Иосиф прекрасный. Значение имени иосиф, осип

Имена: происхождение и формы

Иосиф - (от древнееврейского) Божия награда.

Народное : Осип.
Разговорное : Иосип.
Просторечное : Ёсип.
Производные : Иося, Осипка, Ося.

Тайна имени oculus.ru

Иосиф - Божья награда (древнееврейское).
Русская народная форма имени Осип, ставшая самостоятельной. Имя более всего было распространено в XIX - 1 половине XX века. Сейчас им называют детей много реже.
Зодиак имени : Дева.
Планета : Меркурий.
Цвет имени : сиреневый.
Камень-талисман : сердолик.
Благоприятное растение : маслина, астра.
Покровитель имени : голубь.
Счастливый день : среда.
Счастливое время года : лето.
Основные черты : динамичность, успешность.

ИМЕНИНЫ, СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ

Иосиф Песнописец , преподобный, 17 (4) апреля. Родился в Сицилии в благочестивой христианской семье. Иноком стал в 15 лет. Тогда же, в тяжелое для церкви время иконоборческих гонений оказался в Константинополе, проповедуя на улицах города, посещая дома православных, утверждая их против еретиков. Православные иноки избрали Иосифа посланником к Папе, чтобы известить его об опасности, грозящей церкви. Во время путешествия Иосиф был схвачен разбойниками-арабами и отправлен на остров Крит. Там в темнице он провел шесть лет и обрел свободу только со смертью императора-иконоборца Льва Армянина. Иосиф построил в Константинополе церковь во имя апостола Варфоломея, он хотел торжественно почтить его память, но сокрушался, что не было хвалебных песнопений, прославивших память святого. Накануне праздника апостола ему в алтаре явился сам Варфоломей и благословил писать церковные песнопения. Об их силе и духе писали так: "Когда он стал писать стихи, то и слух поражал чудной приятностью звука, и поражал сердце силой мыслей..." Преставился Иосиф в глубокой старости в 883 году.
Иосиф Волоцкий , преподобный, 22 (9) сентября. Преподобный Иосиф родился в 1440 году и в возрасте 20 лет избрал путь иноческих подвигов. Проведя около 18 лет в обители преподобного Пафнутия Боровского, преподобный решил основать новый монастырь со строгим общежительным уставом и исполнил свое намерение на землях Волоколамского княжества. Обитель святого Иосифа воспитала целую школу знаменитых иноков. Сам преподобный во всем служил примером братии. Многие миряне шли к нему за духовным советом, а нуждающиеся - за помощью; в иные времена каждый день обитель кормила до 700 человек. В трудное для Русской Церкви время Господь воздвиг святого Иосифа на борьбу с угрожавшей Церкви ересью жидовствующих и исповеднические труда преподобного и его соратника Новгородского святителя Геннадия увенчались победой православного вероучения. Преподобный Иосиф мирно почил в своей обители в 1515 году, на 76-ом году жизни.

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ, ОБЫЧАИ

Иоcифа-песнописца народ называл песнопевцем: именно с 17 апреля начинает звучать голос сверчка и подает голос журавль.

ИМЯ И ХАРАКТЕР

В детстве Иося довольно капризный ребенок: переборчив в еде, может устроить истерику в магазине, если не купят понравившуюся игрушку. Во что бы то ни стало он хочет доказать всем окружающим свою исключительность. Родителям необходимо его сдерживать. В школе он непоседа и задира, умеет постоять за себя и за девочку, которая ему нравится. Почитание женщины у него развивается с детства.

Взрослый Иосиф покладистый, добрый, отзывчивый человек. Вместе с тем он хитер, не брезгует ложью, если она поможет добиться намеченной цели. Он человек умеющий ждать, но при этом мысль его работает интенсивно, он все тщательно анализирует, продумывает, просчитывает, после чего резко становится энергичным, стремительным, волевым. Все дела он доводит до конца, стремится к признанию своей деятельности.

У Иосифа хорошие математические способности. Он может быть ученым, конструктором, преподавателем математики, физики. Он обладает хорошей памятью, не лишен литературного дара, умения популяризировать сложные предметы, может работать в редакции технического журнала. Хорошую карьеру Иосиф может сделать в торговле.

Иосиф общителен, друзей не подводит, но и много не обещает. Он любит путешествовать, бывает, что выпивает, даже больше, чем следует.

Жена Иосифа должна быть красивой, уметь хорошо готовить. Иосиф брезглив, в любом доме есть не будет. Он хороший, заботливый муж и отец. Первый брак у него не всегда удачен, второй обычно намного лучше. Но браком он всегда неудовлетворен, ему кажется, что жена его недооценивает. У Иосифа очень развито чувство долга. О детях от первого и второго брака он заботится до конца своих дней. На старости лет Иосиф становится скупым и эгоистичным.

Имя Осип звучит несколько тверже и к характеристике имени добавляется большая твердость, самолюбивость и эмоциональность.

Отчество : Иосифович, Иосифовна, Осипович, Осиповна.

ИМЯ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

Осип Михайлович де-Рибас (1749-1800), испанец по национальности, родился в Неаполе. 17-ти лет начал службу офицером, а в 1769 году поступил волонтером во флот. Во время пребывания графа А.Г. Орлова с эскадрой в Ливорно ему удалось приобрести расположение графа. Он принимал участие в поимке самозванки, выдающей себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны, Таракановой, после чего послан был Орловым в Петербург. По дороге в Россию он очень ловко разузнал от своего спутника, русского офицера, о положении дел при дворе, о влиятельных лицах и по приезде в Петербург быстро нашел себе покровителя в лице И.И. Бецкого, государственного деятеля при Екатерине II, а через него сделался известен самой императрице.

В 1776 году Рибас женился на любимой фрейлине Екатерины II и воспитаннице Бецкого А.И. Соколовой. Свадьба проходила в присутствии самой императрицы.

Вскоре О. де-Рибас приобрел нового покровителя - знаменитого Г.А. Потемкина, которому он сумел угодить проектом об улучшении флота. Дальнейшая его судьба продолжалась под начальством Потемкина на юге, где он дослужился до чина генерал-майора. Во время службы на флоте в 1791 годы был переименован в контр-адмиралы.

Во время 2-ой Турецкой войны де-Рибас проявил выдающуюся храбрость и награжден был орденом Св. Владимира 3 и 2 степени, Св. Георгия 3 и 2 степени, бриллиантовой шпагой и 800 душ крестьян. В 1789 году он взял турецкую крепость Хаджибеи и, обратив внимание на ее выгодное местоположение, представил проект основания на ее месте порта - Одессы, к постройке которого и было приступлено под его наблюдением. Будущее показало, что де-Рибас не ошибся. В честь основателя Одессы одна из главных ее улиц носит название "Дерибасовской". В 1793 год он был награжден орденом Св. Александра Невского, произведен в вице-адмиралы и назначен командиром Черноморского гребного флота.

Осип де-Рибас сумел удержаться и во время владычества фаворита императрицы П. Зубова и при новом самодержце. Павел I в 1798 году назначил его членом Адмиралтейств-коллегии. В 1799 году его произвели в адмиралы и назначили управляющим Лесным департаментом. В 1800 году за злоупотребления по лесной части он был отставлен, но за представленный проект укрепления Кронштадта опять принят на службу и определен к исправлению Кронштадтских укреплений.

Рибас прославился своей хитростью, которую могут характеризовать слова А Суворова о М. Кутузове: "...его и Рибас не обманет". Нравственный уровень Осипа де-Рибаса был невысок, и он ни перед чем не останавливался для достижения своей цели. В казнокрадстве он не знал пределов: по словам графа Ф В. Растопчина, Рибас крал ежегодно свыше полумиллиона рублей. Несмотря на это, Рибас был полезным деятелем. Безбородко говорил о нем, что он "человек отличных способностей и понятий в делах". Он отличался гибким умом, быстрой сообразительностью, обширной памятью, незаурядными способностями и пронырством.

Страстью Осипа де-Рибаса было составление проектов, за ними он проводил бессонные ночи. В молодости он занимался изобретениями по части механики и даже представил проект моста через Неву. В зрелые годы его занимали вопросы государственной важности, вплоть до заговора против императора. В конце 1799 года граф Н.П. Панин, английский посадник Уитворт и Рибас составили заговор против Павла I.

Современник писал: "По общему мнению, он первый умышлял против него, и остается еще под сомнением, кого бы он предал: его - заговорщикам, или заговорщиков - ему?" Смерть Осипа де-Рибаса 2 декабря 1800 года оставляет открытым этот вопрос.

Публикуется с любезного разрешения проекта "ОКУЛУС" - астропсихология.

У Иакова было двенадцать сыновей: Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Завулон, Дан, Неффалим, Гад, Асир, Иосиф и Вениамин. От них потом произошли двенадцать колен, или племен, народа еврейского.

Из всех своих сыновей Иаков больше всего любил Иосифа за кротость и послушание и сшил ему разноцветную одежду. Братья же стали завидовать Иосифу и возненавидели его.

Однажды Иосиф видел сон, что он с братьями был в поле и вязал снопы. И вот его сноп встал посредине прямо, а снопы братьев окружили его сноп и поклонились ему. В другой раз Иосиф видел во сне, что солнце, луна и одиннадцать звезд поклонились ему. Когда он рассказывал свои сны, отец заметил ему: «Что это за сны? Неужели я и твоя мать и братья будем кланяться тебе?» Братья же еще больше стали ненавидеть Иосифа.

Вскоре после этого братья пасли стада далеко от дома, и отец послал Иосифа навестить их и узнать, здоровы ли братья его и цел ли скот. Когда он подходил к ним, братья еще издали увидели Иосифа и стали говорить: «Вот идет сновидец, давайте убьем его и тогда посмотрим, как исполнятся сны его». Но Рувим, старший из братьев, сказал: «Не проливайте крови; бросьте его лучше в ров». А сам думал потом спасти Иосифа и возвратить отцу. Братья послушались; они сняли с Иосифа разноцветную одежду и бросили его в глубокий ров, в котором не было воды. В это время проезжали мимо них купцы с товарами в Египетскую землю. Один из братьев - Иуда посоветовал продать Иосифа, и они продали его за двадцать сребреников. Затем они взяли одежду Иосифа, вымазали ее кровью козленка, принесли к отцу и сказали: «мы нашли эту одежду, не Иосифа ли она?» Иаков узнал одежду. «Верно, дикий зверь растерзал Иосифа!» с горестью воскликнул он, Потом он долго оплакивал своего любимого сына и не мог утешиться.

Иосиф, проданный братьями (по совету брата Иуды) за 20 сребрен., был прообразом Христа, проданного иудой за 30 сребренников.

Примечание : см. Библию, в кн. «Бытие»: гл. 37 ; и кн. «Исход»: гл. 1 , 1-4.

Иосиф в Египте

Купцы привезли Иосифа в Египет и продали одному царедворцу, по имени Потифару (или Пентефрию). Живя в Египте, среди язычников, Иосиф твердо хранил веру в истинного Бога и боялся в чем-либо согрешить пред Ним; своему господину служил честно. Потифар полюбил его и сделал управляющим в своем доме. Но злая и коварная жена Потифарова оклеветала Иосифа перед своим мужем. Потифар поверил жене и посадил Иосифа в тюрьму.

Но Бог видел невинность Иосифа и помог ему. В той же тюрьме сидели виночерпий и хлебодар фараона, царя египетского. Однажды они видели сны. Виночерпию снилось, что он собрал с трех виноградных лоз ягоды, выжал из них сок в чашу и подал фараону. Хлебодар же видел, будто он нес на голове три корзины с хлебом, и птицы прилетали и клевали из них. Иосиф объяснил эти сны. Виночерпию он сказал, что через три дня фараон простит его, и он снова будет виночерпием, а хлебодару сказал, что фараон через три дня велит его повесить, и птицы будут клевать его тело. И все исполнилось так, как сказал Иосиф.

Через два года после этого увидел фараон в одну ночь два особенных сна. Ему снилось, будто он стоит на берегу реки, и вот, вышли из реки сначала семь коров полных и красивых, а за ними семь коров тощих; тощие коровы поглотили полных, а сами не сделались полнее. Другой же сон - будто на одном стебле выросло семь колосьев полных, а после семь колосьев сухих и тощих и тощие колосья поглотили семь полных колосьев. Утром фараон призвал всех мудрецов египетских, но никто из них не мог истолковать ему снов.

Тогда виночерпий вспомнил об Иосифе и сказал о нем царю. Иосифа привели к фараону, и он объяснил сны. «Оба сна, - сказал он, - означают одно и то же: вот, наступит в земле египетской семь лет изобилия; после же них наступит семь лет голода». При этом Иосиф дал фараону совет заготовить в урожайные годы столько хлеба, чтобы его достало на все время голода.

Фараон понял, что Сам Бог открыл Иосифу значение снов, и сделал его главным начальником в земле Египетской, первым после себя, и ему поручил заготовлять хлеб,

Примечание : См. Библию, в кн. «Бытие» гл. 39; 40; 41 , 1-46.

Свидание Иосифа с братьями и переселение Иакова с семейством в Египет

В семь плодородных лет Иосиф собрал в Египте столько хлеба, что его достало и на голодные годы, и даже можно было продавать и в другие страны. Отовсюду стали приезжать в Египет за хлебом, потому что голод был по всей земле.

Приехали в Египет за хлебом и сыновья Иакова, из земли Ханаанской. Они пришли к Иосифу, поклонились ему до земли, но не узнали его. Иосиф же узнал братьев и невольно вспомнил сны своего детства; но чтобы видеть, сделались ли братья лучшими, обошелся с ними сурово и сказал им: «Вы, верно, соглядатаи (чужие разведчики), пришли высмотреть все в нашей земле, чтобы потом завоевать ее».

- «Нет», ответили братья, «мы - люди честные и все сыновья одного человека в земле Ханаанской. Нас было двенадцать, но одного не стало, а младший остался с отцом».

- «Если вы говорите правду», сказал Иосиф, «то пусть один из вас останется здесь, а остальные пусть отвезут хлеб и привезут младшего брата».

Братья стали тогда говорить между собою, думая, что Иосиф не понимает их, так как он говорил с ними через переводчика: «Вот, мы терпим наказание за грех против нашего брата. Мы не пощадили его, зато и постигло нас такое горе».

Иосиф же, когда услышал, что они говорят, отошел от них и заплакал. Потом, он оставил у себя Симеона, а прочих братьев отпустил.

Через год братья снова приехали в Египет за хлебом и привезли с собою младшего брата Вениамина. Иосиф, увидев между ними Вениамина, приказал ввести их в дом свой и устроил для них обед. И когда смотрел на Вениамина, то от радости прослезился. Чтобы братья не заметили его слез, он ушел в другую комнату и умыл свое лицо. После обеда Иосиф велел насыпать им хлеба в мешки, а в мешок Вениамина приказал положить серебряную чашу, из которой пил сам. На следующее утро он отпустил их домой.

Но едва братья выехали, как Иосиф велел своему управителю догнать их и обыскать, не они ли украли чашу. Чаша нашлась в мешке Вениамина. Братья все вернулись к Иосифу, пали пред ним на землю и сказали: «Бог открыл неправду нашу; теперь мы все рабы твои».

«Нет, - отвечал Иосиф, - пусть останется рабом тот, у кого нашлась чаша, а вы можете возвратиться к отцу».

Тогда выступил Иуда и сказал Иосифу: «Господин мой! Отец наш стар и этого сына любит больше всех; я поручился привезти его в целости назад; пусть лучше я останусь рабом у тебя вместо него, а его отпусти с братьями к отцу; потому что, если он не вернется, то отец наш умрет с горя».

Теперь Иосиф увидел, что братья исправились, и больше не стал скрываться от них. Он выслал всех слуг, заплакал и сказал им: «я - брат ваш Иосиф, которого вы продали в Египет!»

Братья так смутились, что не могли говорить.

Но Иосиф продолжал: «Не бойтесь! Сам Бог привел меня сюда, для сохранения вашей жизни. Отправляйтесь скорее к отцу и скажите ему, чтобы он ехал в Египет ко мне, потому что еще остается пять лет голода». Потом стал он обнимать и целовать Вениамина и всех братьев и плакал, обнимая их.

Когда Иаков с великой радостью узнал, что сын его Иосиф жив, он переселился со всем своим семейством в Египет.

Семнадцать лет прожил престарелый Иаков-Израиль в Египте и стал приближаться к смерти. Сначала он благословил Иосифа и его детей - Манассию и Ефрема. Иосиф подвел сыновей своих к отцу так, что старший Манассия стоял против правой руки Иакова, а младший Ефрем стоял против левой. Но Иаков сложил руки крестом так, что правая его рука легла на голову Ефрема, а левая - на голову Манассии. И благословил их: Ефрема, как старшего, а Манассию, как младшего.

Это крестообразное сложение рук Иаковом для благословения было прообразом Креста Христова и того времени, когда люди будут получать благословение Господне не по старшинству, а по своим добрым делам и заслугам.

Потом, собрав вокруг постели всех сыновей своих, он каждому из них дал благословение и предсказал Иуде, что из потомства его будут цари над еврейским народом до тех пор, пока не придет Примиритель, то есть Христос Спаситель.

После всего он заповедал сыновьям своим, чтобы они похоронили его в земле Ханаанской, там, где похоронены его отцы. И умер Иаков-Израиль ста сорока семи лет, и отнесен был сыновьями в землю Ханаанскую и похоронен там.

Через пятьдесят лет после Иакова умер и Иосиф. Перед смертью он сказал, что Бог выведет еврейский народ из Египта и возвратить в землю Ханаанскую. Он заповедал также, чтобы кости его были перенесены в родную землю.

В Египте семья Иакова-Израиля скоро умножилась и составила народ, который стал называться израильским или еврейским . Он делился на двенадцать колен по числу двенадцати сыновей Иакова.

История Иосифа , пострадавшего от своих братьев, потом прославившегося и спасшего им жизнь, была прообразом Христа Спасителя. Спаситель также пострадал от своего народа, умер на кресте, потом воскрес и прославился, и спас людей от греха и вечной смерти.

Примечание : см. Библию, в кн. «Бытие»: гл. 41, 47-57; гл. 42 по 50 гл.

Беседа: история Иосифа, записанная на языке деревьев

Рационалисты (люди, признающее источником познания только один разум, отвергающие всякий опыт и Божеств. Откровение), не верящие в историчность библейских повествований, относятся к истории Иосифа, как к легенде. Однако, этот рассказ не легенда, а действительное событие, имевшее место в истории древнего Египта. Автор этих строк со всей смелостью утверждает историчность данного события, так как оно оказалось записанным самою природою и записано совершенно неожиданным способом. В двадцатых годах текущего столетия автор занимался исследованием зависимости прироста древесины деревьев от различных природных деятелей: от орошения, от осадков, климата, пожаров, вредителей, в связи с работами в этом направлена многих исследователей в России, в Америке и в Швеции. Тогда же было проведено обследование древесных остатков, сохранившихся в различных палеонтологических и археологических коллекциях. Особенно остановили наше внимание коллекции деревянных предметов, сохранившихся от времен древнего Египта. Таких предметов, в египетском отделе Петербургского Эрмитажа оказалось значительное число. Все они были в прекрасной сохранности, позволявшей точно установить, какое дерево было употреблено для той или другой вещи.

Таким образом, было выяснено, что часть вещей была сделана из деревьев, произрастающих до наших дней в Абиссинии и в областях верхних озер, откуда берет начало Голубой и Белый Нил. Эти породы были, конечно, в Египте привозными. Но не малое количество, находившихся в коллекции вещей было сделано из видов деревьев, до сих пор растущих в долине Нила. Среди этих видов столярами древнего Египта наиболее часто были использованы два вида: нильская акация и сикомора. Путем изучения строения древесины этих видов нам удалось установить, что имеется прямая зависимость ширины древесных колец от разливов Нила.

Как известно, от величины этих разливов зависит вся экономика Египта: когда разлив обильный, все население благоденствует, так как растительность Нильской долины в такие годы развивается бурно, поля дают обильный урожай; оказалось, что в такие годы и деревья, растущие по берегам Нила, образуют широкие кольца. В годы же слабых разливов - в стране недород и голод, а кольца деревьев становятся узкими, так как вся растительность страдает от недостатка влаги. Когда связь между урожаями и шириной древесных колец была установлена, я пришел к следующему заключению: если библейский рассказ передает действительно имевшее место в истории Египта событие, то 7 лет необычайных урожаев и семь лет сильных неурожаев должны были запечатлеться в кольцах, произраставших в то время на берегах Нила, деревьев.

Тогда я попросил помощницу хранителя Египетского Отдела Эрмитажа (им в те годы был акад. В. В. Струве), г-жу Н. Д. Флитнер, указать мне, какие деревянные предметы коллекций могут быть отнесены ко времени ХIII-ХVIII династий? К этой эпохе исследователи библейской археологии, как известно, относят историю пребывания евреев в Египте. Г-жа Флитнер указала мне ряд таких вещей. В числе их оказались: ящичек для хранения благовоний, сделанный из нильской акации, саркофаг одной из царевен, выдолбленный из сикоморы и некоторые другие предметы. Я произвел тщательное обследование этих предметов, начавши с ящичка для благовоний. Это небольшая вещичка, приблизительно 12 см. длины, 7 см. ширины и 8 см. глубины. (В свое время у меня были сделаны точные измерения и снимки, но они погибли во время бегства из СССР). Сделан был этот ящичек из одного и того же обрубка нильской акации. Обрубок был мастером расколоть на тонкие дощечки, из которых при помощи растительной смолы и был склеен ящичек. Тождественность рисунка древесных слоев была видна на всех стенках ящичка, причем рисунок этот оказался исключительным: на всех дощечках бросалось в глаза наличие очень широких и очень узких слоев. Это чередование шло таким образом: сначала шла группа из шести необычайно широких слоев; а за ней непосредственно следовала группа, состоявшая из семи слоев очень узких. (Последовательность слоев во времени может быть установлена без особого затруднения каждым, кто знаком со строением так называемой весенней и осенней древесины). Выше мы сказали, что ширина древесных слоев на берегах Нила соответствует его разливам и связанными с этим урожаями или неурожаями. Таким образом, природа сама записала, что во время, соответствующее эпохе жизни Иосифа в Египте, в этой стране в несколько лет подряд имели место обильные урожаи. В эти годы и деревья образовывали необычайно широкие кольца. Таких годичных колец на ящичке, нами обследованном, оказалось - шесть. Но и перед этими кольца не были узкими, так что заметного расхождения с библейским рассказом о семи годах изобилия здесь нет. Относительно же следовавших за годами урожаев семи годов неурожая, строение древесины, нами обследованной, свидетельствует с неопровержимой точностью.

Кроме названного ящичка, мною был обследован также вышеназванный саркофаг. Его сохранность была несколько хуже сохранности ящичка для благовоний, но все-таки и на древесине сикоморы, из ствола которой был сделан саркофаг, удалось обнаружить подобную же группу слоев, подтверждающих с неопровержимой ясностью, что в основе библейского рассказа лежит несомненный факт, записанный на страницах великой книги Природы.

О сделанном открытии, в общих чертах, я сообщил в публичном докладе на вечере в память Д. Н. Кайгородова в феврале 1928 года и пытался напечатать с приложением всех материалов, полученных исследованием. Сделать этого не удалось, так как цензурные условия, существующие в СССР, не позволяют напечатать ничего, могущего способствовать увеличению авторитета книг Священного Писания.

К сказанному считаю полезным присоединить справку, относящуюся к истории древнего Египта.

Согласно библейской хронологии, продажа Иосифа братьями в Египет и следовавшее затем переселение туда патриарха Иакова имело место за 18 веков до Рождества Христова. Некоторые историки устанавливают точно дату переселения Иакова, а именно 1825 год. Замечательно, что при фараонах XII династии, в частности при Аменемхете III, царствовавшем в эти годы, сеть искусственного орошения была значительно расширена и усовершенствована. Уровень воды в Ниле при фараонах XII династии отмечался на скалах около Семнэ, у 2-го порога. В надписи, обнаруженной здесь и относящейся к 14 году царствования Аменемхета (т. е. к 1835 году до Р. X.) отмечен максимальный уровень, который превышал на 7 метров уровень воды, наблюдающийся теперь.

Очевидно, специальные чиновники следили за высотой подъема воды в Ниле, так как государственная власть отдавала себе ясный отчет в том, какое огромное значение для хозяйственной жизни страны имела система искусственного орошения, действие которой целиком зависело от количества воды в Ниле.

Особенно крупные работы в этот период имели место в Фаюмском оазисе. Здесь находилось большое водохранилище названное греками Меридово озеро. Озеро соединялось каналом со шлюзами, и эта система давала возможность регулировать орошение очень большой площади Фаюмского оазиса. (См. об этом у Масперо и Авдиева).

Остается добавить к вышеизложенному следующее: если бы можно было обследовать богатейшие египетские коллекции Британского и Каирского музеев, мы, несомненно, нашли бы еще ряд вещей, запечатлевших на себе события, описанные в последних главах книги Бытия.

Протоиерей Н. Смирнов. Из газеты «Наша Страна», Буэнос Айрес. 1960 г.

История многострадального Иова

В очень давние времена жил к востоку от Палестины праведный человек, по имени Иов. Это был справедливый и добрый человек, который всегда старался во всей жизни своей угодить Богу. Господь наградил его за благочестие большими благами. Он имел многие сотни крупного и тысячи мелкого скота. Утешала его большая и дружная семья: у него было семь сыновей и три дочери.

Но диавол позавидовал Иову. Он стал клеветать Богу на праведного Иова: «Разве даром богобоязнен (праведен) Иов? Отними у него все, что у него есть, - благословит ли он Тебя?» Бог же, чтобы показать всем, насколько верен Ему Иов, и чтобы научить людей терпению в их страданиях, разрешил диаволу отнять у Иова все, что он имел. И вот, в один день, разбойники угнали у Иова весь его скот, слуг перебили, а страшный вихрь из пустыни разрушил дом, в котором собрались дети Иова, и все они погибли. Но Иов не только не стал роптать на Бога, а сказал: «Бог дал, Бог и взял: да будет благословенно имя Господне ».

Посрамленный диавол не удовлетворился этим. Он снова стал клеветать на Иова: «3а жизнь свою отдаст человек все, что есть у него: но коснись его костей, его тела (т. е. порази его болезнью), - увидишь, благословит ли он Тебя?» Бог разрешил диаволу лишить Иова еще и здоровья. И вот заболел Иов самою страшною болезнью - проказой. Тогда даже жена Иова стала уговаривать его сказать слово ропота против Бога, а друзья его, вместо утешения, только расстраивали невинного страдальца своими несправедливыми подозрениями. Но Иов остался тверд, не потерял надежды на милосердие Божие и только просил Господа засвидетельствовать, что он терпит все невинно.

В беседе с друзьями Иов пророчествовал об Искупителе (о Спасителе) и о будущем воскресении: «Я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю (увижу) Бога. Я узрю (увижу) Его сам; мои глаза, а не глаза другого, увидят Его» (Иов. 19 , 25-27).

После этого Бог, показав всем пример верности и терпения в Своем рабе Иове, Сам явился и велел друзьям его, взиравшим на Иова, как на великого грешника, просить молитв за себя у него. Бог наградил Своего верного раба. Иову вернулось здоровье. У него было снова семь сыновей и три дочери, а скота стало вдвое больше прежнего, и жил Иов еще сто сорок лет в почете спокойно, благочестиво и счастливо.

История многострадального Иова учит нас, что несчастья Бог посылает не только за грехи, но иногда Бог посылает несчастья и праведникам для еще большего утверждения их в добре, для посрамления диавола и для прославления правды Божией. Затем история жизни Иова раскрывает нам, что не всегда земное счастье соответствует добродетельной жизни человека и учит нас также быть сострадательными к несчастным.

Иов, своими невинными страданиями и терпением, прообразовал Господа Иисуса Христа. Поэтому в дни воспоминания страданий Иисуса Христа (на Страстной седмице) в церкви читается повествование из книги Иова.

Примечание : см. Библию, в «Книге Иова».

Египетское рабство

В Египте евреям сначала жилось хорошо. Но новые фараоны, вступавшие на египетский престол, стали забывать Иосифа и его заслуги. Они стали опасаться умножения еврейского народа, они боялись, что евреи станут сильнее египтян и восстанут против них. Фараоны стали изнурять их тяжелыми работами. Но чем больше изнуряли их, тем более они умножались. Тогда один из фараонов приказал убивать всех рождающихся у евреев мальчиков.

В то время, когда евреям жилось еще хорошо, они начали забывать Бога и стали перенимать языческие обычаи у египтян. Теперь, когда начались беды, они вспомнили о Боге и обратились к Нему с молитвою о спасении. Милосердный Господь услышал их и послал им избавление через пророка и вождя Моисея .

Примечание : см. Библию, в кн. «Исход»: гл. 1 .

ИОСИФ
1. в Новом Завете
СВ., в Новом Завете, супруг Девы Марии и приемный отец Иисуса Христа. В евангелиях говорится, что Иосиф, потомок царя Давида, был плотником и праведным человеком. У Матфея, в рассказе о рождении и детстве Иисуса, ему отводится важная роль. В евангельских рассказах об общественном служении Иисуса не содержится указаний на то, что Иосиф к тому времени был еще жив, а упоминание Евангелия от Иоанна (19:26-27) о том, что во время распятия Иисус поручил свою мать заботам любимого ученика, позволяет думать, что, по мнению евангелиста, Мария к этому времени овдовела. Раннехристианские и средневековые легенды изображали Иосифа вдовцом преклонного возраста, подкрепляя тем самым всеобщее убеждение, что его брак с Марией не подразумевал плотских отношений, и объясняя упоминание о братьях и сестрах Иисуса (Мк 6:3) тем, что это были дети Иосифа от первого брака. Религиозное почитание св. Иосифа возникло после 13 в. и развивалось вплоть до середины 20 в. В католичестве его почитают как "покровителя вселенской церкви", а также покровителя всех трудящихся, семьи, девственниц и умирающих.
2. в Ветхом Завете
в Ветхом Завете, одиннадцатый сын Иакова и первенец его любимой жены Рахили (Быт 30:24). Будучи поздним ребенком ("сыном старости"), Иосиф был особенно обласкан своим отцом, что возбуждало ревность в его братьях. Эта ревность особенно усилилась после того, как Иосиф рассказал им два своих сна: в одном из них снопы, связанные братьями, поклонились снопу Иосифа, а в другом солнце, луна и одиннадцать звезд поклонились Иосифу; эти сны явно указывали на то, что Иосиф будет царствовать над братьями (Быт 37:2-11). Однажды, увидев Иосифа, которого отец послал за ними, братья решили убить его, однако Рувим отговорил их от этого, и вместо этого они продали его в рабство купцам, караван которых направлялся в Египет, а Иакову сказали, что мальчика сожрал дикий зверь. В Египте Иосиф был брошен в темницу по ложному обвинению в надругательстве над женой своего господина. Здесь он успешно истолковал сны главного виночерпия и главного хлебодара фараона, заключенных в ту же темницу. Впоследствии, когда самого фараона смутили сны про семь тощих коров, сожравших семь тучных коров, и про семь тощих колосьев, сожравших семь полных колосьев, и когда никто из его мудрецов не смог их истолковать, Иосиф был доставлен к правителю. Согласно объяснению Иосифа, эти сны означали, что за семью годами изобилия последуют семь лет голода. Это толкование было принято, и Иосиф был поставлен наместником фараона в Египте для того, чтобы обеспечить необходимые запасы продовольствия. Иосиф получил почетное египетское имя Цафнафпанеах, и ему дали в жены Асенефу, дочь гелиопольского жреца Потифера, которая родила ему двух сыновей, Манассию и Ефрема. Когда наступили годы голода, постигшего также и соседние страны, братья Иосифа пришли в Египет, чтобы купить хлеба для своих семей в Ханаане. Иосиф, которого они не узнали, обвинил их в том, что они - соглядатаи, однако отпустил в Ханаан с условием, что в следующий раз они приведут с собою Вениамина, младшего из братьев и единственного полного брата Иосифа. В следующий их приход Иосиф открыл им свое имя и предложил братьям поселиться вместе с семьями и престарелым отцом в Египте. Братья согласились и поселились в Гесеме. Перед смертью Иаков благословил двух сыновей Иосифа как своих собственных, и они стали прародителями двух колен Израиля. Когда Иаков умер, Иосиф отвез его останки в Ханаан и похоронил в пещере Махпела. Иосиф умер в возрасте 110 лет. Перед смертью он наложил на "сынов Израиля" клятву: уходя из Египта, они должны взять с собой прах Иосифа и похоронить его в земле обетованной. Моисей исполнил этот обет во время исхода, и Иосиф был погребен в Сихеме (Быт 50:25-26; Исх 13:19; Ис Нав 24:32).

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ИОСИФ" в других словарях:

    Joseph II … Википедия

    - (? 1652), патриарх Московский и Всея Руси с 1642. Расширил деятельность московского Печатного двора (впервые изданы Жития русских святых, Кормчая книга, Грамматика Мелетия Смотрицко го и др.). Направил Арсения (Суханова) на Ближний Восток с целью … Русская история

    Прекрасный (Иосиф евр. jôseph, из jôseph el, «бог да умножит»), в традициях иудаизма, христианства и ислама (Йусуф) сын Иакова и Рахили (младший из одиннадцати сыновей Иакова, рождённых в Месопотамии); через своих сыновей Ефрема и Манассию («дом… … Энциклопедия мифологии

    А, муж.; народн. Осип, а; разг. Иосип, а; прост. к Ёсип, а.Отч.: Иосифович, Иосифовна; разг. Иосифыч.Производные: Иося; Осипка; Ося.Происхождение: (Др. евр. имя Iosef он (т. е. бог) приумножит, добавит.)Именины: воскресенье по Рождеству Христову … Словарь личных имен

    - (нем. Joseph) герой романа Т.Манна «Иосиф и его братья» (1933 1943), знаменитый Иосиф Прекрасный из Ветхого завета, сын Иакова и Рахили, проданный завистливыми братьями в рабство, попавший в Египет, где он, сделав замечательную карьеру, спасает… … Литературные герои

    - (кёльнский курфюрст) Иосиф I (константинопольский патриарх) Иосиф I (император Священной Римской империи) Иосиф (Жозе) I (король Португалии) … Википедия

    Целомудрен, как Иосиф.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. Иосиф Божия награда; Осип; Иосип; Ёсип; Иося, Осипка, Ося, Йосик Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

    Иосиф II - Иосиф II. Иосиф II. Иосиф II () австрийский эрцгерцог () в 1780 90 гг. (. соправитель своей матери Марии Терезии), император Священной Римской империи с 1765 г. Проводил политику протекционизма, поощрения мануфактур, отменил крепостную… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    Епископ Владикавказский и Моздокский (Чепиговский Иван).Родился в 1821 году в Таврической губернии в семье священника.Первоначально обучался в Тифлисской духовной семинарии.В 1843 году поступил в Киевскую духовную академию. В 1847 году, по… … Большая биографическая энциклопедия

    Немецко римский император (1765 1790), один из наиболее типичных представителей так называемого просвещенного абсолютизма. Из его многочисленных реформ наиболее замечательны: отмена крепостного права (сначала в Богемии, а затем и в других… … 1000 биографий

    - (евр. Йосеф, Он (Бог) прибавит (еще детей)). I: 1) а) одиннадцатый сын Иакова и первенец от Рахили (Быт 30:22 24). Из сопоставления ст. 25 и Быт 31:41 становится очевидным, что И. родился прим. за шесть лет до бегства Иакова из Харрана, т.е.… … Библейская энциклопедия Брокгауза

Книги

  • Иосиф Бродский. Сочинения в четырех томах. Том 3 , Иосиф Бродский. Издание 1994 года. Сохранность хорошая. В третий том вошли стихотворения 1980-1993 года, переводы, оригинальные английские стихи и автопереводы…

С древних времён люди знали, что имя носит сакральный характер. Уже тогда было известно - назовёшь лодку неправильно, она не поплывет. Поэтому к выбору имени для ребёнка подходили со всей ответственностью. С появлением христианства ребёнка часто называли по святцам. Считалось, что это помогает детям обрести ангелов-хранителей. Помимо этого, люди верили, что так можно повлиять на будущий характер малыша. Например, нареченные именем Анастасия в основной массе своей гордые люди. С греческого оно переводится как "воскресшая". Поэтому у людей с этим именем не будет проблем в преодолении жизненных трудностей. А вот Иосиф у разных народов переводится по-разному.

Имя Иосиф: происхождение

Считается, что его прародителем был еврейский народ. В России оно трансформировалось от героя Йосефа. Буквально оно переводилось как «Бог да воздаст». Иными словами, это нужно было понимать как тот факт, что Бог все даст и приумножит. У мусульман имя Иосиф преобразовалось в Юсуфа - одного из пророков. В целом у азиатских народов можно встретить разные его варианты - Жусуп, Жусип, Йосоп и Йосыф.

Сейчас имя Иосиф встречается редко. Чаще детей называют Осипами. Что является интерпретацией этого имени. В православии именины назначаются в соответствии со святцами. В католической церкви ангел-покровитель - святой Джозеф.

Иосиф - значение имени в детстве

Не зря говорят, что дети "похожи" на свои имена. Поэтому не стоит пренебрегать его выбором. Так, Иосиф в детстве не отличается покладистым нравом. Чаще всего их особенностью становится крайняя раздражительность. Длится это на продолжении семи лет, к школе характер выравнивается. До этого момента родителям стоит набраться терпения и спокойно узнавать, чего хочет ребенок. С детства Иосифа отличают капризы и патологическая тяга к вранью.

В школьную пору характер мальчика становится спокойнее. Правда, в период полового созревания есть опасность сделать самолюбие подростка крайне уязвимым и чувствительным к критике. В дальнейшем это может перерасти в серьезные нарушения в характере личности.

Еще одна особенность носителей имени Иосифа - это с малых лет уважение к женскому полу. Если ему нравится девочка, то он искренне ее защищает и оберегает, дарит подарки. С его стороны будут только нежность и забота. Даже во взрослом возрасте Иосиф остается галантным кавалером.

Опасные стороны имени Иосиф

Мало кто из родителей знает, что Иосиф - имя, которое часто связывают с определенными сложностями. При неблагоприятном стечении обстоятельств есть риск вырастить человека не самого лучшего склада. Из-за своей чуткой души и ранимого самолюбия такие люди становятся крайне раздражительными и негативно реагирующими на любую критику.

Кстати, люди с именем Иосиф устойчивы к зависимостям. Поэтому почти нельзя встретить среди них наркоманов или алкоголиков.

Взрослая жизнь

Многое зависит не только от того, как назвали человека, но и от того, как его воспитывали, в какой обстановке он рос. В целом юношу будут отличать добросердечность и покладистость. Он умелый мастер и все починит дома. Видимо, благодаря библейскому происхождению имени таким покладистым вырастает Иосиф. Тайна имени наделяет его защитой от искушения. Сложно найти более высокоморального и нравственного человека, чем носитель этого имени. Он всегда придет на выручку друзьям.

Предназначение

Иосиф - имя, которое носит библейский характер. Возможно, именно поэтому из его обладателя выйдет неплохой религиозный деятель. Либо эзотерики советуют обратить внимание на сферу политики или любой общественной деятельности.

Отдельно стоит рассмотреть связь с природой людей по имени Иосиф. Значение имени, как уже говорилось раньше, - "Бог приумножит". Вспомните, кем по профессии был Иисус Христос? Правильный ответ - плотник. Отца его, кстати, звали Иосиф (имеется в виду земной отец). Поэтому носителям этого имени можно выбирать работу резчиком по дереву или лесником. Не чужды им и творческие специальности, особенно журналистика. По данным нумерологов, большого успеха Иосифы достигают в сфере искусства или торговли.

Сексуальная жизнь

Мало кто из людей задумывается на тему того, что имя оставляет отпечаток и на интимной стороне жизни. Как в этом вопросе можно охарактеризовать людей по имени Иосиф? Значение имени указывает на наличие у них минимум двух детей (так как Бог дает все, включая плодовитость). Как правило, Иосиф становится отличным отцом и яро заботится о своих детях.

Тем не менее Иосифы часто вступают в брак несколько раз. В первом союзе они часто несчастны. Все дело в том, что такие мужчины обычно равнодушны к сексу и не обладают горячим темпераментом. Поэтому многие женщины остаются недовольными интимной стороной брака и подают на развод. Само собой, не очень активная сексуальная жизнь может негативно сказываться на самолюбии юноши, но заниматься любовью против воли он не будет.

Женщина для Иосифа

Как и любому мужчине, Иосифу стоит задуматься над выбором спутницы жизни. Тогда его брак станет счастливым. Так, идеальной спутницей станет для него девушка, что обладает крайне волевым характером и упорством. Ей нужно будет идеально организовывать быт. Немаловажно стать для Иосифа не просто женой, а музой, вдохновителем. Ей нужно будет раз за разом вселять в своего избранника уверенность. При такой поддержке достигает максимального успеха Иосиф. Значение имени этого человека не зря - "все дает Бог". Хороший вариант: женщина старше своего партнера. Важно, чтобы она была нетребовательна к интимной стороне брака.

Нумерология имени

Всем эзотерикам давно ясно, что на формирование личности влияет совокупность факторов. Например, помимо астрологического прогноза, делают нумерологический. В его основе лежит ряд цифр, рассчитанных особым образом. Так вот, Иосиф - имя, которое находится под покровительством цифры пять.

Люди, рожденные под этой цифрой, отличаются свободой и независимостью. С малых лет их отличает особое упрямство, нежелание слушать ничьих советов и принимать их. Для мальчиков будет самым важным - получать свой опыт и на его основе вершить дела. Не в их характере сидеть на одном месте, они любят путешествовать. Поэтому их стихия - торговля. Главный подводный камень - желание избежать ответственности.

Известные личности

Прежде чем дать имя ребенку, посмотрите на тех людей, что его носили. Лучше всего брать пример с исторических персон. Например, Иосиф Бродский отличался непростым характером с детства. В советское время он открыто играл с огнем, не желая писать угодные власти стихи. Друзья неоднократно предупреждали его о вероятной угрозе, но поэт не слушал их. Он переживал серьезную душевную травму, так как его предала любимая женщина.

Как помните, Иосиф значение имени имеет "дано Богом все". Если брать личность Бродского - он идеально реализовал себя в творчестве, добившись небывалого успеха. Но жизнь его вряд ли можно назвать легкой.

Другой известный человек, уже из наших дней - Иосиф Пригожин. Свою жизнь также связал с творчеством, став продюсером. Известный организатор концертов и прочих выступлений. С детства отличался крайним трудолюбием. Уже с 12 лет работал парикмахером в родной Махачкале. После рванул в столицу России, искренне желая преуспеть на поприще артиста. Долго искал себя. К сожалению, Иосиф Пригожин потерпел полную неудачу в браке. Его конфликты с бывшей женой и стали уже достоянием общественности. стали деньги, а скрины переписки отца с дочерью активно гуляют по сети. Сам "счастливый папочка" не раз обрушивался с гневной критикой на своих отпрысков, называя их бездарями и неудачниками.

В целом, если смотреть на примеры - Иосиф Бродский известный и успешный человек, который смог внести свое имя в историю навеки. Да и об И. Пригожине тоже можно сказать добрые слова. А неудачи бывают в жизни каждого, даже самого талантливого и знаменитого человека.

П. Руже: мнение эзотерика

Тайну имени многие специалисты рассматривают по-разному. Так вот, Пьер Руже считает, что Иосиф значение имени имеет - "те, кто к нам придет". Такие люди самые таинственные и уравновешенные личности. Основа их характера - воля и активность. Поэтому при желании они достигают большого статуса. Интересный факт: их тотем - каштановое дерево. Помните его плоды? Орех под плотной скорлупой.

К отрицательным чертам личности можно отнести повышенную недоверчивость и нежелание слушать окружающих. Иосиф требователен к себе и ждет этого же от всех остальных. Склонен к депрессиям, особенно это заметно на примере Бродского, чьи мрачные стихи давно стали классикой жанра.

Зато с положительной стороны нельзя найти более старательного человека, чем Иосиф. Он порядочен, что является преимуществом для профессий, связанных с деньгами. В качестве друга сложно найти более надежного человека. Вот такие интересные и неординарные личности - люди по имени Иосиф. Происхождение имени связано с библейскими сюжетами, и это накладывает определенные обязательства на человека.

В любом случае помните, что в конечном итоге многое зависит от носителя имени, нежели от эзотерических знаний. Не забывайте и об обстановке, в которой будет расти ребенок.


Иосиф, יוסף ‎ (יהוסף ‎ в Пс., 81, 6), в Библии - одиннадцатый сын Якова и старший из двух сыновей Рахили, родившихся в Харане (Быт., 30, 24). Значение имени И. в Библии связано с понятием «увеличения», так как по поводу его рождения Рахиль сказала: «Господь дал мне еще одного сына». Однако возможно, что, подобно всем еврейским именам, начинающимся с «Ио», оно имеет отношение к имени Бога «יהוה ‎». В этом случае имя И. является сокращением первоначальной формы «Иегосеф». В Быт., 30, 23 имеется, впрочем, намек на связь этого имени со словом אסף ‎ - «снимать». Согласно библейским рассказам, Яков сильно любил своего «сына старости» и одел его в «цветную рубашку». Старшие братья завидовали ему, а И. еще более питал эту зависть своими рассказами о снах, виденных им, в которых постоянно сквозило предзнаменование его будущей власти над ними (Быт., 37, 2-11). Однажды, рассказывает Библия, И. был послан своим отцом к братьям, которые пасли тогда свои стада в Сихеме. Он нашел их в Дотане. Увидев его издали, братья задумали его убить. Один Реубен был на его стороне. Желая спасти И., он посоветовал братьям бросить его в яму (Быт., 37, 13-24). За едою, недалеко от ямы, братья заметили караван исмаильтян, которым они, по совету Иуды, и решили продать И. Когда купцы мидянитяне прошли мимо их, братья извлекли И. из ямы и продали его им за 20 сребренников, а те привезли его в Египет (Быт., 37, 25-28). Необходимо заметить, что указанные купцы в тексте называются то мидянитянами, то исмаильтянами, которых библейские авторы, очевидно, отождествляют, как это ясно видно из Суд., 6, 24 (Ибн-Эзра к Быт., 37, 28). В доме Потифара, которому исмаильтяне (или мидианитяне) продали И., ему жилось хорошо. Видя, что Иосифу во всем бывает удача, Потифар назначает его смотрителем над своим домом. И. был красив, и жена Потифара воспылала к нему преступной страстью. Не встречая ответа своему чувству, она прибегает к насилию. Неудача доводит ее до ложного обвинения И. в насилии над ней, и И. бросают в темницу. Но Господь и здесь не оставляет его. Начальник тюрьмы оказывает ему доверие и передает на его попечение всех заключенных (Быт., 39). Вскоре двое из чиновников фараона попали за свои проступки в ту же темницу. Это были - старший хлебодар и старший виночерпий. Однажды и тому и другому привиделись вещие сны. Согласно толкованию И., сон предвещал виночерпию возвращение на прежнее место служения, а хлебодару - смерть. Через три дня предсказание И. сбылось. Иосиф попросил тогда виночерпия вспомнить о нем и помочь ему выйти из заключения, но тот на свободе забыл о нем. Еще 2 года И. оставался в темнице. К тому времени фараону приснилось: семь тощих коров пожрали семь тучных и 7 пустых колосьев пожрали семь полных. Никто из египетских волхвов не мог разгадать этот сон. Тогда виночерпий вспомнил об И. и рассказал фараону о его способностях толковать сны. Немедленно фараон послал за ним, и И., выслушав сны фараона, растолковал их ему в том смысле, что вслед за семью годами изобилия наступят семь лет голода. Он советовал назначить способного человека для сбора всего избытка хлеба в годы изобилия для того, чтобы голодные годы не застигли страну врасплох. Фараон был доволен этим объяснением и назначил И. своим помощником по управлению Египтом. И. получил египетское имя «Цафнат-Паанеах». Фараон дал ему в жены Асенат, дочь Потифара, священнослужителя Она, от которой И. имел двух сыновей - Эфраима и Менаше. И. собрал в годы урожая огромное количество хлеба, который он затем и продавал египтянам и чужестранцам (Быт., 61, 48-49, 54-57). - Голод посетил и соседние страны, в том числе Ханаан, где жил Яков с сыновьями. Братья И., за исключением Вениамина, явились в Египет за хлебом. И. тотчас узнал своих братьев, но те его не узнали; он принял их сурово, обвинил в шпионстве, заставил дать сведения о своих семьях. Желая видеть Вениамина, И. потребовал от них, чтобы они послали кого-нибудь из своей среды за младшим братом, остальные же должны были остаться в Египте. Однако он позже меняет свое решение и отпускает их домой, оставив одного только Симеона в качестве заложника (Быт., 42, 1-25). - Голод продолжал свирепствовать в Ханаане, и Яков был вынужден снова послать своих сыновей в Египет за хлебом. Так как И. запретил своим братьям явиться без Вениамина, то Яков и его отпустил с ними. Иосифу он послал подарок, чтобы снискать его благосклонность. На этот раз И. принял братьев приветливо и устроил для них пир, на котором особенное внимание оказал Вениамину (Бытие, 53). Накануне отъезда братьев в Ханаан к Якову он велел наполнить их мешки хлебом, вложить туда же их деньги, а в мешок Вениамина опустить еще его, Иосифа, серебряный бокал. На следующий день братья пустились в обратный путь. Но не успели они отойти от города, как их нагнал вестник. Предъявив обвинение в краже бокала, он перерыл их мешки и нашел его в мешке Вениамина. Братья были смущены и вынуждены вернуться. На упреки И. Иуда выразил готовность сделаться его рабом, лишь бы он отпустил Вениамина, за которого он, Иуда, поручился перед отцом, иначе последний умрет от страданий (Быт., 44, 1-17). Тронутый красноречием Иуды и убедившись в том, что братья раскаялись в своем жестоком поступке, он открылся братьям. После этого И. стал расспрашивать их об отце, но они были слишком подавлены, чтобы быть в состоянии отвечать ему, и И. пришлось успокоить их, указав на то, что их действиями руководила воля Провидения. Он велел им вернуться домой, одарил их и снабдил повозками для всей семьи (Бытие, 45). - Отца своего Иосиф встретил в стране Гошен. Братьям он посоветовал объявить себя перед фараоном пастухами для того, чтобы они могли беспрепятственно оставаться в Гошене. Действительно, эта область была им отдана фараоном во владение. После того как И. и отца своего представил фараону, последний пожаловал ему и его семье «страну Раамсес», снабдив их всем необходимым (Быт., 46, 29-47, 12). - И. изменил систему землевладения в Египте. Голод вынудил народ первоначально продать скот, а затем отказаться и от земли. Вся обрабатываемая земля перешла таким образом в казну фараона. Исключение составляли только жреческие или храмовые земли. Теперь земля уже не принадлежала народу, и он пользовался ею на правах аренды; он обрабатывал ее, отдавая фараону пятую долю продуктов (Быт., 47, 11, 26). - Узнав в это время о болезни отца, И. отправился к нему с двумя сыновьями своими, которых Яков благословил перед смертью. Останки Якова И. перевез в Ханаан, где и предал земле в пещере Махпеле. Братья опасались его мести после смерти отца, но он рассеял страх их. И. жил 120 лет и умер, будучи родоначальником большой семьи. Перед своею смертью он взял с израильтян клятву, что, оставляя Египет навсегда, они возьмут с собою и его останки. Набальзамированное тело его было временно помещено в особом ковчеге. При исходе из Египта его останки были взяты израильтянами и преданы земле в Сихеме (Быт., 50; Исх., 13, 19; Иош., 24, 32).

Взгляд критической школы. - Рассказы об И. составлены из двух главных источников (Быт., 37 и 39), ягвистского и элогистского, к которым то здесь, то там прибавлены некоторые детали, принадлежащие редактору Священнического кодекса (подр. см. у I. E. Carpenter и G. Harford-Battersby, Hexateuch, стр. 58-79). Согласно ягвистскому источнику, за И. вступается Иуда, когда братья замышляют его убить; его затем продают исмаильтянам, которые, в свою очередь, перепродают его египтянину, занимающему высокое положение и имя которого не приводится. Жена последнего взводит на И. обвинение, и его заключают в тюрьму, где он становится надзирателем над другими заключенными. Ягвистский рассказ о том, как И. освободился, опущен; затем он ничего не сообщает о том, что Симеон был оставлен заложником. Братья открывают свои мешки и находят свои деньги во время стоянки. Иуда ручается за возвращение Вениамина. Израильтяне поселяются в Гошене, и жизнь Якова близится к концу. Поэтическим его благословением заканчивается повествование ягвистского источника. В частях, принадлежащих элогисту, за И. вступается Реубен, и И. бросают в яму, откуда его затем извлекают и продают мидианитянам, тождество которых с исмальтянами (ср. выше мнение Ибн-Эзры) критической школой отрицается. Последние продают И. Потифару, начальнику гвардии, который отдает в его власть всех рабов своего дома. Когда сыновей Якова обвиняют в шпионстве, они рассказывают о своем младшем брате. Симеона оставляют в Египте в качестве заложника. На обратном пути домой, в конце путешествия, они открывают свои мешки. Поручительство за Вениамина берет на себя Реубен. - О стране Гошен не упоминается ни слова. Во всем остальном оба рассказа вполне сходны друг с другом. Редактор Священнического кодекса присоединяет несколько статистических данных и дает перечень прибывших в Египет. - Новейшие критики различно оценивают историческое достоинство повествований об И. Некоторые принимают этого родоначальника колен Эфраимова и Менаше за лицо чисто легендарное и даже мифологическое. Так, Winckler считает всю историю И. солярным мифом (Gesch. Israels, II, стр. 73-77; idem, Abraham der Babylonier, Joseph der Egypter, 1903). Интересно, что имена «Иакоб-Эль» и «Иосиф-Эль» встречаются в одном из списков Тотмеса III, в качестве названия двух местностей в Палестине. Конечно, если и будет доказано, что эти рассказы - не более, как легенды, то все же следует помнить, что не всякая легенда - солярный миф. С другой стороны, археологические данные говорят в пользу того, что Иосиф лицо историческое. Две таблицы из Телль-эль-Амарны (Schrader, Keilinschriftl. Bibliothek, V, №№ 44, 45) сообщают, что какой-то семит некогда занимал в Египте место, вполне аналогичное тому, которое занимал И. Египетский «рассказ о двух братьях» может служить доказательством того, что положение, подобное тому, в котором очутился И. относительно жены своего господина, было небезызвестно египтянам (ср. Sayce, Verdict of the Monuments, стр. 209-211). - Египтяне действительно приписывали снам большое значение, что, впрочем, следует и из библейского рассказа (ср. Brugsch, History of Egypt, стр. 200, 314, 406). Продолжительный голод также не был редкостью в этой стране, при малом разлитии Нила. Об одном таком голоде (1064-1071 гг.) свидетельствует арабский историк Аль-Макризи (ср. Stanley, Jewish Church, I, 79). - Можно было бы привести ряд примеров того, как точны и верны многие подробности в рассказе об И. с египетской точки зрения. Однако это едва ли может служить подтверждением исторической достоверности фактов, о которых они говорят. Доказано ими лишь одно: если мы имеем дело с фикцией, то фикция эта чрезвычайно реальна. По мнению критиков, рассказы эти написаны не ранее 9 столетия до хр. эры, ввиду того, что многие имена, которые в них встречаются, напр. «Потифар», «Цафнаф-Паанеах», нельзя найти в египетских памятниках ранее упомянутого времени (ср. Brugsch, Old Testament Studies, XI, 481). - Те, которые не сомневаются в достоверности библейских рассказов об Иосифе, принимают фараона, возвысившего И., зa одного из царей гиксов. К этому положению приходят, считая Рамзеса II фараоном-притеснителем благодаря тому соображению, что лишь при семитических гиксах могло произойти нечто, подобное истории Иосифа. Впрочем, из вышеупомянутых Амарнских таблиц явствует, что подобное же обстоятельство могло случиться и при царях 18 династии, как Аменофис III или Аменофис IV (около 1200 года до Р. Хр.)

Ср.: кроме цитированной выше литературы, комментарии Dillmann’а и Grunkel’я к кн. Бытия и Driver у Hogarth’а, Authority and Archeology, стр. 46-54. .

В новейшее время среди египтологов замечается стремление объяснить все библейские рассказы о патриархе и Моисее посредством египетской мифологии; исходят из того положения, что все эти рассказы являются видоизмененным отражением египетских мифов, которые израильтяне в глубочайшей древности заимствовали от египтян, подвергнув их при этом, однако, существенным изменениям. Один из представителей этого направления, Фельтер (Völter), выдвигает след. гипотезу. Иосиф - Озирис, и вся история И. есть не что иное, как миф об Озирисе в форме израильской легенды. Как Иосиф является самым любимым сыном Якова, так и Озирис любимейший сын Кеба; сны И. о поклонения ему полевых снопов и небесных светил - напоминают первоначальные мифы о прекрасном Озирисе, от периодического обновления которого зависят все явления природы, в том числе полевые продукты и небесные светила. Характерные для Озириса смерть и воскресение нашли в Библии свое отражение в истории падения и возрождения И. (Быт., 37; 39-41). Братья ненавидят И. и готовы его убить; точно так же и Сет ненавидит своего брата Озириса и умерщвляет его, но последний снова воскресает. И. братья бросают в колодец, и Озириса кладут в ковчег и бросают на гибель в воду, но как тот, так и другой спасаются от злых козней своих врагов. Тюрьма, в которую попадает И., соответствует аду или подземному царству Озириса. И. временно властвует над заключенными в тюрьме, Озирис - над душами умерших в подземном царстве, и т. д., и т. д. Само имя Иосифа является с точки зрения мифологистов гебраизированной формой имени Озириса. Имя «Цафнат-Паанеах», данное Иосифу фараоном, толкуют то (Zieblein) в смысле - defeuti-paanh, - «тот, кто дает пищу жизни», то (Heyes) в смысле - deientapa-anh - «тот, кто питает жизнь». В том и в другом случае название это, по мнению египтологов, имеет непосредственное отношение не только к Иосифу, который действительно для Египта сыграл роль «жизнедавца» и «кормильца», но и к Озирису, который, часто отождествляемый с Нилом, в глазах древних египтян являлся их кормильцем и питателем. Далее Фельтер утверждает, что Асенат, жена И., тождественна с Изидой, исходя из чтения этого имени по-египетски (as-u-ut), означающего «местопребывание воды». Последнее могло относиться к египетской почве, которая отождествлялась с Изидой и которая оплодотворялась Нилом - Озирисом. В благословении Якова, обращенном к И., где он сравнивает И. с цветущим деревом, растущим у источника, египтологи этой школы усматривают указание на Озириса, ссылаясь на одно изображение в храме Изиды в Филах, где нарисовано цветущее дерево, посвященное Озирису. Само собою разумеется, что подобных фантазий можно сочинить о любом библейском герое, о Давиде, Соломоне и о ком угодно: схожие черты всегда найдутся при некотором развитии воображения.

Ср.: Brugsch, Religion und Mythologie der alten Aegypter, Leipzig, 1891; Wiedemann, Die Religion der alten Aegypter, 1890; Völter, Aegypten und die Bibel, Leyden, 1909.

Г. Кр. ‎ 1.

В агадической литературе. - Ни о ком из патриархов не сохранилось в агаде столько легенд, как об Иосифе. Его рисуют «совершенным праведником», צדיצ גמור ‎, и полною копией своего отца. Иосиф походил на отца не только внешностью; множеством эпизодов из своей жизни он напоминал отца. Оба родились после того как их матери оставались долго бездетными, и того, и другого ненавидели братья, и тому, и другому являлись ангелы (Ber. r., 84, 6; Bemid. r., 14, 16). По словам р. Пинхаса, Св. Дух осенил И. с самого раннего его детства (Pirke r. El., 38). Когда И. передавал отцу о дурных поступках братьев, намерения его были прекрасны (Быт., 37, 2): он желал, чтобы отец исправил их (Lekacn Tob, adloc.). «Дурные речи» И. различно толкуются агадистами. Р. Иуда утверждает, будто И. передал тот факт, что сыновья Леи относятся с пренебрежением к детям наложниц, называя их рабами. И. считается образцом сыновней любви. Когда отец послал его проведать братьев, он пошел сейчас же, с радостью, хотя и знал, что те ненавидят его (Ber. r., 84, 12, 15). Избив И., братья его затем бросили в яму (это сделал Симеон) среди скорпионов и змей. И. стал молиться Богу, и гады ушли прочь в свои норы (ib., 84, 15; Тарг. Пс.-Ионатана к м.). Братья удалились, чтобы не слышать криков И. Проходившие мимо мидианитяне, услыхав из ямы крики о помощи, извлекли его, при чем произошла борьба между ними и братьями, так как последние утверждали, что И. их раб. Мидианитяне по благородной внешности Иосифа поняли, что он не раб, и, заплатив за него братьям, хотели вернуть его отцу, но уже было далеко. Встретив караван исмаильтян, они продали им Иосифа (ср. выше взгляд критическ. школы). Проходя мимо могилы матери, И. припал к могиле, умоляя о помощи. Мать ответила из могилы, что огорчена его несчастием, но что он не должен терять надежды, а уповать на Бога. Исмаильтяне силою оттащили его от могилы, жестоко избили и продолжали свое путешествие. Обыкновенно исмаильтяне перевозили зловонные вещества, но Бог устроил так, что они на этот раз взяли с собою ароматные вещества, чтобы путешествие И. было приятное (Ber. r., 84, 16). Яков, в уверенности, что И. был растерзан диким зверем, велел братьям вооружиться и привести зверя. Братья скоро вернулись, поймав волка. Яков упрекнул животное в жестокости, и волк заговорил человеческим голосом, отрицая свою виновность, уверяя, что сам отыскивает потерянного волчонка; тогда Яков отпустил животное (Sefer ha-Jaschar, l. c.). Яков не был вполне убежден в смерти сына, так как не мог забыть его, между тем как люди обыкновенно сейчас же забывают мертвецов. Он поставил в ряд 12 камней, написав на них имена своих сыновей, и велел им всем преклониться пред камнем Реубена. Ни один камень не двинулся с места. Тогда он велел им поклониться камню Симеона. Камни опять не послушались. Когда же очередь дошла до камня И., все остальные камни преклонились пред ним. Повторив свой опыт со снопами и получив тот же результат, что и с камнями, Яков окончательно убедился, что И. жив, и успокоился (М. Софер., XXI, 9). Успехи И. в доме Потифара рисуются следующим образом. Все желания Потифара исполнялись моментально: когда он хотел, чтобы кубок, поданный ему И., был горяч, он был горяч, если хотел, чтобы кубок был холоден, он моментально остывал (Танхума, Ваиешеб, 16; Bereschith r., 86, 6). Характером Иосиф был полной противоположностью прочим рабам. Те были склонны к грабежу - И. никогда не воспользовался чем-нибудь чужим (Зебах., 118б); другие рабы были преданы разврату, Иосиф был целомудрен. Подобно всем благочестивым людям, Иосиф подвергся испытанию (Ber. r., 87, 3) и был одним из 3 лиц, которые счастливо выдержали искус (другие два: Авраам и Иов). Впрочем, рядом с агадистами, которые превозносят И., как величайшего праведника, есть другие, которые обвиняют его в тщеславии, находя в Библии намеки на то, что еще живя в доме отца, он слишком много занимался своею наружностью (Beresch. rab., 84, 7) и что в доме Потифара он продолжал делать то же самое, забывая своего отца, который так горевал о его исчезновении. Бог наказал И. за это женою Потифара (Ber. r., 87, 3). Некоторые агадисты даже утверждают, что И. готов был уже поддаться искушению, но внезапно предстал пред ним образ отца и напомнил ему о его долге (Сот., 36б; Gen. r., 87, 9; Pirke r. El., 39). - Согласно рассказу книги Sefere ha-Jaschar, женa Потифара - Зулейка (это имя доказывает, что автор пользовался арабскими источниками) - надеялась сначала склонить И., наряжаясь для него в великолепные одеяния и подавая ему самые изысканные блюда. Но все это не привело ни к чему. Тогда она стала грозить ему, но И. оставался непреклонным (ср. Зав. Патр. Иос., III). Неудовлетворенная страсть скоро подорвала ее здоровье. Однажды ее посетили несколько знатных женщин. Она велела подать им апельсины, И. же прислуживал им. Женщины не могли оторвать своих глаз от юноши и порезали себе пальцы. Когда на вопрос хозяйки они чистосердечно признались в увлечении И., Зулейка сказала: «Что же вы бы стали делать, имея его весь день перед собою, подобно мне?» Зулейка обещала, в случае, если И. ответит на ее страсть, обратиться в еврейство и склонить к тому же всех египтян. И. отвечал: «Бог Израиля не желает недостойных поклонников». В праздник по случаю разлития Нила все, за исключением И. и Зулейки, ушли из дома. Чтобы иметь возможность остаться дома, Зулейка сказалась больной (ср. Сот., 36б). Когда затем И. был приведен на суд жрецов, 11-месячное дитя Зулейки вдруг заговорило, обвиняя мать и оправдывая И. Тем не менее, его заключили в темницу, так как Потифар не желал позорить свою жену (Sefer ha-Jaschar, l. c.; ср. Ber. r., 87, 10). По Мидр., Асенат передала отцу о ложном обвинении матери. В Сот., 36б рассказывается, что арх. Гавриил обучал И. в тюрьме всем 70-ти языкам, знание которых было необходимо правителю Египта (ср. Bern, r., XIV, 16). И. собрал в Египте все сокровища мира и зарыл три клада; один из них открыл Корах, другой достался Антонию, сыну Севера, а третий уготован праведникам в будущем мире (Пес., 119а). И. не забывал ни отца, ни братьев и в продолжение 22 лет, которые провел вне дома, не вкушал вина (Шаб., 139а; Ber. r., XCVIII, 25; Зав. Патр., I, 3). Он был чрезвычайно скромен, и власть не сделала его тщеславным (Sсhem, r., I, 7). Зная, что братья явятся в Египет, он издал приказ, чтобы вступающий в страну письменно сообщал свое имя, а равно и имя отца своего.

Традиционная могила Иосифа близ Наблуса.

Братья И., боясь дурного глаза, вошли в город через 10 ворот, и к вечеру стража подала И. их имена. Прошло 3 дня, а они не появлялись, и И. послал 70 человек искать их. Их всех нашли на улице, где жили проститутки; они пошли туда в надежде найти И. Когда их привели к И., он, притворяясь, что колдует посредством своей чаши, перечислил их злые деяния - разрушение Сихема, продажу брата; их присутствие на улице проституток, говорил он, доказывает, что они шпионы. Братья вступили в борьбу со слугами Иосифа и были готовы разрушить Египет, но должны были смириться перед Менаше, который и заключил Симеона в темницу (Ber. r., XCI, 6; ср. Sefer ha-Jaschar, l. c.). Когда Вениамин был задержан за мнимую кражу кубка, вторично разгорелась борьба между слугами И. и братьями, которые силою хотели взять брата. Видя, что они слишком раздражены, в особенности Иуда, И. ударил ногою в мраморную глыбу, на которой он сидел, и разбил ее в мелкий щебень (Ber. rab., 93, 7). Но «Sefer ha-Jaschar», который передает очень живо эту борьбу, приписывает это Менаше (Тарг. Иер. к Быт., 44, 19). И. открыл себя братьям, боясь разрушения Египта (Beresch. rab., l. c.). Некоторые агадисты приписывали раннюю смерть И. тому обстоятельству, что он дал братьям почувствовать свою силу (Бер., 55а; ср. Танх. Ваиикра, III). Другие полагают, что он умер раньше других братьев потому, что велел бальзамировать труп Якова, не доверяя тому, что Господь сохранит его от разложения, или за то, что, слыша несколько раз, как Иуда говорил: «Твой слуга - мой отец», И. не остановил его (Pirke r. Eliez., 39, Ber. r., C., 4). 3aботливость И. в отношении братьев выразилась в следующем (Pesikta rab., изд. Friedmann’а, 10б): хотя он и почитал своего отца, но избегал встречи с ним, опасаясь, чтобы отец не стал расспрашивать его, как он был продан братьями, и не проклял бы их. Хотя у И. и было много рабов, тем не менее, он сам позаботился о погребении отца. В награду за это он удостоился того, что сам Моисей заботился о его останках (Сот., 9б), а во время странствования в пустыне ковчег с его останками находился рядом с Ковчегом завета. Согласно большинству талмудичееких авторитетов, ковчег этот был погружен в Нил (Тарг. Пс.-Ион. к Быт., 1, 26; Мех. Беш., Wajikra, I; Schem. r., XVII). Во время исхода из Египта престарелая Серах, дочь Ашера, указала Моисею то место в Ниле, где он был погружен. Моисей швырнул в реку булыжник и воскликнул: «Иосиф, Иосиф! Наступила пора израильтянам освободиться от притеснений; поднимись и не задерживай нас!» Ковчег всплыл (Мех., l. c.; Schem. r., l. c.). См. Злиха.

Ср.: Adolf Kurrein, Traum und Wahrheit, Lebensbild Josephs nach der Agada Regensburg, 1887. .

Иосиф в арабской литературе. - История И., или Юсуфа, как его называют арабы, известна мусульманам приблизительно в той же редакции, в какой ее передает Библия, причем у мусульман она разукрашена несколькими легендарными подробностями. Последние, впрочем, были заимствованы у евр. писателей (напр. из Sefer ha-Jaschar; ср. M. Grünbaum, Zu Jussuf u. Suleicha, в Z. D. M. G., XLIII, 1 sqq.). Коран (суры VI, 84, XL, 36) считает И. пророком. И. служит символом мужской красоты (поговорка «это второй Иосиф») и называется поэтому иногда «светлым месяцем Ханаана». Множество египетских сооружений связывается с его именем; так, напр., многие твердо убеждены, что И. построил город Мемфис, что при его посредстве были сооружены многие обелиски и пирамиды. Он же, по преданию, научил древних египтян разным наукам. Коран посвящает И. целую главу (суру XII), и комментаторы прибавили к этой «прекраснейшей истории» (так называет ее Магомет, сура XII, 3) немало подробностей. - История «Юсуфа и Зулейки» является излюбленным романом на Востоке, и персидский поэт Фирдуси посвятил ей целую поэму. Впрочем, история И. служит для мусульман не только средством для приятного времяпрепровождения: богословы находят в ней символическое изображение любви Аллаха и души (D’Herbeiot, Bibl. Orient., III, 371). Зулейка, или Раиль, - жена Китфира, или Итфира (библ. Потифара), и благодаря ее клевете И. попал в темницу. Уже после своего освобождения, когда И. однажды проезжал по городу, он увидел нищую, являвшую некоторые следы былого величия. В женщине он узнал Зулейку, впавшую в бедность после смерти мужа. Благодаря заботам И. она принимается в дом родственника царя; затем И. получает разрешение жениться на ней, так как Зулейка не утратила ни своей прежней красоты, ни своей любви к И. - Мусульманские предания передают об И. кое-какие подробности, неизвестные из Библии. Сюда относятся эпизоды Якова с волком и посещение И. могилы матери (сохранились в одной мадридской рукописи). Когда братья И. вернулись к Якову с окровавленною одеждою, старик обезумел от горя и несколько дней был как бы мертв. Но, придя в себя, он удивился, что на платье И. не было следа когтей зверя, якобы разорвавшего его; в душу старца впервые запало подозрение. Чтобы рассеять последнее, братья поймали в тенета волка и т. д. (ср. И. в агаде). - Эпизод с посещением Иосифом могилы матери также сходен с приведенным выше (ср. И. в агаде); в мусульманской легенде только прибавляется, что за это И. подвергся жестокому наказанию, после чего поднялась сильнейшая буря, помешавшая дальнейшему движению каравана. Лишь после того как И. простил лицо, наказавшее его, буря прекратилась (Тикнор, «Истор. испанск. литературы»). Эта «Poema de José» была написана на испанск. яз. арабским шрифтом некиим мориском, позабывшим язык своих предков, но еще помнившим их предания. Указанные эпизоды также занесены в «Sefer ha-Jaschar», но они, несомненно, арабского происхождения (ср. Grünbaum, l. c.). - Кроме того, есть еще несколько мелких подробностей в истории И., где Коран разнится от Библии. Так, напр., братья Якова просят отпустить И. с ними. Яма, в которую последний был ввергнут братьями, представляла цистерну, наполненную водою, и И. спасся из нее лишь с трудом. Кроме того, лицо И. отличалось особенностью испускать такой сильный свет, что все население египетских городов сбегалось посмотреть на него, когда И. проезжал по улицам. В Библии сообщается, что И. сам открылся братьям раньше, чем они вернулись во второй раз к отцу после закупки зерна. Арабская версия говорит, что они были принуждены вернуться домой без Вениамина, и престарелый Яков потерял тогда зрение от слез. Он оставался слепым до тех пор, пока сыновья его не вернулись в третий раз из Египта и не привезли ему одежды И. (последний получил ее от архангела Гавриила, когда сидел в цистерне). Это платье было изготовлено еще в раю и обладало чудодейственною силою - лишь только Яков поднес ее к глазам своим, он прозрел. И. был погребен в русле Нила и много городов спорило о чести иметь вблизи себя прах покойного. Благодаря чуду Моисей получил возможность найти саркофаг И. и увезти его во время исхода из Египта.

Ср.: Коран, сура XII и комментарии Бейдави, Замахшари, Табари и др.; D’Herbelot, Bibl. Orientale, III; A. Geiger, Was hat Muhammed aus dem Judenthume aufgenommen?; Schlechta-Wsserd, Aus Firdussis Jussuf u. Suleicha, Z. D. M. G., XLI; G. Weil, Bibl. Legenden der Muselmänner; M. Grünbaum, Neue Beiträge zur semit. Sagenkunde. .