Эстафеты на лыжах. Игры на лыжах в начальной школе

Оборудование. Четыре малых мяча, лыжи у каждого игрока.

Описание. Дети выстраиваются в четыре колонны по одной линии. Впереди колонны, на расстоянии 6-8 м одна от другой, проводятся несколько линий. У каждого из стоящих первыми в колоннах в руках мяч. По сигналу учителя дети бросают свои мячи на дальность, отмечая, кто дальше всех его кинет. Бросившие мячи бегут на лыжах за ними и передают их вторым игрокам, а сами встяют в конец колонны.

Выигрывает колонна, в которой окажется большее количество мячей, закинутых за самую дальнюю линию.

На одной лыже

Оборудование. Лыжа и пара лыжных палок у каждого участника игры.

Описание. В игре принимают участие 4-5 человек. Они идут 15-20 м на одной лыже, отталкиваясь палками.

Победителем считается тот, кто придёт быстрее, не наступив ни разу свободной ногой в снег.

Гусеница

Оборудование. Лыжи и лыжная палка у каждого участника игры.

Описание. На площадке отмечаются линии старта и финиша. Расстояние между ними 20-25 м. Играющие делятся на группы (по 6-8 человек в каждой) и выстраиваются у линии старта в колонны по одному. У каждого игрока - по лыжной палке, свободный конец которой он протягивает следующему игроку своей команды, так что получается одна длинная цепь - гусеница.

По команде все гусеницы начинают двигаться к финишу.

Побеждает та команда, чья гусеница придёт первой.

Пустое место

Оборудование. Лыжи без лыжных палок у каждого участника игры.

Описание. Играющие выбирают водящего. Затем они образуют круг и встают лицом к центру, заложив обе руки за спину. Водящий бежит на лыжах снаружи кругам, коснувшись рукой одного из играющих, продолжает движение на лыжах, а тот, до кого дотронулись, должен бежать в противоположную сторону. Каждый старается обежать круг и вернуться скорее на пустое место. Не успевший занять пустое место становится водящим.

Правила. Запрещено бежать через круг. Обегая круг, нельзя дотрагиваться до игроков.

Литература:

  • Гордеев А.Т. Детские игры. Пермь, 1992.
  • Минскин Е.М. Игры и развлечения в ГПД. М., 1980.
  • Шурухина В.К. Физкультурно-оздоровительная работа. М., 1980.
  • Яковлев В.Г. Игры в начальной школе. М., 1952.
Смотрите также: Игры на санках

Комментарии посетителей сайта:

Гость (17:02:03 11/02/2019):
Неправильные правила

Развивающие подвижные игры на свежем воздухе для детей

Гуськом на лыжах

Место проведения : ровная снежная площадка размером 50×200 м, на которой проложены две лыжни длиной по 150 м. Место поворота отмечено флажком.

Инвентарь : по 4 пары лыж и по 5 лыжных палок на команду; флажки для разметки дистанции и для судей.
Содержание и ход игры. Класс делится на команды по 4 человека в каждой. На дистанцию приглашаются одновременно две команды, которые выстраиваются у линии старта в колонну по одному в связке с помощью лыжных палок: три лыжника удерживают в горизонтальном положении, соединяя первого с последним, как и в предыдущей игре. Первый и последний игроки в команде используют еще по одной палке для отталкивания. Судейская бригада, состоящая из четырех человек, и остальные игроки наблюдают за ходом соревнования и техникой скольжения в связке.
По сигналу лыжники продвигаются к флажку, обходят его и возвращаются за линию старта - финиша. Подводятся итоги первого забега, на старт приглашаются следующие команды, и т.д. Затем подводятся итоги первого тура, после чего участники команд меняются местами: первый встает на место четвертого, а все остальные передвигаются на одно место вперед. Игра повторяется еще три раза, чтобы каждый участник команды успел побывать во всех ролях.
Правила игры
1. Во время прохождения дистанции нельзя разрывать сцепление между участниками.
2. Движение участников по лыжне должно быть синхронным.
3. Начинать передвижение следует только после сигнала.
4. Максимальная оценка прохождения дистанции - 10 баллов. Максимально возможное количество баллов за четыре заезда - 40.
5. За каждую техническую ошибку команда лишается баллов. Цена каждой ошибки оговаривается заранее.
Подведение итогов . Выигрывает команда, которая набрала больше баллов.
Методические указания . До проведения игры на результат команды должны опробовать дистанцию, а судьи - попрактиковаться в судействе, уточнить правила.
Задачи игры. Обучение анализу синхронного движения в сцеплении по лыжне. Вначале предоставляется слово команде, которая выполняла задание, а затем судьям и остальным участникам игры. Для того чтобы повысить заинтересованность учащихся в успешном выполнении этой задачи и помочь им контролировать себя в условиях соревнований, учитель объявляет, что за те ошибки, которые игроки обнаружили сами, баллы не снимаются. Воспитание сдержанности, внимания к другим участникам игры.

Спуск шеренгами

Место проведения: снежная горка с пологим спуском на школьном стадионе или в парке с линией старта за 3-4 м до склона. Расстояние между линиями старта и финиша - 15-25 м, ширина - не менее 15 м.

Инвентарь : по 4 пары лыж и по 1 паре лыжных палок на каждую команду-четверку; 4 флажка для разметки линий старта и финиша; 8-10 флажков другого цвета для разметки дистанции трассы.
Содержание и ход игры. Класс делится на команды по четыре человека в каждой по желанию учащихся или по расчету. Команды могут формироваться из мальчиков и девочек отдельно или быть смешанными. Ученики располагаются произвольно вокруг спуска, размеченного флажками, наблюдают за спуском других команд и участвуют в обсуждении техники исполнения.
На старте четыре участника берутся за руки, у крайних игроков в руках по палке. По сигналу команды выполняют три-четыре шага разбега и спускаются с горки, стараясь как можно быстрее пересечь линию финиша. Скорость спуска поддерживается крайними лыжниками с помощью палок. Спуск считается выполненным, когда все четыре участника пересекут линию финиша, взявшись за руки. Затем подводятся итоги, после чего лыжники меняются местами: крайние встают в середину. Каждая команда выполняет по два или по четыре спуска.
Правила игры
1. Во время спуска команд нельзя находиться на трассе.
2. Во время спуска в шеренге нельзя разрывать сцепление.
3. Если сцепление было разорвано, а затем восстановлено без остановки движения, команда лишается 1 балла.
4. Если при спуске было допущено грубое нарушение равновесия, но участник не упал, с команды также снимается 1 балл.
5. Если команда остановилась во время движения, она лишается 3 баллов.
6. Если на трассе спуска было разорвано сцепление, которое привело к падению хотя бы одного из игроков, команда теряет 10 баллов.
Подведение итогов . Побеждает команда, которая набрала больше баллов за два или четыре спуска. Максимальное число баллов за один спуск - 10.
Методические указания. Назначаются судьи: на старте, на финише и на трассе. Лучше, если обязанности судей команды-четверки будут выполнять по очереди. Однако этот способ лучше всего применять на втором занятии, когда все дети уже имеют достаточно четкое представление об особенностях спуска, возможных ошибках в технике выполнения задания и его оценивании. На первом занятии вся игра может пройти как пробный вариант, тогда уже при повторном ее проведении это получится лучше.

Догонялки по кругу

Место проведения: снежная площадка размером 200×200 м, на которой проложена лыжня по кругу диаметром 100-150 м, разделенная на четыре части, границы которых отмечены флажками.
Инвентарь: лыжи для каждого игрока; измерительная лента и флажки для разметки дистанции.
Содержание и ход игры . Класс делится на пять команд по 4 участника в каждой. Пятая команда выступает в роли судей. Первые номера выстраиваются на лыжне у флажков напротив своих команд.
По сигналу лыжники начинают бег по кругу, стараясь догнать идущего впереди. Участник, догнавший его, должен наступить на его лыжу и крикнуть: «Есть!». Лыжник, которому наступили на лыжу, выбывает из круга, и так до тех пор, пока не останется один лыжник. Игрок, выбывший первым, очков не получает, выбывший вторым получает 1 очко, третьим - 2 очка; победитель получает 3 очка. Затем стартуют вторые номера, и т.д.
Правила игры
1. Нельзя начинать бег до сигнала учителя.
2. Нельзя сходить с лыжни и сокращать дистанцию.
Подведение итогов. Выигрывает команда, которая набрала больше победных очков.
Методические указания. Если класс по количеству учащихся можно разделить только на три команды, то и круг делится на три части. В ожидании своей очереди дети не должны стоять. Можно предложить им свободно покататься на заранее определенной площадке. При большом количестве учащихся можно подготовить два круга и состязание проводить одновременно в двух местах. Лучше, если учитель сам будет формировать команды так, чтобы участники оказались равными по силам, иначе более слабые во время игры начнут протестовать. Такие ошибки надо устранять немедленно. Если команды смешанные, то на дистанцию одновременно должны выходить только девочки или только мальчики.
Учитель вместе с детьми должен анализировать игровые ситуации, внимательно наблюдать за их поведением, стараясь использовать в интересах коллектива взаимное влияние учащихся друг на друга.

Одним из важнейших средств физического воспитания школьни­ков являются игры. При проведении уроков по лыжной подготовке (несмотря на известные трудности в их организации в связи со спе­цификой занятий) игры, игровые упражнения и задания получили самое широкое распространение. Длительное, довольно монотонное передвижение на лыжах вызывает не только физическое, но и психи­ческое утомление, особенно если уроки постоянно проходят в одном месте (на пришкольном участке, в соседнем со школой парке) и на однообразной местности. Применение игр и игровых заданий не только в значительной мере повышает эмоциональность урока, но и увеличивает интенсивность нагрузки, моторную плотность, интерес школьников и в, то, же время тормозит развитие утомления.

В процессе игр можно целенаправленно воспитывать такие важные качества, как смелость, ловкость, настойчивость в достижении поставленной цели. Игры с элементами соревнований порой являются незаменимым средством в воспитании морально-волевых качеств у школьников при организации уроков по лыжной подго­товке и спортивно-массовых мероприятий в школе. Особенно важно применение игр, игровых упражнений и заданий на уроках лыжной подготовки в начальной школе. Они играют исключи­тельно важную роль при организации уроков в начальной школе в связи с началом обучения с шести лет. Дети младшего школьного возраста ввиду особенностей развития центральной нервной сис­темы быстро теряют интерес к многократным, однотипным по­вторениям элементов ходов и т.д.

Применение игр очень разнообразно. На уроках лыжной под­готовки и в школьной секции лыжного спорта игры и игровые задания применяются при обучении и совершенствовании техни­ки способов передвижения на лыжах, и при развитии физических качеств. Вместе с тем игры необходимо широко включать в раз­личные физкультурно-массовые мероприятия на лыжах - в про­грамму зимних праздников, вылазок и прогулок на лыжах.

Все игры и игровые задания на лыжах в зависимости от по­ставленных задач можно условно разделить на две группы: игры для обучения и совершенствования техники способов передвиже­ния на лыжах; игры на развитие физических качеств. Однако игры и упражнения из первой группы после их прочного освоения могут быть использованы и для развития физических качеств.

При изучении и закреплении навыков в технике лыжных ходов или отдельных элементов и для развития равновесия в младших классах (особенно при первоначальном обучении) можно исполь­зовать разнообразные игровые упражнения (задания).

Для совершенствования техники скользящего шага целесооб­разно применять следующие игровые упражнения с элементами соревнований:

1. С небольшого разбега проскользить на одной лыже до полной остановки. Упражнение выполняется поочередно на правой и левой лыже (естественно, без потери равновесия). 2. Преодолеть с места или с предварительного разбега за 5 скользящих шагов наибольшее расстояние. 3. Пройти без палок скользящим шагом, заданный отре­зок за наименьшее количество шагов. В зависимости от возраста и подготовленности школьников длина отрезка изменяется от 20 до 40 м. 4. Пройти скользящим шагом по лыжне, размеченной флажками.

Расстояние между ориентирами (флажками, ветками) - один полный скользящий шаг. Постепенно с овладением техникой скользящего шага расстояние между ориентирами увеличивается с учетом условий скольжения на данном занятии (уроке).

Совершенствованию техники скользящего шага поможет про­ведение игры «Сороконожка на лыжах». Для игры необходимо иметь несколько веревок по количеству команд (обычно 2-3). Длина их равна длине разомкнутой колонны команды. Школьни­ки на лыжах выстраиваются в колонну по одному без палок и, держась одной рукой за веревку, по сигналу начинают передви­гаться к финишу, не расцепляясь (скользящий шаг выполняется обязательно в ногу).

Обычно ведет команду юный лыжник, хоро­шо владеющий техникой скользящего шага. Команды соревнуют­ся по параллельным лыжням, финиш определяется по последнему участнику в колонне.

Игра может быть проведена и без веревки. Школьники выстраиваются в колонну; каждый из них протягива­ет одну палку вперед, другую назад. Палки сцепляются кольцами спереди и сзади стоящими лыжниками, образуя единую цепь. У ведущего и замыкающего одна палка опорная. Все другие в ко­манде передвигаются, держась за палки. Правила те же, что и в предыдущем варианте с веревкой: лыжники бегут цепью, не от­пуская палки. Такие игры проводятся с учащимися, хорошо овла­девшими скользящим шагом, для дальнейшего его совершенство­вания. В младших классах школьники еще не в состоянии согла­сованно передвигаться в такой колонне.

Для совершенствования отталкивания в одновременных ходах и ходах в целом применяются следующие игры - задания:

1. Пройти заданный отрезок одновременным бесшажным ходом за наименьшее количество отталкиваний.

2. Пройти заданный от­резок одновременным ходом, отталкиваясь у ориентиров. Условия те же, что и в упражнении для скользящего шага, но учитываются и изучаемый одновременный ход, возраст, пол, и подготовленность школьников.

3. Одновременными ходами пройти участок с воро­тами из палок с верхней перекладиной, отталкиваясь палками между воротами, проскользить под ними в положении наклона.

Для совершенствования отталкивания ногой, воспитания чув­ства равновесия и улучшения координации при управлении лы­жами используется передвижение коньковым ходом на равнине. И под небольшой уклон (снег должен быть достаточно хорошо укатан).

Пройти отрезок нужно за наименьшее количество шагов (отталкиваний).

В младших классах для совершенствования техники скользяще­го шага и элементов попеременного двухшажного хода, а также уверенного владения лыжами при поворотах переступанием можно провести соревнование-эстафету «Слалом на равнине». Школьники делятся на 3-4 команды в зависимости от количества играющих и размеров площадки. На ровной укатанной площадке по числу команд устанавливаются трассы «слалома», 5-6 флажков (лыж­ных палок) на расстоянии 6-8 м один от другого. По команде учителя первые номера в командах преодолевают трассу скользящим шагом или попеременным двухшажным ходом, огибая флажки справа и слева поочередно.

В конце трассы соревнующиеся обходят последний флажок, возвращаются по параллельной лыжне одновременным ходом (для учащихся IV классов и старше), или скользящим шагом, или попеременным двухшажным ходом (для младших школьников).

Условия передвижения по трассе и обратно заранее оговаривают­ся. Передача эстафеты осуществляется касанием руки следующего участника. Если школьники сбили флажки или пропустили, они обязаны вернуться, поставить их на место и обойти вновь с за­данной стороны.

Победителем объявляется команда, закончившая эстафету пер­вой. Трассу «слалома» можно усложнить, сокращая расстояние между флажками или расставляя их в шахматном порядке (школьники в этом случае обходят флажки с наружной стороны). Учитель может подготовить различные варианты таких эстафет с включением разнообразных (в том числе и искусственных) пре­пятствий.

Сложность трассы зависит от возраста и подготовлен­ности школьников и от поставленных задач.

Подобные эстафеты могут проводиться и для развития физиче­ских качеств, в первую очередь быстроты передвижения на лы­жах. В этом случае прокладывается «гладкая» (без препятствий) и прямолинейная лыжня. Эстафета может носить встречный харак­тер.

Учащиеся при развитии быстроты передвигаются с макси­мальной скоростью и на коротких отрезках (в зависимости от возраста), но не более 200-250 м. Для развития других физических качеств (специальной выносливости в старших классах), длина этапов может быть увеличена, прокладывается замкнутая лыжня. Две противоположные длинные стороны (лыжни) прокладывают­ся обязательно параллельно одна другой на расстоянии, завися­щем от возраста учеников. Эти две лыжни соединены между собой короткими (50-150 м) перпендикулярными лыжнями, проложен­ными на равном расстоянии друг от друга.

Количество таких лыжней не меньше числа играющих (лучше в 2-3 раза больше, чем количество школьников).

Если класс большой, учащиеся разбиваются на подгруппы. В каждую подгруппу включаются школьники, примерно равные по силам. Правила игры заключаются в следующем. Школьники медленно передвигаются группой по замкнутой лыжне. Когда подгруппа проходит по одной из длинных сторон, учитель подает сигнал, по которому ученики должны быстро повернуться, занять одну из ближайших коротких лыжней и с максимальной скоро­стью пересечь площадку до другой лыжни. Пришедшему первым присуждается одно очко, второму - два и т.д.

Затем игра повторяется: ученики опять медленно идут по кругу и по сигналу, вновь бегут поперек площадки. Победитель опреде­ляется по наименьшей сумме очков. Длина пробегаемых отрезков, количество повторении (игр) зависят от пола, возраста и подго­товленности школьников. Можно уплотнить занятие, чтобы школьники не простаивали - подгруппы идут одна за другой. Иг­ра способствует развитию двигательной реакции и быстроты пе­редвижения на лыжах. Если кто-то из школьников повернет на короткую лыжню до сигнала, нарушитель наказывается штрафом: к сумме его очков за каждое нарушение добавляется штрафное очко.

Равенство сил участников в подгруппе значительно повы­шает соревновательный интерес и дает большой эффект для раз­вития скорости.

Развитию скорости передвижения способствуют и другие игры, например «Догони». Две колонны (команды), равные по количест­ву участников передвигаются по параллельным лыжням, сохраняя равнение в парах. По команде учителя «Направо (налево)!» участ­ники обеих команд поворачивают в указанную сторону. Оказав­шиеся впереди убегают, а другие участники (из второй шеренги) пытаются их догнать и «запятнать». Гонка заканчивается по сигна­лу учителя, когда учащиеся пробегут 60-80 м от начала движения (расстояние зависит от возраста и подготовленности школьников). Затем игра повторяется. Побеждает команда, «запятнавшая» боль­шее число участников. Площадка для игры должна быть достаточ­но просторной (до 150-200 м в ширину). Расстояние между парал­лельными лыжнями 5-6 м. Эффект развития скорости в данном случае значительно выше, чем при обычном повторном методе тренировки, так как эстафеты проходят более эмоционально.

Можно использовать и другие варианты игр на развитие быст­роты, например «Кто первый?». На учебной площадке игры, свя­занные с длительным передвижением на лыжах, способствуют воспитанию выносливости, однако их применение на уроках лыжной подготовки ограничено ввиду недостатка времени. В то же время они должны широко использоваться во внеклассной ра­боте и в различных физкультурно-массовых мероприятиях, напри­мер игра «Охота на лис». «Лисы» (2-4 лучших лыжника) уходят в лес на 400-500 м, через 4-6 мин все остальные участники игры - «охотники» - идут на поиск.

«Лисы» убегают, прячутся в овраги, кусты, меняют направление, путают следы. «Охотники» ищут и стараются поймать «лис». Затем по сигналу через 20-25 мин все возвращаются на место сбора. Каждый раз «лисы» меняются.

Можно провести и многие другие игры: «Найди флажок», «Быстрые тройки», «По следам» и др. Лучше все эти игры органи­зовать по выходным дням и в каникулы во время вылазок и прогулок на лыжах. Кроме того, они должны обязательно включаться в программу зимних праздников.

Для изучения и совершенствования горнолыжной техники, а также для приобретения уверенности при спуске и воспитания чувства равновесия можно использовать следующие игровые за­дания на склоне:

1. Спуститься со склона в низкой стойке как можно дальше.

2. Спуститься с горы вдвоем (втроем), держась за руки.

3. При спуске собрать флажки, расставленные по обе сторо­ны лыжни.

4. При спуске объехать (пропустить между лыж) пред­мет, лежащий на склоне. Начать спуск с узким ведением лыж объезжая предмет, принять широкую стойку; затем вновь сузить лыжи.

5. Спуститься вдвоем на одних лыжах (партнер стоит сзади вплотную).

6. «Снежный биатлон». При спуске, не останавливаясь, попасть в цель двумя-тремя снежками.

7. При спуске на склоне пройти одни или несколько ворот, сделанных из палок с верхней перекладиной или из двух палок в виде треугольника (соединены над лыжней петлями). То же, выпрямляясь между воротами.

Спуск со склона на одной лыже (поочередно на правой и левой).

Спускаясь со склона, каждый школьник (без палок) переставля­ет флажки с одной стороны лыжни на другую, и наоборот (кто больше переставит флажков, предварительно расставленных в 0,5 м от лыжни).

Все указанные упражнения выполняются на хорошо укатан­ном, но нежестком склоне, с которого удалены все посторонние предметы (камни, пни и др.). Длина и крутизна склона зависят от возраста и подготовленности школьников. Не менее интересно проходят игры и эстафеты на склонах, где школьники приобре­тают уверенность в преодолении спусков и в выполнении поворо­тов в движении. Можно, например, провести эстафету «Спуск с препятствиями». Крутизна и длина склона подбираются в соот­ветствии с возрастом и подготовленностью участников, главное требование - должна быть обеспечена безопасность спуска. На склоне прокладываются параллельные трассы по числу участ­вующих команд (обычно 2-3), но это зависит и от ширины скло­на. На трассе устанавливаются ворота (не более 4-5) из лыжных палок и несколько флажков.

Состав команд зависит от количества учеников (лучше не бо­лее 4-6 человек). Это позволит увеличить количество повторных спусков и избежать длительных простоев. По команде учителя пер­вые номера начинают спуск (без палок) по параллельным трассам, преодолевая ворота и собирая флажки. Лыжник, спустившийся первым, получает наибольшее количество очков, второй - на одно очко меньше и т.д.

Каждый участник получает дополнительно по одному очку за каждый поднятый флажок. За сбитые или пропущенные ворота снимается по одному очку. Таким образом, пооче­редно парами (тройками и т.д.) преодолевают трассы все участ­ники. Команда-победитель определяется по наибольшей сумме набранных очков всеми участниками. На склонах игры проходят более интересно и всегда привлекают школьников. Каждый учитель сам сможет подобрать различные по характеру и сложности игры и игровые упражнения в зависимости от задач, пола, возрас­та и подготовленности школьников.

Чаще всего игры и игровые упражнения проводятся с учащи­мися младших и средних классов, но и в старших классах их сле­дует применять, особенно при развитии физических качеств (на­пример, быстроты).

Описание других игр на лыжах и методику их проведения сту­денты могу прочитать в различных изданиях и в учебнике по под­вижным играм.

Предлагаемые игры на лыжах можно проводить с учащимися как на уроках физической культуры, так и во внеурочное время. Это помогает освоить технику лыжных ходов и закрепить пройденный материал.

Индивидуальные игры

Быстрый лыжник

Учащиеся выстраиваются в одну шеренгу на линии старта. По команде все одновременно начинают продвигаться к линии финиша, скользя на одной лыже и отталкиваясь другой ногой. Ученик, пришедший первым, считается победителем. Можно выполнять задание как с палками, так и без них.

Слушай сигнал

Передвигаясь по внешней лыжне тренировочного круга, дети по сигналу учителя начинают выполнять различные задания: например, два свистка – передвижение без отталкивания палками, один свисток – отталкиваясь палками. Сигналы даются в различной последовательности. Ученик, допустивший ошибку, переходит на внутреннюю лыжню и продолжает передвижение по ней, соблюдая правила игры.

Лыжный балет

С небольшой горки лыжники спускаются на одной лыже, удерживая другую на весу. Побеждает тот, кто таким образом проедет дальше всех.

Слалом

На пологом склоне расставляют ворота из палок или флажков. Задача: пройти трассу, каждый раз наклоняясь и проезжая в ворота. Побеждает тот, кто сделает это быстрее, не пропустив и не уронив ворот.

Шире шаг!

Игру можно проводить с палками и без них на хорошо накатанной лыжне. Выполнив разгон до линии старта в 4 шага, нужно добраться до линии финиша, стараясь сделать как можно меньше скользящих шагов. Длина контрольного отрезка – 30 м.

Сильнее оттолкнись

На отрезке 50 м лыжник передвигается одновременным бесшажным ходом, стараясь сильнее оттолкнуться палками и сделать до линии финиша как можно меньше отталкиваний руками.

На одной лыже

Дистанция – 40 м. Лыжники выстраиваются в одну шеренгу на линии старта с палками в руках и с лыжей на одной ноге. По сигналу они начинают скользить к финишу на одной лыже, отталкиваясь только палками. Свободной ногой наступать на снег нельзя. Побеждает тот, кто первым придет к финишу, не нарушая правил.

Пятнашки на лыжах

Такая игра подойдет тем, кто уже овладел лыжными ходами и поворотами. Играть можно с палками и без них. Задача водящего – догнать игрока и коснуться его рукой. Тот игрок, которого коснулись, становится водящим и объявляет: «Я салка!»

Салить лыжной палкой не разрешается – можно лишь коснуться ею лыжи убегающего игрока.

Командные игры

Быстрая команда

Все участники делятся на несколько команд по 5–6 человек в каждой. Команды, накатав себе лыжню, выстраиваются в колонну по одному. По сигналу первые номера передвигаются по лыжне до разворотного флажка, огибают его и, возвращаясь, передают эстафету вторым номерам, и т.д. Побеждает команда, которая первой закончит эстафету.

Встречная эстафета

Играющие делятся на команды с четным количеством участников, а внутри команд, в свою очередь, – на две равные группы и выстраиваются друг напротив друг друга. Расстояние между участниками зависит от уровня их физической подготовленности. По сигналу учителя первые номера преодолевают свой этап до вторых номеров, где передают им эстафету. Те, в свою очередь, возвращаются к линии старта, где передают эстафету третьим, и т.д. Каждый участник преодолевает свой отрезок пути только в одну сторону, передавая эстафету в конце этапа.

Вариант 1. То же, но участники эстафеты пре­одолевают этапы без лыжных палок.

Вариант 2. То же, но у каждой команды одна пара палок. Первые номера передвигаются с ними, добегая до флажков в середине дистанции, где оставляют их, бегут дальше и передают эстафету вторым номерам, которые без палок добегают до флажков, берут палки и бегут к линии старта, где передают их третьим номерам, и т.д.

Лисий след

Для каждой команды прокладывается извилистый путь – лыжня, размеченная разноцветными флажками, с естественными или искусственными препятствиями: ворота из лыжных палок, поваленные ветки деревьев. Их надо преодолеть, наклонившись или перепрыгнув. Длина и сложность дистанции должна быть одинаковой для всех команд.


Горная эстафета

Игра проводится в форме эстафеты на горке с разнообразным рельефом склона, чтобы можно было использовать разные способы подъема. Первые номера по команде преодолевают дистанцию, используя различные способы подъема, доходят до разворотного флажка, огибают его и спускаются обратно до финишной линии, где передают эстафету вторым номерам, и т.д. Побеждает та команда, которая быстрее всех закончит прохождение трассы.

Предлагаемые игры следует применять дифференцированно, в зависимости от возраста участников. Детям до 14 лет не следует предлагать упражнения на силу, так как они быстро утомляются и теряют интерес к занятиям. В зависимости от задач урока игра может быть включена в подготовительную, основную или заключительную его части. Игры для развития быстроты и закрепления техники лыжных ходов лучше проводить в начале основной части, а для развития выносливости – во второй половине занятия.

Сергей Балыбердин ,
учитель физической культуры, МОУ Кругловская СОШ, пос. Кругловский, Тульская обл.