Полное имя геббельса. Йозеф Геббельс — биография начальника фашистской пропаганды

Одним из самых тяжелых этапов борьбы за Берлин были бои по форсированию канала Берлиншпандауэршиффартс. Вчера он был форсирован, и сегодня танки генерала Богданова подошли к реке Шпрее. Между каналом и Шпрее расположены раскинувшиеся на большой площади предприятия «Сименсверке» - пятьдесят процентов всей электропромышленности германии. Сегодня я их осматривал. Эту корреспонденцию я пишу в одном из домов рабочего поселка Сименсштадт. Меня заинтересовал телефон, стоящий на столе в одной из квартир этого поселка. Ведь отсюда прямая связь с центром Берлина. У меня возникла мысль, которой я поделился с моими товарищами - офицерами-танкистами. - Давайте, - сказал я им, - попробуем вызвать по телефону Геббельса. Предложение было встречено веселым одобрением, и за выполнение этого плана взялся молодой наш переводчик, прекрасно владеющий немецким языком, Виктор Боев. Но как добиться по телефону Геббельса? Мы набрали номер берлинского «Шнеллербюро». Ответившей сотруднице сказано было, что по весьма срочному и весьма важному делу необходимо соединиться с доктором Геббельсом. - Кто просит? - спросила она. - Житель Берлина. - Подождите у телефона, - сказала она, - я запишу. Минут пятнадцать мы ожидали, вслед за тем снова голос сотрудницы сообщил нам, что сейчас нас соединят с кабинетом рейхсминистра пропаганды доктора Геббельса. Ответивший мужской голос снова спросил, кто спрашивает Геббельса. На этот раз Виктор Боев сказал: - Его спрашивает русский офицер, а кто у телефона? - Соединяю вас с доктором Геббельсом, - ответил после паузы голос. Щелкнул телефон, и новый, мужской голос произнес: - Алло. Дальнейший разговор передаю стенографически: Переводчик Виктор Боев: Кто у телефона? Ответ: Имперский министр пропаганды доктор Геббельс. Боев: С вами говорит русский офицер. Я хотел бы задать вам пару вопросов. Геббельс: Пожалуйста. Боев: Как долго вы можете и намерены драться за Берлин? Геббельс: Несколько… (неразборчиво). Боев: Что, несколько недель?! Геббельс: О нет, месяцев! Боев: Еще один вопрос - когда и в каком направлении вы думаете бежать из Берлина? Геббельс: Этот вопрос я считаю дерзким и неуместным. Боев: Имейте в виду, господин Геббельс, что вас найдем всюду, куда бы вы ни убежали, а виселица для вас уже приготовлена. В ответ в телефоне раздалось неопределенное мычание. Боев: У вас есть ко мне вопросы? Геббельс (сердито): Нет. И положил трубку. Слух об этом веселом разговоре быстро разнесся среди танкистов. Боеву пришлось десятки раз повторять свой рассказ о том, как он по душам побеседовал с комиссаром обороны Берлина. - Ну, а мы уже постараемся, как можно скорее поговорить с Геббельсом не по телефону, а лично, - сказал один из танкистов, усаживаясь в танк.

Пауль Йозеф Геббельс – министр пропаганды немецкого Третьего Рейха, а также диктатор его культурной жизни в течение двенадцати лет. Искусный оратор и агитатор, он несет ответственность за представление нацистского режима в привлекательном для немцев свете. После самоубийства Гитлера Геббельс на день стал канцлером Германии, а затем он и его жена Магда отравили шестерых своих детей и покончили с собой.

Ранняя биография

Йозеф Геббельс родился 29.10.1897 в католической семье рабочих из Рейдта в Рейнской области. У него было 2 брата и 3 сестры. Чтобы опровергнуть слухи о своем еврейском происхождении, Йозеф Геббельс в 1932 г. опубликовал брошюру, описывающую его семейное древо. Он получил образование в римско-католической школе и продолжил изучать историю и литературу в Гейдельбергском университете под руководством профессора Фридриха Гюндольфа, еврейского литературоведа, известного специалиста по Гете и близкого друга поэта Стефана Георге.

В начале 1920-х годов Геббельс работал банковским и биржевым служащим. В этот период он много читал и сформировал свои политические взгляды. Большое влияние на него оказали работы Фридриха Ницше, Освальда Шпенглера и Хьюстона Чемберлена, рожденного в Великобритании немецкого писателя, который был одним из основателей «научного» антисемитизма.

Зиму 1919–20 гг. он провел в Мюнхене, где стал свидетелем националистической реакции на попытку коммунистической революции в Баварии. Его политическим кумиром стал немецкий монархист Антон фон Арко ауф Валлей, совершивший убийство премьер-министра Баварии социалиста Курта Эйснера.

Вступление в НСДАП

В молодости Йозеф Геббельс был признан негодным к военной службе из-за искалеченной ноги – результата перенесенного полиомиелита. Чувство физической неполноценности терзало его всю оставшуюся жизнь, подкрепленное реакциями на его маленький рост, черные волосы и интеллектуальный фон. Горько осознавая свое уродство и опасаясь, что его будут считать «буржуазным интеллектуалом», Йозеф Геббельс (фото приведено далее в статье) компенсировал недостаток физических достоинств сильного, здорового, светлого скандинавского типа идеологической прямотой и радикализмом после вступления в НСДАП в 1922 году.

Неприязнь к интеллекту «маленького доктора», его презрение к человеческому роду в целом, и в частности к евреям, и его полный цинизм являлись проявлениями его комплекса неполноценности и интеллектуальной ненависти к себе, его всепоглощающей жажды уничтожить все святое и воспламенить в своих слушателях такие же чувства гнева, отчаяния и ненависти.

Вначале гиперактивное воображение нашло выход в поэзии, драме и богемном образе жизни, но помимо единственной книги Йозефа Геббельса – его экспрессионистского романа «Михаэль: немецкая судьба в листках дневника» (1926) – из этих первых литературных усилий не получилось ничего. Именно в нацистской партии острый, ясный интеллект Геббельса, его ораторские способности и талант к театральным эффектам, его безграничная беспринципность и идеологический радикализм расцвели на службе ненасытной воли к власти.


Сотрудничество с левыми нацистами

В 1925 году он был назначен управляющим НСДАП в Рурском районе и сотрудничал с Грегором Штрассером, лидером социал-революционного северогерманского крыла партии. Геббельс основал и редактировал Nationalsozialistischen Briefe («Национал-социалистические письма») и другие издания братьев Штрассеров, разделяя их пролетарское антикапиталистическое мировоззрение и призыв к радикальной переоценке всех ценностей. Его национал-большевистские тенденции нашли свое выражение в оценке советской России (которую он считал националистическим и социалистическим государством) как «естественного союзника Германии против дьявольских соблазнов и коррупции Запада».

Пропагандист в Берлине

Геббельс, который был соавтором проекта программы, представленной нацистскими левыми на Ганноверской конференции 1926 года, призвал к исключению «мелкобуржуазного Адольфа Гитлера» из Национал-социалистической партии. Но в том же году проявились его проницательный политический инстинкт и беспринципность – он перешел на сторону фюрера, что было вознаграждено его назначением в ноябре 1926-го главой округа НСДАП в Берлине-Бранденбурге.

Руководя небольшой конфликтной организацией, Геббельс быстро подорвал влияние братьев Штрассер на севере Германии и их монополию в партийной прессе, основав в 1927 г. и редактируя свою собственную еженедельную газету Der Angriff («Атака»). Он разрабатывал плакаты, публиковал свою собственную пропаганду, организовывал впечатляющие парады, привлекал своих телохранителей к участию в драках в пивных, уличных баталиях и стрельбе как средствам дальнейшей политической агитации.

К 1927 г. «Марат Красного Берлина, кошмар и гоблин истории», в полной мере используя свой глубокий, мощный голос, риторический пыл и беззастенчивое обращение к первобытным инстинктам, стал самым опасным демагогом столицы. Неутомимый цепкий агитатор с даром парализовать противников хитроумным сочетанием яда, клеветы и инсинуаций, он знал, как возбудить страх у безработных масс, когда Великая депрессия поразила Германию, с холодным расчетом играя на национальной психологии немцев.

Пропаганда Йозефа Геббельса превратила берлинского студента Хорста Весселя в нацистского мученика – он выдвинул лозунги, мифы, образы и убедительные афоризмы, которые быстро распространяли идеи национал-социализма.


Главный пропагандист НСДАП

Гитлер был глубоко впечатлен успехом Геббельса в превращении маленькой берлинской секции партии в мощную организацию в Северной Германии и в 1929 году назначил его вместо Грегора Штрассера главой пропаганды НСДАП. Оглядываясь назад много лет спустя (24 июня 1942 года), фюрер заметил, что идеолог нацизма был одарен двумя вещами, без которых он бы не смог справиться с ситуацией в Берлине: вербальными способностями и интеллектом. Доктор Геббельс, который не придумал ничего нового в плане политической организации, завоевал Берлин в прямом смысле этого слова.

Гитлер действительно был благодарен своему главному пропагандисту, который был истинным создателем и организатором мифа о фюрере, его образа мессии-искупителя, питающего театральный элемент нацистского лидера, в то же время побуждая немецкие массы к подчинению чужой воле посредством манипуляций и умелого управления сценой. Циник, лишенный настоящих внутренних убеждений, Геббельс нашел свою миссию в продаже Гитлера немецкой общественности, проецируя себя как его самого верного оруженосца и организуя псевдорелигиозный культ фюрера как спасителя Германии от евреев, спекулянтов и марксистов.

Как депутат Рейхстага с 1928 года, он не менее цинично высказал свое презрение к Республике, когда заявил, что появление нацистов в парламенте должно обеспечить их оружием демократии. Они стали депутатами, используя идеологию Веймара, чтобы ее же и уничтожить.


Министр пропаганды

Глубоко укоренившееся презрение Йозефа Геббельса к человечеству, его стремление посеять путаницу, ненависть и опьянение, его страсть к власти и мастерство в методах массового убеждения были в полной мере задействованы в избирательных кампаниях 1932 года, когда он сыграл решающую роль в выдвижении Гитлера в центр политической сцены. Идеолог нацизма доказал свой организаторский гений, проводя впечатляющие всегерманские авиационные туры лидера НСДАП и впервые использовав радио и кино в избирательной кампании. Факельные шествия, духовые оркестры, массовые хоры и подобные технологии привлекли внимание многих избирателей, особенно молодежи. 13.03.1933 за это он был вознагражден должностью министра Рейха народного просвещения и пропаганды, что дало ему полный контроль над средствами массовой информации – радио, прессой, издательствами, кинематографом и другими видами искусств.

Пауль Йозеф Геббельс очень быстро добился нацистской «координации» культурной жизни. Он умело сочетал пропаганду, взятки и террор, «очищая» искусство во имя идеала, ввел государственный контроль редакторов и журналистов, отстранил евреев и политических противников с влиятельных постов. 10.05.1933 Геббельс устроил ритуальное сожжение книг в Берлине. В ходе него в огромных кострах публично уничтожались произведения евреев, марксистов и других «подрывных» авторов.


Антисемитизм

Геббельс стал неустанным гонителем евреев, демонизируя стереотип «международного еврея-финансиста» в Лондоне и Вашингтоне, объединенного с «евреями-большевиками» в Москве, как главного врага Третьего Рейха. В день победы партии в 1933 году Геббельс выступил против «еврейского проникновения в профессии» (юриспруденцию, медицину, собственность, театр и т. д.), утверждая, что иностранный еврейский бойкот Германии спровоцировал нацистские «контрмеры».

Его ненависть к евреям, как и к привилегированным и умным, вытекала из глубоко укоренившегося чувства неполноценности и интернализации ценностей толпы. В то же время он был также беспринципным и расчетливым человеком, который основывал свои действия на необходимости создания общего врага, чтобы накормить народное негодование и мобилизовать массы.

От Хрустальной ночи до «Окончательного решения»

На 5 лет Геббельс умерил свой пыл, когда нацистский режим стремился консолидироваться и завоевать международное признание. Его время настало после Хрустальной ночи - погрома 9-10 ноября 1938 года, который он организовал после зажигающей пламя провокационной перед партийными лидерами, собравшимися в Старой ратуше Мюнхена для ежегодного празднования Пивного путча. Позже Йозеф Геббельс стал одним из главных тайных разработчиков «Окончательного решения», лично контролировал депортацию евреев из Берлина в 1942 году и предлагал безоговорочное истребление евреев и цыган.


Близость с Гитлером

Геббельс говорил о том, что за войну «евреи заплатят истреблением своей расы в Европе и, возможно, за ее пределами», но осторожно избегал в своей пропаганде обсуждения фактического обращения с ними, не упоминая о лагерях смерти. Антисемитизм Геббельса был одним из факторов, который приблизил его к Гитлеру, уважавшего его политические суждения, а также его административные и агитационные навыки. Жена Геббельса Магда и их шестеро детей были желанными гостями в альпийской резиденции фюрера в Берхтесгадене.

В 1937 г. отношения с Гитлером ухудшились в результате увлечения чешской актрисой Лидой Бааровой. Фюрер был консервативным в личных отношениях и приказал Геббельсу разорвать внебрачную связь, что привело его к попытке самоубийства. Несмотря на то что ему пришлось расстаться с Бааровой, он продолжал изменять жене.

В 1938 году, когда Магда попыталась развестись с мужем из-за его бесконечных любовных отношений с красивыми актрисами, Гитлер вмешался, чтобы исправить ситуацию.

Вторая мировая

Во время Второй мировой войны отношения между Адольфом Гитлером и Йозефом Геббельсом стали более близкими, особенно по мере ухудшения военной ситуации, и министр пропаганды призывал германский народ прилагать все большие усилий. После того как союзники начали настаивать на безоговорочной капитуляции, он представил это своей аудитории как отсутствие у нее выбора, кроме победы или гибели. В знаменитой речи 18.02.1943 в берлинском Дворце спорта Геббельс создал неимоверно эмоциональную атмосферу и получил согласие своих слушателей на мобилизацию для ведения тотальной войны.

Ловко играя на немецком страхе перед «азиатскими полчищами», используя свой всепроникающий контроль над прессой, фильмами и радио для поддержки боевого духа, он выдумал изобретение мифического «секретного оружия» и неприступную крепость в горах, где будет находиться последний рубеж, и никогда не терял боевой дух.

Благодаря быстрому мышлению и решительным действиям, 20.07.1944 Геббельсу с помощью отрядов верных войск удалось изолировать заговорщиков в Министерстве войны, что на некоторое время продлило агонию нацистского режима. Вскоре после этого он достиг своей цели возглавить внутренний фронт, когда в июле 1944 года был назначен уполномоченным по тотальной военной мобилизации.


Тотальная мобилизация

Имея самые широкие полномочия по перемещению гражданского населения и перераспределению рабочей силы в вооруженных силах, Геббельс навязал программу жесткой экономии и настаивал на все большем самопожертвовании населения. Но поскольку крах Германии был близок, было слишком поздно делать что-либо. Это только привнесло еще большую неразбериху. Когда война приблизилась к концу, Геббельс стал самым верным последователем фюрера, проведя последние дни вместе со своей семьей в его бункере под канцелярией. Распуская своих сподвижников, он сказал: «Когда мы идем – дрожит вся земля!» В этой цитате Йозефа Геббельса звучит убеждение в том, что нацисты окончательно сожгли все мосты и все больше очаровывались перспективой окончательного апокалипсиса.

Поражение и смерть

После самоубийства Гитлера идеолог нацизма проигнорировал его политическое завещание, согласно которому он назначался рейхсканцлером, и решил последовать примеру фюрера. Своих шестерых детей Йозеф Геббельс усыпил с помощью врача, который ввел им инъекцию морфия, а их мать сама раздавила у них во рту ампулы с цианидом. Сам канцлер и его жена Магда по его приказу были застрелены адъютантом СС 01.05.1945. Характерным пафосом отличается следующая цитата Йозефа Геббельса. Незадолго до своей смерти он объявил: «Мы останемся в истории как величайшие государственные деятели всех времен или как величайшие преступники».

Затем тела Геббельса и его жены были сожжены, но сгорели лишь частично, поэтому их легко опознали. Трупы были тайно похоронены вместе с останками Гитлера недалеко от Ратенова в Бранденбурге. В 1970 году они были эксгумированы и кремированы, а пепел был выброшен в Эльбу.

Идеолог нацизма с 1923 г. по апрель 1945-го вел дневник. Он сохранился в виде тетрадей, машинописных страниц и на фотопластинках. На их основе были опубликованы 4-томное и 29-томное издания. Заключительная часть записей, опубликованная в книге «Геббельс Йозеф. Дневники 1945 года. Последние записи», в России запрещена.

https://www.сайт/2014-10-29/desyat_pravil_gebbelsa_kotorye_rabotayut_i_seychas

«Мы добиваемся не правды, а эффекта пропаганды!»

Десять правил Геббельса, которые работают и сейчас

70 лет назад, 29 октября 1944 года, встретил свой последний день рождения Иозеф Геббельс. Геббельс, пожалуй, самый известный в истории человечества «классик пропаганды», «творческое наследие» которого актуально и востребовано по сей день. Достаточно сказать, что именно Геббельс додумался до приема, повсеместно используемого современными рекламщиками. Став в 1927 году главным редактором национал-социалистической газеты «Der Angriff» («Атака»), он сначала разместил на рекламных щитах загадочное обращение «В атаку с нами?». Второй плакат возвещал: «Мы атакуем 4 июля!». Наконец, третий объяснял, что «Атака» - это новое еженедельное издание. Как показала история, это была наиболее «вегетарианская» новация будущего «классика».

«Худший враг пропаганды – интеллектуализм»

Назначенный вскоре рейхсляйтером пропаганды, Геббельс сформулировал фундаментальные профессиональные постулаты, вот основные:

- «пушки и штыки – ничто, если вы не обладаете сердцами нации»;

Овладение массами - единственная цель пропаганды;

Для достижения этой цели хороши любые средства, главное, чтобы пропаганда была эффективной;

Соответственно, помимо «белой», правдивой информации, необходимо использовать «серую», то есть полуправду, и «черную» - откровенную ложь: «мы добиваемся не правды, а эффекта»;

Причем «чем чудовищнее ложь, тем охотнее в нее верят» и тем быстрее она распространяется;

«Пропаганда должна воздействовать больше на чувства, чем на разум»

А чтобы у толпы не возникало сомнений, «послания» должны быть примитивными, без подробностей, на уровне односложного лозунга: «худший враг пропаганды – интеллектуализм»;

Другими словами, «пропаганда должна воздействовать больше на чувства, чем на разум», а поэтому быть яркой, броской;

Для наилучшего усвоения месседжа «мы обязаны говорить на языке, понятном народу», и даже на разных языках – один для столицы, другой – для провинции, один – для рабочих, другой – для служащих;

Превозносить вождей и народ, постоянно поддерживая высокий градус идеологического пафоса и истерии;

Бесконечно повторять пропагандистскую трескотню: ведь трудно не поддаться ее магии, если в нее верит все большее число окружающих.

Исследователи деятельности Геббельса рассказывают, насколько умело использовал он «инцидент в Неммерсдорфе», когда во время наступления в Восточной Пруссии в октябре 1944 года красноармейцы расстреляли 11 мирных немцев. Геббельсовская пропагандистская машина развернула эпическую панораму зверств советских солдат, якобы изнасиловавших, а потом изуродовавших и убивших более 60 немецких женщин. Сфальсифицированные «снимки с места трагедии» вдалбливали гражданам рейха: не сдаваться!

«Один народ, один рейх, один фюрер»

Геббельс одним из первых понял, что идея будет усваиваться населением гораздо лучше, если она персонифицирована в образах героев и врагов, которые не грех и придумать. Так появился «мученик, национал-социалистический Христос Хорст Вессель». Ну а богом-отцом, благодаря стараниям «доктора Геббельса», стал, естественно, фюрер: «Не имеет большого значения, во что мы верим, главное – чтобы веровали. Народ без религии – как человек без дыхания». Сам «боготворец» Геббельс признавался: «Моя партия – моя церковь».

Автор трехтомной биографии Гитлера Иоахим Фест приводит случай, когда во время избирательной кампании 1932-33 годов Геббельс намеренно затянул свою речь, чтобы солнце вышло из-за туч как раз в момент появления Гитлера. Те выборы увенчались триумфом нацистов, а религиозный, еще в детстве пораженный церковными ритуалами Геббельс вместе с миллионами соотечественников получил новое божество: «Один народ, один рейх, один фюрер». «Когда фюрер говорит, это воздействует как богослужение», - благодарил рейхсминистр в день 53-летия Гитлера.

«Немецкому народу незачем знать, что намеревается делать фюрер, он и не хочет этого знать»

Выборы 1933-го вошли в историю еще одним обстоятельством: Гитлер и Геббельс едва ли не первыми прибегли к современным транспортным средствам, прежде всего авиации, «окучивая» за неделю до трех десятков городов. Геббельс вообще уделял техническим новшествам самое пристальное внимание. К 1939 году, благодаря программе продаж в рассрочку, 70% немецких семей слушали радио (в 1932 году таковых было втрое меньше), «радиоточки» размещались на предприятиях и в общественных местах. В то же время зарождалось телевидение, и Геббельс мечтал о «чуде», когда «живой фюрер войдет в каждый дом»: «Мы должны быть с народом каждый вечер после трудового дня и объяснять ему то, что он недопонял днем», - ставил задачу Геббельс. При этом, по его убеждению, вещание должно ограничиваться новостями, речами, спортивными репортажами и развлекательными программами: «Немецкому народу незачем знать, что намеревается делать фюрер, он и не хочет этого знать».

Эти задачи решали (и решают) уже следующие поколения пропагандистов, вслед за своим «учителем» осознающие, что телевидение является непревзойденным поставщиком готовых, цельных, контролируемых образов, с которыми не поспоришь. А Геббельс успел использовать ТВ для освещения берлинской Олимпиады 1936 года. Надо ли разъяснять, что его мастерство превратило Олимпиаду в грандиозную «выставку достижений» гитлеровской Германии.

Уроки большевиков

В полную мощь пропагандистские и организационные таланты Геббельса проявились с приходом нацистов к власти в январе 1933-го. Став министром, Геббельс задействовал еще один могучий ресурс – репрессивный. Роль внутренних и внешних «врагов народа», повинных во всех проблемах государства и общества и подлежащих беспощадному истреблению, была уготована либералам, евреям и большевикам (к слову, до встречи с Гитлером Геббельс не был антисемитом, с почтением относился к русским, превознося Достоевского и Толстого, а большевиков признавал своими наставниками; и действительно, продукты большевистской и нацистской пропаганды имеют поразительное сходство).

Через полтора месяца после прихода нацистов к власти по всей Германии запылали костры из списка запрещенных книг

Уже в марте 1933-го по всей Германии запылали костры из списка запрещенных книг, в том числе тех же Толстого и Достоевского. Чтобы расправиться с инакомыслием навсегда, была введена цензура, независимые издания закрыли, журналистов объявили госслужащими, «враги» изгонялись из редакций, из кинематографа, литературы, живописи, науки. Те, кому повезло, спаслись в эмиграции, остальные «дегенераты» угодили в тюрьмы и концлагеря, как, например, Теодор Вольф, главный редактор либеральной газеты «Berliner Tageblatt», в свое время неосмотрительно отклонивший полсотни статей тогда еще никому не известного Геббельса.

«За 12 лет существования Третьего рейха в стране не было создано ни одного достойного произведения искусства, не написано ни одной талантливой книги», - отмечает живущий в Германии публицист Юрий Векслер (справедливости ради упомянем легендарного кинодокументалиста Лени Рифеншталь). Но разве это могло смутить Геббельса, чьей целью был захват сердец «средних немцев»?

«Он стал первой жертвой своей пропаганды»

Апофеозом деятельности Геббельса называют двухчасовую речь о «тотальной войне до победного конца», произнесенную им в феврале 1943 года, после разгрома под Сталинградом (согласно исторической байке, сходя с трибуны, оратор холодно бросил: «Это был час идиотизма, если бы я крикнул: «Бросайтесь из окна», - они сделали бы и это»). Однако никакие усилия Геббельса не спасли от катастрофы ни рейх, ни фюрера, ни его самого, ни его жену Магду и шестерых детей.

Никакие усилия Геббельса не спасли ни его самого, ни его жену Магду и шестерых детей

Уверовавшие в сверхъестественные способности Гитлера, не только массы, но и члены «ближнего круга» утратили способность к критическому восприятию реальности, отгородились от сообщений, говоривших об истинном положении дел, и предались благодушным иллюзиям. Как пишет немецкий публицист и драматург Рольф Хоххут, в своих дневниках 1945 года Геббельс утверждает, что фюрер еще совершит «решающий для войны подвиг». «Он стал первой жертвой своей пропаганды», - пишет Хоххут.

Говорят, что на пятачке у рейхсканцелярии, где советские воины обнаружили сожженные трупы Гитлера и Геббельса, впоследствии разбили детскую площадку.

Геббельс родился 29 октября 1897 в Рейдте, Рейнланд. Его отец работал бухгалтером и был человеком очень набожным, он надеялся, что сын станет священником римско-католической церкви. Но Геббельс, мечтая о карьере писателя или журналиста, после окончания бюргершуле и гимназии в Рейдте, предпочел изучение гуманитарных наук. При финансовой поддержке "Общества Альберта Магнуса" он с 1917 по 1921 в университетах Фрейбурга, Бонна, Вюрцбурга, Кёльна, Мюнхена и Гейдельберга изучал философию, германистику, историю и литературу. В Гейдельбергском университете под руководством профессора Фридриха Гундольфа, историка литературы, еврея, Геббельс защитил в 1921 диссертацию, посвященную романтической драме, и приобрел ученую степень. Его собственные литературные опусы раз за разом отвергались редакторами либеральных издательств и газет.

Когда началась 1-я мировая война, Геббельс был признан негодным к армейской службе из-за хромоты (он от рождения был инвалидом), что больно ударило по его самолюбию, поскольку он считал позором для себя невозможность служить своей стране во время войны. Он всегда очень остро и болезненно воспринимал собственную физическую неполноценность, поскольку постоянно ощущал за своей спиной унизительные насмешки товарищей, называвших его за глаза "маленький мышиный доктор". Ущемленное самолюбие породило в нем глубоко укоренившуюся ненависть, усугубившуюся в будущем необходимостью выступать перед здоровой, голубоглазой "арийской" аудиторией.

После 1-й мировой войны, безуспешно попытав удачи на поприще поэзии и драматургии (его сентиментальную слезливую пьесу "Странник" ("Der Wanderer") отверг франкфуртский "Шаушпильхауз"), Геббельс нашел выход своей энергии в политике. В 1922 он вступил в НСДАП, примкнув первоначально к ее левому, социалистическому крылу, лидерами которого были в то время братья Штрассеры. В 1924, перебравшись в Рур, Геббельс попробовал себя в журналистике - в качестве редактора "Фёлькише фрейхейт" ("Народная свобода") в Эльберфельде, затем в штрассеровской "НС-Бриф". Этому периоду, окрашенному яростной полемикой между Штрассерами и Гитлером о степени социализма в национал-социалистическом движении, принадлежит знаменитое высказывание Геббельса: "Буржуа Адольф Гитлер должен быть исключен из Национал-социалистической партии!".

Однако в 1926 его политические симпатии резко изменились в пользу Гитлера, которого он стал воспринимать "либо как Христа, либо как Св. Иоанна". "Адольф Гитлер, я люблю вас!" - записал он в своем дневнике. Одну из своих первых книг Геббельс посвятил Гитлеру - "с глубокой признательностью". Его восхваления в адрес фюрера были пылкими: "Еще до суда в Мюнхене вы предстали перед нами в облике вождя.То, что вы говорили там - величайшие откровения, не звучавшие в Германии со времен Бисмарка. Бог дал вам слова, чтобы назвать недуги Германии. Вы начали с самых низов, как всякий истинно великий вождь. И, как каждый вождь, вы становились все величественнее по мере того, как величественнее становились ваши задачи".

Такие слова не могли не привлечь благосклонное внимание Гитлера. В 1926 он назначил Геббельса гауляйтером НСДАП в Берлине-Бранденбурге. Именно в столице раскрылись ораторские способности Геббельса, что предопределило его дальнейшую судьбу как главного агитатора и пропагандиста нацистской партии, а позднее и всего рейха. С 1927 по 1935 он являлся главным редактором еженедельной газеты "Ангриф" - рупора философии национал-социализма. В 1928 Геббельса избрали депутатом рейхстага от нацистской партии. На многочисленных митингах и демонстрациях этот маленький человек с длинным носом, постоянно одетый в слишком длинную для него шинель, обладавший сильным и резким голосом, крывший сарказмом и оскорблениями берлинское городское правительство, евреев и коммунистов, сумел привлечь к себе широкое внимание. Он "обнаружил" в уголовнике Хорсте Весселе, нацисте, убитом в уличной драке, политического мученика и выдвинул скверные стихи Весселя в качестве официального партийного гимна. Гитлер был настолько поражен и восхищен деятельностью Геббельса в Берлине, что назначил его в 1929 Имперским руководителем пропаганды нацистской партии. Именно Геббельсу, как никому другому, принадлежат лавры за столь стремительное продвижение Гитлера к вершинам политической власти. В 1932 он организовывал и возглавлял избирательные кампании Гитлера по выдвижению на президентский пост, удвоив ему число голосов избирателей. Его пропаганда имела решающее значение накануне вступления Гитлера в должность канцлера. Умело переняв у американцев современные пропагандистские приемы и слегка изменив их под германскую действительность, Геббельс продемонстрировал поразительные способности психологического воздействия на аудиторию. Его "десять заповедей национал-социалиста", написанные еще на заре нацистского движения, стали прообразом идеологической программы партии:

Став канцлером, Гитлер 13 марта 1933 назначил Геббельса рейхсминистром народного просвещения и пропаганды, поручив ему использовать все средства для осуществления программы гляйхшалтунг. В этой деятельности Геббельс продемонстрировал, что для него не существует принципов или морали. Он подчинил все элементы жизни страны - прессу, кино, театр, радио, спорт - национал- социалистическим идеалам и стал по сути диктатором культурной жизни нации. Чтобы угодить Гитлеру, он предпринимал злобные и яростные атаки против евреев. В мае 1933 по инициативе Геббельса в нескольких немецких университетах было совершено публичное сожжение книг. В кострах горели произведения Томаса и Генриха Маннов, Бертольда Брехта, Франца Кафки, Ремарка, Фейхтвангера и многих других авторов, провозглашавших идеи свободы и гуманизма.

Наряду с Генрихом Гиммлером и, позднее, с Мартином Борманом, Геббельс стал одним из ближайших и влиятельнейших советников Гитлера. Его жена Магда Квант, развелась с еврейским бизнесменом, а шестеро их детей стали особыми любимцами среди ближайшего окружения фюрера в Берхтесгадене. Его многочисленные связи с театральными и кино - актрисами были широко известны в стране. Однажды он был избит оскорбленным известным киноактером, не стерпевшим ухаживаний Геббельса за его женой. Его отношения с чешской актрисой Лидией Баровой едва не привели к разводу, пока не вмешался Гитлер. Геббельс постоянно находился в разногласиях с другими нацистскими лидерами, особенно с Германом Герингом и Иоахимом фон Риббентропом, которых раздражала его близость к Гитлеру.

Во время 2-й мировой войны перед Геббельсом была поставлена задача поддержания морального духа нации. Его пропагандистская машина была нацелена на то, чтобы вызвать недовольство Советской Россией и побудить немцев держаться до окончательной победы. Эта задача становилась все более и более трудной, когда ход войны переломился в пользу союзников. Геббельс энергично работал, чтобы поддержать боевой дух немцев, постоянно напоминая им об их участи в случае капитуляции. После провала Июльского заговора 1944 Гитлер назначил Геббельса главным уполномоченным по мобилизации на "тотальную войну" и поручил ему собрать все материальные и людские ресурсы, чтобы сражаться до последней капли крови. Но было уже слишком поздно: Германия находилась на краю гибели.

Лучшие дня

В апреле 1945, верный своему чувству мистической самонадеянности, Геббельс посоветовал Гитлеру остаться в Берлине в фюрербункере и, если потребуется, встретить там ослепительные мистические "Сумерки богов" (Gotterdammerung). Только таким способом, убеждал Геббельс, может сохраниться легенда о великом Гитлере. Фюрер, напуганный возможностью быть посаженным голым в цирковую клетку русскими, согласился. Один за другим новоиспеченные нацистские лидеры покидали своего вождя, но Геббельс остался. Когда 12 апреля 1945 скончался президент Франклин Рузвельт, Геббельс в состоянии эйфории, сравнил это событие с аналогичным в судьбе Фридриха Великого, закончившееся победой. Душевное состояние Гитлера на некоторое время воспрянуло. В политическом завещании Гитлер назначил Геббельса своим преемником на посту рейхсканцлера. Геббельс дополнил это собственным пропагандистским жестом. Сразу же после самоубийства Гитлера Геббельс и Борман предприняли последнюю попытку договориться с русскими. Когда стало ясно, что это невозможно, Геббельс решил покончить с собой. Магда Геббельс отравила шестерых своих детей и убила себя. Затем покончил с жизнью и Геббельс.

Йозеф Пауль Геббельс – министр народного просвещения и пропаганды нацистского правительства Германии, человек, оставивший след не только истории Третьего рейха, но и в мировой истории вообще. Гениальный оратор и пропагандист, его называют «отцом лжи» и «отцом пиара», «отцом массовых коммуникаций» и «Мефистофелем XX века».

Его высказывания стали заповедями пропаганды и черного PR:

«Дайте мне средства массовой информации, и я из любого народа сделаю стадо свиней!»


«Мы добиваемся не правды, а эффекта».


«Ложь, сказанная сто раз, становится правдой».


«Информация должна была быть простой и доступной и повторять ее, то есть вбивать в головы, нужно как можно чаще».

С горечью можно отметить, что, несмотря на падение фашистской империи, идеи Геббельса по манипуляции сознанием живут и побеждают. Их влияние заметно в самых разных областях воздействия на человеческое сознание:

Необходимость исследования методов, форм и теоретических идей геббельсовской пропаганды связана в настоящее время с двумя проблемами.

Первая – существование неофашистских движений, и, как следствие, возможность использования ими пропагандистского арсенала доктора Геббельса. Их нынешняя слабость не может быть источником для самоуспокоения – НСДАП в начале 20-х тоже была слаба, а «Пивной путч» выглядел пародией на революцию. Эффективному использованию наследия Геббельса может способствовать и известная схожесть ситуации в конце 20-х-начале 30-х гг. прошлого века и в современном мире:

  • Мировой экономический кризис, носящий системный характер и требующий радикальной перестройки существующей экономической системы.
  • Как следствие – ухудшение материального положения широких слоев населения.
  • Нарастающая политическая и социальная нестабильность, глобальные угрозы, такие как активность разнообразных революционных групп в прошлом столетии и терроризм сегодня. Эти факторы приводят к тоске по порядку и «сильной руке» у значительной части людей.
  • Рост активности левых организаций (Хотя центры активности изменились. В начале XX века главным центром была Европа, сейчас – Латинская Америка.), что может реактивно привести к стимуляции крайне правых движений со стороны влиятельных политико-экономических кругов.
  • Разрушение прежних идеологических систем и связанных с ними систем нравственных ценностей.

Для Германии начала века – это падение Второго рейха и наступление культуры 20-х гг. с ее культом денег и удовольствий, отрицанием духовных ценностей, расцветом наркомании и проституции. В наше время – это разрушение традиционной христианской культуры и приход «цивилизации MTV» на Западе и уничтожение СССР и всей социалистической системы с ее довольно традиционной этикой – на Востоке.

Ситуация «духовного вакуума» кажется комфортной далеко не всем и также подталкивает некоторую часть населения к фашизму с их четкой и внятной системой ценностей.

Приёмы Геббельса в современной политике (прямая ссылка на видео):

Распространенность исторического невежества делает возможным повторное использование пропагандистских методов «старого» фашизма . Соответственно, актуально их тщательное исследование и разработка мер информационного противодействия, таких как:

  • поддержание исторической осведомленности о преступлениях фашизма, о его влиянии на судьбу Германии и др. стран с победившими фашистскими диктатурам , борьба с профашистской фальсификацией истории;
  • недопущение героизации нацизма;
  • поддержание светлой памяти о борцах с фашизмом;
  • развитие системного мышления, в частности способности грамотно и комплексно оценивать последствия того или иного исторического выбора на политическую, экономическую, духовную жизнь страны. Невежество – питательная среда демагогов;
  • критического мышления, способности противостоять манипуляции сознанием.

Феномен нацистской пропаганды в целом и личность Геббельса в частности привлекают пристальное внимание исследователей. Отметим несколько книг, вышедших на русском языке в последние два десятилетия.

В качестве вводной можно предложить книгу Людмилы Черной «Коричневые диктаторы» , посвященную персонам наиболее крупных деятелей Третьего рейха: Гитлеру, Геббельсу, Герингу, Гиммлеру, Борману и Риббентропу. Не углубляясь в тему нацистской пропаганды, автор сосредотачивается на исследовании личности ее главного творца – Йозефа Геббельса. Книга рассчитана на широкий круг читателей и носит популярный характер, но при этом дает богатый фактический материал.


Биографию Геббельса представляет также книга зарубежных исследователей Брамштедте, Френкеля и Манвелла «Йозеф Геббельс – Мефистофель усмехается из прошлого» . Авторов особенно интересуют ораторское мастерство нацистского министра пропаганды, его приемы манипуляции массами.

Более глубокое исследование личности Геббельса предпринимает Курт Рисс в книге «Кровавый романтик нацизма. Доктор Геббельс. 1939-1945» . Временные рамки книги ограничены Второй мировой, но книга интересна упором на использование первоисточников – дневников Геббельса, рассказов очевидцев и родственников. Сочетает в себе легкость изложения с фактической достоверностью, что встречается достаточно редко.

Елена Ржевская во время войны была переводчицей в штабе армии, прошедшей от Москвы до Берлина. В побежденном Берлине она участвовала в опознании тел Гитлера и Геббельса и в первоначальной разборке документов, найденных в бункере. Ее книга «Геббельс. Портрет на фоне дневника » исследует феномен прихода фашистов к власти, прежде всего с точки зрения воздействия на психологию человека.

Глубокое исследование нацистской пропаганды предпринято Агаповым А. Б. в работе «Йозеф Геббельс и немецкая пропаганда», вышедшим в составе книги «Дневники Йозефа Геббельса. Прелюдия «Барбароссы». Издание включает в себя также полный текст дневников Геббельса в период с 1 ноября 1940 года по 8 июля 1941 года и примечания к ним.

Из первоисточников важнейшими являются дневники Геббельса, которые он вел в течение всей жизни. К сожалению, их полного издания на русском языке нет. Дневники 1945 г. собраны в книге Й. Геббельс «Последние записи», 1940-1941 гг. – в упомянутой выше книге Агапова, имеются также журнальные публикации.

К сожалению, на русском языке трудно найти произведения Геббельса. Некоторые материалы можно обнаружить в Интернете. Так избранные речи и статьи министра пропаганды (в переводе с английского и немецкого) размещены на сайте «Так говорил Геббельс» . Обширная подборка речей и статей на английском языке содержится на странице «Nazi Propaganda by Joseph Goebbels» сайта Калвинского колледжа .

Этого достаточно, чтобы начать изучать тему.

Методы пропаганды Геббельса в и до прихода к власти фашистской партии

Йозеф Геббельс вступил в НСДАП в 1924 г. , причем первоначально примкнул к его левому, социалистическому крылу, возглавляемому тогда братьями Штрассерами и противостоявшему правым во главе с Гитлером. Геббельсу даже принадлежит высказывание:

«Буржуа Адольф Гитлер должен быть исключен из Национал-социалистической партии!» .

С 1924 г. Геббельс работал в нацистской прессе, вначале - редактором в «Фёлькише фрейхейт» («Народная свобода»), затем в штрассеровских «Национал-социалистических посланиях». В том же 1924 г. Геббельс сделал знаменательную запись в дневнике:

«Мне сказали, что я произнес блестящую речь. Говорить свободно легче, чем по готовому тексту. Мысли приходят сами собой».

В 1926 г. Геббельс перешел на сторону Гитлера, став одним из самых преданных его соратников. Гитлер отвечал взаимностью и назначил в 1926 г. Геббельса гауляйтером НСДАП в Берлине-Бранденбурге (Впрочем, отметим, должность эта была нелегкой, т.к. Берлин считался «красным» городом и на момент прихода Геббельса местная нацистская ячейка насчитывала только 500 членов.). Именно на этой работе на многочисленных митингах и демонстрациях раскрылись ораторские способности Геббельса. Также он стал основателем и (с 1927 г. по 1935 г.) главным редактором еженедельника (с 1930 г. — ежедневник) «Der Angriff» («Атака»). С 1929 г. он - имперский руководитель (рейхсляйтер) пропаганды нацистской партии, в 1932 г. он руководил избирательной кампанией Гитлера в борьбе за президентский пост. Здесь ему удалось добиться выдающихся успехов, удвоив число голосов, поданных за нацистов.

Геббельс провозгласил следующие принципы пропаганды:

  1. Пропаганда должна быть спланирована и руководится из одной инстанции
  2. Только авторитет может определить, должен ли результат пропаганды быть истинным или ложным
  3. Черная пропаганда используется, когда белая менее возможна или дает нежелательные эффекты
  4. Пропаганда должна характеризовать события и людей отличительными фразами или лозунгами
  5. Для лучшего восприятия, пропаганда должна вызывать интерес аудитории и передаваться через привлекающую внимание среду коммуникаций.

В жизни Геббельс четко придерживался этих принципов.

Централизованность процесса пропаганды полностью воплотилась после прихода фашистов к власти в форме создания министерства пропаганды. Однако и ранее Геббельсу удалось в значительной мере сосредоточить пропагандистскую деятельность в своих руках, став официально рейхсляйтером пропаганды НСДАП.

Беспредельный цинизм в выборе средств стал визитной карточкой Геббельса. Считается, что именно он придумал разделение пропаганды на белую (достоверная информация из официальных источников), серую (сомнительная информация из неясных источников) и черную (откровенная ложь, провокации и т.д.). То или иное искажение информации – характерная черта любой пропаганды. Но, пожалуй, именно Геббельс, впервые после Игнатия Лойолы, стал применять прямую ложь постоянно, в огромных количествах и целенаправленно. Он полностью отказался от критерия истинности, заменив его критерием эффективности.

Еще раз вспомним его цитату:

«Мы добиваемся не правды, а эффекта».

Заметим в скобках, что это потрясающе напоминает современные учебники рекламного дела, где все внимание уделяется эффективности донесения сообщения, а этические вопросы остаются полностью за кадром. Как заметил журналист одного из изданий в сфере маркетинга:

Лозунги – характерная черта стиля Геббельса. Будучи бездарным писателем (его юношеские произведения отвергли все издательства), в искусстве лозунга Геббельс был по настоящему талантлив. Первым его упражнением в лапидарном стиле стали 10 заповедей национал-социалиста, сочиненные им вскоре после вступления в партию :

1. Твое отечество - Германия. Люби его превыше всего и больше делом, чем на словах.
2. Враги Германии - твои враги. Ненавидь их всем сердцем!
3. Каждый соотечественник, даже самый бедный - это частица Германии. Люби его как себя самого!
4. Требуй себе только обязанностей. Тогда Германия обретет справедливость!
5. Гордись Германией! Ты должен гордиться отечеством, ради которого миллионы отдали свои жизни.
6. Тот, кто обесчестит Германию, обесчестит тебя и твоих предков. Направь кулак против него!
7. Бей негодяя всякий раз! Помни, если кто-то отбирает твои права, ты имеешь право уничтожить его!
8. Не дай евреям обмануть себя. Будь начеку с «Берлинер Тагесблатт»!
9. Верши, что нужно, без стыда, когда речь идет о Новой Германии!
10. Верь в будущее. Тогда ты станешь победителем!

Так же мастерски Геббельс умел подогревать интерес публики, облекая нацистскую пропаганду в яркую привлекательную форму. Он одним из первых понял притягательную силу скандала. В начале своей ораторской деятельности в Берлине он считал митинг неудавшимся, если на нем никто не был избит.

Также Геббельс открыл один из принципов «правильной» подачи информации, который сегодня считается азами журналистской профессии – информация лучше усваивается через конкретные человеческие образы. Публика нуждается в жертвах и героях. Первым экспериментом такого рода для Геббельса стало формирование образа Хорста Веселя .

Хорст Вессель – штурмфюрер СА. Был в 1930 г. в возрасте 23 лет ранен в уличном столкновении с коммунистами и скончался от полученных ран (Противники НСДАП распространили версию, согласно которой драка случилась из-за женщины и не имела политической окраски.). Из этой банальной (в уличных столкновениях фашистов и коммунистов погибли сотни) истории Геббельс выжал все возможное. Он выступил на похоронах Весселя и назвал его «социалистическим Христом».

Исследователь фашизма Герцштейн пишет о выступлении Геббельса :

«Принцип товарищества в рядах штурмовых отрядов (СА) был «живительной силой движения», живым присутствием Идеи. Кровь жертвы-мученика питала живое тело партии. Когда в начале 1930 года Хорст Вессель, вечный студент и человек без определенных занятий, написавший слова к нацистскому гимну «Выше знамена!», погиб насильственной смертью, в словах Геббельса зазвучали траур по герою и эмоциональный салют, продемонстрировавшие блеск его методики организации траурных церемоний. Он заставил Веселя погибнуть с умиротворенной улыбкой на устах, человеком, верившим в победу национал-социализма до последнего вздоха,

«… навсегда остававшегося с нами в наших рядах… Его песня обессмертила его! Ради этого он жил, ради этого он отдал свою жизнь. Странник меж двух миров, днем вчерашним и днем завтрашним, так было и так будет. Солдат немецкой нации!»

Геббельс увековечил память Весселя, убитого красными; на деле же его смерть больше походила на последствия свары, возникшей в результате столкновения с другим таким же подонком из-за проститутки. Очень возможно, что в последние недели жизни Вессель и вовсе собирался отдалиться от партии. Но все это не играло никакой роли: Геббельс знал, что от него требовалось, и действовал, как полагалось».

Песня на стихи Весселя «Выше знамена!» стала гимном СА (а позже – неофициальным гимном Третьего Рейха). Каждую годовщину его смерти торжественно отмечали, причем речь на могиле произносил лично фюрер, одетый в коричневую рубашку штурмовика, несмотря на холод. Фамильное захоронение семьи Вессель было переоформлено на деньги партии. В память о герое в 1932 был образован 5-1 «штандарт» СА «Хорст Вессель». Культ Весселя развивался и после прихода фашистов к власти. Геббельс хорошо понимал, что наличие героев, примеров для подражания – важный фактор устойчивости и воспроизводимости общества, и при необходимости их нужно создавать искусственно!

Если говорить о направлениях геббельсовской пропаганды в это время, то они сводятся к увеличению популярности НСДАП и ее учения, очернению ее политических противников, жесткой критике существующего правительства и антисемитизму. В качестве аудитории Геббельс рассматривал широкие народные массы. Он говорил :

«Мы обязаны говорить на языке, понятном народу. Тот, кто хочет говорить с народом, должен по слову Лютера – смотреть народу в рот».

В качестве форм пропаганды до прихода к власти использовались ораторские выступления, газетные публикации, а также предвыборные агитационные материалы.

Как известно, до начала политической деятельности Геббельс пытался найти себя на писательском поприще, да и позже не оставлял этих попыток . Однако его литературные произведения единодушно отвергались издателями (естественно, до прихода к власти). Их отличало многословие, напыщенность, ненатуральный пафос, сентиментальность. Вот пример геббельсовского стиля – герой романа «Михаэль» описывает свои чувства при возвращении на Родину с фронта Первой мировой :

«Под бедрами у меня уже не фыркает кровный жеребец, я не сижу больше на пушечных лафетах, не ступаю по глинистому дну окопов. Давно ли я шагал по широкой русской равнине или по безрадостным, изрытым снарядами полям Франции. Все прошло! Я восстал из пепла войны и разрушения, словно Феникс. Родина! Германия!».

Однако, те же качества, что обусловили провал Геббельса как писателя, обеспечили ему успех в области ораторского искусства. Надрывный пафос, истерические выкрики, романтизм оказывали сильное воздействие на толпу, собравшуюся на митинг или демонстрацию.

Во время речи Геббельс чрезвычайно возбуждался и «заводил» толпу. Его невзрачную внешность компенсировал сильный и резкий голос. Его эмоциональность выражалась в бурной театральной жестикуляции:

Он выступал с резкими нападками на берлинское городское правительство, евреев и коммунистов, но становился возвышенно романтичным, говоря о Германии. Вот пример геббельсовской речи :

«Наши думы о солдатах германской революции, бросивших свои жизни на алтарь будущего ради того, чтобы Германия воспрянула снова… Возмездие! Возмездие! День его грядет… Мы склоняем головы перед вами, мертвыми. Германия начинает пробуждаться в отблесках вашей пролитой крови…

Пусть раздастся маршевая поступь коричневых батальонов:

За свободу! Солдаты бури! Армия мертвых марширует с вами в будущее!»

Свою журналистскую деятельность Геббельс, как было сказано выше, в газете «Народная свобода», где основной мишенью его нападок стали крупные еврейские издатели (месть за отвержение его литературных работ!). Далее была недолгая работа в лево-нацистской «НС-Бриф». По настоящему развернулся Геббельс в основанной им газете «Ангрифф» . Новая газета была задумана как «издание на все вкусы», имела на первой странице девиз:

«Да здравствует угнетенные, долой эксплуататоров!»

С целью привлечь Геббельс старался писать в популярной манере, отказавшись от всякой объективности. Он, был убежден в непритязательности массового сознания и в пристрастии масс к простым односторонним решениям. Геббельс использовал современные способы рекламы, чтобы оповестить мир о появлении своей газеты.

«Публику надо заинтриговать еще до появления товара!» , с этой целью были выпущены, один за другим, три рекламных плаката, расклеенных на улицах Берлина. На первом спрашивалось:

«В атаку с нами?»,

второй провозглашал:

а третий разъяснял:

«Атака» («Der Angriff») – это новая германская еженедельная газета, выходящая под девизом «За угнетенных! Долой эксплуататоров!» , а редактор ее – доктор Йозеф Геббельс.

Газета имеет свою политическую программу. Каждый немец, каждая немка должны читать нашу газету и подписываться на нее!».

Не могу удержаться, чтобы вновь не провести параллели с современной рекламой. Сейчас это стало затертым приемом – размещение рекламных щитов с непонятным содержанием (заинтриговать публику) с последующим разъяснением.

Новая газета «атаковала» по двум главным направлениям. Во-первых, она подстрекала читателей к выступлению против демократии, против существовавшей Веймарской республики, а во-вторых, подогревала и эксплуатировала антисемитские настроения. Так, на первых порах основной мишенью нападок стал Бернхард Вайс – начальник берлинской полиции и еврей. Лозунг газеты:

«Германия, пробудись! Будь прокляты евреи!» В итоге, начав с крошечного листка, газета имела оглушительный успех и стала главным рупором партии.

Геббельс также уделял большое внимание выпуску предвыборных агитационных материалов, в особенности плакатов. По настоящему плакатное искусство расцвело после прихода фашистов к власти, однако и ранее плакаты использовались широко. В предвыборной агитации можно выделить два направления: изображение врагов в сатирическом виде и создания образа «настоящей Германии» — рабочих, фронтовиков, женщин и т.д., голосующих за Гитлера :

Важная тема плакатов – единство трудового немецкого народа – рабочих, крестьян и интеллигенции; Геббельс пытался объединить как можно более широкие массы в голосовании за нацистов.

Сам Геббельс высоко оценивал достижения нацистского плакатного искусства :

«Наши плакаты стали просто превосходными. Пропаганда ведется наилучшим образом. Вся страна обязательно обратит на них внимание».

Собственно, так и вышло.

Методы пропаганды фашистского государства

После прихода нацистов к власти в 1933 г. Геббельс был назначен рейхсминистром народного просвещения и пропаганды. Под его руководством это скромное ведомство фактически стало вторым по значимости после военного. Геббельс превратил министерство в «машину пропаганды», подчинив этой цели все виды искусств и все каналы коммуникаций. Суть пропаганды – гляйшалтунг, дословно – «превращение в монолит» — объединение немецкого народа под национал-социалистическими лозунгами.

Помимо прежних видов пропаганды – ораторских выступлений и прессы, Геббельс широко использовал новые технические средства – кино и радио. Важную роль в «единении народа» он придавал народным праздникам (включая спортивные) и массовым ритуалам. Расцвело плакатное искусство. Не меньшее значение придавалось невербальной пропаганде – архитектуре, скульптуре, использованию различной символики. Впрочем, к последнему направлению Геббельс имел минимальное отношение.

Ораторское искусство по прежнему оставалось «коньком» Геббельса. Он много выступал на различных массовых мероприятий: партийных съездах, митингах, а во время войны – в торжественных погребениях. В конце войны, Геббельс остался практически единственным из руководителей рейха, кто появлялся на публике. Он часто посещал раненых в госпиталях, бездомных на руинах их разрушенных домов. И везде, где бы он не появлялся, он произносил пламенные речи, которые возвращали в потерявших силы сражаться людей фанатичную веру в немецкое оружие и гений фюрера.

Геббельс был первым, кто придал первостепенное значение пропагандистской мощи массовых коммуникаций. Для той эпохи это было радио.

«То, чем была пресса в девятнадцатом веке, радиовещание станет в двадцатом», — заявлял Геббельс .

Став министром, он немедленно переподчинил национальное радиовещание от Главного почтового управления министерству пропаганды. Было организовано массовое производство дешевых радиоприемников («морда Геббельса») и их продажа в рассрочку населению. В результате к 1939 г. 70% населения Германии (в 3 раза больше, чем в 1932 г.) оказались владельцами радио. Также поощрялась установка радиоприемников на предприятиях и в общественных заведениях, таких как кафе и рестораны.

Йозеф Геббельс экспериментировал и с телевидением . Германия стала одной из первых стран, где началось телевизионное вещание. Первый опыт произошел 22 марта 1935 года. Подчиненный Геббельса, шеф радио Ойген Хадамовски появился на экране в виде расплывчатого изображения и произнес несколько хвалебных слов в адрес Гитлера. Во время Берлинской олимпиады 1936 г. были попытки (не очень удачные) прямых трансляций соревнований.

Несмотря на техническое несовершенство, Геббельс высоко оценивал потенциал телевидения:

«Превосходство зрительной картинки над слуховой в том, что слуховая переводится в зрительную при помощи индивидуального воображения, которое нельзя держать под контролем, все равно каждый увидит свое. Поэтому следует сразу показать как нужно, чтобы все увидели одно и то же».

И еще:

«С телевидением живой фюрер войдет в каждый дом. Это будет чудо, но оно не должно быть частым. Другое дело – мы. Мы, руководители партии, должны быть с народом каждый вечер после трудового дня и объяснять ему то, чего он днем недопонял».

Геббельс разработал план примерного содержания телепередач:

* новости;
* репортажи с цехов и ферм;
* спорт;
* развлекательные программы.

Интересно, что Геббельс рассматривал возможность встраивание в телевидение механизма обратной связи со зрителем (сейчас это называют интерактивностью), а также использовать его как клапан для выпуска недовольства. Об этом говорят следующие цитаты :

«Нужно не бояться погрузить зрителя в политический спор, в борьбу хорошего с лучшим… А на другой день предоставить возможность выразить свое мнение у себя на предприятии голосованием, например».

«Если в обществе назревает какое-то недовольство, нужно не бояться его персонифицировать и вывести на экран. Как только мы сможем обеспечить телефункенами (т.е. телевизорами) пятой модели хотя бы половину населения, нужно посадить перед телепушкой нашего рабочего вождя, Лея, и пусть поет свои песни о тяготах рабочего человека».

Однако с началом войны техническое развитие телевидения затормозилось, и оно не сыграло существенной роли в пропагандистской активности этого периода.

Пресса также была поставлена под жесткий контроль . Все оппозиционные издания были запрещены, из редакций были изгнаны либералы и евреи. Газеты, принадлежавшие евреям, экспроприировались. Качество материалов газет и их острота резко упали и, соответственно, упал интерес населения.

До уровня искусства поднялась при Геббельсе организация массовых мероприятий. К ним относились митинги, съезды, парады и пр. Личным изобретением Геббельса были введение в нацистский оборот исключительно красочных ночных факельных шествий, вовлекавших тысячи молодых людей.

Образцом нацистской пропаганды является Берлинская олимпиада 1936 г., срежиссированная Геббельсом. Надо, отметить, что Гитлер первоначально был против проведения Олимпиады, поскольку считал унизительным для «арийский» спортсменов соревноваться с «не-арийцами». Геббельс приложил максимум усилий, чтобы убедить вождя пересмотреть свое отношение к Олимпийским играм. По его утверждению, проведение Олимпиады покажет мировому сообществу возрожденную мощь Германии и обеспечит партию первоклассным пропагандистским материалом. Кроме того, состязания позволят продемонстрировать превосходство немцев.

Специально для Олимпиады был построен монументальный спортивный комплекс, украшенный «арийскими» фигурами:

И олимпийский комплекс, и весь город были обильно украшены нацистской символикой. Впечатляющей была церемония открытия Олимпиады с артиллерийским салютом, тысячами выпущенными в небо голубями и гигантским дирижаблем «Гинденбург» с олимпийским флагом.

Талантливый режиссер Лени Рифеншталь сняла на Олимпиаде фильм «Олимпия». В целом, пропагандистская акция удалась. Уильям Ширер в 1936 г. писал:

«Боюсь, что нацисты преуспели в своей пропаганде. Во-первых, они организовали Игры с большим размахом и щедростью, невиданными прежде; естественно спортсменам это понравилось. Во-вторых, они устроили очень хороший прием для всех прочих гостей, особенно крупных бизнесменов».

Именно с Берлинской Олимпиады повелась традиция проведения Игр как монументального празднества.

Немецкий кинематограф до прихода фашистов к власти был одним из сильнейших в мире. Судьба его в фашистской Германии напоминает судьбу прессы – многие талантливые кинематографисты были вынуждены покинуть Германию, вследствие чего уровень кинокартин упал. Тем не менее, Германия за 12 лет рейха выпустила 1300 картин . Отдельные даровитые художника, такие как Лени Рифеншталь, работали на нацистов, в т.ч. и в пропагандистских лентах.

Сильнейшим образом развилось после прихода фашистов к власти плакатное искусство.

Во время 2-ой мировой войны ведомство Геббельса переключилось на обслуживание интересов войны. Можно выделить несколько тем, активно эксплуатировавшихся в нацистском плакате.
Тема вождя. Повторяющийся лозунг:

«Один народ, один рейх, один вождь».

Плакат «Один народ, один рейх, один вождь»

Тема семьи, матери и ребенка. Рейх выступал за «здоровую арийскую семью» :

Тема человека труда. Нацистская партия черпала силу в широких слоях населения, и обращение в плакате к образу рабочего или крестьянина неслучайно.

С 1939 г., естественно, много места занимала тема войны, героизма на фронте, жертв во имя победы и примыкавшая к ней тема трудового героизма.

Также в военной пропаганде широко использовалась тема врагов: евреев, большевиков, американцев . К концу войны эта тема приобрела оттенок «страшилки» —

«Лучше умереть за Родину, чем попасть в лапы кровожадных жидо-коммунистов».

Стоит отдельно остановиться на работе ведомства Геббельса в годы Второй мировой войны, когда схлестнулись в схватке не только войска противоборствующих сторон, но и их пропагандистские аппараты. Министерство пропаганды работало в двух направлениях: по адресу армии и населения противника, и на внутреннее потребление.

Внешняя пропаганда добивалась следующих целей.

Убедить население в дружественности Германии, необходимости «союза» с ней. Подобная пропаганда применялась в отношении к «расово близким» странам: Дании, Норвегии и т.д. В качестве примера можно привести плакат ниже, на котором силуэт викинга напоминает об общем древнегерманском прошлом Норвегии и Германии:

Убедить мирное население в дружественности немецких войск и хорошей жизни в условиях германской власти.

Подобная пропаганда применялась, главным образом, в Советском Союзе. Предполагалось, что советские рабочие и крестьяне, жившие не в самых лучших материальных условиях, «клюнут» на обещание райской жизни. Однако проблемой оказалось разительное несовпадение воззваний листовок с реальным поведением немецких войск на оккупированной территории. В условиях зверств оккупантов геббельсовская пропаганда на население не действовала.

Убедить солдат противника в бессмысленности сопротивления и в необходимости сдачи в плен. Помимо воззвания к естественному желанию выжить, использовался прием «Зачем тебе умирать за эту власть!». Использовались листовки, обращение по громкоговорителям, «Пропуск в плен»:

Настраивание населения против власти. Опять же, широко использовалось в Советском Союзе. Действующая власть представлялась, как «жидо-коммунистическая», напоминалось о , голоде 1932-1933 гг. и прочих вымышленных «преступлениях» .

Попытка внести раскол в ряды союзников. Наиболее яркий эпизод – попытка раскручивания Катынского дела, которую мы рассмотрим ниже.

На внутреннем фронте направления пропаганды были следующими.

Убеждение в непобедимости немецких войск. Хорошо работало в начале войны, но с ростом количества поражений действовать перестало.

Стимуляция трудового энтузиазма – «Все для фронта!».

Запугивание населения зверствами большевиков. Эффективный прием, заставляющий людей сражаться даже в безнадежных условиях. «Лучше умереть, чем попасть им в руки!».

Если говорить о формах пропаганды, то во внутренней практике использовались те же каналы, что и в мирное время. Для воздействия на врага, использовались радиостанции, листовки, вещание через громкоговоритель через линию фронта. Нацисты стремились использовать предателей из числа местного населения, желательно известных людей, например, популярных артистов.

Очень широко использовалась подделка фактов, от банального сообщения ложных сведений в новостных выпусках, до подделок фото — и кинодокументов, были даже попытки поддельных прямых телевизионных включений . Например, жителям оккупированного Краснодара было объявлено, что через город проведут колонну советских пленных и что им можно передать продукты. Собралось большое число жителей с корзинками. Вместо пленных через толпу провезли машины с ранеными немецкими солдатами – и Геббельс смог показать немцам фильм о радостной встрече немецких «освободителей» . Часто использовался прием смешения подлинных и ложных документов. В некоторых случаях историки до сих пор не могут отделить правду ото лжи. К таким случаям относится Катынское дело и убийства в Неммерсдорфе .

По советской версии, польские военнопленные оказались в руках немцев в ходе наступления 1941 г. и были расстреляны немецкой стороной.

В 1943 году Геббельс использовал это массовое захоронение в пропагандистских целях против Советского Союза, дабы вбить клин между союзниками. Была устроена показательная эксгумация трупов польских офицеров с привлечением в качестве свидетелей представителей зависимых государств и военнопленных англичан и американцев. Одновременно зависимой прессой была поднята скоординированная и подконтрольная ведомству Геббельса пропагандистская кампания, которую поддержало из Лондона польское правительство в изгнании, несмотря на отсутствие возможности для независимого расследования на оккупированной германскими войсками территории и на старания англичан, тогдашних союзников СССР по антигитлеровской коалиции, удержать поляков от поспешных и необоснованных выводов. В настоящий момент установлено, что расстрел в Катыни был организован Сталиным, Росархив опубликовал секретные документы по этому делу.

В деревне Неммерсдорф на территории Восточной Пруссии по утверждению геббельсовской пропаганды состоялось массовое изнасилование и убийство русскими солдатами мирных жителей. Сообщались жуткие подробности, публиковались кровавые фотоснимки. Целью данной акции было склонить население Третьего рейха к продолжению бессмысленного сопротивления. Истину сейчас установить крайне затруднительно, но видимо огонь советских войск по мирным жителям действительно имел место, причем погибло около 3 десятков человек. Геббельс использовал реальный факт, увеличил количество убитых в несколько раз, добавил вымышленные мерзкие подробности и сфабриковал снимки. Тем не менее, до сих пор именно геббельсовская версия пользуется популярностью в западных изданиях.

Данные случаи хорошо иллюстрируют методы работы Министерства пропаганды. Однако потоки лжи приносили и негативный для министерства результат. Нередко ведомство торопило события, и его ловили на подтасовке. Это приводило к распространению неверия в любые официальные сообщения к концу войны. Многие немцы в этот период предпочитали слушать английское или советское радио в поисках более достоверной информации. Геббельс сам признал свои ошибки после поражения под Сталинградом :

«…пропаганда с самого начала войны приняла следующее ошибочное развитие: 1-й год войны: Мы победили. 2-й год войны: Мы победим. 3-й год войны: Мы должны победить. 4-й год войны: Мы не можем оказаться побежденными. Такое развитие катастрофично и не должно продолжаться ни при каких обстоятельствах. Скорее до сознания немецкой общественности нужно довести, что мы не только хотим и обязаны победить, но в особенности также, что мы и можем победить».

Тем не менее, он оставался верен себе до конца – и в последние дни войны забрасывал защитников Берлина листовками с уверениями в неизбежной победе.

Пропаганда – сила, которая сделала возможной приход фашистов к власти в Германии. Наряду с военной мощью она – один из столпов Третьего рейха. Глава пропагандистского ведомства Йозеф Геббельс превратил пропаганду в высокое искусство. Полностью освободившись от этического начала, пропаганда стала мощным инструментом манипуляции сознанием. Перечислим некоторые принципы, введенные в массовый оборот Геббельсом:

Как ни грустно, эти и иные геббельсовские приемы широко используются в современной рекламе, связях с общественностью и в работе СМИ. Стоит напомнить еще пару уроков жизни и деятельности доктора Геббельса:

самая блестящая ложь не выдерживает столкновения с реальностью; рано или поздно ложь обращается сама против себя.

Это подтвердил май 1945 г.

Литература

1. Nazi Propaganda by Joseph Goebbels. // www.calvin.edu/academic/cas/gpa/goebmain.htm
2. Агапов А. Б. Дневники Йозефа Геббельса. Прелюдия «Барбароссы» . М.: «Дашков и К», 2005
3. Богатко Ю. Йозеф Геббельс как папа массовых коммуникаций. // Sostav.ru. URL:www.sostav.ru/columns/eyes/2006/k53/
4. Брамштедте Е., Френкель Г., Манвелл Р. Йозеф Геббельс – Мефистофель усмехается из прошлого. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999
5. Бурьяк А. Эстетика национал-социализма. // URL: nazi-aesthetics.narod.ru/Ans0080.htm
6. Геббельс Й. Последние записи. Смоленск: «Русич», 1998
7. Геббельс, Пауль Йозеф. // Wikipedia. URL: ru.wikipedia.org/wiki/Геббельс,_Пауль_Йозеф
8. Геббельсовская пропаганда 1941-1942. // Блог dr-music. URL: dr-music.livejournal.com/136626.html
9. Герцштейн Р. Война, которую выиграл Гитлер. Смоленск: «Русич», 1996.
10. Йозеф Геббельс (Joseph Goebbels) 1897-1945. // История национал-социалистической пропаганды. URL: prop.boom.ru/Goebbels.htm
11. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием . М.: «Эксмо», 2007
12. Клемперер В. LTI. Язык Третьего рейха. Записная книжка филолога. М.: «Прогресс-Традиция», 1998
13. Мухин Ю.И. Катынский детектив. М.: «Светотон», 1995
14. Немецкие плакаты времен Второй мировой. // URL: trinixy.ru/2007/03/15/nemeckie_plakaty_vremen_v…
15. Патрушев А. И. Германия в XX веке. М.: «Дрофа», 2004
16. Петров И. Неммерсдорф: между правдой и пропагандой. // Великая Оболганная война-2. Под ред. Пыхалова И., Дюкова А. М .: «Яуза», «Эксмо», 2002
17. Ржевская Е. М. Геббельс. Портрет на фоне дневника. М.: «АСТ-Пресс», 2004
18. Ривс К. Кровавый романтик нацизма. Доктор Геббельс. 1939-1945. М.: «Центрополиграф», 2006
19. Так говорил Геббельс. Так избранные речи и статьи министра пропаганды и просвещения Третьего рейха. // hedrook.vho.org/goebbels/index.htm
20. Телевидение Третьего Рейха. // Радио «Эхо Москвы». URL: www.echo.msk.ru/programs/victory/53109/
21. Хазанов Б. Творческий путь Геббельса. // «Октябрь». – 2002. — №5
22. Черная Л. Коричневые диктаторы. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999
23. Энциклопедия Третьего рейха . М.: «Локид-Пресс», 2005