Организация книжного уголка в разных возрастных группах доу. Зачем в детском саду книжный уголок

Воспитатели 2 младшей группы №2 МБДОУ №50

Книга - величайшее достижение культуры, могучее средство воспитания. Маленький ребенок верит слову писателя. Слушая художественное произведение; он живет жизнью героев, сочувствует добру, осуждает зло, у него вырабатывается определенное отношение к явлениям окружающей жизни, к поступкам людей.

В младшем возрасте приоритетной линией речевого развития детей является развитие инициативной речи, огромное значение имеет правильная организация общения ребёнка с окружающими людьми. Речь становится средством общения, развивает коммуникативные способности. Активизируется познавательная деятельность, появляются вопросы, рождается понимание. И, именно, в этом возрасте ребёнку нужна помощь, чтобы передать содержание услышанного.

Важным источником развития коммуникативных навыков и речевого творчества является художественная литература и фольклорные произведения. Одним из значимых центров речевой активности в группе является книжный уголок.

Книжный уголок - необходимый элемент предметно развивающей среды в групповой комнате дошкольного учреждения. В оформлении уголка книги каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество.

В младшей группе №2 он расположен так, чтобы любой ребенок мог рукой дотянуться и взять понравившуюся ему книгу без посторонней помощи именно тогда, когда ему самому захочется это сделать.

В уголке юного читателя помещены не только художественные произведения, но и дополнительный материал: отдельные картинки, дидактические игры, альбомы для рассматривания (темы: «Зима» , «Зимние забавы» , «Деревья» и т. д.) , персонажи и декорации для театрализованных игр, игрушки- герои прочитанных произведений, маски, костюмы героев сказок, материал для ремонта книг («книжкина больничка» ) .

В новом учебном году мы знакомим детей со сказками и их героями при помощи лэпбука, «Русские народные сказки» , изготовленного совместно с детьми.

Лэпбук, или как его еще называют, интерактивная папка – это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать по своему усмотрению. Это отличный способ закрепить знания русских народных сказок: «Теремок» , «Три медведя» , «Гуси-лебеди» и др., осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.

Для усиления интереса детей к книгам была проведена акция «Книжка своими руками» . Теперь в нашем книжном уголке ребята с гордостью рассматривают книги, в создании которых они принимали участие, помогая своим родителям.

Книжный уголок - необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате дошкольного учреждения. Его наличие обязательно во всех возрастных группах, а содержание зависит от возраста детей. Книжный уголок должен располагаться так, чтобы любой, даже самый маленький ребенок мог рукой дотянуться и взять понравившуюся ему книгу без посторонней помощи именно тогда, когда ему самому захочется это сделать. В книжном уголке должны быть выставлены разные книги: и новые, и красивые, и зачитанные, но аккуратные. Уголок должен быть не парадным, а рабочим. Его цель - не быть ярким, праздничным украшением группового помещения, а дать возможность ребенку общаться с книгой. Бывшие в употреблении книги порой привлекательнее для читателя уже потому, что ему кажется: часто читаемая книга должна быть интересной.

Основными целями книжного уголка являются:

  • развитие познавательных и творческих способностей детей средствами детской художественной литературы;
  • использование инновационных образовательных программ, методик и технологий воспитания и развития детей в соответствии с их психофизиологическими особенностями;
  • создание психологически комфортных условий в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей в группе;
  • обеспечение продуктивного взаимодействия с родителями в решении задач воспитания и развития детей

В книжных уголках тех групповых комнат, где находятся дети раннего возраста, должно быть как можно больше книжек-игрушек. Чем старше дети, тем серьезнее и объемнее книги располагаются в книжном уголке. Количество книг не должно быть регламентированным. Оно зависит от тех задач, которые ставит воспитатель в работе с детьми в течение дня или недели. Если воспитатель знакомит детей с творчеством одного автора и в его распоряжении имеются 2 - 3 книги писателя или поэта, надо выставить их и не гоняться за количеством. Меняя предмет разговора с детьми, меняем и книги. Если педагог говорит о жанре сказки, можно выставить 5 - 7 книг сказок, интересных, разнообразных, качественных и с точки зрения иллюстрирования, и с точки зрения полиграфического исполнения.

Периодичность книжного обмена также зависит от конкретных задач приобщения детей к чтению. Состав книжного уголка может не меняться в течение недели и даже двух тогда, когда к нему постоянно нужно обращаться и воспитателю, и детям. Но, если смена книг произошла, детям надо указать на это или попросить заметить ее, дать возможность рассмотреть новые книги, спросить у детей, что остановило их внимание, какую книгу им захотелось прочесть тут же. В книжном уголке можно помещать портреты писателей, иллюстраторов детской книги. Книжные выставки надо посвящать творчеству отдельных писателей, отдельным жанрам (сказка, юмористический рассказ, энциклопедия и т.д.) и даже одной книге, например той, где опубликовано произведение, проиллюстрированное разными художниками. Дети старшего возраста не только с удовольствием рассмотрят шедевры книжного искусства, но и обязательно заметят различия в творческой манере художников, выберут себе ту книгу, которая будет ближе их эстетическому вкусу, их представлениям о героях, персонажах произведения.

Дети ревниво относятся к тем книгам, которые они приносят из дома. Им хочется, чтобы воспитатель обязательно прочел эти книги, показал всем детям, со всеми рассмотрел и прочел их. В связи с этим можно устроить выставку книг, которые дети, на короткий срок, принесут из дома. Но чтобы не выставлять все 15 - 20 экземпляров, сразу надо установить и четко соблюдать очередность, с которой будут не только выставляться книги, но и хозяева-дети расскажут о них, о том, что в них им нравится, с какой целью они принесли книги в дошкольное учреждение. Зная детей, надо постараться так сформулировать вопросы к малышам, чтобы их рассказы получились подробными и интересными.

Еще одна тематическая выставка может быть посвящена конкретному произведению, которое не только прочитано детям, но и проиллюстрировано ими. В этом случае можно пойти двумя путями: выставить произведение и лучшие рисунки к нему или поочередно поместить на выставочный стенд все рисунки. И то и другое надо мотивировать. Дети должны понять выбор воспитателя, чтобы не обидеться, не перестать читать и рисовать. (см. таблицу)

Кроме книг, в книжном уголке могут находиться разнообразные альбомы для рассматривания. Это могут быть и специально созданные художниками альбомы на определенные темы («Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А. Пахомова и др.), альбомы, составленные воспитателем из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года, о профессиях и др. В старших группах в книжном уголке могут устраиваться тематические выставки книг. Их основная цель – углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему.

Следует помнить:

  1. Книжный уголок в дошкольном учреждении не только необходимый элемент предметной среды. Это форма распространения информации о книгах, их авторах и иллюстраторах, способствующая привыканию детей к образу книги, возбуждающая интерес к ней, желание рассмотреть и прочесть ее.
  2. Продуманный регулярный обмен книг в книжном уголке должен быть не обязанностью, а правилом для воспитателя.

Принципы отбора литературных произведений для детей

Художественная литература – одно из важнейших средств всестороннего развития личности дошкольника. Содержание художественного произведения расширяет кругозор ребенка, выводит его за рамки личных наблюдений, открывает перед ним социальную действительность: рассказывает о труде и жизни людей, о больших делах и подвигах, о событиях из мира детских игр, забав и т.д. Художественное слово создает подлинную красоту языка, эмоционально окрашивает произведение, обостряет чувства и мысли, воздействует, возбуждает и воспитывает.

Открытию перед детьми мира «словесного искусства» помогает правильный отбор литературных произведений, в основе которого лежат следующие педагогические принципы:

  • литература должна отвечать задачам воспитания (умственного, эстетического, нравственного) детей, иначе она теряет свою педагогическую ценность. Книга призвана в конкретных образах раскрыть перед дошкольниками идеалы добра, справедливости, мужества, формировать правильное отношение к людям, самому себе, своим поступкам;
  • необходимо учитывать возрастные особенности детей. Возрастная специфика должна выражаться в учете особенностей психики ребенка, в конкретности мышления, впечатлительности, ранимости;
    • книга должна быть занимательной. Занимательность определяется не темой, не новизной материала, а открытием нового в знакомом и знакомого в новом;
    • в книге должна быть четко выражена позиция автора. (С. Я. Маршак писал, что если автор является не равнодушным регистратором событий, а сторонником одних героев повести и врагом других, это значит, что книга написана на настоящем детском языке);
    • книги должны отличаться композиционной облегченностью, т. е. иметь одну сюжетную линию. Художественный образ или система образов должны раскрывать одну мысль, все действия героев должны быть подчинены передаче этой мысли. Однако при отборе книг нельзя отдавать предпочтение только небольшим и простым произведениям. Необходимо учитывать, что возможности восприятия детей растут.

Принципы отбора дают возможность определить круг детского чтения, в который входят:

  • произведения фольклора (песенки, потешки, пословицы, поговорки, небылицы, перевертыши, сказки);
  • произведения русской и зарубежной классики (А.С.Пушкина, К.Д.Ушинского, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого, Ф.И.Тютчева, Г.Х.Андерсена, Ш.Перро и др.);
  • произведения современной отечественной литературы (В.В.Маяковского, С.Я.Маршака, К.И.Чуковского, С.В.Михалкова, М.М.Пришвина, Е.И.Чарушина, В.В.Бианки, Е.Благининой, З.Александровой и др.).
  • произведения разных жанров (рассказы, повести, поэмы, сказки в прозе и стихах, лирические и шуточные стихи, загадки), разной тематики (детская жизнь: игры, забавы, игрушки, шалости; события общественной жизни, труд людей; картины природы, экологические проблемы);
  • произведения народов других стран.

Каждый год издаются новые книги для детей. Воспитатели должны следить за выходящей литературой и пополнять круг детского чтения.

Главной задачей педагогов является привитие детям любви к художественному слову, уважения к книге, развитие стремления общаться с ней, т. е. всего того, что составляет фундамент воспитания будущего «талантливого читателя».

Организация книжного уголка в группах младшего дошкольного возраста

Наполнения уголка Правила поведения в уголке книги
Выставляется, как правило, немного 4-5 книги. Могут быть представлены два - три экземпляра одинаковых книг.
Размещают те издания, которые уже знакомы детям, с яркими крупными иллюстрациями.
Отдельные картинки, иллюстрации.
Небольшие альбомы для рассматривания на близкие для этого возраста темы: «Игрушки», «Игры и занятия детей», «Домашние животные» и др.
Особое предпочтение книжкам - картинкам.
Иллюстрации книг должны шаг за шагом следовать тексту, подробно раскрывать ребенку художественный мир произведения.
Могут быть представлены книжки-малютки, книжки - игрушки и др.
Воспитатель учит:
  • внимательно рассматривать картинки в книге, узнавать героев, их действия;
  • побуждать пересказывать отдельные эпизоды;
  • обращать внимание на выразительные подробности иллюстраций (костюм героя, своеобразные предметы обстановки, некоторые детали пейзажа и др.)
Неоднократное общение с книгой, позволяет ребенку не только глубже осознавать ее содержание, но и испытывать творческую радость, которую приносит встреча с искусством.
В младшей группе воспитатель дает первые уроки самостоятельного общения с книгой:
  1. Знакомит с уголком книги, его устройством и назначением.
  2. Приучает рассматривать книги и картинки только там.
  3. Сообщает правила, которые нужно соблюдать:
    • брать книги только чистыми руками;
    • перелистывать осторожно, не рвать,
    • не портить, не использовать для игр;
    • после просмотра ставить на место.
В средней группе данные навыки закрепляются, становятся привычкой.
Детям показывают способы ухода за книгой, привлекают к наблюдениям за починкой книг и участию в ней.
Иллюстрации по различным тематикам:
  • Родина
  • Труд людей
  • Родная природа
  • Игры детей
  • Предметные картинки и др. по программе.
Рассматривание, знакомство с различными предметами и явлениями, работа над словарем, грамматическим строем, связной речью.
В младшей и средней группах - 2-3
иллюстрации.

Организация книжного уголка в группах старшего дошкольного возраста.

Принцип организации - удовлетворение многообразных интересов детей.

Наполнения уголка Педагогическая работа с детьми Работа с детьми
Художественная литература
Размещать можно одновременно 10-12 разных книг:
  • 2-3 сказочных произведения,
  • стихи, рассказы (знакомящие детей с историей нашей родины, с современной жизнью);
  • 2-3 книги о животных и растениях;
  • книги, с которыми детей знакомят на занятиях;
  • книги для расширения сюжета детских игр;
  • юмористические книги с яркими смешными картинками ((Михалкова, М. Зощенко, Драгунского, Э. Успенского и др.);
  • «Толстые» книги;
  • книги, которые дети приносят из дома.
Педагогическое руководство становится более корректным, т.к. дети уже достаточно самостоятельны в выборе книг.
  • Учить самостоятельному сосредоточенному общению с книгой;
  • Способствовать совместному рассматриванию и обсуждению. Общение воспитателя и ребенка носит теплый, доверительный характер;
  • Формировать умение воспринимать книгу в единстве словесного и изобразительного искусства;
  • Закрепить интерес дошкольников к сказкам;
  • Формировать гражданские черты личности, патриотические чувства;
  • Знакомить детей с миром природы, ее тайнами и закономерностями.
  • Закрепляются правила обращения с книгой.
  • Принимают участие в самостоятельной починке книг.
  • Принимают участие в оформлении тематических альбомов и выставок.
В среднем срок пребывания книги в книжном уголке 2-2,5 недели. Однако необходимо соблюдать основное правило: книга остается в уголке до тех пор, пока у детей сохраняется интерес к ней. Поэтому некоторые книги остаются достаточно долго, а другие - нет.
Иллюстрации к различным тематикам:
  • Родина
  • Труд людей
  • Родная природа
  • Игры детей
  • Предметные картинки
  • Иллюстрации к прочитанным произведениям
и др. книги по программе.
Знакомит с миром природы, ее тайнами и закономерностями.
Рассматривание недавно прочитанной книги дает возможность ребенку вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные переживания.
Повторное рассматривание удовлетворяет потребность детей повеселится, посмеяться, создает атмосферу эмоционального комфорта.
«Толстые» книги» читают в течение длительного времени.

Эстетка оформления.

В старшей и подготовительной группах 3-4- тематики:
2-3 посвящены явлениям общественной жизни, 1 - природе.

Альбомы для рассматривания
специально созданные художниками, альбомы на разные темы («Разные звери» Н. Чарушина и др.)
Альбомы, составленные воспитателем вместе с детьми (открытки, рисунки, иллюстрации)
Рассматривание, знакомство с различными предметами и явлениями, работа над словарем, грамматическим строем, связной речью.
  • Педагогическая целесообразность.
  • Учет возрастных особенностей детей.
  • Эстетика оформления.
Детские журналы
В подготовительной группе
выделяется место для периодической печати (детские журналы «Веселые картинки» «Свирелька» и др.)
Чтение, рассматривание, работа с сюжетными картинками.
Библиотека
В подготовительной группе оформляется небольшая библиотека (желательно книжки- малышки)
Знакомим с библиотекой.
Чтение книг и рассматривание иллюстраций.
Речевое общение, воспитание интереса к книге и чтению, художественной литературы, культура поведения.
Составление картотеки

Книжный уголок - необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате дошкольного учреждения. Его наличие обязательно во всех возрастных группах, а содержание зависит от возраста детей. Книжный уголок должен располагаться так, чтобы любой, даже самый маленький ребенок мог рукой дотянуться и взять понравившуюся ему книгу без посторонней помощи именно тогда, когда ему самому захочется это сделать. В книжном уголке должны быть выставлены разные книги: и новые, и красивые, и зачитанные, но аккуратные. Уголок должен быть не парадным, а рабочим. Его цель - не быть ярким, праздничным украшением груп­пового помещения, а дать возможность ребенку общаться с книгой. Бывшие в употреблении книги порой привлекательнее для читателя уже потому, что ему кажется: часто читаемая книга должна быть интересной.

В книжных уголках тех групповых комнат, где находятся дети раннего возраста, должно быть как можно больше книжек-игрушек. Чем старше дети, тем серьезнее и объемнее книги располагаются в книжном уголке. Количество книг не должно быть регла­ментированным. Оно зависит от тех задач, которые ставит воспитатель в работе с детьми в течение дня или недели. Если воспитатель знакомит детей с творчеством одного автора и в его распоря­жении имеются 2 - 3 книги писателя или поэта, надо выставить их и не гоняться за количеством. Меняя предмет разговора с деть­ми, меняем и книги. Если педагог говорит о жанре сказки, можно выставить 5 - 7 книг сказок, интересных, разнообразных, каче­ственных и с точки зрения иллюстрирования, и с точки зрения полиграфического исполнения. (см. таблицы)

Периодичность книжного обмена также зависит от конкрет­ных задач приобщения детей к чтению. Состав книжного уголка может не меняться в течение недели и даже двух тогда, когда к нему постоянно нужно обращаться и воспитателю, и детям. Но, если смена книг произошла, детям надо указать на это или попросить заметить ее, дать возможность рассмотреть новые кни­ги, спросить у детей, что остановило их внимание, какую книгу им захотелось прочесть тут же. В книжном уголке можно помещать портреты писателей, иллюстраторов детской книги. Книжные выставки надо посвящать творчеству отдельных писателей, отдель­ным жанрам (сказка, юмористический рассказ, энциклопедия и т.д.) и даже одной книге, например той, где опубликовано произведение, проиллюстрированное разными художниками - сказка Х.К.Андерсена «Снежная королева», можно разместить рисунки Анастасии Архиповой; художника Ника Гольц; иллюст­ратора - народного художника России Бориса Диодорова; художника Владислава Ерко.

Дети старшего возраста не только с удовольствием рассмотрят эти шедевры книжного искусства, но и обязательно заметят раз­личия в творческой манере художников, выберут себе ту книгу, которая будет ближе их эстетическому вкусу, их представлениям о Кае, Герде, Снежной королеве и обо всем том, что с ними приключилось.

Можно выставить книги И.Токмаковой, которые иллюстри­ровал известный художник, муж поэтессы Лев Токмаков, и, рас­сматривая их, рассказать детям о творческом и человеческом со­дружестве поэта и художника.

Желательно организовать выставку книг писателей-художников Е.Чарушина, В.Сутеева и других.

Чтобы дети лучше узнали и запомнили буквы, можно помес­тить в книжный уголок азбуки разного рода: прозаические, по­этические, художественные.

Подбирая книги для книжного уголка, нельзя смешивать фоль­клорные и литературные произведения. Выставлять их вместе можно в том случае, если в литературном произведении нашел отраже­ние сюжет фольклорного, например: русская народная сказка «Морозко», немецкая народная сказка в обработке братьев Гримм «Бабушка Вьюга» («Госпожа Метелица») и сказка В.Ф.Одоевско­го «Мороз Иванович».

Дети ревниво относятся к тем книгам, которые они приносят из дома. Им хочется, чтобы воспитатель обязательно прочел эти книги, показал всем детям, со всеми рассмотрел и прочел их. В связи с этим можно устроить выставку книг, которые дети, на короткий срок, принесут из дома. Но чтобы не выставлять все 15 - 20 экземпляров, сразу надо установить и четко соблюдать очеред­ность, с которой будут не только выставляться книги, но и хозя­ева-дети расскажут о них, о том, что в них им нравится, с какой целью они принесли книги в дошкольное учреждение. Зная де­тей, надо постараться так сформулировать вопросы к малышам, чтобы их рассказы получились подробными и интересными.

Еще одна тематическая выставка может быть посвящена конк­ретному произведению, которое не только прочитано детям, но и проиллюстрировано ими. В этом случае можно пойти двумя путя­ми: выставить произведение и лучшие рисунки к нему или пооче­редно поместить на выставочный стенд все рисунки. И то и другое надо мотивировать. Дети должны понять выбор воспитателя, что­бы не обидеться, не перестать читать и рисовать. (см. таблицу)

Кроме книг, в книжном уголке могут находиться разнообразные альбомы для рассматривания. Это могут быть и специально созданные художниками альбомы на определенные темы («Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А. Пахомова и др.), альбомы, составленные воспитателем из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года, о профессиях и др. В старших группах в книжном уголке могут устраиваться тематические выставки книг. Их основная цель – углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему.

Следует помнить:

1. Книжный уголок в дошкольном учреждении не только необ­ходимый элемент предметной среды. Это форма распространения информации о книгах, их авторах и иллюстраторах, способствую­щая привыканию детей к образу книги, возбуждающая интерес к ней, желание рассмотреть и прочесть ее.

2. Продуманный регулярный обмен книг в книжном уголке дол­жен быть не обязанностью, а правилом для воспитателя.

Принципы отбора литературных произведений для детей

Художественная литература – одно из важнейших средств всестороннего развития личности дошкольника. Содержание художественного произведения расширяет кругозор ребенка, выводит его за рамки личных наблюдений, открывает перед ним социальную действительность: рассказывает о труде и жизни людей, о больших делах и подвигах, о событиях из мира детских игр, забав и т.д. Художественное слово создает подлинную красоту языка, эмоционально окрашивает произведение, обостряет чувства и мысли, воздействует, возбуждает и воспитывает.

Открытию перед детьми мира «словесного искусства» помогает правильный отбор литературных произведений, в основе которо­го лежат следующие педагогические принципы:

- литература должна отвечать задачам воспитания (умствен­ного, эстетического, нравственного) детей, иначе она теряет свою педагогическую ценность. Книга призвана в конкретных образах раскрыть перед дошкольниками идеалы добра, справедливости, мужества, формировать правильное отношение к людям, самому себе, своим поступкам;

Необходимо учитывать возрастные особенности детей. Возрастная специфика должна выражать­ся в учете особенностей пси­хики ребенка, в конкретности мышления, впечатли­тельности, ранимости;

Книга должна быть занимательной. Занимательность опреде­ляется не темой, не новизной материала, а открытием нового в знакомом и знакомого в новом;

В книге должна быть четко выражена позиция автора. (С. Я. Мар­шак писал, что если автор является не равнодушным регистратором событий, а сторонником одних героев повести и врагом дру­гих, это значит, что книга написана на настоящем детском языке);

Книги должны отличаться композиционной облегченностью, т. е. иметь одну сюжетную линию. Художественный образ или сис­тема образов должны раскрывать одну мысль, все действия героев должны быть подчинены передаче этой мысли. Однако при отборе книг нельзя отдавать предпочтение только небольшим и простым произведениям. Необходимо учитывать, что возможности воспри­ятия детей растут.

Принципы отбора дают возможность определить круг детского чтения, в который входят:

Произведения фольклора (песенки, потешки, пословицы, поговорки, небылицы, перевертыши, сказ­ки);

Произведения русской и зарубежной классики (А.С.Пушки­на, К.Д.Ушинского, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого, Ф.И.Тют­чева, Г.Х.Андерсена, Ш.Перро и др.);

Произведения современ­ной отечественной литературы (В.В.Маяковского, С.Я.Марша­ка, К.И.Чуковского, С.В.Михалкова, М.М.Пришвина, Е.И.Ча­рушина, В.В.Бианки, Е.Благининой, З.Александровой и др.).

Произведения разных жан­ров (рассказы, повести, поэмы, сказки в прозе и стихах, лири­ческие и шуточные стихи, загадки), разной тематики (детская жизнь: игры, забавы, игрушки, шалости; события общественной жизни, труд людей; картины природы, экологические пробле­мы);

Произведения народов других стран.

Каждый год издаются новые книги для детей. Воспитатели дол­жны следить за выходящей литературой и пополнять круг детско­го чтения.

Главной задачей педагогов является привитие детям любви к художественному слову, уважения к книге, развитие стремления общаться с ней, т. е. всего того, что составляет фундамент воспитания будущего «талантливого читателя».

Используемая литература: З.А. Гриценко «Детская литература. Методика приобщения детей к чтению»;

Н.А. Стародубова «Теория и методика развития речи дошкольников».


Организация книжного уголка в группах младшего дошкольного возраста

Наполнения уголка Педагогическая работа с детьми Правила поведения в уголке книги

Младший дошкольный возраст

Выставляется, как правило, немного 4-5 книги. Могут быть представлены два - три экземпляра одинаковых книг. Размещают те издания, которые уже знакомы детям, с яркими крупными иллюстрациями. Отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу. Небольшие альбомы для рассматривания на близкие для этого возраста темы: «Игрушки», «Игры и занятия детей», «Домашние животные» и др. Особое предпочтение книжкам - картинкам. Иллюстрации книг должны шаг за шагом следовать тексту, подробно раскрывать ребенку художественный мир произведения. Могут быть представлены книжки-вырубки, книжки - игрушки и др. Воспитатель учит: внимательно рассматривать картинки в книге, узнавать героев, их действия; побуждать пересказывать отдельные эпизоды; обращать внимание на выразительные подробности иллюстраций (костюм героя, своеобразные предметы обстановки, некоторые детали пейзажа и др.) Неоднократное общение с книгой, позволяет ребенку не только глубже осознавать ее содержание, но и испытывать творческую радость, которую приносит встреча с искусством. В младшей группе воспитатель дает первые уроки самостоятельного общения с книгой: Знакомит с уголком книги, его устройством и назначением. Приучает рассматривать книги и картинки только там. Сообщает правила, которые нужно соблюдать: - брать книги только чистыми руками; - перелистывать осторожно, не рвать, не портить, не использовать для игр; - после просмотра ставить на место. В средней группе данные навыки закрепляются, становятся привычкой. Детям показывают способы ухода за книгой, привлекают к наблюдениям за починкой книг и участию в ней.

Иллюстрации по различным тематикам: Родина Труд людей Родная природа Игры детей Предметные картинки и др. по программе.

Рассматривание, знакомство с различными предметами и явлениями, работа над словарем, грамматическим строем, связной речью. В младшей и средней группах - 2-3 иллюстрации.
Темы используемые в течение месяца: 1-2 - мир явлений, общественная жизнь, 1 тема – природа (тема постоянная, однако, материалы постоянно обновляются).

Организация книжного уголка в группах старшего дошкольного возраста.

Важной частью предметно-развивающей среды в помещении группы является книжный уголок. Этот тематический «центр книги» может сыграть существенную роль в формировании у детей устойчивого интереса к книге, желания читать и потребности в познании нового.

В публикациях, представленных в этом разделе, педагоги делятся позитивным опытом создания красивых, грамотно оформленных и функциональных книжных уголков, дают полезные советы по эстетическому оформлению этой части предметно-развивающей среды группы.

Сделайте книжный уголок гордостью Вашей группы!

Содержится в разделах:

Показаны публикации 1-10 из 164 .
Все разделы | Книжный уголок, центр. Примеры оформления

Методические рекомендации «Содержание книжного уголка в дошкольном учреждении» Книжный уголок - необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате дошкольного учреждения. Его наличие обязательно во всех возрастных группах, а содержание зависит от возраста детей. Книжный уголок должен располагаться так, чтобы любой, даже самый маленький...

Презентация проекта «Волшебный мир дедушки Корнея» для конкурса книжных уголков . Верховцева Елена Валерьевна, воспитатель, МБДОУ детский сад №148, г. Ульяновск. Актуальность. В век современных технологий, к великому сожалению, очень мало времени уделяется семейному чтению. Дети...

Книжный уголок, центр. Примеры оформления - Презентация «Конкурс «Лучший уголок книги в группе»

Публикация «Презентация «Конкурс «Лучший уголок книги в...» 1 слайд - КОНКУРС: «Лучший уголок книги в группе» МБДОУ № 1 «Русалочка» п. Гигант Январь 2019 г. 2 слайд - Критерии оценки книжных уголков:Требования к оформлению: оборудование (хорошо освещённое место, стол и стулья для детей, полочки и стеллажи для книг); соответствие...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Книжный уголок для детей подготовительной группы Книжный уголок для детей подготовительной группы В нашем мире стремительно развивающихся технологий, киноиндустрии и массмедиа, ребенок не должен растеряться и лишиться возможности обрести верного и мудрого спутника жизни – книгу. Она открывает мир вечных ценностей, учит...


Существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе играет уголок книги. Чтобы уголок книги в группе действительно был интересен детям, нами была проведена огромная работа. Содержание нашего книжного уголка: -картотека книг; - игра...

Уголок наш книжный невелик, Но представлено достаточно здесь книг. Потешки, колыбельные, загадки Любили в младшей группе все ребятки. Теперь мы любим посерьёзней книжки, Мы выросли, теперь мы не малышки. Нам о Руси, богатырях читают, И в прошлое былины приглашают. Мир природы...

Книжный уголок, центр. Примеры оформления - Педагогический совет «Использование книжного уголка детьми в развитии познавательного интереса»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Использование книжного уголка детьми в развитии познавательного интереса» Подготовила и провела Старший воспитатель ГБОУ Школа № 1207 Довгаль И. В. Москва 2018 Педагогический совет «Использование книжного уголка детьми в развитии познавательного интереса»...


В детском саду состоялся смотр-конкурс групповых "книжных уголков". Его целью являлось: обогащение предметно-пространственной среды ДОУ в соответствии с ФГОС, создание условий для всестороннего развития познавательной активности воспитанников; повышение педагогического...

Книжкин Дом Презентацию подготовила воспитатель Сигаева Е.В.


Чтобы книжки жили дружно Домик им построить нужно!


Книжный уголок

Детские книги пишутся для воспитания,

А воспитание – великое дело,

им решается участь человека

Белинский В.Г.

Что такое уголок книги? Это особое специальное место в групповой комнате. В оформлении уголка каждый воспитатель проявляет индивидуальный вкус и творчество. Главные условия, которые должны быть соблюдены – это удобство и целесообразность. Уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребёнка к неторопливому сосредоточенному общению с книгой.




  • развитие познавательных и творческих способностей детей средствами детской художественной литературы;
  • удовлетворение разнообразных литературных интересов детей. ;
  • формирование у дошкольников интереса к художественной литературе;
  • создание психологически комфортных условий в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей в группе;

  • развивать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения;
  • воспитывать бережное отношение к книгам.

Правила поведения в книжном уголке

В младшем дошкольном возрасте воспитатель знакомит детей с уголком книги, его устройством и назначением; приучает рассматривать книги в специально отведенном месте; сообщает правила, которые нужно соблюдать:

  • Брать книгу только чистыми руками.
  • Перелистывать осторожно
  • Не рвать, не мять, не использовать для игр.
  • После того, как посмотрел – всегда класть книгу на место.

Чтобы книжки не теснились,

Не рвались и не грязнились,

Их на полки разложили,

И по темам разделили.


  • «Хочу всё знать»
  • «Предметные картинки»
  • «Детские работы»

Цель: Приобщать ребенка к чтению художественной литературы в процессе знакомства со сказками. Воспитывать любовь к фольклорному творчеству – любовь к сказке.




  • Цель : познавать информацию из разных сфер жизни, учить логически рассуждать, фантазировать и радоваться процессу познания.
  • Детские энциклопедии, книги о животном мире.
  • произведения фольклора (песенки, потешки, пословицы, поговорки, небылицы, загадки). Портреты детских писателей

Книга самый лучший друг,

В мир окошко отворяет,

Это знают все вокруг,

Такого друга не теряют.







Здесь есть книжки про ребят,

Про щенят и поросят,

Про лисичку, про зайчонка

И пушистого котёнка.

И про жадного мальчишку,

Косолапого лесного мишку.





На сегодняшний день широкое распространение получил такой вид детской литературы, как говорящая книга. Детские интерактивные книги действительно отличаются новым подходом к обучению. Ещё одно важное преимущество детских интерактивных книг – это то, что их любят малыши. Над их созданием трудятся не только работники редакции, но и психологи. Яркие картинки, интересная тематическая подборка, простые предложения, весёлые звуки книжек захватывают юного читателя.









Работа педагога с детьми в книжном уголке

  • -Учит самостоятельному сосредоточенному общению с книгой;
  • - Способствует совместному рассматриванию и обсуждению. Общение воспитателя и ребенка носит теплый, доверительный характер;
  • - Формирует умение воспринимать книгу в единстве словесного и изобразительного искусства;




Вот такой чудесный домик Мы создали для детей. Будем дальше развиваться Мы ещё полны идей!!!


Спасибо за внимание!