Не бывает пророков в своем. Что означает выражение «нет пророка в своём отечестве»

«Несть пророка в отечестве своем» - эта поговорка является довольно распространенной. Но не все знают, что она, как и множество других, употребляемых по сей день, стала такой известной благодаря ее присутствию в Новом завете. О том, что означает «Нет пророка в своем отечестве», и расскажем в статье.

Евангелие от Марка

Чтобы разобраться в значении фразеологизма «Нет пророка в своем отечестве», обратимся к Евангелию от Марка, где описан следующий эпизод.

Иисус прибыл в свое отечество вместе с учениками. С наступлением субботнего дня он приступил к учению в синагоге. При этом люди, слушавшие Его, произносили с изумлением следующие слова: «Откуда Он все это знает? Какой премудростью обладает, кем она дана? Каким образом совершает Он чудеса своими руками?» Некоторые узнали Его и спрашивали: «Не является ли Он плотником, сыном Марии, братом Иакова, Иуды, Симона и Иосии? Не вместе ли с нами здесь находятся сестры Его?» И люди соблазнялись о Нем.

Иисус сказал в ответ: «Не существует пророка без чести, кроме как в своем отечестве, в своем доме и у родственников». Он не мог там совершить чудо, лишь исцелил некоторых больных, возложив на них руки. И удивлялся неверию окружающих. После этого Он пошел по окрестным селениям, чтобы учить. И призвав стал посылать их по двое, дав им власть над духами нечистыми.

Именно то, что случилось с Иисусом Христом в Назарете, в последующем стало пословицей: «Нет пророка в своем отечестве». Значение этого выражения рассмотрим дальше.

Печальный пример Иеремии

Возможно, что такая пословица уже существовала в те времена. Ведь перед Иисусом был печальный пример Иеремии и других пророков Ветхого Завета.

Так, предсказывал падение Иерусалима и разрушение храма, к которым должна была привести неправильная политика Иудеи. При этом он, обращаясь к говорил, что каждый день находился в посмеянии, и всякий издевался над ним. За его предсказания Иеремию обвинили в богоотступничестве и предательстве, ведь Всевышний обещал, что защитит и народ, и храм. Зачем же Иеремия проповедует конец города, подвергая тем самым слова Бога сомнению? Пророк был закован в колоду и посажен в темницу.

Такое же недоверие к своим словам и делам испытывал и Сын Божий с самого начала своей проповеднической деятельности, в том числе и со стороны близких людей. В родной город Назарет Иисус возвратился после того, как давно ушел из него, начав свое служение и приняв крещение от Иоанна Предтечи. Здесь живут его близкие друзья и родственники, но он прибыл не только для того, чтобы проведать их.

«Нет пророка в своем отечестве»: значение

Он пришел в качестве Учителя, сопровождаемый учениками. В ближайшую же субботу Иисус пошел в синагогу, чтобы учить. Но учение его было принято очень настороженно. Жителям Назарета не верилось, что человек с прошлым плотника может вести подобные речи и совершать подобные необычные дела. Они отнеслись к Христу с презрением, так как он был простым ремесленником, человеком из народа, поэтому и был отвергнут.

Горечь выражения, употребленного Господом - «Нет пророка в своем отечестве», значение которого мы рассматриваем, заключается в том, что он сошел на землю с тем, чтобы дать спасение всем, живущим на ней, без исключения. Он принял жизнь обычных людей со всеми ее повседневными трудами. Ведь ни происхождение, ни богатство, ни положение в обществе не являются синонимами человеческого достоинства. Нам нужно всегда помнить о существовании такого искушения - оценивать людей, учитывая только внешнюю сторону их жизни, а не то, какими они являются на самом деле.

Необходимость доверия к Богу

Жители Назарета считают, что им заранее уже все известно об Иисусе, и ничего нового они от него не ожидают. В них не видно предрасположенности к вере. Смысл выражения «Нет пророка в своем отечестве», значение которого нами изучается, состоит еще и в этом. В Евангелии ясно говорится о недоверии соотечественников к Иисусу, а вследствие этого, о полнейшем отсутствии веры.

Вера в Бога подразумевает не только признание факта его существования, но и доверие к нему, в том числе и в случае, когда вера еще не укрепилась. Отсутствие доверия у жителей города Назарета является для Господа непреодолимой преградой, которая вызывает у него удивление.

Страдание от недоверия

Велико страдание Христово от осознания бессилия перед отказом соотечественников от веры. Чудеса, которые Иисус мог совершить, заранее отвергаются ими. Сына Божьего, испытывающего всеобъемлющую любовь к людям, будет самым тяжелым испытанием на всем его пути. Оно будет сопровождать его до Гефсиманского сада, а затем и до самой Голгофы, на которой он был распят на кресте.

Однако оно никоим образом не может остановить Иисуса Христа. Поэтому, будучи отвергнутым в Назарете, он продолжает путь по окрестным селениям. Недоверие земляков распространяется и на близлежащие местности, и Господь уходит. Затем он начинает свой труд снова. Позже он советует так поступать и своим ученикам. Он говорит им: «Если кто вас не примет и не будет слушать, выходя, сбросьте прах с ног ваших и идите дальше».

О чём речь и почему так?

«Не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём…»
Эти слова, якобы, принадлежат самому Иисусу и сказаны им после его возвращения в родной Назарет, поскольку его земляки не очень-то внимали его речам.

Впоследствии выражение вышло за пределы чисто библейского изречения, стало афоризмом и давно употребляется по всему миру в том смысле, что труднее всего добиться признания и авторитета именно среди своих.
В абсолютном большинстве случаев это именно так. Так было, так есть и так будет. Это как социальный закон. Почему?
На то имеется несколько причин.

1.

Главная причина - недоверие к своим близким и вообще к своим.
Потому, что обычно мы их не рассматриваем, как незаинтересованных, бескорыстных людей, опасаемся, что они имеют затаённую обиду и обязательно воспользуются случаем, чтобы нам навредить своими советами. Неизвестно чем они руководствуются при общении с нами, что там у них на уме. А вдруг они нам чего плохого хотят? Или выгоду какую с нас задумают поиметь и будут исходить из своих личных интересов, а не из нашей лучшей пользы. А то ещё хуже, умышлено посоветуют специально глупость какую. Нет, лучше уж «бережёного Бог бережёт».
Таким образом, имеет место «презумпция виновности».

А те, кто далеко, разве они имеют в наших краях какой-либо интерес? Они ‘лица незаинтересованные, мы им по барабану.

Мы склонны верить незнакомым: ведь они нас никогда не обманывали. (Сэмюэл Джонсон)

А если тем далёким ещё малость и деньжат дать, так они выдадут самый объективный, самый действенный и выгодный для нас прогноз.

2.

Люди считают, что умные находятся где-то далеко, «за горами, за долами, да за синими морями». Где-то вдали всё есть (и климат тёплый, и море рядом, и жизнь дешевле, и дома поудобней и зарплаты повыше и все умники тоже там). А в своём отечестве мы всех знаем, как облупленных: троечники, дипломы за взятки приобрели! А те, кто умные у нас были, так тоже за границу подались, здесь одна бестолочь осталась. 😦 И ежу ясно, как божий день: все умные, знающие, опытные, толковые люди, специалисты, профессионалы, знатоки, оракулы, пророки и прозорливцы, все кучкуются вдали.
Вокруг нас дурак на дураке едет и дураком погоняет, мы сами - дураки, а те, кто правит нами, - тоже недалеко от нас ушли. 🙂
А что касается родственников, то это вообще песня со слезами на глазах, достали они уже конкретно. 👿
Ну, а в доме своём у всех ни опыта, ни знаний, ни связей. Чего их слушать!

В подобных рассуждениях совершенно не учитывается, что те, кто рядом, знают местные проблемы и условия лучше других, а знания и опыт у них тоже имеются, а в решении стоящих проблем они намного чаще заинтересованы больше, чем заморские оракулы/пророки/прозорливцы.

Вопрос должен решать тот, кто ближе, а не тот, кто далеко.

Но самое обидное, что из других и иностранцев выбираются далеко не лучшие! А те, о ком немного наслышаны. Выбирается не идеальный и даже не один из оптимальных вариантов, а принимается оказавшийся наиболее легко доступным. Часто оказывается, что мнение отечественного профессионала игнорируется, а принимается на веру мнение заезжего дилетанта.

3.

Мы не хотим признать себя глупее ближнего или знакомого. (Раз просишь совета, значит, считаешь себя менее образованным, менее знающим, менее опытным.)
А перед тем, кто вдали, совсем не стыдно. Ну, а если облажались, так никто из своих этого не узнает и не будет злорадствовать.

4.

Не хотим быть обязанными своим. Свои ведь в любой момент могут напомнить о своих услугах, попросить за них что-нибудь взамен. Известный закон «ты - мне, я - тебе» должен неукоснительно соблюдаться. А далёкому раз дал - и всё. А зачастую, можно и без этого обойтись.
Кроме того, не будем зависеть в дальнейшем от мнений нашего окружения. Ведь если спросил «а», придётся спросить и «б». Не будем давать ближнему возможности возвыситься над нами.

5.

Не хотим оказаться в дураках и участвовать в последующих разборках. Одно дело, когда «пророчество» сбылось. И совсем другое, когда не сбылось. («Что ты, урод, мне такую хрень посоветовал!»)

Итого!

Перед тем, как определять, кого брать в оракулы/пророки и прозорливцы, нужно объективно рассмотреть все изложенные моменты и дать себе ответ на вопрос: «А не нахожусь ли я под влиянием эффекта отсутствия пророка в своём Отечестве?»
И всегда помнить, что ни один человек не может быть обладателем абсолютной истины. А мнение любого «знатока» необходимо проверять и через другие источники.

Нет пророка в своем отечестве
Из Библии. Выражение сложилось на основе следующего евангельского стиха (Новый Завет, Евангелие от Матфея, гл. 13, ст. 57): «...Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем».
Иногда выражение цитируется на старославянском языке: «Несть пророка в отечестве своем».
Смысл выражения: люди не верят в талант, гениальность или истинность слов человека, который находится рядом с ними. Предполагается, что все истинно мудрое, правильное и т. п. может родиться не здесь, а где-то в прекрасном далеке.

  • - см. Книга пророка Аввакума...
  • - см. Книга пророка Авдия...

    Библейская энциклопедия Брокгауза

  • - см. Книга пророка Аггея...

    Библейская энциклопедия Брокгауза

  • - см. Книга пророка Даниила...

    Библейская энциклопедия Брокгауза

  • - см. Книга пророка Иезекииля...

    Библейская энциклопедия Брокгауза

  • - см. Книга пророка Иеремии...

    Библейская энциклопедия Брокгауза

  • - одна из пророческих книг Ветхого Завета...

    Католическая энциклопедия

  • - одна из пророческих книг Ветхого Завета. А.п.К. - это собрание нескольких кратких пророчеств, произнесенных во второй год правления персидского царя Дария I ...

    Католическая энциклопедия

  • - одна из пророческих книг Ветхого Завета. Книги Амоса и Осии, датируемые временем израил...

    Католическая энциклопедия

  • - В большинстве еврейских общин во время Пасхального Сейдера* ставят добавочный бокал вина, помимо бокалов для сотрапезников - бокал пророка Элиягу...

    Энциклопедия иудаизма

  • - вавилонское имя, данное юному пророку Даниилу в Вавилоне. См. Даниил...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Выражение из Евангелия, где имеет значение: пророка не ценят в его отечестве, в его...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - Ср. Видно справедливо изречение: нет пророка в отечестве своем. Гр. Л.Н. Толстой. Юность. 24...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Нѣсть пророка въ отечествѣ своемъ. Ср. Видно справедливо изреченіе: нѣтъ пророка въ отечествѣ своемъ. Гр. Л. Н. Толстой. Юность. 24...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - См. СУЕВЕРИЯ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - сущ., кол-во синонимов: 2 день июля 20-го илья-громоносный...

    Словарь синонимов

"Нет пророка в своем отечестве" в книгах

Пророков нет в отечестве своем

Из книги Девица Ноvодворская [Последняя весталка революции] автора Додолев Евгений Юрьевич

Пророков нет в отечестве своем Солженицын еще не успел доехать до Москвы, как многие птицеловы уже успели закинуть на него свои сети: наш брат, революционный либерал-демократ, Лужков, коллега Солженицына по писательскому цеху Вячеслав Костиков, готовый соблюсти светский

Пророк в своем Отечестве

Из книги автора

Пророк в своем Отечестве «А что будет здесь через сто лет, на этой земле? Какие города будут стоять? Дома какие? Лица? Лица какие будут у людей? Нет, ты скажи мне, для чего живешь?» – такие вопросы задают герои знаменитой повести Распутина «Прощание с Матёрой», но за ними,

ПЛЕН В СВОЕМ ОТЕЧЕСТВЕ

Из книги Плен в своём Отечестве автора Разгон Лев Эммануилович

Нет пророка в своём отечестве…

Из книги Магия Востока. Кухни народов мира автора Саидов Голиб

Нет пророка в своем отечестве?

Из книги Китай: версия 2.0. Разрушение легенды автора Ульяненко Виктор Васильевич

Нет пророка в своем отечестве? Давайте-ка начнем с положения ТКМ собственно в Китае и отношения к ней китайских граждан, это весьма интересно. Как ни странно, но отнюдь не любой китаец непременно скажет вам, что традиционная медицина?-?важная часть национальной культуры,

Нет пророка в своем отечестве

Из книги Бог и человек. Парадоксы откровения автора Печорин Виктор Владимирович

Нет пророка в своем отечестве Почему люди во все времена отвергали свидетельства пророков? В чем причина такого отношения?В Евангелии от Иоанна дается такое объяснение: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое: а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому

Нет пророка в своём отечестве

Из книги Без ретуши. Портреты физиков на фоне эпохи автора Иоффе Борис Лазаревич

Необычный сыщик Людовика XIV, или Нет пророка в своем отечестве

Из книги Великие исторические сенсации автора Коровина Елена Анатольевна

Необычный сыщик Людовика XIV, или Нет пророка в своем отечестве Это сейчас никого не удивишь обращением правоохранительных органов к экстрасенсам и ясновидящим. Но в старые времена люди, наделенные сверхспособностями, если и годились, то только для костра или плахи, ведь в

Нет пророка в своем отечестве

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Нет пророка в своем отечестве Из Библии. Выражение сложилось на основе следующего евангельского стиха (Новый Завет, Евангелие от Матфея, гл. 13, ст. 57): «...Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем».Иногда выражение

НЕТ ПРОРОКА В СВОЕМ ОТЕЧЕСТВЕ

Из книги Боевые машины мира, 2014 № 22 ТОС-1 «Буратино»/ ТОС-1А «Солнцепек» автора

НЕТ ПРОРОКА В СВОЕМ ОТЕЧЕСТВЕ Как ни странно, больше всего танкеткой Mk VI заинтересовались не в самой Великобритании, а за рубежом. Лицензии на ее производство приобрели Польша, Италия, Франция, Чехословакия и СССР, причем во всех случаях речь шла не о воспроизведении

13. Апостол Андрей Первозванный на мысе Фиолент Нет пророка в своем отечестве

Из книги автора

13. Апостол Андрей Первозванный на мысе Фиолент Нет пророка в своем отечестве Согласно нашим результатам, Андрей Первозванный является отражением императора Андроника-Христа, см. книгу «Царь Славян». А в предыдущей главе настоящей работы мы обнаружили теснейшую связь

НЕТ ПРОРОКА В СВОЕМ ОТЕЧЕСТВЕ

Из книги Аншлаг в Кремле. Свободных президентских мест нет автора Попцов Олег Максимович

НЕТ ПРОРОКА В СВОЕМ ОТЕЧЕСТВЕ Во все времена стране, претендующей на развитие, нужен думающий народ. Власть, во все времена живущая только по своим законам - законом власти, присваивает себе видение страны и истолковывает по-своему, какой народ ей нужен. В этом смысле

57. И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем.

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

57. И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем. (Мк. 6:3, 4). Это пословица, тогда употребительная в народе и вообще истинная, хотя и не всегда. Иоанн Креститель, также Исаия, Елисей, Даниил и другие были в

Нет пророка в своем отечестве (идея христианского социализма С. Н. Булгакова) Л. А. Бессонова

Из книги Русское богословие в европейском контексте. С. Н. Булгаков и западная религиозно-философская мысль автора Коллектив авторов

Нет пророка в своем отечестве (идея христианского социализма С. Н. Булгакова) Л. А. Бессонова Сергей Николаевич Булгаков известен не только как религиозный философ, политэконом, богослов, но и как общественный деятель. Он из плеяды выдающихся русских мыслителей рубежного

Нет пророка в своем Отечестве

Из книги автора

Нет пророка в своем Отечестве Л.А.СамаркинС Анатолием Борисовичем Петровым автор этих строк познакомился в 1955 г., сразу же по приходу из стен ЛКИ в СКБ-143. Несколько лет (примерно до конца 1958 г.) мы работали за соседними столами сначала в проектном отделе, а затем в группе

Нет пророка в своем отечестве. Это строки из Библии. Они говорят нам о том, что свидетельство наше родным и близким и рядом живущим, подвергнется неверию этих людей.

«Оттуда вышел Он и пришел в Свое отечество; за Ним следовали ученики Его. Когда наступила суббота, Он начал учить в синагоге; и многие слышавшие с изумлением говорили: откуда у Него это? что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его? Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем. И не мог совершить там никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил [их]. И дивился неверию их; потом ходил по окрестным селениям и учил». (Мар.6:1-6)

Если ты думаешь, что о твоем прошлом никто не знает, то ошибаешься. С момента рождения человека к нему приставляется нечистый дух, чтобы следить за человеком. Это он наблюдает за тем, на что соблазняется человек. Он запоминает и контролирует его слабости, чтобы в определенный момент времени, выдать их на обозрение других людей. Это делается для того, чтобы свидетельство этого человека о Боге и что Он сделал в жизни его, было мало успешным.

Иисус пришел в Свое отечество. Когда же Он начал учить в синагоге, многие слышавшие с изумлением говорили: откуда у Него это? что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его? Они не принимают то, что Он Сын Божий и что такие чудеса нельзя сделать, если не будет с Ним Бог, но все равно, как бы уничижая Его говорят: «Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры?»

Это они напомнят тебе, кем ты был до прихода к Богу. Это они не зачтут в заслугу Богу, твою полностью измененную жизнь. Им было приятней видеть, когда ты приходил домой пьяный, и ставил на уши всю семью. Когда ты меняла ухажеров как перчатки, гордясь этим, не желая слышать, что это грех блуда. Тебе было ниже твоего достоинства слышать, что Бог использует таких как я, для тебя. Но нет пророков в своем отечестве. Если Христу говорили «что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его? Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем». Соблазнятся и о тебе. Они обязательно скажут тебе «чей ты сын и что ты делал в прошлой жизни до прихода к Богу»?

Не удивляйся тому, что они не будут тебе верить. И не мог совершить там никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил [их]. И дивился неверию их.

Вера открывает небеса для чудес и исцеление. Вполне возможно, что Христу говорили, чей Он Сын, для того, чтобы разрушить веру у других.

Они будут называть тебя сектантом, будучи сектантами сами. Их нельзя переубедить потому, что нет пророка в своем отечестве. Скорее всего потому Христос и посылает нас туда, где нас не знают.

«И, призвав двенадцать, начал посылать их по два, и дал им власть над нечистыми духами. И заповедал им ничего не брать в дорогу, кроме одного посоха: ни сумы, ни хлеба, ни меди в поясе, но обуваться в простую обувь и не носить двух одежд. И сказал им: если где войдете в дом, оставайтесь в нем, доколе не выйдете из того места. И если кто не примет вас и не будет слушать вас, то, выходя оттуда, отрясите прах от ног ваших, во свидетельство на них. Истинно говорю вам: отраднее будет Содому и Гоморре в день суда, нежели тому городу. Они пошли и проповедывали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли». (Мар.6:7-13)

Конференции могут собирать много народа, который хочет хлеба и зрелищ. Большинство людей хотят прощения грехов и разрушения проклятий, но не хотят изменять свою жизнь и следовать за Богом.

«Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны». (Иоан.3:19-21)

«Если кто не примет вас и не будет слушать вас, то, выходя оттуда, отрясите прах от ног ваших, во свидетельство на них. Истинно говорю вам: отраднее будет Содому и Гоморре в день суда, нежели тому городу».

«Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь». (Матф.28:19,20)

Николай Николаевич

P.S. «Ибо когда мир [своею] мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость; потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков. Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много [из вас] мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, — для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом. От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением, чтобы [было], как написано: хвалящийся хвались Господом». (1Кор.1:21-31)