Работа души и духа. Контроль души духом

В нашем разделённом сознании такие понятия как душа, дух, сознание и тело всегда существовали не связано. В своём понимании окружающего мира мы обычно принимаем одну из сторон — материалистическую или идеалистическую. Материалисты рассматривают сознание как продукт материи, идеалисты напротив ставят во главе всего сознание, рассматривая тело как нечто вовсе не существующее. Я не отношу себя ни к тем ни к другим, и в этом блоге я прежде всего хочу показать насколько понятия тела и сознания, души и духа взаимосвязаны, и существование их одно без другого невозможно. Формирование же наших представлений зависит только от направления — внутрь или во вне, таким образом устанавливая приоритеты нашего мировоззрения.

ТЕЛО

Это то что дано нам изначально по праву рождения. Живое тело отличается от неживого качеством реакций на изменения окружающей среды. Реакция эта проявлена на разных уровнях — начиная от химических реакций в клетках, до реакции органов и систем, организма в целом и ответа на определённое воздействие, которое у человека выражено как активные действия, мысли и эмоции, творчество, формирующие в конечном итоге наше сознание.
Сознание — это отраженная реакция на воздействие окружающей среды в материально-энергетическом теле. Без материи не существует сознания, но и без сознания частица это волна. Для того что бы возникло сознание нужно чтобы было отражение — энергии от материи и материи от энергии. Взаимодействие.
Реакции живой материи в первую очередь обусловлены её строением и структурой, которая усложняется в ходе эволюционного развития. От сложности структуры зависит сложность и изменение реакций на внешние изменения.
Эволюция направлена в первую очередь на усложнение (расширение) восприятия окружающего мира. И как правило не имеет значение количественные изменения (изменение массы или формы), а только качество структуры, позволяющей отразить как можно больше, лучше и глубже окружающий мир. От этого зависит уровень восприятия, реакций на раздражение, изменения, чувствительность, а так же сознание.
Продвижение материи во времени и пространстве сохраняется в виде устойчивых форм образуя неорганические соединения и органические молекулы, микро и макроорганизмы, центральной структурой которых является ДНК и РНК. В этом ключе можно сказать что наша эволюция заключается прежде всего в эволюции генетического материала и проходит исключительно на клеточном уровне в ДНК под воздействием среды и общества.
В связи с этим возникает вопрос: а что же собственно делает человека Человеком? Если мы просто роботы запрограммированные в ДНК, то вся наша жизнь это просто компьютерная программа не имеющая цели и смысла. Ответ — это расширенное четырёхмерное сознание человека в отличие от других видов. Благодаря тому что мы имеем память и достаточно развитое аналитическое и образное образное мышление мы приобретаем свободу воли. Именно память (прошлое) и анализ (будущее) ставит наше сознание вне времени и пространства, а свобода воли — это способность выбирать личные намерения исходя из опыта, выбор направления реакций взаимодействия — внутренних (направленных на себя) или внешних (направленых на социум). Как правило человек выбирает внутреннее, основанное на личных интересах (эгоцентричных) и в конечном счёте проигрывает в социальных отношениях. Однако простого намерения достаточно что бы это направление изменить и направить свои реакции навстречу людям. Все религии учат прежде всего правильно направлять свои намерения, действовать навстречу любви и духу (пусти господа в своё сердце), но дух — это не только любовь, это и разрушение, поэтому без достаточного опыта (страданий и умотерзаний) человек всё равно следует своим эгоистичным намерениям.

В пределах одного вида организмы по-разному воспринимают и реагируют на окружающие изменения. Восприимчивость как поглощение и реакцию на воздействие как отражение можно рассмотреть с точки зрения физических процессов цветообразования — поглощение и отражение белого света.
Поглощение света происходит вследствие преобразования энергии световой волны во внутреннюю энергию вещества или в энергию вторичного излучения, имеющего иной спектральный состав и иное направление распространения.
Иными словами цвет образуется путём частичного поглощения и отражения волны света от вещества, вследствие чего изменяется его интенсивность, частота и амплитуда. Если бы вещество не реагировало таким образом с волнами света наш мир был бы серым, а именно способность вещества по-разному отражать- поглощать (преобразовывать) свет даёт нам цветную картину мира.

Если рассматривать функцию человеческого организма и сознания, то реакция на изменения среды проявляется также в виде отражения и поглощения (трансформации) внешней энергии — волн и вещества.
Всё сущее есть Свет.
С помощью органов чувств мы принимаем этот свет и отражаем его в виде действий, мыслей, образов, эмоций. Эгоистичные реакции это поглощение, альтруистичные — отражение. Хотя часто бывает наоборот. Негатив вместо того что бы переработать в себе мы выливаем на других.
Характер наших внешних и внутренних реакций тесно связан с таким понятием как

ДУША

Душа человека это не материя и не энергия, это прежде всего СВОЙСТВО взаимодействия энергии-материи посредством духа.
Частота и интенсивность реакций (мыслей, чувств и действий человека) также как и цвет имеет свою амплитуду, длину и направление, в зависимости от чего мы говорим о душе как о светлой или тёмной, широкой или маленькой. Физиологически считается что душа человека связана с сердцем, что в принципе очень логично, так как скорость и частота реакций организма связана в первую очередь с изменением сердечного ритма.
Так же как и тело душа дана нам по праву рождения. То есть определённые свойства заложены в нас генетически, и в течении жизни мы меняем их в соответствии с намерениями, улучшаем или наоборот теряем хорошие качества в угоду эгоизму. Врождённые свойства души отражают прежде всего наш темперамент (скорость, частота), а так же направление (эгоизм-альтруизм). Как результат мы имеем Цвет Души.
Например, у холериков реакция будет всегда интенсивной, ближе к красному спектру, у флегматиков она понижена — синий спектр. В зависимости от настроения — агрессия всегда ближе к тёмно-красному, радость — светло-жёлтая.
Цвет души связан с таким понятием как Аура Человека. Не каждому дано видеть ауру, но если вы чувствуете настроения и состояния других людей, то легко можно перевести их в образы и определить цвет ауры человека. Сверхспособности для этого не нужны. Да и вообще, всё паранормальное имеет под собой всегда нормальное логическое объяснение, чаще всего это можно объяснить гиперчувствительностью и способностью мозга переводить ощущения в образы. Все волны и частицы образуют пространство и Единое Поле. Мы можем ощущать это поле «по проводам», а можем коннектится «по блютузу».
К слову, вся цветовая гамма людей образует единый спектр, который так же как и видимый свет можно разделить на цвета. Основных цветов 7 и все они по уровню сознания делят людей на архетипы. В религиях их ещё называют Архангелами. Каждый архангел — хранитель Луча. Если собрать все лучи воедино — получим белый (божественный) свет.

Ну и в заключении хочется сказать о Духе, как об основополагающей движущей силе всех процессов происходящих не только в организме, но и во всей Вселенной. Дух, который связывает всё существующее в единое целое. Это единый механизм созидания и разрушения, действие которого есть Любовь (положительная направленность) к Изначальному Истоку и всего что ему соответствует. Вселенная строится в нас самих, и в нашем ДНК вся история мира начиная с момента его появления и до того кто мы есть сейчас, включая потенциал будущих изменений и трансформаций. Мы просто считываем и реализуем эту программу, а удачно или нет — зависит только от нас самих! Пока существует игра частиц и волн в едином духе — сознание и душа бессмертны. Закон сохранения энергии.

Этих идей о переселениях и тройственности человека придерживались многие из ранних христианских отцов. Только путаница, созданная переводчиками Нового Завета и древних философских трактатов по поводу души и духа вызвала многие недоразумения. Это также одна из многих причин, почему Будду, Плотина и многих других посвященных теперь обвиняют в том, что они стремились к полному уничтожению своих душ – к «поглощению божеством» или к «воссоединению со вселенской душой», что, по мнению наших современников, означает уничтожение. Животная душа, конечно, должна дезинтегрировать свои частицы, прежде чем она будет в состоянии соединить свою более чистую сущность навсегда с бессмертным духом. Но переводчики как «Деяний», так и «Посланий», заложившие основание Царствия Небесного, и современные комментаторы буддийской «Сутры Основания Царства Праведности» исказили смысл слов великого апостола христианства так же, как и великого реформатора Индии. Первые настолько затемнили слово ψυχικος, что никакой читатель не догадается, что оно имеет какое-либо отношение к душе, и при таком смешивании понятий душа и дух читатели Библии получают лишь искаженные представления обо всем, что касается этого предмета; а переводчики второй не поняли смысла и назначения буддийских четырех степеней Дхианы.

В писаниях Павла сущность человека разделена на три части – плоть, психическое существо или душа, и осеняющая и в то же время внутренняя сущность или ДУХ. Его фразеология очень определенна, когда он учит анастасису, или продолжению жизни после смерти. Он утверждает, что существует психическое тело, которое сеется в тленное, и духовное тело которое возвышается в нетленную субстанцию. «Первый человек из земли и земной, второй человек с неба». Даже Иаков признает душу говоря, что «это не есть мудрость, нисходящая свыше, но – земная, душевная, бесовская». Платон, говоря о душе (psuché), замечает, что «когда она вступает в союз с nous (божественная субстанция, бог – как psuché есть богиня), она все делает правильно и удачно, но дело обстоит иначе, когда она привязывается к Annoia» . То, что Платон называет ноус, Павел называет Духом, то что Павел говорит о плоти, Иисус относит к сердцу.

< ... > «Человек», – говорит Плутарх, – «есть сложный состав; и ошибаются те, кто думают, что он состоит только из двух частей. Ибо они воображают, что понимание является частью души, но они ошибаются в этом не менее тех, которые считают душу частью тела, ибо понимание (ноус) настолько же превосходит душу, насколько душа лучше и божественнее тела. Соединение этой души (ψυχη ) с пониманием (νους ) образует разум, а соединение с телом образует страсть; из этих двух одно является началом или принципом удовольствия и боли, а другое – началом или принципом добродетели и порока. Из этих трех частей, сложенных и слитых вместе, земля дала тело, луна – душу, а солнце – понимание человеческому роду. < ... >

Dæmonium Сократа был этим νοΰς, умом, духом или пониманием в нем божественного.

«Νοΰς Сократа», – говорит Плутарх, – «был чист и смешался с телом не более, чем требовала необходимость... Каждая душа обладает какою-то частью νοΰς, разума – без этого человек не может быть человеком; но столько из каждой души, сколько смешалось с плотью и инстинктивными потребностями, изменяется и через испытывание боли или удовольствия становится неразумной. Не все души в одинаковой степени смешиваются; некоторые целиком погружаются в тело и таким образом в, этой жизни все их строение портится инстинктивными потребностями и страстями; некоторые смешиваются только частью, но более чистая часть [ноус] все же остается вне тела. Эта часть не втягивается в тело, но плавает над ним и прикасается (осеняет) к наиболее возвышающейся части головы; она подобна веревке, чтобы ею поддерживать и направлять опускающуюся часть души до тех пор, пока она оказывается послушной и не поддается инстинктивным влечениям плоти. Та часть, которая погрузилась в тело, называется душой. Но нетленная часть называется ноус, и простонародье думает, что она находится внутри их , точно так же как они думают, что изображение, отраженное зеркалом, находится в этом зеркале. Но более умные, которые знают, что она находится вовне, называют ее Dœmon (бог, дух). Душа, как сон, быстро улетает, что она, однако, делает не сразу, как только отделилась от тела, но потом, когда она остается одна и отделяется от понимания (ноус)... Душа, будучи ваяема и формируема пониманием (ноус), и сама ваяя и формируя тело путем охватывания его со всех сторон, получает от него отпечаток и форму; таким образом, хотя она отделилась и от понимания и от тела, она, тем не менее, на долгое время все еще удерживает его фигуру и сходство так, что с полным правом ее можно называть его изображением. И элементом этих душ является луна, так как души распадаются в нее так же, как тела покойников в землю. Действительно, те, которые были добродетельными и честными, ведущими спокойную и философскую жизнь, не впутываясь в хлопотливые дела, – те быстро распадаются, так как их покинул ноус, понимание, и они больше не пользуются телесными страстями – они тотчас же исчезают».

Египтяне чтили "Единое - Только - Единое", как Ноут , и именно от этого слова Анаксагор взял своё обозначение нус , или как он называет его, νους αυτοκρατης, "ум или дух самодержавный", αρχητης κινηδεως, ведущий и изначальный "двигатель" всего. У него нус был Богом, а логос был человеком, его эманацией. Нус - это дух (будь то в космосе или в человеке), а логос, будь то Вселенная или астральное тело - эманация первого, при этом физическое тело - просто животное. Наши внешние чувства воспринимают лишь феномены ; один лишь нус может постичь их нумены . Один лишь логос, или нумен , живёт вечно, поскольку он бессмертен по самой природе и сути своей, и логос в человеке как раз и есть то Вечное Я, которое проходит перевоплощения и сохраняется навсегда. Но как может мимолётная и внешняя тень - временное одеяние божественной эманации, которая возвращается к тому источнику, из которого она вышла - быть тем, что "воскресает в нетленности"?

Спрашивающий. Всё же вам вряд ли удастся избежать обвинений в том, что вы изобрели новое деление человека на духовные и психические составляющие, ведь ни один философ о нём не говорит, хотя вы и считаете, что так говорит Платон.

Теософ. И я подкреплю этот взгляд. Кроме Платона, той же идеи придерживался ещё и Пифагор . Он описывает душу , как самодвижущуюся единицу (монаду), состоящую из трёх элементов - нус (дух), френ (ум) и тумос (жизнь, дыхание или нэфеш каббалистов), соответствующих нашим атма-буддхи (высшая духовная душа), манасу (Я) и кама-рупе в соединении с низшим отражением манаса. То, что древнегреческие философы обычно называли душой, мы называем духом или духовной душой; это буддхи , проводник атмы (которая есть верховное божество Платона, Агафон ). Тот факт, что Пифагор и другие утверждают, что френ и тумос мы разделяем с животными, доказывает, что под ними подразумевались низшее манасическое отражение (инстинкт) и кама-рупа (страсти животной жизни). Сократ и Платон приняли этот ключевой принцип и следовали ему, и если, взяв эти пять начал, а именно, Агафон (который есть божество или атма), психе (душа в собирательном смысле), нус (дух или разум), френ (физический ум), и тумос (кама-рупа или страсти), мы добавим к ним эйдолон мистерий, тень или человеческого двойника, и физическое тело, будет легко показать, что идеи Пифагора и Платона были тождественны нашим. Даже египтяне придерживались семеричного деления. Они учили, что душа (Я), уходя, должна пройти через семь палат, или принципов, как оставленных ею, так и взятых с собой. Единственная разница была в том, что всегда памятуя о наказании за раскрытие учений мистерий, а это была смерть , они выдавали учение лишь в общих чертах, тогда как как мы развиваем и разъясняем его в подробностях. Но хотя мы выдаем миру столько, сколько можно, даже в нашей доктрине не выдаётся более чем одна существенная деталь, и лишь тем , кто изучает эзотерическую философию и дал обет молчания, позволяется знать эти подробности.

Я, добившееся бессмертной жизни в качестве духа, останется тем же внутренним я на протяжении всех своих рождений на земле; но это не обязательно значит, что оно должно либо оставаться мистером Смитом или Брауном, которым оно было на земле, либо утратить свою индивидуальность. Потому астральная душа и земное тело человека, в тёмном посмертном состоянии, могут быть поглощены океаном сублимированных элементов и перестанут ощущать свое последнее личное я (если оно не заслужило того, чтобы подняться выше), а божественное Я всё же останется тем же неизменным существом, хотя этот земной опыт его эманации мог быть полностью стёрт в момент отделения от недостойного носителя.

Спрашивающий. Если "Дух" или божественная часть души извечно предсуществует как отдельное существо, как учили Ориген, Синезий и другие наполовину христианские, а наполовину платонические философы, и если это то же самое, и не более, чем метафизически объективная душа, какой же она может быть, если не вечной? И какое значение имеет в таком случае, ведет ли человек чистую жизнь или животную, если он никогда не может потерять своей индивидуальности, что бы он ни делал?

Теософ. Эта доктрина, как вы сформулировали её, столь же вредна по своим последствиям, как и доктрина искупления грехов кем-то другим. Будь эта догма, заодно с неверной идеей о том, что мы все бессмертны, показана миру в истинном свете, человечество бы улучшилось.

Позвольте мне повторить снова. Пифагор, Платон, Тимей из Локриса и древняя александрийская школа производили душу человека (или его высшие принципы и атрибуты) от универсальной Мировой Души, которая, согласно их учениям, есть Эфир (Отец-Зевс). Поэтому ни один из этих "принципов" не может быть чистой сущностью пифагорейского монаса , или нашего атма-буддхи, ибо anima mundi - лишь следствие, эманация или точнее, излучение первого, как субъекта. И человеческий дух (индивидуальность, перевоплощающееся Духовное Я), и буддхи (духовная душа), являются предсуществующими. Но тогда как первое существует как конкретное существо, индивидуализация, душа существует как предсуществующее дыхание, несведущая часть разумного целого. Оба изначально образовались из Вечного Океана Света; но, как выразили это философы огня, средневековые теософы, в огне есть как видимый дух, так и невидимый. Они различали anima bruta и anima divina. Эмпедокл твердо верил, что у всех людей и животных две души; и у Аристотеля мы находим, что одну он называет мыслящей душой, νους, а другую - животной душой, ψυχη. Согласно этим философам, мыслящая душа исходит изнутри мировой души, животная - извне .

Спрашивающий. Назвали бы вы душу, то есть человеческую мыслящую душу, или то, что вы называете "я" - материей?

Теософ. Не материей, но субстанцией - несомненно. Да и слова "материя", предваренного определением "изначальная", не стоит избегать. Эта материя, говорим мы, совечна духу, и это не наша видимая, осязаемая материя, но её предельно высшая степень, сублимация. Чистый Дух лишь в одном шаге от не -духа, или абсолютного всего . Если вы не допустите, что человек развился из этой изначальной духо-материи и представляет собой регулярную поступательную шкалу "принципов" от мета -духа вниз вплоть до самой грубой материи, как сможем мы прийти к тому, чтобы считать внутреннего человека бессмертным, а одновременно и духовным существом и смертным человеком?

< ... >

Что до личной души - под которой мы разумеем искру сознания, сохраняющую в Духовном Я представление о личностном "я" последнего воплощения, то в качестве отдельного и конкретного представления она сохраняется лишь на протяжении периода дэвачана, после которого прибавляется к ряду других бесчисленных воплощений Я, подобно нашему воспоминанию одного из дней года. Станете ли вы связывать бесконечность, провозглашенную вами для вашего Бога, конечными условиями? Бессмертно лишь то, что скреплено атмой до полной нерастворимости - то есть буддхи-манас. Душа человека (личностная) сама по себе не является ни бессмертной, ни вечной, ни божественной. В "Зоаре" (т. III, с. 616) говорится: "Душа, когда посылается на эту землю, чтобы сохранить себя здесь, надевает земное одеяние поверх сияющих одежд, свет которых происходит от Господа Света, чтобы иметь способность без вреда для себя смотреться зеркало". Более того, "Зоар" учит, что душа не может достичь обители блаженства, не получив "святого поцелуя", то есть не воссоединившись с субстанцией, из которой она эманировала , - с духом. Все души двойственны, и тогда как душа является женским принципом, дух является мужским. Пока человек заключён в тело, он тройственен, если его испорченность не такова, чтобы вызвать его разрыв с духом. "Горе той душе, которая предпочтёт своему божественному супругу (духу) земной брак со своим земным телом" - свидетельствует текст "Книги ключей", герметического труда. Воистину горе ей, ибо от этой личности не останется ничего, что могло бы быть записано на нетленных скрижалях памяти Я.

Спрашивающий. Как может не оказаться бессмертным то, что если не вдохнуто Богом в человека, то хотя бы, как вы сами признаёте, по субстанции тождественно божественному?

Теософ. Каждый атом и частица материи, а не только субстанции, нетленны в своей сути, но не в своём индивидуальном сознании . Бессмертие - это ни что иное, как непрерывное сознание; а личностное сознание едва ли может жить дольше, чем сама личность, не так ли? А это сознание, как я уже говорила вам, сохраняется лишь на протяжении дэвачана, после которого вновь поглощается - сначала индивидуальным , а затем и мировым сознанием.

Соединение и гармонизация всех ипостасей человека: духа, души, тела в единую Целостность дают равновесное состояние по этому Качеству. Проблемы, возникающие в 9-ой Зоне, обычно связаны или с чрезмерным аскетизмом, пренебрежением к естественным потребностям тела, или культовой заботой о нем. Перекос в ту или иную сторону приводит к дисгармонии тела и души, следствием чего становится болезнь. Академическая медицина успешно лечит многие заболевания, т.е. оперативно устраняет следствие негативной Кармы. Причина же остается за рамками ее деятельности. Больной, в данном случае, являет собой пассивное начало. Сознательная проработка причины болезни, которая кроется в отклонениях по Качествам, вызывает душу к позитивной активности. Совмещение этих двух направлений позволит в будущем овладеть эзотерическим целительством.

Неблагополучная экологическая обстановка на Земле рождает маниакальный страх заразиться, заболеть (12-ая пасс. зона). Необходимо помнить, что заражение негативными энергиями происходит на тонком плане через ту же 12-ую пасс. и действительно может вызвать тяжелую болезнь. Так, например, рак не вирусно, а энергетически заразная болезнь. Поэтому так важно отслеживать свое состояние и отличать реальную угрозу своему здоровью от выдуманной. Физическое уродство, ожирение, гормональные болезни и др. указывают на пороки эфирного тела, вызванные искажениями по Качествам. Жизнь по законам Духа позволит скорректировать свое состояние относительно Закона и справиться со многими болезнями, поразившими Человечество, что даст радость ощущения полноценной жизни. Ибо тело есть инструмент Духа для проявления его на Земле.

На уровне верхней 3-ки происходит соединение потребностей души и тела, продиктованное Высшей Духовной Задачей личности. Благодаря регенерации Целостности личное время человека входит в единый ритм с большим Целым. Постепенно устанавливается связь между всеми телами, что позволяет настроить эфирные каналы, чакры в соответствии с монадической задачей.

На верхней 2-ке приходит понимание того, что тело дает возможность выражения высшего "Я" - Духа в мире проявленных форм. Следовательно, необходимо поддерживать тело в хорошем рабочем состоянии, удовлетворять его естественные потребности (2а). Только «исправный инструмент» позволит реализовать свою Духовную Задачу.

Осознанная забота о теле на уровне 3а приводит к поиску способа гармонизации физического и эфирного тел. Понимание того, что проблемы тела неразрывно связаны с изъяном души, толкает человека к активной работе с подсознанием, где и кроется причина болезни. Но это вовсе не исключает поход к врачу или использование нетрадиционных методов лечения, полученных по слышанию. Со многими болезнями человек способен справиться самостоятельно. «Умное» тело сохраняет в течение жизни память о здоровом состоянии, поддерживаемого бодростью Духа. Только нужно ее разбудить. Не ленитесь слушать свое тело. Оно само подскажет, что ему необходимо для восстановления на данный момент (пища, процедуры, нагрузка и т.д.)

На уровне 4а устанавливается гармония души и тела. Знание кармической предопределенности при выборе душой тела на момент рождения дает возможность принятия себя таким, какой есть, невзирая на физическую патологию. Главное - не озлобиться на жизнь и окружающий мир. Даже ограничение подвижности не исключает социальной адаптации и активной трудоспособности, что делает жизнь интересной, полезной, полноценной. Например, Кустодиев большую часть жизни был прикован к инвалидному креслу, но это не мешало ему творить и сохранять глубокие отношения со знаменитыми современниками, что видно из его работ.

Естественный вопрос «за что?» встает перед человеком. Это повод разобраться в себе, многое понять на опыте прошлых ошибок, а не бунтовать против Божьей «несправедливости».

Спокойное, без ханжества и брезгливости отношение к физиологическим проявлениям, чистота и опрятность во всем - необходимые качества при освоении этой Зоны. Для этого же уровня характерно соответствие биологического возраста человека со стадией развития его души и сознания.

На нижней 5-ке ощущение хрупкости человеческой жизни рождает бережное к ней отношение. Проработка этого уровня дает полнокровную жизнь без излишеств и полностью подчинена Духу. Здесь же приходит умение работать с сущностями болезней, стихиалиями, гномами тела, а также использовать сон как один из методов лечения. Кроме того, идет сознательное освоение специальных навыков, необходимых человеку по Задаче.

Творческий уровень 6а говорит о включенности и синхронности работы всех тел. Это полное владение телом (изменение пульса, давления, устранение боли и т.д.), а также открытие новых технологий лечения различных хронических и инфекционных заболеваний. Использование магии пищи, обеспечивающей соответствие эфирного и физического питания.

На уровне 7а устанавливается тесная связь с физическим, эфирным и кварцэфирным телами. Приходит спокойное и мудрое отношение к смерти как переходу из одной формы жизни в другую. Идет освоение науки умирания, т.е. способности отделения тонких тел от физического без потери сознания, ибо «вся наша жизнь - подготовка к смерти».

Обыкновенно принято считать, что человек двоичен по своему строению, т. е. состоит из души и тела. Согласно с этим понятием, душа - это невидимая, внутренняя духовная часть, между тем, как тело - его внешняя, видимая часть. Хотя в этом есть доля правды, понятие это неправильно. Оно исходит от павшего человека, а не от Бога; вне Божьего откровения ни одно понятие не заслуживает доверия. То, что тело - внешняя оболочка человека, безусловно верно, но Библия никогда не говорит о душе и духе, как об одном и том же. Они не только носят разные названия, но и сама их сущность разнится одна от другой. Слово Божие не делит человека на две части: душа и тело. Оно говорит о человеке, как о существе троичном дух, душа и тело. В 1 Фее. 5-23 читаем: "Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух, и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа ". Этот стих определённо говорит о разделении человека на три части. Апостол Павел говорит здесь о полном освящении верующего: "да освятит нас во всей полноте ". Каким же образом по мнению апостола происходит это освящение? Посредством сохранения в целости духа, души и тела. Из этого ясно видно, что полная личность состоит из трёх частей. Этот же стих указывает на различие между духом и душой, иначе апостол сказал бы просто "ваша душа". И если Бог отличает душу человека от его духа, мы заключаем, что человек не двоичен, а троичен, и состоит из духа, души и тела.

Важно ли отличать дух от души? Крайне важно, потому что это оказывает колоссальное влияние на духовную жизнь верующего. Как может верующий понять, что такое духовная жизнь, если он не знает объёмов духовной сферы? Без этого знания, как может он расти духовно? Не различать души от духа значит наносить смертоносный удар духовной зрелости. Верующие часто принимают душевность за духовность, и потому остаются в плотском состоянии и не ищут того, что действительно духовно. Как избежим мы урона, если не разделяем того, что разделяет Бог?
Духовное познание весьма важно для духовной жизни. Но нужно к этому прибавить, что настолько же, если не больше, для верующего важно быть смиренным и готовым принять наставление Святого Духа. Если он сделает это. Дух Святой научит его различать между духом и душою, хотя особенных знаний в отношении этой истины у него ещё не будет. С одной стороны, самый неосведомленный в этом вопросе верующий, не имеющий ни малейшего понятия о разделении души и духа, может переживать это разделение в своей жизни. А с другой стороны, самый просвещённый верующий, прекрасно знающий истину о разделении души и духа, может не испытывать её на деле. Много лучше для того, у кого и знание и опыт. Большинство же не обладает этим опытом. Поэтому хорошо сначала научить таковых различать функции души и духа, а потом поощрить их искать того, что духовно.
Другие места Писания тоже делают различие между душой и духом. "Ибо Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обо году острого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные " (Евр. 4:12). Автор этого стиха делит не телесную часть человека на "дух и душу". О телесной здесь говорится, как о "составах (суставах) и мозгах" - органах движения и чувствительности. Когда священник разрезает мечом жертву на части, ничто внутри её не может укрыться от его глаз. Даже суставы и мозги отделяются одни от других. Подобно этому, Иисус Христос применяет Слово Божие к Его народу для полного, тщательного разделения, проникая даже до разделения духовного, душевного и физического. И из этого вытекает заключение, что если дух и душа разделимы, значит они различны и по природе. Таким образом весьма очевидно здесь, что человек состоит из трёх частей.

Сотворение человека

"И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою " (Быт. 2:7). Когда Бог сперва сотворил человека. Он сформировал его из праха земного, а потом вдохнул в лицо его "дыхание жизни". Как только это "дыхание жизни", которое стало духом человека, вошло в человеческое тело, появилась душа. Следовательно душа - это сочетание тела и духа человека. Поэтому Священное Писание называет человека "душою живою". Дыхание жизни стало духом, т.е. принципом жизни в нём, его сутью; Господь Иисус говорит: "дух животворит " (Иоан. 6:63). Дыхание жизни приходит от Господа творения. Однако, не следует смешивать дух человека со Святым Духом Бога. Последний отличается от нашего человеческого духа. Рим. 8:16 демонстрирует эту разницу, говоря: "Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божий ". В оригинале слово "жизнь" во фразе "дыхание жизни" есть еврейское слово "хай" во множественном числе. Может быть, что это относится к тому факту, что Бог произвёл двойную жизнь: душевную и духовную. Когда дыхание жизни вошло в человека, оно сделалось в нём духом, но когда дух начал взаимодействовать с телом, появилась душа. Так объясняется источник нашей духовной и душевной жизни. Нам нужно, однако, признать, что этот дух не есть жизнь Самого Бога, потому что со слов Иова видим, что "дыхание Вседержителя дало мне жизнь " (Иов 33:4). Это не есть вторжение безначальной, несотворенной жизни Бога в тело человека, и не есть это также и та новая жизнь, которую мы получаем при возрождении. При возрождении мы принимаем Божественную жизнь, символизируемую деревом жизни. Но наш человеческий дух, хотя и вечно существующий, "вечной жизни" не имеет.
"И создал Господь Бог человека из праха земного " - откосится к телу человека; "вдунул в лицо его дыхание жизни " относится к духу человека, исшедшему от Бога; "И стал человек душою живою " - относится к душе человека, когда тело было оживлено духом, и произвело в существование живого и сознающим себя человека. Полный, законченный человек - троица и состоит из духа, души и тела. Согласно Быт. 2:7, человек был сотворён только из двух независимых элементов: телесного и духовного, но когда Бог вдохнул духа в созданное из земли изваяние, появилась душа. Дух человеческий прикоснувшись мёртвого тела произвёл душу. Тело без духа было мёртвым, но духом человек был сделан живым. Оживлённый таким образом орган был назван душою.
"И стал человек душою живою " - выражает не просто факт, что сочетание духа и тела произвело душу, но подразумевает также, что дух и тело совершенно слились в душе. Иными словами, душа и тело были соединены духом, и дух и тело слились с душою. Адам "в своём безгрешном состоянии не знал ничего о той непрерывной борьбе духа с плотью, которая для нас является ежедневной. В нём было совершенное слияние этих трёх природ в одно целое, и душа, как объединяющий посредник сделалась причиной его индивидуальности, его существования, как особого существа " (цит. из "Самый ранний век земли" Пембера). Человек был назван душою живою, потому что в ней встретились дух и тело и через неё проявилась индивидуальность. Может быть, можно произвести не совсем совершенный пример: бросьте немного краски в стакан воды. Вода и краска сольются в новое вещество, которое назовётся чернилами. Подобным образом два независимых элемента - дух и тело - сливаясь, произвели живую душу. (Аналогия неудачна, потому что душа, произведённая слиянием духа и тела, становится независимым нерастворимым элементом так же, как дух и тело).
Бог обращается с душою как с чем-то уникальным. Подобно тому, как ангелы были сотворены духами, человек был сотворён главным образом душою живою. Человек не только имел тело, и притом тело с дыханием жизни, но он также стал душою живою. Потому мы так часто встречаем позже в Св. Писании, что Бог называет людей "душами". Почему? Потому что от души зависит, что будет представлять собой человек. Его душа представляет его и проявляет его индивидуальность. Это орган свободной воли человека, орган, в котором дух и тело совершенно сливаются. Если душа человека захочет послушаться Бога, она позволит духу управлять человеком, как повелевает Бог. Душа, если захочет, может также подавлять дух и давать чему-то другому управлять человеком.
Троица в человеке - дух, душа и тело можно сравнить также с электрической лампочкой. Внутри лампочки, которая, скажем, представляет всего человека в целом, есть электрический ток, свет и проволока. Дух - это ток, душа - свет, а тело - проволока. Ток является причиной света, в то время как свет является следствием тока. Проволока - это материальное вещество, которое ведет ток, и также проявляем свет. Соединение духа и тела производит душу, которой нет ни у кого, кроме человека. Подобно тому, как электричество, пройдя по проволоке, производит свет, так дух влияет на душу, а она в свой черёд проявляет себя через тело.
Однако, нам нужно хорошо помнить, что хотя в этой жизни душа служит у нас местом встречи элементов, в жизни после воскресения, в нашем новом состоянии, дух будет управляющей силой. Потому и Слово Божие говорит: "Сеется тело душевное, восстаёт тело духовное " (I Кор. 15:44). Но тут есть ещё один жизненно важный пункт: мы, которые соединились с воскресшим Господом, можем уже сейчас жить под управлением духа. Ведь мы соединились не с первым Адамом, сотворенным душою живою, а со вторым Адамом, Который есть "дух животворящий " (ст. 45).

Соответственные функции духа, души и тела

Посредством тела человек соприкасается с окружающим материальным миром. Поэтому эту его часть можно назвать "миросознанием". Душа заключает в себе разум, помогающий нам в настоящем состоянии существования, и эмоции, которые вызываются нашими познавательными чувствами. Потому, что душа принадлежит нашему "я" и через неё мы проявляем себя, свою личность, эту часть можно назвать "самосознанием" человека. Дух - это та часть, посредством которой мы общаемся с Богом, и с помощью которой только мы способны познавать Его и поклоняться Ему. Потому, что дух говорит нам о нашем отношении к Богу, его можно назвать элементом "богосознания". Бог живёт в духе, "я" живёт в душе, а познавательные чувства живут в теле.
Как мы уже сказали ранее, душа есть место встречи тела и духа, где они сливаются. Духом человек общается с духовным миром и Духом Божиим, принимая и проявляя силу и жизнь духовной сферы. Посредством тела человек соприкасается с внешним чувственным миром, влияя на него и ощущая его влияние на себе. Душа стоит между этими двумя мирами, и всё же принадлежит им обоим. Она связана с духовным миром посредством духа, а с материальным посредством тела. Она также обладает свободной волей, и потому может выбирать между окружениями этих миров. Дух не может влиять на тело непосредственно. Ему нужен посредник, и этим посредником является душа, происходящая от соприкосновения духа с телом. Душа, таким образом, стоит между духом и телом, связывая их между собою. Дух может покорять тело посредством души, чтобы оно подчинялось Богу; равно и тело посредством души может склонять дух любить мир.
Наиболее благородным из этих элементов является дух, потому что соединяется с Богом. Тело стоит ниже из всех, потому что соприкасается с материей. Душа, находясь между ними, соединяет их и присваивает себе их характер. Душа помогает духу и телу сообщаться и кооперировать между собою. Задание души - держать эти два другие элемента в их надлежащем порядке, чтобы они не утратили правильного отношения друг ко другу, а именно, чтобы низшее, то есть, тело, было в подчинении у духа, и чтобы высший (дух) мог управлять телом посредством души. Первостепенным фактором человека является определённо душа. Она берёт от духа то, что он получил от Святого Духа, чтобы усовершившись, передать это телу, и тогда тело тоже может принять участие в совершенстве Святого Духа и таким образом стать духовным телом.
Дух - наиболее благородная часть человека и занимает обширную площадь его существа. Тело - самая низкая часть и представляет собой внешнюю оболочку человека, а между духом и телом живёт душа в роли посредника. Тело - это внешняя хижина души, а душа - это покрывало духа. Дух передаёт свою мысль душе, а душа побуждает тело подчиняться духа. В этом повелении значение души, как посредника. До грехопадения человека дух управлял всем существом человека посредством души.
Душа обладает величайшею силой, потому что дух и тело сливаются в ней, превращая её в место личности и влияния человека. До того, как человек согрешил, душа была полностью под управлением духа. Её силою, следовательно, была сила духа. Сам по себе дух не может влиять на тело, он делает это только посредством души. Это видно из слов Марии в Евангелии от Луки 1:46, 47: "Величит душа моя Господа, и возрадовался дух мой о Боге, Спасителе моём ". "Здесь перемена времени показывает, что сперва дух принял радость от Бога, а потом, повлияв на душу, вызвал у неё выражение этой радости с помощью телесного органа " (цит. из Пембера "Самый ранний век земли").
Повторим, что душа есть место личности. Воля, интеллект и эмоции человека находятся в ней. Как дух служит для связи с духовным миром, а тело с естественным, так душа, находясь между ними, употребляет свою силу для распознания и решения, какому миру следует управлять - духовному или природному, материальному. Иногда душа тоже сама берёт бразды правления в свои руки через рассудок человека, создавая мир понятий, который и управляет человеком. Для того, чтобы управлять мог дух, он должен получить на это разрешение души, иначе дух беспомощен в управлении души и тела. Решение же зависит от души, потому что в ней живёт личность человека.
Фактически душа является осью всего существа человека, потому что его воля принадлежит ей. Только в том случае, если душа пожелает сама смириться, дух сможет управлять всем человеком. Если же она бунтует против занятия такой позиции, дух бессилен управлять. Этим объясняется значение свободной воли в человеке. Человек не автомат, которым Бог управляет по Своей воле, но он, скорее, обладает полной независимой властью решать и выбирать сам. У него есть орган проявления воли, и он может решать следовать Божией воле, или противиться ей и вместо этого следовать воле сатаны. Желание Бога, чтобы дух, будучи самой благородной частью человеческого существа, управлял им полностью. Однако, воля - решающая часть индивидуальности - принадлежит душе. А воля определяет, будет ли управлять дух, тело или она сама. Ввиду того, что душа обладает такой силой и является органом индивидуальности человека. Библия называет человека "душою живою".

Святой храм и человек

"Разве не знаете, - пишет апостол Павел, - что вы храм Божий, и Дух Божий живёт в вас? " (1 Кор. 3:16). Ему было дано откровение сравнить человека с храмом. Как Бог обитал когда-то в храме, так Дух Святой обитает сегодня в человеке. Сравнивая человека с храмом, мы можем видеть, как его три составных элемента различно проявляются в нём.
Мы знаем, что храм делится на три части. Первая часть - это его внешний двор, видимый и посещаемый всеми. Всё внешнее поклонение происходит здесь. Входя во внутрь храма, мы оказываемся во Святилище, куда входят только священники, и где приносят елей, благовония и хлеб Богу. Они весьма близки к Богу - но не совсем близки, потому что находятся всё ещё с наружной стороны завесы и не могут быть в Его непосредственном присутствии. Бог обитает в самой глубине во Святом Святых, где яркий свет озаряет тьму, и куда ни один человек не может входить. Хотя первосвященник и входил туда однажды в год, тем не менее говорится, что до тех пор, пока завеса не будет разодрана, во Святое Святых не может входить ни один человек.
Человек есть храм Божий и потому тоже состоит из трёх частей. Тело - это его как бы внешний двор, видный всем. Здесь человек должен исполнять все заповеди Бога. Здесь Божий Сын служит заместителем человека и умирает за всё человечество. Внутри находится душа человека, составляющая внутреннюю жизнь его. заключая в себе его эмоции, волю и разум. Таково Святилище возрождённого человека, ибо его любовь, воля и мышление вполне просвещены, чтобы он мог служить Богу, как в древние времена служил священник.
В самой глубине, за занавесью, лежит Святое Святых, куда человеческий свет никогда не проникает, и невооружённый глаз никогда не заглядывает. Это "потаённое место Всевышнего", место обитания Бога. Человек не может проникнуть туда. если Бог не разорвёт завесы. Это - дух человека. Дух лежит за пределами самосознания человека и выше его чувствительности. Здесь человек соединяется и общается с Богом.
Для Святого Святых не нужно света, потому что Сам Бог обитает в нём. Во Святилище есть свет от семисвечника. Внешний двор пользуется дневным светом. Всё это прообразы и символы возрождённому человеку. Его дух подобен Святому Святых, в котором обитает Бог, и где всё совершается по вере, без видения, чувств и понимания со стороны верующего. Душа подобна Святилищу, потому что она в достаточной мере просвещена многими рациональными мыслями и понятиями, множеством познания и понимания вещей в идейном, материальном мире. Тело сравнивается со внешним двором, ясно видимым для всех. Действия тела видят все.
Порядок, который установил и представил нам Бог, не вызывает недопониманий: "ваш дух и душа и тело "(1 Фес. 5:23). Не говорится "душа, дух и тело", и не говорится "тело, душа и дух", а именно: "дух, душа и тело". Дух на первом месте, как часть первостепенной важности, и потому назван первым; тело - самая низкая часть и потому названо последним; душа стоит посредине и потому упоминается посредине. Увидав этот Божий порядок, мы можем больше оценить мудрость Библии, когда она сравнивает строение человека с храмом. Мы узнаём совершенную гармонию, которая существует между храмом и человеком в отношении как порядка, так и ценности.
Служение в храме происходит согласно с откровением под управлением Святого Святых. Всё, что происходит во Святилище и во внешнем дворе руководится присутствием Божиим во Святом Святых. Это самое священное место, на котором четыре угла храма сходятся и покоятся. Нам может показаться, что ничего не происходит во Святом Святых, потому что там стоит кромешная тьма. Вся деятельность ведётся во Святилище, и даже происходящее во внешнем дворе управляется священниками Святилища. Но всё, что делается во Святилище, на самом деле направляется откровением в предельной тишине и покое Святого Святых.
Совсем не трудно распознать во всём этом духовное применение. Душа, орган нашей личности, состоит из разума, воли и эмоции. Кажется, будто душа - и властелин всех действий, потому что тело подчиняется её диктовке. До грехопадения человека, однако, душа, несмотря на множество занятий, руководилась духом. И этого порядка добивается в нас Бог: на первом месте дух, потом душа, а потом только тело.

По истине святая троица. Но если с телом более не менее понятно, его уже давно разобрали на запчасти, изучили и обследовали, измерили и взвесили, то вот душу и тем более дух там так и не нашли. И путаница очень сильная, многие так и не поняли разницу между духом и душой. Но давайте разберёмся вместе. Мы знаем (слышали, читали) что, Тот, кто всё это создал, есть Дух и Его частичка есть в каждом из нас, сотворённого из материи, но при этом по Его образу и подобию. Это аксиома, с которой просто глупо спорить. Ибо как только дух покидает тело (костюм), человек признаётся мёртвым и от его физической оболочки избавляются.

Мы не имеем тела, отдельного от нашей души, тело — это лишь часть души, наделенная пятью чувствами

Дух есть во всём и везде, когда дерево сгорает в огне что остаётся? пепел, прах, а треск костра, который так завораживает и есть момент выхода духа из древесины. Дух фактически оживотворяет всё вокруг. Он есть в минералах, растениях, животных. Но вот именно душа нас так сильно от всех этих низших царств природы и отличает. Она начинает формироваться, по-видимому, очень давно, наверно ещё в минеральном царстве. Какое то время она находиться в латентном состоянии, потом начинает развиваться, наполняясь опытом окружающего мира. И уже к состоянию человека она сформирована достаточно хорошо, но далеко не совершенна. И вот находясь в состоянии человеческого царства, душа продолжает свой поистине бесконечный Путь. Она является фактической прослойкой между духом и телом.

Для духа, тело есть инструмент познания окружающего его мира. Сам дух, напрямую до определённого времени, не может управлять телом, ибо это есть конечная цель воплощения человека. Тела, в которых дух напрямую проявляется, нам известны под именами Будда, Иисус, Магомет, Серафим Саровский, и многие другие известные и ещё не меньше безызвестные святые. Смотрите, как интересно получается. Дух, заточённый в теле действуя напрямую, уже есть конечный результат, значит, ему нужен какой-то промежуточный инструмент, начинает формироваться душа представительница сил добра. Но и у тела есть мозг — представитель сил зла (материи). Про эти . Эти две силы постоянно оказывают влияние и давление.

Сила материи воздействует на мозг, заставляя человека повиноваться своей низшей природе, своим животным инстинктам, оставшимися ещё в человеке от его пребывания в животном царстве. Если кто не знает, то человек как таковой, начинает своё путешествие издалека. Когда Он отделил от себя часть, то, что называется искрой божьей, эта частичка начала свою эволюцию, проходя по очереди все царства природы. Минеральное, растительное, животное и, наконец, становится человеком. Именно поэтому в нашем организме есть все виды и наследия этих царств. В нас есть как минералы, так и растительность, так и животные инстинкты.

Животная природа человека в виде инстинктов заставляет человека размножаться, добывать пищу и зачастую совершать далеко не нравственные поступки. На начальном уровне развития человек большую свою часть живёт тем, что удовлетворяет свою низшую, животную природу. Это ещё называется низшим я человека. В то время как у него есть и высшее Я, его дух. Вот именно это высшее Я и воздействует на душу, заставляя человека задумываться и совершать совершенно другие поступки. Часто можно услышать да и каждый из вас нет нет да и ощутит некую борьбу внутри себя. Это и есть борьба этих двух сил, чёрного (мозг) и белого (душа) волков. Иногда человек чувствует, что его просто разрывает какая то сила, одна тянущая в одну сторону другая в другую. Эта борьба вечна и бесконечна, ибо это и есть сам процесс эволюции. Но если человек не в состоянии отказаться от искушений, и своей низшей природы он становится на путь инволюции. Судьба таких людей весьма печальна и незавидна. Хотя таких и мало.

Дух для тела является фактически атомным реактором, бесперебойным поставщиком жизненной энергии. Потому что, материальная пища служит всего лишь топливом для развития клеток организма, но именно силы творческие, даются самим духом. Помните, когда вы хорошо покушаете, вам ничего уже не хочется, именно поэтому: художник должен быть голодным. И вы также наверно не раз слышали, что про какого-то человека говорят: он духом святым питается, мол, долго может не есть. Эти все приметы и поговорки ничто иное, как олицетворение работы этих структур. Мозг также эволюционирует вместе с телом, в нём появляется интеллект, который, к слову сказать, на определённом уровне развития становится опасным. И мозгу постоянно нужна энергия. Кто много занимается умственной деятельность прекрасно знает, что проголодаться можно во много раз быстрее, чем, если бы вы просто копали землю. Да и учёные уже знаю, что работа мозга поглощает неимоверное количество энергии. А тут рядом такой источник! Целый атомный реактор, но как мозгу добраться к духу?! Когда между ними душа? Вот тут мозг и начинает свою зловещую игру, под названием «духовный рост». Человек кидается во все тяжкие, куда только может, кто в церковь, кто в секту, кто в буддизм (модно ведь), кто начинает ходить на разные пикапы, курсы, тренинги самосовершенствования, духовного развития и пошло и поехало! Главное что сам мозг и нашёптывает человеку, что он уже духовно развит и держит бога за бороду. Печальное зрелище конечно, но человек и через это тоже должен пройти.

Но как же мозгу удаётся обмануть душу? Очень просто. Только тогда, когда душа ещё совсем молодая, и без жизненного опыта. Дело в том, что эволюция духа и материи не идёт параллельно, произошёл сдвиг. Вы только посмотрите, как материя довела до совершенства тела человеческие? Какие красивые мужчины и женщины рождаются на Земле, а духовность сильно отстаёт. Представьте себе на секундочку, каким бы стал мир, если бы при внешней красоте тела внутренняя красота души была бы такой же?! Возможно, это и было бы то совершенство, к которому все так упорно стремятся.

Вот мозг и увлёкся интеллектом и начал находить разного рода оправдания своим низменным поступкам, оправдания нарушениям законов божьих, тем самым сотворяя затычки для совести. А совесть это подступы к сердцу. Но каждый раз, подпадая под законы справедливости, законы воздаяния, кармические законы, получая каждый раз по заслугам, толи мозгу надоедает хитрить и лукавить, толи душа становиться постарше, но так или иначе, человек перестаёт служить силам тьмы и становиться на путь света и добра.

И вот когда душа, пройдя через все мытарства материи, набравшись опыта, став мудрой, воссоединяется с самим Духом, человек и достигает уровня святости, уровня сознания Христа и Будды. Он понимает и знает разницу между добром и злом, знает, где правда и где ложь. Урок можно считать оконченным, человеку более не надо возвращаться в класс Земля, и его душа и высшее Я идут совершенствоваться далее. Ибо как сказано: в доме Отца Моего обителей много.

Подытожим, дух извечен, бессмертен, от Него он пришёл, к Нему он и вернётся. Душа формируется в ходе эволюции, но может и пойти в обратную сторону, тем самым погибнуть. То есть все записи ваших жизней, воспоминания и всех воплощениях, весь опыт сотрётся, все личности сотрутся, не успев стать индивидуальностью. Есть опасность смерти души. Если в лесу срубить одно дерево или даже десяток, от этого лес не перестанет быть лесом. Так и Он не перестанет Им быть, Он отделит от Себя ещё искру, которая начнёт весь путь эволюции с самого начала. Когда говорят о бессмертии души её просто путают с духом. Хотя количество погибших душ за отведённый промежуток времени ничтожно мал, всё равно есть риск её потерять. И в тоже время, когда душа воссоединяется с духом, она воистину становится бессмертной. Также не стоит путать духовного человека с душевным.

«Помните, что душа всегда добра; ей может не хватать Знаний в трёх мирах, поэтому она может быть несовершенной, но зла в ней нет»

«Дух Мой уже среди вас и учит живых, мёртвых не замечая»