Как победить беса в себе. Кто такой, как выглядит и чем изгоняется бес — христианство, оккультизм, демонология

Одержимость, считали святые отцы, может быть двух видов. Существует одержимость в крайних своих проявлениях, когда в человеке обитает бес как вторая личность, а личность самого бесноватого находится в подавленном состоянии. Но и состояние человека, воля которого порабощена страстями, святые тоже называли одержимостью. Более того, эти два вида могут быть и просто разными формами одержимости.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский , наблюдавший огромное количество людей, отмечал: «Бесы в простых людей входят по их простоте… В образованных и интеллигентных людей злой дух вселяется в иной форме, и бороться с ним гораздо труднее».

Кроме того, в нашей повседневной жизни страсти нередко захватывают нас, а иногда делают неконтролируемыми. Яркий и очень распространенный пример тому – раздражение. Поэтому, пока дьявол имеет что-либо свое в нашем существе, мы в большей или меньшей степени подвластны ему, а значит, тоже в каком-то смысле бываем одержимы.

Через грех наша душа открывается для бесовского воздействия! Вхождение диавола в душу человека можно сравнить с попаданием в организм человека болезнетворных бактерий. Если физически человек недостаточно защищен, имеет слабый иммунитет, то он открыт проникновению в него различных микробов и вирусов, следствием такого попадания является болезнь. Так и дьявол, когда душа человека не имеет защиты, получает доступ к ней. Но что является защитой человеческой души, ее иммунитетом, преградой для бесов, и в силу чего она может лишиться этой защиты?

Пока человек пусть медленно, но упорно совершенствуется, пока дух его устремлен к Богу, пока за падениями следует искреннее покаяние – он находится в сфере действия Бога и в духовной безопасности, но когда грех становится привычкой, когда все существо человека оказывается подвластным какой-либо страсти – он лишается охраняющего покрова Божественной благодати. Лишается не потому, что Господь наказывает провинившегося: Господь всегда любит человека, всегда готов ему помочь. Но в том-то и заключается высота и исключительность любви Бога к человеку, что Творец уважает свободу Своего творения. И человек сам выбирает, с кем он хочет быть: с Богом или с диаволом. От человека требуется лишь повернуться к Богу, сердцем, мыслью, всей душою, и принять все то, что Господь ему предлагает.

Однако, если человек отворачивается от Бога, он неизбежно вступает в контакт с сатаной, третьего не дано: во всем добром и прекрасном – Бог, в противоположном (даже если на первый взгляд оно привлекательно) – диавол. Грех – это наш выбор в пользу диавола, согрешая, мы как бы обращаемся сердцем к сатане. И это результат нашего свободного выбора. В грехе человек, как когда-то Адам с Евой, отказывается от даров Бога, уходит, прячется от Него и открывается воздействию бесов. Теперь не Бог, но диавол имеет влияние на человека и получает доступ в его душу.

В Евангелии мы находим яркие характеристики отношений человека с диаволом, в которые вступает грешник. Спаситель, обращаясь к иудеям, вопрошавшим Его, сказал однажды: «ваш отец дьявол». Что Спаситель имел в виду? Как быть «сынами Божьими» означает принадлежать горнему миру, быть в близости Бога, так быть «детьми диавола» значит иметь с ним близкое, непосредственное общение. От отца земного дети получают воспитание, черты характера, отношение к жизни, но, прежде всего, они получают от отца само бытие. Так и дети Божьи похожи на своего Небесного Отца, поскольку они живут Его жизнью. Люди же, обратившееся ко злу, в своих грехах тоже похожи на диавола как на своего отца, ведь от него они и получают свое грешное бытие, и живут его жизнью.

Неоднократно Спаситель сравнивает пребывание диавола в душе грешника с жизнью хозяина в своем доме. Человек перестает быть господином себе, некто другой распоряжается его душой и телом. Хозяин волен делать со своим домом все, что захочет: он может прибрать и починить его, а может разрушить. Исходя из того, что сущность дьявола – зло, что он неспособен к созиданию, но только к разрушению – не приходится сомневаться, что сделает дьявол, будучи хозяином души.

Вот что говорит св. Иоанн Златоуст: «Демоны, раз овладев душой, обращаются с ней так гнусно и оскорбительно, как свойственно лукавым, страстно желающим нашего позора и гибели». А св. Василий Великий так интересно объясняет это страстное желание сатаны: понимая свое бессилие в борьбе против Бога, диавол стремится отомстить Ему хотя бы тем, что склоняет ко греху образ Божий – человека.

Апостол Павел говорит про грешников, что диавол «уловил их в свою волю»iii. Они как птицы, попавшие в силки, охотник, поймавший их, может делать с ними все, что хочет, – они в его власти. Так человек, прельстившийся приманкой диавола (эта приманка – обманчивая сладость греха), оказывается в его сетях. «Только птицы, – верно замечает святитель Иннокентий Херсонский , – мечутся, стараются вырваться из плена, мы же редко».

«Царство Божие внутрь вас есть», – говорит Спаситель. Это значит, что не только после смерти, но уже сейчас мы можем приобщиться Небесному Царству, приобрести его в свое сердце. Царство Божие внутри нас – это, по мысли св. Симеона Нового Богослова, «когда Бог бывает с нами в единении». Но в нашей власти создать в себе как Царство Божие, так и царство диавола. В Царство Божие входят через совершенствование в добродетелях и познание Бога, в царство диавола – «через укоренение в пороках» (преп. Иоанн Кассиан).

И как в нашей власти отворить свою душу перед Богом и впустить в нее Божественную благодать или же остаться закрытым для него, так в наших же силах либо впустить диавола в сердце, либо воспрепятствовать ему. «Поселяется дьявол в бесноватых людей потому, что эти люди привлекли к себе злых духов: они сами приготовили в себе жилище для дьяволов – выметенное и убранное; нераскаянными грехами своими вместо жилища Божия делаются вместилищем духа нечистого», – говорит преп. Иоанн Дамаскин .

Это же подтверждает святитель Феофан Затворник : «Внутреннее наше всегда заключено; Сам Господь стоит вне и стучит, чтобы отворили. Чем же оно отворяется? Сочувствием, предрасположением, согласием. У кого все это клонится в сторону сатаны, в того он и входит… Что входит сатана, а не Господь, в этом виноват сам человек».

Примеры из жизни вполне подтверждают эту закономерность. Важно отметить, что едва ли кто-то из священников относится к возможности вселения диавола в человека скептически, так как именно к ним, в храм, приходят люди, чтобы поведать о таинственных и пугающих явлениях, с которыми им пришлось столкнуться.

Протоиерей Григорий Дьяченко , известный священник, живший в XIX веке, собрал ряд характерных примеров беснования в своей книге «Духовный мир ». Приведем некоторые из них. Для нас важно, что все эти примеры иллюстрируют факт: одержимость – вовсе не обязательно следствие сверхординарных грехов и грозит людям, оказавшимся в какой-то особенной ситуации; чаще всего с вселением диавола приходится сталкиваться тогда, когда самый обычный человек закостеневает в самых банальных пороках.

Так, сельский батюшка рассказывает о случившемся в одной крестьянской семье, принадлежащей к его приходу. Женщина, хозяйка дома, славилась угрюмым нравом и сварливостью, ее постоянно видели ругающейся с кем-либо. Неудивительно, что после одной из таких ссор, когда за ничтожную провинность она кричала на соседских детей, с ней стали твориться страшные вещи, о чем ее муж в ужасе сказал: «Жена моя так взбесилась, что страшно к ней и приступиться».

В другом случае причиной, открывшей диаволу доступ в душу, оказалось то, что многие считают не только не грехом, но, наоборот, положительной чертой, а именно легкое, несерьезное отношение к жизни. Две девушки местом для «отдыха» избрали могилу одного весьма грешного человека. Напившись, они начали прыгать через могилу и…плясать. Когда девушки вернулись домой с кладбища, они начали кричать, издавали нечеловеческие звуки. Не зная, что предпринять в такой ситуации, девушек заперли в отдельной комнате и позвали священника. Будь на их месте дети, им бы не было никакого вреда, но это были взрослые, сознательные люди…

Надо сказать, что известны случаи одержимости и детей, причем в том возрасте, когда они еще не несут ответственности за свои поступки, а значит, не могут быть виновны во вселении в них диавола. Безусловно, все это остается тайной: почему Господь иногда попускает обитать бесам в невиновном создании, но логика тут все же есть: вероятнее всего, это происходит с детьми особо грешных людей. Как ребенок наркоманов или алкоголиков страдает в результате грехов своих родителей, так и душа младенца может оказаться предоставлена диаволу по причине неподобающего поведения его родителей. Так же, как в случае с родителями-наркоманами, тут нет никакой мистической кары Божией, а действуют законы духовной жизни. Ребенок развивается в той атмосфере, которую видит вокруг себя, другого он не знает. Если в семье атмосфера святости, то ребенок с рождения учиться общаться с Богом, учится молитве и доброй, светлой, жизни. Недаром у святых родителей и дети нередко становятся известными святыми (вспомним хотя бы Преп. Сергия Радонежского). Но если в душах родителей обитает диавол, то и ребенок привыкает ко греху и его душа оказывается открытой бесам.

Приведу случай, произошедший с нами несколько лет назад, когда мы всей семьей отдыхали на юге. Мы возвращались с пляжа домой на троллейбусе. На очередной остановке в троллейбус вошли достаточно молодые мужчина и женщина с детьми – девочкой лет шести и мальчиком примерно того же возраста. Родители явно были алкоголиками, они грубо разговаривали между собой, хохотали над какими-то пошлыми шутками. Девочка, распихав всех, уселась вместе с братом (или приятелем) рядом с нами и стала так хамски и вульгарно себя вести, что отец Константин вынужден был попросить ее вести себя хотя бы тише. Тут произошло нечто неожиданное. Девочка обернулась к нам, лицо ее исказилось от злобы, и она стала хриплым, визгливым голосом кричать, что видела отца Константина в церкви, начала кривляться и передразнивать действия священников. Мы были одеты совершенно по-пляжному, ничто не выдавало в нас особую причастность к церкви, более того, в этот курортный город мы приехали на днях, и в храме отец Константин еще не появлялся. Да и из криков девочки явствовало, что она ничего реально не знает. Мать попыталась заставить девочку замолчать, так как весь автобус в удивлении смотрел на в прямом смысле беснующегося ребенка, но не смогла, и вся семья вышла из троллейбуса.

И в особой опасности находятся дети, чьи родители либо сами занимаются оккультными науками, либо обращаются к занимающимся этим людям (носят, например, больного ребенка к бабкам, чтобы помочь магическим способом).

Итак, соизволяя на грех, мы предоставляем себя (а возможно, и своих детей) в распоряжение диавола, который проникает в душу и закрепляется там по мере нашего укоренения в грехе. А святые отцы отмечали, что грех входит в душу не одномоментно, а поэтапно, проходя стадии развития от постороннего, внешнего побуждения, стучащегося в душу, до хозяйского распоряжения ею.

о. Константин Пархоменко

Признаки одержимости бесами и их отличие от психических заболеваний

Длительное время в России пропагандировались атеистические мировоззрения, которые отрицали существование каких-либо потусторонних сил. Это не могло не сказаться на нашем отношении к религии. И порой при упоминании об одержимости, мы не можем скрыть недоверчивого взгляда, тем самым лишь позволяя темным силам действовать с большей активностью.

Что же такое одержимость? В обиходе церковных служителей бытует выражение: «Бесы одолели». Это означает, что душой и телом человека овладели темные силы, поработив его волю и разум. Признаки одержимости бесами могут быть самыми разнообразными, и порой трудно бывает отличить их от психических заболеваний, что может привести к роковой ошибке. Задача усложняется и тем, что до настоящего времени не существует определенных признаков, по которым можно распознать человека нормального и одержимого.

Одержимость не приходит внезапно сама по себе, то есть, бесы не могут неожиданно подчинить себе человека. Это происходит только в том случае, когда у человека имеется предрасположенность, представляющая собой потворство каким-либо порокам. Есть все основания предполагать, что алкоголизм, наркомания, блуд, зависть, уныние, гнев, жадность и т.д., являются отличной мишенью, притягивающей темные сущности. Злобные твари, только и ждут момента, когда человек духовно ослабнет, чтобы войти в его ауру.

Признаки одержимости бесами довольно сложно дифференцировать. Основным отличием одержимости от психических заболеваний является проявление действий насильственного характера, то есть, не свойственных сущности данного человека - появление чуждых мыслей, выражений. Одержимые проявляют сопротивление божественному, например, не могут войти в церковь, сквернословят, выражают агрессию по отношению к символам веры. Также это может выражаться судорожными припадками, потере сознания, изменении голоса, криками и т.д.

Одержимые проявляют сопротивление божественному.

Почему количество одержимых растет?

В последнее время количество людей, одержимых бесами, значительно возросла. В основном это с вязано с проблемами социального характера. Вот основные причины подобного явления: Духовная опустошенность с отсутствием стремления к совершенствованию. Пособие средств массовой информации, пропагандирующих разврат и насилие. Повальное увлечение молодежи агрессивными компьютерными играми. Огромное количество людей, злоупотребляющих алкоголем, наркотиками и другими, одурманивающим разум веществами. Увеличение сатанинских сект. Одержимость может быть передана по наследству. Кроме того, церковь считает, что человек, который не прошел обряд крещения, также является одержимым.

Как бороться с одержимостью?

Основное орудие, противостоящее силам тьмы - волевой фактор. Человек становится особенно уязвимым для проникновения энергосущностей в момент страха, гнева или других негативных эмоций. Поэтому следует контролировать свои чувства, не допускать проникновения в сознание деструктивных мыслей, бороться с порочными качествами.

Одержатели, или энергосущности (они же бесы), овладев человеком, уходят очень неохотно, поэтому изгнать их достаточно сложно. Люди, которые изгоняют эти сущности, называются экзорцистами. Настоящие целители должны обладать сильной волей, крепким здоровьем и быть духовно очищенными.

Одержатели - существа разумные, поэтому действуют коварным образом. Понимая, что их пытаются изгнать, они меняют тактику, временно не давая о себе знать. Отсутствие внешних проявлений в данном случае не говорит о том, что энергосущности отступились от жертвы - напротив, они продолжают разлагающе влиять на ее сущность с удвоенной силой.

Пациенты, подверженные экзоцизму, наблюдаются целителем не менее трех лет. Однако, основная опасность состоит в том, что в ауре человека образуется своего рода дыра, служащая входными воротами для любых темных сущностей. Чтобы окончательно избавиться от влияния темных сил, человеку необходимо пересмотреть свой образ жизни, исключив пагубные привычки и тщательно контролируя свои эмоции. При этом обязательной является смена места жительства.

Наконец, основополагающими условиями является душевное равновесие и позитивный настрой, а главное - усиленный труд, направленный на совершение добрых дел. Словом, мощная работа над собственным духовным ростом, на которую способен далеко не каждый.

Как бесы могут войти в человека?

О том, как демоны проникают в сущность человека:

1. Наследственность (Исход 20:5). Это может быть грех родителей, или даже дедушек или бабушек. Например, духи блуда, оккультизма, убийства, пьянства, мести, непрощения и др. могут передаваться по наследственности.

2. Если неспасенным является один из членов семьи, или он – плохой христианин. Если отсутствуют настоящие христианские ценности в семье, это особенно отражается на детях. Во время скандалов между родителями в ребенка может войти дух страха. Этот дух, по утверждению Билла Сабрицки, может вызывать астму.

3. Сексуальное осквернение детей родителями (особенно это распространено в Карпатах). В ребенка в результате может войти дух непрощения, он может иметь все сексуальные грехи своего отца, дух фригидности, если это девушка и т.п.

4. Во время беременности. Если мать находится в шоковом состоянии, бесы могут войти и в нее, и в ребенка. (Если ты верующая, то помни, что во время беременности ты должна обратить внимание на свою молитвенную жизнь: ты и твой ребенок особенно нуждаетесь в защите Крови Иисуса Христа, в Божьем покровительстве. Поэтому постоянно благословляй своего ребенка, посвяти его Господу, принимай причастие). Если мать не желает ребенка и открыто это провозглашает, то в него очень часто входит дух отверженности. Будьте осторожны с такими провозглашениями.

5. Через грех. За каждым грехом стоит какой-то нечистый дух. Если человек начинает систематически грешить, то этот дух может войти в него. Это может произойти совершенно незаметно. Например, это духи курения и алкоголизма.

6. Если человек добровольно посвящает себя сатане. Например, сатанисты, кришнаиты, члены “Белого братства” провозглашают определенные клятвы.

7. Через оккультную практику: сеансы экстрасенсов, ворожбу, гадание, спиритизм, чтение определенных книг. Мы категорически запрещаем читать книги Карлоса Кастаньеды, Даниила Андреева, Емануэля Сведенборга и многие другие.

8. Через вещи (талисманы, книги, постельное белье и т.п.). Таким образом колдуны могут проклясть обладателя какой-либо вещи. Бывали случаи, что у людей пропадала одежда, нижнее белье. Потом они случайно находили эти вещи где-то во дворе, и в их жизнь приходило какое-то проклятие. От таких вещей лучше сразу избавиться, желательно даже не прикасаться к ним. Приведу один пример. У одной молодой женщины, назовем ее Л., украли куртку. Через некоторое время она увидела эту куртку у себя во дворе с вырезанным на подкладке сердцем. Л. зашила куртку и начала ее носить. Вскоре у нее начался рак крови (лейкемия). Она уже не могла ходить. Врачи выписали ее домой - умирать. Л. патологически похудела, была бледной, почти недвижимой. Но однажды одна из служителей нашей церкви молилась, и Бог положил ей на сердце пойти проповедовать этой женщине. Услышав Благую Весть, Л. покаялась, попросила помолиться за ее исцеление. Через некоторое время Л. имела анализ крови здорового человека. Врачи не могли в это поверить. Вскоре Л. снова превратилась в красивую молодую женщину. Если вы покупаете одежду “Second hand”, пользуетесь постельным бельем в поезде, гостинице, общежитии и т.п., мы рекомендуем благословлять эти вещи, призвать на них кровь Христа. Воспитывая детей, приучите их пользоваться только своими вещами. Этому же учат элементарные правила гигиены.

9. Через посвященную пищу (например, “прасад” у кришнаитов). Вот почему всегда нужно молиться и благословлять еду.

10. Через отвержение родителями детей, парня девушкой или девушки парнем, травмируется душевный уровень, и могут входить бесы. При развале семьи дух отверженности может войти в одного из партнеров или в маленьких детей.

11. При шоковом или коматозном состоянии.

12. Через целование умерших родственников может войти дух некрофилии, а также другие духи, которые были в умершем. Библия четко учит нас об этих вещах (Левит 21:1).

13. От других людей. Например, перед смертью колдуны и ворожеи очень просят подержаться за руку кого-то близкого. Если кто-то даст руку, то в него, как правило, переходят бесы, а колдун после этого спокойно умирает. Не давайте своей руки, разве что это – брат или сестра в Господе. Не разрешайте кому попало возлагать на себя руки. Во время прелюбодеяния, блуда также могут переходить бесы. Также, если вы находитесь в компании алкоголиков, наркоманов и т.п., знайте, что там уже есть нечистый дух. Кстати, в компании светских музыкантов всегда присутствуют духи гордости и блуда.

14. Через переливание крови. Нельзя переливать чью-попало кровь. Известны случаи, когда после переливания крови у людей начинались галлюцинации и другие духовные проявления. Одной женщине перелили кровь ее мужа-наркомана, и она вскоре тоже “села на иглу”, другая после переливания крови стала шизофреничкой. Если вы готовитесь к операции или к родам, вам желательно найти кого-то из верующих с такой же группой крови.

15. Вы можете находиться в каком-то нечистом помещении или местности. Нам известны случаи, когда в бывших работниках морга был дух некрофилии. Также это может быть женская тюрьма, сатанинская церковь, дом, в котором кто-то совершил самоубийство и пр.

16. Через навязчивые идеи и комплексы. Иногда после молитвы за раковых больных, к нам приходил дух и говорил: “Ты тоже заболеешь раком”. Такие мысли нужно сразу же отвергать.

17. Через проклятие, которые персонально наложили ворожеи, колдуны. Но вы должны помнить, что, если вы покаялись и живете в святости, то лукавый не прикоснется к вам (1 Иоанна 5:18). Кровь Христа защищает вас.

18. Через “лжерелигии”: восточные и псевдохристианские религии (свидетели Иеговы, мормоны).

19. Через сексуальные травмы. Очень много сейчас есть изнасилованных женщин. Некоторые мужья так обращаются со своими женами, что в женщин входит дух сексуальной обиды, и они становятся фригидными. Также бесы входят через разнообразные сексуальные извращения.

20. Через “чуждый огонь”. Читаем в Библии: “Надав и Авиуд, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений, и принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им. И вышел огонь от Господа, и сжег их, и умерли они пред лицем Господним. И сказал Моисей Аарону: вот о чем говорил Господь, когда сказал: в приближающихся ко Мне освящусь и пред всем народом прославлюсь. Аарон молчал…” (Левит 10:1-3). Богу не угодны были их жертвы. Через такое служение может приходить дух бунтовства. Поэтому мы учим не общаться с людьми, отлученными от церкви. Церковь отказала им в покровительстве. Открыт свободный доступ бесов к их душам (1Кор.5:4,5,11; 2Сол.3:6,14; 1Тим.1:20; Титу 3:10,11).

21. Через неправильно построенные отношения между матерью и сыном или дочкой (дух контроля). Бывает, что родители чересчур опекают детей, не позволяют им принимать самостоятельных решений. Даже если ребенок уже вырос, и у него есть собственная семья и дети, “мамочка” постоянно “наводит порядок”, навязывает свои решения. В случае непослушания закатываются грандиозные скандалы. Некоторые взрослые люди панически боятся “не угодить мамочке”.

22. Через инцест (половые отношения между близкими родственниками).

23. Через неправильное служение духовными дарами. В особенности это касается служения пророков. Служителям нужно придерживаться следующих правил:

а) Пророческое слово дает Бог. Нельзя путать понятия “пророчество” и “провозглашение, позитивное исповедание”. Нельзя выдавать за пророчество мечты своего сердца. Это навлекает проклятие от Бога (Иер.23:21,31);

б) Не искать духовных ощущений, а молиться, ревновать о проявлении духовных даров. Бог обязательно проявит их;

в) Дары служат для назидания церкви. Нельзя пророчествовать о личной жизни (кто чья будущая жена или будущий муж);

г) Подчиняться авторитету пастора. Все пророчества надо дословно записывать и давать читать духовному наставнику. Если ваш пастор после разбора пророчеств запрещает вам служить духовными дарами, то вам лучше подчиниться и молиться за очищение ваших даров. Если вы будете иметь слово и дальше, записывайте его и анализируйте по Библии, а не лезьте сразу кричать на сцену. Потом опять покажите записанные пророчества пастору. Если же пастор принципиально не признает служение пророков, то вам лучше перейти в другую церковь.

24. Иногда через искусство (музыка, театр и т.д.). Настоящее искусство обязательно является духовным. Родителям надо обязательно следить за тем, какие фильмы смотрит их ребенок.

25. Через аборты. Даже если это третий или четвертый ребенок, родители не имеют права даже думать плохо о нем, так как это – Божий ребенок. Иначе малыш может родиться с духом отверженности. Во время аборта почти всегда входит дух смерти, который вызывает бесплодие, кровотечение, рак и др. (Дух смерти и смерть – не одно и то же.)

26. Через сексуальные и прочие помыслы (дух мастурбации, дух сладострастия).

27. Патологическое стремление к власти: комплекс власти, комплекс неполноценности, дух гордости.

Как обнаружить, имеет ли человек в себе бесов?

Часто о демонической зависимости людей можно легко догадаться, наблюдая за их поведением, речью, выражением лица. Например, страх, обидчивость, неадекватное поведение.

Иногда бесы, которые живут в христианах, постоянно провоцируют их на какие-то тайные грехи. В таком случае человек внешне выглядит довольно прилично, так как он изо всех сил старается скрыть свою нечистоту. При этом он прилагает максимум усилий, чтобы не грешить, но ничего не удается. Эти люди ненавидят себя, имеют дух комплекса неполноценности, духи депрессии и осуждения. Иногда такой человек начинает сознательно игнорировать свои проблемы. Таким людям нужно найти в себе силы прийти на молитву за освобождение, исповедаться, отречься от всего нечистого, как бы не было стыдно или страшно при этом. Освобожденный человек должен возрастать в Господе, исполняться Святым Духом, ревностно служить Богу.

Третий случай – когда человек может даже не догадываться, что он имеет бесов. Вообще, это касается душевной сферы: обида, непрощение, отверженность и т.д. Бесы, стоящие за этим, начинают проявляться лишь под действием помазания, силы Святого Духа. Например, покаявшийся человек, который имеет дух обиды, начинает замечать, что становится более обидчивым, чем до покаяния.

На общих служениях я иногда приглашаю выйти для молитвы тех людей, которые ощущают какое-то духовное обострение (например, плачут, чувствуют в горле какие-то комки). Лучше всего молиться за освобождение именно во время такого обострения. Тогда человек более всего открыт для Бога.

Можно быть много лет в Господе и не знать о своей демонической зависимости. Лишь потом бес может неожиданно проявиться. Тогда человек ощущает сильную душевную боль, и не может без слез что-либо вспоминать, или о чем-то говорить. Так, у меня неожиданно обострился дух отверженности. Я проплакал целую ночь, исповедуясь жене. На утро я освободился, у меня уже не было неприятных ощущений. Кстати, этот дух очень легко входит в людей. Я хочу в особенности предупредить родителей: будьте внимательными к своим детям. Не делайте разницу между детьми. Принимайте участие в личной жизни каждого вашего ребенка.

Напоследок я хочу еще раз подчеркнуть: если вы верующие и живете в святости, если вы сильны в духе, крещены Духом Святым, бесы не могут войти в вас. Кровь Христа защищает вас. Вы имеете духовную власть и силу противостоять атакам сатаны и его служителей.

В обычной жизни, пока она идет стабильно, без происшествий, мы и не задумываемся о том, что параллельно с нами существует мир иных сущностей. Главными его «жителями» являются ангелы и черти). Священное Писание богато описаниями воздействий на человеческие души демонов. В Библии называются признаки бесноватого человека. Святые отцы еще со средневековья придают этому важное значение. Об ангелах известно немного: они защитники, и нам не обязательно знать об их способах защиты. Бесы являются серьезными врагами рода людского, и для того чтобы им противостоять, надо изучать методы борьбы с этой нечистью. Сам Христос подчеркивал, что изгнать их можно только с помощью поста, креста и молитвы.

Как появился Злой дух?

До создания Творцом вселенной существовал мир ангелов. Самого могущественного звали Денница. Однажды он возгордился, поднялся против самого Бога и за это был изгнан разгневанным Господом из ангельского мира.

Каждый христианин знает признаки бесноватого человека: разговор чужим голосом, неприятие церковных ценностей, способности к левитации, серный запах и другое. Но есть и такие признаки вселения дьявола, которые трудно распознать.

Чтобы защититься от лучший совет - не связываться с ним, так как бесноватый не владеет собственным разумом. Изгнать из него бесов помогут только церковные обряды.

Как вселяется дьявол в человека

Антоний Великий утверждает, что человечество само виновато в том, что демоны находят в душах людей пристанище. Это бестелесные существа, которые могут укрыться в человеке, если тот принимает их гадкие мысли, искушения и волю. Так люди соглашаются с существующим злом. Рассказы священников о вселении дьявола достаточно пугающи и страшны. На своем личном опыте они не раз убеждались в реальности действий темной силы, поэтому знают все признаки бесноватого человека, могут его распознать и попытаться спасти душу. Даже сильная молитва не сразу помогает избавиться от вселившейся нечистой силы.

Так почему демоны имеют возможность входить в человека? Святые отцы утверждают, что им место там, где грех уже живет. Греховные мысли, недостойный образ жизни, множество пороков - дьяволу легче всего проникнуть в порочного человека.

Многие задаются вопросом, почему Бог это допускает. Ответ прост. В действительности от Всевышнего мы наделены свободой выбора, волей. Мы сами должны выбирать, чья власть нам ближе, Господа или Сатаны.

Священнослужители разделяют бесноватых людей на два вида.

Первый - бес подчиняет себе душу и ведет себя, как вторая личность внутри человека. Второй - порабощение воли человеческой различным греховными страстями. Еще Иоанн Кронштадтский, наблюдавший за одержимыми, отметил, что душами простых людей бесы овладеют по их простодушию и безграмотности. Если дух вселяется в душу человека образованного, то это несколько иная форма обладания, и бороться с дьяволом в этих случаях довольно-таки сложно.

Бесноватые люди в церкви

Есть утверждение в христианской церкви, что одержимость человека, не проявляющаяся в повседневной жизни, выходит наружу, стоит только подойти бесноватому к церкви или увидеть икону и крест. Бывали случаи, когда во время богослужения некоторые люди начинают метаться, выть, плакать, выкрикивать богохульные речи, ругаться. Все это является главными признаками бесноватого человека. Объясняется это тем, что бес старается оградить душу от божественного влияния. Дьявол нетерпим ко всему, что как-то напоминает о вере в Бога.

Образованные, интеллигентные люди с бесом в душе, казалось бы, привыкли учитывать мнение окружающих, они размеренны и степенны, но стоит только завести с ними разговор о религии, все их уважение сходит на нет, лицо тут же меняется, проявляется ярость. Бес, живущий внутри, не может переступить свою сущность, как только речь заходит о его вечном противнике - Боге. То, как ведут себя бесноватые люди в церкви, только подтверждает тот факт, что бес старается избегать источников опасности и боится быть изгнанным. На самом деле это не люди боятся церкви и Символов веры, а нечистая сущность, находящаяся в них.

Одержимость можно разделить на несколько признаков: в одних случаях бес просто нашептывает человеку гадости, побуждает творить непристойности, идти против Бога. Проникнув в тело, бес может действовать во вред другим людям, причиняя им зло. Вселившись в тело умерших, дьявол в облике призраков изводит людей.

Физические признаки одержимого бесами

Служители церкви определили явления, указывающие на признаки бесноватых людей. В трактате «О демонах» Петром Тирским указаны следующие пункты проявлений демона:

  • голос приобретает жуткий бесовский тембр;
  • возможны любые изменения голоса;
  • паралич тела или некоторых конечностей;
  • невероятное проявление силы для обычного человека.

Другие исследователи-демонологи также выделяют:

  • несвойственный для человека огромный живот;
  • быстрое угасание, потеря веса, приводящая к гибели;
  • левитация;
  • раздвоение личности;
  • подражание животным;
  • непристойное поведение, мысли;
  • запах серы (запах ада);
  • хула на Бога, церковь, святую воду, крест;
  • бормотание на несуществующем языке.

Это далеко не полный перечень признаков. Конечно же, многие пункты одержимости могут объясняться какими-либо физическими заболеваниями, так, в Средние века часто путали бесовщину с симптомами эпилепсии. Расстройства психики выдавали за прилюдные греховные оргии, подражание животным путали с шизофренией. На самом деле, действительно трудно определить в обыденной жизни, что значит бесноватый человек. Многие черты характера, стереотипы поведения, распущенность, невежество - все это напоминает бесноватость.

Изгнание беса

Традиционное «лечение» от одержимости - это изгнание демона из тела. Обряды экзорцизма совершают священнослужители, которые читают специальные молитвы, окуривают ладаном, проводят миропомазание. Чаще всего при проведении обряда люди сильно сопротивляются, даже падают в обморок. Священник не должен быть один, ему обязательно нужны помощники - другие представители церкви. Современные медики и психологи не верят в подобные обряды и утверждают, что это всего лишь Тогда как объяснить, что подобные приступы происходят исключительно при церковном вмешательстве и после совершения обряда люди чувствуют значительное облегчение? Ответов на эти вопросы нет до сих пор.

Изгнать бесов можно искренней верой, молитвой и постом. Перед процессом изгнания нужно причаститься и исповедаться. Отчитку может совершать монах-молитвенник, который не познал греха и плотских утех. Ключевым моментом является строгий пост. Сама неподготовленная душа справиться с изгнанием бесов не сможет. Молитва может не сработать, и результат может быть непредсказуемым. Отчитка будет вестись монахом, который получил наставления от старшей духовной братии, он наделяется божественной защитой и особой силой, которая поможет справиться с бесами. Читаемая молитва называется экзорцистской. После ее многократного произнесения исчезают признаки одержания бесноватых людей, подтверждающие присутствие адских сил.

При изгнании дьявола молитва должна звучать из уст искренне верующего человека, магия строго исключается. Люди, занимающиеся оккультизмом, в 90% случаев становятся одержимыми бесами.

Молитвенная защита от нечистой силы

Нечистая сила с легкостью может напасть на нас, вселяться в дома, строить козни, делать человека одержимым. В православии есть множество молитв, которые помогают защититься от нападок нечистой силы. Самыми известными являются молитва Серафиму Саровскому, Пансофия Афонского «От нападения бесов», Святого Григория Чудотворца и, конечно же, молитва Иисусу Христу.

Православные верующие знают, что текст всегда нужно носить с собой, ведь в час разгула нечистой силы всегда есть вероятность попасть под ее влияние. Встретиться в любой момент на пути может и бесноватый человек, что делать в таком случае? Спасет молитвенное слово.

Многие заучивают текст молитвы наизусть. Но в стрессовых ситуациях человек обычно теряется и забывает обо всем на свете, так что лучше всегда иметь защиту при себе. Придать себе уверенность в сложной ситуации можно, прочитав текст молитвы с листа. Очень важно соблюдать некоторые правила:

  • Текст молитвы носите всегда с собой. Стиль и старославянские слова переиначивать и подделывать под современный язык не стоит, это может уменьшить силу намоленных веками слов.
  • Текст нужно проговаривать самостоятельно, онлайн-прослушивания здесь не подойдут, важна эмоциональная составляющая и искренность произносимых фраз.
  • При прочтении молитвы вы должны быть защищены крестом, образком. Беспардонные бесовские отродья легко могут проникнуть в незащищенные заблудшие души и свести слова молитвы на нет.

Оберегайте свою жизненную энергию и свое жилище. Например, бесам труднее будет проникнуть в дом, освященный батюшкой.

Одержимость с научной точки зрения

Что говорит о бесовщине официальная наука? Ученые называют одержимость психическим заболеванием, имя которому какодемономания. Считается, что припадками чаще всего страдают зависимые люди, открытые, впечатлительные или, напротив, пассивные. В своем большинстве они поддаются влиянию со стороны. Зигмунд Фрейд называл какодемономанию неврозом. По его утверждению, человек сам придумывает в себе демона, который подавляет его желания. Так что же такое одержимость - проклятие или болезнь? Ученые объясняют признаки бесноватости различными заболеваниями, но стоит заметить, что часто медицинские методы не способны снять проблему.

  • Одержимость объясняют эпилепсией. При потере сознания во время конвульсий человек способен ощущать контакты с нематериальным миром.
  • Депрессия, эйфория, резкие перепады настроения свойственны для аффективного биполярного расстройства.
  • Путают с одержимостью и синдром Туретта. Из-за расстроенной нервной системы начинаются нервные тики.
  • Известно в психологии заболевание, сопровождающееся расщеплением личности, когда в одном теле живет несколько личностей, показывающих себя в различные периоды.
  • Шизофрению также сравнивают с одержимостью. У больного возникают галлюцинации, начинаются проблемы с речью, появляются бредовые идеи.

Если в человека вселяется нечистая сущность, это отражается на его облике. Как распознать бесноватого человека, перечислено в статье выше. Также к этому можно дополнить то, что у одержимых бесами меняется цвет глаз, они становятся мутными, хотя зрение остается прежним. Также может измениться цвет кожи, она становится темнее - этот признак очень опасен.

Реальные случаи одержимости

Существуют истории одержимости людей бесами, которые зафиксированы и подтверждены документально. Вот лишь некоторые из них.

Клара Германа Целе. История из Южной Америки. Девушка Клара в возрасте 16 лет сообщила священнику на исповеди, что чувствует в себе присутствие демона. История произошла в 1906 году. Ее словам сначала не поверили, так как определить бесноватого человека непросто. Но состояние ее стало с каждым днем ухудшаться. Есть документальные свидетельства людей, в которых сказано, что девушка неадекватно вела себя и разговаривала чужими голосами. Ритуал экзорцизма проводился над ней в течение двух дней, что ее и спасло.

Роланд Доу. История этого мальчика произошла в 1949 году. Умерла его тетя. Через некоторое время Роланд попытался с ней связаться при помощи спиритического сеанса, но вокруг стали происходить невероятные вещи: слышались крики, тряслись распятия, летали предметы и так далее. Приглашенный в дом священник видел, как падают и летают предметы. В то же время тело мальчика покрывали различные символы. Чтобы изгнать злого духа, потребовалось провести 30 сеансов. Более 14 источников подтверждают тот факт, что кровать с больным мальчиком летала по комнате.

История Эмили Роуз

Особо хочется отметить случай с Аннализе Мишель. Это самый яркий пример бесноватости человека. Девочка стала прототипом Эмили Роуз в известном фильме.

Когда девочке исполнилось 17 лет, жизнь ее стала кошмаром. Среди ночи на нее нападал паралич, невозможно было дышать. Врачи выставили диагноз: припадки Гранд Мал или эпилептические судороги. После того как Аннализе поместили в психическую клинику, положение ее стало только усугубляться. Медикаментозное лечение не приносило никакого облегчения. К ней постоянно являлся демон и говорил о проклятии. У нее начала развиваться глубочайшая депрессия. Через год, в 1970 году, девушку выписали из больницы. Она сама обратилась в церковь и попросила провести обряд экзорцизма, утверждая, что в тело ее вселился дьявол. Церковные служители знают, как понять, что человек бесноватый, однако отказали ей в помощи и посоветовали ей больше молиться. Девочка стала вести себя более неадекватно. Она кусала членов своей семьи, ела мух и пауков, копировала собак, наносила себе увечья, уничтожала иконы. Продолжалось это пять лет. Родственники с трудом уговорили священнослужителей на обряд экзорцизма. Обряд начался в 1975 году и закончился только в 1976, проводился он дважды в неделю. Из ее тела изгнано было великое множество нечистой силы, но здоровье ее все равно ухудшалось, она не могла ни пить, ни есть. В итоге девушка умерла во сне. По ее словам, перед смертью к ней приходила Дева Мария и предложила ей вариант спасения - оставить свое тело, которое поработили бесы.

Как вести себя с бесноватым человеком

Если вдруг у близких вы обнаруживаете признаки бесноватости, важно не теряться в этот момент, постараться создать условия, чтобы человек не навредил ни себе, ни окружающим. Есть несколько советов, как защититься от бесноватого человека:

  • Не стоит провоцировать бесноватого человека на приступ агрессии, так как он не способен отвечать за собственные действия. Соглашайтесь с ним и контролируйте ситуацию.
  • Оградите одержимого в движениях. Посадите или уложите на кровать. Следите, чтобы он не смог навредить себе.
  • При проявлениях бесноватости постарайтесь успокоить человека, привести его в нормальное состояние. Если приступ спровоцирован иконами или распятиями, уберите их.

Оберегайте себя и своих близких от посягательств демонов. Истинная вера, горячая молитва, жизнь в благочестии не дадут дьяволу завладеть вашей душой и телом.

Превращайте свои страдания в свою мудрость

В прошлом у всех был как позитивный, так и негативный опыт. Да, это естественно, но часто мы терпим неудачи в борьбе с негативным опытом - с ошибками и разорванными отношениями, принесшими нам боль, - и они быстро превращаются в «бесов» внутри нас. Преследуют нас годами. Не дают наслаждаться жизнью и держат в постоянном напряжении.

Чтобы достичь счастья, снизить стресс и продвинуться вперед к мечтам, нужно бороться с этими бесами. Как - узнаете из этой статьи.

Бесы. Классификация, урон и польза

Один из самых страшных «бесов», с которым нам приходится бороться, - постоянные сожаления о сделанных ошибках. Когда мы не можем освободиться от негатива прошлого, мы допускаем его и в сегодняшнюю жизнь. Цепляясь за негативный опыт, мы ограничиваем свой потенциал и свое будущее.

Люди нас покидают и оставляют вместо себя «бесов»

Если какие-то из этих отношений оставили у нас болезненные чувства, ощущение обиды и бесполезности, то это влияет на то, как мы сейчас воспринимаем жизнь, что думаем о себе и других и как общаемся с ними. Эти факторы создают стереотипы поведения и страхи, которые не имеют отношения к сегодняшнему дню.

Правильное восприятие и умение отрешиться от прошлых ошибок, в том числе в отношениях с людьми, позволяет усваивать ценные уроки, которые помогают избегать тех же или более серьезных промахов в будущем.

Путь к успеху, или 5 способов освободиться от негатива прошлого

Если мы способны преодолевать ошибки прошлого и забывать о них, то становимся более устойчивыми к стрессам и превратностям судьбы и осознаем, что можем справиться с ними. «Бесы», получается, могут воздействовать на нас и благотворно, заставляя меняться, смотреть на жизнь по-новому и более конструктивно.

Умение побеждать их делает нас более сильными и устойчивыми к взлетам и падениям.

Успешная борьба с «бесами» в себе определяет нашу способность быть счастливыми, самосовершенствоваться и пользоваться всем, что дает нам жизнь. И вот как это можно сделать.

1. Умейте «разглядеть» «бесов» в себе.

Прежде чем вы сможете вступить в борьбу с внутренними «бесами», нужно увидеть их. Не надо вступать в игры со своим подсознаниям и в полной мере испытывать на себе значение термина «психзащита»: имейте смелость признать проблему. Это путь к ее решению.

2. Проявите объективность.

Испытав чувство, которое вам необходимо было пережить, переходите в более объективную плоскость, старайтесь мыслить более рационально. Спросите себя, что именно позволит вам освободиться от пережитого.

Напомните себе, что неудачи, боль, разочарования и другие негативные ощущения - неотъемлемая часть жизни. Но вы достаточно сильны для того, чтобы не дать вашему прошлому взять вас в заложники.

4. Учитесь у ваших «бесов».

Зачастую нам сложно отделаться от прошлого, потому что мы не думаем о его уроках. Запишите в дневник, чему вас научил негативный опыт прошлого. Когда начнете снова расстраиваться по поводу своего прошлого или думать о нем в негативном ключе, перечитайте эту строку и вспомните пословицу «нет худа без добра».

5. Устраните ограничения прошлого.

Когда мы постоянно «цепляемся» за прошлое, то ограничиваем собственные возможности, так как избегаем рисков и новых начинаний из-за страхов. Мы мыслим категориями «Я не смогу», «Я не должен», «У меня не получится». А надо наоборот.

И все же, как бы там ни было, избегайте повторения прошлого. «Бесы» все время толкают нас к людям или ситуациям, которые восстанавливают в нашей памяти старые приятные, но не всегда полезные привычки. Нас привлекают люди с похожим прошлым или багажом ошибок, напоминающим наш. К сожалению, это сковывает нас.

Мы попадаем в старую колею, вновь совершаем старые ошибки или устанавливаем нездоровые взаимоотношения с людьми.

Будьте предельно внимательны к тому, что происходит вокруг, и всеми силами избегайте ситуаций, в которых ваши прошлые дурные привычки вновь выйдут на поверхность. Ищите новых взаимоотношений с людьми, которые передадут вам что-то новое, и сводите к минимуму связи, которые этого вам не дают.

P.S.: Подписывайтесь на нашу полезную рассылку . Раз в две недели присылаем 10 самых лучших материалов из блога МИФ. Не без подарков

Примерно 2 года назад, измученный болезненными последствиями от греха противоестественного блуда, я случайно узнал об услугах бабки, которая якобы умеет смотреть на воду и снимать порчу, и обратился к ней. Когда я пришел туда, она нашептала какие-то молитвы над чашкой с водой, затем поставила мне чашку на голову и прочитала определенную последовательность заговоров и молитв и дала мне выпить. При этом я почувствовал какую-то странную теплоту, и меня как - будто заволокло каким-то белесым туманом. Пребывая в этой странной ауре, я все видел как будто сквозь какой-то мутный белесый туман. После чего бабка дала мне указания выполнить определенные процедуры, и, возвратившись оттуда, я продолжал пребывать в этой туманной ауре. На исповеди я говорил священникам о посещении бабки, и они предупреждали меня, что это грех, и что бес вернется и приведет с собой 7 других, однако я игнорировал их предупреждения и продолжал визиты к бабке. К тому же я дерзнул вознести своевольную молитву о возвращении просветленного состояния сознания, которое я до этого достигал, и т.д. в том же духе, и повторил эту просьбу перед церковью несколько раз. При этом я как-будто почувствовал в себе какую-то возросшую молитвенную силу. Но через несколько дней, когда я сидел в одиночестве, я почувствовал как будто какой-то поток странной сладости, входящий в меня в области груди, и при этом я ощутил прямо перед собой чье-то присутствие, хотя никого и не видел. Я встал и поклонился перед этой незримо стоящей фигурой, при этом я ощутил его призрачные ноги на полу, от которых растекались какие-то призрачные потоки энергии и втекали мне в голову. Когда я попробовал молиться, при каждом слове мне в душу втекала какая-то сладость, от которой даже расхотелось говорить, но сладость эта была какая-то фальшивая. При этом мой ум отвлекся от дел, которые я делал, и я стал неспособен делать обычные дела. Еще через некоторое время мне в голову откуда-то извне начали приходить сведения о людях, которых я раньше знал, сведения о событиях, которые со мной раньше происходили, до того мне неизвестные, причем ум мой все более погружался в состояние какой-то отчужденности от реального мира, и я даже начал чувствовать побуждение выйти из дома. Я уже почти пришел в убеждение, что я был посещен чудесным посещением и мне были даны духовны дары, однако перед самым отходом ко сну я вспомнил то, что я знал о состоянии прелести и понял, что нахожусь в состоянии прелести. Поэтому на следующее утро я в страхе пошел в церковь, позвал священника и начал рассказывать ему о случившемся. Он, не дослушав, принес исповедь, начал говорить за меня, и как только перекрестил меня, с меня как-будто спала эта пелена, и я все увидел в другом свете, отличном от обычного сознания, и ощутил довлеющую надо мной Божественную силу, которая все возрастала и причиняла мне что-то вроде довлеющего жжения, короче говоря, я, по-видимому, пришел в состояние, свободное от прелести и впал в руки Бога Живаго. После чего подошел священник, поднял меня на ноги, благословил меня причаститься и сказал, что в Введнской церкви есть отчитка отца Александра, и мне необходимо туда поехать. После чего меня привезли домой, и я постепенно спускался обратно из этого состояния благодати, в котором мне очень тяжело было пребывать, и одновременно я ощущал присутствие бесовских сил рядом со мной. После чего последовал еще целый ряд бесовских наваждений, и, наверное, только стараниями Ангела-хранителя я не стал окончательно бесноватым. Однако бесы завладели моим разумом, и под их влиянием я находился в состоянии психического расстройства целую неделю, пока, наконец не был отвезен на отчитку отца Александра. После чего моя психика пришла в нормальное состояние, и бесы, по-видимому, отошли от меня, но они еще некоторое время подделывали устрашения во сне. Однако примерно через год после первого визита к бабке мне постепенно начали лезть в голову всякие черные мысли и фантазии, в которые активно включился мой ум, короче говоря, я пришел в какое-то болезненное состояние сознания, при котором мои душа и ум были болезненно напряжены и скованы изнутри, и органы чувств пришли в состояние болезненного напряжения. Тогда мне снова пришлось ездить на отчитки, чтобы изгнать беса. От этого мне стало легче, однако я продолжал чувствовать какую-то болезненную разлаженность в работе ума, психики и органов чувств. Еще через несколько месяцев опять возникли неприятные ощущения, которые выражались в том, что я то чувствовал свое тело подвешенным в воздухе, как тряпку, то чувствовал в своей голове полный разлад и бессонницу, и никак не мог собрать свое сознание воедино и т.д. Только после того, как я опять съездил на отчитку, мне стало лучше, однако я боюсь, что через некоторое время нападения бесов опять начнутся в самый неподходящий момент. К тому же в случайном разговоре с товарищами по учебе зашел разговор о бабке, и кончилось тем, что я дал телефон бабки одной из них, что, наверно, еще более усугубляет мою вину. Чтобы загладить мою вину, я подал и ее на молебен. Когда я на отчитке сообщил отцу Александру о моем визите к бабке и последствиях, он сказал, что я преступил Закон Божий, и что мне надо писать генеральную исповедь с 7-летнего возраста и с меня надо снимать проклятие. Когда я сказал, что я на исповеди уже многократно каялся в этом грехе, он спросил, читали ли надо мной молитву на снятие проклятия? Я ответил, что нет, тогда он повторил, что мне надо писать генеральную исповедь и должным образом каяться, а насчет снятия проклятия я так и не понял. Поэтому я написал сюда, чтобы выяснить в основном такие вопросы: Навлек ли я на себя посещением бабки проклятие или что-то вроде этого, и если да, то, что из себя это проклятие представляет? Если это проклятие является актом призвания на меня бесовских сил, в результате чего они получили определенный доступ ко мне, то насколько оно распространяется по времени, какие последствия имеет и что необходимо для его снятия? Достаточно ли того, что я исповедал этот грех, причастился и был на молебне изгнания бесов, или требуется еще что-то – молитва на снятие проклятия или еще что-то в этом роде? В какой мере вообще возможно избавление от всех этих последствий? Являются ли все описанные выше болезненные симптомы следствием того, что бес подходит ко мне на определенное расстояние и распространяет на меня какие-то свои волны или еще что-то? Еще больше меня беспокоит вопрос о том, что, возможно, коль скоро я один раз вступил в контакт с бабкой – проводницей дьявольской силы в этом мире, то последствия этого не исчерпываются только тем, что определенное количество бесов подошли ко мне на определенное расстояние и делают какие-то наваждения и болезни. Если сатана – князь мира сего, и сведения, которые я почерпнул о нем, указывают на то, что он – воздушный князь, миродержец, что он везде стоит и т.д., то это наводит меня на предположение, что посещением бабки я нарушил установленную Крещением отчужденность и защищенность моей души и всей моей структуры от сатаны и что моя душа теперь вступила в контакт не только с отдельными бесами, но и с сатаной, который, видимо, является не только личностью, но и неотъемлемой составной частью нынешнего мироздания, коль скоро он – миродержец и т.д. И что защитная оболочка, которая до этого отделяла меня от миродержительной и вездесущей силы сатаны и делала мою душу чуждой ему, теперь, в результате визита к бабке, была разрушена, и я теперь нахожусь в своем духовном бытии не только в контакте с Богом, но и с сатаной, который получил теперь к моей душе прямой доступ для своих разрушительных воздействий. Кажется, это Богородица делает защитную оболочку вокруг человека, и мои опасения о том, что она была разрушена частично или полностью основываются на том, что, как я описывал выше, в мою душу втекали потоки сатанинской энергии, производящие в ней ощущение фальшивой сладости. Больше всего я боюсь, что потоки сатанинской энергии втекают в мои глаза и голову, и что защитная оболочка была снята с моих глаз. Эти опасения основываются, на том, что я получал некоторые галлюцинации при просмотре телевизора и т.д. Надеюсь, что эти мои предположения неверны, но оставлять это на самотек нельзя, и, если вы компетентны в этих вопросах, пожалуйста, подтвердите или опровергните их. И.

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

Дорогой И.! Защитная оболочка, о которой Вы пишете, представляет собой ничто иное, как наше физическое тело в определенном его состоянии. Об этом пишет святитель Игнатий (Брянчанинов): Боговдохновенный писатель Бытейской книги говорит, что по падении первых человеков, Бог, произнесши приговор над ними, еще до изгнания их из рая, сотвори им ризы кожаны и облече их (Бытие 3,21). Ризы кожаныя, по объяснению святых Отцов (Святаго Иоанна Дамаскина. Точное изложение Праволавной веры, книга 3, глава 1), означают нашу грубую плоть, которая, при падении, изменилась: утратила свою тонкость и духовность, получила настаящую свою дебелость. Хотя начальною причиною изменения и было падение; но изменение совершилось под влиянием Всемогущаго Творца, по неизреченной Его милости к ним, к нашему величайшему благу. Между прочими полезными для нас последствиями, истекающими из состояния, в котором ныне находится наше тело, мы должны указать на то, что, чрез допущение дебелости нашему телу, мы сделались неспособными к чувственному видению духов, в область которых мы ниспали. Человек имеет свободу воли и часто, к сожалению, ею злоупотребляет. Сознательное обращение к злым духам лишает наше тело способности быть естественной защитой. Демоны находят доступ к душе и приводят ее к болезненному состоянию. Искреннее обращение человека к Богу через таинства покаяния, причастия и соборования лишают демонов власти над человеком. Живый в помощи Вышняго. В крове Бога Небесного водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси, и прибежище мое, Бог мой и уповаю на Него (Пс.90:1). Когда человек начинает жить в благодатном опыте Церкви, воля его высвобождается от прямой зависимости от падших духов. Однако душа, пройдя через страшный опыт падения, долго еще испытывает последствия совершенного над ней насилия.

Дорогой И.! Надо верить, что Господь хочет и может Вас исцелить. Вам не надо искать каких-то специальных молитв и размышлять о снятии «проклятия». Искренне и регулярно участвуйте в молитвенно-богослужебной жизни Церкви, ревностно приступайте к святым таинствам, обязательно соблюдайте посты, выполняйте утреннее и вечернее правило. Молитвенно приступайте к цельбоносным мощам угодников Божиих: преподобного Сергия Радонежского, святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского, блаженной Матроны Московской и других. Решительно отстранитесь от всего вредного: телевизора, чтения неполезных книг и проч. Иначе исцеление Вашей духовно ослабленной души задержится.

«Галлюцинации», о которых Вы пишете, - явление субъективное. Вызывают это демоны, которые хотят нагнать на Вас страх. Бояться их не нужно. Духовно они - ничто. Их мнимая сила появляется только тогда, когда мы бессильны и придаем им значение. «Защитная оболочка» у Вас есть, ибо церковные таинства врачуют не только душу, но и тело. Через них человек возрождается. Диавол не является «неотъемлемой составной частью нынешнего мироздания». Он назван князем мира (Ин.14:30), мироправителем тьмы века сего (Ефес.6:12) потому, что правит отпавшей от Бога частью человечества.

С покорностию и благоговением последуем учению святых Отцов, преданию православной Церкви! С благоговением подчинимся установлению Бога, покрывшаго души наши густыми занавесами и пеленами тел на время нашего земного странствования, отделившаго ими нас от духов сотворенных, заслонившаго и защитившаго ими от духов падших. Не нужно нам чувственнаго видения духов для совершения нашего земнаго, многотруднаго странствования. Для этого нужен иной светильник, и он дан нам: Светильник ногама моима - Закон Твой, и свет стезям моим (Псалом 118, 105). Путешествующие при постоянном сиянии светильника - Закона Божия - не будут обмануты ни страстями своими, ни падшими духами, как свидетельствует Писание (святитель Игнатий Брянчанинов).