание существует в различных видах и фор­мах: политическое, правовое, религиозное, художественное, нравственное, научное, философское, экономическое оозна нпе. В различных видах сознания отражаются разные грани бытия.

    Политическое сознание отражает многообразные отноше­ния партий, классов и государств в их борьбе за власть, ее ис­пользование и удержание. Поскольку в обществе существу­ют различные субъекты, включенные в политические процес­сы, в политику, постольку можно различать специфические носители политического сознания: политическое сознание индивида, социальной группы, партии, класса, этноса и об­щества в целом. Они различны по объему, но включают в себя общие элементы: политические чувства, настроения, мнения, убеждения, идеи, учения, доктрины, ориентации, интересы и т.д.

    Можно говорить о двух уровнях политического сознания: обыденно-психологическом и теоретико-идеологическом. Обы­денно-психологический уровень политического сознания включает в себя эмпирические, чувственно-эмоциональные, понятийно выраженные духовные элементы: чувства, эмо­ции, аффекты, настроения, мнения, стремления, интересы. ценностные ориентации, убеждения. Эти явления духовного мира личности и общества (т.е. общественную психологию) изучает специальная наука - социальная психология. Яркий пример - это изучение социальной психологией обществен­ного мнения, мнения различных социальных групп по тем или иным вопросам политической жизни общества. При этом ученые не требуют четкого определения понятий "реформа" или "лидер", "приватизация" или "рынок" и т.д., а просят только высказать свое мнение, дать свою оценку, выразить свое отношение к этим явлениям.

    Теоретико-идеологический уровень политического созна­ния общественного бытия людей представлен абстрактными, теоретическими, концептуальными понятиями: политичес­кая теория, доктрина, учение, концепция, программа. Понят­но, что не все люди поднимаются до такого теоретического уровня отражения политической жизни. Здесь нужны осно­вательные научные знания в области истории и теории поли­тической ни и политической мысли. Такую функцию теоретического осмысления политики и выполняют профессионалы Если политик практически реализует политические программы, доктрины, концепции, то идеолог занят их разработкой и формулированием. Политическая идеология через систему СМИ, учреждения образования ста­новится достоянием и обыденного, массового политического сознания.

    С другой стороны, политическая психология, политические чувства, интересы, настроения отражаются, обобщаются, тео­ретически осмысливаются идеологами и оформляются в соот­ветствующие учения, теории, программы, доктрины. Все эти процессы взаимодействия двух уровней политического созна­ния можно хорошо увидеть в ходе предвыборной борьбы, в из­бирательных кампаниях. Электорат (избиратели) является тем объектом, на котором проверяются и социально-психологичес­кие и идеологические механизмы манипулирования сознани­ем: убеждение и заражение, внушение и подражание. Огром­ное значение при этом имеют средства массовой информации, поскольку люди склонны больше верить газетам и телевидению, чем самой реальной жизни.

    Политическое сознание наиболее активно взаимодействует с нравственным, правовым и религиозным сознанием личнос­ти или общества.

    ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ

    Политическое сознание – это часть духовного мира личности или общества, политическое же поведение характеризует реальные практические поступ­ки, действия, функции человека или той или иной социальной общности. В политическом поведении проявляется политичес­кое сознание, хотя это отношение сложное. Мы привыкли гово­рить о единстве слов и дел, знаний и убеждений. Здесь можно выстроить цепочку зависимостей: "знания - убеждения - сло­ва - дела".

    Если знания и убеждения относятся к духовному миру че­ловека, к его политическому сознанию, то слова и дела, т.е. языковые и практические формы реализации сознания отно­сятся к политическому поведению. Значит, важно, чтобы по­литические знания человека превра г. члись в его политические убеждения (установки, ориентации), а его словесные завере­ния, декларации - в его политические дела, в поступки, в дей­ствия. У политически зрелого человека существует это необ­ходимое единство знаний и убеждений, слов и дел, хотя на практике мы можем видеть все многообразие сочетаний: убеж­дения расходятся со знаниями, слова с убеждениями, дела со словами.

    Поступок - центральное понятие поведения вообще и поли­тического поведения в частности. В поступке практически ре­ализуется позиция личности. Устное или письменное заявле­ние, выступление на собрании, в прессе, по телевидению - это тоже поступок, как и политическое действие (участие в стачке или в забастовке, голодовка, участие в демонстрации или вы­борах).

    Характеризуя типы политического поведения, прежде всего можно выделить людей политически активных и политически пассивных (индифферентных). Политическая апатия, безраз­личие, пассивность может быть и следствием политической без­грамотности и следствием такой политической осведомленнос­ти, которая отторгает человека от политики ("политика - гряз­ное дело").

    Политическая активность тоже имеет два основания в уста­новках, позициях личности: ее пропозиции и ее контрапозиции. В пропозициях выражаются положительные, позитивные взгля­ды и убеждения личности, ее позитивное кредо: за что я высту­паю. В контрапозициях выражаются отрицательные, негативные взгляды и установки, негативное кредо: против чего я высту­паю. У каждого человека, как правило, существует система про­позиций и система контрапозиций, т.е. диепозиционная систе­ма. В обыденной практике мы все это хорошо ощущаем:

    - "скажи мне, кто твои друзья (т.е. за что ты), и я ска­жу кто ты";

    - "скажи мне, кто твои враги (т.е. против кого ты), и я скажу, кто ты".

    Политическое поведение населения может приобретать ха­отические формы (психология толпы), приводить к созданию экстремальных ситуаций. В этих условиях решающее значе­ние имеет появление и поведение лидера. Лидер может быть как формальным (избранным, утвержденным, назначенным), так и неформальным (самовыдвиженец или выдвиженец тол­пы). Главное, что к его голосу, к его авторитету прислушива­ется масса: лидер может управлять движением людей, пресе­кать или сеять панику, звать к радикальным действиям или к успокоению.

    ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА о культуре вообще говорилось в курсе философии. Большинство авторов склоняется к пониманию культуры как совокупности ценностей, т.е. всего того, что имеет положительное, благотворное значение для че­ловека и человечества. Культура - это все то, что приводит к развитию, возвышению, а антикультура - это все разрушающее бытие людей, все, приводящее к деградации.

    Понятие политической культуры вполне уместно здесь для объединения одноименным термином двух понятий: полити­ческое сознание и политическое поведение. Политическая культура характеризует как духовный мир личности, ее созна­ние, так и практическое поведение личности, ее деятельность, ее поступки.

    Политическая культура - это адекватное, правильное отра­жение личностью политической жизни и эффективное, адекват­ное же практическое включение в нее. Политическая культура является результатом политической социализации личности, т.е. передачи ей обществом и усвоением содержания политичес­кого образования, обучения и воспитания, о чем говорилось в теме 5. Следовательно, политическая культура личности вклю­чает в себя соответствующие политические знания, умения и политические установки, которые и реализуются в реальном политическом поведении личности.

    Формирование политической культуры личности осуществ­ляется в двух основных формах: педагогической и практичес­кой. Педагогическая система общества со всеми ее учрежде­ниями, институтами включает в себя такие учебные циклы, дисциплины и предметы, которые формируют политические знания, умения и установки: всеобщая история, история оте­чества, граждановедение, история и теория мировой и отече­ственной культуры, мир человека, социология, политология, философия, социальная экология, основы права и др. Поли­тической культурой может овладеть личность и в ходе прак­тической деятельности, связанной с общественными органи­зациями, движениями, партиями, политическими кампани­ями, митингами, демонстрациями, манифестациями и т.д. Идея "деполитизации" и "деидеологизацпи" общества, сред­ней и высшей школы, трудовых коллективов и пр. является иллюзорной, неадекватной реальному состоянию обществен­ной жизни: идут политические процессы, дискуссии, создают­ся политические партии, функционирует огромная политичес­кая система государства и т.д. И во все это объективно вклю­чен каждый человек, каждый гражданин. Все - от президента до будущего мэра или депутата, от газет, радио, телевидения до отдельных деятелей искусства ~ призывают каждого граж­данина принять участие, например, в такой политической кам­пании, кате выборы. Но чтобы грамотно действовать полити­чески, надо обладать политической культурой. Человек не мо­жет быть вне политики и вне идеологии, Другое дело - какие они: ложные или истинные, демократические пли консерва­тивные, честные или демагогические, прогрессивные или ре­акционные Во всем этом надо разбираться, чтобы не быть "винтиком", "пассивной пешкой" в руках демагогов, полити­канов, олигархов или новых фюреров

    4. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДОМАШНИХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ

    По дисциплине предусмотрено выполнение одной домашней контрольной работы. Контрольная работа дает возможность осуществлять текущий контроль за самостоятельной работой учащихся и координировать их работу над учебным материалом в межсессионный период.

    Данная контрольная работа состоит из трех заданий по трем разделам.

    Варианты заданий определяются по приведенной ниже таблице согласно номеру книжки успеваемости учащегося. Номер книжки успеваемости указывается в работе в обязательном порядке.

    Выполненная, согласно заданиям, домашняя контрольная работа высылается учащимся в учреждение на рецензирование.

    Контрольная работа должна быть написана разборчивым почерком, в определенной последовательности, в ученической тетради согласно развернутому плану. Развернутый план пишется на первой странице.

    Для замечаний и поправок преподавателя оставляются поля в 3…4 см и не менее одной чистой страницы для рецензирования. В конце контрольной работы приводится перечень использованной литературы, дата, подпись. На обложку контрольной работы наклеивается бланк установленного образца.

    Домашняя контрольная работа, представленная после установленного графиком срока ее сдачи, принимается на рецензирование с разрешения директора колледжа.

    Доработанный вариант не зачтенной контрольной работы представляется на рецензирование вместе с прежним вариантом, при этом правильно выполненная часть задания не переписывается.

    Контрольная работа, оформленная небрежно, написанная неразборчивым почерком, а также выполненная по неправильно выбранному варианту, возвращается учащемуся без проверки с указанием причин возврата. В случае выполнения работы по неправильно выбранному варианту, учащийся должен выполнить работу согласно своему варианту задания.

    Работа, оформленная небрежно, рецензированию не подлежит и возвращается учащемуся для правильного оформления.

    ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ИТОГОВОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ

    1. Основные концепции антропосоциогенеза.
    2. Проблема возникновения языка, сознания и социальной жизни.
    3. Познание и творчество.
    4. Формирование философского понимания материи.
    5. Человек как предмет философского анализа.
    6. Культура как предмет философского анализа.
    7. Категория материи и ее эволюция.
    8. Традиционное и современное индустриальное общество.
    9. Постиндустриальное общество. Проблемы и перспективы развития.
    10. Духовность и проблема смысла жизни.
    11. Нравственное сознание как форма общественного сознания.
    12. Крушение техногенной цивилизации. Глобальные кризисы и опасности.
    13. Маргинализация и люмпенизация общества. Специфика стратификации переходных обществ.
    14. Социальные нормы и ценности.
    15. Девиация и девиантное поведение.
    16. Роль семьи в процессе социализации детей.
    17. Типы политического поведения. Формы политического поведения
    18. Политическая культура.
    19. Различие понятий власть и авторитет.
    20. Права человека как основа демократии. Взаимосвязь прав и обязанностей.
    21. Молодежные неправительственные организации и движения РБ.
    22. Политика как общественное движение.
    23. Государственная идеология РБ, ее функции и значение.
    24. Система органов государственной власти в РБ.
    25. СМИ и коммуникации в политическом процессе, их роль и значение.
    26. Политические конфликты и способы их разрешения.
    27. Политические партии.
    28. Понятие политической идеологии, ее сущность и функции.
    29. Понятие и типы избирательных систем.
    30. Сущность и функции политического лидерства.
    53. Определение понятия политический режим. Критерии политического режима.

    54. Государство как основной институт политической системы.

    ДОМАШНЯЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    по вариантам

    Вариант № 1

    1. Политические партии.
    2. Философия Нового времени (15-18 вв.).
    3. Классический период развития древнегреческой философии (Сократ, Платон, Аристотель).

    Вариант № 2

    1. Политические элиты. Основные каналы формирования элит.
    2. Социальные статусы и роли.
    3. Мировоззрение как феномен духовно-практической жизни человека

    Вариант № 3

    1. Философия средневековья.
    2. Понятие социальной группы. Классификация групп.
    3. Типы политического поведения. Формы политического поведения.

    Вариант № 4

    1. Философия эпохи Возрождения.
    2. Определение понятия политический режим. Критерии политического режима.

    Вариант № 5

    1. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия.
    2. Человек индивид, личность. Теории личности.
    3. Понятие и типы избирательных систем

    Вариант № 6

    1. Классическая немецкая философия.
    2. Социальные нормы и ценности.
    3. Избирательный процесс, функции выборов в политической системе общества.

    Вариант № 7

    1. Диалектика как философская концепция развития.
    2. Социальный конфликт. Способы разрешения конфликтов.
    3. Государство как основной институт политической системы.

    Вариант №8

    1. Многообразие видов познания, их значение.
    2. Социальная роль как динамическая, поведенческая сторона статуса. Ролевой набор.
    3. Теории происхождения государства. Государство и общество.
    1. Античная философия
    2. Понятие социального института и его элементы, виды и функции.
    3. Политическая модель Д. Истона.

    Вариант № 11

    1. Основные концепции антропосоциогенеза
    2. Социальная мобильность: понятие, типы, каналы.
    3. Типология общественных движений.

    Варианты № 11

    1. Общество как предмет философского анализа.
    2. Миграция: понятие, причины, виды, механизм осуществления. Последствия избыточной миграции.
    3. Президент как глава государства. Его конституционные права, обязанности и полномочия.

    Вариант № 12

    1. Специфика философского знания и его функции.
    2. Бедность и неравенство. Измерение неравенства: богатство, доход, заработная плата. Измерение бедности.
    3. Демократия как форма организации политической жизни.

    Вариант № 13

    1. Историческая динамика предмета философии.
    2. Признаки социальной зрелости. Критерии успешной и неуспешной социализации.
    3. Формы территориально-политического устройства.

    Вариант № 14

    1. Проблема сознания в философии и науке.
    2. Аномия. Проявление аномии в переходном обществе.
    3. Понятие легитимности власти, источники легитимности.

    Вариант № 15

    1. Философия экзистенциализма
    2. Исторические типы социальной стратификации.
    3. Процесс политической социализации, его взаимосвязь с политическим поведением

    Вариант № 16

    1. Диалектика как философская концепция развития.
    2. Процесс политической социализации, его взаимосвязь с политическим поведением
    3. Основные элементы политической системы. Субъекты политики, политические отношения и нормы.

    Вариант № 17

    1. История возникновения философии и метафизики.
    2. Социальные нормы и ценности.
    3. Правовое государство, его основные признаки.

    Вариант № 18

    1. Проблема человека в философии и науке.
    2. Понятие стратификации и ее показатели.
    3. Типология общественных движений.

    Вариант № 19

    1. Многообразие видов познания, их значение.
    2. Специфика стратификации переходных обществ.
    3. Политическая культура.

    Вариант № 20

    1. Познание и творчество.
    2. Функции социологии и ее место в системе других общественных наук.
    3. Избирательный процесс, функции выборов в политической системе общества.

    Вариант № 21

    1. Основные направления в философии (20 вв.).
    2. Социальная мобильность: понятие, типы, каналы.
    3. Происхождение и типология политических партий.

    Политическое поведение охватывает все формы полити­ческой активности личности, ее действия и бездействие.

    По своей целевой направленности политическое поведе­ние может быть конструктивным (способствующим нор­мальному функционированию политической системы) и де структивным (подрывающим политический порядок).

    Политическое поведение бывает индивидуальным, груп­повым и массовым. Индивидуальное политическое поведе­ние - это поступки индивида, имеющие общественно-поли­тическое значение (практическое действие или публичное высказывание, которое выражает мнение о политиках и по­литике). Групповое политическое поведение связано с дея­тельностью политических организаций или стихийно сло­жившейся политически активной группы индивидов. Самыми массовыми формами политического поведения яв­ляются выборы, референдумы, митинги, демонстрации. В групповом, а еще больше в массовом политическом поведе­нии наблюдается подражание, эмоциональное заражение, сопереживание, подчинение индивидуального поведения групповым нормам.

    Значительно различаются поведение в организованных и поведение в стихийных формах. Поведение членов органи­зованных политических групп (например, партий) регулиру­ется нормами, зафиксированными в их уставах; оно зависит от распределения ролей между лидерами и сторонниками, от распределения функций внутри группы. Стихийные дей­ствия, т. е. незапланированные, необдуманные поступки от-


    Дельных людей и неорганизованные массовые выступления, возникают в условиях политических кризисов, нестабильно­сти и характеризуются преобладанием иррациональных чувств над осознанными.

    Исследователи говорят и о патологических формах поли­тического поведения. Их проявлением могут быть крайние аффективные состояния, постоянная потребность во вражде, агрессии, антагонизме, состояния паники, маниакальные политические предубеждения и т. п. Признаком патологии политического поведения является его несоответствие требо­ваниям ситуации или установкам личности. Так, при воз­никновении пугающей ситуации масса людей испытывает потрясение, страх и, вместо того чтобы организованно про­тивостоять угрозе, впадает в панику, пытается спастись, предпринимая беспорядочные действия, создавая хаос и тем самым усиливая опасные последствия случившегося.

    Психологами обстоятельно описано поведение людей в толпе. Характерные черты толпы - скученность на ограни­ченном пространстве; относительная длительность пребыва­ния в одном месте; разнородность и неустойчивость состава; отсутствие внутренней структуры; анонимность. В «коллек­тивной душе» толпы блокируется способность отклика на логическую аргументацию, зато возможен ответ на эмоцио­нальное воздействие. Толпой управляют инстинкты, ей зна­комы лишь простые и крайние чувства.

    ] «Люди необразованные в глазах толпы кажутся более;
    | убедительными, чем образованные». ]

    I Аристотель;

    В толпе исчезает чувство ответственности. В полити­зированной толпе вероятны проявления аффективного бес­сознательного поведения. Аффективное (от лат. affectus - душевное волнение) поведение проявляется в бурно про­текающей реакции субъекта на сильный внешний раздра­житель, при котором сознательный контроль человека над своими действиями вытесняется частично или полно­стью. Французский ученый Г. Лебон (1841-1931) писал: «...Становясь частицей организованной толпы, человек спу­скается на несколько ступеней лестницы цивилизации. В изолированном положении он, может быть, был бы культур­ным человеком; в толпе - это варвар, т. е. существо ин­стинктивное. У него обнаруживается склонность к произво­лу, буйству, свирепость, но также и к энтузиазму и героизму, свойственному первобытному человеку». Толпе свойственны нетерпимость, импульсивность, раздражитель­ность, податливость к внушению, односторонность чувств и изменчивость. Ответственность человека за свои поступки как бы растворяется в эмоциях толпы. Человек в толпе скандирует те политические лозунги и совершает те дейст-


    Вия, которые он бы не совершил, находясь в уравновешен­ном состоянии. Толпа таит в себе опасность агрессивности, массовых беспорядков, насилия.

    Агрессивная толпа характеризуется яростью, злобой по отношению к объекту агрессии. Она направлена на причи­нение страдания, физического или психологического вреда другим людям или общностям. За внешне стихийной агрес­сией стоит внутренняя агрессивность, возникающая как ре­акция на переживание социальной обездоленности, недо­ступности каких-либо общественных благ и т. п. Психологи считают, что в формах агрессии, развивающейся в массовых социальных и политических процессах, например в расо­вых, этнических, религиозных, идеологических столкнове­ниях, происходит заражение и взаимная индукция, прояв­ляется значительное влияние стереотипных представлений, предрассудков, особенно образа врага. Если кто-либо воспри­нимается в качестве лидера, направляющего агрессию, власть его над толпой становится неограниченной и возбуж­денная масса слепо следует его призывам.

    Поскольку наиболее массовой формой политического уча­стия являются выборы, особое внимание исследователей привлекает именно электоральное поведение граждан: за кого и почему голосуют представители тех или иных слоев населения, каковы причины неучастия в выборах части граждан?

    Электоральное поведение зависит от ряда факторов. В странах, где давно сложилась партийная система, связи избирателей с определенными партиями довольно устойчи­вы. От выборов к выборам они голосуют за партию, кото­рую они традиционно считают «своей». Значительная часть избирателей голосует за тех кандидатов и за те партии, ко­торые предлагают наиболее приемлемое для них решение су­ществующих проблем. Наконец, имеет место индивидуаль­ная и групповая приверженность определенным кандидатам. В этом случае голосуют не столько за программу, сколько за кандидата, исходя из положительной оценки того, что он уже сделал или собирается сделать. Названные факторы вза­имодействуют между собой, подчас противоречат один дру­гому, а иногда накладываются друг на друга. В связи с этим происходит их ослабление.

    Вернемся к вопросу об участии или неучастии в выборах. К примеру, в США более или менее регулярно на выборах всех уровней голосуют от 25 до 35% взрослого населения; еще 30-40% голосуют очень редко или никогда не прихо­дят на избирательный участок; от 3 до 7% избирателей со­вершенно не интересуются политикой. Есть страны, где го­лосуют до 95% избирателей. Как вы знаете, уклонение от участия в выборах называется абсентеизмом (от латинского


    Слова, буквально означающего «отсутствующий»). Абсенте­изм может иметь серьезные последствия: если количество голосующих будет ниже определенной нормы (скажем, 50 или 25% от состава избирателей), то выборы будут призна­ны несостоявшимися. А это может парализовать важнейшие звенья политической системы. Поэтому в демократических государствах большую роль играют средства массовой ин­формации, дающие возможность гражданам получить сведе­ния о политике и различных политических силах, содейст­вующие преодолению равнодушия, политической апатии.

    В структуре политического поведения выделяются проте стные формы. Политический протест - это проявление не­гативного отношения к политической системе в целом либо к ее отдельным элементам, нормам, ценностям, политичес­ким решениям в открыто демонстрируемой форме. Протест-ные действия осуществляются как в «мягком» варианте (пе­тиции, воззвания), так и в «жестком» (забастовка). К протестным формам относят также митинги, демонстрации, шествия, пикетирование. Бывают случаи, когда протестное поведение выходит за пределы демократических норм и про­является в бойкотах, занятии административных зданий, перекрытии транспортных магистралей, других насильст­венных действиях. Протестное поведение, как правило, объ­ясняется состоянием недовольства, вызываемым расхожде­нием между реальным и ожидаемым положением, к которому стремится субъект.

    Российская политическая жизнь 90-х гг. XX в. проде­монстрировала и экстремальные формы политического поведения. В самом общем виде экстремизм (от лат. extremus - крайний) понимается как приверженность в по­литике к крайним взглядам и мерам. Конкретные проявле­ния политического экстремизма многообразны. К ним относятся такие действия, как осуществление массовых бес­порядков, хулиганских действий и актов вандализма по мо­тивам идеологической, политической, расовой, националь­ной или религиозной ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы; создание незаконных воору­женных формирований; захват или присвоение властных полномочий; пропаганда или публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики; публичные призы­вы к насильственному изменению основ конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации, а также иные подобные действия.

    Как считают эксперты, разновидностям экстремизма при­сущи общие черты: одностороннее восприятие общественных проблем и путей их решения; использование демагогичес­ких лозунгов и призывов, создающих образ врага; опора на чувства, инстинкты, предрассудки, а не на разум; бездум-


    Ное, беспрекословное выполнение приказов руководителей террористических организаций; фанатизм, одержимость в стремлении навязать свои взгляды оппонентам; неспособ­ность к толерантности, компромиссам; применение насилия. Экстремизм в современном мире характеризуется ростом масштабности, усилением жестокости и безоглядности дей­ствий, использованием новейших технических достижений. К наиболее опасным проявлениям политического экстремиз­ма относится терроризм (о нем пойдет речь в следующей части учебника).

    Понятие, факторы и формы политического поведения

    Тема 19: Политическое поведение

    Поведение субъекта становится политическим в тех слу­чаях, когда оно оказывает влияние на распределение поли­тической власти. Политическое поведение представляет собой совокупность действий социальных субъектов, стремящихся реализовать свои потребности посредством участия в поли­тической жизни. Понятие «политическое поведение» шире, чем понятие «политическая деятельность» и вбирает в себя соз­нательные и бессознательные, рациональные и иррациональ­ные, успешные и безуспешные формы участия в политике.

    В основе любой человеческой активности лежат потребности (нужды), которые не только порождают, но также и направ­ляют деятельность человека. Американский психолог А. Маслоу предложил различать базовые потребности и метапотребности (потребности роста).

    Базовые потребности - это потребности в пище, привя­занности, безопасности, самоуважении и т.п.

    Метапотребности (потребности роста) - это потребности в справедливости, красоте, порядке и т.п. Базовые потребности сильнее метапотребностией и организованы иерархически. Ме­тапотребности не имеют иерархии и могут легко замещаться одна другой. В то же время, подобно базовым потребностям, они являются врожденными (инстинктивными). Невозмож­ность их удовлетворения ведет к психическим заболеваниям и проявляется в таких состояниях, как отчужденность, стра­дание, апатия.

    Потребности могут быть как осознаваемыми, так и не­осознаваемыми. Осознанная потребность превращается в мо­тив - побуждение к деятельности, направленной на удовлетво­рение потребности. Мотив определяет направленность и выбор способов поведения. Как и потребности, мотивы могут форми­роваться и преобразовываться в процессе социализации.

    Силой, побуждающей субъектов политики к автономным действиям, являются интересы- притязания социальных субъ­ектов, основанные на осознании ими своих потребностей.

    В случае, когда индивид способен выстроить на основе своих потребностей, мотивов и интересов стратегию рациональных действий и стремится ее осуществлять, его поведение можно назвать деятельностью.

    Политическое поведение - это совокупность реакций социальных общностей, личностей на деятельность по­литической системы. Политическое поведение можно подразделить на политическое участие и абсентеизм.

    Политическое участие- вовлеченность членов данной общности в процесс политико-властных отношений. Уча­стие в политической жизни является показателем вос­требованности человеком своих прав, средством дости­жения собственных целей. Возникает процесс взаимо­действия индивида с правительством, органами власти, другими политическими институтами.



    Участие в политике - это конкретные практические дей­ствия, включенность индивида в политическую жизнь. Причем, речь идет о целенаправленных действиях, созна­тельно совершаемых. Например, сознательно спланирован­ный поход на митинг расценивается как политическое уча­стие, а случайное появление там не относится к участию.

    Политические системы по-разному реагируют на уча­стие граждан в политике. Если граждане принимают ак­тивное участие в формировании элиты, в определении основных целей политики и контроле за ее осуществле­нием, то такую систему считают основанной на участии. В демократических обществах это участие - свободное, всеобщее, действенное в решении важных вопросов. Оно обеспечено правовыми нормами, относительно равномерным распределением среди населения таких ресурсов участия, как деньги, образование, свободное время, дос­туп к средствам массовой информации. Демократическое общество допускает также такие формы несогласия и протеста, как митинги, демонстрации, шествия, забас­товки, .пикетирование, направление петиций, судебные процессы, в которых граждане оспаривают действия пра­вящих структур. Авторитарный режим часть населения пол­ностью или частично отстраняет от участия в политике. Тоталитарный режим мобилизует массы на ритуальные действия поддержки власти. Граждане вынуждены под страхом репрессий идти на митинги, демонстрации, выборы, организуемые правящей элитой. Запрещены все формы протеста и даже несогласия.Политическое участие выражается в двух основных формах:

    · прямой (непосредственной);

    · опосредованной (представительной).

    Прямое участие характерно для небольших политиче­ских общин, для местного самоуправления, референдумов, собраний, когда граждане непосредственно принимают участие в решении государственных и общественных дел. При опосредованном участии граждане выбирают своих представителей для осуществления политической власти. Опосредованное участие дает больше возможностей для искажения воли масс, которые могут терять контроль над своими представителями. Тем не менее, оно является един­ственно возможным в крупных политических системах. Посредниками участия в современном обществе высту­пают политические партии, общественные организации, а его основной формой - выборы.

    Английский ученый А. Марш предложил следующую классификацию типов политического участия:

    · ортодоксальное, обеспечивающее стабильность, устойчивость политической системы;

    · неортодоксальное - несанкционированные действия, связанные с выражением требований» или направленные против политической системы (протестное поведение);

    · политические преступления - деятельность, связан­ная с использованием нелегитимного насилия (захват за­ложников, убийства, похищения, войны, революции, саботаж и др.).

    Формами политического участия являются:

    · поддержка кандидатов и партий в избирательных кам­паниях;

    · создание и участие в деятельности политических партий, общественных объединений, движений, групп интересов;

    · посещение политических акций и др.

    Политическое участие бывает:

    · прямое (непосредственное), реализуемое в ходе референ­думов, работы собраний и комитетов, где все участники могут участвовать в любой стадии принятия решения;

    · опосредованное (представительное), при котором граж­дане делегируют право выступать от их имени своим предста­вителям.

    Наиболее распространенной формой политического уча­стия является электоральное поведение - активность граждан, связанная с делегированием отдельным лицам полномочий на представительство их в выборных органах власти. На ак­тивности и характере электорального поведения сказываются общественное положение человека, уровень его образования и доходов, религиозность, место жительства и др. факторы. Важными факторами электорального поведения являются также система регистрации избирателей, число жителей стра­ны и уровень их образования, особенности партийной систе­мы. Исследователями отмечено, что в европейских странах активность избирателей более высокая, чем в США. Так, в период с 1979 по 1989 гг. среднее значение активности изби­рателей в 18 странах Европы колебалось в пределах от 94 до 72 процентов, за исключением Швейцарии, где оно состави­ло 48 процентов. Причина такой активности состоит в изби­рательных законах, дающих европейским избирателям боль­ше влияния, чем, например, в США, где положение правящих партий (республиканцев или демократов) в конгрессах штатов обычно слишком устойчиво, чтобы очередные выбо­ры могли его существенно изменить. В Европе же во многих странах используется пропорциональная избирательная сис­тема, и даже один лишний голос может обеспечить партии дополнительное место.

    С точки зрения самостоятельности субъектов можно вы­делить автономное и мобилизационное политическое участие.

    Автономное политическое участие граждан происходит по их собственной инициативе. Это свободная добровольная по­литическая-активность граждан, направленная на реализа­цию ими своих интересов или выражение их отношения к политическим событиям.

    Мобилизованное политическое участие организуется посред­ством принуждения или манипуляции. Если автономное уча­стие может носить протестный характер, то мобилизованное участие направлено исключительно на поддержку системы и служит интересам правящей элиты.

    Политический протест- это активное выражение негатив­ного отношения к политической системе в целом или к от­дельным ее структурам, нормам, ценностям. Формами поли­тического протеста являются митинги, шествия, демонстрации, пикетирование, забастовки, акции гражданского неповинове­ния, групповые или массовые насильственные действия.

    Уклонение избирателей от участия в политике называется абсентеизмом(англ. abcence - отсутствие). Результатом абсен­теизма становится разрушение связи между властью элит и интересами избирателей, ведущее к ослаблению легитимно­сти всей политической системы. Причиной абсентеизма мо­жет быть как апатия, безразличие к политике, так и разоча­рование во власти, недоверие к существующим в стране ин­ститутам, поддержка протестных движений.

    Cлайд 1

    Политическое поведение 1.Многообразие форм политического поведения. 2. Политический терроризм. 3. Регулирование политического поведения.

    Cлайд 2

    Многообразие форм политического поведения. Прочитать пункт 1 стр.173-177 и проанализировать план. 1.Сущность политического поведения: а) политическое поведение как взаимодействие с социальной средой, различными политическими слоями; б) мотивы политического поведения. 2. Формы политического поведения: а) открытые и закрытые; действие и бездействие; б) традиционные и инновационные; в) конструктивные и деструктивные; г) индивидуальные, групповые и массовые; электоральное поведение; д) нормативные и отклоняющиеся; экстремальные; е) протестные; ж) аффективное поведение

    Cлайд 3

    Политический терроризм. ТЕРРОРИЗМ (террор) (от франц. terreur - страх, ужас), термин вошел в употребление в конце 18 в. для обозначения репрессивной политики, проводившейся якобинцами в период Великой французской революции. Впоследствии приобрел универсальное значение и используется для обозначения мотивированного насилия с политическими целями. Терроризм - это метод, посредством которого организованная группа или партия стремится достичь провозглашенных ею целей преимущественно через систематическое использование насилия. Политический терроризм- систематическое или единичное осуществление насилия с применением оружия или угроза применения насилия, причиняющего вред людям имуществу, с целью создания обстановки страха, паники, ощущения тревоги, опасности, недоверия к власти.

    Cлайд 4

    Причины терроризма: Неравномерное распределение ресурсов, доходов и богатства внутри отдельных стран и между странами; Обострение проблемы бедности; Концентрация населения в городах, создающая опасность их перенаселения и деградации; Усиление конфронтации между этническими группами и культурными слоями, приводящее к росту агрессивного поведения, к пренебрежению законами и усвоению маргинальной частью населения преступного опыта; Сопротивление глобализации, стремление к сохранению национальной (религиозной) самобытности

    Cлайд 5

    КОНФРОНТАЦИЯ (франц. confrontation), противоборство, противопоставление, столкновение социальных систем, классовых интересов, убеждений (напр., политика конфронтации, военная конфронтация, конфронтация взглядов). МАРГИНАЛЬНЫЙ (от франц. marginal - побочный, на полях), незначительный, несущественный, второстепенный; промежуточный. ЭКСТРЕМИЗМ (от лат. extremus - крайний), приверженность к крайним взглядам, мерам (обычно в политике).

    Cлайд 6

    Регулирование политического поведения. Почему необходимо законом установить границы политической свободы? В чем состоит связь между утверждением в общественном сознании демократических ценностей и политическим поведением? Почему наличие политических организаций увеличивают возможность регуляции политического поведения? Почему политические знания и информированность о событиях благоприятно влияют на политическое поведение? Какие качества политических лидеров оказывают воздействие на политическое поведение их сторонников?

    Развитие внутриполитической системы, дипломатических отношений между государствами увеличивает роль каждого человека, его поведения при решении политический вопросов. Узнаем, что под политическим поведением понимает наука, и какими свойствами она наделяет политическую личность.

    Понятие

    Политическое поведение - это система сознательных и бессознательных действий человека, являющегося субъектом политики.

    Это могут быть:

    • действия отдельных людей и массовые выступления;
    • стихийные и организованные действия.

    Наука выделяет различные способы политического поведения. Это может быть взаимодействие с другими людьми, государственными органами, политическими партиями. Кроме того, отношения со всеми перечисленными участниками политики могут строиться по-разному: на основе взаимопонимания и поддержки, либо соперничества, борьбы.

    То, какое поведение выберет тот или иной участник, зависит от его политических интересов и личных ценностей. Мотивы разных групп населения в момент их включения в политическую жизнь могут быть совершенно разными.

    Историческим примером противоборства разных политических интересов может послужить Гражданская война в России начала 20 века, когда население страны разделилось на группы по тому, как оно видело будущее страны. Часть людей выступала за построение социалистического государства, кто-то был сторонником монархии. Все они готовы были вооруженным путем отстаивать свои интересы.

    Формы политического поведения

    Существует большое количество различных форм политического поведения. Для того чтобы нагляднее представить все их многообразие, приведем классификацию, отражающую разные аспекты политического поведения.

    ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

    Особое внимание уделим двум формам политического поведения:

    • стихийное политическое поведение;

    Является одним из самых опасных, так как оно часто приводит к негативным последствиям. Его признаками является: неуправляемость, различные формы агрессии, большая роль случайного лидера.

    • электоральное политическое поведение;

    Это легитимная (признанная государством и обществом) форма политического поведения, смысл которого заключается в участии в выборах, референдумах, выражении своего мнения в вопросе назначения кандидатов на государственные посты. Выбор этот всегда основан на сознании человека, его взглядах. Но в некоторых странах существует проблема неучастия граждан в выборах. Причинами этого могут быть низкий уровень политической культуры людей, отсутствие веры в честность процедуры выборов и др.

    Общество и государство не могут оставлять без внимания политическое поведение людей, так как от этого во многом зависит стабильность и развитие политической системы, от которых зависит безопасность людей. В частности, нормы государственного регулирования запрещают такие виды воздействия на политику, как террор, вооруженные столкновения.

    Другим проявлением государственного регулирования политического поведения является стремление к организации (объединение в официальные группы - партии, чтобы люди могли легально высказывать свое мнение), распространение демократических идей, политического образования, особое внимание к качествам политических лидеров.

    Что мы узнали?

    Политическое поведение - это совокупность поступков человека в сфере политики. Участниками политической жизни являются все граждане демократических государств, партии и государственные органы. Все они в той или иной мере влияют на политическое развитие страны. Поведение может иметь индивидуальный или массовый, организованный или стихийный характер. Государство стремится регулировать политическое поведение людей, чтобы не допустить проявления агрессивных, экстремистских действий, обеспечить стабильное развитие.

    Тест по теме

    Оценка доклада

    Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 214.