Апостолы петр и павел икона рублева. Иконография первоверховных апостолов петра и павла

Два первоверховных апостола. Два столпа христианской веры. Две такие разные личности, два таких разных пути к Христу, они сошлись в едином служении и недаром считаются первоверховными, ибо их вклад в основание христианской веры неоценим в истории христианства, изменившего духовный облик человечества, поднявшего планку нравственных категорий на новый уровень, достичь которого можно только большим личным усердием. К Престолу Господню они взошли в один день, но хотя казнены были по-разному – Петр распят, Павел – усечен мечом, их жизнь и смерть – свидетельство тому, что, неважно, какая разница в свойствах натуры, социальном статусе и даже исходном мировоззрении существует между людьми, которые однозначно и добровольно решили следовать за Господом. Они приходят к Христу каждый своим уникальным путем как к единственной, главенствующей вершине Бытия, Альфе и Омеге всего сущего.

В простолюдине-рыбаке Симоне и знатном фарисее-римлянине Савле, ставшими первоверховными апостолами Петром и Павлом, при встрече с Христом произошел невероятный духовный переворот, моментальное преображение, которое совершить возможно только Богу.

Апостол Петр
Петр – по-гречески, Кифа – по-арамейски. И с того и с другого языка это имя переводится как «камень, скала». Рыбак Симон, любимый ученик Иисуса, получил свое прозвание, когда Господь сказал ему: «Я говорю тебе: ты - Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16; 18–19). Симон-Петр первым безоговорочно исповедал Христа, на вопрос Его, что о Нём думают ученики, без колебаний ответил, что Иисус есть «Христос, Сын Бога Живого» (Мф. 16; 16). Вот тогда от Самого Господа Петр получил свое прозвание, в котором было заключено миссионерское предначертание всей его будущей судьбы.

Он принял Христа всем сердцем еще до памятного вопроса Иисуса о Нем, с момента, когда был призван. У евангелиста Луки подробно описано событие призвания Петра (Лк. 5; 2–11), из этого описания сразу видна впечатлительность и эмоциональность его личности. Когда Христос приказал Петру, тогда еще галилейскому рыбаку Симону, и прочим ловившим с ним рыбу и пришедшим с ловли с пустыми лодками вновь выйти в море и закинуть сети, то Симон поначалу с недоверием говорит, что они всю ночь ловили, но ничего не поймали, причем называет при этом Иисуса – Наставник. Однако повинуется и, когда он со товарищи вскоре возвращается с сетями, которые прорвались от улова, в лодках, полных рыбы, то он уже полон совершено другого, возвышенного чувства и выражает его соответственно своей непосредственной натуре: «Симон-Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лк. 5; 8) – так жгуче он ощущал свою малость, ничтожество, страх пребывания рядом с Живым Богом, и уже тогда называет Его – «Господи!», а Господь, зная все о будущем всех и всего, призывает Симона-Петра при всем недостоинстве, которое Симон в себе ощущает, следовать за ним и стать его учеником…

Нетерпеливый и порывистый, вспыльчивый и по-детски чистосердечный, Петр был глубоко предан Христу, вера его была лишена сомнений – решился же он, видя, как Господь пошел по воде, пойти вслед за Ним (Мф. 14; 25–30). Да, поднялся ветер, и он испугался, осекся и начал тонуть, но ведь пытался же! Ведь недаром же Петра вместе с Иаковом и Иоанном Зеведеевыми, призванными вместе с ним, Иисус взял на гору Фавор, чтобы те узрели Его Преображение, а он, со всегдашней горячностью, воскликнул: «Господи! хорошо нам здесь быть…» (Мф. 17; 4). И в тяжкую ночь в Гефсимании те же трое были с Ним, но лишь Петр вступился, поднял меч и отсек ухо рабу из пришедших взять Спасителя.

Однако опять же в порыве временного чувства, продиктованного человеческим инстинктом самосохранения, Петр же оказался способен на моментальное отречение, но затем – на последующее полное и абсолютное глубочайшее раскаяние.

Ему суждено было пройти через отречение трижды (Лк. 22; 55–62) – Христос предсказал ему это во время прощальной беседы Его с учениками: «Господи! Почему я не могу идти за Тобою теперь? Я душу мою положу за Тебя!» – спросил Петр, и Господь ответил: «Душу свою за Меня положишь? истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды» (Лк. 13; 37–38). Но Петр, который первым исповедал Христа как Живого Бога, в сущности, отрекался не от Христа и не от веры в Него. В тот момент он отрекался от себя самого, оттого и заплакал горько, когда после того памятного петушиного крика уводимый на смерть Христос обратился и молча взглянул на Петра, а тот вспомнил слова предречения Господа…

Более всего стыдно бывает не тогда, когда нас наказывают. Более всего стыдно, когда прощают. Когда наказывают – тут можно и обидеться, и сказать, что, мол, наказание несоразмерно провинности, или «я не хотел, так получилось». Короче, есть лазейка, как умерить, а то и вовсе усмирить свой стыд, договориться с совестью. Когда прощают – ты остаешься со своим стыдом один на один, и тогда он беспощаден. Трижды после своего Воскресения и явления ученикам при море Тивериадском спрашивал Христос Петра: «Симон Ионин! Любишь ли ты Меня?» и трижды отвечал Петр Господу: «Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя!», и трижды Господь говорил ему: «Паси агнцев Моих», «Паси овец Моих» (Ин. 21; 15–23) и тем трижды простил его.

(От автора. Однажды, уже давно, в беседе с моим первым духовником о том, что будет с нами, когда все мы предстанем на Последнем Суде, он сказал: «Нам простят. Нам всё простят, но как будет стыдно…» Тогда, размышляя над его словами, я поняла, что ад – это не просто страшные картинки в стиле Босха. Истинный ад сжигает не извне, а изнутри. Это безграничный, невыносимый стыд перед Богом, убийственный стыд перед Тем, Кто все о тебе знает и всегда тебя видит. Кто чист и милосерден настолько, что обмануть доверие давшего распять Себя за нравственное несовершенство прошлых и будущих поколений, и лично тебя в их числе, ощущается как совершенное тобой тягчайшее из предательств. Недаром же говорят: «сгореть от стыда», «покраснел от стыда, будто кипятком в лицо плеснули». Когда нам стыдно, нас «бросает в жар до испарины» – выразительно народное слово. Именно Божественное благородство и неописуемое словами величие Всепрощающего, Милосердного Господа делает душевные муки стыда такими, что, пережив их, ты после уже никогда не сможешь вернуться к повторению провинности. Божественное прощение очищает, ибо все духовно-нравственные проступки перед Ним и есть та самая солома, о которой сказано в Священном Писании, что она сгорит, оставляя нетленным лучшее, что в тебе есть, и это пламя станет Фаворским Светом Преображения в очах Господних.)

И вот вера Петра окрепла, закалилась до твердости скалы именно через его отречение и полноту последующего покаяния. А затем, именно вследствие сердечного горения и совершенной искренности, Петр через свою безукоризненную веру получал необходимые слова и доводы, становясь великолепным проповедником, способным проповедями своими обратить три тысячи человек уже в первый день своего апостольского служения после Сошествия Святого Духа на апостолов, исполнив, таким образом, слова Христа о нем: «Я говорю тебе: ты – Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф. 16; 18). Чуть позже, после исцеления хромого, он обратил сразу 5000 человек! Его ученичество как проповедника было взято не из книжной премудрости: к чему она была ученику, Учителем которого был Тот, Кого мы называем Бог-Слово? В книге «Деяния» в главах 1 – 12 рассказано подробно о путях и проповеди святого апостола Петра, его чудесах и служении. Сила его веры была столь велика, столь усердно стяжал он Духа Святого своими деяниями, что даже тень святого апостола исцеляла больных, которые оказывались под ее сенью (Деян. 5; 15).

Обратив на своем апостольском пути многих и многих, Петр пришел с проповедью в Рим, где был схвачен, но имел возможность бежать и воспользовался ею. Согласно книге «Деяния», внук Ирода Великого, того, кто приказал избивать младенцев, чтобы среди них уничтожить и Младенца Христа, Ирод Агриппа Первый, в 42 году начал гонение на христиан. Он заключил Петра под стражу, но ангел Божий по молитвам христиан за апостола явился и освободил его, после чего Петр ушел незамеченным.

Однако исторические источники утверждают, что апостол Петр был схвачен и казнен при императоре Нероне, который особенно был разгневан после того, что апостол обратил в христианство двух его жен. Впрочем, Предание сохранило эпизод о том, как Петр, получивший возможность тайно бежать из темницы, встретил на Аппиевой дороге Христа, и между ними состоялся известный по роману «Камо грядеши?» – «Quo vadis?» польского писателя Генрика Сенкевича диалог. «Quo vadis, Domine? (Куда идешь, Господи?)», – спросил старый апостол. «До ушей Петра донесся грустный, ласковый голос: “Раз ты оставляешь народ мой, я иду в Рим, на новое распятие”». Апостол долго лежал недвижим в пыли, затем встал и пошел в Рим…

Это был 64-й, а по мнению других исследователей, 67–68 год от Рождества Христова. Когда за Петром, заключенным в Мамертинскую темницу, пришли воины, чтобы вести его к казни на Ватиканский холм, где находился цирк Нерона, он попросил их после распятия его перевернуть крест вниз головою. Он считал, что недостоин уподобления Распятому Христу и должен остаться преклоненным головою под ноги Его, потому что так и не простил себе тройного отречения. Чувство вины оставалось при нем всю жизнь, и его апостольское усердие было для него ежеминутным трудом по искуплению слабости, которой он трижды поддался в ночь после расставания с Ним в Гефсиманском саду. Так он и отошел к Богу – вниз головою на перевернутом кресте, исполнив еще одно Господне предречение о нем: «Когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною» (Ин. 21;18–19). После казни христиане во главе со священномучеником Климентом Римским похоронили его здесь же на Ватиканском холме.

То, что историческая память поколений безошибочно сохранила сведения о месте упокоения святого апостола, было подтверждено археологическими данными: во время раскопок 1939–1941 годов под собором Святого Петра в Ватикане среди остатков древнеримского кладбища нашли плиту, на которой было вырезано по-гречески: «Петр здесь», но мощей там не оказалось, очевидно, они были перезахоронены. Длительное время поисками занималась группа археолога Маргариты Гвардуччи, и, наконец, ею были найдены останки, идентифицированные учеными как мощи святого апостола Петра. В 1968 году папа Павел VI объявил, что исследования окончены и по их результатам могилу святого апостола Петра можно считать обнаруженной.

Апостол Павел
Совершенно иным было начало пути святого апостола Павла. До этого Савл, родом из знатной иудейской семьи колена Вениаминова, получил свое имя, видимо, в честь библейского царя Савла. Павел – это его второе имя, им он стал зваться уже после встречи с Христом. Воспитанный в семье благочестивых фарисеев, проживавшей в Тарсе, городе в греческой провинции Киликия, он унаследовал римское гражданство, а с ним – все права и привилегии римского гражданина. Есть предположение, что он мог быть в составе Синедриона, решавшего судьбы непосредственных последователей Христа, живя с ним в одно и то же время, и по возрасту был несколько моложе Иисуса.

Тарса – город, который в то время был центром культуры и образования наряду с Афинами и Александрией. Ученые пишут, что апостол явно обладал, помимо идеального знания Торы – Пятикнижия, и знанием других наук: в его трудах в точности и образности формулировок прослеживается знание греко-римской литературы, философии, истории, риторики. Он, по-видимому, свободно владел латынью как римский гражданин, греческим – как житель греческого города, арамейским – как большинство образованных иудеев, а полноту богословского образования получил в ученичестве у знаменитого тогда раввина Гамалиила Великого, о котором упоминается в «Деяниях» в связи с освобождением из-под стражи апостолов Петра и Иоанна в Иерусалиме (Деян. 5; 34–35). О том он говорит сам: «Я Иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийском, воспитанный в сем городе при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе» (Деян. 22; 3). Очевидно, что Савл-Павел собирался стать раввином: согласно «Деяниям», глава 18; 3, святой апостол умел шить шатры-палатки, это было необходимо, чтобы прокормить себя. Поскольку равви было не положено брать за свое служение денег, то приходилось учиться какому-то ремеслу и им зарабатывать на жизнь.

Согласно книге «Деяния», фарисей Савл выпросил у саддукейского первосвященника письма с полномочиями следовать в Дамаск и оттуда привести в Иерусалим христиан Дамаска для наказания (Деян. 9;1–2). По дороге в Дамаск сошел на него свет, ослепивший его на три дня, и услышал он голос: «Савл! Савл! что ты гонишь меня? Он [Савл] сказал: кто Ты, Господи? Я Иисус, Которого ты гонишь» (Деян. 9; 4–5). Три дня Савл не видел, не пил и не ел. За эти три дня, которые стали для него днями поста, и произошло в нем полное покаяние. За то время Господь явился жившему в Дамаске благочестивому христианину Ананию и сказал, куда ему явиться за Савлом, чтобы исцелить и крестить его. Ананий, знавший Савла как непримиримого гонителя христиан, напомнил Христу об этом, но Господь остановил Анания, сказав, что отныне Савл-Павел – «Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое между народами и царями и сынами Израилевыми» (Деян. 9; 15). Ананий последовал повелению Господа, сделал все, что тот велел. И Савл прозрел, хотя в этом, конечно, прямая связь между духовным прозрением и физическим – настолько глубоко было его потрясение от личной встречи с Христом.

Так святой апостол Павел получил свое назначение – именем Господним обращать иудеев, в особенности убежденных фарисеев, как неоднократно это делал и Христос. Апостол Павел, книжник, фарисей, мог говорить с народом Израиля в понятных ему категориях, со свойственной ему логикой, и сам он был живым примером обращенного иудея, что было немаловажно в миссии, уготованной ему Господом. Недаром он говорит о себе: «Еврей от Евреев, по учению – фарисей, по ревности – гонитель Церкви Божией, по правде законной – непорочный. Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего» (Фил. 3; 5–8).

Ревность в деле сохранения Закона неизменной константы, искренность в гонении христиан, убежденность в правоте позволяли ему считать себя великим праведником. Куда делась самоуверенность Савла после встречи с Воскресшим по дороге в Дамаск?! Савл, фарисей, от юности своей строгий ревнитель уложений Торы, имел целью исполнить все «предания старцев», но именно ему было назначено окончательно связать Закон Ветхого Завета, именуемого «детоводителем ко Христу» с Новым Заветом. Вот он пишет о себе в Послании к Филиппийцам: «Для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа с праведностью Бога по вере; чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, чтобы постигнуть воскресения мертвых» (Фил. 3; 8–11). Так святой первоверховный апостол Павел словами «…найтись в Нем своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа с праведностью Бога по вере…» утверждает то, что когда-то сказал Сам Господь в Нагорной проповеди: «Не думайте, что Я пришел нарушить Закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5; 17).

Из 28 глав книги «Деяния» Нового Завета двенадцать посвящены трудам апостола Петра, но остальные шестнадцать – подробнейший рассказ об апостольских путешествиях святого Павла, его подвигах, усердных трудах по созиданию Христовой Церкви и перенесенных им страданиях на дорогах служения Богу. Еще больше мы узнаем о нем из четырнадцати его Посланий к народам, земли которых он посещал в трех его миссионерских путешествиях, основывая новые и новые общины, и, раз посетив, уже не оставлял своими отеческими заботами. И это понятно, ведь о Петре мы многое знаем из Четвероевангелия, тогда как Павел был призван Христом уже после Сошествия Святого Духа на апостолов и созидания святым апостолом Петром основы Церкви Христовой в Иерусалиме (Деян. 2; 1–13). Он и назвался теперь вторым именем – Павел, Paulus – «младший, меньший», и говорил о себе как о «наименьшем из Апостолов», который «недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию» (1 Кор. 15; 9). И как Петр нес всю жизнь в себе чувство неискупленной вины за свое тройное отречение, так и Павел страдал за Христа с радостным смирением и повинным сердцем, помня каждый час о своем прошлом гонителя последователей Христа, в Которого уверовал, Которого возлюбил и принял всем разумом и всей душою. Как говорится в стихире праздника: «Дал еси образ обращения согрешающих оба апостолы Твоя: оваго убо, отвергшагося Тебе во время страсти и покаявшася, оваго же проповеди Твоей сопротивляющася и веровавша…»

Итак, при императоре Нероне, как мы уже говорили, по одним источникам в 64 году, по другим – в 67–68 годах от Р.Х., святые первоверховные апостолы были взяты и казнены в один день. Петр, как мы уже сказали, – распят на Ватиканском холме, а Павел, поскольку он был римским гражданином и его нельзя было предать позорной смерти на кресте, обезглавлен на Остийской дороге за пределами Рима. На месте упокоения его останков скорбящие ученики поставили памятный знак. Позже равноапостольный царь Константин Великий на этом месте воздвиг церковь Сан-Паоло-фуори-ле-Мура.

В 2009 году папа Бенедикт XVI объявил, что ученые исследовали саркофаг под алтарем Сан-Паоло-фуори-ле-Мура, и по данным углеродного анализа возраст останков, заключенных в нем, может быть датирован между I и II веками от Р.Х. Вскрытия саркофага до сих пор не производилось, это было небезопасно для сохранности останков, просвечивание ничего не дало – слишком велика толщина камня, поэтому исследования проводились с помощью зонда. В саркофаге обнаружили следы дорогой льняной ткани пурпурного цвета, из которой изготавливались одеяния римской элиты, частицы ткани голубого цвета, пластина из чистого золота и кусочки красного ладана. То, что знатный римлянин был похоронен под алтарем христианского храма, и время захоронения позволили подтвердить, что останки в саркофаге – действительно честные мощи святого апостола Павла.

Значение иконы

Святых первоверховных апостолов Петра и Павла иконописцы с древности часто изображают вдвоем, хотя их жития не были связаны земным родством. Однако их связывало родство иное, превыше всех кровных уз – духовное братство во Христе, вера, которой соединены все члены Церкви, являясь братьями и сестрами во Христе. Апостолы Петр и Павел – воистину столпы апостольского служения. Простой рыбак, трижды отрекшийся от Христа в минуту слабости, трижды Им прощенный, заложил своей горячей проповедью основу Церкви Христовой, и фарисей, гнавший христиан, но впоследствии уверовавший так, что в истории христианства стал едва ли не мудрейшим Отцом Церкви, на Посланиях которого вот уже два тысячелетия воспитываются верующие христианского мира. Потому они запечатлены вместе: в ранней иконографии чаще фронтально, лицом к нам, а с XVI века – с ликами, обращенными друг к другу. Связка ключей в левой руке Петра, дорожный посох в руке Павла и книга с его письменными трудами в другой – их невозможно перепутать. К тому же сохранились древнейшие фрески с их изображениями, по которым были заложены основы канонической традиции написания их ликов в православной иконописи.

«Дал еси утверждение Церкви Твоей, Господи, Петрову твердость и Павлов разум» – говорится в стихире праздника. «Петрова твердость» – это мужество в исповедании веры: «Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, И не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; И когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» (1 Петр. 5; 1–4) – пишет апостол в Первом Соборном Послании.

«Павлов разум» – мудрость апостола, которая уже тысячелетия служит источником для душеполезных размышлений, вдохновляя и окормляя духовно-нравственную жизнь верующих. Иеромонах Симеон (Тормачинский) говорит, что «…наверное, в человеческой истории не найдешь более умного человека, чем апостол Павел, разве что премудрый Соломон мог бы с ним сравниться. Достаточно почитать Послания апостола Павла, чтобы убедиться, что он действительно имеет “ум Христов”», а владыка Филарет Московский пишет: «Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа, – не для тебя посланы апостолы, – ты не то, чем были все христиане с самого начала христианства…»

Такие разные личности, такие различные судьбы! Как сказал в одной из проповедей в День памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла митрополит Антоний Сурожский – «радикальный гонитель и верующий от начала встретились в одной, единой вере о победе Христовой – Крестом и Воскресением. <…> Они оказались бесстрашными проповедниками: ни муки, ни крест, ни распятие, ни тюрьма – ничто не могло их отлучить от любви Христовой, и они проповедали, и эта проповедь действительно явилась тем, чем ее называет апостол Павел: “Вера наша – победившая мир”».
Говоря о важности дней памяти всех святых Православия, владыка Филарет говорит: «Поминайте наставники ваша, подражайте вере их». 12 июля мы поминаем святых первоверховных апостолов Петра и Павла, а значит, поминая их, мы должны и подражать им, посильно наследовать их апостольское служение, с радостью свидетельствуя о Господе Иисусе Христе. Насколько мы можем им подражать? Какие силы надо иметь для этого? Мы чаще всего таких сил не имеем, но это не причина для уныния, ведь говорит же владыка Антоний: «Если мы не можем достичь такой крепкой веры, как у апостола Петра, чтобы ходить по водам и воскрешать умерших, если мы не можем стяжать такой Божественной мудрости, как у апостола Павла, чтобы обращать своими словами тысячи людей ко Христу, то постараемся подражать их нелицемерному покаянию и глубочайшему смирению».

Итак, мы рассказываем вам, дорогие читатели, о Житиях святых, о историях обретения и создания икон с верой и радостью и в надежде, что это тоже – наш скромнейший посильный вклад в свидетельство о Православной Христовой Вере.

Петра и Павла.
12 июля (29 июня ст. ст.) Петра и Павла. С праздником!
Славных и всехвальных первоверховных апостолов Пера и Павла.
Тропарь апостолов. Глас 4.
Апостолов первопрестольницы/ и вселенныя учителие,/ Владыку всех молите/ мир вселенней даровати//и душам нашим велию милость.

Петр и Павел апостолы. Икона 11 век. Новгородский государственный объединенный
историко-архитектурный музей-заповедник.

Петр и Павел считаются величайшими проповедниками учения Христа и даже основателями самой христианской религии. Только эти два апостола имеют звание первоверховных — такого звания больше никто из всего сонма Святых не удостоен.
Церковью воспеваются «Петрова твердость и Павлов разум».

"По христианским воззрениям именно у апостола Петра находятся ключи от рая: он привратник у райских ворот. Его иногда так и называют: Петр-ключник, или Петр «золотые ключи».


Петр и Павел апостолы. Икона 14 век. Византийский музей, Афины.


Петр и Павел апостолы. Икона 14 век. Синай, Монастырь святой Екатерины


Апостолы Петр и Павел. Картина Эль-Греко (Доменико Теотокопули)
1590-92 гг. Эрмитаж. Икона итало-критской школы XVI века.


Петр и Павел апостолы. Икона 14 век. Монастырь Ватопед на Афоне.


Петр и Павел апостолы. Икона 17 век. Афон, монастырь Пантократор.


Петр и Павел апостолы. Икона 18 век. Государственный Исторический музей, Москва.
Интересной особенностью данной иконы является изображение апостолов Петра и Павла на фоне архитектурного комплекса Петропавловской крепости с собором в Санкт-Петербурге. В центре композиции на берегах реки изображены две сцены мученичексой смерти апостолов. Внизу, в барочном картуше помещен текст молитвы, посвященной апостолам.


Петр и Павел апостолы, икона 17 век. Пермская государственная художественная галерея.
Апостолы изображены в рост, слегка повернутыми друг к другу и обращенными в молении к Спасу Вседержителю, восседающему на Престоле в окружении архангелов в сегменте небесной сферы, которая расположена в центре под верхним полем. В руках апостола Петра ключ и свиток, в руках апостола Павла - Евангелие. Фон позолочен.
http://lib.pstgu.ru/icons/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=4&Itemid=6


Несмотря на то, что 12 июля — это день Петра и Павла, 12 июля на Руси обычно почитали лишь память апостола Петра, Святому же Павлу молитвы возносились на следующий день, «чтобы не обижался».

В этот день заканчивается Петров пост. Было принято ходить в гости и приносить с собой «обетные» («обетованные») угощения, среди которых обязательно должны были присутствовать блюда из рыбы. «Обетные» угощения обычно устраивались крестными родителями.

Ведь в первую очередь, Петров день считается праздником рыболовов, тех кто связан с рыбным промыслом, поскольку сам Петр в до апостольской своей жизни был обычным рыбаком, и именно во время ловли Петром рыбы и произошло его знакомство с Иисусом Христом, который призвал его от рыбацких трудов у «уловлению человеков». Рыбаки молились ему об удаче, просили подсказать: удастся ловля, будет буря, стоит забрасывать сети.

В Петров день было принято умываться водой из трех ключей. Также крестьяне выходили посмотреть, как будет всходить солнце: собирались ночью на холмах, разжигали костры и проводили время в ожидании рассвета в играх и песнях. Считалось, что на Петра Павла солнце «играет» в небе: то заблестит разными цветами, то засияет ясно, то поднимется, то опустится.

Крестьяне замечали: если на Петров день дождь, то весь сенокос будет мокрый. В то же время изменение погоды в течение одного дня, когда за дождем следует солнце, а затем снова дождь, обещала плодородие. Говорили: «На святого Петра дождь - урожай худой, два дождя - хороший, три - богатый».

А еще сегодня отмечается День фотографа. Точнее, не совсем так: День святой Вероники, покровительницы фотографов. По преданию, св. Вероника в числе прочих людей следовала за Иисусом Христом на Голгофу. Когда изнеможенный Спаситель упал, святая Вероника поднесла ему свой платок, отереть пот с лица. На ткани запечатлелся лик Спасителя. Когда была изобретена фотография папским декретом св. Вероника была объявлена покровительницей фотографии и фотографов."
Фото и текст из открытых источников.

Святые апостолы Петр и Павел: икона, молитва, день празднования

Среди апостолов особо выделяются двое: апостолы Петр и Павел, названные первоверховными. Узнайте о жизненном пути, трудах и мученичестве апостолов, читайте молитву им

Святые апостолы Петр и Павел

Христианство распространилось по земле большими трудами учеников Христа - апостолов. Они обходили страны и континенты, принимали мученичество, отдавая жизнь за Христа, от Которого при жизни даже отрекались по малодушию. Среди них особо выделяются двое: апостолы Петр и Павел, названные первоверховными. Но их первенство совершенно разное.


Петр был одним из свидетелей земной жизни Христа, его ближайшим учеником, но при аресте Христа отрекся от Него. А Павел поначалу был даже гонителем Христа - при земной Его жизни он с Христом не встречался. Однако эти двое апостолы более всех известны, потрудились ради Господа и для просвещения людей, смогли взойти на высоту святости, несмотря на свои прежние дела.


В православной традиции принято молиться разным святым в разных трудностях, по разным случаям. Благодать помогать в особых сферах жизни связана с чудесами, совершенными ими на земле или их судьбой. Так святые апостолы Петр и Павел имеют благодать помощи в большом количестве дел, ведь его жизнь была разнообразной, насыщенной духовными подвигами и путешествиями. Путь их был более долгим и протяженным, чем у других миссионеров. Именно апостолы Петр и Павел принесли христианство в Рим и на многие земли Римской империи. Они оба мученически закончили жизнь в Риме, самой своей смертью проповедуя Крест Христов и учение Его.



Как узнать икону апостолов Петра и Павла?

В церковных книгах осталось описание внешности обоих апостолов. Изображаются они почти всегда вместе, но в иконостасах многих храмов есть их отдельные иконы - во втором снизу ряду икон они предстают по обе стороны от Христа молящимися Ему. Иконы всегда имеют подписи с именами святых.


    Образы святых апостолов Петра и Павла - это изображение двоих мужчин чуть старше средних лет. У апостола Петра круглая седая борода, обычно он стоит слева, апостол Павел - с длинноватой коричневой бородой.


    Апостол Петр имеет синюю нижнюю и желтую верхнюю одежду, апостол Павел - нижнюю зеленую или бирюзовую, верхнюю - коричневую, красноватую одежду.


    Часто апостолы изображены на иконе во всех рост. Тогда они будут держать в руках свитки (как знак их писаний) или книги Евангелия.



Святой апостол Петр

Святой Петр был сыном рыбака Ионы, братом апостола Андрея Первозванного. При рождении был назван Симоном. Апостол Андрей, которого первым позвал Христос, возвестил благую весть (именно так переводится слово «Евангелие», в общем смысле означающее учение Христа) старшему брату Симону. По свидетельству евангелистов, он стал первым человеком, который воскликнул: «Мы нашли Мессию, Имя Которого - Христос!» Андрей Первозванный привел брата ко Христу, а Господь назвал его новым именем: Петр, или Кифа - по-гречески «камень», пояснив, что на нем, как на камне, будет создана Церковь, которую не сможет победить ад. Два простых брата-рыбака, ставшие первыми товарищами Христа в Его пути, до конца земной жизни сопровождали Господа, помогали Ему в проповеди, оберегали от нападок иудеев и восхищались Его силой и чудесами.


Горячий по характеру, апостол Петр загорелся желанием служить Христову учению, однако так же внезапно и отрекся от Него уже при аресте. Апостол Петр был в числе избранных учеников Господа, которых он собрал на Елеонской горе, чтобы рассказать о Страшном Суде и будущем человечества. Сопровождал он Христа и на закате Его земного пути: на Тайной Вечере он принял Причастие из рук Христа, затем вместе с другими апостолами в Гефсиманском саду пытался заступиться за Христа, но испугался и, как и все, скрылся. Петра спрашивали, не ходил ли он вслед за Христом, а он сказал, что не знает Иисуса вообще. Видя смерть Христа, как и другие апостолы, испугавшись подойти к Его Кресту, он со временем покаялся в своем предательстве Господа.


Во время Распятия апостолы из-за страха быть убитыми не подошли ко Кресту Господа, кроме одного апостола Иоанна. Однако после Воскресения Христа они уверовали в Божественную волю о Распятии, смерти и Царствии Господа, поняли это до конца. При Вознесении Господнем апостол Петр с другими получил от Господа благословение идти и научить Евангелию все народы, крестя их во имя Святой Троицы: Бога Отца - Саваофа, Бога Сына - Иисуса Христа и Святого Духа - невидимого Господа, зримо пребывающего в человеческой истории только в виде огня, дыма или голубя. Святой Дух и снизошел на апостолов Петра и его брата Андрея, Богородицу и других апостолов, пребывавших в Сионской горнице - месте Тайной Вечери - в Пятидесятницу, то есть в память о Воскресении Христовом совершавшими трапезу в пятидесятый день после него.


После Сошествия на них Святого Духа, апостолы просветились Божественным знанием. В них говорил Сам Бог, они мгновенно заговорили на всех языках мира: Господь подал им этот дар для проповеди Евангелия по всему свету. Все ученики Христа вместе с Богоматерью по жребию получили направления и места, где должны были обращать людей в христианство, крестя их.


Апостол Петр основал церковь в Риме и наставил множество людей в вере. Путешествуя по Империи, он обращал в христианство до пяти тысяч человек одновременно, исцелял больных и даже воскрешал мертвых. В книге Деяний апостолов написано, что в толпе люди выносили больных к ногам проходящего спешно апостола, чтобы хотя бы его тень попала на больного - так исцелялись многие люди.


Император Нерон приказал схватить всех христиан, и ученики упросили Петра покинуть Рим. Но на Аппиевой дороге ему явился Сам Христос… Петр спросил его. «Куда идешь, Господи?» («Quo vadis, Domine?») - а Христос ответил, что идет вновь принять муки. Апостол Петр понял, что есть воля Божия ему оставаться до конца с верными христианами. Он был распят на перевернутом кресте римлянами - есть предание, что это произошло из-за обращения святым апостолом в христианство жены и наложниц самого императора. Этот эпизод и мученическая кончина апостола описаны в романе Генрика Сенкевича «Кво Вадис?»


Святой апостол смиренно, без ропота принимал свой жребий и волю Божию о нем; молясь ко Господу, он и сегодня ходатайствует о просьбах всех людей. Он понимал, что должен пройти через те же муки, которых испугался тогда, когда его Учитель, его Друг - а ведь у Христа, кроме апостолов и Его Матери, не было близких - оставленный всеми умирал на Кресте. Возможно, именно поэтому от старости скончался только один из апостолов, оставшийся со Христом во время Его смерти - апостол Иоанн Богослов; остальные, чтобы достичь святости, искупить свой грех и воссесть на престол в Царствии Небесном, должны были засвидетельствовать верность Богу.



Святой апостол Павел

Святой апостол Павел, имевший до прихода ко Христу имя Савл, был по сути прямой противоположностью Петра. Если Петр был бедным рыбаком, апостол Павел был гражданином Римской империи, родившись в малоазийском городе Тарсе. Он закончил там греческую академию, изучил многие труды греческих философов, но остался правоверным иудеем и перешел академию раввинскую, готовясь к должности религиозного наставника иудеев в Иерусалиме. Он был свидетелем смерти первого христианина-мученика Стефана, убитого фарисеями за веру, а затем сам стал гонителем христиан - Савл искал их и стремился предать в руки фарисеев, осуждавших христиан.
Однако Сам Господь Иисус Христос в чудесном видении направил его к Себе. Он явился Савлу в сильном свете, вопросив: «Савл, Савл, что ты гонишь Меня?» - и на недоуменный вопрос будущего апостола, кто это, ответил: «Я Иисус, Которого ты гонишь». Савл ослеп и был направлен Христом в Дамаск, чтобы христиане крестили его именем Павел и исцелили. Так и произошло.

Апостол же Петр был одним из первых наставников Савла-Павла в христианстве. Павел со временем прошел наибольший из всех апостолов путь миссионерства и написал больше, чем у всех апостолов, Посланий христианам разных городов.
Во времена первохристиан римские императоры преследовали их как государственных преступников: ведь верующие признавали Богом только Христа, а не императора. Римская же империя стояла на уверенности в том, что император - бог, он непогрешим и все делает правильно. Святость жизни, праведность или простая нравственность не требовались - напротив, из истории мы знаем множество развратных и преступных императоров-пьяниц. Зато императора не свергали, простой народ боялся выступать против бога - его могли только убить, и то делали это сами приближенные императора. Ко времени распада Империи люди уже не верили в божество императора и всех богов римского пантеона, приносили жертвы иногда, по привычке. Христиане, по мнению императоров, разваливали государство и заставляли Фортуну - богиню удачи - отвернуться от Рима. Сегодня мы упоминаем ее имя в поговорках вроде «колесо фортуны», забывая, как много христиан погибли из-за поклонения удаче.

Поэтому и святой апостол Павел был казнен. Как гражданин Рима он не мог быть подвергнут позорной казни для бродяг и иноплеменников на кресте - апостолу отсекли голову мечом.



Почитание святых апостолов Петра и Павла

По преданию, первоверховные апостолы были казнены в один день (или в один день с разницей в год), в который сегодня все христиане отмечают их память - 12 июля (31 июня по старому стилю, в этот день их память празднует Католическая Церковь).


Перед этим днем Церковь благословляет христиан поститься, празднуя память святых апостолов как великий праздник, к которому нужно тщательно приготовиться, очистившись молитвой и постом. Так празднуется в году только еще Пасха, Рождество и Успение - величайшие праздники.


В эти дни накануне совершается Всенощное бдение, а в сам день памяти апостолов Божественная литургия, за которой поются особые краткие молитвы святителю: тропари и кондаки. Их можно читать онлайн или наизусть, кроме дней памяти, также в любой трудный жизненный момент.


Апостолов первоверховные, Вселенной всей учителя, Владыку всех Бога просите мир Вселенной даровать и душам нашим великую Божию милость.


Молитву Петру и Павлу, в которой совершаются прошения сначала обоим апостолам отдельно, а потом каждому из них, также можно читать онлайн:


О святые апостолы Петр и Павел, не отходите духом от нас, грешных рабов Божьих (имена), чтобы не были мы навечно разлучены от любви Божией, но сильным заступничеством вашим защитите и охраните нас, чтобы помиловал Господь всех нас по молитвам вашим, уничтожил все грехи наши, записанные на Небесах и в аду, и подал со всеми святыми Царствие Свое, чтобы вечно прославляли мы Господа Христа, которому подобает слава, честь и благодарность всех людей.


Святый верховный Апостол Петр, камень веры, стоящий твердо исповеданием твоим на Христе, Камне главном Церкви! Молись Ему, чтобы и мы, мыслями и похотями плоти всегда искушаемые и сомнениями страдающие, на Самом Христе, Камне Жизни, всегда был укреплены и руководствовались Его честью, любовью и избранием, чтобы благодатью Его и мы превратились в храмы духовные, в священство святое, для вознесения жертв молитвенных трудов наших Господу Иисусу Христу.


О святой верховный Апостол Павел, сосуд избранный Христов, наполненный благодати и славы Божией! Проси Творца Вседержителя, правящего всеми творениями Его, чтобы и нас, сосуды его несчастные и слабые, сделал Он честными, освященными и готовыми на благо. Аминь.


Величание - то есть прославление апостолов в благодарность за помощь:


Возвеличиваем вас, апостолы Христовы Петр и Павел, весь мир учением своим просветивших, и все концы света ко Христу приведших.



Храмы и святыни, связанные с Петром и Павлом

Над местом казни святого апостола Петра был воздвигнут собор в его честь, ныне - важнейший собор Рима, где находится кафедра Папы Римского и мощи апостола Петра.


На месте смерти апостола Павла император Константин Великий, давший свободу христианской вере и сделавший христианство государственной религией Рима, первый крестившийся римский правитель, возвел храм, где и хранятся мощи апостола.


По свидетельствам ученых, мощи и апостола Петра, и апостола Павла - это их останки. Есть ряд анатомических подробностей, которые подтверждают: их тела действительно сохранились до наших дней.


В России апостолы Петр и Павел особо почитаются в Санкт-Петербурге. Город был поручен Петром Первым его небесному покровителю - апостолу Петру, и первый собор Северной столицы был заложен и освящен в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла.


Сейчас здесь покоятся останки всех императоров из рода Романовых (вызывают споры останки последней Царской семьи, Николая Второго).


В Петергофе, пригороде столицы, любимом Петром Первым также существует Петропавловской собор, построенный при личном участии императора Александра Третьего в неорусском стиле, подобном храму Василия Блаженного - с шатром, изразцовыми куполами и прекрасными фресковыми интерьерами.



В чем помогают апостолы Петр и Павел

Известно, что в православной традиции принято молиться разным святым в разных трудностях, по разным случаям. Благодать помогать в особых сферах жизни связана с чудесами, совершенными ими на земле или их судьбой. Апостолы Петр и Павел имеют благодать помощи


  • В науке, учебе - студентам и школьникам, понимании Священного Писания;

  • В исцелении от недугов тела, дни и духа, избавлении от грехов.

  • В выборе, принятии важного решения.

  • Апостолы известны своими трудами, поэтому, по свидетельствам бизнесменов, они помогают тем, кто начинает собственное дело, подавая успех.

  • Также апостол Петр считается помощников рыбаков и моряков, поскольку сам до апостольства много рыбачил.

Мужчины по имени Петр и Павел обращаются к своим святым заступникам во всех нуждах. Известно, что для святых нет неважных молитв. Молитва святому Петру или Павлу, если вы носите это имя, звучит так:


«Молись к Богу обо мне, святой апостол Божий Петр / Павел, ведь я со старанием прошу заступничества твоего, помощника во всем и молитвенника о душе моей».


Подаренную или приобретенную икону святых апостолов нужно поместить в домашнем иконостасе. Его устраивают обычно в «красном углу» - напротив двери, у окна или в любом чистом и светлом месте. На особой полке для икон, которую можно купить в лавках при церквях, в центре ставят образ Господа Иисуса Христа, слева - Пресвятой Богородицы, а справа - почитаемого святого, например, покровителя вас или ваших близких - здесь и будет уместной икона апостолов, причем вы можете купить образ обоих или одного апостола, тезоименитого вам. Можно при необходимости устроить иконостас и на книжной полке, но только рядом с духовными книгами, а не развлекательными изданиями.



О славные апостолы Петр и Павел, души за Христа отдавшие и кровью вашей удобрившие поле веры Христовой! Услышьте детей ваших духовных молитвы и вздохи, приносимые вам от сердец наших сокрушенных. Грехами и беззакониями мы помрачились, бедами, словно тучами, обложены со всех сторон, обнищали без богатства доброй жизни и не можем сопротивляться бесам - волкам хищным, которые стараются разорить наше наследие Божией благодати.
О сильные наставники наши! Понесите немощи наши, словно груз тяжелый, чтобы мы не разлучались духом с вами и с Господом Сил, но защитите нас крепкой стеной молитв ваших, просите Господа о милости ко всем нам, о прощении грехов наших и даровании жизни доброй, чистой и спокойной, чтобы мы получили все необходимое для жизни земной, а по смерти со всеми святыми удостоились славить Его вечно в обителях Небесных, воздавать Господу честь и славу, благодарили Его и радовались Его милости всегда. Аминь.


Да хранит вас Господь молитвами святых апостолов Петра и Павла!


Икона святого Петра - важнейшая часть любого домашнего иконостаса. Молитвы перед ней способны уберечь вас от опасности, а также укрепить и сохранить веру в Господа.

Апостол Петр был сыном рыбака и с самого детства промышлял рыбной ловлей. По достижении старшего возраста Петр повстречал Христа и пошел за Ним. Среди 12 апостолов Петр стал любимым учеником и последователем Иисуса: именно ему Спаситель доверил хранение ключей от райских врат.

Когда Иисуса Христа схватили и приговорили к смертной казни, Петр, испугавшись преследования, трижды отрекся от Него на рассвете. Осознав весь ужас своего поступка, он горько раскаивался и позже был прощен Господом. Всю оставшуюся жизнь Петр посвятил проповедованию Божьего учения, был схвачен и принял мученическую кончину во времена правления Нерона.

После кончины апостол был канонизирован, а его икона до сих пор творит чудеса исцеления и знамений, спасающих жизни людей.

Где находится чудотворная икона

Существует множество копий и списков чудотворного образа, но первоначальная икона, написанная в 6 веке, находится в Египте, в монастыре святой Екатерины. Канонический образ Петра, с которого были списаны фрески Исаакиевского собора, находится в Соборе Святой Живоначальной Троицы Санкт-Петербурга.

Описание образа

На иконе изображен апостол Петр в расцвете своего духовного пути. Святой одет в монашеский хитон, в одной руке держит Священное Писание, а в другой — ключи от врат Рая. Апостол находится в пути.

Этот образ символизирует долгий жизненный путь проповедования и подвигов во имя Господа и веры в Него, а также долгую дорогу от отречения до прощения и принятия Господом своего любимого ученика во вратах Рая.

В чем помогает икона апостола Петра

Хотя Петр оставил дом и семью ради служения Господу, он не забывал о насущном труде и своих корнях. Именно поэтому Петр считается покровителем рыбаков и моряков. Святому молятся о сохранении жизни на воде и помощи в беде.

Кроме того, по преданию, апостол Петр был наделен столь большой силой, что мог исцелять смертельно больных людей, лишь прикоснувшись к ним. По этой причине иконе святого молятся об исцелении телесных и душевных болезней, а также об облегчении хронических болей.

Молитвы перед образом апостола Петра

«Святой Петр, покровитель мореплавателей и путешественников, молим тебя, в тоске и страхе к тебе прибегая: не оставь молитвы наши без ответа, убереги от опасности на море и на суше! Молим тебя, не попусти живота раба Божьего (имя) и сохрани от всякого зла всех спутников его. Истинно апостол, хранитель и разрешитель, спаси и сохрани раба Божьего (имя) от всякого зла. Аминь».

«Святой апостол Петр, хранитель ключей, отмыкающих врата Рая, великий целитель, молим тебя смиренно и с надеждою: яви дар, данный тебе Господом нашим Иисусом Христом, исцели раны душевные и телесные, спаси и живот мой, душу мою и разум мой от происков дьавольских, убереги жизнь мою от боли и страданий. Истинно прошу тебя, защити и укрой покровом своим от болезней, дабы возблагодарить мне Господа Нашего и смиренно прославлять волю Его до конца дней моих. Аминь».

Как выглядит икона апостола Петра

Помимо первого канонического образа существуют несколько распространенных версий иконы апостола, признанных Церковью. На одной из них святой изображен не в полный рост, а по пояс.

В одной руке святой Петр держит Священный свиток, а другой благословляет каждого молящегося перед образом.

На другом достаточно распространенном образе святой Петр изображается в преклонных летах. Глаза апостола подняты к небесам: в этот момент святой получает благословение Божье на мученическую смерть.

В одной руке Петр держит раскрытую книгу Евангелия, а в другой сжимает ключи от райских врат.

Апостол Петр был любимым учеником Господа и получил прощение греха отречения от воли Господней и учения Его. Именно поэтому перед образом святого особенно сильны молитвы о прощении грехов . Мы желаем вам мира в душе и крепкой веры в Бога. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

11.07.2017 05:09

Казанская икона Божией Матери широко известна среди православных христиан. Заступница и защитница всех людей находится...

И Павла является одной из самых знакомых всем, кто когда-либо обращался к изображениям христианских святых. Их канонический облик в неизменном виде сохраняется с тех давних времён, когда последователи учения о воскресшем Спасителе собирались для своих служб в глубинах катакомб. Ключ от врат Царствия Божия в руках одного из них и меч ― символ жертвенности - в руках другого ― свидетельство того, что перед нами именно те, кого принято именовать первоверховными апостолами.

Особенности их изображения

Исследователи пришли к выводу, что описание святых, приводимое в ранних преданиях, по всей видимости, соответствует действительности, и на его основе сформировался образ, который передаёт икона. Пётр и Павел жили в ту эпоху, когда составлялись первые хроники их подвижнического служения, авторы которых вполне могли быть с ними знакомы, или, по крайней мере, видеть. Этим, вероятно, и объясняется неизменность, придаваемая их портретным чертам.

Считается, что икона «Пётр и Павел» этим необычайным постоянством обязана традициям римского скульптурного портрета, доведённого к тому времени до совершенства. Авторы первых фресок, обнаруженных на стенах катакомб, несомненно, были знакомы с техникой портретирования, что позволило им придать образам апостолов правдивые и реалистичные черты.

Близость индивидуальных черт

Сравнивая работы мастеров, живших в разные эпохи, в разных концах христианского мира и никогда не видевших творений друг друга, поражаешься схожести изображённых ими ликов. Например, икона «Пётр и Павел», написанная в древней Византии, и её аналог новгородской школы XVI века, без сомнения, передают черты одних и тех же людей. Причём точно известно, что живописцы с берегов Волхова не были знакомы с произведениями своих предшественников.

Особое место в иконографии святых апостолов занимают их совместные изображения. Подобные композиции часто связаны с обстоятельствами жизни святых и мученической кончины, состоявшейся в один день. В качестве сюжетов нередко используется апокрифический текст, повествующий об их последней встрече и прощании незадолго до казни. Обычно икона «Пётр и Павел», написанная на его основе, представляет собой изображение апостолов, братски обнявшихся и целующих друг друга.

Почитание святых апостолов на берегах Днепра и Волхова

Со времён принятия христианства образ первоверховных апостолов считался одним из наиболее почитаемых на Руси. Известно, что по возвращении из Корсуни святым князем Владимиром была привезена в Киев икона «Пётр и Павел», ставшая впоследствии даром До наших дней она не сохранилась, но в древнем храме можно и теперь увидеть фреску XI века, написанную по этому сюжету.

Духовность в основе образа апостолов

В наши дни в иконостасах большинства храмов неотъемлемой частью деисусного ряда является икона Петра и Павла. Значение её со временем неизмеримо возросло. Причина заключается в более полном осмыслении их образов. Они являют собой символы безграничной веры в истинность Христова учения, позволяющего даже простому, не учёному и слабому человеку, каким был прежде Пётр, подняться до вершин святости.

Кроме того, это символ открытости пути к духовному совершенству для тех, кто первоначально не только не принял учение христиан, но и был их яростным гонителем, как апостол Пётр. Безусловно, в наши постатеистические времена подобные образы являются весьма актуальными, тем более что православная церковь ведёт широкую просветительскую работу, направленную на восполнение тех пробелов в религиозном образовании народа, которые возникли в эпоху богоборчества. В целом же любое изображение апостолов - это наглядная проповедь христианской веры, открывающей врата в жизнь вечную.