Национальность определяется по матери. Еврейство на самом деле передается по отцу

Не знаю, что Вам ответить. Ведь если для Вас это не вопрос, а шок жизни, когда вдруг выяснилось, что Вы или Ваши дети не евреи , — нет на это ответа. В особенности для тех, кто всю жизнь не только считал себя евреем, но и страдал как еврей, — никакие объяснения не будут убедительны. Для чувств логика — алогична.

Но если Вы просто интересуетесь, то хочу спросить Вас. Турок женился на японке. Родился ребёнок. Кто он? Турок или японец? По-видимому, не то и не другое, а наполовину турок, наполовину японец. А если ребёнок, став взрослым, захочет считать себя турком, — может? Почему бы нет. Захочет японцем, — пожалуйста. И даже в тех странах, где указывают национальность в паспорте и принято записывать детей по отцу, даже там, если сильно захотеть, — можно записать и по матери. Другими словами, кем хотят, тем себя и считают. Почему? У народов мира нет обязательных законов, которые регулируют национальную принадлежность.

А у евреев столько времени, сколько они существуют, такой закон есть: рождённый от матери еврейки является евреем.

А откуда этот закон?

Он не выведен когда-то мудрейшим собранием и не придуман человеком сейчас, а является вечным повелением Б-га !

А где это повеление указано?

В Торе, книга Дварим (7:3,4): «Не вступай в семейные отношения с ними. Дочь свою не выдавай замуж за его сына. А дочь его не бери для сына своего…» (и см. дальше). В Талмуде, трактат Кидушин 68: «…сын от израильтянки называется твоим сыном, а рождённый от язычницы называется не твоим сыном, а её сыном…». Так же этот закон устанавливает Шульхан Арух (раздел Эвен Хаэзер, гл. 8, закон 5).

Это закон . И хотя закон Б-га не требует объяснений, всё же попробуем понять его смысл.

Тора привязывает еврея к реальности. Иудаизм это не некое мировоззрение, порхающее в воздухе, которому можно абстрактно сочувствовать в сердце, а устойчивая реальность, встроенная в саму природу человека. Девять месяцев души ребенка и матери тесно переплетены. Так же, как зародыш постепенно формируется в течение этого времени, приобретая внутренние органы, скелет и т. д. в утробе матери, так же он получает от неё свою еврейскую принадлежность.

Очевидно, что материнское участие в появлении ребёнка более заметно и определённо, чем отцовское. Если человек сомневается в своём происхождении от одного из родителей, то с большой степенью вероятности он может быть уверен только в том, что его мама — это действительно его мама, а вот …

И не только до родов, но и после принадлежность к матери доминантна. Есть в Притчах Соломоновых на первый взгляд непонятное изречение: «Не оставляй Тору матери своей…». Почему Тору матери? Ведь отец обучает сына Торе?! Ответ: Сколько отец ни обучал бы, но Тору реальной жизни сын впитывает с молоком матери, бессознательно копируя все её повадки, интонации, привычки и суждения. Мама находится с ребёнком большую часть времени его раннего детства, оказывая огромное влияние на формирование его личности.

Поэтому, хотим мы или нет, но только рождённый от матери еврейки является евреем. И если бы не было этого закона и не хранили бы его с такой строгостью в течении тысячелетий, а каждый раз меняли и подстраивали под проблемы каждого из нас, то, как вы понимаете, еврейский народ давно перестал бы существовать.

Да и после всего не забывайте, что каждый человек может стать евреем, пройдя гиюр. Врата еврейского дома открыты для всех, кто хочет там жить по-еврейски!

Почему еврейство - по матери, а принадлежность к колену - по отцу?
1

Почему у евреев национальность передается по матери, а колена идут по отцу?

Александр
Россия

Принадлежность к еврейскому народу передается исключительно по материнской линии - по объективным и вполне понятным причинам. Ведь и тело и душа ребенка формируется в утробе матери (см. на сайте, к примеру, ответ «Как формируется душа ребенка в утробе матери?» ). И если мать - еврейка, то и ее ребенок получает «дополнительную» еврейскую душу, наличие которой и отличает еврея от нееврея. Подробнее об этом - см. на сайте в ответе «Как проявляется дополнительная еврейская душа?» - с ответами, обозначенными в нем ссылками.

На отца возлагается общая ответственность за практическую организацию жизни в семье. Он отвечает за передачу младшему поколению наших традиций, за обучение детей Торе, за выполнение в семье законов шаббата и других заповедей, которые дал еврейскому народу Всевышний. То есть роль отца - передать детям необходимые знания и навыки, как в духовном, так и в материальном планах.

О «распределении обязанностей» между матерью и отцом в контексте Вашего вопроса достаточно доходчиво и ясно говорится на сайте в ответе «Но ведь по Торе родословная числится по отцу!» . Прочтите его с ответами, на которые в нем даны ссылки.

Ролью еврея-отца (еврейского мужчины), как, надеюсь, теперь уже очевидно, обусловлены и некоторые незначительные нюансы, особенности в традициях семьи (в более широких рамках - еврейской общины), которые существуют, разумеется, внутри общих для всех евреев границ законов Торы.

Теперь, полагаю, понятно и то, почему принадлежность к тому или иному колену в нашем народе всегда числилась по отцу. Колено (на иврите - шевет ) - это коллектив, некая общность семей, имеющих общую родословную. Родоначальниками колен в народе Израиля стали сыновья нашего праотца Яакова. У Яакова было 12 сыновей, 12 духовных наследников. Так в нашем народе сложились 12 колен, каждое из которых состояло из прямых потомков (по отцовской линии) одного из сыновей Яакова. И у каждого колена, в рамках законы Торы, естественно - были свои функции в единой общине народа Израиля, и, соответственно - свои небольшие отличия.

В наши дни народ Израиля подразделяется на общины. И осуществляется это подразделение по историко-географическому принципу.

В среде еврейского народа выделяют ашкеназских евреев (при первом приближении по происхождению это - европейские евреи) и сефардских евреев (предки которых жили на Ближнем и Среднем Востоке, в Северной Африке, Средней Азии, на Кавказе и в Йемене).

На примере сефардов отчетливо видно, как крупная общность может по историко-географическому принципу делиться на подгруппы. Внутри сефардской общины существуют общины северо-африканских, йеменских, грузинских, бухарских, горских евреев (см. на сайте, к примеру, «Горские евреи - кто они и откуда?» ).

И каждая из этих подгрупп - подразделяется на 3-4 и более групп.

Та же картина - и в среде ашкеназских евреев. Различают немецких, польских, литовских, украинских евреев. И т.д. Некоторые из них тоже подразделяются на 3-4 и более групп.

Принадлежность к еврейскому народу, как было всегда и всегда будет, устанавливается по материнской линии (см. в начало ответа). А принадлежность к общине определяется - по отцу.

Так, к примеру, если марокканский еврей женился на украинской еврейке, их дети обычно принадлежат марокканской общине. Если, скажем, польский еврей создал семью с грузинской еврейкой, их дети будут считаться польскими евреями. И т.д.

Евреи – уникальный древний народ со своими особенностями и национальной индивидуальностью, которую им удалось сохранить, а также обычаями и традициями. Так, например, в отличие от многих народов, еврейство устанавливается по материнской линии. Всем интересно, почему же так принято? Давайте разберемся в этом.

1. Теологическое объяснение

В соответствии с законами Торы мужчина не должен заключать смешанный брак, так как полагается, что нееврейская женщина «отвратит сына твоего с пути». Таким образом, подразумевалось, что жена другой национальности должна принять веру супруга, но со временем это правило начали толковать иначе, определяя национальность своих детей по материнской линии.

Кроме этого религиозного объяснения существуют и другие не менее вероятные версии.

2. Социологическое объяснение

Практически в любой семье воспитание ребенка лежит на плечах матери, у которой он учится культурным и духовным ценностям. Поэтому будет мудро определять национальность детей по маминой линии.

3. Биологическое объяснение

Существует также более приземленное и даже немного циничное объяснение такому обычаю: только мать может с абсолютной уверенностью знать, кто является настоящим отцом ребенка. А вот личность женщины, родившей ребенка, под сомнение никогда не ставится.

4. Политическое объяснение

Евреи в течение многих веков подвергались гонениям со стороны различных народов. При этом нередко случались изнасилования местных девушек и женщин. Поэтому национальность определяли по маме ребенка, чтобы дети, рожденные в результате этого, были приобщены к еврейскому народу.

5. Юридическое объяснение

В Древнем Риме огромное значение имело законное основополагающее брака. Так, дети, рожденные от отцов-римлян, не вступивших в официальный брак, не имели таких прав, как римские граждане, и их национальность устанавливалась по матери. Обычай евреев – это «зеркальное» отображение существующего в Риме закона.

6. Демографическое объяснение

Во время кровопролитных сражений народ терпел большие потери в рядах мужчин. Существует версия, что национальность стали определять по женской линии для того, чтобы приобщить к евреям полукровок.

7. Каббалистическое объяснение

Сторонники каббалы, отдельной ветви в иудаизме, считают, что душа женщины в момент зачатия ребенка способна притягивать еврейскую душу. Именно поэтому нужно определять национальность детей по маме.

Вопрос, почему евреи определяют национальность по материнской линии, довольно-таки сложный и не имеет однозначного ответа. Какая версия по-вашему является самой правдоподобной?

Еврейство на самом деле передается по отцу 2016-12-11 11:23 14801

Согласно Талмуда еврейство передается по матери. Однако это потиворечит Торе (Библии). В Торе евреи называются сынами Израилевыми. По имени праотца еврейского народа Израиля (ранее его имя было Иаков). Если еврейство передается по матери, то почему ни разу в Торе народ не назван сынами Рахели, или Леи (Лии) (обе - жены Израиля)?

Не возможно ВСЕ народы считать по отцу, а только одних евреев - по матери. Получается «конфликт» национальностей и религий в одном человеке. Особенно если папа, например, христианин. По папе ребенок русский православный, а по маме - иудей. Одни правы со своей точки зрения, другие - со своей. По папе крестят ребенка, по маме обрезают. По папе Иисус Христос Бог, а по маме Ёшка - ублюдок и сын блудницы. В субботу с мамой в синагоге «Шма Исраэль», а в воскресенье - в церкви иконам кланяется. И кто он после этого? Абрам Николаевич Нечепоренко? Каша получается.

В Библии, да и в иудаизме призывается следовать вере отцов, а не матерей. Так как быть сыну русского и еврейки? И в православии и в иудаизме призывают следовать вере отцов, а выходит по Талмуду надо вере матерей? Ведь это абсурд.

Или наоборот. Мама - караим, папа - еврей. Евреи не признают ребенка евреем, а караимы не признают караимом. Как быть ребенку? Он кто - караврей евраим? Очень сомнительно чтобы еврейский Бог допустил такое.

Если обе стороны не будут определять статус этих детей по одному и тому же критерию, то возникнет конфликт, который разрешится в пользу сильнейшей из них. Если законность брака признавалась нееврейскими властями, то решающий голос в определении принадлежности детей от этих браков имели как раз они. Никакие дети еврейских отцов и матерей никакой еврейской души не чувствовали. Пока им не напомнил «очень тактично» Гитлер в равной степени.

До XIX в. смешанные браки почти всегда сопровождались крещением. В XIX в. во многих странах уже разрешались смешанные браки без обязательного предварительного крещения еврейских женихов и невест, но детей как отцов-евреев, так и матерей-евреек от этих браков крестили почти в 100% случаев.

Конечно, в споре отца и матери побеждает отец - глава семьи по определению, ибо мы живем в патриархальном обществе. Наиболее известный и типичный пример этого - решение Суда США. Когда у еврея Клейна и его нееврейской жены родилась дочка, отец настоял воспитать ее еврейкой. Но семья Клейна распалась, дочь стала жить с матерью, и мать ребенка теперь хотела, чтобы ее дочь воспитывалась одновременно и как еврейка, и как христианка. В результате девочка оказалась на грани нервного срыва, не понимая, как себя вести. Отец обратился в суд с требованием, чтобы девочка осталась с ним и воспитывалась еврейкой. Суд исходил из равенства прав отца и матери передать ребенку свою веру, однако, руководствуясь правилом "интересы ребенка - прежде всего", удовлетворил иск Клейна. Вера отца «победила».

Многие историки и авторитеты неортодоксального иудаизма утверждают, что изначально еврейство передавалось по отцу. Правило "по матери" утвердилось окончательно после Хмельниччины, когда много женщин рожали после изнасилований. До XVI века нет научных фактов, подтверждающих, это новое правило. Так утверждается например в полной ивритской версии Истории еврейского народа под редакцией проф. Этингера. Ее в израильских университетах используют в качестве учебника. Не та, что по-русски двухтомная из Библиотеки "Алия", а четырехтомная. Нет во всём Талмуде заявленного факта или прецедента, что некий еврей, потому еврей, что мать - еврейка.

Переход на еврейство по матери евреи объясняют очевидным и доступным установлением материнства и сложностью получить убедительные доказательства отцовства.

Но почему только евреи перешли на материнство? Другие народы тоже сталкивались с такой проблемой но не отказались от отцовства.

Этот искусственный принцип облегчения определения национальности соответствует поговорке «Ищут не там, где потеряли, а там, где светло и легче искать». То есть, объективные критерии подменяются субъективными и морально-этическими.

Но в наши дни еврейки добровольно сочетаются с иноверцами в том числе атеистами. Даже если оба родителя евреи, а дите атеист, то и он на самом деле не еврей. И раньше евреи атеистов изгоняли из общины и относились как к умершему, также как к перешедшему в другую веру. Например, так произошло с одним из основателей современного атеизма - с выдающимся философом Бенедиктом (Барухом) Спинозой. Его жестоко избили ортодоксы и отлучили от общины за атеизм. Хоть его родители и евреи.

Однако все жены патриархов были нееврейками. Иосифу сам фараон дал в жены «Аснат, дочь Потифера, жреца Она». При этом оба их сына от матери-нееврейки и отца-еврея стали евреями и даже РОДОНОЧАЛЬНИКАМИ колен Израилевых! Обе жены Моисея были нееврейками.

2 И явился ему ангел Господень в пламени огня из средины куста терновника
6 И сказал: Я Бог отца твоего
9 И вот, вопль сынов Исраэйлевых дошел до Меня...
10 А теперь иди, и Я пошлю тебя к Паро; и выведи народ Мой, сынов Исраэйлевых, из Египта.
13 И сказал Моше Богу: вот, я приду к сынам Исраэйлевым и скажу им: "Бог отцов ваших послал меня к вам". А скажут мне они: "как Ему имя?" Что сказать мне им?
15 И сказал еще Бог Моше: так скажи сынам Исраэйлевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Ицхака и Бог Яакова послал меня к вам.
16 Пойди, собери старейшин Исраэйлевых и скажи им: Господь, Бог отцов ваших, явился мне. Бог Авраама, Ицхака и Яакова, говоря: вспомнил Я о вас и (увидел) то, что делается с вами в Египте.
17 И сказал: Я выведу вас из-под ига Египетского в землю Кынаанеев, Хэйтийцев, Эмореев, Пыризеев, Хиввийцев и Йывусеев, в землю, текущую молоком и медом.(Шемот(Исход) 3)

1 Когда ты придешь в землю, которую Господь Бог твой дает тебе в удел, и овладеешь ею, и поселишься в ней;…
5 скажи: отец мой был странствующий Арамеянин, и пошел в Египет и поселился там с немногими людьми, и произошел там от него народ великий, сильный и многочисленный;
7 и возопили мы к Господу Богу отцов наших;
15 призри от святого жилища Твоего, с небес, и благослови народ Твой, Израиля, и землю, которую Ты дал нам - так как Ты клялся отцам нашим [дать нам] землю, в которой течет молоко и мед. (Второзаконие 26)

Что мы видим? Моисей упоминает только отца своего, а не мать, и упоминает что весь народ пошел от отца, а не от матери. Бог называется "Богом отцов", а не матерей. Бог называет евреев сынами отцов. Женский пол не уминается вообще. Только мужчины.

Рассмотрим библейский пример сына еврейки и нееврея. Левит (24:10-22):

и вышел сын израильтянки и (он же) сын египтянина в среду сынов Израиля, и поссорились в стане этот сын израильтянки с израильтянином (в ивритском тексте дословно "с сыном Израиля").

И оскорблял сын израильтянки Имя, и проклинал… и говорил Бог: "выведи проклинающего за пределы стана, и забросает его камнями все общество. И сынам Израиля скажи так: всякий, кто будет проклинать Бога своего, понесет грех свой. А оскорбляющий Имя Иеговы смерти будет предан, камнями забросает его все общество: как гер (пришелец), так и житель страны (эзрах), проклинающий имя, смерти будет предан. Закон один будет у вас для пришельца и для жителя страны".

«Сын израильтянки и египтянина» НЕ назван «сыном израиля»! Зато в противоположность этому сыну еврейки все остальные израильтяне названы сынами Израиля в этом же отрывке! Ему противопоставляется среда «сынов Израиля» («Бней Исраэль» в оригинале на иврите). Не «сынов израильтян», а именно «сынов Израиля». «Сын Израиля» - синоним слова «еврей», ибо Израиль - праотец всех евреев духовный и физический. Под Израилем подразумевается весь народ а «сын Израиля» - каждый отдельный еврей, сын народа. Символично, что именно сын отца-язычника стал богохульником. Материнские еврейские корни никак на него не повлияли.

Еще более интересно толкование этого момента самого авторитетного в ортодоксальном иудаизме мудреца Раши:

"и вышел сын израильтянки и (он же) сын египтянина в среду сынов Израиля",

"среди сынов Исраэля"

Раши подчеркивает, что сын израильтянки стал прозелитом, то есть, перешедшим в иудаизм из язычества. Соответственно, от рождения от израильтянки он не был иудеем как принято сейчас в иудаизме, а лишь присоединился когда-то к народу Израиля!!!

Таким образом, не кто иной как сам великий Раши признает, что еврейство раньше по матери не передавалось. Более того, не сам Раши это первым заметил. Он ссылается на "Сифра" (по-арамейски סִפְרָא, соответствует ивритскому сефер, «книга») - галахический мидраш на книгу Левит — собрание таннайских барайт.

Таким образом, Раши забил гол в свои ворота. Опровергнуть фундаментальные постулаты иудаизма лучше всяких христиан умудряются сами иудеи, да еще и самые почитаемые в иудаизме.

Период еврейской государственности также дает немало примеров смешанного брака, в том числе смешанных браков Давида, Соломона и Ахава.

В этот период из Библии мне известна только одна еврейка, вышедшая замуж за нееврея - это царица Эстер. И сложно поверить, чтобы стали евреями дети этой матери еврейки и отца ЦАРЯ ЯЗЫЧНИКОВ, который и сам наверняка считался божеством.

Ключевым отрывком в Библии, от которого иудеи начинают рассуждения о наследовании еврейства по матери и запрет родниться с другими народами является 7-я глава книги Дварим (по христианской традиции «Второзаконие»).

Ни в одной нации мира больше нет такого правила — национальность ребенка определяется по матери. Этому существует несколько пояснений. Вероятнее всего, все они в той или иной мере повлияли на установление такой традиции.

Основная и определяющая причина — так велит Тора. Долгие века евреям запрещалось вступать в брак с женщинам иных национальностей, поскольку считалось, что именно с матерью ребенок связан более всего. Мать, еще будучи в утробе, передает генную память своего народа ребенку. А после, занимаясь воспитанием, продолжает это делать до полного взросления своего отпрыска. Для евреев культура является определяющей для самоидентификации. Оттого так развит и культ матери среди евреев.

Но это не единственная причина такого явления. Скорее, традиция, закрепленная Торой как закон, возникла как реакция на реалии, в которых оказалась Эрец Исраэль под властью римлян.

В те далекие времена многие еврейские женщины подвергались насилию со стороны римлян. Рожали от них детей. И принятие такого правила — национальность передается по материнской линии — призвано было сохранить этих женщин для еврейства и главное — сохранить для еврейства их детей. В конечном итоге, во времена, когда евреи-мужчины часто погибали в бесконечных войнах, введение такого правила помогло спасти евреев как нацию.

Профессор Михаэль Коринальди приводит и другие пояснения этому явлению:

Биологическое. В истории есть тысячи примеров, когда с установлением отцовства возникают проблемы. Или когда сразу несколько мужчин претендуют на право считаться отцом ребенка. В случае с матерью принадлежность ребенка не вызывает сомнений. Потому именно матери и был отдан приоритет.

Социальное. Именно мать передает ребенку традиции — то, что называется культурой. А для евреем именно это является определяющим для сохранения нации.

Юридическое. Когда Палестина находилась под Римом, все население, не зависимо от национальности, подчинялось римскому праву. А оно гласило: дети, родившиеся от мужчин, которые сожительствовали с женщиной, но не вступали с ней в брак, не получали римского гражданства и получали происхождение матери. Таким образом, еврейский закон отзеркаливал правовые реалии, в которых существовала Эрец Исраэль.