Инстаграм марии гатчинской. Мария гатчинская святая преподобномученица

Будучи тяжелобольной, она врачевала духовные недуги приходящих к ней людей, вселяла в них надежду и веру.

Сила Божия — в немощи совершается, — говорит Апостол Павел. Эти слова в полной мере можно отнести к преподобной Марии Гатчинской.

Преподобная Мария Гатчинская, в миру — Лидия Александровна Лелянова, родилась в Петербурге в купеческой семье в 1874 году. Семья ее жила неподалеку от Новодевичьего монастыря, рядом с новой Преображенской церковью на Забалканском проспекте, где купец Александр Иванович Лелянов имел сургучный завод и собственный дом при нем. Родной брат Александра Ивановича Петр был владельцем мехового магазина на Большой Морской и принимал деятельное участие в общественной городской жизни. В Петербурге прошли детство и молодость Лидии, здесь она закончила женскую гимназию, но сдавать выпускные экзамены ее привезли из дома в инвалидной коляске: юную девушку поразил страшный недуг.

Страшная болезнь

Ничего не помогало: ни знаменитые врачи российской столицы, ни заграничные светила, осматривавшие больную в Европе. Лидия заболела энцефалитом, который очень скоро дал тяжелое осложнение — болезнь Паркинсона, и стала полным инвалидом. Все тело ее стало неподвижным, лицо утеряло живость и стало как бы ни к чему не чувствительно. Речь сохранилась, но говорила она с полузакрытым ртом, очень медленно и монотонно. Болезнь Паркинсона и ныне считается неизлечимой, в конечном же итоге зачастую ведет к слабоумию, отчего страдающие ею в большинстве своем рано или поздно попадают в отделение для хроников в психиатрических лечебницах и никогда уже оттуда не выходят. Характерные симптомы этого заболевания проявляются в припадках раздражительности и повышенной возбудимости, бесконечном повторении одних и тех же вопросов, в ярко выраженном эгоцентризме и в постепенном разрушении личности. Но не так было с юной Лидией Леляновой.
Оказавшись полным физическим инвалидом, она не только не деградировала психически, но обнаружила совершенно необычные, не свойственные таким больным черты личности и характера: она сделалась чрезвычайно кроткой, смиренной, покорной, непритязательной, сосредоточенной в себе, углубилась в постоянную молитву, без малейшего ропота перенося свое тяжкое состояние. Благодаря непрестанной, углубленной молитве, богообщению, и приобрела страдалица эти несвойственные пораженным болезнью Паркинсона черты личности и характера, а за великое смирение и кротость Господь наградил ее даром утешения скорбящих.

До 1909 года Лидия Александровна Лелянова жила Петербурге, а затем переселилась в Гатчину, где жила в двухэтажном деревянном доме неподалеку от Павловского собора на углу Багговутской и Соборной улиц. В этом доме жил ее старший брат Владимир, содержавший в нем Елизаветинскую аптеку. В Гатчину болящую перевезли тогда, когда близкими была уже оставлена всякая надежда на выздоровление, Лидия Александровна полностью потеряла подвижность и с постели уже никогда не вставала.

После революции, в 1921 году, вокруг матушки возник молитвенный кружок. Он назывался Иоанновским по имени святого праведного Иоанна Кронштадтского, которого очень почитал первый духовник общины отец Иоанн Смолин. Постоянная совместная молитва братьев и сестер объединила их в духовную семью, целью которой была совместная молитва и многочисленные дела милосердия. Через год, по благословению митрополита Петроградского Вениамина, будущего священномученика, Лидия Александровна приняла монашеский постриг с именем Мария на Покровском подворье Пятогорского монастыря в Гатчине, где служил ее духовник протоиерей Иоанн Смолин.

Она умела утешать

Все годы пребывания преподобной Марии в Гатчине за духовным советом и утешением к ней приезжало множество людей самого разного возраста и положения: от необразованных работниц до университетских профессоров, от приходских батюшек до архиереев. В Гатчине ее посещал архиепископ Димитрий (Любимов). А митрополиты Вениамин (Казанский) и Иосиф (Петровых) подарили ей свои фотографии с надписями .
Частично сохранилась переписка матушки Марии с отцом Петром Белавским, духовно ее окормляшим и которого она духовно поддерживала в тяжелое время испытаний. Воспоминания о матушке Марии Гатчинской оставил профессор Иван Михайлович Андреевский, он принимал активное участие в церковной жизни Петрограда 20-х годов и лично знал матушку Марию. Во время последней войны он ушел с немецкими войсками на Запад и жил в Соединенных Штатах. Он выразительно поведал о главном даре гатчинской монахини, полученном ею от Господа — утешении душевной тоски, уныния, печали и скорби. В 1927 году, ожидая своей очереди подойти к матушке Марии, бывший тогда учителем Иван Михайлович увидел среди многочисленных фотографий в приемной комнате два снимка.
На первом был запечатлен митрополит Вениамин (Казанский), и ниже шла надпись: «Глубокочтимой страдалице матушке Марии, утешившей, среди многих скорбящих, и меня грешного». На второй — митрополит Иосиф (Петровых) с посвящением из его духовного дневника «В объятиях Отчих».
На жалобы Ивана Михайловича о припадках невыносимой тоски матушка Мария ответила, что «тоска есть крест духовный, посылается она в помощь кающимся, которые после покаяния снова впадают в прежние грехи... А потому — только два лекарства лечат это, порой крайне тяжкое, душевное страдание. Надо или научиться раскаиваться и приносить плоды покаяния, или со смирением, кротостию и терпением и великой благодарностию Господу нести этот крест духовный, тоску свою, памятуя, что несение этого креста вменяется Господом за плод покаяния... А ведь какое это великое утешение — сознавать, что тоска твоя есть неосознанный плод покаяния, подсознательное самонаказание за отсутствие требуемых плодов... От мысли этой — в умиление прийти надо, и тогда тоска постепенно растает, и истинные плоды покаяния зачнутся». Андреевский, сам получивший утешение от матушки Марии, был также свидетелем ее чудесного воздействия на других. «Юноша, унывающий после ареста и ссылки отца-священника, — вспоминает он, — вышел от матушки с радостной улыбкой, сам решившись принять сан диакона. Молодая женщина от грусти пришла к светлой радости, решившись на монашество. Пожилой мужчина, глубоко страдавший после смерти сына, вышел от матушки выпрямленный и ободренный. Пожилая женщина, вошедшая с плачем, вышла спокойная и твердая». И таких людей были не десятки, а многие и многие сотни.

Смерть и прославление

Жизнь и деятельность преподобной Марии Гатчинской была ненавистна советской власти. В начале 1932 года матушка Мария была арестована вместе с братом и сестрой. Неизлечимо больной парализованной монахине предъявили стандартное обвинение по статье 58/10: «Участвует в нелегальных сборищах, где читается Евангелие и куда приглашается местное население, и в беседах на религиозные темы ведет антисоветскую агитацию», — написано в обвинении. Арест почти шестидесятилетней больной, недвижимой монахини власти произвели с особенным зверством. Держа за вывернутые руки, чекисты поволокли по земле ее беспомощное неподвижное тело к стоявшему во дворе грузовику. Раскачав, ее закинули в кузов и таким образом доставили в Ленинград, в дом предварительного заключения на Шпалерной. Оттуда ее повезли в тюремную больницу имени «25-го октября», которая находилась на Фонтанке в здании бывшей Александровской больницы. Тюремные врачи поставили ей свой диагноз: «Ревматизм и подагра в течение двадцати лет, но настолько сильной формы, что больная находится в вынужденном лежачем положении на спине. В настоящее время она представляет из себя редкую уродливость, и болезнь ее в данном состоянии неизлечима», — записали в деле арестованной. На основании этого диагноза монахиню подвергли в тюремной больнице мучительным операциям и подрезали сухожилия.

Матушку Марию приговорили к высылке с прикреплением к месту жительства и лишением права проживания в центральных и пограничных городах. Сестре матушки, Юлии, дали три года концлагеря. Различные сроки ссылки и лагеря получили также монахини из Покровского подворья, почитавшие преподобную Марию Гатчинскую. Но приговор о высылке матушки Марии не был приведен в исполнение — она скончалась в тюремной больнице в результате проведения мучительных медицинских опытов. Тело замученной монахини выдали ее двоюродной сестре для погребения на Смоленском кладбище, строжайше запретив делать из этого огласку. Вскоре ее могила, находящаяся недалеко от часовни блаженной Ксении Петербургской, стала местом почитания и паломничества.

В 45 километрах от Петрограда находится маленький городок Гатчина, хорошо известный всем петроградцам своими садами, парками и дворцом. В этом городке перед революцией проживала одна монахиня Мария, которую знали не только жители Гатчины, но и многие жители Петрограда. Революция 1917 г. застала матушку Марию в постели. После перенесенного тяжелого энцефалита (воспаления мозга), она впала в состояние так называемого паракинсонизма (по имени врача Паркинсона, описавшего подобное состояние): все тело ее стало как бы окованным и неподвижным, лицо анемичным и как бы маскообразным, речь сохранилась, но говорить она стала с полузакрытым ртом, сквозь зубы, медленно скандируя и монотонно. Была она полным инвалидом и постоянно нуждалась в посторонней помощи и тщательном уходе. Обычно эта болезнь протекает с резкими изменениями психики (раздражительность, прилипчивая навязчивость со стереотипными вопросами, повышенный эгоизм и эгоцентризм, явления слабоумия и проч.), вследствие чего такие больные часто попадают в психиатрические больницы. Но матушка Мария, оказавшись полным физическим инвалидом, не только не деградировала психически, но обнаружила совершенно необычные, несвойственные таким больным, черты личности и характера: она сделалась чрезвычайно кроткой, смиренной, покорной, непритязательной, сосредоточенной в себе, углубилась в постоянную молитву, без малейшего ропота перенося свое тяжкое состояние. Как бы в награду за это смирение и терпение, Господь послал ей дар: утешения скорбящих. Ее стали навещать, беседуя с нею, совершенно чужие и незнакомые люди, находящиеся в скорбях, печалях, тоске и унынии. И всякий приходящий к ней уходил утешенным, чувствуя просветление своей скорби, умиротворение печали, успокоение тревоги, избытие тоски и уныния. Постепенно слава об этой необыкновенной монахине распространилась далеко за пределы города Гатчины.

Матушка Мария жила в маленьком деревянном домике на окраине города. Посетивший ее в марте 1927 г. проф. И. М. Андреев рассказывает, что в ожидании приема он рассматривал многочисленные фотографические карточки приемной комнаты и нашел две: митрополита Вениамина и митрополита Иосифа. Митрополит Иосиф, на своей карточке, надписал трогательное посвящение матушке Марии, приведя большую цитату из своего труда - «В объятьях отчих», а митрополит Вениамин надписал кратко: «Глубокочтимой страдалице матушке Марии, утешившей, среди многих скорбящих, и меня грешнаго».

Свидетель, по его словам, имел великое счастье присутствовать при явлении чудес исцеления скорбящих душ. Юноша, унывавший после ареста и ссылки отца-священника, вышел от матушки с радостной улыбкой, сам решившись принять сан диакона. Молодая женщина от грусти пришла к светлой радости, также решившись на монашество. Пожилой мужчина, глубоко страдавший о смерти сына, вышел от матушки, выпрямленный и ободренный. Пожилая женщина, пошедшая с плачем, вышла спокойная и твердая.

И. М. Андреев сказал матушке Марии, что на него часто нападает ужасная тоска, которая длится иногда несколько недель, и он не мог найти никакого средства от нее избавиться...

«Тоска есть крест духовный - говорила матушка Мария, посылается она в помощь кающимся, которые не умеют раскаяться, т. е. после покаяния снова впадают в прежние грехи... А потому - только два лекарства лечат это, порой крайне тяжкое, душевное страдание. Надо - или научиться раскаиваться и пр носить плоды покаяния, или - со смирением, кротостью, терпением и великой благодарностью Господу, нести этот крест духовный, тоску свою, памятуя, что несение этого креста вменяется Господом за плод покаяния... А, ведь, какое это великое утешение сознавать, что тоска твоя есть неосознанный плод покаяния, подсознательное самонаказание за отсутствие требуемых плодов... От мысли этой - в умиление прийти надо, а тогда - тоска постепенно растает и истинные плоды покаяния зачнутся...»

От этих слов матушки Марии у меня в душе точно кто-то операцию сделал и удалил опухоль духовную... И вышел я другим человеком.

Около 1930 г. матушка Мария была арестована. Ее обвинили в контрреволюционной пропаганде и в участии в контрреволюционной организации, по 10 и 11 пункту 58 статьи. Арестовали и ее брата. «Организация» состояла только из двух человек. А «пропагандой» против коммунизма был квалифицирован ее «дар утешения в скорбях».

Очевидцы ареста описали жуткую картину издевательства и жестокого насилия над скованной и неспособной ни к каким физическим движениям терпеливой страдалицей. «Религиозно-политическое преступление» матушки Марии усугубилось непризнанием ею митрополита Сергия после его знаменитой Декларации 1927 г., приведшей к расколу в Русской Церкви.

Бедную страдалицу двое чекистов, с постели до грузовика, волокли по полу и по земле за вывернутые руки... Раскачав ее многострадальное неподвижное скованное тело, чекисты бросили его в грузовик и увезли. Брата ее увезли в другом автомобиле, в так называемом «черном вороне». Сострадательные почитатели матушки Марии стали приносить ей в тюрьму скромные передачи. Их принимали в течение месяца. А затем, однажды, передачи не приняли и кратко сообщили: «умерла в госпитале». Тело выдано не было.

Брат покойной, слабенький, маленький, благообразный старичок, самоотверженно за ней ухаживавший и принимавший посетителей, через 9 месяцев следствия получил 5 лет заключения в концентрационном лагере Сибири.

Текущая страница: 7 (всего у книги 12 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]

Святая преподобно-мученица Мария Гатчинская

Родилась в 1874 году,

Житие святой Марии Гатчинской
Вера в промысел Божий

Святая преподобная Мария Гатчинская жила на рубеже XIX – XX веков. Именно в этот тяжелый для России период, когда умножались беззаконие и безверие, произошла революция, разрушались церкви, эта женщина нашла в себе силы не упасть в пропасть атеизма вслед за многими другими, устоять в своей вере и еще душевно укреплять других. Но давалось ей это совсем не легко.

В миру ее звали Лидия Александровна Лелянова. Она родилась в 1874 году в Санкт-Петербурге, в семье зажиточного купца, хозяина сургучного завода А. И. Лелянова. Купеческую династию Леляновых хорошо знали и уважали. Один из родственников маленькой Лидии, ее дядя, являлся гласным Петербургской думы и имел крупный меховой магазин на Большой Морской улице.

Уже детство Лиды было омрачено горем: когда ей было 3,5 года, ее отец умер. Родственники позаботились о том, чтобы дать девочке хорошее воспитание и образование. Девушка училась в женской гимназии, возможно, как и все, строила планы на свою дальнейшую жизнь, о чем-то мечтала. Но с ней случилось несчастье: она заболела энцефалитом, после которого у нее развилась болезнь Паркинсона. Так в 16 лет девушка стала инвалидом. Несмотря на заболевание, Лидии удалось закончить гимназию, хоть это и было нелегко: на выпускные экзамены ее привезли в инвалидном кресле. Родственники сделали все, чтобы облегчить жизнь девушки: обращались к различным врачам, даже возили ее за границу. Однако лечение не помогало: руки и ноги девушки стали сохнуть, тело уменьшалось в размерах. Сначала у нее окончательно отказали ноги, а затем она перестала владеть и руками. Даже сидеть в кресле Лидия не могла, так как такое положение причиняло ей сильную боль. Она могла только лежать.

В наши дни, когда во многих оскудела вера, одного этого для молодой девушки было бы достаточно, чтобы прийти в отчаяние. А некоторые, возможно, задумались бы еще о более страшном грехе – самоубийстве. Тем более в последнее время, когда много говорят о такой форме самоубийства, как эвтаназия, когда больной человек, не имея возможности привести свой замысел в исполнение самостоятельно и не желая терпеть посланный ему Богом крест, просит другого (как правило, врача) помочь ему уйти из жизни.

Однако Лидии хватало веры, чтобы кротко и смиренно переносить посланный ей недуг. Она принимала его именно как промысел Божий, и исследователи ее жизни полагают, что это действительно было так. Несмотря на то что ее тело сильно изменилось, болезнь совсем не затронула голову, в том числе и лицо, которое до последних дней жизни оставалось чистым, светлым, открытым, что можно увидеть и на фотографиях ее мощей. Первый составитель жития Марии Гатчинской, ее современник священник Михаил (Польский), писал: «Оказавшись полным физическим инвалидом, она (мать Мария) не только не деградировала психически, но обнаружила совершенно необычные, не свойственные таким больным черты личности и характера: она сделалась чрезвычайно кроткой, смиренной, покорной, непритязательной, сосредоточенной в себе, углубилась в постоянную молитву, без малейшего ропота перенося свое тяжкое состояние».

Дивный дар утешения

Свидетельством ее кротости и смирения, несомненно, является тот факт, что Лидия получила от Господа дар прозорливости, любви и чудотворения. Она могла утешать тех, кто доверял ей свои скорби, страдания и сомнения, вселять в них уверенность в своих силах и веру в промысел Божий.

В 1913 году родственники Лидии переехали в Гатчину. Перевезли с собой и молодую женщину-инвалида. О периоде жизни здесь и о чудесах, которые она, несомненно, творила, до 1922 года известно немного. В первое время мало кто знал, что женщина-инвалид, сама беспомощная и во всем зависящая от своих близких, может кому-то помочь. Однако постепенно люди заметили ее дар и стали посещать ее. По всей видимости, к началу 20-х годов XX века ее уже почитали как угодницу Божию, потому что в 1921 году священник Покровского собора Иоанн Смолин организовал молитвенный кружок почитания Лидии Леляновой. Кружок назвали в честь святого праведного Иоанна Кронштадского (он умер в 1908 году и ко времени описываемых событий еще не был канонизирован, но его уже чтили).

В 1922 году Лидия Лелянова по благословению Вениамина Петроградского, впоследствии священномученика, была пострижена в монахини с именем Мария. Обряд совершил архимандрит Макарий на Покровском подворье.

Став монахиней, Мария продолжала принимать людей, которые приходили к ней. Ее посещали жители Гатчины, приезжали из Петрограда и других городов. К ней шли как миряне – крестьяне, ремесленники, так и священники, даже имеющие высокий сан. И для каждого матушка Мария находила добрые слова утешения, облегчала горе, придавала силы нести свой крест.

По свидетельству очевидцев, посещавших ее, келья матушки Марии имела очень простое убранство. В ней было много икон, постоянно горели лампадки и свечи, что придавало ей уюта и делало немного похожим на церковь. Ее часто посещали другие сестры монастыря для беседы. Там же они вместе молились, читали Евангелие или писания святых отцов. В этой же комнатке матушка Мария продолжала принимать своих многочисленных гостей. И все, кто заходил к ней, выходили, как свидетельствовали очевидцы, со светлыми лицами, полными надежды, расправляя плечи, как будто скинули с плеч тяжелый груз и за их спинами выросли крылья.

В 1927 году вышла декларация митрополита Сергия, в которой он высказывал абсолютную лояльность коммунистическому режиму, установившемуся в СССР. Матушка Мария не признала декларацию, приняв сторону митрополита Иосифа Ленинградского.

Между тем здоровье матушки Марии продолжало ухудшаться, она испытывала сильнейшие боли, сносить которые могла с трудом. И все же она находила в себе силы, превозмогая боль, принимать тех, кто нуждался в ее утешении.

Какими же словами утешала матушка тех, кто обращался к ней? Вот один из примеров: письмо к отцу Петру Белавскому на Соловки от 22 февраля 1931 года, которое записали под ее диктовку:

«…Зачем удивляешься, что у тебя меняется настроение? Посмотри на прекрасное небо: сейчас оно чистое и голубое, но вот появляются огромные белые облака, точно белоснежные глыбы льда прикрепились к небесному своду. Вот и это меняется белыми барашками. И вдруг появляются черные тучи с медным отливом, довольно скоро они сгущаются. В природетемно, у всего живого мира делается тревожное состояние – туча давит на мозг и сжимает сердце. Но вот поднялся ветер, грянул гром и полил обильный дождь; небо прояснилось, выглянуло солнышко, воздух очистился, повеяло приятной свежестью, все оживилось, и человек воспрянул духом… Не то ли самое испытываешь ты, родной, и все, и я не исключение?

Когда после пролитых горячих слез очистится наше сердце и становится легко-легко? О, как много милости у Всемогущего. Счастье и вас не оставило и на севере. Счастье в том, что вы живете среди природы. Природа – это родная мать, которая воспитывает нас, утешает и радует. Дух дышит везде, и не было ни одного дня, чтобы не вспомнили тебя…» 15
Ильюнина Л. А. Блаженные старицы // Русская линия. http://rusk. ru/st. php?idar=103344 (22 июня 2005).

Мытарства матушки Марии

Но через год над головой самой матушки Марии сгустились самые темные тучи, которые, к сожалению, уже не рассеялись. В феврале 1932 года ее арестовали вместе с сестрой. Ей предъявили ряд обвинений, в том числе и проповедь Евангелия.

Следствие продолжалось недолго, и уже 22 марта был вынесен приговор: «Лишить права проживания на три года (в центральных и пограничных областях – в 17 городах) с прикреплением к избранному месту жительства», означающий ссылку в провинцию. К тому времени здоровье ее было уже очень плохо, и, когда, по свидетельству очевидцев, чекисты вытащили ее под руки из здания, где был объявлен приговор, для того чтобы погрузить в грузовик, матушка громко кричала от боли, которую уже не могла переносить. Ее перевезли в Петроград и поместили в больницу дома предварительного заключения. Там 17 апреля 1932 года она закончила свой земной путь.

Работники ОГПУ боялись почитания, которое оказывалось матушке Марии при жизни, и не хотели, чтобы ее могила стала местом паломничества. Поэтому ее тело отдали невестке только с условием, что она похоронит ее тихо, без огласки. Она похоронила мученицу на Смоленском кладбище. И все же место захоронения мученицы очень скоро стало известно, и на этом месте постоянно можно было увидеть верующих, которые и после смерти матушки хотели получить от нее помощь. Они молились на могиле, прикладывались к кресту, а уходя, забирали с собой горсть земли. Священники служили на могиле панихиды.

В 1981 году мученица Мария Гатчинская была канонизирована Русской Православной Церковью за рубежом.

В России, в Гатчинском благочинии Санкт-Петербургской епархии, материалы о житии Марии Гатчинской начали собирать в начале 2000-х годов. Использовали воспоминания о матушке, а также сведения из ее личного дела, составленного в 1932 году. После изучения собранных сведений Русской Православной Церковью было принято решение о ее канонизации, которое и состоялось 17 июля 2006 года.

А менее чем через год, 26 марта 2007 года, на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга были обретены мощи Марии Гатчинской. Кроме того, в могиле были обнаружены кресты, кожаный пояс и части монашеской мантии.

Еще через 4 дня мощи святой преподобномученицы Марии Гатчинской были торжественно перенесены в гатчинский Павловский собор, где их выставили для поклонения. На могиле святой был установлен поклонный крест. В соборе отслужили молебен святой небесной покровительнице г. Гатчины, преподобномученице Марии Гатчинской.

Виктор Васильев, составитель жития и акафиста матушке Марии, по поводу обретения мощей сказал: «Для нас это малая Пасха. Святая преподобномученица Мария Гатчинская является единственной из числа новомучеников российских, чьи мощи не лежат под спудом, а обретены. Несмотря на тяжелую болезнь, святая не жаловалась, а всегда приходила на помощь нуждавшимся, прежде всего своим молитвенным подвигом. Говорили, что если матушка Мария помолилась, то все сбудется»16
Святая преподобномученица Мария Гатчинская // Сайт хра ма во имя иконы Божией Матери «Державная». http://derzhavnaya.spb.ru/lib/zhitiya/maria-gat.html

Места для паломничества

Павловский собор, г. Гатчина, Ленинградская область. Здесь хранятся мощи святой преподобномученицы Марии Гатчинской.

Поклонный крест на месте захоронения святой преподобномученицы Марии Гатчинской на Смоленском кладбище, рядом с часовней Ксении Блаженной. Санкт-Петербург.

Молитвы и акафист к святой преподобномученице Марии Гатчинской
Тропарь и молитвы к святой Марии Гатчинской Тропарь, глас 4

Агница Твоя, Иисусе, Мария, /

утешение рабом Твоим в годину лютую явися, /

крепость веры и благочестия показавши, /

мучения претерпе от богоборцев. //

Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.

Кондак, глас 4

Страдалице и благовестнице пречудная, /

молитвеннице за всех скорбящих и страждущих, /

преподобномученице Мати Марие, /

молися Господу Богу со всеми новомучениками Российскими //

спасение нам даровати и велию милость.

Молитва первая

О святая преподобная мати Марие, молитвеннице за весь род христианский! Се мы, грехми и треволненьми житейскаго моря обуреваеми, от глубины сердечныя взываем ти: не остави нас, немощных, печальных и унылых призрением милостивнаго твоего заступления!

Во дни земнаго жития твоего явилася еси болящим безмездная целительница, заблуждшим наставница, скорбящим и обидимым утешительница милосердная и всем притекающим к тебе скорая помощница и чадолюбивая мати. И ныне вемы, яко дана тебе от Господа и Пречистой Богородицы благодать молитися за ны.

О верная слуго Христова, сторицею возрастившая данный тебе талант, уврачуй страсти душ и телес наших, укрепи в добродетели и настави на путь покаяния: умягчи наша злая и хладная сердца, да паче всего возлюбим Христа, в Немже и ближняго своего. Умоли Господа сил низпослати милость Свою многострадальному Отечеству нашему, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте: и тако достигнем в немятежное пристанище Небеснаго Царствия, идеже ты в незаходимей сияеши славе, воспевая со всеми святыми хвалебную песнь Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О достоблаженная старице наша, преподобная мати Марие, недужных и скорбных скорая утешительнице и целительнице! Приими ныне моление недостойных чад твоих и донеси сей малый плод сердец и устен наших ко престолу Божию, да предстательством твоим низпослет нам Милосердный Господь щедроты Своя: подаст благоденствие Отечеству нашему: избавит от труса, огня, меча, нашествия иноплеменник и междоусобныя брани: недужным дарует исцеление, скорбящим утешение: гордых смирит, нерадивых к покаянию обратит, монашествуюших дух в горении к Богу укрепит: всем Христианом подаст, яже ко спасению потребная: наипаче же явит нам милость на Страшнем судище Своем и вселит в обители Небесныя со всеми святыми: Емуже подобает хвала и слава, честь и держава, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва третья

О святая преподобная мати Марие! Подвигом добрым подвизалася на земли, восприяла еси на небесех венец правды, егоже уготовал Господь всем любящим Его. Темже предстояще пред образом твом честным, радуемся о преславнем скончании земнаго жития твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойнии есмы, видети благая на земли живых, славяще дивного во святых Своих Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

Акафист святой преподобномученице Марии Гатчинской, преславной покровительнице нашей17
Автор акафиста Е. В. Храповицкий.
Кондак 1

Избранней Предвечным Господом и Возлюбленной Богоматерию, преславней и пречудней невесте и страстотерпице Христовой, наставнице, защитнице, утешительнице благодатней и небесной покровительнице нашей, благодарственная восписуем ти, молитвенницы твои, святая и всехвальная мати наша Марие. Ты же, яко имуще дерзновение ко Господу, от всяких бед, зол и болезней свобождай нас, с любовию, радостию и надеждою тебе ныне зовущих:

Икос 1

Ангелов и человеков Творец Всемудрый Господь Наш, дарова тя, блаженная мати наша Марие, яко многоценное сокровище, людем российским, во дни великия смуты и мятежа братоубийственнаго, да видяще равноангельное житие твое и выну текущий источник исцеляющей благодати, не погибнут до конца во гресех своих и обратятся в покаянии к Создателю своему, тебе же благодарственно воспоют похвальную песнь сице:

Радуйся, голубице, под кровом Всевышняго вогнездившаяся;

Радуйся, с мудрыми девами в брачный чертог радостно возшедшая;

Радуйся, звездо, во мраце безбожия светло возсиявшая;

Радуйся, житием твоим Солнце Правды, Христа проповедавшая;

Радуйся, страдания Его ради добропобедно претерпевшая;

Радуйся, венец нетленный от Подвигоположника приимшая;

Радуйся, достойныя плоды покаяния приносити нас научающая;

Радуйся, печали наша в умиленной радости растворяющая;

Радуйся, святая преподобная мати наша Марие, мученице Христова и наставнице богомудрая!

Кондак 2

Видя Господь благое сердца твоего изволение, яко издетска послужити Ему восхотела еси, призва тя на тесный и прискорбный путь подвиг многотрудных, к Царствию Небесному ведущий: Ты же всем сердцем, всею душею и всею крепостию твоею Бога возлюбивши непрестанно взывала еси: Аллилуиа.

Икос 2

Разумом богопросвещенным в познании истины Евангелия Христова преуспевала еси от утра жизни твоея, достоблаженная мати, мудростию духовною обогащаяся, исполняяся крепости божественныя, в добродетелех христианских невозвратно душу твою утверждая. Темже мы, покланяющеся милосердному Богу, такова дивна сокровища тебе даровавшему, во умилении глаголем ти:

Радуйся, добраго корене отрасле благородная;

Радуйся, лозо винограда Христова многоплодная;

Радуйся, пламенем божественныя любве от юности возжженная;

Радуйся, многими добродетельми от младости украшенная;

Радуйся, светом твоим нашу тьму греховную разгоняющая;

Радуйся, теплотою любви твоея наша хладная сердца согревающая;

Радуйся, козни вражия предстательством твоим разрушающая;

Радуйся, сладостию молитв твоих скорби наша растворяющая;

Радуйся, святая преподобная мати наша Марие, мученице

Христова и наставнице богомудрая!

Кондак 3

Силе духовней, от тебе исходящей, дивляхуся людие, наставницу добрую и милосердную утешительницу в тебя обретше: любовию твоею согреваеми, к тебе благодарением простирахуся, радостию воспевающе Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имела еси едино попечение, святая мати, да спасеши душу твою и представиши ю Христу. Благий же и Человеколюбец Господь, видев таковое твое произволение, призывает тя быти наставницей людей страждущих и в вере колеблемых, наставницей благой и утешительницей богомудрой, и безбоязненной проповедницею слова Божия в годину смут и гонений. Мы же тебе, яко верной служительнице Господней, вопием:

Радуйтеся, плач пред Богом и умиление блаженное обретшая;

Радуйтеся, смирением своим высокая, нищетою же богатая явившая; Радуйся, правду, мир и радость о Дусе Святе стяжавшая;

Радуйся, милосердием и любовию к ближним своим исполненная;

Радуйся, сердца наша благодатию Божиею, тебе данною, очищающая; Радуйся, очи наши духовныя к зрению Бога изощряющая.

Радуйся, к терпению бед, лишений и скорбей нас воодушевляющая; Радуйся, в пренесении испытаний и гонений нас укрепляющая;

Радуйся, святая преподобная мати наша Марие, мученице Христова и наставнице богомудрая!

Кондак 4

Буря беззаконий поколеба державу российскую в годину испытаний лютых: злоба и уныние, скорбь и рыдания исполниша многострадальное отечество наше. Тобою же, святая мати, и тебе единонравными, церковь русская враты адовыми не одолена сохранися. Людие же, видяще непоколебиму веру твою, и светильник твой присно горящ, наставлениями твоими укрепляемы, с надеждою воспеваху Всемогущему Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слышаша людие града Гатчины боговдохновенныя поучения твоя, богоносная мати, к покаянию и исправлению жительства своего устремившеся, от грехов и страстей отвращающеся, в разум истинный прихождаху, отчаяния и скорби своя верою и надеждою на Милосердие Божие досточудно побеждаху; и твоею учительною беседою назидающеся, образом же жития твоего умиляющеся, глаголаху:

Радуйся, в помрачении страстей пребывающих просветительнице;

Радуйся, в суете и самозабвении жительствующих вразумительнице;

Радуйся, в недоумении и заблуждении сущих руководительнице;

Радуйся, добре жити начинающих управительнице;

Радуйся, малодушием и унынием колеблемых укрепительнице;

Радуйся, в небрежении спящих возбудительнице;

Радуйся, бодрости и трезвения предобрая учительнице;

Радуйся, чистаго и непорочнаго жития неусыпающая хранительнице;

Радуйся, святая преподобная мати наша Марие, мученице Христова и наставнице богомудрая!

Кондак 5

Боготечную звезду зрим тя, угоднице Божия, тя бо, восприимшую великия страдания, прослави убо тя Господь, яко сбышаша на тебе словеса апостольския «сила Божия в немощи совершается», ты бо благодать Духа Всесвятаго восприяла еси и Его дарами ближним твоим с любовию послужила еси, в вере, надежде и любви богомудро их утверждая. Мы же, вся сия ныне поимнающе, взираем ныне с любовию на честный образ твой, приклоняем колена, со умилением поя: Аллилуиа.

Икос 5

Видеша тя, угоднице Божия, ближния и други твоя, яко воистинну сосуд избранный Божия благодати, егда богомудрым святителем Вениамина наставляема, чин ангельский восприяв, подвигов твоих богоугодных не оставила еси, святая Марие, но многообразными деяньми плоть твою усмиряя, в молитвах за церковь и отечество и трудех преуспевала еси. Мы же таковым подвигом твоим дивящеся, не престанем славити тя:

Радуйся, монашеского жития истинный ревнительнице;

Радуйся, иноческих обетов пламенный исполнительнице;

Радуйся, никогоже от приходящих к тебе отвергавшая;

Радуйся, любовию твоею вся покрывавщая;

Радуйся, яко тобою ум наш в Богомыслии научается;

Радуйся, яко тобою мрак неведения прогоняется;

Радуйся, от плевел ненависти сердца наша очищающая;

Радуйся, заповеди Евангельския исполняти нас подвизающая;

Радуйся, святая преподобная мати наша Марие, мученице Христова и наставнице богомудрая!

19 апреля 2007 года в Павловском соборе г. Гатчины (Санкт-Петербургская епархия) состоялось всенародное прославление великой страдалицы и мученицы за веру Христову в период гонений мученицы Марии Гатчинской. Божественную литургию в этот день совершил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир.

Мученица Мария Гатчинская (в миру Лидия Александровна Лелянова) родилась в СПб в 1874 году. В шестнадцать лет девушку поразил тяжелый недуг - болезнь Паркинсона, которая стала следствием заболевания энцефалитом. На выпускные экзамены в женской гимназии, которую она заканчивала, Лидию привезли в инвалидной коляске.

Не помогли долгие курсы лечения, в том числе и заграницей. Болезнь продолжала неумолимо отнимать у девушки телесное здравие: у нее стали сохнуть руки и ноги, все тело ссыхалось и уменьшалось в размере. По воспоминаниям современников, никакое лечение не помогало. Она не стала владеть ногами, и всегда вынуждена была лежать, так как сидеть ей не давала постоянная страшная боль во всех тканях. Постепенно и руки отказали, и все тело ссохлось. Только голова и лицо оставались без всякого изменения. Лицо оставалось благообразным и светлым.

В том, что болезнь будущей матери Марии протекала необычно, видится особое действие Промысла Божьего. Тяжелый недуг не приобрел тех форм, которые обычно бывают неизбежными и, кроме поражения телесного, приводит также к разрушению личности.

Как отмечал первый составитель жизнеописаний многих новомучеников и исповедников Российских, в том числе, и м. Марии, священник Михаил Польский, «оказавшись полным физическим инвалидом, (мать Мария) не только не деградировала психически. Но обнаружила совершенно необычные не свойственные таким больным черты личности и характера: она сделалась чрезвычайно кроткой, смиренной, покорной, непритязательной, сосредоточенной в себе, углубилась в постоянную молитву, без малейшего ропота перенося свое тяжкое состояние».

В 1913 году семья Лидии переезжает в Гатчину. Здесь в 1922 году страдалица по благославлению священномученика Вениамина Петроградского была пострижена в монашество с именем Мария. Подвиг непрестанной молитвы, терпения скорбей и духовной помощи болящим и страждущим она несла в Гатчине, почему и назовут её Марией Гатчинской.

Ровно десять лет продолжалось благословенное Богом служение матери Марии. Прикованная к постели, она принимала десятки людей, среди которых были крестьяне, ремесленники, «бывшие люди», священники и даже архиереи. Слава её святости уже при жизни распространилась далеко за пределы Гатчины и Петрограда.

Господь ущедрил страдалицу даром любви, прозорливости и чудотворений. В следственном деле, по которому в числе других монашествующих проходила в 1932 году м. Мария, есть немало свидетельств об этих благодатных дарах. И те следователи, которые фабриковали обвинение против мученицы, по сути, сам и того не ведая, писали материалы для ее жития...

В 1927 году после выхода Декларации митрополита Сергия, матушка приняла сторону митрополита Иосифа Петроградского, сохраняя при этом верность местоблюстителю священномученику митрополиту Петру (Полянскому).

В конце жизни физическое состояние матушки настолько ухудшилось, что любое прикосновение вызывало нестерпимую боль. Несмотря на это, она по-прежнему принимала тех, кто нуждался в ее молитвенной помощи и духовном совете.

19 февраля 1932 года м. Мария вместе с сестрой были арестованы в ходе акции по «Изъятию монахов и монашек», которая проходила по всей стране. Матери Марии было предъявлено стандартное обвинение, причем в вину ей вменялась, в том числе, и проповедь Евангелия. По воспоминаниям современников, ее тащили со второго этажа дома под руки два чекиста, не обращая внимания на ее крики от боли, после чего бросили в кузов грузовика и увезли в Петроград.

Поместили мученицу в больницу Дома предварительного заключения, где она и скончалась 17 апреля 1932 года, будучи уже осужденной на три года ссылки. Тело мученицы было отдано невестке с требованием похоронить его без огласки...

Сразу после мученической кончины м. Марии, ее могилка неподалеку от часовни Ксении блаженной стала местом непрекращающегося паломничества верующих. Здесь служили панихиды, прикладывались к кресту, брали с могилки землю...

В 1981 году м. Мария была прославлена в сонме новомучеников и исповедников Российских Русской Православной Церкви за рубежом. Спустя 25 лет такое прославление произошло и на Родине.

В течение трех лет Гатчинское благочиние СПб епархии собирало и обобщало материалы, связанные с жизнью святой. Написанные в результате этой работы житие м. Марии стало основанием для ее канонизации, которая произошла 17 июля 2006 года.

А 26 марта 2007 года на Смоленском кладбище СПб были обретены святые мощи мученицы Марии Гатчинской, которые затем были торжественно перенесены в Гатчинский Павловский собор, где они покоятся ныне в благолепной раке и доступны для поклонения верующих, ищущих утешения в скорбях и болезнях, и восклицающих с верой и любовью: «Преподобномученице мати Марие, моли Бога о нас!».

Пути блаженных. Ксения Петербургская. Матронушка-Босоножка. Мария Гатчинская. Любушка Сусанинская Печерская Анна Ивановна

Чудеса исцеления по молитвам перед иконой

Через два года после пожара произошло событие, которое еще больше усилило веру народа в целительную силу чудесным образом сохранившейся иконы: исцеление мальчика-эпилептика. Он родился в семье состоятельного биржевого чиновника Константина Петровича Грачева и его жены Александры Петровны. Мальчик появился на свет семимесячным и больным, ему требовалось регулярное врачебное наблюдение, которое родители старались ему обеспечить. Его назвали Николаем в честь святителя Николая Чудотворца. И родители, и старшая сестра Екатерина очень любили его. Но несмотря на любовь и уход врачей, ребенок развивался очень медленно: в 1,5 года он еще не умел держать головку, до 3 лет у него не прорезывались зубы, только в 5 лет он начал ходить. Справедливости ради необходимо отметить, что в умственном развитии он не только не отставал от своих сверстников, но и в чем-то даже опережал их. Так, уже в 5 лет он, кроме родного русского языка, уже мог неплохо изъясняться по-французски.

В 1886 году родители умерли, и дети остались сиротами. Коле едва исполнилось 10 лет, Катя была на 16 лет старше. Смерть родителей тяжело отразилась на мальчике: у него произошел судорожный припадок прямо в день похорон матери. О том, что происходило дальше, лучше всего могла рассказать сестра Коли, оставившая воспоминания о своем брате, иеромонахе Николае Грачеве, который после произошедшего с ним чуда всем сердцем обратился к Господу. Катя была крестной матерью Коли, очень любила его и заботилась о нем после смерти родителей. Она писала, что первый припадок, к сожалению, был не единственным. В последующие годы эпилептические припадки участились, ни один из докторов не мог помочь. Мальчик сильно ослабел, часто во время припадков он падал и ушибался или обжигался. Наконец один из врачей сказал, что вылечить Николая нельзя и что его ждет скорый паралич. Припадки настолько участились, что происходили до 8 раз в день. Екатерина совсем отчаялась, но уповала на помощь Божию. И она пришла. Вот как это произошло: «Двадцать шестого октября 1890 года после припадка Коля стал хуже ходить. Скоро ноги оказались парализованы: он не чувствовал уколов булавки. Двадцать пятого ноября отнялись и руки…

Коля быстро слабел, 27 ноября его причастили. Я сама, четыре года молившая Бога об исцелении брата, видя его лежащим без движения, стала молиться лишь об избавлении несчастного от страданий, о смерти его… Особенно сильный припадок был ночью со 2 на 3 декабря. Брат страшно мучился. Конвульсии, вернее, лишь подергивания рук и ног не прекращались ни на минуту. Лицо исказилось, из багрово-красного стало темно-синим, голова тряслась, тело неестественно изогнулось. Припадок продолжался с 9 часов вечера до 6 часов утра. Я прилегла, измученная многими бессонными ночами. В это время и совершилось великое чудо. Брат лежал совершенно обессиленный. Вдруг вся комната осветилась… Он слышит тихий голос: „Николай!“ Перед ним сама Царица Небесная, с приподнятыми руками и в таком одеянии, как на иконе „Всех скорбящих Радость“ (с монетами). С одной стороны святитель Николай, с другой – святитель в белом клобуке, с крестом… Возле Богородицы – два ангела, и за ними сонм святых. Матерь Божия тихо сказала: „Поезжай в часовню, где упали монеты, шестого числа [декабря] ты исцелишься, но ранее никому не говори…“

Настало шестое декабря – день ангела больного… Прислуга стала одевать брата, что оказалось очень затруднительно – ведь он был недвижим. Наконец его одели, снесли с лестницы и, как малого ребенка, положили мне на колени. Путь был далекий (верст девять-десять). На углу Невского и Литейного проспекта с ним сделался припадок. Мне трудно было его держать… Когда мы доехали до часовни, добрые люди помогли мне вынести брата. Молебен только что начался, молящихся было немного, человек шесть – восемь. Колю положили перед святой иконой, под голову вместо подушки я подложила муфту – он всегда так сильно бился головой. Припадок возобновился в сильнейшей степени: стоны, скрежет зубов больного заглушали чтение святого Евангелия. Вдруг конвульсии сразу прекратились. Так никогда не бывало: обычно конвульсии постепенно делались слабее и припадок медленно проходил, а тут Коля сразу утих, лежит и не шевелится…

Запели кондак „Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды“. Кто-то из молящихся приподнял брата, приложил к чудотворной иконе Богоматери и, не зная, что он разбит параличом, а считая только за припадочного, поставил его на ноги. Я вскакиваю с колен, кого-то толкаю, спешу поддержать брата – а он поднимает недвижимую до того руку и крестится. Все это произошло в одно мгновение – лишь только болящий приложился к святой иконе. Ничего не понимая, не веря своим глазам, я хочу поддержать его, но он отстраняет мою руку и тихо говорит мне: „Благодари Бога, я исцелен“ – и отходит от святой иконы, чтобы не задерживать молящихся, дать им возможность приложиться…»

Таких свидетельств подобных чудесных деяний помощи и избавления от недугов было множество, и не только перед иконой «Всех скорбящих Радость (с грошиками)», но и перед Тихвинской иконой Богородицы, и все интересующиеся, несомненно, легко найдут материалы о них.

Из книги Между Христом и сатаной автора Кох Курт Е

Из книги Настольная книга по теологии. Библейский комментарий АСД Том 12 автора Церковь христиан адвентистов седьмого дня

Б. Чудеса и исцеления Ветхий Завет изобилует рассказами о Божественном вмешательстве в ход истории и чудотворении. На протяжении всех лет странствования по пустыне Израиль то и дело видел чудеса. Однако в большинстве случаев Моисей становился провозвестником грядущего

Из книги Невидимая битва. Козни бесовские против человека автора Пантелеймон (Ледин) Иеромонах

Чудеса бывшие по молитвам протоиерея Валентина (Мордасова) или от святыни, освященной им. Посмертные чудеса. Я обратился к прихожанам нашего храма с просьбой сообщить случаи исцелений их по молитвам протоиерея Валентина или от святыньки, которую он освящал в храме

Из книги Иисус. Человек, ставший богом автора Пагола Хосе Антонио

2. Исцеления, магия и чудеса во времена Нового Завета КЕЕ, Howard Clark, Medicina, milagro у magia en tiempos del Nuevo Testamento. Cordoba, El Almendro, 1992.PINERO, Antonio (ed.), En la frontera de lo imposihle. Magos, medicos у taumaturgos en el Mediterrdneo antiguo en tiempos del Nuevo Testamento. Cordoba, El Almendro, 2001.PILCH, John J., Healing in the New Testament. Insights from Medical and Mediterranean Anthropology. Minneapolis,

Из книги Чудотворные и исцеляющие молитвы и иконы Святой Троицы, Спасителя, Божьей Матери, преподобных святых и угодников автора Михалицын Павел Евгеньевич

Чудеса и исцеления от этой иконы Сказание «О чюдесех Пресвятыя Богородица Володимирьскои иконы» Это сказание было составлено в 1163–1164 годах, через несколько лет после перенесения иконы из Вышгорода во Владимир, когда был построен Успенский собор и освящена церковь

Из книги Почитание святых автора Михалицын Павел Евгеньевич

Чудеса и исцеления от этой иконы Памятно жителям города Харькова великое благодеяние Божией Матери, явленное их городу от святой чудотворной Ее иконы Озерянской в тяжкие 1833, 1848 и 1871 годы, когда пагубная холера свирепствовала в Харькове и уносила в могилу множество

Из книги Почитание Пресвятой Богородицы автора Михалицын Павел Евгеньевич

Чудеса и исцеления от этой иконы Прежде всего, нельзя не признать чудесным само построение каменного храма, в котором находится чудотворный образ. В 1819 году, вследствие ветхости старого деревянного храма, прихожане с разрешения начальства начали постройку нового,

Из книги Сфабрикованный Иисус автора Эванс Крейг

Краткое житие, чудеса и исцеления по молитвам святого страстотерпца Пантелеимона Святой великомученик и целитель Пантеле?имон родился в Вифинии (Малая Азия) в городе Никомидия в семье знатного язычника Евсторгия и был назван Пантолеоном (что значит «по всему лев»), так

Из книги автора

Краткое житие, чудеса и исцеления по молитвам преподобного Сергия Радонежского Преподобный Сергий Радонежский – один из наиболее почитаемых русских святых. Этот великий угодник Божий родился в селе Варницы, под Ростовом, 3 мая 1314 года в семье благочестивых и знатных

Из книги автора

Краткое житие, чудеса и исцеления по молитвам преподобного Сергия Радонежского Преподобный Сергий Радонежский – один из наиболее почитаемых русских святых. Этот великий угодник Божий родился в селе Варницы, под Ростовом, 3 мая 1314 г. в семье благочестивых и знатных бояр

Из книги автора

Чудеса и исцеления по молитвам святителя Афанасия, угодника Божия В XIX в. при мощах святителя Афанасия получила исцеление прибывшая из Москвы княгиня Волконская. Она была убеждена приехать в Лубны троекратным повелением, слышанным ею во сне, и видением обители, стоящей

Из книги автора

Чудеса и исцеления по молитвам преподобного Серафима Саровского Святая Православная Русская Церковь прославляет преподобного Серафима Саровского как чудотворца. В акафисте, ему посвященном, он именуется «избранный чудотворче». И это не только образное выражение, но и

Из книги автора

Чудеса и исцеления от иконы Пресвятой Богородицы «Владимирская» Сказание «О чюдесех Пресвятыя Богородица Володимирьскои иконы» Это сказание было составлено в 1163–1164 гг., через несколько лет после перенесения Владимирской иконы из Вышгорода во Владимир, когда был

Из книги автора

Чудеса и исцеления от иконы Пресвятой Богородицы «Донская» Многие чудеса проистекали от этого образа. В 1591 г. вторглись в русские пределы крымские татары, подошли к самой Москве и раскинули шатры свои на Воробьевых горах. В то время почти все русское войско стояло в

Из книги автора

Чудеса и исцеления от иконы Пресвятой Богородицы «Озерянская» Памятно жителям Харькова великое благодеяние Божией Матери, явленное их городу от чудотворной ее иконы Озерянской в тяжкие 1833, 1848 и 1871 гг., когда пагубная холера свирепствовала в Харькове и уносила в могилу